Сторонники формационного подхода к типологии государства и права полагают что в коммунистическом

Обновлено: 19.04.2024

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Основные подходы к типологии государства:

Формационный подход к типологии государства

Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя:

    • тип производственных отношений (базис) и
    • соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.).

    Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

    В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:

      1. рабовладельческий,
      2. феодальный,
      3. буржуазный,
      4. социалистический.

    Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

    Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

    Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития:

      • капиталистическое,
      • монополистическое,
      • индустриальное,
      • постиндустриальное государство.

      Социалистическое государство , по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

      Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

      Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

      Достоинства формационной типологии:
        1. продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
        2. показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
        Недостатки формационной типологии:
          • во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
          • недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

          В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга , выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

          Формационный подход к определению классификации типов государства базируется на диалектическом и историческом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса.

          В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующуюся определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой).

          Сторонниками формационного подхода выделяются пять общественно-экономических формаций:
          1) первобытнообщинная
          2) рабовладельческая
          3) феодальная
          4) буржуазная
          5) коммунистическая

          Критериями классификации типов государств в формационном подходе являются:

          1) способ производства, уровень развития производительных сил и производственных отношений;
          2) господствующая форма собственности (частная либо государственная);
          3) классовое разграничение общества на неимущих, бедных и имущих, богатых.

          Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
          При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

          Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

          Выделяются следующие типы государств:

          Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
          Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

          Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

          Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализмаи коммунизма;

          Посткапиталистическая

          Достоинства формационной типологии:
          продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
          она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
          Слабые стороны:
          формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;
          недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

          Типология государства — классификация всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства.

          Тип государства — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

          Подходы к типологии государства

          Осуществляется она в основном с позиции двух подходов:

          1) формационного подхода
          2) цивилизационного подхода

          При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства - это государство определенной общественноэкономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

          Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства:

          1) рабовладельческое;
          2) феодальное;
          3) буржуазное;
          4) социалистическое.

          Рабовладельческое государство возникло в результате разложения первобытнообщинного строя, появления частной собственности и классов.

          Феодальное государство характеризуется неограниченной властью собственников земли - феодалов.

          Буржуазное государство, возникшее на индустриальной стадии развития производства, основывается на формальном равенстве людей перед законом.

          Социалистическое государство - политическая часть надстройки над экономическим базисом социализма, тип государства, приходящий на смену буржуазному государству в результате социалистической революции, его основная цель построение социалистического общества.

          При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).

          Выделяются следующие типы цивилизаций:

          1) древние государства;
          2) средневековые государства;
          3) современные государства.

          Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А.Дж.Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации:«Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло, - остаются неизменными».

          Кроме того, существуют и другие подходы к классификации государства.
          Ответы по ТГП
          В зависимости от уровня экономического развития, государства делятся на:

          1) развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
          2) постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научнотехническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

          В зависимости от политического режима различают:

          1) демократические государства;
          2) авторитарные государства;
          3) тоталитарные государства.

          В зависимости от формы правления государства делятся на:

          1) монархии;
          2) республики.

          В зависимости от господствующей идеологии существуют государства:

          1) идеологизированные
          2) деидеологизированные.

          Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязательным. Они подразделяются на две группы: религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия; государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).

          Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идеология отсутствует.

          Основоположниками формационного подхода традиционно считаются классики исторического материализма – К. Маркс и Ф. Энгельс, поэтому в учебной литературе иногда можно встретить марксистский или материалистический подход к типологии государства.

          Марксистский подход в исследовании исторического процесса предполагал деление мировой истории человеческого общества на три периода (макроформации): первичный (архаичный), вторичный (экономический) и третичный (коммунистический), получившие название общественных («Gesell-schaftformation», «formation de la societe»), которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох.

          Под первичной (архаичной) и третичной (коммунистической) общественными формациямиК. Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. Под определение первого попадает и община в том ее виде, в каком она существовала в азиатских обществах.

          Вторичная макроформация – экономическая предполагает наличие частной собственности и как следствие расслоение общества на класс, что приводит к формированию эксплуататорского государства. Причем каждое государство в определенный исторический период характеризуется определенным способом производства материальных благ, т.е. общественно-экономической формацией.

          Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый исходя из того или иного способа производства и распределения материальных благ; экономический характер жизнедеятельности общества, т.е. такой способ взаимодействия между членами социума, который определяется не религиозными, нравственными или политическими, а в первую очередь хозяйственными, экономическими факторами, другими словами, период, характеризующийся господством в общественной жизни отношений, базирующихся на частной собственности, индивидуальном обмене и возникающей как следствие этого эксплуатации.

          В марксизме выделялось пять общественно-экономических формаций: 1) Первобытнообщинная; 2) Рабовладельческая; 3) Феодальная; 4) Буржуазная; 5) Коммунистическая.

          Тем из них, которые были классовыми (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и первой стадии коммунистической формации - социализму), соответствовал свой исторический тип государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

          Рабовладельческое государство. В исторической науке традиционно принято считать, что рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX-VIII вв. до н.э., примерно на 20 веков позднее Древнего Египта.

          Рабовладельческий строй сформировался вследствие распада общинного строя и появления частной собственности. Это привело к тому, что произошло расслоение общества на классы имущих и не имущих, отличия между которыми заключались в разнице по отношению к средствам произ­водства. Один класс стал собственником земли, орудий труда и самого производителя – раба, вследствие чего стал называться рабовладельческим. Именно этот класс, владеющий средствами производства, узурпирует публичную власть, превращает ее в орудие классового угнетения, подавления сопротивления эксплуатируемого большинства.

          Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия и средства производства, но и рабы, которых эксплуатировали, продавали, покупали и т. д. Стоит отметить,что положение рабов в разных государствах не было одинаковым. В Афинах, например, закон запрещал избиение или убийство раба, а в Риме таких ограничений власти рабовладель­цев не было. В различные периоды рабы занимались не только тяжелой физической работой, но и выполняли функции врачей, учителей, военных, ремеслеников и торговцев. Вольноотпущенники нередко занимали крупные посты в системе государственной власти.

          Тем не менее, во всех рабовладельческих государствах власть монопольно принадлежит господствующему классу. Не случайно, что в рабовладельческих государствах имело место сопротивление рабов против власти рабовладельцев (восстания рабов в Сицилии и Малой Азии во II в. до н.э., восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).

          Таким образом, главным противоречием рабовладельческого общества было противоречие между рабской формой труда и рабовладельческой формы собственности, между рабами и рабовладельцами. Рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями – крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.

          Основная задача рабовладельческого государства состояла в охране частной собственности и рабовладельческой формы эксплуатации, подавлении сопротивления огромной массы рабов и неимущей части свободного населения. С помощью государства обеспечивалось сохранение выгодных для рабовладельцев производственных отношений.

          Феодальное государство. Государства этого типа возникли в Европе в VI-IХ вв. н.э.

          Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне вели свое мелкое хозяйство на земле феодала, за что должны были отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него. С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов нередко дополнялась и мерами государственного принуждения закрепленных в законе: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.

          Никакого участия в управлении государством крестьяне не при­нимали. Государственная власть была классовой и принадлежала феодалам с целью защиты его интересов. Общесоциальные функции осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.

          По мнению К.В.Островитянова: «Отличие феодальной эксплуатации от рабовладельческой… заключалось, во-первых, в неполной собственности феодала на работника производства – крепостного крестьянина – и, во-вторых, в том, что крепостной крестьянин был единоличным собственником орудий производства и всего частного хозяйства, основанного на личном труде».

          Основной отраслью производства в феодальном государстве являлось земледелие, поэтому главной формой собственности была земельная собственность, вместе с прикрепленными к ней трудом крестьян. Соответственно, вся деятельность государства сводилась в основном к одному – удержать власть помещиков над крепостными.

          Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития: централизованные монархии, затем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословно-представительные, а затем и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.

          В мировой истории можно встретить феодальные государства с монархической и что более интересно с республиканской формами правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).

          Основным источником феодального права являются правовые обычаи, нередко в кодифицированном виде, как например Русская Правда, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи. Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы.

          Капиталистическое (буржуазное) государство. Первые государства с таким типом общественно-экономической формации возникли в Европе и Северной Америке в XVIII - XIX веках.

          Капиталистический способ производства подразумевал труд свободного работника. Сословное неравенство, существовавшее до этого, сменяется неравенством социаль­но-экономическим, поскольку одни владели средствами производства, а другие должны были продавать свою рабочую силу и интеллектуальные способности. В результате, каждый в зависимости от желания и способностей мог передвигаться по социальной лестнице и стремиться стать «миллионером».

          Первоначально класс буржуазиисостоял из сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различ­ные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, вводится спе­циальное средство, ограничивающее участие трудящихся в уп­равлении государством, отстраняющее их от власти, в виде из­бирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза оседлости и др. Таким образом, всеобщее равенство всего лишь декларировалось. Государство и право выполняли, прежде всего, классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.

          Второй этап развития буржуазного общества называется периодом монополистического капитализма. Это связано с тем, монополизируются различные виды производства материальных благ, возникают объеди­нения: тресты, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не многочисленной монополистической буржуазии сосредото­чивается доминирующая часть общественных благ и как следствие политическая власть. Надобность в демократических формах отпадает. В некоторых странах это приводит к возникновению антидемо­кратических режимов, выражающих волю монополистов (военно-полицейские в Латинской Америке, фа­шистские режимы в Германии и Италии и др.). Социально-экономическое неравенство оказало благотворное влияние на формирование революционных сил которые воплотили в жизнь социалистическую революцию.

          В соответствии законом поступательного социального развития, любая промежуточная формация (а буржуазная формация имеет именно промежуточный характер), в своем генезисе последовательно минует стадии зарождения, расцвета, стабилизации и, наконец, угасания и гибели. Исходя из данной гипотезы, кризис буржуазной экономической формации приводит к вызреванию в ее недрах экономических и политических предпосылок наиболее прогрессивной общественной формации – коммунистической.

          Социалистическое государство. При коммунизме государство как орган классового принуждения теряет свое основополагающее значение. Постепенно трансформируется и механизм государственной власти, уступая властные полномочия органам общественного самоуправления. Таким образом, коммунистическая формация характеризуется постепенным отмиранием государства, передачей государственных полномочий мировому сообществу. Однако, предполагая, что процесс формирования коммунистической формации требует определенного времени, в течение которого государство еще будет функционировать, сторонники данного подхода в типологии, выделяли промежуточный период между капитализмом и коммунизмом – социализм. В этот период возникает и функционирует социалистическое государство, в значительной степени отличающееся от предшествующих типов государств (рабовладельческого, феодального, капиталистического).

          Отличительной чертой такого государства выступает собственность, которая принадлежит народу, использующий ее по собственному усмотрению. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной револю­ции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государ­ственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадле­жать рабочему классу, который будет использовать ее, прежде всего, для организации всех трудящихся для построения социа­листического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов, на­ционализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, куль­туры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством и будет заменено органами народного самоуправления. Однако, естественная природа человека связанная с накоплением материальных благ, ленью и конформистским поведением большинства населения в тех государствах, где социалистический строй формировался в XX веке, привела к формированию зажиточного класса, т.е. к возврату к капиталистической формации.

          Отмечая положительные черты формационного подхода, следует прежде всего отметить его конкретность, позволяющую достаточно четко обозначить основные исторические типы государственно-правовых систем. В качестве негативного момента следует отметить догматичность (учение Маркса всесильно, потому что верно) и односторонность, определяемую тем, что за основу взят единственный критерий – экономический.

          К отрицательным моментам данного подхода также можно отнести однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим, игнорирование азиатского способа производства, для которого характерны: 1) Общественная собственность на землю и коллективный труд; 2) Государственная собственность на средства производства; 3) Господствующий класс в лице чиновничества, для которого основной «собственностью» является власть.

          Основоположниками формационного подхода традиционно считаются классики исторического материализма – К. Маркс и Ф. Энгельс, поэтому в учебной литературе иногда можно встретить марксистский или материалистический подход к типологии государства.

          Марксистский подход в исследовании исторического процесса предполагал деление мировой истории человеческого общества на три периода (макроформации): первичный (архаичный), вторичный (экономический) и третичный (коммунистический), получившие название общественных («Gesell-schaftformation», «formation de la societe»), которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох.

          Под первичной (архаичной) и третичной (коммунистической) общественными формациямиК. Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. Под определение первого попадает и община в том ее виде, в каком она существовала в азиатских обществах.

          Вторичная макроформация – экономическая предполагает наличие частной собственности и как следствие расслоение общества на класс, что приводит к формированию эксплуататорского государства. Причем каждое государство в определенный исторический период характеризуется определенным способом производства материальных благ, т.е. общественно-экономической формацией.

          Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый исходя из того или иного способа производства и распределения материальных благ; экономический характер жизнедеятельности общества, т.е. такой способ взаимодействия между членами социума, который определяется не религиозными, нравственными или политическими, а в первую очередь хозяйственными, экономическими факторами, другими словами, период, характеризующийся господством в общественной жизни отношений, базирующихся на частной собственности, индивидуальном обмене и возникающей как следствие этого эксплуатации.

          В марксизме выделялось пять общественно-экономических формаций: 1) Первобытнообщинная; 2) Рабовладельческая; 3) Феодальная; 4) Буржуазная; 5) Коммунистическая.

          Тем из них, которые были классовыми (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и первой стадии коммунистической формации - социализму), соответствовал свой исторический тип государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

          Рабовладельческое государство. В исторической науке традиционно принято считать, что рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX-VIII вв. до н.э., примерно на 20 веков позднее Древнего Египта.

          Рабовладельческий строй сформировался вследствие распада общинного строя и появления частной собственности. Это привело к тому, что произошло расслоение общества на классы имущих и не имущих, отличия между которыми заключались в разнице по отношению к средствам произ­водства. Один класс стал собственником земли, орудий труда и самого производителя – раба, вследствие чего стал называться рабовладельческим. Именно этот класс, владеющий средствами производства, узурпирует публичную власть, превращает ее в орудие классового угнетения, подавления сопротивления эксплуатируемого большинства.

          Экономическую основу рабовладельческого государства составляли производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью рабовладельца были не только орудия и средства производства, но и рабы, которых эксплуатировали, продавали, покупали и т. д. Стоит отметить,что положение рабов в разных государствах не было одинаковым. В Афинах, например, закон запрещал избиение или убийство раба, а в Риме таких ограничений власти рабовладель­цев не было. В различные периоды рабы занимались не только тяжелой физической работой, но и выполняли функции врачей, учителей, военных, ремеслеников и торговцев. Вольноотпущенники нередко занимали крупные посты в системе государственной власти.

          Тем не менее, во всех рабовладельческих государствах власть монопольно принадлежит господствующему классу. Не случайно, что в рабовладельческих государствах имело место сопротивление рабов против власти рабовладельцев (восстания рабов в Сицилии и Малой Азии во II в. до н.э., восстание Спартака в I в. до н.э. и др.).

          Таким образом, главным противоречием рабовладельческого общества было противоречие между рабской формой труда и рабовладельческой формы собственности, между рабами и рабовладельцами. Рабовладельческое государство представляло собой орган классового господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями – крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина военно-политического характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой, полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры класса рабовладельцев.

          Основная задача рабовладельческого государства состояла в охране частной собственности и рабовладельческой формы эксплуатации, подавлении сопротивления огромной массы рабов и неимущей части свободного населения. С помощью государства обеспечивалось сохранение выгодных для рабовладельцев производственных отношений.

          Феодальное государство. Государства этого типа возникли в Европе в VI-IХ вв. н.э.

          Экономическую основу феодального общества составляла частная собственность феодалов на землю. Крестьяне вели свое мелкое хозяйство на земле феодала, за что должны были отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него. С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов нередко дополнялась и мерами государственного принуждения закрепленных в законе: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть свое хозяйство.

          Никакого участия в управлении государством крестьяне не при­нимали. Государственная власть была классовой и принадлежала феодалам с целью защиты его интересов. Общесоциальные функции осуществлялись постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов.

          По мнению К.В.Островитянова: «Отличие феодальной эксплуатации от рабовладельческой… заключалось, во-первых, в неполной собственности феодала на работника производства – крепостного крестьянина – и, во-вторых, в том, что крепостной крестьянин был единоличным собственником орудий производства и всего частного хозяйства, основанного на личном труде».

          Основной отраслью производства в феодальном государстве являлось земледелие, поэтому главной формой собственности была земельная собственность, вместе с прикрепленными к ней трудом крестьян. Соответственно, вся деятельность государства сводилась в основном к одному – удержать власть помещиков над крепостными.

          Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития: централизованные монархии, затем, в связи с тем, что монарх раздает землю феодальной знати за ее службу, происходит раздробление единых государств. Возникающие части входя в состав прежнего государства, фактически, а зачастую и юридически приобретают полную независимость. Затем вновь происходит объединение земель, возникают сословно-представительные, а затем и абсолютные монархии. Но на всех этапах развития феодального общества сущность государства не меняется, оно всегда служит интересам класса феодалов.

          В мировой истории можно встретить феодальные государства с монархической и что более интересно с республиканской формами правления (города-республики Венеция, Генуя, Данциг, Новгород, Псков и др.).

          Основным источником феодального права являются правовые обычаи, нередко в кодифицированном виде, как например Русская Правда, причем в период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи. Одним из способов преодоления раздробленности становится создание единой правовой системы.

          Капиталистическое (буржуазное) государство. Первые государства с таким типом общественно-экономической формации возникли в Европе и Северной Америке в XVIII - XIX веках.

          Капиталистический способ производства подразумевал труд свободного работника. Сословное неравенство, существовавшее до этого, сменяется неравенством социаль­но-экономическим, поскольку одни владели средствами производства, а другие должны были продавать свою рабочую силу и интеллектуальные способности. В результате, каждый в зависимости от желания и способностей мог передвигаться по социальной лестнице и стремиться стать «миллионером».

          Первоначально класс буржуазиисостоял из сотен тысяч и миллионов собственников, обладающих более или менее равным объемом собственности. Демократия в этот период носит ярко выраженный классовый характер: запрещаются различ­ные объединения рабочих, в том числе профсоюзы, вводится спе­циальное средство, ограничивающее участие трудящихся в уп­равлении государством, отстраняющее их от власти, в виде из­бирательных цензов: имущественного, образовательного, ценза оседлости и др. Таким образом, всеобщее равенство всего лишь декларировалось. Государство и право выполняли, прежде всего, классовые функции, а общесоциальные функции играли незначительную роль.

          Второй этап развития буржуазного общества называется периодом монополистического капитализма. Это связано с тем, монополизируются различные виды производства материальных благ, возникают объеди­нения: тресты, синдикаты, корпорации и т.п. В руках уже не многочисленной монополистической буржуазии сосредото­чивается доминирующая часть общественных благ и как следствие политическая власть. Надобность в демократических формах отпадает. В некоторых странах это приводит к возникновению антидемо­кратических режимов, выражающих волю монополистов (военно-полицейские в Латинской Америке, фа­шистские режимы в Германии и Италии и др.). Социально-экономическое неравенство оказало благотворное влияние на формирование революционных сил которые воплотили в жизнь социалистическую революцию.

          В соответствии законом поступательного социального развития, любая промежуточная формация (а буржуазная формация имеет именно промежуточный характер), в своем генезисе последовательно минует стадии зарождения, расцвета, стабилизации и, наконец, угасания и гибели. Исходя из данной гипотезы, кризис буржуазной экономической формации приводит к вызреванию в ее недрах экономических и политических предпосылок наиболее прогрессивной общественной формации – коммунистической.

          Социалистическое государство. При коммунизме государство как орган классового принуждения теряет свое основополагающее значение. Постепенно трансформируется и механизм государственной власти, уступая властные полномочия органам общественного самоуправления. Таким образом, коммунистическая формация характеризуется постепенным отмиранием государства, передачей государственных полномочий мировому сообществу. Однако, предполагая, что процесс формирования коммунистической формации требует определенного времени, в течение которого государство еще будет функционировать, сторонники данного подхода в типологии, выделяли промежуточный период между капитализмом и коммунизмом – социализм. В этот период возникает и функционирует социалистическое государство, в значительной степени отличающееся от предшествующих типов государств (рабовладельческого, феодального, капиталистического).

          Отличительной чертой такого государства выступает собственность, которая принадлежит народу, использующий ее по собственному усмотрению. Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной револю­ции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государ­ственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Предполагалось, что власть в начальный период будет принадле­жать рабочему классу, который будет использовать ее, прежде всего, для организации всех трудящихся для построения социа­листического общества, а также для подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов, на­ционализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, куль­туры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством и будет заменено органами народного самоуправления. Однако, естественная природа человека связанная с накоплением материальных благ, ленью и конформистским поведением большинства населения в тех государствах, где социалистический строй формировался в XX веке, привела к формированию зажиточного класса, т.е. к возврату к капиталистической формации.

          Отмечая положительные черты формационного подхода, следует прежде всего отметить его конкретность, позволяющую достаточно четко обозначить основные исторические типы государственно-правовых систем. В качестве негативного момента следует отметить догматичность (учение Маркса всесильно, потому что верно) и односторонность, определяемую тем, что за основу взят единственный критерий – экономический.

          К отрицательным моментам данного подхода также можно отнести однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим, игнорирование азиатского способа производства, для которого характерны: 1) Общественная собственность на землю и коллективный труд; 2) Государственная собственность на средства производства; 3) Господствующий класс в лице чиновничества, для которого основной «собственностью» является власть.

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: