Суд ассизов во франции это

Обновлено: 18.04.2024

Уголовный процесс во Франции относится к смешанной форме, присущей странам континентальной Европы. Основные источники уголовного процесса: Конституция (1958 г.) и УПК (1958 г.) с многочисленными дополнениями и изменениями, в частности внесенными в 2000 г., а также нормы международного права, содержащиеся в международных договорах. Согласно УПК стадиями уголовного процесса являются: дознание, возбуждение уголовного преследования, предварительное следствие - досудебные стадии; судебное разбирательство, пересмотр или обжалование судебного решения - судебные стадии; стадия исполнения приговора. Все уголовно наказуемые деяния во Франции делятся на три уровня: преступление (наказания - от 10 лет лишения свободы до пожизненного заключения), проступок (от одного года до 10 лет), нарушение (штраф или лишение свободы до одного года). Для производства по каждому виду преступного деяния предусмотрена определенная уголовно-процессуальная форма. Допускается рассмотрение в рамках уголовного дела гражданских исков. Бремя доказывания вины (уголовное преследование) возлагается на прокуратуру.

Дознание осуществляется до возбуждения уголовного преследования (публичного иска); при этом судебная полиция устанавливает факты нарушения закона, собирает о них сведения (доказательства) и разыскивает лиц, совершивших эти нарушения. Дознание ведется под руководством прокуратуры и контролем следственной камеры.

Форм дознания несколько: общие (дознание очевидных преступлений и проступков, первоначальное дознание, дознание по делам о посягательствах на государственную безопасность) и специальные (дознание сомнительной смерти и институт проверки личности), при производстве которых судебная полиция выполняет необходимые процессуальные действия, связанные в том числе и с обеспечением прав подозреваемому, срок задержания которого полицией составляет не более 48 часов. По делам о терроризме и иных посягательствах на государственную безопасность срок задержания увеличивается до 72 часов.

Окончив дознание в установленные законом сроки (так, например, дознание очевидного преступления или проступка проводится в течение 8 суток), полиция передает все собранные по делу материалы прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного преследования. Гражданский истец (потерпевший) также может выступить инициатором возбуждения уголовного преследования путем подачи жалобы следственному судье, ибо прокуратура во Франции возбуждает уголовное преследование, руководствуясь принципом целесообразности, а не только законности. Заинтересованные лица могут обжаловать действия прокурора вышестоящему прокурору или следственному судье.

Предварительное следствие может быть начато только по требованию прокурора; оно, согласно ст. 81 УПК, обязательно по делам о преступлениях, а по делам о проступках проводится только по требованию прокурора. Предварительное следствие во Франции состоит из двух инстанций: осуществляет следственный судья (I инстанция) и осуществляет следственная камера при Апелляционном суде (II инстанция).

Получив указанное требование прокурора, следственный судья в соответствии с законом производит все следственные действия, которые сочтет необходимыми для установления истины. Также следственный судья обеспечивает обвиняемому реализацию его права на защиту. Следственный судья может дать поручение должностным лицам судебной полиции провести необходимые следственные действия, однако они не могут производить допросов обвиняемого и очных ставок. Для следственного судьи обязательны требования прокурора о производстве следственных действий, но если он не согласен с требованием, то в течение 5 дней обязан вынести о том мотивированное постановление (ст. 82 УПК).

В развитие принципа презумпции невиновности в последние годы в уголовном процессе во Франции появился институт ассистированного свидетеля, т.е. лица, в отношении которого ведется предварительное следствие. Если это лицо само не заявило ходатайство о приобретении статуса обвиняемого, чтобы полнее использовать права на защиту, то оно считается ассистированным свидетелем, т.е. свидетелем, имеющим защитника и обладающим некоторыми другими правами на защиту.

Понятия "меры пресечения" во Франции нет, однако в УПК, для того чтобы заключение под стражу как меру пресечения свести к минимуму, в 1970 г. введена иная, комплексная мера пресечения - судебный контроль. Отдельно регламентирован залог, считающийся также средством судебного контроля.

Судебная реформа 2000 г. ввела институт судьи по свободам и заключению. Этот судья по инициативе следственного судьи решает вопрос о заключении под стражу и его продлении. Предельный срок временного заключения - до двух лет, если наказание за преступление свыше 20 лет тюремного заключения, и до трех лет, если наказание - более тяжкое.

Во Франции нет предельных сроков производства по делу на стадии предварительного следствия; их определяет сам следственный судья. Однако если следственный судья не произвел ни одного следственного действия в течение четырех месяцев, председатель следственной камеры может изъять у него дело и передать его в следственную камеру для принятия решения по существу. По данному факту жалобу в следственную камеру может подать и сторона защиты. По окончании предварительного следствия и после проверки материалов дела прокурором следственный судья окончательно квалифицирует деяние и передает материалы дела в следственную камеру, основные задачи которой: проверка качества работы следственного судьи, решение вопроса о предании суду или о прекращении дела, рассмотрение жалоб на действия судебной полиции и следственного судьи.

Особенностью стадии судебного разбирательства является то, что состязательность сторон сочетается с активной ролью суда, который, согласно ст. 310 УПК, "может по совести и чести принять любые меры, которые он сочтет полезными для установления истины". Другая особенность: здесь осуществляются не только рассмотрение дела и принятие решения по существу, но и рассмотрение жалоб на решения суда по существу. На данной стадии уголовного процесса применительно к суду ассизов можно выделить три этапа: 1) действия до судебного заседания; 2) судебное заседание; 3) производство после судебного заседания. Суд ассизов состоит из: трех судей (председатель и два асессора - профессионалы); жюри (9 членов - непрофессионалы). Судьи и присяжные имеют равные права и решают вопросы факта и наказания совместно. Это нетрадиционная форма совместного участия профессионалов и непрофессионалов в отправлении правосудия по уголовным делам. Суд ассизов заседает в Париже и в каждом департаменте Франции. Заседания суда проводятся каждые три месяца. Производство в суде ассизов можно подразделить на два вида: обычное и заочное. При неявке ответчика в течение 10 дней в суд ассизов его дело рассматривается заочно.

Дела о проступках рассматриваются в исправительном трибунале, который состоит из трех судей-профессионалов, а дела о нарушениях - судьей единолично в полицейском трибунале, пришедшем на смену институту мирового судьи.

Существующая в настоящее время во Франции практика "коррекционализации" позволяет, вопреки правилам о подсудности, любое уголовно наказуемое деяние, независимо от его тяжести и характера, передавать на рассмотрение исправительного трибунала.

Процедура судебного заседания в полицейском и исправительном судах во Франции предусматривает два варианта: классическую процедуру и особые виды производства, в которых нет судебного разбирательства как такового (уголовный ордонанс и штраф в строго определенной сумме).

В уголовном процессе во Франции существует развернутая система способов обжалования судебных решений: оппозиция, апелляция, кассация и ревизия. При оппозиции решение пересматривается тем же судом, который вынес первоначальное решение. Применяется в отношении решений, вынесенных заочно и по делам о проступках и правонарушениях. При апелляции дело пересматривается вышестоящим судом, исполнение первоначального приговора приостанавливается. Она может иметь место только по делам о проступках и правонарушениях. Оппозиция исключает апелляцию, и наоборот. Кассация применяется после исчерпания вышеуказанных способов обжалования решений суда. Кассационный суд исправляет только ошибки права. Ревизия применяется после вышеуказанных способов обжалования решений суда и позволяет исправлять фактические ошибки после вступления в силу решения. Ревизия применяется только в отношении проступков и преступлений и только в пользу осужденного лица.

Суды Франции подразделяются на: - Общие и - Специальные.

Система Общих судов

1-Трибуналы «Низшей инстанции и полиции» (Мировые судьи)

Всего 456 трибуналов, расположены в главных городах Округов Франции.

А)-Рассматривают гражданские дела по искам, стоимостью до 380 Евро.

Б)-Осуществляют уголовное судопроизводство по делам о правонарушениях за

которые назначается: - тюремное заключение на срок до 1-месяца, либо

- штраф до 150 Евро.

2-Трибуналы «Высшей инстанции»

Всего 175 трибуналов, которые учреждаются в Департаментах Франции.

Состоят из отделений Гражданских и Уголовных дел:

1)-Отделение Гражданских дел - Трибуналы большого (гражданского) процесса

А)-Рассматривает большинство гражданских дел по 1-инстанции.

Б)-Является апелляционной инстанцией для Трибуналов «Низшей инстанции».

2)-Отделение Уголовных дел – Трибунал исправительной (уголовной) полиции

Рассматривает уголовные дела о преступлениях коллегиально, в составе 3-судей.

Решения этих судов могут быть обжалованы в Апелляционный Суд.

Учреждается по 1-суду на 2 или несколько департаментов.

Компетенция: А)-Являются судами 2-инстанции для нижестоящих судов.

Б)-Рассматривают по 1-инстанции сложные дела о преступлениях

В Апелляционном Суде имеется:

1-Гражданская Палата: - является 2-инстанцией к нижестоящим судам по

рассмотрению гражданских дел.

2-Уголовная Палата: - Состоит из:

Судебный орган, выполняющий функцию надзора за расследованием дел,

путём рассмотрения апелляционных жалоб ( в составе 5 и более судей)

А)-Рассматривает наиболее сложные уголовные дела по 1-инстанции.

Б)-Состоит из 3-судей и 9-присяжных заседателей.

В)-Приговоры этих судов обжалуются только в кассационном порядке в

1-Возглавляет всю систему судов и является фактически Верховным Судом Франции.

2-Состоит из Палат по Гражданским и Уголовным делам.

3-Рассматривает только кассационные жалобы на решения и приговоры нижестоящих

судов, проверяя их законность по материалам находящимся в деле.

4-В случае отмены судебных актов Кассационный Суд направляет дело на новое

рассмотрение в нижестоящий суд.

Специальные (особые) суды.

Специальные (особые) суды подразделяются на:

3)-Суды по квартирной плате,

4)-Суды по социальному страхованию и обеспечению.

1)-По делам несовершеннолетних,

2)-Военные (морские) суды,

3)-Суды государственной безопасности,

4)-Высший Суд Юстиции: - По Конституции Франции 1958 года, Высший Суд Юстиции

Французской Республики действует как специальный суд 1-инстанции

по рассмотрению преступлений совершённых высшими должностными

лицами (министрами) при исполнении ими служебных обязанностей

- Этому суду может быть предан и Президент Франции по обвинению в

государственной измене, если обвинение ему предъявляют обе Палаты

* Судьи во Франции назначаются Президентом страны по рекомендации Высшего Совета Магистратуры.

ВСМ - состоит из 9 членов назначенных Президентом и возглавляется Президентом.

Уголовный процесс Франции является «смешанным». Эта форма уголовного процесса в настоящее время имеет место в большинстве стран континентальной Европы и означает, что уголовный процесс четко разделен на две большие части: тайное, письменное и не состязательное досудебное производство и гласное, устное, состязательное судебное разбирательство.

Центральное место в характеристике процессуального права во Франции занимают правовые нормы. Основным источником уголовно-процессуального права является закон. В основе действующего уголовно-процессуального законодательства Франции лежит Уголовно-процессуальный кодекс 1958 года (с текущими дополнениями и изменениями) (далее – УПК Франции), Конституция 1958 года, Декларация прав человека и гражданина 1789 года, а также нормы международного права, содержащиеся в международных договорах. Кроме того, важнейшим источником уголовно-процессуального права во Франции и во всей романо-германской системе являлся обычай.

Чтобы перейти к рассмотрению темы настоящей работы, следует отметить, что по возрастанию степени тяжести противозаконные деяния в уголовном процессе Франции подразделяются на правонарушения, уголовные проступки и преступления и рассматриваются, соответственно, полицейским судом, исправительным судом и судом присяжных (судом ассизов). Для производства по каждому виду преступного деяния предусмотрена определенная уголовно-процессуальная форма.

«Суды ассизов во Франции обладают исключительной прерогативой рассматривать по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, которые, как было отмечено выше, являются наиболее тяжкими нарушениями уголовного закона, а также, пересматривать такие дела в апелляционном порядке.»[1]

Актуальность данной работы заключается в том, что рассматривается уголовное судопроизводство развитого зарубежного государства – Франции, которое на протяжении всей мировой истории было образцом для подражания не только в сфере законодательства, но также и других отраслях знаний. Изучение данной темы также обусловлено тем обстоятельством, что при возрастающем взаимодействии различных государств в сфере борьбы с преступностью знания специалистов, занятых в данной области, не могут быть ограничены лишь отечественной формой уголовного процесса.

Цель данной работы заключается во всестороннем исследовании производства по уголовному делу в суде ассизов Франции. Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть становление и эволюцию суда ассизов;

2) раскрыть основные этапы и дать характеристику обычному, заочному и апелляционному производству.

Структура данной работы обусловлена поставленными перед нами задачами и соответствует им.

Становление и эволюция суда ассизов

Суд ассизов Франции является единственным судебным учреждением, где в рассмотрении уголовных дел принимают участие непрофессионалы, именующиеся во французской литературе «народным элементом».

«В конце 17 века континентальная Европа обратила внимание на английский суд присяжных, которым очень гордились жители Англии, и решила позаимствовать его. Лидером в этом вопросе среди европейских стран стала Франция, которая значительно его видоизменила, при этом, континентальный тип уголовного процесса, носящий смешанный характер. Данный суд прошел множество метаморфоз до того как тал функционировать в единой коллегии при вынесении приговора.»[2]

«Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808 года установил структуру суда ассизов, которая позволяла относить этот суд к суду присяжных, имевшему, однако, некоторые особенности по сравнению с его английском образцом. Французский суд ассизов состоял тогда из двух совершенно раздельных частей, а именно: коллегии коронных судей в количестве от 3 до 7 человек, решавшей вопросы о наказании и возникающие при производстве дела процессуальные вопросы, а также скамьи из 12 присяжных заседателей, то есть жюри, к компетенции которой относилось рассмотрение вопросов о виновности. В таком виде суд ассизов просуществовал около полутора столетия.»[3]

Закон от 5 марта 1932 года видоизменил классическую схему, возложив на членов жюри обязанность принимать совместно с профессиональными судьями участие в назначении виновному меры наказания. Принятие данного закона означало отказ французов от модели суда присяжных в чистом виде и переход к смешанной модели, соединяющей в себе черты как суда присяжных, так и суда шеффенов, который представлял собой объединение представителей народа с профессиональным судьёй в единую коллегию.

Далее, «законом от 25 ноября 1941 года, принятым в период нацистской оккупации Франции, и подтвердившим его Ордонансом от 20 апреля 1945 года была создана система, при которой в суде ассизов и вопрос о виновности, и вопрос о наказании должны решаться профессионалами и непрофессионалами совместно. Однако полного слияния коллегий не произошло: во время судебного заседания рассмотрение процессуальных вопросов осуществлялось без участия представителей народа. Также к их компетенции не были отнесены и вопросы, связанные с гражданским иском.

УПК Франции 1958 года, действующий и в настоящее время, не внес изменений в эту систему, которая вполне вписывается в некую «смешанную модель» участия народа в отправлении правосудия. Французский суд ассизов, таким образом, не может быть однозначно отнесен ни к суду шеффенов, ни к суду присяжных.»[4]

«На эволюцию французского суда с участием представителей народа, на сокращении сферы применения такого суда сказываются и иные факторы, в частности, специфика некоторых преступлений и их усложнение. Например, в результате принятия законов от 21 июля 1982 года «О введении в действие нового Кодекса военной юстиции», от 9 сентября 1986 года «О борьбе с терроризмом» и от 16 декабря 1992 года «О введении в действие нового Уголовного Кодекса» потребовалось внесение соответствующих дополнений в УПК Франции, которые заключались в том, что судебное разбирательство дел о воинских преступлениях и проступках, о преступлениях и проступках против основных интересов нации, о террористических актах и о преступных деяниях, связанных с торговлей наркотиками, должно теперь происходить в судах ассизов без участия представителей народа. В состав суда включается семь профессионалов, один из которых выполняет функции председательствующего. Необходимо подчеркнуть, что речь не идет о создании специализированных судов или особых производств. Все остальные нормы, касающиеся судебного разбирательства в суде ассизов, применяются и при рассмотрении указанных категорий дел, то есть изменился лишь состав суда»[5].

При характеристике производства в современном суде ассизов следует отметить, что этот суд не действует на постоянной основе. Он периодически собирается на сессии, где рассматривает накопившиеся уголовные дела. Сессии проводятся, как правило, один раз в три месяца, причем заседает этот суд преимущественно в помещении апелляционного суда или трибунала большой инстанции. Для участия в сессии приглашаются 35 основных народных представителей и 10 запасных. Отбирают их не менее чем за 30 дней до открытия очередной сессии из годового списка потенциальных членов жюри с помощью жеребьевки, которая проводится председателем апелляционного суда, его представителем в открытом судебном заседании, или председателем трибунала большой инстанции, в зависимости от того, в каком месте будет проходить сессия.

Производство в суде ассизов можно разделить на три вида:

1) ординарное производство (procedure ordinaire), или обычное производство;

2) апелляционное производство;

3) особое, или заочное производство, применяемое при отсутствии подсудимого без уважительной причины. Во французском уголовно-процессуальном праве данный вид производства обозначается специфическим и непереводимым на русский язык термином — procedure par contumace[6].

После принятия Закона от 15 июня 2000 года следует различать суд ассизов, действующий в качестве суда первой инстанции, и апелляционный суд ассизов.

Мелешко Александр

Судебная юрисдикция
Рассмотрение дела в судах ассизов. Преступления в узком смысле слова (crimes) рассматриваются судами ассизов по первой инстанции с участием 3 профессиональных судей и 6 присяжных.

Присяжными могут быть несудимые граждане, достигшие 23 лет (ст. 255 УПК Франции), умеющие читать и писать, владеющие французским и обладающие политическими правами. Имеется широкий круг лиц, которые не могут быть присяжными. Помимо судимых, это отстраненные от исполнения обязанностей должностные лица, агенты государства и коммун и др.

Список присяжных составляется ежегодно для каждого суда ассизов. В него входят 1800 лиц для суда Парижа и 1300 – для других департаментов. Указанный ежегодный список формируется на основании предварительных списков, составляемых мэром каждой коммуны на основании списка избирателей в результате публичной жеребьевки (ст. 260, 261 УПК Франции). Данный лист поступает в суд ассизов, где соответствующая комиссия, возглавляемая президентом суда апелляционной инстанции и, помимо иных чиновников, включающая председателя адвокатского образования соответствующей территории, проверяет его и составляет на его основе окончательный ежегодный лист присяжных и специальный лист запасных присяжных.

За 30 дней до открытия судебной сессии из ежегодного списка присяжных председатель апелляционного суда или президент трибунала высокой инстанции (или уполномоченное ими лицо) публично по жребию избирают 39 присяжных для сессии соответствующего суда ассизов (ст. 266 УПК Франции). Также из специального списка запасных присяжных избираются запасные присяжные. Выбранные таким образом присяжные вызываются в конкретное судебное заседание.

Предоставляется право на мотивированные и немотивированные отводы. Немотивированных отводов у подсудимого не более четырех, а у стороны обвинения – не более трех (ст. 297, 298 УПК РФ).

Подсудимые могут договориться о порядке реализации своего права. Если этого не происходит, они путем жребия определяют, в какой очередности каждый из них заявляет отводы. В таком случае в отношении каждого из присяжных в этой установленной очередности подсудимыми заявляются отводы до тех пор, пока общее количество немотивированных отводов, предоставленное стороне защиты, не будет исчерпано (ст. 300 УПК Франции).

Подсудимый вправе пригласить адвоката. Если он не имеет возможности сделать это, председатель назначает защитника. Как специально подчеркнуто в ст. 274 УПК Франции, возможности назначить защитника у председательствующего нет, если подсудимый пригласил своего адвоката. В исключительных случаях председательствующий может допустить в качестве советника родственника или друга обвиняемого.

Как и в России, в процессе могут принимать участие потерпевший, представители гражданского истца (гражданская сторона).

Специально подчеркивается, что, общаясь с обвиняемым, адвокат вправе принести в место свидания с ним все необходимые материалы дела. Их копии бесплатно предоставляются каждому из обвиняемых, а также гражданской стороне.

Не менее чем за 24 часа до начала слушания сторона обвинения и сторона защиты раскрывают друг другу список свидетелей и лиц, подлежащих вызову (ст. 281 УПК Франции).

Если обвинения в отношении подсудимого не связаны между собой, председательствующий имеет право отложить рассмотрение одного или нескольких таких обвинений.

Разбирательство носит публичный характер. Исключительно по ходатайству потерпевшего председательствующий назначает заседание при закрытых дверях, если дело касается тяжких преступлений, связанных с той или иной формой сексуального насилия или эксплуатации. Однако, как и в России, решение по существу провозглашается публично.

По сравнению с англосаксонской моделью председательствующий играет более существенную роль, на что в свое время обращал внимание еще А.Ф. Кони. Председательствующий начинает заседание с изложения фактов обвинения, как они сообщены в решении о передаче дела, принятом следственным судьей. Излагает он и правовые вопросы, применимые к данным фактам (ст. 327 УПК Франции).

Далее председательствующий разъясняет подсудимому права и допрашивает его (ст. 328 УПК Франции). После этого допрашиваются вызванные свидетели. В случае неявки свидетеля его могут подвергнуть приводу. Не явившийся без уважительных причин свидетель может быть оштрафован на сумму до 3750 евро. Перед допросом свидетелей суд предпринимает меры, чтобы они не общались между собой.

Присяжные имеют право задавать вопросы свидетелям и подсудимым с разрешения председательствующего. Однако они обязаны воздерживаться от выражения своего мнения. Адвокат вправе ставить вопросы непосредственно перед обвиняемым, свидетелями, гражданским истцом. Обвиняемый задает вопросы через председательствующего.

Свидетели могут быть допрошены о личности и нравственном облике обвиняемого (ст. 331 УПК Франции).

Свидетели дают присягу говорить только правду и ничего кроме правды (de dire toute la vérité, rien que la vérité). Без присяги допрашиваются близкие родственники, обвиняемые или осужденные по делам, связанным с рассматриваемым делом, а также некоторые иные лица, указанные в законе. К ним относятся не только близкие родственники, определенные ст. 5 УПК РФ, но и бывший супруг (супруга). Однако и эти лица могут быть допрошены под присягой, если ни одна из сторон не возражает против этого.

Свидетели вправе, как и в нашем процессе, пользоваться письменными заметками с разрешения председательствующего.

После дачи показаний свидетели остаются в зале судебных заседаний. Однако согласно ст. 338 УПК Франции по ходатайству сторон суд должен удалить давшего показания свидетеля для того, чтобы после показаний других свидетелей решить вопрос о его повторном допросе, в том числе в виде конфронтации (confrontation).

Статья 339 УПК Франции дает возможность председательствующему допросить обвиняемых по процессуальным вопросам без участия присяжных.

Свидетелям и подсудимому в ходе дачи ими показаний могут предъявляться вещественные доказательства.

После исследования доказательств проводятся прения, в которых последнее слово всегда принадлежит адвокату и подсудимому.

В случае если подсудимый, гражданская сторона (потерпевший, гражданский истец), свидетель не владеют французским языком, председательствующий приглашает переводчика.

УПК Франции детально регулирует порядок постановки вопросов перед присяжными.

Также закон дословно описывает, каким должно быть напутственное слово председательствующего (ст. 353 УПК Франции), хотя его значение, очевидно, носит формальный характер. Ведь присяжные совещаются тайно вместе с профессиональными судьями, обсуждая и вопрос наказания. Голосование производится бюллетенями.

Решения, неблагоприятные для подсудимого, должны быть приняты большинством, составляющим не менее 6 голосов из 9 (8 голосов из 12 для апелляционной инстанции).

Протокол судебного заседания составляется и подписывается в течение 3 суток с момента провозглашения решения.

Решение суда ассизов по вопросам права или факта может быть обжаловано в апелляционный суд ассизов, заседающий в составе 3 профессиональных судей и 9 присяжных. Такой состав апелляционной инстанции появился относительно недавно – он введен после реформы уголовного процесса 2000-х годов. К слову, готовность Французской Республики обеспечить обвиняемому полноценное повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции с участием присяжных резонирует с апелляционным производством в наших судах, где институт проверки доказательств носит формальный характер.

Положение осужденного не может быть ухудшено апелляционным судом по его жалобе. Апелляция рассматривается другим судом ассизов. Он определяется апелляционным судом, а в случае несогласия сторон с его выбором – палатой по уголовным делам Кассационного суда Франции (ст. 380-14 УПК Франции).

Высшая инстанция для обжалования – Кассационный суд Франции, решающий вопросы права.

Судебное рассмотрение дел о деликтах. Дела о деликтах разбираются коррекционными трибуналами, заседающими в составе 3 профессиональных судей. Если дело может обернуться затяжным слушанием, по решению президента трибунала высокой инстанции назначаются дополнительные судьи, которые могут заменить выбывшего до вынесения решения судью, чтобы не нарушать принцип непосредственного исследования доказательств.

В отношении специально предусмотренных в УПК Франции деликтов рассмотрение может осуществляться судьей единолично (дела о причинении вреда здоровью на транспорте, мошенничества со своим имуществом после выдачи чека другому лицу, экологические деликты и др.).

В УПК Франции предусмотрена процедура признания вины, когда при подтверждении подсудимым фактов, положенных в основу обвинения, наказание в виде заключения под стражу не может превышать одного года от половины предусмотренного срока лишения свободы.

В отношении специально предусмотренных законом деликтов по решению президента трибунала может быть осуществлена упрощенная процедура назначения наказания. В этом случае наказание в виде лишения свободы вынесено быть не может. Ограничен и размер штрафа. Упрощенная процедура возможна с согласия на нее подсудимого.

По делам о деликтах в коррекционных трибуналах доказательства оцениваются по внутреннему убеждению (intime conviction). Провозглашается принцип непосредственного исследования доказательств. Судья должен основывать свое решение только на доказательствах, исследованных в судебном заседании; решение не может быть основано на доказательствах, не исследованных в судебном процессе (ст. 427 УПК Франции).

В ст. 428 УПК Франции провозглашается принцип свободной оценки доказательств. Указано, что признание, как и иные доказательства, оценивается судьями свободно.

Применительно к отдельным видам доказательств особо подчеркивается, что протокол допроса должен содержать вопросы, на которые отвечал допрашиваемый. Отмечается, что любой протокол, рапорт не имеет доказательственной ценности, если он составлен не в предусмотренной форме, а автор документа, действуя в официальном качестве, лично не воспринимал описанные в нем события (ст. 429 УПК Франции). Как тут не вспомнить формулировки наших приговоров: «Вина подсудимого подтверждается рапортом о совершении преступления».

Вместе с тем, несмотря на принцип свободной оценки доказательств, сохранены отголоски формальной теории доказывания. Так, в ст. 431 УПК Франции говорится о том, что в случае, когда закон наделил сотрудников судебной полиции специальными полномочиями по фиксации деликтов протоколами или рапортами, такие документы опровергаются свидетелями или другими письменными доказательствами.

Также специально отмечено, что переписка с адвокатом не может быть письменным доказательством (ст. 433 УПК Франции).

При необходимости суд имеет право назначить экспертизу.

Перед допросом свидетелей председательствующий допрашивает подсудимого. В этом смысле наш процесс, предоставляя подсудимому возможность дать показания в любой момент с разрешения председательствующего, более либерален.

Допрашиваемые свидетели дают клятву говорить только правду. Дети до 6 лет клятву не приносят, равно как и близкие родственники подсудимого. После допроса свидетеля судья вправе по ходатайству сторон удалить его из зала судебных заседаний с тем, чтобы впоследствии в случае необходимости допросить его повторно или провести очную ставку (ст. 454 УПК Франции).

Допрашиваемые в качестве свидетелей журналисты не обязаны раскрывать источники информации.

В ходе судебного заседания могут исследоваться вещественные доказательства, по поводу которых в случае необходимости задаются вопросы.

Предусмотрена возможность выехать на место происшествия для более полного выяснения обстоятельств дела (ст. 456 УПК Франции).

После допроса свидетелей проводятся прения, в которых последнее слово принадлежит защитнику и обвиняемому.

Рассмотрение дел о проступках. Проступки пятого класса разбираются по существу полицейским трибуналом в составе председателя, прокурора и секретаря. Остальные проступки рассматриваются единолично мировым судьей (juge de proximite).

Дела поступают из прокуратуры, так как предварительное расследование необязательно. Если судья выявляет, что совершен не проступок, а деликт или преступление, материал возвращается прокурору.

По общему правилу производство по нарушениям (проступкам) носит упрощенный заочный характер, если судья не решит, что необходим состязательный процесс (ст. 525 УПК Франции). Тогда он возвращает дело прокурору. Если дело рассмотрено в упрощенном порядке и вынесено решение, оно направляется прокурору и лицу, совершившему проступок. Эти лица, получив извещение, могут высказать свои возражения против упрощенного порядка. В этом случае применяются общие правила рассмотрения дела, предусмотренные для деликтов.

По делам данной категории рапорты и протоколы, составленные сотрудниками полиции, презюмируются достоверными, пока обратное не доказано свидетельскими показаниями или письменными доказательствами (ст. 537 УПК Франции).

Особые положения
УПК Франции, помимо традиционной специфики, связанной с судопроизводством по военным делам, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, по делам с международным элементом, по запросам о выдаче и правовой помощи, по делам, касающимся безопасности государства, обязательствам, связанным с членством в ЕС (Европейский ордер на арест и т.д.), регламентирует производство по делам об отдельных преступлениях, в том числе в сфере наркотиков или организованной преступности.

Например, по делам по незаконному обороту наркотиков так называемая проверочная закупка санкционируется не как в России, руководителем того же органа, который ее проводит (что, кстати, вызывает критику ЕСПЧ), а прокурором либо следственным судьей (ст. 706-32 УПК Франции). При этом, как прямо указано в законе, такие действия не должны инициировать совершение преступления.

Французский уголовно-процессуальный закон предусматривает также возможность пересмотра окончательного решения, если после обвинительного приговора открылся новый факт или новый элемент, неизвестный на день вынесения решения и способный поставить под сомнение виновность осужденного (ст. 622 УПК Франции).

Ответственность юридических лиц
Юридические лица привлекаются к публично-правовой ответственности в порядке, установленном УПК Франции. К ним применяются общие санкции в виде штрафа и специфические санкции, связанные с принудительной ликвидацией, запретом деятельности и т.д. Сумма штрафа увеличивается в пять раз по сравнению с размером штрафа, установленного для физического лица, совершившего аналогичное правонарушение. Если штраф за правонарушение для физического лица не установлен, его сумма определена в размере до 1 млн евро. Процедура судопроизводства в отношении юридических лиц в целом аналогична общему порядку, действующему в отношении лиц физических.

Надеюсь, читатель обратил внимание, что у нашего и французского уголовно-процессуального закона много «общих мест» и неслучайных, как надо думать, совпадений. Однако во Франции немало идей, не нашедших отражения в нашем законе. Полагаю, что дальнейшее изучение и осмысление зарубежного опыта позволит нам улучшить качество правового регулирования уголовно-процессуальных отношений и достигнуть желаемых результатов правоприменения.

P.S. Хочу выразить благодарность петербургскому адвокату Владиславу Вадимовичу Лапинскому, который подал идею этого очерка и своими советами помог воплотить ее в жизнь. Использовано законодательство Франции по состоянию на май 2017 г. с портала правовой информации legifrance.gouv.fr.

Мелешко Александр

В последнее время участники уголовно-процессуальных отношений, включая автора этого очерка, все чаще вспоминают древнюю мудрость о тяготах жизни в эпоху перемен. Бесконечное мелкое и не очень реформирование уголовно-процессуального законодательства заставляет нас задуматься о том, к чему нас ведет законодатель и где в конце концов мы хотим оказаться. В этой связи особую актуальность приобретает изучение зарубежного процессуального опыта. Это касается и стран англо-американской модели правосудия, и стран континентального права, с которыми у нас исторически сложились более тесные отношения в плане восприятия и реализации правовых идей. В области уголовного процесса это касается, наверное, в первую очередь уголовно-процессуального законодательства Франции, которому и посвящен этот очерк.

Уголовный процесс Франции основан на разделении форм судопроизводства в зависимости от вида совершенного правонарушения. Вид правонарушения определяет подведомственность дела определенному суду при рассмотрении его по существу (des juridictions de jugement) и необходимую форму досудебного производства по нему (des juridictions d`instruction).

Французское уголовное право разделяет все уголовно наказуемые деяния на три вида:
нарушения (или проступки) (contravention) – те правонарушения, за которые установлено максимальное наказание в виде штрафа до 3000 евро (ст. 131.13 УК Франции). Они разделяются на пять классов. Рассматриваются мировыми судьями, а правонарушения пятого класса – полицейскими трибуналами.
деликты (delites) – те правонарушения, за которые установлено максимальное наказание до 10 лет лишения свободы (ст. 131.4 УК Франции). Рассматриваются коррекционными трибуналами, входящими на правах палаты в трибуналы высокой инстанции.
преступления (crimes) – те правонарушения, за которые установлено наказание в 10 и более лет лишения свободы вплоть до пожизненного заключения (ст. 131.1 УК Франции).

Суды, рассматривающие дела по существу
Полномочия и компетенция суда определяются как УПК Франции, так и Кодексом организации судопроизводства.

Суды ассизов. Рассматривают преступления (crimes). Они организованы в Париже и в каждом департаменте Франции (ст. 232 УПК Франции). В состав входят 3 профессиональных судьи и 6 присяжных заседателей. В апелляционной инстанции – 3 профессиональных судьи и 9 присяжных. Решения против подсудимого принимаются квалифицированным большинством голосов – в 6 голосов для первой инстанции и 9 голосов для апелляционной инстанции соответственно.

Коррекционные трибуналы (le tribunal correctionnel). Рассматривают деликты (ст. 381 УПК Франции) в составе председательствующего судьи и двух судей (ст. 398 УПК Франции). Решения коррекционного трибунала может быть обжаловано в апелляцию, которая также заседает в составе трех судей (ст. 510 УПК Франции).

Коррекционные трибуналы организационно входят в трибуналы высокой инстанции (le tribunal de grand instance) в виде палаты (chamber). Например, Трибунал высокой инстанции в Париже имеет 15 коррекционных палат. Трибуналы высокой инстанции имеются в каждом департаменте Франции.

Кроме того, в состав трибунала высокой инстанции организационно входят следственные судьи и судьи по свободам и задержанию, о которых речь пойдет ниже и которые по существу дело не рассматривают.

Полицейские трибуналы. К их компетенции относятся правонарушения (проступки) пятого класса. С июля 2017 г. будут рассматривать все правонарушения во исполнение Закона от 18 ноября 2016 г. Дела рассматриваются судьей единолично. Организованы в каждом департаменте Франции и в крупных кантонах.

Мировые судьи (juge de proximite) рассматривают нарушения (проступки), за исключением проступков пятого класса. С июля 2017 г. мировые судьи перестанут рассматривать уголовные дела.

Интересно, что мировой судья не является в полном смысле профессиональным судьей и назначается из практикующих юристов сроком на 7 лет. Такой судья проходит некоторую профессиональную подготовку до начала выполнения своих обязанностей.

Иные участники судопроизводства
Судебная полиция. В УПК Франции определен уголовно-процессуальный статус судебной полиции, представленной жандармерией, национальной и муниципальной полицией. Судебная полиция проводит неотложные следственные действия при обнаружении преступления, предварительное дознание до возбуждения уголовного дела, под контролем прокурора отвечает за сбор доказательств и поиск лиц, причастных к преступлению. Судебная полиция по открытому (возбужденному) делу выполняет поручения следственного судьи.

Прокуратура (ministère public). Прокурор республики. Прокуратура отнесена к стороне обвинения и осуществляет публичные полномочия, направленные на соблюдение закона на основе принципа беспристрастности, а также на надлежащее выполнение судебных решений. Ее представители участвуют в рассмотрении уголовного дела по существу в качестве обвинителей, все судебные решения провозглашаются в присутствии сотрудников прокуратуры. Как специально отмечается в законе, прокуратура ответственна за выработку аргументов, направленных на надлежащее отправление правосудия (ст. 31–33 УПК Франции).

Прокурор республики определяется как должностное лицо, лично или через своих заместителей представляющее прокуратуру в отправлении ее функций. В рамках судебной юрисдикции он участвует в заседаниях судов ассизов, трибуналов высокой инстанции, полицейских трибуналов и при необходимости мировых судей (ст. 39 УПК Франции).

Следственный судья (juge d`instruction). Является знаковой фигурой французского уголовного процесса на досудебной стадии. Он организует предварительное расследование и структурно входит в трибунал высокой инстанции. Однако формально следственный судья независим. В узком (российском) смысле слова правосудие он не отправляет и не может принимать участие в рассмотрении по существу дел, в которых участвовал в качестве следственного судьи. Независимость следственного судьи не означает бесконтрольность.

Его действия подконтрольны соответствующей палате (палата расследований) при апелляционном суде. Этот суд является вышестоящим по отношению к трибуналу высокой инстанции, к которому принадлежит следственный судья. Указанная палата рассматривает жалобы участников процесса на действия следственного судьи. В случае поступления такой жалобы дело передается следственным судьей в палату (ст. 173 УПК Франции). Прокурор дает свое заключение по жалобе (ст. 194 УПК Франции), после чего палата выносит свое решение, имея возможность полностью или в части аннулировать действия следственного судьи (ст. 174 УПК Франции).

Для обеспечения гарантий независимости правосудия от предшествующего ему предварительного расследования следственный судья и судьи апелляционной инстанции, контролирующие в той или иной форме расследование, организационно входят в палаты (палаты расследований), не занимающиеся рассмотрением дел по существу. Таким образом, при сохранении судебного контроля за следствием на формальном институционном уровне исключается возможность какой-либо предвзятости в отношении подсудимого со стороны судей первой и апелляционной инстанций, рассматривающих дело по существу.

Судья по свободам и содержанию под стражей (juge des libertes et la detention). Этот институт введен Законом от 15 июня 2000 г. о презумпции невиновности. Организационно такие судьи также входят в трибуналы высокой инстанции. Они тоже не слушают дела по существу, что является компетенцией судей других палат. Например, в состав Суда высокой инстанции Парижа входят как судьи коррекционных палат, слушающие уголовные дела о деликтах по существу, так и судья по свободам и задержанию. Их компетенции при этом в известной степени не пересекаются.

Что наиболее важно, судья по свободам и содержанию под стражей должен обладать рангом президента или вице-президента соответствующего суда (ст. 137-1 УПК Франции), то есть быть одним из наиболее подготовленных и профессиональных судей. Неслучайно в одном из интервью David Peyron, судья по свободам и содержанию под стражей Трибунала высокой инстанции Парижа, сообщил, что «пост судьи по свободам и задержанию находится в сердце уголовного правосудия», будучи на передовой столкновения публичных и частных интересов.

Решения такого судьи относительно меры пресечения могут быть обжалованы в апелляционном порядке. При этом жалобу будут рассматривать судьи особой палаты по свободам и задержанию при соответствующем апелляционном суде, не участвующие в рассмотрении дела по существу.

Подозреваемый, обвиняемый. Во французском уголовном процессе на стадии предварительного расследования лицо, привлекаемое к ответственности, может иметь два статуса. Первый статус именуется timion assiste – нечто среднее между свидетелем и обвиняемым (подозреваемый). С него не берется клятва о даче правдивых показаний. Такое лицо по своей инициативе вправе потребовать для себя права обвиняемого, обратившись с соответствующим заявлением к следственному судье. В этом случае он получает такие права и считается обвиняемым.

Второй статус – mise en examen, что более или менее соответствует отечественному понятию «обвиняемый». Обвинение согласно ст. 80.1 УПК Франции предъявляется тому и только тому лицу (под угрозой недействительности этого обвинения), в отношении которого существуют веские или взаимосвязанные улики того, что он мог участвовать в совершении преступления.

Адвокат. Выступает на стороне как подозреваемого и обвиняемого, так и потерпевшего. В своей деятельности в области уголовного правоприменения адвокат должен руководствоваться не только УПК Франции, но и Кодексом профессиональной этики (Code de déontologie des avocats), последний из которых (ныне действующий) вступил в силу 4 ноября 2005 г. Данный Кодекс принят законодательным актом – Декретом премьер-министра Французской Республики (Доминика де Вильпена) от 12 июля 2005 г. № 2005-790. Поэтому в отличие от российского КПЭА, принятого профессиональным сообществом и обязательного только внутри него, французский Кодекс этики адвоката является важным элементом всей системы судопроизводства. Он обязывает (в силу публично-властного характера своего происхождения) всех участников уголовного процесса соблюдать и уважать закрепленные в Кодексе основы адвокатской профессии: свободу, независимость и достоинство при осуществлении им профессиональной деятельности.

Впервые официально признанная декретом Филиппа XI Валуа в 1327 г. адвокатура была упразднена во время Французской революции в 1791 г. и восстановлена в 1810 г. С 1971 г. адвокаты получили монополию в большинстве сфер юридической деятельности перед другими представителями юридической профессии, в том числе по вопросам представительства в суде. Однако за исключением некоторых судов (Кассационный суд Франции) стороны могут выступать в суде лично, без участия адвоката. Доступ к профессии предполагает сдачу экзамена в одной из школ адвокатов. Для поступления в школу также сдается теоретический экзамен. Поступить в школу могут лица, получившие степень мастера права (минимум 4 года обучения на юридическом факультете). Обучение в таких школах длится 2 года.

Каждый адвокат должен состоять в бюро, действующем при Трибунале большой инстанции. Адвокаты таких бюро выбирают членов совета своего адвокатского образования и батонье – координатора адвокатов, приписанных к бюро. На уровне всей Франции адвокаты представлены Национальным советом бюро адвокатов.

Потерпевший, гражданский истец, «гражданская сторона» (partie civile) – участвует в судебной и досудебной юрисдикциях. На досудебной стадии он может обращаться с заявлением о совершении преступления, подавать заявления и ходатайства, обжаловать действия следственного судьи. На судебной стадии ему предоставлены права участия в судебном разбирательстве, в том числе право участвовать в прениях сторон.

P.S. Хочу выразить благодарность петербургскому адвокату Владиславу Вадимовичу Лапинскому, который подал идею этого очерка и своими советами помог воплотить ее в жизнь. Использовано законодательство Франции по состоянию на май 2017 г. с портала правовой информации legifrance.gouv.fr.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: