Становление в россии правовой категории государственная служба произошло в каком веке

Обновлено: 19.04.2024

Государственная (статская) служба Российской империи XVIII - начало XX вв.

Следующим этапом в развитии российской государственной (гражданской) службы было время царствования Петра I. Законодательно существование чиновничества как особой группы населения и его правовое положение были оформлены в первой четверти XVIII в. Петр I в процессе реформирования государственного управления предпринял попытку монополизировать источники существования чиновников, чтобы поставить их в большую зависимость от государства и царя. Для этого был установлен фиксированный размер оклада в соответствии с занимаемой должностью. Кормление от дел вне системы государственного обеспечения и контроля было объявлено преступлением, взимание с населения поборов приравнено к взятке и сурово каралось по закону. В связи с притоком в органы государственного и местного управления, в армию и флот основной массы дворян, которые претендовали на различные должности, возникла острая необходимость установления иерархии служилых чинов. Это обстоятельство потребовало разработки и принятия 24 января 1722 г. определенного порядка прохождения службы. Закон под названием «Табель о рангах» устанавливал три вида государственной службы — военную, гражданскую и придворную.

На основании этого закона была введена единая система чинов, их ранжирование в каждом виде службы, распределение по 14 классам, старшинство в рамках одного рода служащих. В общей сложности в 14 классов «Табели о рангах» было включено 262 должности. Они подразделялись на три параллельных ряда чинов. Из них военных было 126 (48%), гражданских — 94 (36 %), придворных — 42 (16%) 1 Архипова Т.Г., Сенин М.Ф., Сенин А.С. История государственной службы в России. XVIII-XX вв. — М.: Высшая школа, 1999. . Особенно важно, что «Табелью о рангах» водилась не иерархия чинов, а иерархия должностей. Именно должность служила в качестве основания для производства в соответствующий чин. В соответствии с «Табелью о рангах» обладавший чином служащий гражданского ведомства стал именоваться чиновником. Закон определял порядок приема на службу и ее прохождение от низших чинов к высшим. Основой служебного продвижения стали личные заслуги, способности, знания, опыт, профессиональная пригодность. Прежнему порядку замещения должностей по признаку знатности происхождения был нанесен тяжелый удар, но рецидивы этого традиционного порядка имели место и в послепетровское время.

Государственные служащие подразделялись на две основные группы. Первую группу составляли табельные чиновники четырнадцати классов. Вторая группа объединяла государственных служащих, не включенных в список должностей «Табели о рангах». Эта группа состояла из низших служащих, не вошедших в сетку 14 классов. Для них вводился институт «канцелярских служителей» как начальная ступень государственной гражданской службы. Благодаря «Табели о рангах» государь-реформатор создал мощный механизм регулирования государственной службы — это был инструмент формирования кадров.

В июне 1719 г. Петром I, в частности, был принят специальный Указ «О присяге на верность службы», который предписывал привести к присяге чиновников Сената и коллегий, губернаторов, воевод и других «управителей и служителей». Все поданные государства предупреждались, что уклонение от военной или гражданской службы влекло за собой строгие наказания, в том числе «шельмование в публичном месте», реквизиции вотчин и поместий, перевод из высших чинов в низшие, полное исключение со службы «натуральную или политическую смерть».

Итогом петровских административных реформ стало четкое разграничение функций между отраслями управленческой деятельности. Эти реформы завершили процесс выделения гражданской службы в специальную отрасль государственного управления, ее обособление от военной и придворной деятельности.

Прохождение государственной службы было поставлено на правовую основу. «Табель о рангах» имела дворянскую направленность. Она отвечала интересам в первую очередь дворян, в которых абсолютная монархия видела свою основную социальную опору. «Генеральный регламент», «Табель о рангах», более поздние уставы о гражданской службе предоставляли дворянам льготные права для получения тех или иных должностей в государственных учреждениях. Однако комплектовать управленческий аппарат только дворянами было невозможно. Возникла необходимость подпитывать его способными выходцами из других сословий. Это вынуждало правительство открывать двери административных учреждений лицам недворянского происхождения. Кроме дворян, на классные должности разрешалось принимать не имевших чина канцелярских служащих, художников, купцов первой гильдии. По признаку происхождения запрещалось принимать на гражданскую службу купцов второй и третьей гильдии и их детей, крестьян-вольноотпущенников и их детей, мещан и вообще лиц податных сословий, военнослужащих-отставников из числа недворян и нижних чинов, иностранных поданных, кроме ученых и тех, кто занимал учебные должности.

Привлечению недворян в административные органы способствовало уставное положение, согласно которому за получение первого классного чина 14 класса жаловалось личное дворянство, а 8 класс иерархии гражданским служащим предоставлял права потомственного дворянства, со всеми сословными привилегиями. Правда, для достижения этой привлекательной цели лицам недворянского происхождения приходилось преодолевать многочисленные барьеры. Для получения 8 класса, в частности, сроки его выслуги в 9 классе у чиновников из других сословий были в 4 раза продолжительнее, чем у служащих-дворян. Причем получение статуса личного и потомственного дворянина все более усложнялось. В 1856 г. личное дворянство стало жаловаться только с получением чина 9 класса, т.е. чина титулярного советника. Законодательными актами 1856 г. права потомственного дворянина давал уже 5 класс, а позднее — даже 4 класс иерархии чинов.

Прием на административные должности связывался с определенным возрастом. Начало действительной службы допускалось с 16 лет. Преимущественным правом занятия должностей в государственных учреждениях пользовались мужчины. Лица женского пола допускались к службе в учебном, финансовом, почтово-телеграфном и ряде других ведомств, но только на неклассных должностях.

Во второй половине XVIII в. при Екатерине II система, заложенная Петром I, продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 г.) и подобный указ самой Екатерины II о дворянских вольностях Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия — дворянства, она стала их привилегией.

Новое развитие получила государственная служба в первой половине XIX в. Ее развитие связано с именем выдающегося государственного деятеля России — Михаила Михайловича Сперанского. В 1809 г. он подготовил Указ об обязательном экзамене для занятия государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, предполагающий обязательное высшее университетское образование для замещения ряда должностей. И хотя этот указ под давлением бюрократии был отменен, тем не менее он вводил новые принципы государственной службы, которые позже нашли применение. В 1832 г. был принят «Устав о службе гражданской», в 1834 г. «Правила о порядке производства в чины гражданской службы», в 1845 г. были введены изменения в «Табель о рангах». В течение XIX в. утвердился ряд положений, характеризующих государственную службу. Это запрет родственных связей по службе, ведение определенного образа жизни, который не должен подрывать авторитет и достоинство государственной власти, запрет определенных занятий, содержание в зависимости от чина и должности, включающее жалование, столовые и квартирные деньги, право на пособие и пенсию при выходе в отставку. Гарантировалась усиленная уголовная охрана от преступлений при исполнении чиновником своих обязанностей, устанавливался особый порядок предания суду самих государственных чиновников. Государственные служащие империи имели установленную форменную одежду, за каждым велся обязательный послужной (формулярный список), увольнение производилось по прошению.

Таким образом, к началу XX в. Россия имела легальное законодательство о государственной службе и развитую государственную службу как типовую. Следует также отметить, что в ходе многочисленных реформ сложилась общероссийская система управления государственной службой во главе с единым

координирующим и распорядительным органом — Комитетом о службе чинов гражданского ведомства, подчинявшимся первому лицу государства — императору.

Вместе с тем не следует идеализировать опыт организации государственной гражданской службы в досоветсткой России. В практике ее деятельности следует выделить и негативные стороны: абсолютизация централизма, монополия чиновничества на осуществление властных полномочий, отсутствие подотчетности и подконтрольности государственных служащих представительным органам власти, явления злоупотребления властью, сословная замкнутость и корпоративное сознание и др.


В предлагаемой читателям статье, осуществлен краткий исторический обзор формирования и развития института государственной службы в Древней Руси до принятия христианства. Авторы анализируют институт государственной службы с позиции исторической и юридической наук, а также выявляют противоречия в современных научных публикациях о периодизации института государственной службы в России, определяют правовой статус первых государственных служащих в Древней Руси.

Ключевые слова: бояре, воеводы, Древняя Русь, дружинник, епископ, институт государственной службы, князь, митрополит, нарративные источники.

История развития государства и права свидетельствует о том, что первые государства сформировались в IV-V тысячелетии до н. э. Это были государства Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, Вавилона, то есть государства, возникшие на Востоке [2].

При возникновении государств власть встала над обществом и становилась политической, то есть обеспеченной аппаратом насилия и принуждения. Она стала цементирующим элементом государства, обеспечивая целостность общества и его управляемость.

Государственная власть реализуется через систему государственных органов, которые в своей совокупности представляют институт государственной службы. Таким образом, институт государственной службы представляет собой обязательный элемент государства необходимый для осуществления его целей и функций [4].

В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственное управление не может быть осуществлено без государственного аппарата, который состоит из людей, профессионально занимающихся управленческим трудом [4].

Институт государственной службы, как управленческий аппарат государства, состоит из органов управления и принуждения. Соответственно, его можно исследовать с правовой и социальной точек зрения.

Рассматривая институт государственной службы через призму права следует анализировать совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения связанные с порядком поступления на государственную службу, требования к кандидатам, их права и обязанности и т. д. Социальное значение этого института состоит прежде всего в деятельности специально уполномоченных лиц, действующих от имени государства.

Обращаясь к институту государственной службы в российском государстве следует отметить, что его зарождение имеет глубокие исторические корни, уходящие в VIII-IX века, т. е. к периоду, когда у славянских племен сложился государственный уклад. Во времена Древней Руси уже были заложены основы государственного управления, а соответственно — института государственной службы [2].

Институт государственной службы России становился одновременно с Русью, известной в истории как Киевская Русь. В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением российских исследователей В. А. Тонких и Н. А. Летневой, что институт государственной службы в России возник в ХV- ХVI веках, и имеет всего пять столетий своего развития. Так, в частности, они утверждают, что «История российской государственной службы насчитывает пять столетий. Зародившись на рубеже XV-XVI веков с формирования централизованного государства, государственная служба выполняла важную работу по укреплению государства». [6].

Система государственного управления зарождается одновременно с государством, ибо без государственного управления невозможна реализация властных полномочий, а значит и невозможно существование государства. В Киевской Руси, начиная с VIII века осуществлялось исполнение актов князей, обеспечивался порядок в стране, вершилось правосудие, взимались налоги и охранялись государственные границы [7]. Перечисленные факты свидетельствуют о наличии, пусть и слабого, неполноценного, но института государственной службы.

Древнерусское государство земского периода (IX-XIII вв.) представляло собой своеобразный союз княжеств (племен, общин), которые обозначались терминами «земля», «княжение», под главенством одного из княжеств. За это главенство происходили постоянно междоусобные войны. Эти государства были разбросаны на огромном пространстве Восточной Европы, и потому сложно говорить о наличии в них какого-то централизованного и четко регламентированного института государственной службы, тем более что и в исторических документах это никак не отражено. Но это связано с тем, что основным источником права в Древней Руси оставался еще правовой обычай. Однако, в летописи «Повесть временных лет», в летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах и произведениях общественно-политической мысли Древней Руси упоминается о государевых людях. Кроме того, информация о них содержится в отдельных актах государственного управления и государственной службы России и в некоторых византийских и европейских нарравтивных источниках.

«Повесть временных лет» содержит в себе сведения об установлении налогов, о завоеваниях дружинами Рюрика, Олега и Игоря земель, что является прямым указанием на то, что существовала система государственного сбора налогов, управления завоеванными землями [3].

В классических исторических источниках [1] принято считать 862 год началом русской государственности, когда в Новгороде, или сначала в Старой Ладоге стал княжить Рюрик. И этот год начала княжения Рюрика, как основателя Древнерусского государства вполне справедливо считать датой начала исторического пути института государственной службы в России.

Согласно «Повести временных лет» Рюрик централизовал Русь из междоусобных княжеств в единое государство и присоединил к нему Муром, Смоленск, Ростов и многие другие города и укрепил границы государства. Все это было сделано силами его дружин. При Рюрике государственное управление и государственная служба были нераздельно связаны с военной организацией. Рюрик и его преемники почти во всех вопросах опирались на военную организацию на дружины, служившие опорой князю. Дружиной, в то время, был вооруженный конный отряд, который всегда находился при князе [3]. Дружинники служили князю опорой, им отводились наиболее почетные и ответственные должности быть воеводами, тысяцкими, сотскими и прочими. Дружинники были необходимым элементом древнерусского общества. Князь не мог управлять без военной силы для наведения внутреннего порядка и обороны от внешних угроз. Некоторые из дружинников становились советниками князю. Князь обеспечивал содержание дружины за счет военных завоевательных походов, отчислений от дани, от судебных сборов [10]. За этот же счет дружинники постепенно обрастали собственностью.

В XII-XII веках дружинники становились из военных слуг слугами при дворе княжеского хозяйства, сборщиками налогов и писцами.

Силами военной организации дружин к 882 году великий князь Новгородский и Киевский Олег сумел объединить племенные союзы славян вокруг Киева, Новгорода, Рязани, тем самым соединив эти земли в единое государство — Киевскую Русь.

Дружинники в российской истории были первыми государственными служащими, заложившими фундамент института государственной службы в России.

Со становлением Киевской Руси как единого государства начинают формироваться все присущие институты и механизмы полноценной государственной службы.

В X веке племенные земли русских славян окончательно объединились под властью киевских князей, и это стало прорывом в развитии и становлении российского института государственной службы. Русские князья стали издавать постановления в форме уставов об учреждении епархии, о княжеской дани, о привилегиях дружинников, о церковных судах, людях и мерилах торговых и др. [10]. Содержание этих источников права Древней Руси позволяет утверждать, что стране стали вводится должности государственных служащих.

В X веке появились бояре [8]. Боярами становились сильные «лучшие люди», богатые землевладельцы и мужественные воители. Боярин — это заслуженный член дружины, получивший особую самостоятельность. Бояре были вторыми людьми после великого князя — главы государства. Из среды бояр выбирались правители городов.

В этот же период были выделены должности биричей — помощников князя по судебным и дипломатическим делам. В их обязанности входило объявлять по улицам и площадям постановления князя или воеводы; собирать подати, вызывать ответчиков в суд. Биричи были низшими административными работниками. За свою работу они получали так называемый «корм» за счет специальных сборов с населения [7].

В X веке появились воеводы — государственные и военные начальники, исполнявшие административные и военные функции на определенной территориальной единице.

Нельзя не отметить, что общество Древней Руси рассматриваемого периода состояло из 3-х классов [5, 10]:

– бояр — «лучших людей» общины и дружинников княжеского двора;

– горожан («мужей») — всего свободного населения городов, включая иноземцев, купцов и прочих;

– смердов, т. е. всего сельского населения, населения сельской общины. Класс смердов состоял из людей свободных, прикрепленных (полусвободных0 и несвободных — челяди и холопов.

С принятием христианства на Руси князем Владимиром в 988 году как основной государственной религии начался новый этап развития государственной службы, поскольку это был новый этап развития государства. Принятие и распространение христианства усилило процесс феодализации, так как христианство оформило феодальную идеологию. В Киеве стал жить присланный из Византии митрополит — предстоятель церкви, а в княжеских уделах — епископы, и во многом светская власть вольно и невольно стала подчиняться церковной власти. Так например, в уставе князя Владимира провозглашалась принадлежность русской церкви к православной христианской и ее преемственности от Византии; введение десятины, сбора в пользу церкви десятой части всех доходов; освобождение церковных людей из-под юрисдикции светского суда; введение церковного суда и определение дел, находящихся в его компетенции [9].

В этот период появились первые управленцы, те, кто стоял на защите страны, ее экономическом и политическом развитии и, во многом, благодаря этим людям Русь обретала признаки государства.

Завершая краткий исторический обзор истории института государственной службы в России, можно утверждать, что эта тема одновременно и историческая, и юридическая. Она — часть истории юриспруденции и России, а вместе с тем и часть мировой истории. Она стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил. Как часть юридической науки история института государственной службы в России заявляет своим объектом правовые институты России в определенный исторический период. История института государственной службы России изучает не только закономерности, но и особенности государственно-правовых явлений в их хронологической последовательности, взаимозависимости и взаимосвязи.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, Древняя Русь, государственное управление, Россия, институт, Киевская Русь, век, государственная служба России, единое государство, история института.


Встатье раскрываются исторические аспекты формирования института государственной службы. Проведен анализ тенденций его развития с древности до наших дней. Представлены основы развития института государственной службы и принципов его формирования.

Ключевые слова: государственная служба, институт, история становления, государственный служащий

Институт государственной службы обеспечивает нормальное функционирование государства. Он характеризуется сложной структурой управления. Формирование этой структуры в России — важная часть нашей истории, не теряющая актуальности по сей день [3, c. 36].

Институт государственной службы России зародился еще в Древней Руси. Первоначально в качестве государственных служащих выступали дружинники князя: они занимались сборами налогов и штрафов, были слугами при дворе князя или становились писцами. Сборщики налогов назывались вирниками, а слуги — тиунами. В это же время формируется система кормления — содержание служилых людей. Князь «оплачивал» деятельность дружинников, отдавая им часть добычи от завоевательных походов.

На раннем периоде развития российского государства институт государственной службы строился на принципах вассалитета. Важной стороной в этой системе отношений являлась дружина. С XII в. им предоставлялись волости для управления и «кормления», а это привело к тому, что дружинники все больше приобретали функции хозяйственной деятельности. Как итог — они покидали князя. Их место стала занимать младшая дружина, которая впоследствии приобрела большое влияние.

Так, в конце XII в. на смену дружинной организации управления пришло дворянство. В период раздробленности каждое княжество, земля представляли собой суверенное политическое образование.

В XII-XIII вв. возникает дифференциация в системе управления. На основе выделения новых сфер государственной деятельности формируются новые должности. Появляются судебные, хозяйственные, военные должностные лица (такие как тысяцкие, посадники, наместники и т. п.). Бояре (сословие собственников крупных землевладений) занимали самые высокие должности, являлись советниками князя.

В XIII в. в условиях татаро-монгольского ига институт государственной службы почти не изменился. Исключение составляло лишь то, что русские князья должны были получать от хана ярлык, который давал право осуществлять власть в княжестве. Причина сохранения состояла в том, что монголы отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды, а также не стали создавать на нашей территории постоянно действующей администрации. [4, c. 11]

В XIV-XVII вв. происходит распространение служебно-подданнических отношений. Формируется система приказов, что способствует росту бюрократического аппарата. Следующий этап развития института государственной службы приходится на XVIII век. Петр I ликвидирует сословно-представительские органы и формирует единую государственную службу, на основе «Табель о рангах», изданной 24 января 1722 г. Как мы видим, именно в этой статье оговаривается основная суть государственной службы [1, c. 5].

К 1860-м годам в Российской империи уже появилась структурно организованная развивающаяся нормативная база, определяющая работу государственного аппарата. Государственная служба в то время включала в себя три составляющие: гражданскую, духовную и военную.

Следующим этапом развития государственной службы стала революция 1917 г. Были разрушены прежние устои, упразднён существовавший ранее государственный аппарат. Наступило время нового сильного и прогрессивного государства, которому ещё предстояло построить свою отлаженную систему, не похожую на прежнюю. Образовались структуры, в которых стали работать люди, боровшиеся в интересах диктатуры пролетариата. Однако зачастую они имели очень скудное образование или не имели его вовсе, поэтому, не обладая необходимым запасом знаний и квалификации в области государственной службы, не всегда справлялись с поставленными задачами. Это привело к снижению результативности их работы на начальном этапе [1, c. 12].

После Октябрьской революции 1917 г. в России наблюдается формирование новой жесткой централизованной системы государственной власти на базе аппарата партии большевиков, что привело к сущностным изменениям в функционировании всей системы как управления страной, так и организации государственной службы. Базовым элементом системы организации государственной власти был партийный аппарат.

К началу 30-х годов необходимость в старых «спецах» практически отпала, и бюрократия стала единой.

Создание советской милиции началось 10 ноября 1917 г., когда было издано постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции», предусматривавшие организацию ее на основе всеобщего вооружения народа. Это означало, что служба в милиции должна была осуществляться на общественных началах.

3 апреля 1919 г. СЕК РСФСР принял Декрет «О советской Рабоче-крестьянской милиции». По сути, вся власть концентрировалась в руках вождя, а именно — главы правящей коммунистической партии. Коммунистическая партия оставалась основой системы власти и инструментом государственного управления. Анализ главных законов СССР, в частности Конституций СССР 1936 г. и в особенности 1977 г., санкционирует со всей бесспорностью отметить, что в них прямо была зафиксирована руководящая роль коммунистической партии в обществе.

В итоге был организован четкий механизм отбора, воспитания и проверки управленческих кадров. Была внедрена категория номенклатуры.

Государственная служба была вторична и дублировала работу партийного аппарата. С её помощью партия реализовывала свои решения [2, c. 227].

В наше время вопросы государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации». Им определяются основы системы государственной службы РФ, а так же системы управления ей.

Таким образом, в основе организации современной российской государственной службы находятся теоретические и организационно-правовые и исторические аспекты. Государственная служба — это подконтрольный Российской Федерации государственный аппарат, исполняющий роль исполнителя полномочий государства. Государственная служба в России имеет весьма богатую историю и сейчас она должна иметь первичное значение в достижении целей, поставленных главным законом Российской Федерации, вносить в жизнь общества волю государства.

1. Аванесова Н. Г., Муравская Е. А. О проблемах построения правового государства в России // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции. 2015. — С. 5

2. Кононенко В. М., Притулина О. В. Свобода трудового договора в контексте российского законодательства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 10–1. — С. 227.

3. Понарина Н. Н. Глобализация: мировая культура и локальные культуры Общество: философия, история, культура. — 2011. — № 3–4. — С. 36.

4. Сальников А. В. Эволюция вооружения северокавказского воина XIII — XV вв. под влиянием центрально-азиатского и европейского военного дела // диссертация на соискание ученой степени кандидата ист. наук / ГОУВПО «Ставропольский государственный ун-т». Ставрополь, 2018. — 83 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, государственный аппарат, Российская Федерация, Россия, XII-XIII, XIV-XVII, государственная власть, коммунистическая партия, партийный аппарат, система управления.

Основные этапы развития государственной и муниципальной службы в России – это временные периоды, на протяжении которых происходили качественные изменения системы государственной и муниципальной службы в Российской Федерации.

Характеристика этапов развития государственной службы в Российской Федерации

В соответствии с российским законодательством государственная служба является видом профессиональной деятельности, осуществляемой в системе аппарата государственного управления. В различные периоды развития российского государства функции государственных служащих имели различное содержание.

Прообразы институтов государственной службы зародились еще в древнерусском государстве. В связи с этим можно выделить ряд этапов развития государственной службы в Российской Федерации.

Этап первый – древнерусское государство.

Данный этап пришелся на период с Х по XIII века. Первые упоминания государственных институтов на территории России приходится на IX век, когда Рюрик и его братья получили приглашение управлять русскими землями. В этот период существовали такие прообразы государственной службы как князь, владеющий землями и осуществляющий суд, собрание представителей племен, пославших приглашение варягам, дружина, представляющая собой конный вооруженный отряд, находящийся при князе. Дружина выступала в качестве властной опоры князей, контролировала всю территорию княжества, защищала княжеские интересы. XI-XII века характеризуются трансформацией дружинников в слуг при дворе, сборщиков налогов, писцов и так далее.

Феодальная раздробленность обеспечила отстранение дружины от ведения управленческой и военной деятельности, в результате чего в хозяйственной сфере сформировался профессиональный слой вольных наемных служащих. Это способствовало переходу от княжеской демократии от военной. Администрация включала в себя военных, финансовых, судебных, хозяйственных, иных должностных лиц.

Готовые работы на аналогичную тему

Служилые люди получали поместья в качестве платы за службу. Также существовала система кормления, обеспечивающая существование военных служащих.

Этап второй – Русское государство.

Этот период пришелся на XIV-XVII века. Кардинальному реформированию институтов государственной службы способствовали реформы Петра Великого, который утвердил 11 коллегий и Святейший Синод. Такая система обеспечивала четкое распределение полномочий между коллегиями. В системе территориального устройства государства были введены губернии, во главе которых находились губернаторы. Губернии, в свою очередь, делились на провинции, возглавляемые вице-губернаторами, воеводами.

Четкости государственной службы способствовало появления Табели о рангах, в основу которой ложилась личная выслуга, определяющая карьерный рост чиновников. В определенной мере сложившаяся в период Петра I система государственной службы просуществовала до советского периода российского государства.

Этап третий – Российская империя.

Этот этап приходится на ХVIII-ХХ века. Еще один виток развития государственной службы в российском государстве дал Александр I, усилившийся элементы законности в системе государственной службы. В это время действует Государственный Совет, различные комиссии по отдельным направлениям государственного управления. Александр I способствует предъявлению четких требований к лицам, замещающим государственные должности. Он стремится к повышению образовательного уровня чиновников, их профессионализма. Дальнейшее реформирование поддерживается Николаем I, устанавливающим систему поощрения государственных чиновников.

Этап четвертый – советский период.

Этот этап характеризуется отсутствием термина «государственная служба», при наличии огромного количества чиновников, находящихся под контролем партийной идеологии. В основе государственной службы этого периода находится трудовой найм. Назначение чиновников, особенно на высшие должности, осуществляется только с одобрения партии.

Этап пятый – перестройка и формирование нового подхода к системе государственного управления.

Этот этап пришелся на 1985-1999 года XX века. Для данного периода характерно появление конкурентных выборов, обеспечивающих приход к власти реформаторского меньшинства. Также для этого периода характерно проведение реформ во всех сферах общественной жизнедеятельности, ставших значительным потрясением для страны и населения.

Этап шестой – современный.

Данные этап длится по настоящее время и характеризуется изменением подхода к государственной службе, подразумевающим ее обслуживающее значение для населения. Чиновник не управляет гражданами, а оказывает им услуги.

Характеристика этапов развития муниципальной службы

Становление института муниципальной службы в российском государстве приходится на конец 90-х годов XX века. В динамике развития муниципальной службы в России можно выделить ряд этапов:

История становления государственного управления в России – это этапы организации государственной власти в российском государстве в соответствии с его устройством и действующим политическим строем в различные периоды времени.

Зарождение российской государственности

Основы российской государственности формируют два источника:

  • византийско-христианский;
  • татаро-монгольский.

Наличие несовместимости европейских и восточных ценностей во многом стало причиной неудачного реформирования государственной власти в России. Либеральные реформы вели к столкновениям с восточными менталитетом населения. Западные страны рано освободили общество и личность от влияния государственной власти, сформировали гражданское общество и развивались снизу-вверх, в российской же практике государственного управления государство оказалось над обществом и личностью.

Становление государственной власти в России не обеспечило формирования индивидуальной ответственности, личность была подчинена коллективу, экономические отношения не разделяли власть и собственность. Собственность выступала прерогативой власти.

Особенностью становления российской государственности выступило то, что ее основу составляли отношения власти, а не отношения собственности. Власть выступала основным собственником, что сформировало особенности русского феодализма и выделения сословий в российском обществе.

Существуют разные взгляды на историю зарождения государственной власти на Руси, с одной точки зрения ее рассматривают как результат распада первобытнообщинного хозяйства, имущественной дифференциации и формирования классовых отношений, с другой стороны, существует мнение о принесении государственности извне.

Для российского государства было характерно привлечение правителей со стороны, поскольку система государственного устройства характеризовалась огромным беспорядком. Местные правители, пригласившие князей со стороны, сохраняли за собой государственные доходы.

Готовые работы на аналогичную тему

В XVIII веке немецкими учеными было высказано мнение о неспособности славянских народов самостоятельно формировать государство, о влиянии на становление российской государственности германского народа.

Этапы становления государственного управления в России

В истории становления государственного управления в России можно выделить следующие этапы:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: