Стадии производства в международном уголовном суде

Обновлено: 18.04.2024

Международное судебное разбирательство – это разрешение споров между субъектами международного права, основанное на согласии заинтересованных сторон, постоянным судебным органом, состав и процедура которого не зависят от воли сторон и решения которого, основанные на международном праве, являются обязательными для сторон спора. Из вышеизложенного определения, прежде всего, следует, что реализация судебного разрешения международных споров невозможна без создания постоянного международного судебного учреждения, к компетенции которого были бы отнесены международно-правовые споры.

Международная судебная процедура обладает многими достоинствами. Важнейшим из них является то, что международный судебный орган призван разрешать международные споры на основе международного права. Тем самым выносимым им решениям придается объективный характер. Приоритет, отдаваемый норме права, сглаживает фактическое неравенство, существующее между государствами, являющимися сторонами в споре. Реальное воплощение получает принцип равенства государств. Следовательно, международная судебная процедура представляет собой альтернативу непосредственному столкновению с другим спорящим государством, что особенно важно для небольшого государства при вступлении в спор с государством, обладающим превосходящей политической мощью.

Международному Суду ООН отводится особая роль в системе обеспечения коллективной безопасности. Так, Устав ООН определяет Суд в качестве главного судебного органа организации с универсальной юрисдикцией. Кроме того, Суд упоминается в целом ряде статей Устава, таких как статья 36(3), статьи 92-96, а также в Статуте Международного Суда, который составляет согласно статье 92 Устава ООН неотъемлемую часть данного Устава.

На Международный Суд возлагается выполнение двух основных задач. Первой и наиважнейшей из них является разрешение споров между государствами в соответствии с положениями Статута Суда. В качестве второй задачи следует указать осуществление Судом правового руководства деятельностью органов и специализированных учреждений ООН посредством консультативных заключений.

Международный Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Члены Суда избираются государствами-членами ООН и другими государствами, которые не являются членами ООН, но участвуют в Статуте Суда. На сегодняшний день число судей равняется пятнадцати.

Срок полномочий судей – девять лет. Каждые три года проводятся выборы, в ходе которых переизбирается треть состава Суда, т.е. пять судей. Судьи могут быть избраны повторно. Поскольку Международный Суд является главным судебным органом ООН, выборы в него проводятся этой международной организацией. Голосование осуществляется в ГА ООН и СБ ООН.

Дела в Международном Суде возбуждаются либо в одностороннем порядке одной из сторон в споре, либо совместно обеими сторонами в зависимости от условий соответствующего соглашения между ними. Таким образом, если в соответствии с подобным соглашением или односторонней декларацией стороны конкретного дела признали обязательную юрисдикцию Суда в отношении определенных категорий споров, то в случае возникновения спора, подпадающего под одну из этих категорий, процедура может быть возбуждена в одностороннем порядке по ходатайству одной из сторон. Однако в случае отсутствия такого предварительного признания юрисдикции разбирательство может быть начато лишь на основе взаимного согласия сторон спора о его передаче в Международный Суд.

Согласно статье 43 Статута Суда судопроизводство по спорным делам делится на две стадии – письменную и устную. Письменная стадия производства состоит в представлении документов судопроизводства в назначенные Устная стадия начинается по завершении письменной. Решения Международного Суда принимаются абсолютным большинством голосов присутствующих судей, причем в случае разделения голосов поровну, голос председателя Суда или замещающего его судьи играет определяющую роль. В решении Суда должны быть приведены соображения, на которых оно основано, и оно должно ограничиваться рамками претензий, выдвинутых сторонами. Воздержаться от голосования по какому-либо из пунктов судья не имеет права. Судья, мнение которого в целом или частично расходится с принятым решением, имеет право приобщить к решению свое индивидуальное мнение. Решение считается вынесенным в день его оглашения. В соответствии со ст. 59 Статута Международного Суда решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу, независимо от того, принято ли оно Судом в полном составе или его камерой. Кроме того, решение окончательно и обжалованию не подлежит.

Климова Е.А., аспирант кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО (У) МИД России.

1 июля 2009 г. исполнилось семь лет со дня вступления в силу Римского статута Международного уголовного суда (МУС). Это небольшой срок для постоянного универсального судебного органа, масштабная цель которого - создание глобальной комплексной системы правовых мер по предупреждению, пресечению и выявлению тяжких международных преступлений, а также привлечению виновных к ответственности. Однако уже сегодня можно говорить о том, что учреждение МУС стало значительным шагом вперед по реализации этой задачи. Его называли отсутствующим звеном в международно-правовой системе: Международный суд в Гааге рассматривает лишь дела о спорах между государствами, но не дела физических лиц. В отсутствие Международного уголовного суда, занимающегося установлением индивидуальной ответственности в качестве правоприменительного механизма, акты геноцида и грубейшие нарушения прав человека часто оставались безнаказанными, что, свою очередь, служило еще одним стимулом для попирателей законов гуманности.

Во время конфликта, будь то внутренний или международный, национальные судебные органы часто либо не готовы, либо не способны действовать, как правило, по одной из двух причин. Либо у правительств отсутствует политическая воля осуществлять судебное преследование своих собственных граждан (как в бывшей Югославии), либо национальные учреждения могут дезинтегрироваться (как в случае с Руандой). Тогда в целях обеспечения правосудия и в итоге реализации принципа справедливости может действовать МУС. Он необходим, в частности, для осуществления наказуемости соответствующих преступлений путем реализации принципа индивидуальной уголовной ответственности, установленного еще Нюрнбергским трибуналом; для содействия окончанию конфликтов в качестве сдерживающего фактора. Задачи общей и частной превенции, эффективного сдерживания будущих военных преступников также выдвигались учредителями МУС.

Роль МУС в преследовании и наказании подпадающих под его юрисдикцию преступлений определяет основной принцип его деятельности - принцип комплиментарности. Он означает, что национальные суды должны в первую очередь осуществлять преследование лиц, совершивших серьезные международные преступления. При этом механизм уголовного преследования в рамках МУС может быть запущен лишь в случае, если государство не способно либо противодействует уголовному преследованию таких лиц в рамках своей внутренней правоохранительной системы.

Римский статут дает исчерпывающий список таких преступлений: геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии.

Но даже в этом случае государство, как и любое другое государство - участник Римского статута, должно оказывать необходимую помощь, когда производство по делу возбуждено в рамках МУС. Эффективность работы Суда во многом зависит от этого. Государства - участники Статута приняли на себя общую обязанность сотрудничать (ст. 86) и должны обеспечить наличие процедур, предусмотренных их национальным правом, для всех форм сотрудничества, указанных в Статуте (ст. 88).

Римский статут регулирует уголовное производство в очень подробном для международно-правового документа виде. Помимо этого, в соответствии со ст. 51 Ассамблея государств-участников установила дополнительный самостоятельный и выходящий за пределы самого Статута процессуальный порядок для Суда, называемый Правилами процедуры и доказывания.

МУС, как и Трибуналы ad hoc по Руанде и бывшей Югославии, используют в целом единую схему осуществления процессуальных действий : возбуждение уголовного дела (ст. ст. 14 - 19 Статута, гл. 3 Правил процедуры и доказывания); расследование (часть 5 Статута, гл. 4 и 5 Правил); судебное разбирательство (часть 6 Статута, гл. 4 и 6 Правил) и апелляционное производство - возможная, но не обязательная стадия (часть 8 Статута, гл. 8 Правил).

См.: Федоров И.В. Международная уголовная процессуальная форма (в контексте юрисдикции международных судов) // Российский ежегодник международного права 2003: Специальный выпуск. СПб., 2003. С. 103.

В состав МУС входят следующие органы: Президиум, Апелляционное отделение, Судебное отделение, Палата предварительного производства, Канцелярия Прокурора и Секретариат. Среди них Канцелярия Прокурора является независимым органом, несущим ответственность за осуществление объективного уголовного расследования. Прокурор исполняет функции расследования дел и обвинения лиц, привлекаемых к ответственности в рамках Суда (ст. ст. 34, 81, 83 Статута, правила 9 - 11, отдельные правила гл. 5 и 6 Правил процедуры и доказывания).

Вернемся к принципу комплиментарности, так как именно ему во многом подчинена система судебного следствия, установленная в Римском статуте. С учетом этого принципа процедура в МУС может быть запущена либо государством - участником Статута, либо Прокурором, либо СБ ООН.

Особенностью МУС является то, что наличие лишь юрисдикции суда в отношении какого-либо дела является недостаточным для начала расследования в его рамках. Необходимо задействовать так называемый пусковой механизм, описанный в ст. 13 Римского статута. Как правило, решение о начале расследования принимается Прокурором (ст. 15 Статута).

Другая возможность - ситуация, при которой предположительно были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, передается Прокурору государством-участником. И хотя есть все основания предполагать, что эта возможность будет реализована в минимальной степени, такие случаи уже имели место. Например, ситуацию, сложившуюся на своей территории, Прокурору передали Уганда (ситуация вокруг Армии сопротивления Господа), Конго (2004 г.) и Центральная Африканская Республика (2005 г.).

Наконец, возможна ситуация, при которой предположительно были совершены одно или несколько подпадающих под юрисдикцию Суда преступлений, передается Прокурору Советом Безопасности, действующим на основании главы VII Устава ООН. Так, 31 марта 2005 г. СБ ООН передал на рассмотрение Суда ситуацию в Дарфуре.

Первой задачей Прокурора является выяснение того, существуют ли достаточные основания для начала расследования (ст. 53 Статута). Прокурор собирает и оценивает доказательства, обеспечивает присутствие соответствующих лиц (подследственных, потерпевших, свидетелей), добивается сотрудничества государств или межправительственных организаций.

К функциям Палаты предварительного производства (аналог немецкого следственного судьи) отнесено следующее:

  • по запросу Прокурора отдавать распоряжения и выдавать ордера, которые необходимы для проведения расследования;
  • по просьбе лиц, арестованных либо вызванных в Суд, оказывать им помощь в организации защиты;
  • в случае необходимости обеспечивать безопасность подследственных, свидетелей и потерпевших;
  • давать Прокурору разрешение на совершение следственных действий на территории государства - участника Статута без получения согласия со стороны этого государства на сотрудничество, если Палата установит, что государство не способно осуществить просьбу о сотрудничестве.

После начала расследования Палата предварительного производства по запросу Прокурора выдает ордер на арест при наличии для этого достаточных оснований. Получив просьбу о предварительном аресте или об аресте и передаче лица Суду, государство-участник обязано немедленно принять меры к выполнению просьбы в соответствии со своими законами. Арестованный должен предстать перед компетентным органом юстиции арестовавшего его государства, который определяет в соответствии с национальным правом законность ареста и соблюдение его прав. Передача арестованного Суду должна быть осуществлена в возможно короткий срок.

После передачи арестованного или добровольного появления соответствующего лица в Суде Палата предварительного производства проводит слушание, имеющее целью удостовериться, что это лицо будет информировано об инкриминируемом ему преступлении и его правах. Уже на этой стадии обвинитель и ответчик могут представлять свои доказательства и опровергать доказательства противной стороны. На этой стадии Палата предварительного производства может подтвердить пункты обвинения и передать дело на основное рассмотрение в Суде либо отклонить обвинение за недостаточностью доказательств. При этом сохраняется возможность приостановления рассмотрения дела для того, чтобы Прокурор мог представить новые доказательства либо внести изменения в пункты обвинения.

Бремя доказывания вины лежит на Прокуроре (ст. 66). Определен порядок представления и оценки доказательств. Суд правомочен требовать представления всех доказательств, которые он считает необходимыми для установления истины. Суд может также вынести решение об относимости и допустимости любых доказательств с учетом их силы, а также принимая во внимание тот вред, который такие доказательства могут причинить осуществлению справедливого судебного разбирательства или справедливой оценке свидетельских показаний.

В целом в работе МУС сохранены все три основные уголовно-процессуальные функции - обвинения, защиты и разрешения дела. Интересен тот факт, что процесс в Суде во многом испытал на себе влияние континентальной системы права, однако содержит и элементы англосаксонского права (тогда как в трибуналах по бывшей Югославии и Руанде процесс был односторонне ориентирован на общее право).

Особый акцент необходимо сделать на том, что процесс в рамках МУС подчинен общепринятым стандартам прав человека в ходе расследования (ст. 55) и целому ряду так называемых судебных гарантий. Они берут свое начало в универсальных и региональных соглашениях в области защиты прав человека, уточнены в важнейших с точки зрения компетенции МУС Женевских конвенциях 1949 г. и дополнительных протоколах к ним и, наконец, развиты в Римском статуте и Правилах процедуры и доказывания. Так, Статутом предусмотрены принципы nullum crimen et nulla poena sine lege (ст. ст. 22.1 и 23), non bis in idem (ст. 20), презумпция невиновности (ст. 66), а также широкий круг процессуальных прав, включая право быть судимым независимым и беспристрастным судом без неоправданной задержки, право обвиняемого быть информированным о деталях правонарушения, вменяемого ему в вину, право на помощь квалифицированного защитника по своему выбору и компетентного переводчика, право обвиняемого на судебное разбирательство в его присутствии, право не давать показаний против себя самого и не признавать себя виновным (ст. 67.1) и право на публичное оглашение приговора (ст. 76.4).

На первый взгляд процедура уголовного преследования в рамках МУС - стройная, глубоко и подробно проработанная, учитывает опыт предыдущих международных уголовных трибуналов. Тем не менее за прошедшие семь лет практической работы Суда выявились и некоторые ее проблемные моменты.

Первый из них оказался типичной проблемой всех международных уголовных судов, связанной с чрезвычайно сложной процедурой уголовного преследования. Так, буквально все в документах, даже самое безобидное высказывание, оспаривается противоположной стороной в процессе. Это приводит к тому, что сами по себе простые процессуальные вопросы приходится решать посредством издания формальных письменных промежуточных решений палат Суда. Против большей части таких решений подаются жалобы в соответствии со ст. 82.1.d (так называемая промежуточная апелляция), решение по которым должна принимать Апелляционная палата. Это приводит к тому, что в ходе предварительного и основного производства параллельно ведутся некие мелкие апелляционные производства. Понятно, что это существенно замедляет весь процесс.

Тогда получается, что нарушается одно из важнейших прав обвиняемого по ст. 67.1.с Статута - право на суд без неоправданной задержки. Однако на практике оказывается, что защита не придает соблюдению этого права большого значения и даже заинтересована в максимально длительном сохранении статуса обвиняемого, в отношении которого еще не вынесено какого-либо приговора.

Еще одна особенность МУС - необходимое само по себе участие жертв преступлений и их представителей в процессе используется равно и всесторонним образом - даже в предварительном производстве. В том числе это ведет к дальнейшим многочисленным контрзаявлениям и документам со стороны защиты, что ведет к еще большему затягиванию процесса.

Другой аспект, вызывающий обеспокоенность, в том числе и самого МУС, - это его практически стопроцентная зависимость от уже упоминавшегося сотрудничества с государствами - участниками Статута, особенно касательно поимки и передачи Суду обвиняемых лиц. Так как МУС не обладает ни собственными полицейскими или военными силами, ни какими-либо другими органами принуждения, вопрос эффективности всей его работы встает в прямую зависимость от того, насколько действенно такое сотрудничество. С одной стороны, это необходимый процессуальный аспект деятельности МУС, с другой - объективно его слабое место . В этом смысле большая ответственность ложится на плечи государств, международные организации и НПО, но больше всего - на плечи Прокурора и его Канцелярии, которые и должны организовать необходимый уровень сотрудничества.

См.: Kaul, Hans-Peter. Der Internationale Strafgerichtshof nach fuenf Jahren - Ein Erfahrungsbericht aus richterlicher Sicht, in: Zeitschrift fuer Internationale Strafrechtsdogmatik 13/2007. S. 495.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сам Римский статут подразумевает не только ограниченную подсудность МУС, но и потенциально слабый кооперационный режим. Процессуальная система в рамках МУС в первую очередь определяется принципом комплиментарности и особенностью преступлений, подпадающих под его юрисдикцию и являющихся наиболее серьезными международными преступлениями. При этом, однако, полностью заменить национальную правоохранительную систему МУС не удается, что обусловливает в ряде случаев необходимость содействия государств - участников Статута в ходе проведения следственных мероприятий.

Однако все это несет в себе не только слабости нового Суда, но и, как ни парадоксально, в перспективе должно стать его сильными сторонами - при правильном применении возможностей, заложенных в Римском статуте, наличии политической воли для этого в государствах-участниках и эффективной работе органов Суда. Не будем забывать, что МУС еще очень молод: в 1996 г. идея его создания казалась утопией, а сегодня в его производстве находятся дела, связанные с имевшими место тяжелейшими нарушениями прав человека. В таком контексте эта задача становится реальной. Тем более что, будучи самостоятельным органом правосудия, МУС одновременно тесным образом вовлечен в международную систему. Красной строкой по тексту Статута проходит принцип соблюдения международно-правовых стандартов при проведении следствия, а также взаимодействие Суда с Советом Безопасности ООН.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Международный уголовный суд По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Международный уголовный суд подробнее (по английский "International Criminal Court", сокращенно — МУС) - первый действующий на постоянной основе международный орган юстиции уголовной направленности, компетенция которого включает действия по преследованию лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления, направленные против человечества. Учрежден он на основании Римского статута По данной теме мы уже выполнили реферат Римское право подробнее , принятого в 1998 году. Начал свою официальную работу с 01.07.2002 года.

В отличии от иных международных специализированных и смешанных судов уголовной направленности, МУС – постоянно действующее учреждение. В его компетенцию включены преступные деяния, которые были совершены с момента обретения силы Римским статутом.

Местопребывание - Гаага, но при желании суда заседания могут проводиться в каком-либо ином месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Юрисдикция международного суда ООН подробнее , также заседающим в Гааге, но имеющим иной набор компетенции. МУС не включен в официальные структуры ОНН, хоть обладает возможностью возбуждения дел по представлению Совбеза ООН.

История Международного уголовного суда

Готовые работы на аналогичную тему

Международное сообщество еще с давних пор стремилось к формированию действующего на постоянной основе международного уголовного суда, но в связи со всевозможными разногласиями эта тема на протяжении длительного промежутка времени постоянно откладывается.

Ещё в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН в собственной резолюции указала на необходимость создания специализированного юридического органа, который бы постоянно был занят уголовным преследованием лиц, которые несут ответственность за совершение преступлений, сопряженных с геноцидом и иных преступлений, обладающих схожей тяжестью. Работа над данным вопросом поручалась Комиссии международного права По данной теме мы уже выполнили реферат Международное право подробнее , сформировавшей вывод, что образование такого органа представляется возможным и желательным со стороны международного права, но позже разработки в этой направленности Генеральной Ассамблеей приостанавливалась в связи с отсутствия общего согласия по определению понятия агрессии.

К сер. 20 столетия, после происшествия Второй мировой войны, сообщество в мировом масштабе обрело консенсус лишь по отношению к определению геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений, приняв соответственные документы международного типа по ним. Величайшее воздействие на образование международного уголовного права оказали Токийский и Нюрнбергский процессии над лицами, которые виновны в свершении военных преступлений, преступлений против человечества и против мира в период Второй мировой войны.

Позже в условиях биполярного мира и ужесточения холодной войны вопрос по созданию международного уголовного суда вообще не поднимался.

Только к концу 1980-х — началу 1990-х годов после завершения холодной войны к данной теме снова было привлечено внимание. В 1989 году изначально правительство Тобаго и Тринидада направило обращение в Генеральную Ассамблею, содержащее просьбу возобновления работ по вопросу о международном уголовном суде, обладавшим бы юрисдикцией в отношении к преступлениям, имеющим связь с незаконным оборотом наркотических средств.

Позже в 1991 году в бывшей Югославии была начата гражданская война, а в 1994 году свершился геноцид в Руанде. Совет Безопасности ООН в качестве реакции на два эти события собственным решением образовал "ad hoc" трибуналы (МТР, МТБЮ) для того, чтобы привлечь к наказанию ответственных лиц. Но, в связи с тем, что данные трибуналы были созданы с целью расследования преступных деяний, которые совершались исключительно в определенное время и в границах некого конфликта, международным сообществом достигалось общее согласие о том, что окончательно назревала мысль учреждения независимого, постоянного уголовного суда. На 52-й сессии Генеральная Ассамблея по этому вопросу пришла к решению созывать в 1998 году под эгидой ООН Дипломатическую конференцию в Риме при участии всех стран. 17 июля 1998 года международное сообщество достигало исторического рубежа, когда 120 государств приняло Римский статут, представляющийся правовым базисом для создания международного уголовного суда, который бы действовал на постоянной основе.

Международный уголовный суд - первоначальный международный орган уголовного правосудия, действующий на постоянной основе, созданный на основании договорных отношений меж государствами, который является необходимым, как минимум, для предотвращения безнаказанности лиц, которые совершали самые серьёзные преступные деяния, вызывающие волнение международного сообщества в целом. МУС имеет статус независимой международной организации, и не является элементом структуры ООН. Он расположен в Нидерландах, Гааге. Судебные расходы должны финансироваться за счёт его стран-участниц, а также возможными являются добровольные взносы от международных организаций, правительств, корпораций, частных лиц и иных субъектов.

Римский статут вступал в силу 01.07.2002 года после его ратификации 60 государствами.

Организационная структура Международного уголовного суда

Президиум суда По данной теме мы уже выполнили курсовую работу представительство в суде подробнее формируют:

  • Председатель;
  • первый и второй Вице-председатели.

Избираются они абсолютной большей численностью голосов судей на трёхлетний срок и могут переизбираться лишь один раз.

Президиум По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Административный процесс подробнее занимается текущим управлением делами Суда, координируя деятельность с Прокурором и исполняет другие функции, которые связаны с работой Суда.

Структура Международного уголовного суда включает:

  1. Апелляционное отделение;
  2. Судебное отделение По данной теме мы уже выполнили реферат Судебное делопроизводство подробнее ;
  3. Отделение предварительного производства По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Общие условия предварительного расследования подробнее .

Отделения включают в себя палаты, их численность может являться различной и определяться, зависимо от уровня сложности дел, которые находятся в производстве дел.

Апелляционное отделение включает в себя Председателя и ещё 4 судьи, а Судебное отделение и Отделение предварительного производства — не менее чем из 6 судей в каждом. Притом в Апелляционную палату По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Судебная жалоба и исполнительная власть подробнее должны быть включены сразу все судьи Апелляционного отделения По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Сравнительная характеристика апелляционного и кассационного производства подробнее , в одну Судебную палату — не меньше 3 судей Судебного отделения, а в одну Палату предварительного производства — не меньше 3 судей или 1 судьи соответствующего отделения, зависимо от уровня сложности разбираемого дела.

Канцелярия Прокурора представляется независимым органом МУС, уполномоченным реализовывать преследование уголовного типа ответственных за преступления лиц, а так31.же предъявлять им обвинения. Канцелярию возглавляет Главный Прокурор.

Секретариат в ответе за внесудебные аспекты обслуживания и управления делами Суда. Возглавляет его секретарь, избираемый судьями на срок 5 лет.

Международный уголовный суд включает 18 судей, которые избираются на девятилетний срок Ассамблеей участников (государств) суда, притом любая из региональных групп должна представляться по меньшей мере двумя судьями.

Весь судебный состав избирается по спискам. Список «A» включает лиц, которые считаются признанными специалистами в области уголовного процесса и права, а также обладающих опытом работы в роли судьи, адвоката или прокурора в данной сфере. Список «B» включает лиц, являющихся авторитетными специалистами в международно-правовой области, а конкретно в сфере международного гуманитарного права и человеческих прав, и обладают большим опытом юридической практики.

Историческое развитие, организационная структура и процессуальные основы работы Международного уголовного суда. Основные полномочия прокурора и Палаты предварительного производства на стадии возбуждения уголовного дела и на стадии его расследования.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.12.2013
Размер файла 408,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

международный уголовный суд

3.3 Роль иных участников процесса в расследовании уголовного дела

Характеризуя процесс расследования уголовного дела в МУС, нельзя не уделить внимание деятельности иных лиц на данной стадии, учитывая тот фактор, что данная стадия, на мой взгляд, является наиболее трудоёмкой и насыщенной на проводимые в ходе неё мероприятия. Несмотря на то, что ведущие роли на данном этапе процесса играют Прокурор и Палата предварительно производства, у других его участников также имеется ряд функций, которые могут оказать существенное влияние на эффективность расследования

В частности, в первую очередь, стоит сказать, что государства-участники на основании ст. 86 Статута «всесторонне сотрудничают с Судом в проведении им расследования преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, и осуществлении уголовного преследования за эти преступления» Римский Статут Международного уголовного суда //Костенко Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002. С. 243 . Это означает, что правоохранительные органы заинтересованного государства принимают самое непосредственное участие в расследовании преступления наряду с Прокурором. Тем самым они оказывают содействие Суду в изобличении преступника. Иное бы представлялось не логичным (за исключением, когда правоохранительные органы в государстве не созданы), учитывая, что государство ранее присоединилось к Статуту, а значит заинтересовано в поимке международных преступников, даже если они являются гражданами самого этого государства. Государства - участники оказывают помощь Суду, например, следующими способами: путём идентификации и установления места нахождения лиц или предметов; получения доказательств, включая показания под присягой, и сбор доказательств, включая мнения экспертов или заключения экспертизы, необходимые Суду; допроса любого лица, находящегося под следствием или подвергающегося судебному преследованию; проведения осмотра мест или объектов, включая эксгумацию и осмотр захоронений; производства обысков и наложения ареста т.д. (п. 1 ст. 93 Статута). Нетрудно предположить, какой неоценимый вклад в расследование могут внести национальные следственные органы, если указанные действия принесут конкретные результаты. Однако, может сложиться обратная ситуация, когда уголовное дело возбуждается не по инициативе государства или Совета Безопасности ООН, а по инициативе самого Прокурора. В этом случае государство может быть совсем не заинтересовано в проведении расследования, в том числе по политическим мотивам или из соображений безопасности. Тогда возникает большая вероятность, что государство не будет принимать активное участие в оказании помощи прокурору в проведении расследования.

Другим важным полномочием, реализуемым национальными органами, является осуществление процедур предварительного ареста или ареста подозреваемого, а также его передачи Суду либо его выдачи другому государству. Кроме того, задержанный может быть временно освобождён по его ходатайству из-под стражи, однако, предварительно национальные органы должны учесть рекомендации Палаты предварительного производства, которая о таком ходатайстве ставится в известность, а также «чрезвычайные и исключительные обстоятельства, которые оправдывали бы временное освобождение» Римский Статут Международного уголовного суда //Костенко Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002. С. 225 (п. 4 ст. 59 Статута). Другими словами, национальные правоохранительные органы должны осознавать ответственность, которая на них ложиться при временном освобождении потенциального преступника, однако, с другой стороны, они не должны этому препятствовать, если есть твёрдая уверенность, если такое освобождение не нанесёт вред интересам правосудия.

Что касается правового статуса подозреваемого, то в первую очередь хотелось бы отметить гарантии его личной неприкосновенности, безопасности и свободы, закреплённые в п. 1 ст. 55 Статута. Соблюдение данных неотъемлемых гарантий ещё раз свидетельствует о том, что человек является высшей ценностью. Кроме того, Статут наделяет подозреваемого (как и других лиц), рядом процессуальных прав, в частности правом хранить молчание, пользоваться правовой помощью по собственному выбору или получать назначенную ему правовую помощь, быть допрашиваемым в присутствии адвоката, если лицо по собственной воле не отказалось от своего права на услуги адвоката. Также при аресте подозреваемый имеет право получить копию ордера на арест, заявлять ходатайство о временном освобождении после ареста. Он может просить Палату предварительного производства о совершении таких действий, «которые необходимы для сбора и закрепления доказательств в его пользу» Марусин И.С. Международные уголовные судебные учреждения: судоустройство и судопроизводство. СПб., 2004. С. 103 , ходатайствовать о проведении слушаний по утверждению обвинений в его отсутствие и т.д.

В целом следует сказать, что подозреваемый наделён целым комплексом гарантий, защищающих его личность (что опять же подчёркивает гуманистическую направленность деятельности МУС), а также имеет необходимый объём прав, позволяющих обеспечить его процессуальные интересы.

Характеризуя стадию расследования, нельзя не коснуться деятельности Судебной палаты, ответственной за дальнейшее рассмотрение дела после утверждения обвинений. На стадии расследования её функции сводятся к тому, чтобы подготовить дело к судебному разбирательству на основе имеющихся у неё материалов. Так, Судебная палата «в кратчайшие сроки после своего образования должна провести распорядительно заседание, на котором определяется дата разбирательства дела, определяется язык или языки, которые будут использоваться на заседаниях Палаты по данному делу, решается вопрос об объединении или разделении дел в отношении разных обвиняемых» Там же. С.107 . Также на основании п. 6 ст. 64 Статута Палата в частности требует явки свидетелей и дачи ими показаний, а также предъявления документальных и иных доказательств; обеспечивает неразглашение конфиденциальной информации; дает распоряжение о предъявлении дополнительных доказательств к доказательствам, которые уже собраны до судебного разбирательства или представлены сторонами в ходе судебного разбирательства; обеспечивает защиту обвиняемого, свидетелей и потерпевших. Кроме того, перед началом слушания «Судебная палата по собственной инициативе или по ходатайству одной из сторон может распорядиться провести психиатрическое, психологическое или медицинское освидетельствование обвиняемого» Марусин И.С. Международные уголовные судебные учреждения: судоустройство и судопроизводство. СПб., 2004. С. 110 . Данная мера необходима для того, чтобы удостовериться, что здоровье обвиняемого позволяет ему не только присутствовать на заседании, но и понимать значение предъявляемых ему обвинений, а также последствий, которое могут для него наступить по окончании судебного заседания и вынесения приговора.

В целом же можно сказать, что Судебная палата на данной стадии расследования выполняет организационные функции, её задача состоит в том, чтобы обеспечить полную готовность к заседанию, проконтролировать, чтобы ничто не воспрепятствовало его проведению (например, отсутствие важных свидетелей или необходимых доказательств либо такие обстоятельства, как незнание языка судопроизводства либо утечка конфиденциальной информации). Следовательно, надлежащее выполнение указанных полномочий будет существенным образом на качество организации судебного заседания, а в конечном итоге на продолжительность рассмотрения дела в Суде.

В целом, подводя итог рассмотрению данной стадии, хотелось бы в первую очередь обратить внимание на такую проблему, как несовершенство как работы Прокурора, так и работы Палаты предварительного производства. Как мы смогли убедиться, Прокурор может допустить в своей работе ошибку, (причём сделать это сознательно), как это произошло в описанном случае с непредоставлением необходимых материалов стороне защиты. Также и Палата может неверно применить процессуальные правила (как в приведённом случае с переквалификацией деяния). Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости повышения профессионального уровня сотрудников Суда, постоянном совершенствовании своей квалификации, в том числе путём тщательного изучения и анализа правовых норм Статута и Правил, и даже моделирования ситуаций, которые могут возникнуть в практике Суда.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Анализ процессуальной деятельности МУС на досудебных стадиях позволяет обнаружить в его деятельности как определённые достижения, так и проблемы, с которыми сталкивается данный орган.

К достоинствам, несомненно, следует отнести право Прокурора возбуждать уголовное дело по собственной инициативе. Данное правило делает МУС в определённых случаях по настоящему независимым органом от усмотрения государств либо Совета Безопасности ООН. Суд, таким образом, может самостоятельно выявлять международные преступления и проводить расследование по ним.

Другим положительным фактором в процессуальной деятельности МУС является возможность постоянного контроля за действиями Прокурора со стороны Палаты предварительного производства, что не позволяет ему, с одной стороны, быть пассивным и надлежащим образом проводить расследование, а с другой стороны ограничивает его чрезмерную активность, соблазн злоупотребить своими полномочиями. Система сдержек деятельности обвинителя, созданная, таким образом, в рамках Суда позволяет провести действительно объективное и плодотворное расследование.

Среди достоинств в деятельности МУС на досудебных стадиях выделим также процедуру оперативного получения и закрепления доказательств с санкции Палаты предварительного производства в том случае, если существует угроза их уничтожения. МУС создаёт все условия, чтобы располагать данными обо всех обстоятельствах расследуемого дела, причём даже в случае, когда ещё расследование не начато. Учитывая тяжесть преступлений, за которые привлекает к ответственности МУС, такая процедура действительно является необходимой - нельзя с пренебрежением относиться к доказательствам, каждое их которых в расследовании таких дел представляет важность.

К преимуществам МУС на предварительных этапах производства, также относится и особая тщательность фиксации доказательств, в частности, путём составления стенограмм, аудио-и видеозаписей в ходе допроса. Также нельзя не отметить, с каким вниманием и уважением относятся к правам человека при расследовании дел в Суде. Несмотря, на то, что лицо, подозревается в совершении особо опасных преступлений, его права, тем не менее, остаются высшей ценностью и не подлежат нарушению или умалению. Данное обстоятельство подчёркивает гуманистический характер деятельности МУС.

Среди проблем, которые существуют в процессуальной деятельности МУС, следует отметить такие, как большая степень зависимости от национальных органов, с которыми МУС сотрудничает на досудебных стадиях. Данные органы порой не всегда могут быть заинтересованы в расследовании дела (например, когда Прокурор сам возбуждает дело либо ситуация предаётся в Суд Советом Безопасности ООН), в том числе по политическим мотивам, что, конечно же, существенно может затруднить расследование.

Также расследование дела в МУС может быть зависимо и от позиции Совета Безопасности ООН, когда данный орган может просить Суд не возбуждать уголовное дело в течение года. По сути, реализация данного полномочия Советом Безопасности ООН делает деятельность Суда декларативной, что никак не является допустимым, если мировое сообщество нуждается в действительно эффективном органе международного уголовного правосудия.

Список использованной литературы

1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Блатова Н.Т., Мелков Г.М. Международное право: Сборник документов: Учебное пособие. М.: РИОР, 2009. С. 189-220.

2. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Электронный ресурс. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»: Высшая школа, 2011.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека: Сборник международных документов.- М., 1998

4. Римский Статут Международного уголовного суда //Костенко Н.И. Международный уголовный суд. М., 2002

Научная и учебная литература

5. Костенко Н.И. Международный уголовный суд/Н.И.Костенко.- М., 2002

6. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов/И.И.Лукашук. - М., 2005

7. Марусин И.С. Международные уголовные судебные учреждения: судоустройство и судопроизводство/И.С.Марусин. - СПб., 2004

8. Международное публичное право: учеб./ отв. ред. К. А. Бекяшев.- М., 2005

9. Ромашев Ю.С. Международно-правовые основы борьбы с преступностью. В 2-х т.: Т. 2./Ю.С.Ромашев. - М., 2006

10. Фисенко И.В. Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве/И.В.Фисенко. - Мн., 2000

Материалы периодической печати

11. Давид Э. Будущее Международного уголовного суда/Э.Давид //Российский ежегодник международного права, специальный выпуск. 2000

12. Климова Е.А. Особенности следственной процедуры Международного уголовного суда/Е.А.Климова// Международное уголовное право и международная юстиция. - 2007. - № 2

13. Климова Е.А. Процессуальные аспекты деятельности Международного уголовного суда/Е.А.Климова// Международное уголовное право и международная юстиция. - 2009. - № 4

14. Ковалёв А.А. Деятельность Международного уголовного суда и его перспективы/А.А.Ковалев// Международное право. - 2007. - № 1 (29)

15. Марченко М.Н. Международный уголовный суд и юридические особенности его решений/М.Н.Марченко// Вестник Московского университета. - 2006.- № 4

16. Подопринова А.С. Международный уголовный суд в сравнительно-правовом анализе органов международного уголовного правосудия/А.С.Подопринова// Современное право. - 2004. - № 11

17. Рабцевич О.И. Международные следственные органы/О.И.Рабцевич // Международное публичное и частное право. - 2008. - № 4

18. Трикоз Е.Н. Начало деятельности Международного уголовного суда: состояние и перспективы/Е.Н.Трикоз // Журнал российского права. - 2005. - № 3

19. Трикоз Е.Н. Первые уголовные расследования в практике Международного уголовного суда/Е.Н.Трикоз//Международное право.- 2007. - № 1 (29)

20. Ушацка А. Международный уголовный суд и право на справедливое судебное разбирательство//Сравнительное конституционное обозрение. - 2009. - № 1(68)

21. Щипакина Т.С. Современные проблемы Статуса Международного уголовного суда/Т.С.Щипакина//Становление и развитие научных школ права в государственных университетах России: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. СПб. 1999.

Совет Безопасности может передать "ситуацию" Прокурору, действуя согласно Главе VII Устава ООН, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (статьи 13(b))

Прокурор может начать расследование proprio motu на основании полученной из любого надежного источника информации о совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (статьи 13(с) и 15).

Совет Безопасности также может обратиться к Суду с просьбой отсрочить расследование или уголовное преследование на 12 месяцев, приняв резолюцию на этот счет согласно Главе VII Устава ООН (статья 16).

Статут предусматривает создание трех палат в рамках Суда, которые соответствуют порядку «движения» дела в Суде:

Палата предварительного производства, которая занимается обеспечением расследования дела, - дает санкцию прокурору на расследование дела по собственной инициативе, выдает ордер на арест и приказ о явке в суд, принимает решение об утверждении обвинений лицу и др. После утверждения обвинений дело переходит в Судебную палату.

2. Судебная палата на заседании Международного уголовного суда рассматривает дело по сути и принимает решение. Само по себе решение, согласно Статуту, не должно выходить за рамки фактов и обстоятельств, изложенных в обвинении. Также установлена обязанность Суда обосновывать свое решение исключительно на доказательствах, представленных ему и рассмотренных им в ходе судебного разбирательства. В случае установления вины лица, обвиняемого в совершении преступления, Суд принимает решение о назначении наказания. При этом Судебная палата может провести дополнительное судебное слушание для определения меры наказания.

Римский статут предусматривает создание Апелляционной палаты, что является нетипичным для международных судебных учреждений. Стороны процесса могут обжаловать в Апелляционной палате как решения Судебной палаты, так и Палаты предварительного производства. Апелляционная палата при рассмотрении дела обладает теми же полномочиями, что и Судебная палата, однако ее решения являются окончательными и обжалованию не подлежат

Суд может осуществлять свою юрисдикцию, только если предполагаемое преступление было совершено после вступления в силу Римского Статута (статья 11(а)); и в большинстве случаев когда:

предполагаемое преступление было совершено на территории государства-участника;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: