Стороны в международном межгосударственном договоре это

Обновлено: 15.04.2024

Международный договор представляет собой международное соглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т.д.); юридическая сила договора не зависит от его наименования.

Субъекты права международных договоров

Все субъекты международного права обладают правоспособностью заключать международные договоры. Однако такая правоспособность ограничена основными принципами международного права и другими императивными нормами. Кроме того, следует учитывать, что если основные (суверенные) субъекты вправе заключать договоры практически по любому вопросу, могущему быть предметом международно-правового регулирования, то правоспособность производных субъектов международного права ограничена их учредительными документами, в частности, уставами международных организаций.

Международные договоры не создают прав и обязательств или прав для третьих государств без их на то согласия. Однако государства, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права.

Сторонами в договорах могут быть как государства, так и международные организации. Иногда заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором, помимо государств, участвует крупное предприятие). Такие договоры являются международно-правовыми в части отношений между субъектами международного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием; правила, зафиксированные в договоре, носят частноправовой характер.

Виды международных договоров

В зависимости от субъекта, заключающего договор, различают три вида международных договоров: межгосударственные (заключаемые от имени государства), межправительственные (от имени правительства) и межведомственные договоры (от имени ведомств — органов исполнительной власти).

Форма договоров

Международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. Как уже говорилось, Венские конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.

Многосторонние международные договоры составляются, как правило, на одном или нескольких языках. На остальные языки делаются официальные переводы, которые заверяются депозитарием договора и затем передаются участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются официальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы.

Союзные договоры – это политические соглашения, в силу которых заключающие их государства договариваются об охране существующего политического положения (создание военного блока).

Договоры о взаимной помощи – это политические соглашения, которые обязывают участников этих договоров оказывать друг другу определенную взаимную помощь.

Пакты о ненападении – это политические соглашения, по которым страны обязуются воздержаться от нападения на другое государство.

Соглашение о нейтралитете – это политический договор между государствами, который обязывает их не участвовать в войне в случае ее возникновения, между договорившимся государствами и третьими государствами.

Мирный договор – это политический договор, который прекращает состояние войны и устанавливает между государствами политические, экономические и иные отношения.

Экономические соглашения – это договоры между субъектами, которые устанавливают определенный режим в сфере международно-экономических отношений. Различают также следующие виды договоров:

– соглашения, устанавливающие общие правила поведения субъектов международного права (устав ООН);

– соглашения, регулирующие конкретные отношения между государствами: договор об оказании взаимопомощи.

Форма международного договора – как правило письменная, хотя Венская конвенция о праве международных договоров признает и устную форму. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только договор в письменной форме четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон.

Структура международного договора

1. Название договора. Международные договоры могут быть без названия либо носить различные наименования (например, пакт – военно-политический договор, соглашение – межправительственный договор по экономическим вопросам, конвенция – договор по техническим (процессуальным) вопросам, картель – договор о выдаче преступников и по военнопленным, протокол, декларация, устав, хартия и т. д.).

2. Состав участников (стороны) договора. Сторонами международного договора могут быть только субъекты международного права.

3. Права и обязанности сторон.

4. Основная часть. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы или части.

5. Преамбула – является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Преамбула используется при толковании договора.

6. Заключительная часть. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора.

7. Приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т. д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.

8. Подписи сторон.

Язык, на котором составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, хотя в то же время они могут выбрать и какой-либо другой язык. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон они составляют текст и на третьем (нейтральном) языке. Этот текст лежит в основе толкования текста договора. Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются договаривающимися сторонами. Установилась практика составления договоров, заключаемых под эгидой ООН, специализированных учреждений ООН или других международных организаций, на официальных языках этих организаций. Тексты договора на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.

Сторонами в международных договорах являются субъекты международного права, которые обладают договорной правоспособностью. Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры (ст. 6 Венской Конвенции о праве международных договоров 1986 г.). В свою очередь, правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации (ст. 6 Венской конвенции 1986 г.). Под правилами понимаются, в частности, «учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившаяся практика этой организации» (п. 1 ст. 1 Венской конвенции 1986 г.). В статьях 1 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. используются такие понятия, как «участвующее в переговорах государство», «участвующая в переговорах организация», «договаривающееся государство», «договаривающаяся организация», «участник», «третье государство» и «третья организация».

Участвующее в переговорах государство – это государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста международного договора. Договаривающееся государство – это государство, которое согласилось на обязательность для него договора независимо от того, вступил ли договор в силу. Государства, которые не являются участниками международного договора, принято называть третьими государствами.

Государства в силу своего суверенитета имеют полную правоспособность, на основании чего государства сами решают, быть им участниками определенного международного договора или нет. При решении вопроса об участии определенного государства в конкретном международном договоре ставится в зависимость заинтересованность государства в отношении объекта и цели договора.

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ. Целью международного договора является то, что стремятся осуществить или чего достигнуть субъекты международного права, заключая договор.

Наряду с государствами договорной правоспособностью обладают и международные межправительственные организации. Однако договорная правоспособность международных межправительственных организаций ограничена. Так, международные межправительственные организации могут заключать международные договоры с международными организациями и государствами лишь в тех пределах, которыми они ограничены учредительными документами.

Нации и народы, борющиеся за независимость, также могут быть сторонами в международных договорах. Чаще нации и народы, борющиеся за независимость, заключают международные договоры по вопросам образования самостоятельных государств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 2 Общие положения о договорах найма жилых помещений

§ 2 Общие положения о договорах найма жилых помещений Основным договором, с помощью которого жилые помещения передаются в возмездное владение и пользование, является договор найма жилого помещения.Права и обязанности участников данной сделки регулируются гл. 35 ГК РФ и

53. Охрана животного и растительного мира в международных договорах

53. Охрана животного и растительного мира в международных договорах Международно—правовая защита растительного мира в основном развивалась в трех направлениях:1) охрана природных региональных комплексов выражается в установлении специального режима для отдельных

Глава 7. Общие положения об обязательствах и договорах

Глава 7. Общие положения об обязательствах и договорах Раздел, посвященный общим положениям об обязательствах и договорах, завершает ч. I ГК РФ (гл. 21–29). Положения, содержащиеся в нем, распространяются на все гражданско-правовые обязательства и договоры, правовая

СТАТЬЯ 1011. Применение к агентским отношениям правил о договорах поручения и комиссии

СТАТЬЯ 1011. Применение к агентским отношениям правил о договорах поручения и комиссии К отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 настоящего Кодекса, в зависимости от того, действует агент по

Статья 1011. Применение к агентским отношениям правил о договорах поручения и комиссии

Статья 1011. Применение к агентским отношениям правил о договорах поручения и комиссии К отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 настоящего Кодекса, в зависимости от того, действует агент по

2. Вертикальная иерархия норм о договорах

2. Вертикальная иерархия норм о договорах Вертикальная иерархия имеет двоякое значение. Она призвана дать ответы на вопросы о том, на каком именно уровне – федеральном, субъекта Федерации или муниципальном – должен быть принят соответствующий акт и к какому именно виду

8. Действие норм о договорах во времени

8. Действие норм о договорах во времени ГК 22 и ГК 64 не содержали специальных правил о действии во времени гражданских норм, включая те из норм, которые непосредственно рассчитаны на договоры. Указанный пробел в определенной мере был восполнен актами, посвященными

9. Действие норм о договорах в пространстве

9. Действие норм о договорах в пространстве Законодательство о договорах, как часть гражданского законодательства в целом в силу п. «о» ст. 71 Конституции, составляет предмет ведения Российской Федерации. Опираясь на указанную норму, п. 1 ст. 3 ГК предусмотрел: в соответствии

10. Действие норм о договорах по лицам

10. Действие норм о договорах по лицам Нормы гражданского законодательства, которые определяют, как должны заключаться договоры, какие права и обязанности составляют их содержание, какая ответственность наступает в случае нарушения договора и др., в принципе адресованы

12. Толкование норм о договорах

12. Толкование норм о договорах Законы и другие правовые нормы, определяющие порядок заключения договора, границы его содержания и последующую динамику, принимает государство. А применяют правовые акты участники гражданского оборота, суд и другие государственные органы

14. Понятие объективной стороны преступления. Обязательные признаки объективной стороны

14. Понятие объективной стороны преступления. Обязательные признаки объективной стороны Объективная сторона преступления – совокупность установленных уголовным законом признаков внешнего проявления преступного поведения.Обязательные признаки объективной стороны

Статья 1011. Применение к агентским отношениям правил о договорах поручения и комиссии

Статья 1011. Применение к агентским отношениям правил о договорах поручения и комиссии К отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные главой 49 или главой 51 настоящего Кодекса, в зависимости от того, действует агент по

89. Продавец и покупатель в договорах купли-продажи

89. Продавец и покупатель в договорах купли-продажи Передача вещи покупателю на праве собственности была конечной целью любого договора купли-продажи. Но проданная вещь должна была соответствовать должному качеству. По мере развития экономических отношений развивались

Участие в переговорах в качестве стороны или ассистента стороны

Участие в переговорах в качестве стороны или ассистента стороны Еще одной из форм переговоров, вышедших из медиации, является участие медиатора совместно со стороной (или без нее) в переговорах в качестве представителя стороны.Такой метод принципиально отличается от

Сторонами в международных договорах являются субъекты международного права, которые обладают договорной правоспособностью. Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры (ст. 6 Венской Конвенции о праве международных договоров 1986 г.). В свою очередь, правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации (ст. 6 Венской конвенции 1986 г.). Под правилами понимаются, в частности, «учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившаяся практика этой организации» (п. 1 ст. 1 Венской конвенции 1986 г.). В статьях 1 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. используются такие понятия, как «участвующее в переговорах государство», «участвующая в переговорах организация», «договаривающееся государство», «договаривающаяся организация», «участник», «третье государство» и «третья организация».

Участвующее в переговорах государство – это государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста международного договора. Договаривающееся государство – это государство, которое согласилось на обязательность для него договора независимо от того, вступил ли договор в силу. Государства, которые не являются участниками международного договора, принято называть третьими государствами.

Государства в силу своего суверенитета имеют полную правоспособность, на основании чего государства сами решают, быть им участниками определенного международного договора или нет. При решении вопроса об участии определенного государства в конкретном международном договоре ставится в зависимость заинтересованность государства в отношении объекта и цели договора.

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ. Целью международного договора является то, что стремятся осуществить или чего достигнуть субъекты международного права, заключая договор.

Наряду с государствами договорной правоспособностью обладают и международные межправительственные организации. Однако договорная правоспособность международных межправительственных организаций ограничена. Так, международные межправительственные организации могут заключать международные договоры с международными организациями и государствами лишь в тех пределах, которыми они ограничены учредительными документами.

Нации и народы, борющиеся за независимость, также могут быть сторонами в международных договорах. Чаще нации и народы, борющиеся за независимость, заключают международные договоры по вопросам образования самостоятельных государств.

C - транснациональные корпорации, участвующее в переговорах государство, участвующая в переговорах организация, договаривающееся государство, договаривающаяся организация, участник, третье государство, третья организация, международные должностные лица.

14. Понятие оговорки к международным договорам:

А - это ошибка в тексте международного договора в результате неаутентичности перевода на язык государства-участника;

B + это одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации;

C - это явно выраженное несогласие государствами или международными организациями с некоторыми положениями договора, определяющими их правовой статус.

15. Виды признания в международном праве:

А - признание государства, признание правительства, признание авторитета государственного деятеля, признание международного деятеля, признание научной доктрины, признание действия международно-правовой нормы;

B + признание государства, признание правительства, признание восставшей стороны, признание органов национального освобождения;

C - признание претензий государства, признание правоты за одной из сторон международного спора, дипломатическое и консульское признание.

16. Классификация современных международных организаций:

А + наднациональные, межгосударственные, неправительственные, универсальные, региональные, общей компетенции, специальной компетенции, открытые, закрытые;

B - межгосударственные, неправительственные, универсальные, региональные;

C - политические, экономические, социальные, военные, наднациональные, межгосударственные, неправительственные.

17. Какие из перечисленных органов не входят в систему ООН:

А - Совет безопасности;

B + Экономический суд;

C - Всемирный почтовый союз;

18. Дипломатические представительства - это:

А + посольство, миссия посланника, миссия поверенного;

B - посольство, миссия посланника, миссия поверенного, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях;

C - посольство, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях.

19. Классы дипломатических представителей:

А + посол, посланник, поверенный;

B - генеральный консул, консул, вице-консул, консульские агенты, почетный консул;

C - посол, посланник, поверенный, консул, вице-консул.

20. Консульские представительства - это:

А - генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства;

B - посольство, миссия посланника, миссия поверенного;

C + консульский отдел посольства, генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульские агентства.

21. Внутригосударственные Органы внешних сношений - это:

А - высшие государственные чиновники министерств и ведомств по иностранным делам;

B + высшие представительные и исполнительные органы государства: глава государства (единоличный или коллегиальный), правительство, ведомство иностранных дел;

C - правительственные, неправительственные.

22. Зарубежные органы внешних сношений - это:

А + дипломатические представительства (посольства, миссии), постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения, специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах;

B - правительственные и неправительственные дипломатические представительства и миссии, специальные миссии и делегации;

C - дипломатические представительства, консульские учреждения.

23. Делимитация - это:

А + нанесение линии государственной границы на карту;

B - запрет на размещение военных объектов на территории государства;

C - обозначение на местности линии государственной границы;

24. Виды территорий в международном праве:

А + государственная территория, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом;

B - поверхность Земного шара и космических тел, поверхности под морями и другими водоемами;

C - открытые и закрытые территории, специализированные территории, территории с двойным режимом.

25. Виды государственной территории:

А - открытое море, находящиеся в пределах государственных границ: сухопутная территория, внутренние (национальные) воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра без каких-либо ограничений по глубине и воздушное пространство над ними;

B - сухопутная территория, внутренние воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра и воздушное пространство над ними без каких-либо ограничений по глубине и высоте, которые государство считает принадлежащими ему;

C + находящиеся в пределах государственных границ: сухопутная территория, внутренние (национальные) воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра без каких-либо ограничений по глубине и воздушное пространство над ними высотой до 100-110 км.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: