Строгое разграничение государственных и местных дел это теория

Обновлено: 24.04.2024

Идеи организации общинного управления были впервые сформулированы и обоснованы французским ученым Г. Турэ в 1790 г. в Национальном собрании Франции - в рамках доклада по законопроекту о реформе местного управления. Г. Турэ сформулировал две основные проблемы учения о местном самоуправлении:

  1. "понятие о собственных общинных делах, присущих по своей природе муниципальному управлению";
  2. "понятие о делах государственных, которые передаются государством органам местного самоуправления".

Варианты решения этих проблем легли в основу различных теорий местного самоуправления (табл. 1.1).

В первой половине XIX в. французский государственный деятель, историк и литератор А. Токвиль отстаивал теорию свободной общины. Эта теория оказала определенное влияние на развитие законодательства того времени и, в частности, нашла отражение в положениях бельгийской Конституции 1831 г. об особой "общинной" власти.

На смену теории свободной общины пришла общественная теория самоуправления (или общественно-хозяйственная теория самоуправления), которая тоже исходила из противопоставления государства и общины, базировалась на признании за местными сообществами свободы осуществления своих задач. Самоуправление, согласно общественной теории, - это заведование делами местного хозяйства.

Практика показала, что органы самоуправления осуществляли функции не только частно-правового, но и публично-правового характера, свойственные органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, сбор налогов и др.). Оказалось, что нельзя дать точного разграничения дел собственно общинных (местных) и дел государственных, порученных для исполнения общинам.

На основе этих взглядов, критически оценивающих общественную теорию, возникла государственная теория самоуправления, основные положения которой были разработаны немецкими учеными XIX в. Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом.

Согласно этой теории, самоуправление - это одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия в области местного самоуправления получены от государства, следовательно, имеют источником государственную власть. Однако в отличие от центрального государственного управления местное самоуправление осуществляется не правительственными чиновниками, а местными жителями, заинтересованными в результатах местного управления.

Общественная и государственная теории местного самоуправления имели своих сторонников и в дореволюционной России, где в XIX в. были осуществлены земская и городская реформы. Основные начала общественной теории самоуправления получили обоснование в работах В. Н. Лешкова и А. И. Васильчикова. В. Н. Лешков, видный славянофил, основываясь на идеях о самобытности русской общины и ее неотъемлемых правах, выступал за независимость местного самоуправления от государства, за необходимость равного участия в выборах всех членов земств, потому что они связаны одинаковыми общественными, земскими интересами. А. И. Васильчиков, противопоставляя местное самоуправление бюрократическому государственному порядку управления, приходил к выводу, что местное самоуправление чуждо политике: оно имеет свою особую цель и особую сферу деятельности.

На положения государственной теории самоуправления опирались в своих работах такие видные российские юристы, как Б. Н. Чичерин, А. Д. Градовский, В. П. Безобразов, Н. И. Лазаревский и др.

Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит отражение в теории дуализма муниципального управления (или государственно-общественной теории). Согласно ей, муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации. Это предполагает выполнение общиной как местных дел, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступают как агенты государства на местном уровне и действуют под контролем государства. Двойственную, государственно-общественную природу местного самоуправления признают большинство современных ученых.

В теории "социального обслуживания" делается ставка на осуществление органами местного самоуправления одной из основных своих задач - организации обслуживания населения, предложения ему различных услуг. Главная цель деятельности местного самоуправления, по мнению сторонников этой теории, - благосостояние жителей коммуны.

Теория свободной (естественной) общины. Данная теория зародилась в середине 19 века во Франции и Бельгии и впервые обосновала природу местного самоуправления. Основной тезис данной теории – примат общины над государством. Основоположники теории (Гербер, Аренс, Э.Мейер) исходили из того, что община возникла до государства: как они утверждали, «община государством не создана, а лишь признана», и потому имеют самостоятельное право управлять своими собственными делами. Кроме того, община более нравственна по сравнению с государством: если в государстве человек выступает лишь как исполнитель определенных социальных функций, то в общине царят чувства взаимопомощи и взаимной поддержки. Община имеет право на самостоятельность и независимость от государства

Однако эти теоретические постулаты нельзя было распространить на более крупные, созданные государством административные единицы. Спорным оказалось понятие свободной общины как основного признака самоуправления.

Хозяйственная теория самоуправления. Теория возникла во второй половине 19 века (Гирке, Шеффнер, Молль). Теория получила название хозяйственной, потому что сводила роль местного самоуправления к выполнению хозяйственных задач, развитию торговли, содержанию инфраструктуры. Её представители сделали упор не только на признании самоуправляющейся общины, но и на ее коммунальной деятельности. Местное самоуправление чуждо политике. Согласно хозяйственной теории считалось, что самоуправление - это заведование не государственными, а собственными хозяйственными делами общины. Центральная роль в общественном развитии отводилась государству.

В России представителем хозяйственной теории был А.Васильчиков.

Обе теории являются разновидностями общественной теории.

Общественная теория. Сторонники общественной теории противопоставляли деятельность органов самоуправления государственному управлению. Местное сообщество само определяет собственные общественные интересы, политически нейтрально, его существование вызвано нравственной необходимостью. Эта теория имела значительное число сторонников, стремившихся в обосновании негосударственного характера деятельности самоуправляющихся объединений, найти опору в борьбе против чрезмерного подчинения органов самоуправления контролю правительственной администрации. Главный представитель этой теории - О.Ресслер.

Создателям общественной теории не удалось определить список дел, подведомственных органам местного самоуправления, которые бы по существу отличались от дел государственного управления. За это данная теория подверглась критике немецких ученых Л.Штейна и Р. Гнейста, сторонников государственного подхода.

В России наиболее видными представителями общественной теории были К.М. Коркунов, В.Н. Лешков и А.И. Васильчико, 60-ые годы 19 в. В.Н. Лешков выделял сельскую, городскую, уездную и губернскую формы русской общины. Им высказывалась идея выборности и независимости местного самоуправления от государственного вмешательства. Наиболее полное выражение основные принципы общественной теории получили в работе А.И. Васильчикова «О самоуправлении». Самоуправление определялось им как поря­док управления, при котором местные дела и должности ведутся и замещаются местными жителями. Местное самоуправление чуждо политике. В России в 60-е годы прошлого столетия общественная теория пользовалась значительной поддержкой либеральной общественности, которая считала, что признание сугубо общественного значения местного самоуправления позволит избавить его от опеки государственных властей.

Государственная теория. На смену общественной пришла государственная теория самоуправления, последователи которой в той или иной форме выражали мысль: самоуправление есть форма государственного управления.Теория зародилась во второй половине 19 в. в Германии.

Данная теория представляла местное самоуправление как часть государственной власти, «нижний этаж». Основоположники данной теории полагали, что приоритетную роль в общественном развитии играет государство. Вместе с тем, государственная власть неоднородна. На «нижнем этаже» государственный курс должен реализовываться с учетом местных условий. В этом и состоит задача местного самоуправления. Местное самоуправление стали рассматривать как распределение обязанностей по управлению государственными делами между центральными и местными властями

Представители английской школы признавали за местными выборными органами право осуществлять общественное управление в важных отраслях под контролем государства, которое может воздействовать на местные власти только через систему судов. Немецкие исследователи, прежде всего Рудольф Гнейст,Лоренц Штейн, рассматривали самоуправление как связующее звено между государством и обществом, как основу правового государства. Ввели понятие самоуправления.

Широко распространена была идея о разделении компетенции местных органов на собственную и «порученную». Согласно Г. Еллинеку община имеет свои собственные права (право устанавливать собственные органы, принимать членов, управлять имуществом и т.д.), а также выполняет государственные функции, так как государство пользуется общиной для своих целей, вводит се в свою административную организацию. Полномочия государственных органов и местного самоуправления разграничиваются правовыми нормами. Это придает взаимоотношениям между государством и самоуправляющимися единицами характер юридических отношений. Органы местного само­управления не подчиняются прямым распоряжениям государства. Они самостоятельно принимают постановления (которые, правда, могут быть в рамках закона отменены или изменены), не получая непосредственных указаний от правительственных органов. Государственная теория оказала значительное влияние на развитие учения о местном самоуправлении в XIX и XX вв.

В России к числу наиболее авторитетных ее сторонников относились А.Д. Градовский, В.П. Безобразов и Б.Н. Чичерин (в конце своей научной деятельности). А.Д. Градовский подчеркивал политический смысл понятия «самоуправление». Он выступал за предоставление земствам самостоятельности и властных полномочий. В.П. Безобразов критиковал земскую реформу и Положение 1864 г. за то, что земские учреждения не были введены в общую систему государственного управления, и не обладали властными полномочиями. По мнению В.П. Безобразова земским органам было дано «много воли и никакой власти». Б. Н. Чичерин трактовал земства как юридические лица, которые государство учреждает для удовлетворения общих потребностей.

В современных условиях рассмотренные теории отражают лишь отдельные аспекты сложного явления «местное самоуправление». Сущность данного института возможно понять лишь при комплексном подходе.

Общепризнанные установки и ценности международной демократии, составляющие теоретическую базу местного самоуправления получили отражение в Европейской Хартии местного самоуправления – документе, принятом Советом Европы 15 октября 1985г.

В Европейской Хартии дается следующее определение местного самоуправления (ч.1, ст.3) :

«Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного значения.

Это право осуществляется советами и собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Данное положение не исключает обращение к собраниям граждан, референдум или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.»

Что касается российского законодательства, то в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в дальнейшем – Федеральный закон 2003 г. №131 ФЗ ст.3822) говорится следующее:

«Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.»

В Федеральном законе 2003 г. сделан акцент на местное самоуправление как на форму осуществления народом своей власти.

Отличие формулировок российских законов от Европейской Хартии местного самоуправления в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии. Тогда как российское законодательство упоминает, прежде всего, само население и уж затем – органы местного самоуправления. В то же время, Европейская Хартия говорит не только оправе. Но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Вступление России в Совет Европы и ратификации в 1998 г. Европейской Хартии требует учета всех ее отправных положений. В ней установлено, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны».

Конституцией Российской Федерации (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является ее народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соответствующие законы субъектов Российской Федерации, основываясь на положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.

К общим принципам местного самоуправления относятся:

· Самостоятельность населения в решении вопросов местного значения;

· Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в решении общих задач и функций;

· Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

· Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

· Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

· Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

· Законность в организации и деятельности местного самоуправления;

· Гласность деятельности местного самоуправления;

· Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности местного самоуправления;

· Государственные гарантии местного самоуправления.

Существует характеристика основных признаков местного самоуправления, отличающих его от государственной власти. К таким признакам он относит:

- различие в характере власти. Местное самоуправление – власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ее верховной властью;

- разграничение сфер компетенции. Речь идет об ограниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению;

- самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач;

- территориально-ограниченный выборный принцип.

Местное самоуправление – это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

Основные теории местного самоуправления.

Идеи организации общинного управления были впервые сформулированы и обоснованы французским ученым Г.Туре в 1790г. в национальном собрании Франции – рамках доклада по законопроекту о реформе местного самоуправления. Ученные сформулировали две основные проблемы учения о местном самоуправлении.

1)Понятие о собственных общинных делах, присущих по своей природе муниципальному управлению;

2)Понятие о делах государственных, которые передаются государством органам местного самоуправления.

Варианты решения этих проблем легли в основу различных теорий местного самоуправления:

– общественная теория, ее разновидности: Сторонники теории: Р. Гнейст, Э.Майер, О.Лабант, Р.Моль, О.Ресслер и др.; Основной постулат: Строгое разграничение государственных и общинных дел.

– хозяйственная теория: Основной постулат: приоритеты хозяйственной самостоятельности общины.

– юридическая теория: Основной постулат: приоритеты юридической самостоятельности общины.

– политическая теория: Основной постулат: приоритеты принципа отделения должностных лиц общины от государственной службы.

– государственная теория: Основной постулат: общинные дела – часть государственных дел, переданных для исполнения на места.; Сторонники теории:

Л.Штейн, Н.И.Лазаревский, А.Д.Градовский и др.

– государственно-общественная теория, ее разновидность: Основной постулат: выполнение общиной, как местных, так и государственных дел. Сторонники теории: большинство современных ученых.

– теория «социального обслуживания»: Основной постулат: главная задача местного самоуправления – организация обслуживания населения, главная цель – благосостояние жителей.

В первой половине XIX в. Французский государственный деятель, А.Токвиль отстаивал теорию свободной общины. Эта теории оказала определенное влияние на развитие законодательства того времени и, в частности, нашла отражение в бельгийской Конституции 1831 г. об особой «общиной» власти.

На смену теории свободной общины пришла общественная теория самоуправления (или общественно-хозяйственная теория), которая тоже исходила из противопоставления государства и общины, базировалась на признании за местными сообществами свободы осуществления своих задач. Самоуправление, согласно общественной теории, – это заведование делами местного хозяйства.

Практика показала, что органы самоуправления осуществляя функции и не только частноправового, но и публичноправового характера, свойственные органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, сбор налогов и т.д.). Оказалось, что нельзя дать точного разграничения дел собственно общинных (местных) и дел государственных, порученных для исполнения общинам.

На основе этих взглядов, критические оценивающих общественную теорию, возникла государственная теория самоуправления, основные положения которой были разработаны немецкими учеными XIXв. Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом.

Согласно этой теории, самоуправление – это одна из форм организации местного государственного самоуправления. Все полномочия в области местного самоуправления получены от государства, следовательно, имеют источником государственную власть. Однако в отличие от центрального государственного управления местное самоуправление осуществляется не правительственными чиновниками, а местными жителями, заинтересованными в результатах местного управления.

Общественная и государственная теории местного самоуправления имели своих сторонников и в дореволюционной России, где в XIXв. были осуществлены земская и городская реформы. Основные начала общественной теории самоуправления получили обоснование в работах В.Н. Лешкова и А.И. Василичиков. В.Н. Лешков, основываясь на идеях о самобытности русской общины и ее неотъемлемых правах, выступал за независимость местного самоуправления от государства, за необходимость равного участия в выборах членов земств, потому что они связаны одинаковыми общественными, земскими интересами. А.И. Васильчиков, противопоставляя местное самоуправление бюрократическому государственному порядку управления, приходил к выводу, что местное самоуправление чуждо политике: оно имеет свою особую цель и особую сферу деятельности.

Двойственный характер муниципальной деятельности находит отражение в теории дуализма муниципального управления. Согласно ей, муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки общественных интересов и, следовательно, должны действовать как инструменты государственной администрации. Это предполагает выполнение общиной как местных дел, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступают как агенты государства на местном уровне и действуют под контролем государства. Двойственную, государственно-общественную природу местного самоуправления признают большинство современных ученых.

В теории «социального обслуживания» делается ставка на осуществление органами местного самоуправления одной из основных своих задач – организации обслуживания населения, предложения ему различных услуг. Главная цель деятельности местного самоуправления, по мнению сторонников этой теории, благосостояние жителей.

Идеи организации общинного управления были впервые сформулированы и обоснованы французским ученым Г. Турэ в 1790 г. в Национальном собрании Франции - в рамках доклада по законопроекту о реформе местного управления. Г. Турэ сформулировал две основные проблемы учения о местном самоуправлении:

  1. "понятие о собственных общинных делах, присущих по своей природе муниципальному управлению";
  2. "понятие о делах государственных, которые передаются государством органам местного самоуправления".

Варианты решения этих проблем легли в основу различных теорий местного самоуправления (табл. 1.1).

В первой половине XIX в. французский государственный деятель, историк и литератор А. Токвиль отстаивал теорию свободной общины. Эта теория оказала определенное влияние на развитие законодательства того времени и, в частности, нашла отражение в положениях бельгийской Конституции 1831 г. об особой "общинной" власти.

На смену теории свободной общины пришла общественная теория самоуправления (или общественно-хозяйственная теория самоуправления), которая тоже исходила из противопоставления государства и общины, базировалась на признании за местными сообществами свободы осуществления своих задач. Самоуправление, согласно общественной теории, - это заведование делами местного хозяйства.

Практика показала, что органы самоуправления осуществляли функции не только частно-правового, но и публично-правового характера, свойственные органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, сбор налогов и др.). Оказалось, что нельзя дать точного разграничения дел собственно общинных (местных) и дел государственных, порученных для исполнения общинам.

На основе этих взглядов, критически оценивающих общественную теорию, возникла государственная теория самоуправления, основные положения которой были разработаны немецкими учеными XIX в. Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом.

Согласно этой теории, самоуправление - это одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия в области местного самоуправления получены от государства, следовательно, имеют источником государственную власть. Однако в отличие от центрального государственного управления местное самоуправление осуществляется не правительственными чиновниками, а местными жителями, заинтересованными в результатах местного управления.

Общественная и государственная теории местного самоуправления имели своих сторонников и в дореволюционной России, где в XIX в. были осуществлены земская и городская реформы. Основные начала общественной теории самоуправления получили обоснование в работах В. Н. Лешкова и А. И. Васильчикова. В. Н. Лешков, видный славянофил, основываясь на идеях о самобытности русской общины и ее неотъемлемых правах, выступал за независимость местного самоуправления от государства, за необходимость равного участия в выборах всех членов земств, потому что они связаны одинаковыми общественными, земскими интересами. А. И. Васильчиков, противопоставляя местное самоуправление бюрократическому государственному порядку управления, приходил к выводу, что местное самоуправление чуждо политике: оно имеет свою особую цель и особую сферу деятельности.

На положения государственной теории самоуправления опирались в своих работах такие видные российские юристы, как Б. Н. Чичерин, А. Д. Градовский, В. П. Безобразов, Н. И. Лазаревский и др.

Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит отражение в теории дуализма муниципального управления (или государственно-общественной теории). Согласно ей, муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации. Это предполагает выполнение общиной как местных дел, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступают как агенты государства на местном уровне и действуют под контролем государства. Двойственную, государственно-общественную природу местного самоуправления признают большинство современных ученых.

В теории "социального обслуживания" делается ставка на осуществление органами местного самоуправления одной из основных своих задач - организации обслуживания населения, предложения ему различных услуг. Главная цель деятельности местного самоуправления, по мнению сторонников этой теории, - благосостояние жителей коммуны.

Идеи организации общинного управления были впервые сформулированы и обоснованы французским ученым Г. Турэ в 1790 г. в Национальном собрании Франции - в рамках доклада по законопроекту о реформе местного управления. Г. Турэ сформулировал две основные проблемы учения о местном самоуправлении:

  1. "понятие о собственных общинных делах, присущих по своей природе муниципальному управлению";
  2. "понятие о делах государственных, которые передаются государством органам местного самоуправления".

Варианты решения этих проблем легли в основу различных теорий местного самоуправления (табл. 1.1).

В первой половине XIX в. французский государственный деятель, историк и литератор А. Токвиль отстаивал теорию свободной общины. Эта теория оказала определенное влияние на развитие законодательства того времени и, в частности, нашла отражение в положениях бельгийской Конституции 1831 г. об особой "общинной" власти.

На смену теории свободной общины пришла общественная теория самоуправления (или общественно-хозяйственная теория самоуправления), которая тоже исходила из противопоставления государства и общины, базировалась на признании за местными сообществами свободы осуществления своих задач. Самоуправление, согласно общественной теории, - это заведование делами местного хозяйства.

Практика показала, что органы самоуправления осуществляли функции не только частно-правового, но и публично-правового характера, свойственные органам публичной власти (принятие общеобязательных решений, сбор налогов и др.). Оказалось, что нельзя дать точного разграничения дел собственно общинных (местных) и дел государственных, порученных для исполнения общинам.

На основе этих взглядов, критически оценивающих общественную теорию, возникла государственная теория самоуправления, основные положения которой были разработаны немецкими учеными XIX в. Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом.

Согласно этой теории, самоуправление - это одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия в области местного самоуправления получены от государства, следовательно, имеют источником государственную власть. Однако в отличие от центрального государственного управления местное самоуправление осуществляется не правительственными чиновниками, а местными жителями, заинтересованными в результатах местного управления.

Общественная и государственная теории местного самоуправления имели своих сторонников и в дореволюционной России, где в XIX в. были осуществлены земская и городская реформы. Основные начала общественной теории самоуправления получили обоснование в работах В. Н. Лешкова и А. И. Васильчикова. В. Н. Лешков, видный славянофил, основываясь на идеях о самобытности русской общины и ее неотъемлемых правах, выступал за независимость местного самоуправления от государства, за необходимость равного участия в выборах всех членов земств, потому что они связаны одинаковыми общественными, земскими интересами. А. И. Васильчиков, противопоставляя местное самоуправление бюрократическому государственному порядку управления, приходил к выводу, что местное самоуправление чуждо политике: оно имеет свою особую цель и особую сферу деятельности.

На положения государственной теории самоуправления опирались в своих работах такие видные российские юристы, как Б. Н. Чичерин, А. Д. Градовский, В. П. Безобразов, Н. И. Лазаревский и др.

Двойственный характер муниципальной деятельности (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит отражение в теории дуализма муниципального управления (или государственно-общественной теории). Согласно ей, муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации. Это предполагает выполнение общиной как местных дел, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступают как агенты государства на местном уровне и действуют под контролем государства. Двойственную, государственно-общественную природу местного самоуправления признают большинство современных ученых.

В теории "социального обслуживания" делается ставка на осуществление органами местного самоуправления одной из основных своих задач - организации обслуживания населения, предложения ему различных услуг. Главная цель деятельности местного самоуправления, по мнению сторонников этой теории, - благосостояние жителей коммуны.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: