Структура судов принципы их формирования демократизация судебной системы

Обновлено: 24.04.2024

К общим (коронным) судам относились окружной суд (первая инстанция) и судебная палата (вторая инстанция по гражданским и вторая по важным уголовным делам). Окружные суды учрежда­лись для нескольких уездов или одной губернии, составляя судебный округ. Судебная палата состояла из уголовного и гражданского депар­таментов, объединяла несколько судебных округов. Окружные суды по «Учреждению судебных установлений» 1864 г. состояли из пред­седателя и членов, утверждаемых императором. Окружной суд являл- ся частью коронного, состоявшего из трех судей. Члены коронного суда назначались на должность по принципу несменяемости (до по­дачи в отставку или отстранения по привлечению к суду за уголовное преступление). При рассмотрении уголовных дел вводился институт присяжных заседателей (в гражданских делах присяжные заседатели не предусматривались). Присяжные заседатели избирались из мест­ных жителей в возрасте от 25 до 70 лет. Присяжными заседателями могли быть почетные мировые судьи, государственные и земские служащие, крестьяне, а также другие лица в соответствии с высоким имущественным цензом. Закон определял, что присяжными заседате­лями не могли быть заинтересованные лица (служащие в суде, про­курорском надзоре, полиции), рабочие, учителя (т.е. находящиеся в услужении, в том числе у частных лиц) и священники. Выбранные присяжные заседатели утверждались губернатором или градоначаль­ником. Список присяжных заседателей поступал к председателю суда, который по жребию отбирал из него 30 заседателей. Затем со списком 30 заседателей знакомился подсудимый, который мотивированно или немотивированно мог отвести 12 заседателей. Шесть заседателей мог, в свою очередь, отвести прокурор. Получался отвод по форму­ле: 30-12-6 = 12. Итак, на суде присутствовали три члена коронного суда и 12 заседателей. Функции присяжных заседателей заключались в объективном рассмотрении и оценке фактов и обстоятельств дела, на основании которых выносился вердикт о виновности или невино­вности обвиняемого. В случае вынесения вердикта о невиновности подсудимый оправдывался и освобождался из-под стражи. В про­тивном случае дело решал общий (коронный) суд, который без при­сутствия присяжных заседателей определял тяжесть содеянного и на­значал наказание. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными и обжалованию не подлежа­ли, кроме обнаружения нарушений процессуальныхдействий или по­лучения новых обстоятельств. В этом случае дело поступало в уголов­ный департамент Сената, обладавший правом кассации.

Судебная палата являлась судом второй инстанции по граждан­ским делам, которые рассматривались до этого окружным судом (без присяжных заседателей). В судебной палате заседали сослов­ные представители сословий (местные предводители дворянства, городской голова, волостной старшина). Присяжные заседатели в судебной палате не предусматривались. Судебная палата явля­лась также судом первой инстанции по делам о государственных и должностных преступлениях.

Под судебной системой России понимается упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющие общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

Власть – это способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью таких средств как авторитет, волевое влияние, убеждение. Судебная власть – это сфера публичной власти, она характеризуется рядом признаков:

– осуществляется полностью судами в лице судей или присяжных заседателей;

– она независима от законодательной и исполнительной;

– осуществляется посредством Конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

– подзаконна (полномочии судов определяются конституционными и федеральными законами). Полномочия судебной власти очень широки. Это конституционный контроль, контроль за законностью и обоснованностью решений и действий гос. органов и должностных лиц, обеспечение исполнений приговоров и иных судебных решений, разбирательство и решение дел об административных правонарушений.

Российская судебная система устанавливается Конституцией РФ, Законом о судебной системе и строится в соответствии с государственным и административно-территориальным делением страны. Судебная система – это совокупность судов российского государства, действующих в соответствии с принципами правосудия, связанных единством целей и задач с четко обоснованной компетенцией каждого звена, построенная в соответствии с федеральным и административно-территориальным устройством государства.

Вопросы судоустройства, в т.ч. установление системы судов, находится в ведении Российской Федерации. Субъекты РФ не могут по своему усмотрению произвольно учреждать суды, не предусмотренные федеральным законодательством, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности расположенных на их территории федеральных судов. Установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению РФ( ст.71 конституции РФ). В то же время кадры судебных и правоохранительных органов относятся к совместному ведению России и ее субъектов(ст.72 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционном законом Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законе порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществления правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации не допускается.

Такой подход к системному построению судебной власти создает необходимые предпосылки успешному функционированию правосудию.

Гарантируется стабильность деятельности судов. Любые изменения системы судебных органов могут иметь место только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы правосудия не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Построение деятельности судов с учетом национально-территориального устройства Российской Федерации и административно-территориального деления субъектов РФ создают условия обеспечения суверенитета страны и доступность правосудия для населения.

Установление взаимосвязи судебных органов позволяет четко распределить объем их полномочий и проводить эффективный судебный контроль со стороны вышестоящих судов.

Согласование в рамках единой системы деятельности всех самостоятельно функционирующих судов дает возможность обеспечить единообразное понимание задач правосудия в правовом демократическом государстве.

Обращаясь к особенностям построения судебной системы РФ, прежде всего, следует отметить, что все суды России подразделяются на федеральные и суды субъектов РФ. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов РФ – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ. Федеральный суд – это орган государственной власти, который создается или упраздняется только Конституцией РФ или федеральным законом.

Судебная власть самостоятельная, действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судопроизводство в Российской Федерации осуществляется:

· Конституционным Судом РФ;

· Верховным Судом РФ;

· Высшим Арбитражным Судом РФ;

· конституционным (уставным) судом субъектов РФ;

· судом общей юрисдикцией субъектов РФ;

· военным судом видов Вооруженных Сил РФ, групп, войск, флотов, округов;

· федеральным арбитражным судом округов;

· военным судом гарнизона армии, соединения, флотилии;

· судом субъекта РФ;

Конституционный суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства. Конституционный Суд РФ выполняет порученное ему судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти. Он является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Суд РФ обладает значительными специфическими полномочиями. Иных судов другого уровня с аналогичными функциями не существует.

29. Основные конституционные цензы, установленные в отношении кандидатов, претендующих на должность судьи, и действующих судей.

Гл 7 конституции

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.
2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
3. Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 17.07.1999 N 169-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ)
4. Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.
В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.
(п. 4 введен Федеральным законом от 17.07.1999 N 169-ФЗ)

30. Дополнительные требования, предъявляемые к судьям.

Статья 119
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Комм. Апарова Т.В.

Статья устанавливает четыре основных требования, предъявляемых к кандидатам на должность судьи: гражданство Российской Федерации, 25-летний минимальный возраст, наличие высшего юридического образования и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Ни одно из этих требований не может быть проигнорировано, и все они являются обязательными первоначальными условиями, без которых дальнейшее рассмотрение кандидатур невозможно. В то же время Конституция предоставляет возможность федеральному законодательству ввести дополнительные требования к судьям Российской Федерации.
Указанные требования к лицам, назначаемым на судейские должности, получили впервые конституционное закрепление, хотя существовавшее до принятия Конституции законодательство и ранее содержало подобные требования. Согласно ст.4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992г. (в редакции Закона от 14 апреля 1993г. и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации"» от 21 июня 1995г. судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Конечно, конституционное требование достижения 25-летнего возраста относится к кандидатам, впервые выдвигающимся на должность судьи районного (городского) суда. Для судей же всех вышестоящих судов требования к возрасту повышаются. Судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.
Особые требования, в том числе и возрастные, предъявляются к кандидатам в судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Судьей этого суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко времени назначения судьей возраста не менее 40 лет, имеющий безупречную репутацию, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права (см. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г..
25-летний возраст для лиц, претендующих на должность судьи, является минимальным и позволяет некоторым выпускникам высших учебных заведений успеть получить опыт работы по юридической специальности в течение пяти лет. На практике большинство кандидатов в судьи оказываются старше 25 лет. Таким образом эти лица приобретают не только опыт работы по профессии, но и определенный жизненный опыт. Следует отметить, что указанное в ст.119 требование к минимальному возрасту судьи соответствует международной практике. Даже в тех странах, где отсутствуют специальные возрастные требования (например, в Великобритании), для лиц, впервые претендующих на должность судьи, установлены такие обязательные условия, как обучение в школах при адвокатских корпорациях (Великобритания, США) или на специальных государственных курсах (Франция), стажировка в течение двух—четырех лет, длительная (не менее пяти лет) адвокатская практика и иные условия, после соблюдения которых судебных должностей достигают лица старше 25-летнего возраста.
Высшее юридическое образование должны иметь судьи всех звеньев. Для реализации принципа несменяемости судей (ст.121 Конституции) это требование является одной из гарантий достаточной теоретической подготовки будущего судьи, подкрепленной его практическим опытом. Не случайно Закон «О статусе судей» (ст.5) предусматривает, что кандидаты на должность судьи отбираются на конкурсной основе, где основным критерием является сдача квалификационного экзамена.
Пятилетний стаж работы по юридической профессии — это минимум, который должны иметь судьи всех судов Российской Федерации, за исключением кандидатов на должность судей Верховного Суда или Высшего Арбитражного Суда, для которых установлен срок профессиональной работы не менее 10 лет. Надо полагать, что новым федеральным законодательством будут уточнены эти требования применительно к отдельным звеньям судебной системы. Требует уточнения также понятие «работа по юридической профессии». Ни в прежнем законодательстве, ни в ст.119 это понятие не конкретизировано. Вероятно, предпочтение в данном случае должно отдаваться, как это делается в большинстве зарубежных стран, лицам, которые так или иначе были связаны с судебной деятельностью: адвокатам, прокурорам, юрисконсультам, судебным секретарям и, конечно, бывшим судьям.
Под дополнительными требованиями к судьям судов Российской Федерации, которые, согласно ст.119 Конституции, могут быть установлены федеральным законодательством, следует понимать, прежде всего, требования, которые уже применяются действующим законодательством. К ним относятся в первую очередь требования к кандидатам, предусмотренные ст.4—5 Закона «О статусе судей».
Согласно этому Закону лица, отвечающие указанным выше условиям и не являющиеся судьями, должны быть допущены к квалификационным экзаменам, которые проводятся экзаменационной комиссией при органе юстиции. Состав комиссии утверждается квалификационной коллегией судей. Следует отметить, что даже сдавшему экзамен кандидату может быть не разрешено занять судейскую должность, если он допустил «порочащий его поступок» (ст.4 Закона).
Соблюдение моральных правил должно стать основой дополнительных требований по ст.119 Конституции. Согласно «Основным принципам независимости судебных органов», принятым VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985г.), лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности.
В Конституции не говорится о моральных критериях при отборе судей, а в Законе «О статусе судей» основным критерием является проверка факта, допустил ли кандидат порочащий его поступок. Между тем человек, не совершивший никакого порочащего поступка, может по своему характеру или нравственным устоям не подходить к исполнению обязанностей судьи. Излишняя раздражительность, нетерпимость, неумение спокойно выслушивать стороны и свидетелей могут помешать объективной оценке фактов дела.
В большинстве стран характеру будущего судьи придается особое значение. Он должен иметь «незлобивый характер» (Польша), «вести себя достойно не только при исполнении своих должностных обязанностей, но и в частной жизни» (Венгрия), быть «выдержанным, внимательным, терпеливым, беспристрастным. ». Подобные требования предъявляются и к нашим судьям.
Постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993г. утвержден «Кодекс чести судьи Российской Федерации»(1), нарушение которого рассматривается квалификационными коллегиями судей, а ответственность судьи за совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти, может привести к отставке судьи или к иным мерам, предусмотренным действующим законодательством.
Согласно «Кодексу чести» судья должен избегать действий, которые подрывали бы авторитет судебной власти, в том числе сохранять личное достоинство, быть беспристрастным, проявлять терпение, вежливость и тактичность к участникам судебного процесса и требовать того же от работников аппарата суда.
Судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям, участвовать в шествиях и демонстрациях политического характера, избегать личных связей, которые могут причинить ущерб его репутации, и т.д.

31. Органы судейского сообщества. Квалификационные коллегии: порядок избрания, полномочия.

Судейское сообщество — совокупность всех судей в данном государстве. Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. Согласно ст. 29 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 г. В соответствии с указанным законом органами судейского сообщества в РФ являются:

· Всероссийский съезд судей;

· конференции судей субъектов РФ;

· советы судей субъектов РФ;

· общие собрания судей судов;

· Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

· квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

· Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

· экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации" (извлечение)

Причина и подготовка Судебной реформы 1864 г. Судебная система после реформы, её демократизация и упрощение судоустройства. Судебные уставы - законы в дореволюционной России. Основные стадии уголовного процесса. Соотношение реформ и контрреформ.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.09.2011
Размер файла 45,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проведение судебной реформы 1864 года имело огромное влияние на развитие общественных отношений. Гласное судопроизводство способствовало преобразованию обыденного правосознания из патриархального в гражданское. Гражданское правосознание не может сформироваться, если население безграмотно в правовом отношении. Уважение к закону невозможно без его знания. Проведение реформы, введение гласного суда способствовало правовому просвещению всех слоев населения, внедрению в общественное сознание представления о равенстве всех перед законом независимо от сословной принадлежности, положения на службе, в семье. Реформа содействовала гуманизации общественных отношений, заставляла общество видеть и осуждать произвол, ставший нормой жизни.

Нельзя сказать, что данный процесс протекал быстро и легко. Старые традиции отмирали медленно, особенно тяжело внедрялось представление о необходимости подчиняться закону и суду представителями самих государственных органов. Суд не стал надежным гарантом защиты от произвола государственных чиновников, однако именно судебная реформа положила начало процессу кардинальных изменений в общественном сознании.

Исторический опыт проведения судебной реформы 1864 года наглядно демонстрирует значение для общества становления независимого суда, его роль в процессе создания гражданского общества. Тем самым подчеркивая значение судебной реформы, необходимость ее скорейшего проведения. Без независимой судебной системы демократия и правовое государство останутся несбыточной мечтой.

Список использованной литературы

1. Великие реформы в России 1856-1874 года. Под редакцией Л.Г. Захаровой, Б. Эклора, Дж. Бушнела - М.: Издат-во Московского университета, 1992 с. 336

2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969. - 357с.

3. Вицин С. От формирования судебной системы ее реформированию // Российская юстиция. 2001 №4 с. 2 - 5

4. История государства и права России. Учебник/ под ред. Ю.П. Титова - М.: «Проспект», 1999. - 544с.

5. Карпачев М.Д. Коротких М.Г Нарастание кризиса верхов в России второй половины XIX века. // Буржуазные реформы в России второй половины XIX века. - Воронеж, Изд-во Воронежского университета, 1988.

7. Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1989. с. 185

8. Немытина М.В. Применение судебных уставов 1864 года // Буржуазные реформы в России второй половины XIX века. Воронеж 1988.

9. Попова А.Л. Судебная реформа 1864 года и развитие гражданского общества во второй половине 19 века // Общественные науки и современность. - 2002. - №3.

10. Реформы Александра II. - М.: «Юридическая литература», 1998. -463с.

11. Российское законодательство X - XX вв. Г 8 Судебная реформа. - М.: «Юридическая литература», 1991. - 495с.

12. Скрипилев Е.А. Российская присяжная адвокатура // Буржуазные реформы в России второй половины XIX века. Воронеж 1988.

13. Федоров Н.В. О судебной реформе в России // Государство и право. Н. Наука, 1992. №6 с. 3-15.

Годы правления императора Александра ІІ вошли в историю России как период либерально-демократических преобразований. Одной из самых последовательных и завершенных считается судебная реформа Александра 2, утвержденная в 1864 году. Во время этой реформы была полностью изменена судебная система Российской империи. Уже перед Первой мировой войной была опубликовано масса литературы, в которой анализировались результаты и историческое значение судебной реформы для России. В данной статье предлагается обзор основных направлений данной реформы, а также краткая характеристика ее результатов.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Судебная реформа Александра 2

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Значение судебюной реформы 1864 года

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: