Стандарт принятый государствами присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики

Обновлено: 28.03.2024

К нормативным документам по стандартизации, действу­ющим на территории РФ, относятся:

• государственные стандарты РФ; применяемые в уста­
новленном порядке международные, межгосударствен­
ные, а также национальные стандарты других стран;
правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
общероссийские классификаторы технико-экономичес­
кой информации;

• стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандар­
ты научно-технических, инженерных обществ и других
общественных объединений.

Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующе­гося отсутствием возражений по существующим вопросам у боль­шинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием).

Стандарты основываются на обобщенных результатах на­уки, техники и практического опыта и направлены на дости­жение оптимальной пользы для общества.

Международный стандарт— стандарт,принятый между­народной организацией по стандартизации.

Международная стандартизация— стандартизация,учас-тие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Национальный стандарт — стандарт, принятый нацио­нальным органом по стандартизации.

Национальная стандартизация — стандартизация, которая проводится на уровне одной страны.

Межгосударственный стандарт — стандарт, принятый го­сударствами, присоединившимися к соглашению о проведении со­гласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Межгосударственные стандарты являются стандартами регионального типа.

Государственный стандарт РФ (ГОСТР) — стандарт, при­нятый Государственным комитетом РФ по стандартизации, мет­рологии и сертификации (Госстандарт России) или Государствен­ным комитетом РФ по жилищной и строительной политике (Госстрой России) и обязательный для всех субъектов хозяйствен­ной деятельности независимо от их отраслевой принадлежности.

Основополагающим государственным стандартом в РФ является ГОСТ Р 1.0—92 «Государственная система стандарти­зации. Основные положения».

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы, услуги, имеющие межотраслевое значение. Государ­ственные стандарты должны содержать:

• требования к продукции, работам и услугам по их безо­
пасности для окружающей среды, жизни, здоровья и
имущества, требования техники безопасности и произ­
водственной санитарии;

• требования по технической и информационной взаи­
мозаменяемости продукции;

• основные потребительские (эксплуатационные) харак­
теристики продукции, методы их контроля, требова­
ния к упаковке, маркировке, транспортированию, хра­
нению, применению и утилизации продукции;

• правила и нормы, обеспечивающие техническое и инфор­
мационное единство при разработке, производстве, ис­
пользовании (эксплуатации) продукции, выполнении
работ и оказании услуг (термины и их определения, ус­
ловные обозначения, метрологические и другие общетехни­
ческие и организационно-технические правила и нормы).

Для обеспечения государственной защиты интересов РФ и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах в обоснованных случаях (прежде

всего применительно к продукции технического назначения — радиоэлектроника, компьютерная техника, автомобили и пр.) устанавливаются требования, опережающие возможности тра­диционных технологий.

Требования, устанавливаемые государственными стандар­тами, можно разделить на императивные и диспозитивные.

Большинство требований, регламентированных государ­ственными стандартами, являются императивными (лат. imperativus — повелительный), то есть обязательными для их соблюдения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности в силу закона. Это требования:

• для обеспечения безопасности продукции, работ, услуг
для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• для обеспечения технической и информационной со­
вместимости (взаимозаменяемости продукции);

• для обеспечения единства методов контроля и единства
маркировки и хранения.

Таким образом, государственные стандарты, являясь под­законными актами, практически реализуют обязательные об­щие нормы законов РФ в части императивных требований к объектам стандартизации — продукции, работам и услугам.

Иные требования государственных стандартов (прежде всего потребительские характеристики в части технико-эконо­мического уровня и качества) к продукции, работам и услугам являются диспозитивными (лат. dispositivus — распоряжающий­ся), то есть допускающими выбор (в противоположность импе­ративным), необязательными.

Соответствие продукции и услуг императивным требова­ниям государственных стандартов субъекты хозяйственной де­ятельности подтверждают в порядке, установленном законо­дательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг (по перечням продукции и услуг, подлежащих обязатель­ной сертификации, утверждаемым Госстандартом России).

Соответствие продукции и услуг диспозитивным требова­ниям государственных стандартов субъекты хозяйственной де­ятельности могут подтверждать в порядке, установленном за­конодательством РФ о добровольной сертификации продук­ции и услуг, осуществляемой в инициативном порядке.

Из всего вышесказанного вытекает следующее. Вопрос о соответствии обязательным (императивным) требованиям ГОСТа на продукцию (услуги), производимую, а затем эксп­луатируемую, потребляемую, реализуемую и т. д. на террито­рии РФ, обсуждению вообще не подлежит. Вся продукция обя­зана соответствовать хотя бы минимальным значениям импе­ративных показателей государственных стандартов. В противо­положном случае продукция не пройдет обязательную серти­фикацию и не сможет быть реализована.

При этом диспозитивные требования государственных стандартов в части технико-экономического уровня и потре­бительских показателей качества не являются строго обязатель­ными при заключении договоров с потребителями, и именно потребители диктуют свои требования к основным показате­лям продукции.

Таким образом, фраза в договоре «Продукция соответ­ствует обязательным требованиям ГОСТ Р» означает, что за­казчик и исполнитель отдельно оговаривают показатели, к ко­торым предъявляются диспозитивные требования. При этом дис­позитивные требования становятся императивными. Фраза «Ка­чество продукции соответствует всем требованиям ГОСТ Р» означает, что продукция отвечает и диспозитивными, и импе­ративным требованиям.

Стандарт отрасли (ОСТ) — стандарт, принятый государ­ственным органом управления в пределах его компетенции (мини­стерствами и ведомствами РФ).

Под отраслью понимается совокупность субъектов хозяй­ственной деятельности независимо от их ведомственной принад­лежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) про­изводящих продукцию (выполняющих работу и оказывающих услу­ги) определенных видов, которые имеют однородное потребитель­ное или функциональное назначение.

В большинстве случаев стандарты отрасли разрабатывают на продукцию, работы (процессы) и услуги, применяемые в отрас­ли, например типовые конструкции изделий отраслевого приме­нения (специфический крепеж, инструмент и др.), организацию работ по метрологическому обеспечению в отрасли и т. п.

Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Срок действия ОСТ не устанавливается. Но по решению государственного органа управления отраслью срок действия стандарта отрасли может быть ограничен.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются и ут­верждаются субъектами хозяйственной деятельности в следую­щих случаях:

1) для обеспечения применения на данном предприятии
(объединении предприятий) государственных и отраслевых
стандартов, а также международных межгосударственных, и
национальных стандартов других стран, стандартов научно-тех­
нических, инженерных обществ и других общественных объе­
динений;

2) на создаваемые и применяемые на данном предприя­
тии продукцию, процессы и услуги, в том числе:

а) составные части продукции, технологическую ос­
настку и инструмент,

б) технологические процессы, а также общие техно­
логические нормы и требования к ним с учетом обес­
печения безопасности для окружающей среды, жиз­
ни и здоровья,

в) услуги, оказываемые внутри предприятия,

г) процессы организации и управления производством;

3) на поставляемую продукцию (услуги). В договорах (кон­
трактах) на разработку, производство и поставку продукции (на
выполнение работ и оказание услуг) в этих случаях делаются
ссылки на соответствующие стандарты предприятия, а требова­
ния этих стандартов подлежат обязательному соблюдению дого­
варивающимися субъектами хозяйственной деятельности.

Стандарты предприятия не должны нарушать обязатель­ных требований государственных стандартов.

Стандарты предприятия разрабатываются и утверждаются предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях совершенствования организации и управ­ления производством.

Требования стандартов предприятий подлежат обязатель­ному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятель­ности, если в договоре на разработку, производство и постав­ку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических инженерных обществ и дру­гих общественных объединений (СТО) разрабатываются обще­ственными объединениями, как правило, на следующие объекты:

• принципиально новые («пионерские») виды продукции,
процессов и услуг;

• нетрадиционные технологии проведения исследований,
разработок, изготовления, ремонта, утилизации про­
дукции;

• нетрадиционные принципы организации и управления
производством и других видов деятельности.

СТО разрабатываются и принимаются общественными объединениями для динамичного распространения и исполь­зования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определя­ют самостоятельно, то есть СТО является полностью добро­вольными (рекомендуемыми) стандартами и применяемыми при разработке и подготовке продукции к производству, орга­низации работ (процессов) и услуг, а также при разработке технической документации, нормативных документов по стан­дартизации.

СТО обновляют при получении новых результатов иссле­дований и результатов их применения субъектами хозяйствен­ной деятельности.

СТО отменяют, когда изложенные в них результаты ис­следований и разработок становятся морально устойчивыми.

Требования, установленные нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных до­стижениях науки, техники и технологии, международных (ре­гиональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продук­ции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных акта­ми законодательства РФ.

Нормативные документы по стандартизации на продук­цию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация

(по показателям, определяющим безопасность для жизни, здо­ровья и имущества граждан, а также природной среды), мето­ды контроля на соответствие этим требованиям, правила мар­кировки продукции и услуг, требования к информации о сер­тификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Нормативные документы по стандартизации должны при­меняться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготов­ки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хране­ния, транспортирования и утилизации, при выполнении ра­бот и оказании услуг, при разработке технической документа­ции (конструкторской, технологической, проектной, в том числе технических условий).

Продукция, в том числе импортируемая, не подлежит реализации или передаче для реализации по назначению, если она не соответствует обязательным требованиям, предусмот­ренным в действующих стандартах, или если продукция, под­лежащая обязательной сертификации, не имеет сертификата и знака соответствия, выданных или признанных в установлен­ном порядке уполномоченным на то органом.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона РФ «О стандартизации», заказчик и исполнитель обязаны включить в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

Необходимость применения нормативных документов по стандартизации в отношении продукции (услуг), производи­мой на территории РФ с целью вывоза ее с территории РФ, определяется контрактом (договором), то есть в контракте мо­жет быть ссылка на стандарты РФ, национальные стандарты других стран, международные стандарты, но в любом случае эксплуатируемая продукция должна соответствовать требова­ниям по безопасности и экологии действующих в РФ государ­ственных стандартов, что должно подтверждаться соответству­ющим сертификатом.

Государственные стандарты РФ и стандарты отраслей как официальные документы, принимаемые государственными органами управления, в соответствии с гражданским законо­дательством, действующим на территории РФ, к объектам

авторского права не относятся. Не являются объектами авторс­кого права также и общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Стандарты предприятия, напротив, как утверждаемые (принимаемые) самими субъектами хозяйственной деятельно­сти и общественными объединениями, являются объектами ав­торского права.

(с изменениями на 22 ноября 2007 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Международным протоколом от 3 ноября 1995 года;
Международным протоколом от 20 июня 2000 года;
Международным протоколом от 22 ноября 2007 года (вступил в силу с 30 апреля 2009 года).
____________________________________________________________________

По всему тексту Соглашения:

слова "стандартизации, метрологии и сертификации" заменены на слова "стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности" - п.1.1 Международного протокола от 20 июня 2000 года;

слова "стандартизации, метрологии и сертификации" с 30 апреля 2009 года заменены на слова "гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия" - п.1.1 Международного протокола от 22 ноября 2007 года.

Правительства государств-участников настоящего Соглашения,

отмечая международный характер гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности,

признавая их необходимость для обеспечения совместимости, взаимозаменяемости продукции, ее безопасности для жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды,

сознавая их важную роль в устранении технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, в повышении эффективности производства,

признавая целесообразность проведения согласованной политики в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны, обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации систем гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности и организации работ в этой области:

используют основные положения действующих систем стандартизации и метрологии и развивают их применительно к рыночной экономике, гармонизируя с международными нормами и правилами;

признают действующие стандарты "ГОСТ" в качестве межгосударственных;

сохраняют аббревиатуру "ГОСТ" за вновь вводимыми межгосударственными стандартами, предусматривая гармонизацию их требований с международными, региональными и передовыми национальными стандартами;

осуществляют работы по оценке (подтверждению) соответствия на основе согласованных организационно-методических положений в соответствии с национальным законодательством (абзац в редакции, введенной в действие с 30 апреля 2009 года Международным протоколом от 22 ноября 2007 года, - см. предыдущую редакцию);

признают существующие государственные эталоны единиц физических величин в качестве межгосударственных;

согласованно решают правовые, экономические и организационные вопросы гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности, в том числе на основе двусторонних или многосторонних договоров, программ и технических проектов.

Статья 2

Для выработки согласованной политики, определения основных направлений деятельности на межправительственном уровне в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности и согласования вопросов финансирования работ в этой сфере создается Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности, в состав которого входят руководители соответствующих органов управления участников настоящего Соглашения. Функции Межгосударственного совета, его рабочие органы и место их пребывания определяются Положением о Совете (прилагается).

Статья 3

Стороны будут проводить согласованную политику в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности по следующим направлениям:

принятие общих правил проведения работ по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности, представляющих межгосударственный интерес;

установление единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов испытаний;

стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

организация ведения и развития классификаторов технико-экономической информации и систем кодирования;

установления единиц физических величин, допускаемых к применению в государствах-участниках Соглашения;

ведение межгосударственной службы времени и частот, информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных;

ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение участников Соглашения этими стандартами. Ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющих межгосударственный интерес;

взаимное признание результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;

взаимное признание аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов сертификации, сертификатов на продукцию и систем обеспечения качества;

издание, переиздание, тиражирование и распространение межгосударственных стандартов, международных и региональных стандартов, других нормативных документов по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности, представляющих межгосударственный интерес;

координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности;

международное сотрудничество в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности и качества.

Статья 4

Стороны будут осуществлять:

финансирование общих программ и технических проектов в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и аккредитации в этих областях деятельности целевым направлением средств каждым участником программы или технического проекта;

финансирование собственной части работ по реализации основных направлений согласованной политики в областистандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности самостоятельно каждым участником настоящего Соглашения.

При взаимных расчетах между участниками настоящего Соглашения действует режим наибольшего благоприятствования.

Абзац исключен с 30 апреля 2009 года Международным протоколом от 22 ноября 2007 года. - См. предыдущую редакцию.

Статья 5

По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются соответствующим протоколом, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

(Статья в редакции, введенной в действие с 30 апреля 2009 года Международным протоколом от 22 ноября 2007 года. - См. предыдущую редакцию)

Статья 6

Спорные вопросы относительно применения и толкования настоящего Соглашения разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.

(Статья дополнительно включена с 30 апреля 2009 года Международным протоколом от 22 ноября 2007 года)

____________________________________________________________________

Каждая Сторона Соглашения имеет право свободного выхода из состава его участников при условии письменного уведомления депозитария не менее чем за 12 месяцев до выхода. Депозитарий уведомляет об этом всех участников настоящего Соглашения в месячный срок.

____________________________________________________________________

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

____________________________________________________________________

Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств - участников СНГ, а также третьих государств, признающих его положения и разделяющих цели и задачи настоящего Соглашения, с согласия всех Сторон путем передачи депозитарию документов о таком присоединении.

Присоединение считается вступившим в силу с даты сдачи депозитарию последнего письменного уведомления о согласии Сторон на такое присоединение.

(Статья в редакции, введенной в действие с 30 апреля 2009 года Международным протоколом от 22 ноября 2007 года. - См. предыдущую редакцию)

Приложение
к Соглашению о проведении согласованной
политики в области стандартизации,
метрологии и сертификации
от 13 марта 1992 года

Положение о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации

1. Общие положения

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Совет) в своей деятельности руководствуется Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение), настоящим Положением и другими документами, принятыми в рамках Содружества Независимых Государств в целях проведения согласованной политики в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия.

Совет во взаимодействии с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств осуществляет координацию, вырабатывает и принимает решения по проведению согласованной политики в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия.

В соответствии с резолюцией Совета Международной организации по стандартизации ИСО 40/1995 от 14 сентября 1995 года Совет является региональной организацией по стандартизации и в нормативной документации и во взаимоотношениях с международными, региональными и зарубежными организациями использует наименование, аббревиатуру и эмблему, принятые Советом, в соответствии с требованиями ИСО к региональным организациям по стандартизации.

Совет состоит из полномочных представителей государств - участников Соглашения.

Совет создает Бюро по стандартам для выполнения работ Совета по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии, оценке (подтверждению) соответствия и подготовки материалов для Исполнительного комитета СНГ.

Местопребыванием Бюро по стандартам является город Минск, Республика Беларусь.

Официальным языком Совета является русский язык.

2. Функции Совета

Совет выполняет следующие основные функции:

выработка и согласование приоритетных направлений и форм совместной деятельности по межгосударственному сотрудничеству в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия;

рассмотрение и принятие основных направлений научных исследований, научно-технических программ, планов и проектов;

представление на утверждение правительствам государств - участников Соглашения, а при наличии полномочий - утверждение документов, предусмотренных Соглашением по закрепленным областям деятельности;

подготовка предложений по гармонизации технических регламентов; принятие решений о межгосударственных стандартах; выработка и принятие правил и процедур проведения совместных работ по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценке (подтверждению) соответствия;

подготовка материалов к заседаниям Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ и Экономического совета СНГ по закрепленным за Советом областям деятельности;

рассмотрение и согласование смет затрат для выполнения целевых программ и технических проектов по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии, оценке (подтверждению) соответствия и выработка предложений по источникам их финансирования;

Правительства государств-участников настоящего Соглашения, отмечая международный характер стандартизации, метрологии и сертификации, признавая их необходимость для обеспечения совместимости, взаимозаменяемости продукции, ее безопасности для жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, сознавая их важную роль в устранении технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве, в повышении эффективности производства, признавая целесообразность проведения согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, согласились о нижеследующем:

Стороны, обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации систем стандартизации, метрологии и сертификации и организация работ в этой области:

• используют основные положения действующих систем стандартизации и метрологии и развивают их применительно к рыночной экономике, гармонизируя с международными нормами и правилами;

• признают действующие стандарты "ГОСТ" в качестве межгосударственных;

• сохраняют аббревиатуру "ГОСТ" за вновь вводимыми межгосударственными стандартами, предусматривая гармонизацию их требований с международными, региональными и передовыми национальными стандартами;

• осуществляют работы по сертификации на основе общих организационно-методических положений через создаваемые правительствами национальные органы по сертификации;

• признают существующие государственные эталоны единиц физических величин в качестве межгосударственных;

• согласованно решают правовые, экономические и организационные

• вопросы стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе на основе двусторонних или многосторонних договоров, программ и технических проектов.

Для выработки согласованной политики, определения основных направлений деятельности на межправительственном уровне в области стандартизации, метрологии, сертификации и согласования вопросов финансирования работ в этой сфере создается Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в состав, которого входят руководители соответствующих органов управления участников настоящего Соглашения.

Функции Межгосударственного совета, его рабочие органы и место их пребывания определяются Положением о Совете (прилагается). Статья 3

Стороны будут проводить согласованную политику в области стандартизации, метрологии и сертификации по следующим направлениям:

• принятие общих правил проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

• установление единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов испытаний;

• стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

• информации и систем кодирования;

• установления единиц физических величин, допускаемых к применению в государствах-участниках Соглашения;

• ведение межгосударственной службы времени и частот, информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных;

• ведение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;

• формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стандартов других стран и обеспечение участников Соглашения этими стандартами. Ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющих межгосударственный интерес;

• взаимное признание результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, проверки и калибровки средств измерений;

• взаимное признание аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов . сертификации, сертификатов на продукцию и систем обеспечения качества;

• издание, переиздание, тиражирование и распространение межгосударственных стандартов, международных и региональных стандартов, других нормативных документов по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес;

• координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации, метрологии и сертификации;

• международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии, сертификации и качества.
Статья 4 Стороны будут осуществлять:

• финансирование общих программ и технических проектов в области стандартизации, метрологии и сертификации целевым направлением средств каждым участником программы или технического проекта;

• финансирование собственной части работ по реализации основных направлений согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации самостоятельно каждым участников настоящего Соглашения.

При взаимных расчетах между участниками настоящего Соглашения действует режим наибольшего благоприятствования.

Госстандарт России как правопреемник Госстандарта СССР обеспечивает в • течение 1992 года государства-участники настоящего Соглашения копиями нормативно-технических документов, имеющих в фонде на 1 января 1992 года, с оплатой ими затрат на ведение фонда, типографских и канцелярских расходов.

Положения настоящего Соглашения конкретизируются дополнительными специальными соглашениями и протоколами.

Каждая Сторона Соглашения имеет право свободного выхода из состава его участников при условии письменного уведомления депозитария не менее чем за 12 месяцев до выхода. Депозитарий уведомляет об этом всех участников настоящего Соглашения в месячный срок.
Статья 7

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения Правительств других государств, признающих его положение и заинтересованных в достижении целей и задач Соглашения.

Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам-участникам настоящего Соглашения его заверенную копию.


ПРОТОКОЛ о внесении дополнений и изменений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года

Правительства государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года, признавая необходимость проведения согласованной политики в области аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий, а также в целях:

- создания условий для сохранения и дальнейшего развития общего нормативно-технического и метрологического обеспечения, способствующих устранению технических барьеров в торгово-экономическом, научно-техническом сотрудничестве государств - участников Содружества при создании зоны свободной торговли,

- обеспечения взаимодействия Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств,

- реализации Решения Совета глав государств о совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ от 2 апреля 1999 года

согласились о нижеследующем:

1. Внести в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение) следующие изменения и дополнения:

1.1. По всему тексту Соглашения слова "стандартизации, метрологии и сертификации" заменить на "стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности".

1.2. Положение о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации изложить в новой редакции (прилагается).

2. Признать утратившим силу Протокол к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 3 ноября 1995 года.

3. Настоящий Протокол вступает в силу со дня его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур. О необходимости выполнения таких процедур государства в течение трех месяцев с даты подписания настоящего Протокола извещают депозитарий.

4. Спорные вопросы относительно применения и толкования настоящего Протокола разрешаются путем консультаций и переговоров.

Совершено в городе Москве 20 июня 2000 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Протокол, его заверенную копию.

Приложение к Протоколу
о внесении дополнений и изменений
в Соглашение о проведении
согласованной политики в области
стандартизации, метрологии
и сертификации от 13 марта 1992 года
от 20 июня 2000 года


ПОЛОЖЕНИЕ о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации 1. Общие положения

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Совет) осуществляет координацию, вырабатывает и принимает решения по проведению согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности.

Совет состоит из полномочных представителей государств -участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года (далее- Соглашение).

Совет создает Бюро по стандартам для выполнения работ Совета по межгосударственной стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности и подготовки материалов для Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Местопребыванием Бюро по стандартам является город Минск. Официальным языком Совета и его рабочего органа является русский язык.

2. Функции Совета

Совет выполняет следующие основные функции:

выработка и согласование приоритетных направлений и форм совместной деятельности по межгосударственному сотрудничеству в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации;

рассмотрение и принятие основных направлений научных исследований, научно-технических программ, планов и проектов;

представление на утверждение правительствам государств-участников, а при наличии полномочий - утверждение документов по закрепленным областям деятельности, предусмотренных Соглашением;

принятие решений о межгосударственных стандартах, выработка и принятие правил и процедур проведения совместных работ по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности;

подготовка материалов к заседаниям Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, Экономического совета Содружества Независимых Государств и других межгосударственных(межправительственных) органов Содружества по закрепленным за Советом областям деятельности;

рассмотрение и согласование смет затрат для выполнения целевых программ и технических проектов по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности и выработка предложений по источникам их финансирования;

принятие решений о создании при Совете научно-технических комиссий и технических комитетов, утверждение планов их работ и сметы расходов;

осуществление сотрудничества с международными организациями по закрепленным областям деятельности.

В целях подготовки и реализации межгосударственных организационных, правовых, научно-технических и других мероприятий, содействующих повышению эффективности работ и информационного взаимодействия в области межгосударственной стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации, а также обеспечивающих сотрудничество с международными и региональными организациями по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности Совет может вносить предложения в компетентные органы Содружества о создании самофинансируемых некоммерческих организаций (организации внебюджетного финансирования, целью деятельности которых не является получение прибыли) в соответствии с принятыми нормами.

Совет может осуществлять и другие функции по закрепленным областям деятельности, определяемые дополнительными полномочиями, согласованными с правительствами государств - участников Соглашения.

3. Представительство государств в Совете

Представителями в Совете являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств - участников Соглашения, которые от имени государств наделяются правом быть членами Совета и полномочиями, необходимыми для выполнения функций, возложенных на этот Совет.

Члены Совета:

участвуют с правом решающего голоса во всех видах деятельности Совета;

инициируют обсуждение в Совете различных вопросов межгосударственного сотрудничества по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности;

информируют Совет о позиции своих государств по конкретным вопросам межгосударственного сотрудничества в указанных видах деятельности;

обмениваются информацией о деятельности национальных органов и проводят переговоры с другими членами Совета по вопросам участия своего государства в конкретных формах межгосударственного и международного сотрудничества по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности;

систематически получают стенограммы заседаний Совета, информацию о текущей деятельности научно-технических комиссий Совета и Бюро по стандартам, а также информацию по конкретным направлениям сотрудничества;

представляют по запросу в Совет и его Бюро по стандартам необходимую информацию о деятельности национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации по конкретным вопросам, представляющим межгосударственный интерес.

4. Организация работы Совета

Принятые Советом решения по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности вводятся в действие в государствах - участниках Соглашения в соответствии с национальными законодательствами.

Совет проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. В заседаниях кроме членов Совета могут принимать участие и другие представители государств, представители ведущих отраслей промышленности государств - участников Соглашения без права решающего голоса. В состав делегаций государств на заседаниях может включаться необходимое количество советников и экспертов.

В заседаниях Совета принимает участие представитель Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств с правом совещательного голоса.

Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым из государств - участников Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации на срок не более одного года. Председатель руководит заседаниями Совета и организует его работу в период между заседаниями.

Повестки дня заседаний утверждаются большинством голосов членов Совета.

Решения по конкретным межгосударственным программам, техническим проектам и формам сотрудничества принимаются членами Совета на основе консенсуса.

Решения, затрагивающие интересы любого из государств-участников, не могут приниматься в отсутствие представляющего его члена Совета.

По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов.

Председатель Совета:

привлекает по согласованию с национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации специалистов государств - участников Содружества для участия в подготовке совместных проектов программ в рамках многосторонней договоренности по развитию промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики;

принимает участие в работе заседаний Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете Содружества Независимых Государств с правом совещательного голоса.

По поручению Председателя Совета в работе Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете Содружества Независимых Государств, Экономического совета Содружества Независимых Государств, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, других межгосударственных органов по вопросам стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности может принимать участие другой член Совета.

В промежутках между заседаниями члены Совета организуют в своих государствах работу по реализации принятых Советом решений, поддерживают контакты с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств, созданными Советом организациями и между собой.

5. Бюро по стандартам

Бюро по стандартам создается Советом и состоит из постоянно работающих специалистов по главным направлениям деятельности Совета.

Количественный состав консультантов-организаторов определяется Советом. Бюро по стандартам руководствуется в своей деятельности настоящим Положением о Совете, межгосударственными соглашениями и другими документами, принятыми по вопросам проведения согласованной политики по проблемам стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности, Положением о Бюро по стандартам, утверждаемым Советом.

Бюро по стандартам для осуществления своей деятельности оформляет свой статус юридического лица в соответствии с законодательством страны местопребывания и имеет расчетный счет и печать со своим наименованием.

Бюро по стандартам обеспечивается необходимыми помещениями, оснащается оргтехникой, связью, транспортом для обслуживания Совета и другими необходимыми для его нормальной деятельности атрибутами.

Финансирование расходов Бюро по стандартам, связанных с организацией работы Совета и содержанием аппарата, осуществляется за счет ежегодных взносов национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств - участников Соглашения, перечисленных из внебюджетных источников, а также средств, поступивших в результате информационно-консультационной и методико-организационной деятельности, и оплаты хозяйствующими субъектами работ по межгосударственной стандартизации и других источников.

См. Отчет о деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации по реализации настоящего Соглашения, направленный решением Экономического Совета СНГ от 23 мая 2005 г.

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

отмечая международный характер гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия,

признавая их необходимость для обеспечения совместимости, взаимозаменяемости продукции, ее безопасности для жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды,

сознавая их важную роль в устранении технических барьеров в торговоэкономическом и научно-техническом сотрудничестве, в повышении эффективности производства,

признавая целесообразность проведения согласованной политики в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия,

согласились о нижеследующем:

Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам-участникам настоящего Соглашения его заверенную копию.

Уведомление Азербайджанской Республики

Настоящим подтверждается, что Азербайджанская Республика присоединяется к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, подписанному на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в г. Москве 13 марта 1992 года.

С примечанием к разделу 4 Положения: "Принятые Советом решения для национальных органов носят рекомендательный характер".

Совершено в г. Баку 31 июля 1995 года.

Уведомление Республики Грузия

Настоящим подтверждается, что Республика Грузия присоединяется к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, принятому на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в г. Москве 13 марта 1992 года.

Совершено в г. Тбилиси 22 мая 1995 года.

Особое мнение
Азербайджанской Республики к Протоколу о внесении дополнений и изменений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года

За исключением выражения "технических комитетов" восьмого абзаца, а также девятого и десятого абзацев раздела 2 и первого абзаца раздела 4 Положения о Совете, предусматривающих международную правосубъектность Совета, создание им новых структур и ввод в действие решений Совета в государствах - участниках Соглашения.

Оговорка Грузии
к проекту Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года

За исключением положений, допускающих международную правосубъектность Совета (пункт 2, абзац 9).

Оговорка Республики Молдова
к Протоколу о внесении изменений и дополнений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года.

За исключением положений, допускающих международную правосубъектность Совета.

Замечания
Республики Узбекистан к проекту Протокола о внесении дополнений и изменений в "Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г."

Во второй главе "Функции Совета" Положения о Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации исключить абзацы 10 и 11.

Оговорка Украины
по пункту 8 повестки дня заседания Совета глав правительств СНГ

"О Протоколе о внесении дополнений и изменений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года."

20 июня 2000 года

"За исключением положений, допускающих международную правосубъектность Межгосударственного совета"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности (Москва, 13 марта 1992 г.)

Соглашение вступило в силу 13 марта 1992 г.

Текст Соглашения опубликован в Информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество", 1992 г., N 3, в Бюллетене международных договоров, июнь1993 г., N 4, в ИУС "Национальные стандарты", 1994 г., N 2-3

См. статус настоящего Соглашения

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Протокол о внесении изменений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г. (Ашхабад, 22 ноября 2007 г.)

Протокол о внесении дополнений и изменений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г. (Москва, 20 июня 2000 г.)

Протокол к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г. (Москва, 3 ноября 1995 г.)

1. Общие положения

1.1. Стандартизация на морском транспорте является составной частью Государственной системы стандартизации (ГСС) Российской Федерации и осуществляется в целях установления для всеобщего и многократного использования правил, регламентов, технических норм и характеристик, направленных на достижение оптимальной степени упорядочения и эффективности во всех областях производственной деятельности отрасли.

1.2. Стандартизация на морском транспорте направлена на:

увеличение провозной способности флота и ускорение обработки грузов в портах;

совершенствование эксплуатации флота и береговых объектов морского транспорта;

повышение безопасности мореплавания и качества транспортных услуг;

повышение качества потребляемого отраслью оборудования, изделий и материалов;

снижение транспортных и технологических потерь при морских перевозках и переработке грузов в портах;

улучшение транспортных свойств грузов, предъявляемых к перевозке;

поддержание высокого уровня технологической дисциплины, внедрение достижений науки, техники и передового опыта;

сокращение сроков и повышение качества ремонта судов;

повышение качества промышленной продукции предприятий морского транспорта, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости;

снижение стоимости и повышение качества капитального строительства;

обеспечение безопасности и улучшение условий труда, защиту здоровья и жизни граждан, пользующихся услугами морского транспорта;

охрану окружающей среды от загрязнения в результате деятельности морского транспорта;

экономию людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;

устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности транспортных услуг на мировом рынке;

обеспечение безопасности объектов морского транспорта, содействие их оборонной и мобилизационной готовности.

1.3. Для достижения указанных целей должны решаться следующие основные задачи:

проведение технической политики морского транспорта и установление в стандартах всех видов требований к номенклатуре и качеству потребляемого (применяемого) оборудования, изделий и материалов, в том числе обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;

осуществление морской транспортной политики через установление требований к транспортным свойствам и характеристикам предъявляемой к перевозке продукции, обеспечивающим безопасность и высокую эффективность работы морского транспорта;

нормативное обеспечение организации и управления производством в отрасли, решения отраслевых программ развития производства;

установление правил и норм, обеспечивающих высокий уровень технологических процессов и эффективности;

установление метрологических норм, правил и требований применительно к условиям эксплуатации парка средств измерений на морском транспорте;

нормативное обеспечение сертификации транспортных услуг и продукции промышленных предприятий;

создание и ведение систем технико - экономической информации;

каталогизация, создание автоматизированных баз данных, организация информации в области стандартизации.

1.4. Нормативные документы (НД) морского транспорта принимаются на основе согласия заинтересованных сторон, с учетом соблюдения действующего законодательства, общегосударственных технических норм и правил, и утверждаются компетентным органом.

НД должны основываться на обобщенных результатах науки, техники, практического опыта.

1.5. Предприятия и организации морского транспорта разрабатывают следующие виды нормативных документов, предусмотренные ГСС и системой стандартизации в строительстве:

государственные стандарты Российской Федерации - ГОСТ Р (национальные стандарты, утверждаемые Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации или Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства);

отраслевые стандарты - ОСТ 31 (утверждаются Департаментом морского транспорта);

стандарты предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ и др. объединений) - СТП (утверждаются предприятиями и действуют только в рамках этих предприятий);

технические условия - ТУ 31 (нормативный документ на конкретную продукцию или услугу, утверждаемый разработчиком, как правило, по согласованию с заказчиком и органом государственного надзора);

международные стандарты - МС ИСО, МЭК и др.;

межгосударственные стандарты - ГОСТ (стандарты, принятые государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемые ими непосредственно);

строительные нормы и правила - СНиП (утверждаются Госстроем РФ); ведомственные строительно - технологические нормы (утверждаются Департаментом морского транспорта и устанавливают нормы по проектированию и строительству в рамках ведомства по отраслевому признаку).

1.6. На специфические для отрасли объекты и процессы, находящиеся под юрисдикцией Департамента морского транспорта, разрабатываются:

РД 31 - нормативные документы общеотраслевого применения, определяющие научно - технический уровень производства, техническую и экономическую политику или регулирующие отношения отрасли с другими отраслями народного хозяйства (утверждаются Департаментом морского транспорта);

Р 31 - общеотраслевые рекомендации, определяющие оптимальные правила и приемы работ, типовые технологические процессы на производство перегрузочных, ремонтных, монтажных и других видов работ, связанных с технической эксплуатацией и обслуживанием технических средств морского транспорта (не утверждаются, рекомендуются компетентными органами к применению в качестве оптимальных и типовых с возможностью изменения в зависимости от конкретных условий).

1.7. В РД 31 устанавливаются обязательные к выполнению требования, обеспечивающие:

охрану окружающей среды, здоровья и жизни граждан;

совместимость грузов, транспортных средств и технологий со смежными видами транспорта;

совместимость продукции, а также организационные регламенты и процедуры, обеспечивающие слаженную работу всех звеньев отрасли при выполнении перечисленных задач.

Нормы РД 31, устанавливающие оптимальные правила и приемы работ, количество и качество услуг, показатели энерго- и ресурсопотребления, потребительские характеристики продукции, являются рекомендуемыми. Обязательность их выполнения может наступить в силу условий лицензирования, хозяйственных договоров, соглашений, сертификации (объявлении о соответствии), решений органов государственного управления или предписаний законодательных актов.

1.8. Правила разработки, ведения и обращения отраслевых нормативных документов вида РД 31 и рекомендаций - Р 31 устанавливаются отдельными НД.

Примечание. Основные определения в области стандартизации и смежных видов деятельности приведены в справочном приложении 1.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: