Структура функции особенности и типология имиджа власти исполнительной законодательной и судебной

Обновлено: 28.03.2024

Нет необходимости доказывать, что имидж – структура сложная, многоуровневая, многогранная. Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно рассматривать, объединяя их в своего рода блоки. Наиболее четкую структурную схему имиджа предлагают специалисты Центра политического консультирования «Никколо М»[281][88]. По их мнению, существуют три существенные группы имиджевых характеристик – персональные, социальные и символические.

К персональным характеристикам относятся физические, психофизиологические особенности политика, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, наличие харизмы. Сюда входят манеры политического деятеля, умение производить впечатление человека сильного, уверенного в себе, вызывать доверие, симпатию, убеждать, психологически заражать людей. Важную роль играют также такие характеристики кандидата, как внешность, темперамент, биография, известность и степень их корреляции с представлениями избирателей о том, каким должен быть лидер. Многие из этих характеристик почти невозможно изменить. Но можно сформировать определенное отношение к ним, усилив достоинства, представив в виде достоинств некоторые характеристики, которые прямо к ним не относятся. Можно также привнести в образ политика черты, которыми он и не обладает, но которые востребованы аудиторией.

Наличие харизмы – качества, которое делает личность неотразимой в глазах масс и позволяет осуществлять какое то загадочное влияние на них, особенно в случаях непосредственного контакта с этими массами, – может стать определяющим фактором при избрании того или иного лидера. Харизматическая компонента образа наиболее выигрышна с точки зрения коммуникации: между массовым сознанием и лидером как бы сама собой устанавливается тесная эмоциональная, достаточно прочная связь, так что от коммуникатора не требуется никакой дополнительной связи, исчезает необходимость привлечения манипулятивных технологий. Харизматической личности не нужна также помощь института власти: эта личность способна вызывать доверие, привлекать симпатии, вести за собой массы.

Важнейшее качество кандидата, относящееся к социальным характеристикам, – его способность генерировать и провозглашать объединяющие и мобилизующие идеи. Коммуникация между лидером и аудиторией осуществляется именно благодаря совпадению политических идей, которые защищает лидер, и которые в данный момент поддерживаются обществом. А поскольку таковых идей явно меньше, чем лиц, объявляющих себя их единственными защитниками и приверженцами, перед лидером стоит задача доказать свое «право» на эту идею и необоснованность подобных претензий со стороны соперников. Эту задачу можно решить путем использования различной символики и атрибутов, связанных с защищаемой идеей, «присвоением» политической истории партии, которая выдвигала когда-то эту идею, и т.д.

К социальным характеристикам лидера относится также статус его личности (не только связанный с определенным официальным положением, но и с происхождением, величиной состояния и т.д.). Социальная принадлежность лидера в значительной мере определяет нормы и ценности, которых он придерживается.

Социальные характеристики – самая подвижная часть имиджа кандидата, тесно связанная с политической реальностью. Каждый раз при изменении политической ситуации они создаются вновь и вновь.

Символические характеристики – наиболее устойчивая в коммуникативном поле компонента политического имиджа. Этот блок представляет лидера носителем определенной идеологии, дает некие гарантии на то или иное будущее, на определенный курс его действий. В число символических характеристик входят мировоззрение политика, его программа, определенный набор постоянных «лидерских» черт, которые бывают востребованы электоратом постоянно, а также набор постоянных культурных архетипов, связанных в сознании избирателей с лидерскими позициями и ролями.

Успешное выполнение имиджем коммуникативной функции зависит не столько от трансляции четкой и полной информации рационального характера, сколько от полноты овладения психологическим, эмоциональным механизмом восприятия образа. Еще Г. Лебон и Ж. Тард[282][89], оценивая поведение человека в толпе, отмечали, что ролевая функция лидера является как бы слепком с потребностей толпы. Масса выделяет из своей среды не столько самого умного, знающего, предприимчивого человека, сколько такого, который будет способен управлять ею, – во главе толпы обычно встает человек, способный воздействовать на эмоции людей, создающий мифы и утверждающий их через механизмы подражания и эмоционального заражения, толкающий толпу к действию. Точно так же и выбор избирателя существенно зависит от его подсознания. А в этой области основное знаковое поле принадлежит символам, мифам и архетипам, «своего рода формальным схемам. которые в символической форме отражают бессознательно оформленный культурный опыт человеческого рода»[283][90]. С одной стороны, предназначение имиджа заключается в том, чтобы выделить объект из среды других, индивидуализировать его, с другой – он не может обойтись без опоры на обобщающие, типизирующие, собирательные элементы, упрощающие схему узнавания, процесс коммуникации, – своего рода «ярлыки», каждый из которых несет определенную коммутативную нагрузку. «По большей части вместо того, чтобы сначала увидеть, а потом определять, – писал У. Липпман, – мы, напротив, сначала определяем, а потом видим, мы замечаем только то, что уже сформулировано для нас нашей культурой, причем воспринимаем это замеченное в форме стереотипов своей культуры»[284][91].

В архетипах, стереотипах, ролях, амплуа закодированы определенные формулы поведения и набор свойств. Например: мученик, святой, ангел, спаситель должны быть носителями откровения, истины; с этими ролями ассоциируются святость, чистота, непогрешимость. Герой мифов, легенд должен соответствовать глубинной народной психологии, традициям. Волшебник, чародей, маг наделен способностью решать неразрешимые проблемы. Роль вождя подразумевает наличие мудрости и силы, способность быть защитником и покровителем. С героем ассоциируются такие качества, как мужественность, честность, покровительственная готовность к самопожертвованию. Архетип отца несет в себе ожидание силы, властности, строгости, бескомпромиссности, агрессии; архетип матери – ожидание справедливости, доброты, сострадания, заботы, чистоты, порядка.

Исследователи отмечают, например, что «иерархия отцов», в которой центральной фигурой выступает «царь батюшка», – одна из главных иерархий в России. «Хороший» царь в представлении россиян должен быть не только «законным», но и являться одновременно эталоном совести. Символическая характеристика «хороший» как раз и олицетворяет это совмещение[285][92]. В основе имиджа могут лежать несколько стереотипов, сочетаться различные маски. Юрий Лотман, например, отмечает, что «сложная маска Суворова строилась из комбинации «богатыря», «стоика» и «шута»[286][93].

Политическая коммуникация оперирует символическими мирами, основная единица общения вкоторых – метафора. Поскольку имидж представляет собой составляющую символического мира, то он есть не что иное, как набор метафор. Одна из метафор в символическом мире – герой: «Фигура героя есть архетип, который существует с незапамятных времен»[287][94]. Однако состояние «героя» не может быть статичным. Наше сознание плохо воспринимает, например, героя – «хранителя традиций». Герой обязан постоянно вести борьбу, сохраняя уже достигнутое, снова бросать кому то вызов и вновь побеждать.

В политической мифологии, как и в мифологии вообще, приключения героя стандартны. Существует определенный набор ситуаций, в которых герой так или иначе оказывается: он преодолевает препятствия, борется с врагами, одерживает победы и получает награды. Любой сколько-нибудь заметный политический деятель – готовый герой мифа. Например, в свое время весьма удачным и востребованным оказался миф об обиженном народном заступнике, который на заре своей политической карьеры активно эксплуатировал Б. Ельцин. Элементы преследования, обиды, непричастность к преступлениям режима – сегодня в России обязательные составляющие любого персонального политического мифа. Так, по утверждению Г. Явлинского, его преследовали за альтернативное экономическое мышление в годы застоя и едва не подвергли необоснованному хирургическому вмешательству, задуманному сотрудниками КГБ[288][95]. Программа «500 дней», основным автором которой он являлся, так и не была реализована.

Героическое должно быть облечено в формы, узнаваемые и поддающиеся дешифровке. В каждую эпоху этим условиям соответствуют свои символические действия, свой знаковый алфавит, но практически всегда герою, чтобы раскрыть свои подлинные качества, необходим антипод, враг. Этот враг, как и сам герой, системен – они взаимно дополняют друг друга. Без врага герою негде себя проявить. Противостояние соперников в предвыборных гонках работает на тех и на других: только добившись разительного контраста с противоположной стороной, можно продемонстрировать собственные достоинства.

Политическая борьба действительно достаточно жестокая схватка, но парадокс заключается в том, что противостояние, борьба производят особое впечатление на зрителя, поддерживают интерес аудитории к кандидатам, вызывают у людей нечто вроде спортивного азарта.

Первое достаточно яркое изображение врага в политической кампании появилось на свет во время президентских выборов 1964 г. в США. Агентство, нанятое Джонсоном, всеми возможными способами пыталось доказать, что его соперник Голдуотер не может быть президентом. Например, в ответ на высказывание Голдуотера, что стране было бы лучше без восточного побережья, был создан рекламный ролик, на котором восточное побережье на карте США откалывалось и уплывало куда-то в сторону, а от названия страны оставалось только "Соединенные штаты. ". Далее следовал вопрос: «Может ли такой человек быть президентом для всех?»[289][96].

К разряду символических характеристик можно отнести также используемые при построении имиджа ассоциации с животным и растительным миром. Это проявляется, например, в выборе животных и растений в качестве эмблем и символов партий и объединений. «Эмблема осла (у демократов) и эмблема слона (у республиканцев) и являются теми внешними объектами, которые символизируют всю политику этих партий. В то время, как республиканцы подчеркивают мощь, помпезность, импозантность и даже стремление идти напролом, как слон, в своих политических выступлениях, демократы держатся более скромно, даже в известной степени подчеркивают свою «серость»[290][97]. Слон как официальный символ республиканской партии впервые появился на карикатуре в прошлом веке – он топтал инфляцию и хаос.

Излюбленный символ всех времен и народов – орел. Любопытную, не очень совпадающую с современными представлениями трактовку этого образа находим у одного из ученых древности Д. Эразма: «Из всех птиц для обозначения королевской власти какой то умный человек выбрал орла, птицу, не обладающую ни красотой, ни голосом, не пригодную в пищу, но прожорливую, ненасытную, ненавидящую все, бедствие для всех, обладающую удивительным искусством приносить вред только из прихоти делать это»[291][98].

Гвоздика – символ социал-демократии, красная роза – символ человеческих отношений в имидже лейбористской партии Великобритании, виноградная лоза – один из распространенных символов христианства. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Другой уровень метафоризации с помощью мира природы – включение его представителей в стереотип восприятия самою политика. Б. Ельцина, например, ассоциируют с медведем, А. Чубайса – с хитрым лисом, Г. Зюганова – с кабаном, Г. Явлинского – с зайцем, А. Лебедя – с волком, собакой, В. Жириновского – с различными птицами[292][99].

В ряду символических характеристик особое место занимает «программа», или социально экономическая концепция (совокупность идеологических, политических воззрений, экономических намерений и т. д.), а также планы ее реализации, которые в максимальной степени должны отвечать ожиданиям электората. Лидер всегда носитель определенной идеологии, надежда на то или иное будущее, определенный курс действий. Довольно часто отличие нового политика и кандидата на лидерский пост от прежних строится на том, что он предлагает не только другую, но именно новую про грамму действий.

К символическим характеристикам относится и позиция лидера в вопросах, которые на данный момент социально значимы. Удовлетворить тут ожидания избирателей порой бывает весьма непросто. Однако, как показывает история, находчивые кандидаты отыскивают выход из самых сложных ситуаций: «В 50-х губернатору Флориды Ф. Уоррену пришлось вести свою предвыборную кампанию тогда, когда каждый округ в штате должен был сам выбирать, снимать или нет запрет на торговлю спиртным. И вот на вопрос, какова его позиция по поводу «сухою закона», Уоррен ответил так: «Если под виски вы подразумеваете ту живительную влагу, что веселит душу человека, несет отдохновение от дневных забот, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, – то внесите меня в списки самых горячих сторонников продажи спиртного. Если же под виски Вы подразумеваете то дьявольское зелье, которое разрушает семьи, ломает карьеры и лишает человека способности трудиться, – смело зачисляйте меня в ряды сторонников “сухого закона”»[293][100].

Умелое манипулирование именно символическим пластом характеристик обеспечило успех В. Жириновскому. Он со всей силой своей непосредственности инсценирует заранее запрограммированные события, используя при этом традиции российской смеховой культуры. Множество его смеховых личин на самом деле едино. «При этом он мастерски использует весь арсенал имиджелогии: символы, архетипы массового сознания, мифологемы; ярко индивидуализирует эти приемы, будь то рассуждения о комбинации политики и секса в интервью “Плейбою” или символический бросок стакана сока в лицо оппоненту»[294][101].

Субъектно-объектные отношения в политической рекламе имеют свои специфические особенности. Коммуникация кандидата с избирателями чаще всего носит опосредованный характер. Это объясняется, с одной стороны, тем, что требуется воздействовать на значительное число людей (а такое воздействие невозможно без привлечения каналов массовой коммуникации), с другой – тем, что личность не может предстать перед общественностью во всей полноте своих человеческих проявлений. От нее как бы абстрагируется, отчуждается определенный образ, включающий в себя и реальные черты данной личности, и проекцию свойств, отражающих интересы электората.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ 6.doc

В архетипах, стереотипах, ролях, амплуа закодированы определенные формулы поведения и набор свойств. Например: мученик, святой, ангел, спаситель должны быть носителями откровения, истины; с этими ролями ассоциируются святость, чистота, непогрешимость. Герой мифов, легенд должен соответствовать глубинной народной психологии, традициям. Волшебник, чародей, маг наделен способностью решать неразрешимые проблемы. Роль вождя подразумевает наличие мудрости и силы, способность быть защитником и покровителем. С героем ассоциируются такие качества, как мужественность, честность, покровительственная готовность к самопожертвованию. Архетип отца несет в себе ожидание силы, властности, строгости, бескомпромиссности, агрессии; архетип матери – ожидание справедливости, доброты, сострадания, заботы, чистоты, порядка.

Исследователи отмечают, например, что «иерархия отцов», в которой центральной фигурой выступает «царь батюшка», – одна из главных иерархий в России. «Хороший» царь в представлении россиян должен быть не только «законным», но и являться одновременно эталоном совести. Символическая характеристика «хороший» как раз и олицетворяет это совмещение 13 [92] . В основе имиджа могут лежать несколько стереотипов, сочетаться различные маски. Юрий Лотман, например, отмечает, что «сложная маска Суворова строилась из комбинации «богатыря», «стоика» и «шута» 14 [93] .

Политическая коммуникация оперирует символическими мирами, основная единица общения в которых – метафора. Поскольку имидж представляет собой составляющую символического мира, то он есть не что иное, как набор метафор. Одна из метафор в символическом мире – герой: «Фигура героя есть архетип, который существует с незапамятных времен» 15 [94] . Однако состояние «героя» не может быть статичным. Наше сознание плохо воспринимает, например, героя – «хранителя традиций». Герой обязан постоянно вести борьбу, сохраняя уже достигнутое, снова бросать кому то вызов и вновь побеждать.

В политической мифологии, как и в мифологии вообще, приключения героя стандартны. Существует определенный набор ситуаций, в которых герой так или иначе оказывается: он преодолевает препятствия, борется с врагами, одерживает победы и получает награды. Любой сколько-нибудь заметный политический деятель – готовый герой мифа. Например, в свое время весьма удачным и востребованным оказался миф об обиженном народном заступнике, который на заре своей политической карьеры активно эксплуатировал Б. Ельцин. Элементы преследования, обиды, непричастность к преступлениям режима – в конце XX века в России были обязательными составляющими любого персонального политического мифа. Так, по утверждению Г. Явлинского, его преследовали за альтернативное экономическое мышление в годы застоя и едва не подвергли необоснованному хирургическому вмешательству, задуманному сотрудниками КГБ 16 [95] . Программа «500 дней», основным автором которой он являлся, так и не была реализована.

Героическое должно быть облечено в формы, узнаваемые и поддающиеся дешифровке. В каждую эпоху этим условиям соответствуют свои символические действия, свой знаковый алфавит, но практически всегда герою, чтобы раскрыть свои подлинные качества, необходим антипод, враг. Этот враг, как и сам герой, системен – они взаимно дополняют друг друга. Без врага герою негде себя проявить. Противостояние соперников в предвыборных гонках работает на тех и на других: только добившись разительного контраста с противоположной стороной, можно продемонстрировать собственные достоинства.

Политическая борьба действительно достаточно жестокая схватка, но парадокс заключается в том, что противостояние, борьба производят особое впечатление на зрителя, поддерживают интерес аудитории к кандидатам, вызывают у людей нечто вроде спортивного азарта.

Первое достаточно яркое изображение врага в политической кампании появилось на свет во время президентских выборов 1964 г. в США. Агентство, нанятое Джонсоном, всеми возможными способами пыталось доказать, что его соперник Голдуотер не может быть президентом. Например, в ответ на высказывание Голдуотера, что стране было бы лучше без восточного побережья, был создан рекламный ролик, на котором восточное побережье на карте США откалывалось и уплывало куда-то в сторону, а от названия страны оставалось только "Соединенные штаты. ". Далее следовал вопрос: «Может ли такой человек быть президентом для всех?» 17 [96] .

К разряду символических характеристик можно отнести также используемые при построении имиджа ассоциации с животным и растительным миром. Это проявляется, например, в выборе животных и растений в качестве эмблем и символов партий и объединений. «Эмблема осла (у демократов) и эмблема слона (у республиканцев) и являются теми внешними объектами, которые символизируют всю политику этих партий. В то время, как республиканцы подчеркивают мощь, помпезность, импозантность и даже стремление идти напролом, как слон, в своих политических выступлениях, демократы держатся более скромно, даже в известной степени подчеркивают свою «серость» 18 [97] . Слон как официальный символ республиканской партии впервые появился на карикатуре в прошлом веке – он топтал инфляцию и хаос.

Излюбленный символ всех времен и народов – орел. Любопытную, не очень совпадающую с современны ми представлениями трактовку этого образа находим у одного из ученых древности Д. Эразма: «Из всех птиц для обозначения королевской власти какой то умный человек выбрал орла, птицу, не обладающую ни красотой, ни голосом, не пригодную в пищу, но прожорливую, ненасытную, ненавидящую все, бедствие для всех, обладающую удивительным искусством приносить вред только из прихоти делать это» 19 [98] .

Гвоздика – символ социал-демократии, красная роза – символ человеческих отношений в имидже лейбористской партии Великобритании, виноградная лоза – один из распространенных символов христианства. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Другой уровень метафоризации с помощью мира природы – включение его представителей в стереотип восприятия самою политика. Б. Ельцина, например, ассоциируют с медведем, А. Чубайса – с хитрым лисом, Г. Зюганова – с кабаном, Г. Явлинского – с зайцем, В. Жириновского – с различными птицами 20 [99] .

В ряду символических характеристик особое место занимает «программа», или социально экономическая концепция (совокупность идеологических, политических воззрений, экономических намерений и т. д.), а также планы ее реализации, которые в максимальной степени должны отвечать ожиданиям электората. Лидер всегда носитель определенной идеологии, надежда на то или иное будущее, определенный курс действий. Довольно часто отличие нового политика и кандидата на лидерский пост от прежних строится на том, что он предлагает не только другую, но именно новую программу действий.

К символическим характеристикам относится и позиция лидера в вопросах, которые на данный момент социально значимы. Удовлетворить тут ожидания избирателей порой бывает весьма непросто. Однако, как показывает история, находчивые кандидаты отыскивают выход из самых сложных ситуаций: «В 50-х губернатору Флориды Ф. Уоррену пришлось вести свою предвыборную кампанию тогда, когда каждый округ в штате должен был сам выбирать, снимать или нет запрет на торговлю спиртным. И вот на вопрос, какова его позиция по поводу «сухою закона», Уоррен ответил так: «Если под виски вы подразумеваете ту живительную влагу, что веселит душу человека, несет отдохновение от дневных забот, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, – то внесите меня в списки самых горячих сторонников продажи спиртного. Если же под виски Вы подразумеваете то дьявольское зелье, которое разрушает семьи, ломает карьеры и лишает человека способности трудиться, – смело зачисляйте меня в ряды сторонников “сухого закона”» 21 [100] .

Умелое манипулирование именно символическим пластом характеристик обеспечило успех В. Жириновскому. Он со всей силой своей непосредственности инсценирует заранее запрограммированные события, используя при этом традиции российской смеховой культуры. Множество его смеховых личин на самом деле едино. «При этом он мастерски использует весь арсенал имиджелогии: символы, архетипы массового сознания, мифологемы; ярко индивидуализирует эти приемы, будь то рассуждения о комбинации политики и секса в интервью “Плейбою” или символический бросок стакана сока в лицо оппоненту» 22 [101] .

В зависимости от выбранной стратегии возможны различные имиджевые технологии. Назовем основные:

  • формирование имиджа неизвестного кандидата;
  • корректировка объективного имиджа кандидата (репозиционирование имиджа);
  • «снижение» имиджа конкурента;
  • мероприятия противодействия возможной кампании дискредитации со стороны соперников и восстановление имиджа кандидата, сниженного в результате дискредитационных акций конкурента или просчетов политика.

Выбор имиджевых стратегий зависит также от состава конкурентов и расстановки политических сил. Например, если у кандидата всего один соперник (вторые туры выборов, когда борьба разворачивается между двумя претендентами), эффективной может быть стратегия «снижения» имиджа конкурента; в случае, если сильных конкурентов много, имеет смысл репозиционирование имиджа, чтобы отмежеваться от конкурентов.

1[73] Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М.,1993.

2[74] Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов. Киев, 1997. С.66.

3[76] Блажнов Е А Паблик рилейшнз М., 1994. С.50.

4[77] Котлер Ф. Основы маркетинга М. 1992. С.94.

5[78] Ильясов Ф.П. Указ. соч. С.91.

6[79] Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М., 1998. С.73.

7[85] См. напр.: Зяблюк Н.Г. Индустрия управляемой информации М., 1971. С.115.

8[84] См. напр.: Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Минск, 1995. С.58.

9[88] См.: Лидер. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.157.

10[89] См.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896. Психология социализма. Спб., 1908. Тард Ж. Законы подражания. М., 1892. Общественное мнение и толпа. М. 1902.

11[90] Ионов И.Н. Историческое бессознательное и политический миф // Современная политическая мифология. Содержание и механизмы функционирования. М., 1996. С.10.

12[91] Цит. по: Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз Киев, 1997. С.38.

13[92] Щербинин А.И. Щербинина Н.Г. Политический мир России Томск, 1996. С.113.

14[93] Лотман Ю.М. Бытовое поведение и типология культуры в России М. 1976. С.292.

15[94] Юнг К.Г. Архетип и символ М., 1990. С.68.

16[95] Кузин Д. Фрагменты психологического профиля современных политиков // Власть. 1995. №4. С.43.

17[96] Почепцов Г.Г. Имидж и выборы. Киев, 1997. С.63.

18[97] Похлебкин В.В. Международная символика и проблематика (Опыт словаря). М., 1989. С.164.

19[98] Цит. по: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1996. С.296.

20[99] См. напр.: Что мы ценим в кандидатах или анатомия харизмы // Российские вести. 1996. 13 июня.

21[100] Ридерз дайджест. 1992. №12. С.82.

22[101] Анатольев В. Американский политик всегда «под колпаком» у нации // Огонек. 1995. №38. С.43

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ имиджа органа государственной власти и анализ его формирования.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы исследования имиджа органа государственной власти, определить основные черты имиджа органа государственной власти, методологические подходы его формирования;
2) проанализировать имидж Министерства внутренних дел Российской Федерации и процесс его формирования;
3) обозначить проблемы формирования имиджа Министерства внутренних дел Российской Федерации и предложить рекомендации по его формированию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 6
1
Теоретические основы исследования имиджа органов государственной власти………………………………………………. 8
1.1
Понятие имиджа органов государственной власти ………………. 8
1.2
Методологические подходы к формированию органов государственной власти………………………………………………. 10
1.3 Общественное мнение как фактор формирования имиджа органов государственной власти……………………………………………………. 13
2 Анализ формирования имиджа Министерства внутренних дел Российской Федерации………………………………………………. 16
2.1 Деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации по формированию имиджа. 16
2.2 Анализ имиджа Министерства внутренних дел Российской Федерации…………………………………………………………. ……… 20
2.3 Проблемы формирования имиджа Министерства внутренних дел Российской Федерации……………………………………………………. 25
3 Основные рекомендации и предложения по формированию имиджа Министерства внутренних дел Российской Федерации..…………………29
Заключение …………………………………………………………………..34
Список использованных источников ………………………………………35

Файлы: 1 файл

gotovaya_kursovaya.doc

В данной курсовой работе «Имидж органов государственной власти и проблемы его формирования» рассмотрен процесс формирования имиджа органа государственной власти.

Структура данной работы выглядит следующим образом.

В первой главе рассмотрены были раскрыты теоретические основы исследования имиджа органов государственной власти и методологические подходы к его формированию.

Во второй главе проведен анализ формирования имиджа Министерства внутренних дел РФ, а также обозначены проблемы его формирования.

В третьей главе предложены рекомендации по формированию имиджа Министерства внутренних дел РФ.

Работа выполнена печатным способом на 36 страницах с использованием 20 источников, содержит 3 таблиц, 8 рисунков.

Теоретические основы исследования имиджа органов государственной власти………………………………………………. 8

Понятие имиджа органов государственной власти ………………. 8

Методологические подходы к формированию органов государственной власти………………………………………………. 10

1.3 Общественное мнение как фактор формирования имиджа органов государственной власти……………………………………………………. 13

2 Анализ формирования имиджа Министерства внутренних дел Российской Федерации………………………………………………. . 16

2.1 Деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации по формированию имиджа. . . 16

2.2 Анализ имиджа Министерства внутренних дел Российской Федерации……………………………………………………… …. ……… 20

2.3 Проблемы формирования имиджа Министерства внутренних дел Российской Федерации……………………………………………………. ..25

3 Основные рекомендации и предложения по формированию имиджа Министерства внутренних дел Российской Федерации..………… ………29

Список использованных источников ………………………………………35

В эпоху «информационного общества», когда представления людей о мире и происходящих процессах в значительной мере стали формироваться средствами массовой коммуникации, имидж любого субъекта и объекта стал играть гораздо более важную роль, чем прежде. В соответствии с этим имидж органов государственной власти приобретает статус одного из основных ресурсов, во многом предопределяя его перспективу. При этом ресурс понимается в самой общей трактовке: средства, возможности, резервы, позволяющие получить определённый практический результат.

Актуальность курсовой работы обусловлена пониманием того, что имидж органов государственной власти в существенной мере предопределяет успешность их политических, экономических и социальных позиций и может рассматриваться как управленческий ресурс, а также важностью выявления основных компонентов образа органов государственной власти, направленных на устойчивое присутствие в информационном пространстве.

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ имиджа органа государственной власти и анализ его формирования.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть теоретические основы исследования имиджа органа государственной власти, определить основные черты имиджа органа государственной власти, методологические подходы его формирования;

2) проанализировать имидж Министерства внутренних дел Российской Федерации и процесс его формирования;

3) обозначить проблемы формирования имиджа Министерства внутренних дел Российской Федерации и предложить рекомендации по его формированию.

Объектом изучения является имидж органа государственной власти.

Предметом является изучение формирования имиджа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Принципиально существенным для раскрытия темы исследования стали положения и выводы исследований особенностей развития современных систем массовой коммуникации, теории и практики применения PR-технологий. Необходимо отметить работы В.Н. Блажнова, С. Блэка, Ф. Буари, И.Л. Викентьева, С. Г. Кара-Мурзы, С.В. Коновченко, Е.П. Тавокина и др., в которых осмысляются проблемы воздействия СМИ на информационное пространство, специфика функционирования средств массовой информации в современных условиях.

Существенное значение при разработке понятия имиджа как политического образа и методологии анализа имиджевых конструкций в рамках данного исследования представляли труды зарубежных исследователей: Ж-П.Бодуана, К.Болдинга, Л.Браун, Д.Бурстина, А.Менегетти, А.Салливана и др.

Ценными с точки зрения темы исследования представляются выводы диссерта ционных работ последних лет, в которых рассматриваются принципы и технологии коммуникативных процессов формирования имиджа политиков, партий и организаций, ресурсы государственного управления.

Методологическую основу исследования представляет совокупность научных принципов и методов познания общественных явлений, применяемых в социологии и смежных с ней науках, в частности, сочетание системного и синергетического подходов. Системный подход позволил исследовать феномен имиджа как инструмент целенаправленного формирования информационного пространства. В исследовании нашли своё применение методы абстрагирования, аналогии, обобщения эмпирических результатов, качественного и количественного анализа информации, сравнения и наблюдения, а также другие методы научного познания социальной реальности.

Информационной базой послужили Конституция Российской Федерации, Федеральные законы: «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О средствах массовой информации»; «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области средств массовой информации и массовых коммуникаций» и др. документы, регулирующие информационно-политическую сферу.

1 Теоретические основы исследования имиджа органов государственной власти

1.1 Понятие и основные черты имиджа органов государственной власти

Слова «имидж», «имиджелогия», «имиджмейкер» прочно вошли в русский язык. Об этом можно судить по тому, как широко используют сегодня эти понятия журналисты и рекламисты, психологи и социологи. Они часто звучат в периодической печати, теле- и радиопередачах, рекламе. Как правило, имидж воспринимается людьми как некая ценность, ассоциируясь с успешностью той или иной деятельности, как индивидуальной, так и коллективной. Осознание ценности оформляется в социальный заказ. А ответом на него становится стремительное развитие имиджмейкинга как профессиональной сферы деятельности по созданию и преобразованию имиджа, а также имиджелогии – комплексной практической дисциплины, обеспечивающей методологическое и методическое оснащение предмета.[4]

Слово имидж в переводе с английского означает «образ», с латинского – «имитировать». В толковых словарях русского языка имидж представляется как образ, а также – облик, вид, подобие, представление, отражение, тип, характер.

Основоположник отечественной имиджелогии профессор В. Шепель считает имидж собирательным понятием, «это – облик, т.е. та форма жизнепрояления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики». Автор указывает на то, что имидж не тождественен образу. Имидж – фасадная часть, в которой манеры и мимика выступают в качестве наиболее впечатляющих архитектурных элементов. Образ – обобщающая характеристика личности, ее индивидуальные качества, обусловленные периодом времени, принадлежностью к определенному слою людей, условиями жизнедеятельности. Он утверждал что имидж является внешним отражение образа.

Чаще отечественные исследователи представляют имидж через понятие образа, включающего определенные черты, качества, социальные характеристики. Образ, по их мнению, это первая составляющая имиджа. Имидж – это образ, который отражается в сознании людей и возникающий в результате взаимодействия с субъектом и в результате получения информации о нем от источников, вызывающих доверие.

Имидж является предметом междисциплинарного исследования и изучается такими науками, как социология, политология, теория связей с общественностью; вклад в его изучение внесли экономические (маркетинг, теория рекламы) и социально-психологические (психология имиджа) дисциплины и др.[5]

В политической науке имидж рассматривается применительно к различным аспектам политического процесса, например, имидж органов власти, имидж выборов, страны.

В теории связей с общественностью имидж выступает в качестве ключевого показателя эффективности PR-коммуникаций: средства связей с общественностью так или иначе воздействует на целевую аудиторию для формирования благоприятного имиджа. В теории связей с общественностью имидж рассматривается как продукт формирования через целенаправленные усилия со стороны специалистов по связям с общественностью; теоретики данной дисциплины не рассматривают имидж вне коммуникационного контекста.

Первыми ощутили необходимость создания определенного имиджа политики, потом это распространилось на людей других профессий. Имидж проник постепенно во все сферы жизни. Актуальность проблематика, связанная с имиджем, приобрела с активным развитием всего института всеобщих свободных выборов. Судьба властных структур стала напрямую зависеть от того, как они и их деятельность воспринималась электоратом. Проблема построения идеальных образов и внедрения их в массовое сознание приобрела решающее значение.

Имидж органов государственной власти – это представление, формируемое в массовом сознании с помощью различных средств (СМИ) о каком-либо субъекте (политическом или государственном деятеле, общественной организации, партии, государственной структуре) с целью укрепить, или ослабить его престиж, авторитет и репутацию, обеспечить рост доверия или, напротив, недоверия к нему.[6]

Политический имидж органов сегодня – это основная коммуникативная единица, обеспечивающая контакты между агентами на политическом рынке.[7]

Имидж органов государственной власти - это целенаправленно создаваемый образ органов государственной власти, призванный эмоционально воздействовать на определенных лиц с целью его популяризации, направленный на его позиционирование и обеспечение устойчивого присутствия в информационном пространстве. Это своеобразное представление об идеальном выражении той или иной социальной роли, положительное или отрицательное понятие о политике или партии, которое дает населению получить тот информационный продукт, который боле всего отвечает его интересам. Имидж выступает роли связующего звена политиком и аудиторией, служащий отражением общих интересов и способствующий их объединению.

1.2 Методологические подходы к формированию имиджа органов государственной власти

Чтобы сформировать положительный имидж органа государственной власти, в первую очередь необходимо осознание целей, понимание системности такой деятельности и привлечение максимального количества участников из числа экономических, политических и интеллектуальных элит. Имиджевые программы реализовывать нужно не только в формах публикаций в СМИ, но и в формах реальных действий органа государственной власти. Поэтому огромное значение приобретает применение и знание технологий формирования имиджа. Применение технологий снижает затраты на управление, повышает эффективность управленческого воздействия и его роль в жизни общества.

Средства и приемы каждого процесса зависят от среды, в которой он развивается, от его объектов и субъектов, особенно их качества и ресурсов, от характера и масштаба процесса. Большое разнообразие информационных технологий обусловлено разнообразием этих факторов, их соотношений. Множество технологий импровизируется для конкретного управленческого процесса, наиболее эффективные приемы и средства со временем отбираются для часто повторяющихся процессов на основе накопленного опыта. Разработанные технологические комплексы затем применяются в типичных обстоятельствах для соответствующих видов управленческих процессов. Названные информационные технологии носят политический характер в силу самого статуса государственной власти.

Тема технологического достижения политического успеха стала весьма модной и часто дискутируемой. В стране за последнее десятилетие проделан непростой путь совершенствования технологической базы выборных и имиджевых кампаний, законодательной базы, методов и приемов имиджмейкинга. Все это делает важной проблему политических технологий и объясняет необходимость определения феномена политических технологий целом. Прежде чем говорить о технологиях формирования имиджа, необходимо определить само понятие «политическая технология».

Лекционный материал по теме "Формирование позитивного имиджа органа власти, политической партии и политического лидера"

1. Общая характеристика имиджа органа государственной власти

Имидж органов исполнительной власти в регионе играет важную роль, как для представителей власти, так и для населения. Для власти имидж имеет важное функциональное и статусное значение. Он характеризует степень доверия населения и является критерием оценки эффективности управленческой деятельности, проводимых государством преобразований. В свою очередь, в отношении населения успешный имидж показывает степень соответствия действий органов исполнительной власти требованиям и ожиданиям конкретных социальных групп и общества в целом. Вследствие этого, имидж в значительной мере детерминирует поведение граждан по отношению к органам власти, определяет степень общественной поддержки деятельности исполнительной власти и программы ее реформирования.

Анализируя различные научные подходы и научные направления, изучающие власть и характеристики ее проявления, можно обозначить следующее понимание «имиджа» органов исполнительной власти региона.

Под «имиджем», на наш взгляд, следует понимать целостный, качественно определенный образ исполнительной власти в регионе или какого-либо из ее органов, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом или индивидуальном сознании, как совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, а также как определенные черты, качества представителей органов власти, взятые в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях населения.

Имидж органов государственной власти как социальной организации может быть определен совокупностью характеристик, дающих представление о его деятельности. Существуют базовые характеристики, присущие любому типу организации и интерпретируемые в зависимости от их специфики. В то же время, для имиджа важна не сама характеристика, а то представление, которое можно создать о ней профессиональными средствами и которое обеспечит позитивный имидж. Среди них можно выделить:

1. Образ руководителя структуры органов власти региона, который в самом общем виде выстраивается на основе представления о его способностях, установках ценностных ориентациях, социальнопсихологических характеристиках, а также его внешних данных.

2. Образ госслужащих, отражающий физические, психофизические, социальные данные, культуру, профессиональную компетентность, личностные характеристики, визуально-аудиторные особенности и т.д.

3. Социальный имидж органов власти, строящийся на основе представлений общественности в разных социальных группах, о роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни в регионе.

4. Имидж услуг, предлагаемых органами исполнительной власти для населения, в который входит представление о качестве обслуживания, об их функциональной ценности, отличительных свойствах и уникальности.

5. Внешняя атрибутика (визуальный имидж, корпоративный дизайн)

Процесс формирования имиджа органов исполнительной власти является многофакторным итерационным рекурсивным взаимодействием смешанного типа трех субъектов: непосредственно органа государственной власти, населения и СМИ.Они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом в виде информационного обмена, эмоционально-оценочные реакций, непосредственного взаимодействия.

Добиться устойчивого положительного имиджа на практике позволяет умелое применение органами государственной власти коммуникативных стратегий. Среди них можно выделить:

1) стратегии возвышения себя на фоне принижения других;

2) стратегии презентации проектов, намерений;

3) стратегии самопрезентации, подчеркивающие свои достоинства.

По мнению Н.Б Руженцевой, все стратегии и конкретные тактические схемы из реализации в той ли иной степени содержат и провокационную, и манипулятивную составляющие, все направлены на то, чтобы сформировать или изменить картину мира адресата, транслировать ему авторскую точку зрения на мир, событие или явления, волевым усилием внедрить ее в сознание читателя или телезрителя, то есть является одним из способов программирования.

4. Соотношений понятий «общественные отношения» и «государственная власть».

5. Общественные отношения как объект регулирования государственной властью.

6. Сущность управления общественными отношениями.

7. Цели и задачи управления общественными отношениями.

8. Проблемы регулирования общественных отношений.

9. Система органов государственной власти в современной России.

10. Специфика связей с общественностью в государственном управлении и политике.

11. Управление деятельностью по связям с общественностью в органах исполнительной власти, политических партиях, парламенте, формирование позитивного имиджа и общественной репутации.

12. Организация работы пресс-секретарей и пресс-служб на федеральном и региональном уровнях.

13. Специфика медиарилейшнз в сфере политики и государственного управления.

14. Внутрикорпоративный менеджмент пресс-служб и служб по связям с общественностью в государственном управлении.

15. Правовые и этические основы связи в органах государственной власти и управления.

16. Связи с общественностью во взаимодействии государства с институтами гражданского общества.

17. Практика организации различного вида политических PR-кампаний в России и мире.

18. Аналитическое и информационное сопровождение политической кампании.

19. Информационные процессы в модели управления ими на федеральном и субъектном уровнях.

20. Информационный процесс как многоуровневая система.

21. Управление информационными процессами в органах государственной власти и управления.

22. Управление информационными процессами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

23. Формирование информационных потоков, циркулирующих между политической властью и социальными группами.

24. Основные информационные модели.

25. Сферы информационной компетенции государственных служащих и общественности.

26. Формы и способы удовлетворения информационных потребностей граждан.

27. Информационные споры и способы их разрешения в системе государственного управления.

28. Власть – население: формы работы, обратная связь.

29. Понятие «имидж государственной власти».

30. Структура, функции, особенности и типология имиджа власти: исполнительной, законодательной и судебной.

31. Отбор и дифференциация составляющих имиджа, разработка его характеристик.

32. Алгоритм формирования имиджа государственной власти.

33. Технологии формирования имиджа власти.

34. Имиджевые стратегии.

35. PR-технологии политических оппонентов и мероприятия по восстановлению имиджа государственной власти.

36. Современные технологии и методы продвижения имиджа государственной власти.

37. Структура, особенности функционирования и основные направления деятельности государственной службы.

38. Медиа-стратегии по формированию позитивного, негативного или нейтрального имиджа государственной службы.

40. Информационное сотрудничество государственных служащих с журналистами СМИ в рамках совместного социального проекта.

41. Организация специальных мероприятий.

42. Проведение опросов или исследований различных групп общественности и чиновников.

43. Лоббизм и лоббирование.

44. Роль консультационных PR-агентств и пресс-служб в смягчении социально-политических конфликтов.

45. Понятие «диагностика». Консультационные PR-агентства, их типология, структура, функции и формы деятельности. Виды политического консультирования.

46. Методика измерения состояния политической ситуации и напряженности.

47. Источники информации о политическом объекте.

48. Социологическое изучение консультантом состояния напряженности и политического конфликта.

49. Консультационные услуги в системе антикризисного политического управления.

50. Виды пресс-служб, структура и функции в системе органов государственной власти.

51. Медиа-стратегии пресс-служб при разрешении или смягчении социально-политических конфликтов.

52. Опрос общественного мнения о принимаемых государственных решениях.

53. Конструирование средствами СМИ имиджа политической власти и государственной службы.

54. Медиа-стратегии в политических кампаниях. Использование новостей в политических компаниях.

55. Политические коммуникации и политическая реклама в прессе, на телевидении и в Интернете.

56. Факторы, формирующие политический выбор электората в процессе использования формальных и неформальных каналов политической коммуникации.

57. Основные принципы взаимодействия политических акторов (политических лидеров, руководителей пресс-служб, администрации) с представителями СМИ (редакторами, журналистами, комментаторами).

58. Приемы и способы управления политической коммуникации с целью формирования политической идентичности.

59. Понятие «политическая партия». Классификация целевых групп общественности, с которыми взаимодействуют политические партии. Особенности работы с аудиторией и СМИ правящих и оппозиционных партий.

60. Направления деятельности пресс-службы партии. Особая роль пресс-секретаря.

61. Формирование имиджа политического лидера и партийного руководителя.

62. Организация информационной политической кампании и этапы ее реализации.

63. Соответствие имиджа партии предпочтениям избирателей.

64. Виды общественно-политических организаций.

65. Система органов государственной власти РФ. Место и роль информационно-аналитических отделов в органах государственной власти и управления на общенациональном и региональном уровнях властных отношений.

66. Понятие социальных, политических, информационных процессов, их взаимосвязь.

67. Роль PR-специалиста в формировании информационных потоков и создании позитивного имиджа власти, государственной службы и политических лидеров.

68. Борьба со слухами. Связь имиджа власти со стереотипами массового сознания.

69. Диагностика социально-политических процессов.

70. Стратегическое планирование информационной деятельности.

71. Методология и методика проведения мониторинга.

72. Информационно-аналитическое обеспечение процесса государственного управления пресс-службами.

73. Информационное обеспечение политико-управленческого решения. Методы и модели подготовки политических и управленческих решений.

74. Коммуникативная политика государственных учреждений и властных структур с общественно-политическими организациями.

75. Традиционные виды информационной работы: пресс-релизы, медиа-акции, «утечка информации», политическая и социальная реклама, заказные статьи.

76. Формирование позитивного и/или негативного имиджа.

77. Моделирование информационного контекста. Политический маркетинг. Основные понятия и категории политического маркетинга.

78. PR в системе маркетинговых коммуникаций в политических кампаниях.

79. Использование политических коммуникаций: персональных, электоральных, партийных для взаимодействия с общественно-политическими организациями.

80. Формирование общественной повестки дня. Акцент на повседневных проблемах населения, форс-мажорные обстоятельства, социальные катаклизмы.

81. PR-деятельность государственных агентств.

82. Коммуникационные средства государственных органов.

83. Принципы работы по управлению новостями в аппарате Президента РФ.

84. Цели, задачи и функции пресс-секретаря Президента РФ.

85. Структура российского государственного ПР-рынка.

86. Функции ПР-структуры Президента РФ на федеральном уровне.

87. Проблемы взаимоотношений региональных органов власти и СМИ.

88. Функционирование ПР-службы на местном уровне.

89. Взаимодействие государственной структуры с целевыми аудиториями.

90. Взаимодействие государственной структуры с выборными должностными лицами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: