Ссылка на гас правосудие в списке литературы

Обновлено: 28.03.2024

Л.А.Юхневич,
директор Федерального государственного унитарного
предприятия «Научно-исследовательский институт «Восход»

В последнее время вряд ли можно найти хотя бы одного квалифицированного российского судью, который бы не слышал о ГАС «Правосудие». Что же это такое?

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» -это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она будет обеспечивать информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и ограничениями на распространение информации.

В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены задачи формирования единого информационного пространства, реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. Именно этой программой было предусмотрено создание ГАС «Правосудие» в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

В начале 2004 года Судебным департаментом был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание системы. Победителем стал наш институт - ведущий государственный системный интегратор в сфере информационных технологий, создавший не одну крупную автоматизированную систему государственного значения (наиболее известная разработка ФГУП НИИ «Восход» - ГАС «Выборы»).

Создание ГАС «Правосудие» должно способствовать достижению следующих целей:

    поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества судебных документов;
  • сокращение сроков рассмотрения дел и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;
  • повышение эффективности судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики ;
  • повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;
  • повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел;
  • обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации;
  • обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;
  • обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории;
  • повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности; обеспечение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее предоставления;
  • создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
  • обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности;
  • повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;
  • создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие»;
  • обеспечение вхождения в информационное пространство системы органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями – Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

С учетом многообразия и масштабности задач и целей ГАС «Правосудие» и спроектирована как система, имеющая многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и Системы судебного департамента. Объектами автоматизации являются центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды, где устанавливаются специализированные программно-технические комплексы. Разрабатываются и модернизируются 27 функциональных и обеспечивающих подсистем.

Например, «Судебное делопроизводство и статистика» –это подсистема, обеспечивающая автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости, а также сбор, контроль, обработку, хранение, анализ и представление данных судебной статистики. В подсистему входит технологическое обеспечение записи протоколов судебных заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного заседания и архивацию материалов.

«Банк судебных решений (судебной практики)» – подсистема автоматизированного сбора и анализа решений судов, систематизации сведений о прецедентах судебных решений, аналитической обработки и тиражирования обобщенных данных судебной практики, оперативного обмена этими данными между судами разных инстанций.

«Право» – подсистема, обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики.

«Финансы» – подсистема, автоматизирующая процессы бухгалтерского учета и отчетности, обработку оборотных балансов и формирование сводной отчетности судов и органов Судебного департамента. Ведение баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций. Подсистема включает в свой состав средства учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

«Кадры» – подсистема автоматизации деятельности кадровых органов Судебного департамента и судов, учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и фактическом кадровом составе.

«Видеоконференцсвязь» – подсистема, обеспечивающая рассмотрение в судах кассационных и иных жалоб с использованием технологии видеоконференцсвязи.

«Документооборот» – подсистема, обеспечивающая автоматизацию процессов делопроизводства, документооборота и ведения архива с документальным оформлением каждого этапа жизненного цикла документа.

«Ведомственная статистика Судебного департамента» – подсистема, обеспечивающая автоматизированный сбор, контроль, обработку, формирование и хранение данных ведомственной статистики Судебного департамента, формируемых из баз данных функциональных подсистем Судебного департамента и его территориальных органов, в том числе аналитических материалов.

«Обучение» – подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки процессов разработки и реализации программ профессионального образования кадров с использованием компьютерных средств дистанционного обучения.

«Обращения граждан» – подсистема автоматизированной регистрации сведений о предложениях, жалобах, заявлениях граждан (организаций и учреждений), постановки их на контроль, анализа своевременного рассмотрения поступающих предложений, жалоб и заявлений, формирования справок и статистических материалов о работе с обращениями граждан.

«Недвижимость» – подсистема учета, контроля и управления недвижимостью. В подсистеме организуется автоматизированный учет объектов недвижимости судов и органов Судебного департамента в зависимости от необходимых данных, обновляемых и пополняемых по мере изменения информации об объектах недвижимости.

И, пожалуй, особое место занимает подсистема «Судейское сообщество», обеспечивающая учет, систематизацию и автоматизированную обработку информации для органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации). Решение о создании этой подсистемы было принято с учетом значения деятельности органов судейского сообщества для всей судебной системы России. «Судейское сообщество» объединит информационные ресурсы всех регионов и даст возможность органам судейского сообщества публиковать сведения о своей деятельности, которые будут располагаться в одном месте, интегрированы между собой, использовать единую поисковую систему и, как следствие, представляют собой наиболее удобный информационный ресурс.

В него войдут важнейшие разделы:

Помимо функциональных подсистем в ГАС "Правосудие" включены несколько типовых функциональных и обеспечивающих подсистем:

  • Интернет-портал;
  • подсистема отображения информации коллективного пользования;
  • подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания и некоторые другие.

Учитывая важность безотказной и эффективной работы всей системы и потенциальные угрозы, в ГАС «Правосудие» предусмотрена реализация трехконтурной системы безопасности. В ней будут присутствовать три информационных контура безопасности –публичный, ведомственный и защищенный.

Информационная связность публичных контуров безопасности обеспечивается через Интернет посредством электронной почты и web-сервисов.

Открытая информация циркулирует между всеми контурами: публичным, ведомственным и защищенным. Обмен информацией через Интернет осуществляется только из публичного контура через межсетевые экраны.

Информация ограниченного распространения циркулирует между ведомственным и защищенным контурами. Обмен информацией происходит через специально создаваемую ведомственную среду взаимодействия, то есть наложенную на существующие каналы связи защищенную сеть.

Информация, составляющая государственную тайну, циркулирует только между защищенными контурами.

Создание и внедрение ГАС «Правосудие» проходит в три основных этапа с соблюдением всех государственных норм и стандартов создания автоматизированных систем.

На первом этапе (вторая половина 2004 года) ФГУП НИИ «Восход» было проведено обследование состояния информатизации судебной системы, подготовлены и согласованы с Судебным департаментом частные технические задания (ЧТЗ) на все 27 подсистем, создана опытная зона для отработки научно-технических решений. По результатам отработки технических решений подготовлен технорабочий проект, по которому создаётся система.

Для регионов в 2004 году заметным сигналом о создании ГАС «Правосудие» стали осуществляемые ФГУП НИИ «Восход» и созданной им кооперацией из почти 40 ведущих российских предприятий в сфере информатизации мероприятия по развёртыванию нескольких тысяч рабочих мест в локальных вычислительных сетях судов и управлений Судебного департамента, поставка технических средств (персональные компьютеры и сервера для последующего внедрения).

После утверждения технорабочего проекта основными работами второго этапа (2005 год) стали разработка специального программного обеспечения большинства подсистем ГАС «Правосудие», продолжение развёртывания локальных вычислительных сетей и поставка технических средств для последующего внедрения. Кроме этого будет поставлено лицензионное программное обеспечение – системы управления базами данных, пакеты офисных программ, антивирусные программы и некоторые другие.

В 2005 году будет также решена задач полного охвата судов уровня субъекта РФ подсистемой видеоконференцсвязи: запланирована установка 50 комплектов видеоконференцсвязи.

На третьем этапе (2006 год) произойдёт завершение работ по созданию специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» и полномасштабное внедрение системы, после чего состоятся приёмочные испытания.

Все это время будет проводится обучение работников судов и управлений Судебного департамента на базе Научно-учебного центра ФГУП НИИ «Восход» с привлечением региональных учебных центров, где планируется обучить до 5 тысяч человек.

Мы убеждены, что создание и внедрение ГАС «Правосудие» будет для каждого суда и каждого судьи России означать новые эффективные возможности осуществления скорого и справедливого правосудия.

​ Суды общей юрисдикции и арбитражные суды принимают обращения в фо рме документов с электронной подписью с 1 января 2017 года.

Для кого актуально. Подача в суд исковых заявлений и других документов с электронной подписью наиболее актуальна для штатных юристов и сотрудников компаний, оказывающих юридические услуги, а также для адвокатов и арбитражных управляющих.

Нормативная база. ФЗ от 23.06.2016 № 220-ФЗ внёс изменения в КАС, ГПК, УПК и АПК, в соответствии с которыми суды общей юрисдикции и арбитражные суды могут принимать обращения в форме документов с электронной подписью, а также изготавливать судебные решения в форме электронных документов. Приказ от 27.12.2016 № 251 установил порядок подачи документов с электронной подписью в суды общей юрисдикции. Приказ от 28.12.2016 № 252 установил порядок подачи документов с электронной подписью в арбитражные суды.

Информационные системы. Отправка обращений в суды общей юрисдикции происходит через ГАС «Правосудие». В арбитражные суды — через систему «Мой арбитр». Для входа в системы используется учётная запись в ЕСИА.

Сертификаты электронной подписи. Для подписания обращений подходит любой сертификат КЭП. Штатным юристам и сотрудникам компаний, оказывающих юридические услуги, рекомендуем использовать сертификат «Квалифицированный Классик». Адвокатам — «Квалифицированный для физических лиц». Арбитражным управляющим — «Квалифицированный Росреестр».

Отправка обращения в арбитражный суд

Подать обращение в арбитражный суд можно через личный кабинет в системе «Мой арбитр».

Позвонить в техподдержку системы «Мой арбитр» и задать вопросы по её использованию можно по телефону 8 800 700–02–01.

Также смотрите запись вебинара о порядке подачи документов через систему «Мой арбитр».

Если у вас ещё нет учётной записи для входа в ЕСИА, зарегистрируйтесь на портале Госуслуг.

Подача нового обращения

  • Наведите мышь на блок «Заявления и жалобы», выберите тип обращения и перейдите по соответствующей ссылке
  • Выберите вид обращения и нажмите кнопку «Далее» в нижней части страницы
  • Заполните информацию о заявителе (истце) и нажмите кнопку «Далее» в нижней части страницы
  • Заполните информацию об ответчике и нажмите кнопку «Далее» в нижней части страницы
  • Выберите арбитражный суд и нажмите кнопку «Далее» в нижней части страницы
  • Приложите обращение в суд, а также его электронную подпись с помощью ссылки «Добавить файл»
  • Аналогичным образом приложите дополнительные документы с помощью выпадающего списка «Добавить документ»

Подписание обращения электронной подписью

Приказ от 28.12.2016 № 252 устанавливает ряд случаев, в которых обращение в суд может быть подписано простой электронной подписью. При этом п. 3.2.2 устанавливает перечень документов, которые обязательно должны быть подписаны КЭП:

  • заявление об обеспечении доказательств (ст. 72 АПК РФ)
  • заявление об обеспечении иска (ст. 92 АПК РФ)
  • заявление об обеспечении имущественных интересов (ст. 99 АПК РФ)
  • заявление об обеспечении исполнения судебного акта (ст. 100 АПК РФ)
  • заявление о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (ст. 199 АПК РФ)
  • ходатайство о приостановлении исполнения судебных актов (статьи 265 1 и 283 АПК РФ)
  • исковое заявление, заявление, апелляционная жалоба, кассационная жалоба, содержащие ходатайство о принятии обеспечительных мер (статьи 125, 260, 265 1 , 277 и 283 АПК РФ)

При этом в случае, если в суд поданы электронные образы документов (сканы), подписанные простой электронной подписью, суд может потребовать предоставить их оригиналы в соответствии с ч. 3 ст. 75 АПК РФ.

Подготовка обращения и доверенности представителя

Вы можете подать обращение в виде электронного документа (если готовите его в электронном виде и не распечатываете его), а также в виде электронного образа документа, то есть «скана» (если распечатываете документ, подписываете собственноручной подписью, а затем сканируете, чтобы перевести в электронный вид).

Вы можете использовать оба способа для подготовки обращения. При этом, если вы подаёте обращение по доверенности, в зависимости от способа будут различаться требования к оформлению доверенности:

  • если обращение подготовлено в электронном виде (не распечатывалось), то оно подписывается КЭП заявителя и к нему прикладывается доверенность, подписанная КЭП доверителя;
  • если обращение подготовлено в виде электронного образа документа (то есть распечатывалось, а затем сканировалось), то оно подписывается КЭП заявителя и к нему прикладывается доверенность (также в виде скана), которую не обязательно подписывать КЭП доверителя.

В первом случае КЭП необходимо иметь и заявителю, и доверителю; во втором — только заявителю.

Вы можете подписать документы электронной подписью в Контур.Крипто.

Отправка обращения в суд общей юрисдикции

Подать обращение в суд общей юрисдикции можно через личный кабинет в ГАС «Правосудие». Кроме того, система подзволяет отслеживать движение поданных обращений и получить доступ к информации по судебным делам, участником которых вы являетесь.

Если у вас ещё нет учётной записи для входа в ЕСИА, зарегистрируйтесь на портале Госуслуг.

Подача нового обращения

  • Перейдите по ссылке «Подать обращение» в верхней части страницы
  • Выберите тип обращения (административное исковое заявление или заявление по иным производствам — гражданским или уголовным) и нажмите кнопку «Подать заявление»
  • Заполните данные представителя, данные заявителя и выберите суд, в который подаётся заявление
  • Приложите документ, подтверждающий полномочия представителя (устав организации, доверенность), заявление и его приложениями, а также электронные подписи данных документов с помощью кнопки «Добавить файл»
  • Если нужно, приложите квитанцию об оплате госпошлины, а затем нажмте кнопку «Сформировать заявление»

Подписание обращения электронной подписью

Приказ от 27.12.2016 № 251 устанавливает ряд случаев, в которых обращение в суд может быть подписано простой электронной подписью. При этом п. 3.2.2 устанавливает перечень документов, которые обязательно должны быть подписаны КЭП:

  • заявление об обеспечении иска, а также исковое заявление, содержащее ходатайство об обеспечении иска (ч. 4 ст. 131 и ч. 1 ст. 139 ГПК РФ)
  • ходатайство о приостановлении исполнения решения суда (ст. 381 ГПК РФ)
  • заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску, а также административное исковое заявление, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 9 ст. 125 и ч. 1.1 ст. 86 КАС РФ)
  • любые документы, подаваемые в соответствии с УПК РФ

При этом в случае, если в суд поданы электронные образы документов (сканы), подписанные простой электронной подписью, суд может потребовать предоставить их оригиналы в соответствии с ч. 2 ст. 71 ГПК РФ и ч. 1.1 ст. 70 КАС РФ.


После вступления в силу Федерального Закона от 23 июня 2016 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» появилось множество вопросов относительно нового порядка подачи документов в суды общей юрисдикции через ГАС «Правосудие».

В связи с этим, команда правового партнерства «Ефимов и партнеры» решила подробно рассмотреть и описать порядок и некоторые вопросы подачи документов через интернет в суды общей юрисдикции.

Верховный суд РФ тремя различными приказами утвердил правила, по которым с 1 января регламентируется новый порядок подачи документов в Верховный суд Российской Федерации, Арбитражный суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции через Интернет.

Относительно судов общей юрисдикции действует Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251 в соответствии с положениями которого и происходит подача документов в суды общей юрисдикции через Интернет.

Прежде всего необходимо пройти процедуру регистрации в ЕСИА на портале «Государственные услуги», нажав на кнопку зарегистрироваться.

ЕСИА – это Единая Система Идентификации и Аутентификации, авторизация в которой является простой электронной подписью при подаче документов (о видах электронной подписи расскажем позже).

На портале «Государственные услуги» существует три типа учетных записей:

От того какой у вас тип учетной записи зависит количество услуг, которыми можно воспользоваться с помощью портала «Государственные услуги». Поэтому, регистрация в ЕСИА поможет не только в подаче документов в суд через Интернет, но и при получении различных государственных услуг (подробнее о ЕСИА, подробнее о видах учетных записей).

Примечание: подтвержденная учетная запись позволяет получить полный доступ к государственным услугам и воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Подтвержденная учетная запись поможет Вам значительно сэкономить как время, так в некоторых случаях и нервы при обращении за различными государственными услугами. Поэтому мы рекомендуем пользоваться подтвержденной учетной записью ЕСИА.

Подача документов в суд

Для подачи документов в суды общей юрисдикции через Интернет необходимо воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Для этого заходим на портал системы, в правом верхнем углу нажимаем «вход». Для входа и авторизации в системе используется Ваша учетная запись в Единой Системе Идентификации и Аутентификации, которую Вы зарегистрировали ранее на портале «Государственные услуги».


После страницы входа в ГАС «Правосудие» попадаем на следующую страницу. Ставим галочку в подтверждение того, что мы соглашаемся с условиями Пользовательского соглашения и обработкой персональных данных. Нажимаем «войти» и вводим свои данные аккаунта ЕСИА. Войти в систему ГАС «Правосудие» можно и с помощью электронной подписи.


Далее попадаем на первую страницу и вместо кнопки «вход» уже появилась наша фамилия и инициалы. Нажимаем «подать обращение» либо вкладку «новое обращение» в соответствующем разделе.


После нажатия вкладки «подать обращение» попадаем на страницу, где нам необходимо выбрать вид нашего обращения. Стоит отметить, что система на данный момент не работает с мировыми судьями и делами, связанными с КоАП РФ. На выбор у нас подача заявлений в рамках КАС и обычные гражданские дела. Мы выбрали вкладку «Заявление по иным производствам»


Далее попадаем на страницу формирования заявления. Наши данные из ЕСИА автоматически вводятся в соответствующие поля (персональные данные по понятным причинам скрыты). Нам остается добавить доверенность, ввести данные заявителя, выбрать суд, добавить заявление и приложения к нему. После чего нажимаем «сформировать запрос».

Для подачи заявлений в арбитражный суд по-прежнему действует система «Мой арбитр». Поэтому нажав «Обращение в арбитражный суд» система направит нас в «Мой арбитр».


Черновики обращений, ранее поданные обращения, их движение отображаются во вкладке «История обращений». В данной вкладке отображается само обращение, суд в который подано заявление, вид заявления и его текущий статус. Как мы можем видеть административное исковое заявление имеет статус «Принято к производству», а заявление по иным производствам статус «Технический отказ в приеме обращения». Это связано с отсутствием технической возможности принимать заявления через систему ГАС «Правосудие» в данном суде, а не с ошибками в подаче или оформлении документации (о техническом отказе поговорим позже).


В суды общей юрисдикции через систему ГАС «Правосудие» можно подавать как электронный образ документа (то есть обыкновенную скан-копию документа) так и электронный документ (то есть документ который изначально создается не на бумаге, а в электронной форме).

Электронные образы документов, которые мы подаем через систему ГАС «Правосудие» нужно скрепить электронной подписью (простой или усиленной квалифицированной).

К электронным образам документов, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно приложить доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия лица на подачу документов (например, доверенность в которой указаны полномочия этого лица на подачу документов в суд либо на ведение дел в суде). В противном случае в принятии документов Вам будет отказано.

Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования. Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм). Файл электронного образа документа должен быть в формате PDF, его размер не должен превышать 30 Мб.

Полный перечень требований к электронным образам документов, электронным документам описывается в пунктах 2.2, 2.3 Приказа Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251. Рекомендуем дополнительно ознакомится с данным Приказом.

Электронная подпись. Виды электронных подписей. Порядок использования электронных подписей в зависимости от вида документов.

Электронная подпись – это замена рукописной подписи. Электронные подписи (ЭП) подразделяются на следующие виды: Простую и Усиленную. Усиленная в свою очередь на Квалифицированную и Неквалифицированную.

Для создания и проверки подлинности Электронной подписи нужен ключ электронной подписи. Ключом электронной подписи является уникальная последовательность символов с помощью которой и проверяется подлинность электронной подписи.

В пункте 1.3 Порядка говорится о том, что в качестве ключа простой ЭП используется учетная запись физического лица ЕСИА. То есть, если лицо пришло авторизацию на портале «Государственные услуги», то электронные образы документов (то есть скан-копии бумажных документов), которые оно отправит в суд автоматически будут заверены простой электронной подписью.

Примечание: возвращаясь к вышесказанному, еще раз отметим, что необходимо отличать между собой понятия электронный образ документа и электронный документ, от типа документа зависит порядок его скрепления определенным видом электронной подписи.

Электронные образы документов нужно заверять простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной подписью, а электронные документы – только усиленной квалифицированной подписью.

Электронные документы должно подписать электронной подписью лицо, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее. (то есть автор электронного документа должен подписывать документ УКЭП).

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания электронный документ не менялся.

УКЭП должна быть в отдельном файле (отсоединенная электронная подпись), присоединенная подпись не допускается.

Существует перечень документов, которые можно подать через систему ГАС «Правосудие», только если они будут скреплены усиленной квалифицированной электронной подписью. К ним относятся:

  1. заявление об обеспечении иска (ч. 1 ст. 139 ГПК РФ);
  2. заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 1.1 ст. 86 КАС РФ);
  3. исковое заявление, которое содержит ходатайство об обеспечении иска (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ);
  4. административное исковое заявление, которое содержит ходатайство о применении мер предварительной защиты (ч. 9 ст. 125 КАС РФ);
  5. ходатайство о приостановлении исполнения судебных постановлений (ч. 1 ст. 381, ч. 1 ст. 391.5 ГПК РФ).

Более подробно об электронной подписи можно узнать из Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»

Технический отказ в приеме обращения. Причины.

Существуют основания для отказа в принятии документов через систему ГАС «Правосудие». Технический отказ мы получим в случае, если документы, поданные через систему в суд не соответствуют положениям пункта 4.5 Приказа.

Кроме того, положения Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, Гражданского Процессуального Кодекса РФ и Кодекса Административного Судопроизводства РФ в новой редакции применяются только при наличии в судах технической возможности (часть 4 статьи 12 Закона № 220-ФЗ).

Это означает, что если, к примеру, в суде общей юрисдикции нет возможности получать документы в электронном виде или извещать участников процесса через Интернет, то суд продолжит работать по прежним правилам. Соответственно в данном случае мы также получим «Технический отказ в приеме обращения».

Оставление обращений без движения. Заключительные положения.

Необходимо понимать, что электронные образы документов, представленные в суд общей юрисдикции, в любом случае нужно будет представлять в оригинале вне зависимости от вида электронной подписи которой подписан документ. Это связано с тем, что суду необходимо установить имеется ли оригинал такого электронного образа документа, что вполне логично.

Кроме того, бывают случаи, когда судьи оставляют обращение без движения мотивировав это тем, что копии документов для ответчика и третьих лиц не представлены. Для того, чтобы исковое заявление не оставили без движения порядок, предусмотренный статьей 132 ГПК РФ о количестве копий по числу лиц можно выполнить путем почтового отправления данных копий ответчику и третьим лицам, приложив к заявлению копию квитанции об отправке. Однако, данный метод никак не предусмотрен. Исходя из смысла Приказа применять его мы не рекомендуем. Суд самостоятельно должен распечатывать необходимые копии документов.

Без движения оставляют обращения, к которым не приложены оригиналы квитанций об уплате государственной пошлины.

Исходя из смысла нового порядка, а также смысла статьи 132 ГПК РФ квитанции об оплате госпошлины могут быть представлены в предварительное судебное заседание, так как оригиналы в электронном виде подать не представляется возможным (аналогично копиям материалов по числу лиц). Таким образом, судьи, вероятно из-за новизны, незнания и непонимания системы, оставляют обращения без движения.

Мы настоятельно рекомендуем Вам создавать правильные прецеденты использования нового порядка подачи документов. Именно мы с Вами стоим у истоков новой системы подачи документов, нам и предстоит, несмотря на некомпетентность и невежество некоторых сотрудников, совершенствовать и притворять ее в жизнь. Верим, что в ближайшее время новый порядок подачи документов будет в полной мере доведен до сотрудников суда, а нерешенные и спорные вопросы регламентируются в полном объеме.

Правовое партнерство «Ефимов и партнеры» оказывает услуги по правовому сопровождению судебных споров по всей России: административные, коммерческие, корпоративные, трудовые и прочие споры в судах.


Подсистема «Электронное правосудие» ГАС «Правосудие» доступно гражданам и юристам уже пять лет. Попробуем разобраться в вопросе почему до сих пор многие не используют его функционал?

В чем смысл ГАС «Правосудие»?

ГАС «Правосудие» позволяет подавать различные документы в суды общей юрисдикции онлайн. Не выходя из дома или офиса. Это удобно, экономит время и нервы.

Плюсы использования ГАС «Правосудие».

+ ГАС «Правосудие» = Почта России = канцелярия суда — те же сроки и обязанности у аппарата суда;

+ Значительная экономия времени — подача документов за пару минут;

+ Возможность работать удаленно – Вы можете работать с судами разных городов из своего кабинета или офиса;

+ Удобство и простота использования.

Польза системы очевидна. Подавать документы за минуты из дома или офиса — это мечта. Почему еще не все пользуются системой?

Минусы ГАС «Правосудие».

— Не все суды умеют нормально с ней работать.

Грустно, но факт. В начале пути пришлось достаточно поработать с канцеляриями судов. И это того стоило. В Калининграде электронное правосудие работает.

В других городах не все суды научились работать через электронное правосудие. Так говорят коллеги. Это странно.

— Не все принимают «новые технологии».

Сложно назвать систему новыми технологиями. Аналогичная система давно реализована в арбитраже. Тем не менее мы часто видим, что коллеги не могут принять современность и воспользоваться передовыми возможностями.

Делимся опытом использования. Что изменилось за время работы?

Система электронного правосудия за пять лет не сильно изменилась.

Важнейшее изменение – отношение суда к системе. Сейчас документы почти всегда принимают и не отказывают по надуманным предлогам или незнанию.

Подавать документы «по-старому» нет смысла.

Или Вы хотите прогуляться до почты или суда, напечатать пару конвертов? Зачем? Поступайте рационально, экономьте свое время и бумагу!

Порядок подачи электронного иска в суд, алгоритм работы (чек-лист, инструкция):

1. Составьте документы в электронном виде;

Под документами имеем в виду любые документы, которые можно подать в суд.

Система позволяет подавать не только иски, но и прочие документы, предусмотренные законом.

2. Распечатайте и подпишите документы;

Можно подписать, вставив картинку с подписью. В таком случае есть риск, что документ не примут. Лучше напечатать и подписать документ от руки и не рисковать: потом потратите дополнительное время.

3. Сканируйте подписанный документ и сохраните на компьютере;

Название документа должно соответствовать содержанию. Через тире укажите количество листов. Пример названия: «Ходатайство об ознакомлении с материалами дела — 1 лист».

Авторизация на «Госуслугах» подтверждает, что документы подает именно владелец аккаунта.

7. Нажмите «Подать обращение», слева в верхнем меню на сером фоне;

8. Выберите тип производства, тип обращения;

гас правосудие

9. Выберите категорию обращения, его тип. Если в выбранной категории нет нужного Вам типа обращения выберите «Иное»;

гас правосудие

10. После выбора типа обращения Вас перенаправит на страницу ввода данных;

гас правосудие - данные представителя

11. Заполните все поля с данными;

В поле «Суть заявления» добавьте ваше обращение, если к обращению Вы приложили какие-то прочие документы, то добавьте их в поле «Приложения к заявлению».

Когда добавляете документы в поле «Название документа» просто скопируйте имя Вашего файла. Как называть файлы написано в пункте

Если нужно найти номер дела:

Зайдите на сайт суда в котором рассматривается дело, перейдите в раздел «Судебное делопроизводство», выберите «Поиск информации по делам», по фамилии найдите карточку дела. В карточке дела будет указан номер дела.


Если Вы в точности следовали инструкции документы должны были поступить в систему.

13. Следите за статусом документов в «истории обращений».

Если при подаче документов Вы где-то почувствовали затруднение пишете во vkontakte или на facebook. Есть вопросы, задавайте! Ваши вопросы помогут усовершенствовать материал.

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан. Объясняем, как и с помощью каких электронных сервисов подавать документы в суд сейчас и после отмены ограничительного режима работы судов.


Таким образом, сегодня возможность подавать через интернет заявления и документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которая существует уже несколько лет, становится не просто удобной альтернативой бумажному документообороту.

Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.

Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» от 23.06.2016 № 220-ФЗ (последняя редакция). подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённый приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. № 46-П. Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа». Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 252 «Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».
  1. ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ — в зависимости от вида процесса и в части, регулирующей форму, содержание определённых документов и порядок их подачи в суд, в том числе с использованием интернета.

Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.

Преимущества электронной подачи документов в суд

Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.

  1. Отправка и приём документов происходят без задержек. Это критически важно, когда сроки горят, а их нарушение чревато возвращением заявления без рассмотрения.
  2. Отправленные документы централизованно хранятся в системе. К ним можно обращаться и отслеживать историю ведения дела.
  3. Нет почтовых и прочих расходов, связанных с пересылкой корреспонденции, как нет и риска утраты документов в процессе движения до суда.
  4. Сервисы работают круглосуточно, в отличие от канцелярии суда, что позволяет готовить и направлять документы в любое время.
  5. При использовании всего функционала информационной системы можно в онлайне отслеживать ход судебного разбирательства, получать сведения в режиме реального времени, оперативно реагировать на ситуацию и отсылать нужные документы.

На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех:

  1. В большинстве случаев, особенно в арбитражных судах, исковые заявления подаются в суд по местонахождению ответчика. Представим ситуацию: компания-истец из Петербурга хочет взыскать с контрагента, находящегося во Владивостоке, задолженность по договору поставки. Обращаться нужно в арбитражный суд Владивостока. Какой вариант ни возьми, подача искового заявления в электронном виде — самый экономичный способ. Возможна и обратная ситуация: нужно подать возражение на иск, а ответчик — за несколько тысяч километров от суда. Опять же, ехать самому, направлять документы почтой или нанимать местных юристов обойдётся намного дороже и дольше, чем отправка возражения в суд через интернет.
  2. Юридические компании и подразделения — основные пользователи электронных сервисов подачи документов в суд. Когда на руках несколько дел, перенести большинство формальностей в электронное пространство — значительно упростить себе задачу и оптимизировать затраты.
  3. Нельзя не упомянуть и о простых гражданах. Сегодня они часто судятся с застройщиками, страховыми компаниями, организациями сферы ЖКХ, активно отстаивают права потребителя и т.д. Относить документы в суд лично или направлять почтой — долго. Причем, как правило, всё не ограничивается подачей иска. Нужно подавать ходатайства, представлять в качестве доказательств документы, возможно, обжаловать промежуточные судебные акты. Далеко не у всех есть на это время — нужно работать. И не каждый может позволить себе нанять юриста. С помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд.

Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах. Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

Через интернет в суд подаются:

1) иски;
2) встречные иски;
3) возражения (отзывы) на иски;
4) заявления о выдаче судебного приказа;
5) письменные ходатайства;
6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
7) другие процессуальные документы.

  1. Электронный документ, подписанный лицом, указанным в тексте документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Электронный образ документа — скан-копию бумажного документа, заверенную простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.

Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд

Технические требования к электронным документам:

  • разрешённые форматы — PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT;
  • разрешённые форматы для документа с графикой — PDF, JPEG (JPG), PNG или TIFF;
  • формат файла отправляемого документа — формат файла электронного документа на момент его подписания;
  • каждый документ — один файл размером до 30 Мб включительно;
  • в названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов в нём;
  • запрещено использовать средства защиты от копирования и печати;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Технические требования к электронным образам:

  • масштаб сканирования 1:1;
  • цветовая гамма — чёрно-белая или серая;
  • при сканировании допускается полная цветопередача оригинала, но только если это важно для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  • обязательные требования к качеству — возможность корректного прочтения документа, а также точная передача всех обязательных реквизитов, печатей, штампов и графической подписи, если такие элементы присутствуют;
  • формат создаваемого файла — PDF с возможностью копирования текста. Размер — не более 30 Мб;
  • один документ — один файл. В названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.

Какие системы использовать при подаче документов в суд через интернет

Это зависит от того, в какой суд направляются документы.

Для подачи документов в арбитражные суды используется система «Мой арбитр». Для обращения в судебный участок мирового судьи или суд общей юрисдикции используется ГАС «Правосудие».

Подача документов в суд в системе «Мой арбитр»

При входе в систему понадобится авторизация с использованием подтверждённой учётной записи на портале Госуслуги. Имеющиеся в ЕСИА данные автоматически будут перенесены в личный кабинет пользователя системы «Мой арбитр». Их можно дополнить или изменить, как и в целом выполнить необходимые настройки. После первого входа в систему и авторизации создаётся личный кабинет.

Что делать дальше:

  1. На главной странице сервиса выбираем необходимый раздел («Заявления и жалобы», «Документы по делам» или «Банкротство») и тип обращения.
  2. Переходим по ссылке и из перечня на странице выбираем вид обращения.
  3. Шаг за шагом согласно подсказкам системы вводим (выбираем) данные и формируем обращение — иск, ходатайство и т.д. Если необходимо сделать перерыв, документ сохраняем в черновиках и возвращаемся к нему позже.
  4. Прикладываем (загружаем в систему) файлы с дополнительными документами.
  5. После завершения формирования обращения (документа) подписываем его усиленной квалифицированной электронной подписью.
  6. Завершив процесс подготовки документов, отправляем их в суд.
  7. Из личного кабинета пользователя отслеживаем фактическую отправку и приём документов.

Если вы начинаете судебный процесс, например подаёте иск, необходимо обращаться к документам из раздела «Заявления и жалобы». С использованием его функционала формируются также апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, подаются документы для пересмотра дела по новым обстоятельствам.

Для электронной подачи документов в арбитражный суд в рамках текущего процесса нужно обращаться к разделу «Документы по делам». С использованием функционала этого раздела подаются, например, встречные иски и любые письменные ходатайства. Для работы в разделе обязательно нужно знать номер арбитражного дела — он вводится в самом начале и без него не будет доступа к подготовке документов.

Любые документы в делах о банкротстве формируются и подаются через специальный раздел (сервис) — «Банкротство».

Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.

Система «Мой арбитр» позволяет направлять документы и в Верховный суд РФ, а также на имя Председателя ВС РФ. Но такая возможность есть только по арбитражным делам.

Подача документов в ГАС «Правосудие»

Для эффективной работы в системе лучше сразу перейти в специальный сервис для подачи документов. Если начинать работу с главной страницы портала «Правосудие», будет дольше и сложнее. В итоге вы всё равно попадёте в сервис, но сделав много лишних шагов.

Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.

После авторизации в сервисе:

  1. В разделе «Обращения» (самый первый на главной странице) нажимаем «Новое обращение».
  2. На открывшейся странице выбираем вид судопроизводства — административное, гражданское или уголовное, затем нажимаем «Подать заявление» и выбираем нужный вид документа из перечня.
  3. После открытия страницы с формой выбираем способ обращения (лично или представитель), указываем суд, в который обращаемся, и загружаем файлы с документами.
  4. По завершении загрузки нажимаем «Сформировать заявление» и отправляем документы в суд.

Отслеживать движение обращения необходимо в разделе «История обращений». Найти и посмотреть карточку дела можно в разделе «Дела».

Работа в ГАС «Правосудие» предполагает, что все документы (файлы) уже подготовлены к отправке и соответствуют техническим требованиям. Даже основной документ (например, иск) придётся заранее подготовить и подписать. Сформировать текст в системе, как в сервисе «Мой арбитр», не получится. Обращение (основной документ), приложения к нему и квитанция об уплате госпошлины — это всё загружается по отдельности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: