Ссв 33 урал список самых длинных судов по типу

Обновлено: 30.04.2024

«Урал» в заливе Стрело́к

Большой разведывательный корабль «Урал» (БРЗК ССВ-33 «Урал») — военный корабль, самый большой в мире корабль-разведчик, единственный корабль проекта 1941 «Титан» (по классификации НАТО — Kapusta), самый большой в СССР и России надводный корабль с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).

Содержание

История создания

Во время холодной войны, в эпоху противостояния двух мировых центров — СССР и США, противоборствующие стороны искали возможности получить доступ к разнообразной стратегической информации о «вероятном противнике», скрывая в то же время секреты собственные.

Одим из таких секретов был ракетный полигон в южной части Тихого океана, который США использовали для пусков своих баллистических ракет.

Советский Союз не мог в достаточном объёме отслеживать испытания американских ракет на конечной траектории: военных баз в регионе у СССР не было. Корабли ПИК МО СССР и гражданские суда, нёсшие на себе специальные контрольно-измерительные комплексы (например, «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров»), не имели активных радиолокаторов и предназначались для работы по ответчикам отечественных космических объектов.

Таким образом, возникла необходимость в специальном боевом корабле, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе земного шара.

Заложили «Урал» в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а 6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг.

В российском и советском флотах уже существовали корабли с подобным именем: в Цусимском сражении участвовал вспомогательный крейсер «Урал», во время Великой Отечественной войны на Балтике воевал минный заградитель «Урал». В современной России служит пограничный сторожевик «Урал».

Большой разведовательный корабль «Урал» получил бортовой номер ССВ-33. Аббревиатура ССВ служила легендой прикрытия и расшифровывается, как «Судно Связи» — так в Советском ВМФ открыто классифицировали разведывательные корабли.

Устройство корабля

Есть версия, что за основу корабля проекта 1941 («Титан») был взят корпус рудовоза. Вероятно, истоки этого мнения проистекают из того факта, что, как правило, суда телеметрического контроля (например, «Космонавт Юрий Гагарин») действительно строились по такому принципу.

Также, по мнению большинства источников, «Урал» своей энергетической установкой идентичен ТАКР проекта 1144 «Орлан» (из чего часто делается ошибочный вывод о принадлежности «Урала» проекту 1144).

Кроме ядерной силовой установки, энергию кораблю давали два котла КВГ-2, работающих на мазуте — в носовом и кормовом машинных отделениях. Резервная энергетическая установка предназначалась для использования в портах, так как реакторы полагалось глушить до входа в территориальные воды страны с целью исключения возможных неприятностей.

Будучи боевым кораблём, «Урал» нёс вооружение — по одной 76-мм артиллерийской установке АК-176М в носу и в корме, четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630 и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя. На корабле были установлены и средства ППДО — 4 установки комплекса «Дождь» для стрельбы специальными глубинными бомбами против подводных диверсантов. Кроме того, корабль имел ангар, в котором размещался вертолёт Ка-27.

В массивной трехъярусной надстройке и в просторных мачтах располагались многочисленные боевые посты-лаборатории.

Всего экипаж корабля состоял из 890 человек, из них не менее 400 — офицеры и мичманы. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб.

Основой радиоэлектронного оснащения корабля являлся разведывательный комплекс «Коралл», в том числе включающий в себя две ЭВМ типа «Эльбрус» и несколько ЭВМ «ЕС-1046».

Боевая служба

В 1989 году, после вступления в строй, «Урал» совершил 59-дневный переход к постоянному месту несения своей службы — на Тихий океан.

В этом походе «Урал» сопровождала атомная подводная лодка. По пути «Урал» посетил и некоторое время стоял в Камрани.

На Тихом океане «Урал» базировался в городе Тихоокеанск (он же Фокино, среди моряков известный как «Тихас» и имеющий почтовый адрес «Шкотово-17»).

Для «Урала», как и для других больших кораблей ТОФ: ТАКР «Минск» и ТАКР «Новороссийск», не было причальной стенки достаточного размера, и поэтому большую часть времени «Урал» находился на «бочке» в заливе Стрело́к.

Из-за многочисленных поломок и аварий «Урал» так и не попал туда, для чего и строился — к атоллу Кваджалейн, к месту ракетного полигона Вооружённых сил США, но и с места своего постоянного базирования «Урал» успешно контролировал северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии.

Аварийность

Ещё на стадии испытаний выявились проблемы в эксплуатации корабля: сбоила система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Это были новейшие разработки, опыт использования которых ещё не был накоплен.

В то же время, на стадии строительства, на Балтийском заводе, на корабле не произошло ни одного аварийного случая по вине экипажа. Единственный случай небольшого возгорания на ГКП, быстро ликвидированного силами экипажа, произошёл по вине заводской сварщицы, производившей сварочные работы без надлежащего обеспечения. Первый экипаж прошёл серьёзную и длительную подготовку к эксплуатации такого сложного корабля.

Проблемы начались после того, как в соответствии с решением Верховного Совета СССР [1] по освобождению от воинской службы бывших студентов, практически все высокоподготовленные младшие флотские специалисты срочной службы были уволены в запас.

Это отразилось на общей подготовленности и компетентности экипажа корабля.

Вскоре после перехода на ТОФ, летом 1990 года на «Урале» случился пожар, в котором был выведена из строя кормовая машина: в результате пожара выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспеченность корабля обеспечивала одна только носовая машина, но осенью 1991 года сгорела и она. После этого несколько месяцев всю энергию кораблю давали аварийные дизель-генераторы.

Денег на ремонт в распадающейся стране не было.

Инциденты с гибелью людей

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 21 мая 2011.

В несчастных случаях гибли члены экипажа корабля:

  • В 1984 г. новый экипаж размещался в ВГ-67 (военный городок, Ленинград, Кожевенная линия). При попытке самовольного оставления части через окно второго этажа по простыням сорвался и погиб матрос Ладыгин.
  • В 1987 г. от сердечной недостаточности в трюме погиб рабочий Балтийского завода.
  • B 1988 г., когда корабль находился у стенки Балтийского завода, скончался матрос срочной службы от употребления метилового спирта.
  • Зимой 1990 года из-за обострения болезни в госпиталеВладивостока скончался матрос с «Урала».
  • В январе 1991 года при попытке дезертировать (из-за неуставных взаимоотношений) и добраться до берега вплавь на спасательном плотике замёрз и погиб матрос.
  • В 1991 году матрос спас задыхающихся в цистерне авиатоплива двух офицеров, мичмана, матроса, пожертвовав своим собственным изолирующим противогазом. Проводивший реанимационные действия корабельный хирург старший лейтенант медицинской службы М.Габриелян вернул к жизни отравившихся парами авиатоплива военнослужащих, кроме матроса Баскова, спасшего своих сослуживцев и ещё двух пострадавших: матроса Давлетшина и старшину 1 статьи Зубакина, скончавшихся в результате полученной сильнейшей интоксикации. Запись похорон матроса Баскова передавали по корабельной сети.
  • В конце декабря 1991 года в несчастном случае на берегу погиб старший помощник командира корабля.
  • В феврале 1994 года покончил жизнь самоубийством (повесился) недавно призванный матрос срочной службы.
  • Уже при постановке корабля в завод на прикол на нём в результате несчастного случая погиб рабочий завода, находящийся в состоянии алкогольного опьянения.

Утилизация



В 2001 году сходивший всего лишь в один боевой поход корабль окончательно списали и поставили на прикол к отдалённому пирсу рядом с ракетным крейсером «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»).

В апреле 2008 года был проведён тендер на утилизацию корабля и его ядерной энергоустановки.

Утилизация корабля проводится (2010) на ДВЗ «Звезда».

В июне 2012 генеральный директор ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» Вячеслав Рукша заявил о намерениях использовать оборудование и силовую установку «Урала» для ремонта действующих атомных ледоколов. [2]

Командиры корабля



  • Капитан 1-го ранга Кешков (1983—1991)
  • Капитан 2-го ранга Яриш (1991—1992)
  • Капитан 1-го ранга Туган-Барановский (1992—1995)
  • Капитан 1-го ранга Максимчук (1995—1997?)
  • Капитан 1-го ранга Стуканев (1997—2000)
  • Капитан 1-го ранга Гранин (2000—2002)
  • Капитан 1-го ранга Бакунец был командиром до августа 2011 (пока у него печать не отобрали) (2002—2011)

Интересные факты

  • Главному конструктору «Урала», Архарову М. А., за этот уникальный проект было присвоено звание Героя Социалистического труда. Кроме того, будучи гражданским лицом он получил воинское звание «контр-адмирал».
  • Корабль имеет построечный (постоянный) крен — 2 градуса на левый борт, что обусловливалось более развитой надстройкой именно на левом борту. Во время перехода корабля к месту дислокации и его нахождения в заливе Стрелок до пожара в 1990 г. этот крен компенсировался корабельными системами — работающие датчики килевой и боковой качки, а также прогиба корпуса показывали нормальное состояние.
  • В комплекс разведывательной аппаратуры корабля входил «фотоаппарат» с диаметром объектива около 1.5 метра.
  • «Урал» — один из редких кораблей, избавленный от засилия крыс. На грызунов губительно действовала работа аппаратуры разведывательного комплекса корабля.
  • В 1988 году «Урал» планировал посетить Генеральный секретарь ЦК КПСС, в дальнейшем первый и последний Президент СССРМихаил Горбачёв. Для него специально выкрасили корабль со стороны пирса, срезали часть надстройки и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус. Но всё это оказалось напрасным: на корабль генсек так и не поднялся.
  • Во время стоянки в Камрани патруль ПДС (противодиверсионной службы) на «Урале» применил оружие (специальную гранату) против неизвестной цели в воде вблизи борта корабля. Это оказалась большая черепаха.
  • В 1990 году во время пожара главного артиллерийского боезапаса Тихоокеанского флота корабль находился в 1,5-2 км от места возгорания. Несмотря на огромное количество разлетавшихся в разные стороны снарядов и ракет, благодаря умелому руководству командира капитана 1 ранга Кешкова и самоотверженным действиям всего экипажа, ни один снаряд, ракета или осколок не попали в корабль. Экипаж практически под шквальным огнём, ночью, при поддержке всего одного буксира вывел его в безопасное место.
  • В 1991 году во время погрузки боезапаса пропал ящик 76-мм снарядов. Командир корабля Кешков обратился к экипажу с просьбой вернуть снаряды при соблюдении инкогнито. В течение дня все снаряды были возвращены, а Кешков за каждый принесённый к его каюте снаряд лично благодарил экипаж по «громкой связи».
  • Осенью 1991 года во время мощного шторма корабль сорвало с «бочки» и вынесло в открытое море. Буксиры выйти в море не могли, нормативное время запуска корабельных машин — от часа до полутора часов. Обездвиженный и беспомощный корабль продрейфовал в сотне метров от каменистого берега о. Путятин. На следующий день экипаж корабля стал получать походный паёк (например, добавилась копчёная колбаса и сгущёнка на завтрак), так как формально корабль стал находиться за пределами рейда, в открытом море.
  • Внутри команды корабля бытовало предположение, что на судьбу «Урала» повлияла связь между названием проекта («Титан») и его разработчиком (КБ «Айсберг»).

Примечания

  1. ↑ Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 10.04.1989 г.
  2. ↑Ремонт действующих атомных ледоколов требует покупки парогенераторов и других запчастей большого разведывательного корабля «Урал»

Ссылки

проект 393-А • проект 394-Б • проект 850-М • проект 861-М • проект 862 • проект 864 • проект 1826 • проект 10221 • проект 1941

проект 563 • проект 1589 • проект 1559-В • проект 577 • проект 160 • Дубна • Иман • Аргунь

проект 437-К • проект 1545 • проект 1844 • проект 1541

проект 1791 • проект 11570 • проект 10680

  • Суда по алфавиту
  • Военные корабли СССР
  • Военные корабли Тихоокеанского флота ВМФ России
  • Корабли с ядерной энергетической установкой
  • Корабли измерительного комплекса
  • Разведывательные корабли

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Корабль ССВ-33 «Урал»" в других словарях:

Корабль ССВ-33 "Урал" — Большой разведывательный корабль «Урал» ССВ 33 «Урал» «Урал» в заливе Стрелок Основная информация Тип … Википедия

Корабль ССВ-33 «Урал» — Военный корабль Название = Большой разведывательный корабль «Урал» Оригинал названия = ССВ 33 «Урал» Иллюстрация: Подпись = Урал в заливе Стрелок Тип судна = Большой разведывательный корабль БРЗК Флаг = ) Порт = пос.… … Википедия

Корабль измерительного комплекса — Корабль измерительного комплекса (КИК) серия специальных кораблей советского Военно морского флота, предназначенных для контроля параметров полёта ракет на различных отрезках траектории, как продолжение наземных научно измерительных… … Википедия

Корабль измерительного комплекса Тип «Маршал Неделин» — Корабль измерительного комплекса Тип «Маршал Неделин» 1984 В начале 80 х корабли «первой смены» измерительного комплекса (5 я тихоокеанская океанографическая экспедиция) для слежения для спутниками выработали свой ресурс и… … Военная энциклопедия

Урал (корабль) — Большой разведывательный корабль «Урал» ССВ 33 «Урал» «Урал» в заливе Стрелок Основная информация Тип … Википедия

Урал (значения) — Содержание 1 Физическая география 2 Социально экономическая география … Википедия

— 1988 CCB 33 «Урал» Атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941 «Titan» (Nato Codename «Kapusta» ), судно не имеющее аналогов в ВМФ других стран мира. Корпус и атомная энергетическая установка… … Военная энциклопедия

Корабли измерительного комплекса проекта 1128, 1129Б — Корабль измерительного комплекса проекта 1128 (тип «Сибирь») … Википедия

Корабли измерительного комплекса проекта 1130 — Корабль измерительного комплекса проекта 1130 (тип «Дудинка») … Википедия

Вспомогательные корабли и суда ВМФ России и СССР — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Корабли и суда обеспечения военно морс … Википедия

Атомный корабль радиоэлектронной разведки ССВ-33 «Урал». Титан эпохи СССР.

Служил в 2009 на тихоокеанском флоте на БПК "Маршал Шапошников". несколько мичманов и офицеров с нашего корабля, ранее проходили службу на Урале в середине 90-х. Много интересного рассказывали об этом корабле. Много всяческих версий на предмет того, почему "Урал" так и не вышел в боевую к атоллу Кваджалейн. Далее текст прошу не принимать за истину ибо рассказываю то, что слышал сам. Мне рассказывали, что корабль не ушел в боевую по причине диверсии атомной силовой установки своими же матросами. Если кто не помнит, в те годы срок службы на флоте составлял три года, контрактников как таковых не было, была сверхсрочка. Ситуация была такова, что если срочник, дембель, уже собирается домой, то при выходе корабля на боевую, про поездку домой он может забыть, корабль тупо уходит в море и все, домой матроса отпустят только когда с боевой вернется. это была норма в те времена и действительно ребята которые уходили на 3 года порой домой возвращались только через 4 года, а то и более. И вот пошел слушок по кораблю, что мол в боевую скоро уходим и т.п. Естественно тем, кто уже сидел на сумках и мечтал что через месяц-два, сядут в поезд и выйдут на встречу родным и любимым в, сшитой самим, маклачке нарядные и красивые, это как то не понравилось. А т.к. таких было много и те дембеля не чета нынешним (тогда был полный пиздец и неуставщина, офицеры по ночам в кубрики и кормовые помещения заходить опасались, ибо можно было получить неиллюзорных люлей, а то и вообще за бортом оказаться. Дежурный по кораблю при осмотре корабля ночью ходил со стволом снятым с предохранителя. ) то эти дембеля и решили провести диверсию. Вывести из строя силовую установку и всячески мешать ее восстановлению. Такие вот дела. Еще мне рассказывали, что пиздили от туда все и вся после того, как корабль стал на прикол. Т.к. там было неимоверное кол-во радиоаппаратуры и прочего, таскали от туда транзисторы, резисторы и прочее в неимоверных кол-вах. В некоторых деталях было золото и платина и прочие драг и редкоземельные металлы. Эти детали разворовывали, по рассказам одного из мичманов он сам рубился в карты где ставки были килограммовые кучки деталек с драгоценными металлами. Такая вот фигня. Много еще всякого интересного рассказывали, про возможности этого корабля. но там уже были совсем бредовые(а может и нет) байки. Вот тоже слышал от одного офицера, что когда были пробные запуски какой то там убер антенны в море, всему экипажу был запрещен выход на верхнюю палубу. При включении этой убер антены, чайки в радиусе нескольких сот метров просто падали замертво в воду. гибли от излучения и т.п.


Минибар из Советского телевизора⁠ ⁠

Друг попросил помочь ему с подарком на юбилей папы и я не смог отказать, потому что обожаю креативные вещи. Вашему вниманию результат и небольшое видео с обзором)


Большой разведывательный корабль «Урал» (БРЗК ССВ-33 «Урал») — военный корабль, самый большой в мире корабль-разведчик, единственный корабль проекта 1941 «Титан» (по классификации НАТО — Kapusta), самый большой в СССР и России надводный корабль с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).

Содержание

История создания

Во время холодной войны, в эпоху противостояния двух мировых центров — СССР и США, противоборствующие стороны искали возможности получить доступ к разнообразной стратегической информации о «вероятном противнике», скрывая в то же время секреты собственные.

Одим из таких секретов был ракетный полигон в южной части Тихого океана, который США использовали для пусков своих баллистических ракет.

Советский Союз не мог в достаточном объёме отслеживать испытания американских ракет на конечной траектории: военных баз в регионе у СССР не было, а гражданские корабли, нёсшие на себе специальные контрольно-измерительные комплексы (например, «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров») всё-таки оставались гражданскими и предназначались для другой работы.

Заложили «Урал» в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а 6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг.

В российском и советском флотах уже существовали корабли с подобным именем: в Цусимском сражении участвовал вспомогательный крейсер «Урал», во время Великой Отечественной войны на Балтике воевал минный заградитель «Урал». В современной России служит пограничный сторожевик «Урал».

Большой разведчик «Урал» получил бортовой номер ССВ-33. Аббревиатура ССВ расшифровывается, как «Судно Связи» — так в Советском ВМФ называли и разведывательные корабли тоже.

Устройство корабля


Есть версия, что за основу корабля проекта 1941 («Титан») был взят корпус рудовоза. Вероятно, истоки этого мнения проистекают из того факта, что некоторые корабли-измерительные комплексы (тот же ЦУП «Космонавт Юрий Гагарин») действительно строились по такому принципу.

Так же, по мнению большинства источников «Урал» своей энергетической установкой идентичен ТАРК проекта 1144 «Орлан» [1] (из чего часто делается ошибочный вывод о принадлежности «Урала» проекту 1144).

Кроме ядерной силовой установки, энергию кораблю давали два котла КВГ-2, работающих на мазуте — в носовом и кормовом машинных отделениях. Резервная энергетическая установка предназначалась для использования в портах, так как реакторы полагалось глушить до входа в территориальные воды страны с целью исключения возможных неприятностей.

Будучи боевым кораблём, «Урал» нёс вооружение — по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме, четыре шестиствольные 30-мм артустановки «Ока» и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя.

Кроме того, корабль имел ангар, в котором размещался вертолёт Ка-32.

В мощной трехъярусной надстройке и в просторных мачтах располагались многочисленные боевые посты-лаборатории.

Всего экипаж корабля составлял 890 человек, из них не менее 400 — офицеров и мичманов. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб.

Основой радиоэлектронного оснащения корабля является разведывательный комплекс «Коралл», в том числе включающий в себя две ЭВМ типа «Эльбрус» и несколько ЭВМ «ЕС-1046».

Боевая служба

В 1989 году, после вступления в строй, «Урал» совершил 59-дневный переход к постоянному месту несения своей службы — на Тихий океан.

В этом походе «Урал» сопровождала атомная подводная лодка. По пути «Урал» посетил и некоторое время стоял в Камрани.

На Тихом океане «Урал» базировался на город Тихоокеанск (он же Фокино, среди моряков известный как «Тихас», и имеющий почтовый адрес «Шкотово-17»).

Для «Урала», как и для других больших кораблей ТОФ: ТАКР «Минск» и ТАКР «Новороссийск», не было причальной стенки достаточного размера, и поэтому большую часть времени «Урал» находился на «бочке» в заливе Стрело́к.

Из-за многочисленных поломок и аварий «Урал» так и не попал туда, для чего и строился — к атоллу Кваджалейн, к месту ракетного полигона Вооружённых сил США, но и с места своего постоянного базирования «Урал» успешно контролировал северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии.

Аварийность

Ещё на стадии испытаний выявились проблемы в эксплуатации корабля: сбоила система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Это были новейшие разработки, опыт использования которых ещё не был накоплен.

На стадии строительства, на Балтийском заводе, на корабле не произошло ни одного аварийного случая по вине экипажа. Единственный случай небольшого возгорания на ГКП, быстро ликвидированного силами экипажа, произошёл по вине заводской сварщицы, производившей сварочные работы без надлежащего обеспечения. Первый экипаж прошёл серьёзную и длительную подготовку к эксплуатации такого сложного корабля.

Проблемы начались после перехода корабля к месту постоянного базирования. Сразу же после перебазирования, в соответствии со знаменитым решением Верховного Совета СССР [2] по освобождению от воинской службы бывших студентов, практически все высокоподготовленные младшие флотские специалисты срочной службы были уволены в запас, оголив тем самым экипаж уникального корабля.

Вскоре после перехода на ТОФ, летом 1990 года на «Урале» случился пожар, в котором был выведена из строя кормовая машина: в результате пожара выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспечённость корабля обеспечивала одна только носовая машина, но осенью 1991 года сгорела и она. После этого несколько месяцев всю энергию кораблю давали аварийные дизель-генераторы.

В этом сказывалась общая некомпетентность экипажа корабля, что обусловливалось наличием негативных сторон в системе подготовки новых младших флотских специалистов из числа матросов срочной службы.

Денег на ремонт в распадающейся стране не было.

Инциденты с гибелью людей

В несчастных случаях гибли члены экипажа корабля:

  • В 1987 г. от сердечной недостаточности в трюме погиб рабочий Балтийского завода.
  • B 1988 г., когда корабль находился у стенки Балтийского завода, скончался матрос срочной службы от употребления метилового спирта.
  • Зимой 1990 года из-за обострения болезни в госпиталеВладивостока скончался матрос c «Урала».
  • В январе 1991 года при попытке дезертировать (из-за неуставных взаимоотношений) и добраться до берега вплавь на спасательном плотике замёрз и погиб матрос.
  • В 1991 году матрос спас задыхающихся в цистерне авиатоплива двух офицеров, мичмана, матроса, пожертвовав своим собственным изолирующим противогазом. Проводивший реанимационные действия корабельный хирург старший лейтенант медицинской службы М.Габриелян вернул к жизни отравившихся парами авиатоплива военнослужащих, кроме матроса спасшего своих сослуживцев и скончавшегося в результате полученной сильнейшей интоксикации. Запись похорон передавали по корабельной сети.
  • В конце декабря 1991 года в несчастном случае на берегу погиб старший помощник командира корабля.
  • Летом 1992 года покончил жизнь самоубийством (повесился) недавно призваный матрос срочной службы.
  • Уже при постановке корабля в завод на прикол на нём в результате несчастного случая погиб рабочий завода, находящийся в состоянии алкогольного опьянения.

Утилизация

В 2001 году сходивший всего лишь в один боевой поход корабль окончательно списали и поставили на прикол к отдалённому пирсу. Рядом с ним тоже на приколе находился собрат по несчастью — ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»).

В апреле 2008 года был проведён тендер на утилизацию корабля и его ядерной энергоустановки.

Командиры корабля


  • Капитан 1-го ранга Кешков (1985. —1991)
  • Капитан 2-го ранга Яриш (1991-?)
  • Капитан 1-го ранга Туган-Барановский (?-?)
  • Капитан 1-го ранга Максимчук (?-?)
  • Капитан 1-го ранга Стуканев (?-2000)
  • Капитан 1-го ранга Гранин (2000-2002)
  • Капитан 1-го ранга Бакунец (2002—2008)

Интересные факты

  • Главный конструктор «Урала», Архаров М. А., получил за этот уникальный проект медаль и звание Героя Социалистического труда. Кроме того, будучи гражданским лицом он получил воинское звание «контр-адмирал».
  • Корабль имеет построечный (постоянный) крен — 2 градуса на левый борт.
  • Благодаря своей уникальной конструкции «Урал» является единственным трёхмачтовым боевым кораблём в мире (если не считать входящие в состав многих ВМС учебные парусные корабли).
  • «Урал» — один из редких кораблей, избавленный от засилия крыс. На грызунов губительно действовала работа аппаратуры разведовательного комплекса корабля.
  • В 1988 году «Урал» посещал Генеральный секретарь ЦК КПСС, в дальнейшем первый и последний Президент СССРМихаил Горбачёв. Для него специально срезали часть надстройки и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус. Но всё это оказалось напрасным: на корабль генсек так и не поднялся.
  • Во время стоянки в Камрани патруль ПДС (противодиверсионной службы) на «Урале» применил оружие (специальную гранату) против неизвестной цели в воде вблизи борта корабля. Это оказалась большая черепаха.
  • Во время знаменитого пожара главного артиллерийского боезапаса Тихоокеанского флота корабль находился в 1,5-2 км от места возгорания. Несмотря на огромное количество разлетавшихся в разные стороны снарядов и ракет, благодаря умелому руководству командира капитана 1 ранга Кешкова и самоотверженным действиям всего экипажа, ни один снаряд, ракета или осколок не попали в корабль. Экипаж практически под шквальным огнём, ночью, при поддержке всего одного буксира вывел его в безопасное место.
  • В 1991 году во время погрузки боезапаса пропал ящик 76-мм снарядов. Командир корабля Кешков обратился к экипажу с просьбой вернуть снаряды при соблюдении инкогнито. В течении дня все снаряды были возвращены, а Кешков за каждый принесённый к его каюте снаряд лично благодарил экипаж по «громкой связи».
  • Осенью 1991 года во время мощного шторма корабль сорвало с «бочки» и вынесло в открытое море. Буксиры выйти в море не могли, нормативное время запуска корабельных машин — от часа до полутора часов. Обездвиженный и беспомощный корабль продрейфовал в сотне метров от каменистого берега о. Путятин. На следующий день экипаж корабля стал получать походный паёк (например, добавилась копчёная колбаса и сгущёнка на завтрак), так как формально корабль стал находиться за пределами рейда, в открытом море.
  • Внутри команды корабля бытовало предположение, что на судьбу «Урала» повлияла связь между названием проекта («Титан») и его разработчиком (КБ «Айсберг»).

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Корабль ССВ-33 "Урал"" в других словарях:

Корабль ССВ-33 «Урал» — У этого термина существуют и другие значения, см. Урал (значения). «Урал» ССВ 33 «Урал» … Википедия

Корабль ССВ-33 «Урал» — Военный корабль Название = Большой разведывательный корабль «Урал» Оригинал названия = ССВ 33 «Урал» Иллюстрация: Подпись = Урал в заливе Стрелок Тип судна = Большой разведывательный корабль БРЗК Флаг = ) Порт = пос.… … Википедия

Корабль измерительного комплекса — Корабль измерительного комплекса (КИК) серия специальных кораблей советского Военно морского флота, предназначенных для контроля параметров полёта ракет на различных отрезках траектории, как продолжение наземных научно измерительных… … Википедия

Корабль измерительного комплекса Тип «Маршал Неделин» — Корабль измерительного комплекса Тип «Маршал Неделин» 1984 В начале 80 х корабли «первой смены» измерительного комплекса (5 я тихоокеанская океанографическая экспедиция) для слежения для спутниками выработали свой ресурс и… … Военная энциклопедия

Урал (корабль) — Большой разведывательный корабль «Урал» ССВ 33 «Урал» «Урал» в заливе Стрелок Основная информация Тип … Википедия

Урал (значения) — Содержание 1 Физическая география 2 Социально экономическая география … Википедия

— 1988 CCB 33 «Урал» Атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941 «Titan» (Nato Codename «Kapusta» ), судно не имеющее аналогов в ВМФ других стран мира. Корпус и атомная энергетическая установка… … Военная энциклопедия

Корабли измерительного комплекса проекта 1128, 1129Б — Корабль измерительного комплекса проекта 1128 (тип «Сибирь») … Википедия

Корабли измерительного комплекса проекта 1130 — Корабль измерительного комплекса проекта 1130 (тип «Дудинка») … Википедия

Вспомогательные корабли и суда ВМФ России и СССР — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Корабли и суда обеспечения военно морс … Википедия


Большой разведывательный корабль «Урал» (БРЗК ССВ-33 «Урал») — военный корабль, самый большой в мире корабль-разведчик, единственный корабль проекта 1941 «Титан» (по классификации НАТО — Kapusta), самый большой в СССР и России надводный корабль с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).

Содержание

История создания

Во время холодной войны, в эпоху противостояния двух мировых центров — СССР и США, противоборствующие стороны искали возможности получить доступ к разнообразной стратегической информации о «вероятном противнике», скрывая в то же время секреты собственные.

Одим из таких секретов был ракетный полигон в южной части Тихого океана, который США использовали для пусков своих баллистических ракет.

Советский Союз не мог в достаточном объёме отслеживать испытания американских ракет на конечной траектории: военных баз в регионе у СССР не было, а гражданские корабли, нёсшие на себе специальные контрольно-измерительные комплексы (например, «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров») всё-таки оставались гражданскими и предназначались для другой работы.

Заложили «Урал» в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а 6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг.

В российском и советском флотах уже существовали корабли с подобным именем: в Цусимском сражении участвовал вспомогательный крейсер «Урал», во время Великой Отечественной войны на Балтике воевал минный заградитель «Урал». В современной России служит пограничный сторожевик «Урал».

Большой разведчик «Урал» получил бортовой номер ССВ-33. Аббревиатура ССВ расшифровывается, как «Судно Связи» — так в Советском ВМФ называли и разведывательные корабли тоже.

Устройство корабля


Есть версия, что за основу корабля проекта 1941 («Титан») был взят корпус рудовоза. Вероятно, истоки этого мнения проистекают из того факта, что некоторые корабли-измерительные комплексы (тот же ЦУП «Космонавт Юрий Гагарин») действительно строились по такому принципу.

Так же, по мнению большинства источников «Урал» своей энергетической установкой идентичен ТАРК проекта 1144 «Орлан» [1] (из чего часто делается ошибочный вывод о принадлежности «Урала» проекту 1144).

Кроме ядерной силовой установки, энергию кораблю давали два котла КВГ-2, работающих на мазуте — в носовом и кормовом машинных отделениях. Резервная энергетическая установка предназначалась для использования в портах, так как реакторы полагалось глушить до входа в территориальные воды страны с целью исключения возможных неприятностей.

Будучи боевым кораблём, «Урал» нёс вооружение — по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме, четыре шестиствольные 30-мм артустановки «Ока» и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя.

Кроме того, корабль имел ангар, в котором размещался вертолёт Ка-32.

В мощной трехъярусной надстройке и в просторных мачтах располагались многочисленные боевые посты-лаборатории.

Всего экипаж корабля составлял 890 человек, из них не менее 400 — офицеров и мичманов. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб.

Основой радиоэлектронного оснащения корабля является разведывательный комплекс «Коралл», в том числе включающий в себя две ЭВМ типа «Эльбрус» и несколько ЭВМ «ЕС-1046».

Боевая служба

В 1989 году, после вступления в строй, «Урал» совершил 59-дневный переход к постоянному месту несения своей службы — на Тихий океан.

В этом походе «Урал» сопровождала атомная подводная лодка. По пути «Урал» посетил и некоторое время стоял в Камрани.

На Тихом океане «Урал» базировался на город Тихоокеанск (он же Фокино, среди моряков известный как «Тихас», и имеющий почтовый адрес «Шкотово-17»).

Для «Урала», как и для других больших кораблей ТОФ: ТАКР «Минск» и ТАКР «Новороссийск», не было причальной стенки достаточного размера, и поэтому большую часть времени «Урал» находился на «бочке» в заливе Стрело́к.

Из-за многочисленных поломок и аварий «Урал» так и не попал туда, для чего и строился — к атоллу Кваджалейн, к месту ракетного полигона Вооружённых сил США, но и с места своего постоянного базирования «Урал» успешно контролировал северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии.

Аварийность

Ещё на стадии испытаний выявились проблемы в эксплуатации корабля: сбоила система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Это были новейшие разработки, опыт использования которых ещё не был накоплен.

На стадии строительства, на Балтийском заводе, на корабле не произошло ни одного аварийного случая по вине экипажа. Единственный случай небольшого возгорания на ГКП, быстро ликвидированного силами экипажа, произошёл по вине заводской сварщицы, производившей сварочные работы без надлежащего обеспечения. Первый экипаж прошёл серьёзную и длительную подготовку к эксплуатации такого сложного корабля.

Проблемы начались после перехода корабля к месту постоянного базирования. Сразу же после перебазирования, в соответствии со знаменитым решением Верховного Совета СССР [2] по освобождению от воинской службы бывших студентов, практически все высокоподготовленные младшие флотские специалисты срочной службы были уволены в запас, оголив тем самым экипаж уникального корабля.

Вскоре после перехода на ТОФ, летом 1990 года на «Урале» случился пожар, в котором был выведена из строя кормовая машина: в результате пожара выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспечённость корабля обеспечивала одна только носовая машина, но осенью 1991 года сгорела и она. После этого несколько месяцев всю энергию кораблю давали аварийные дизель-генераторы.

В этом сказывалась общая некомпетентность экипажа корабля, что обусловливалось наличием негативных сторон в системе подготовки новых младших флотских специалистов из числа матросов срочной службы.

Денег на ремонт в распадающейся стране не было.

Инциденты с гибелью людей

В несчастных случаях гибли члены экипажа корабля:

  • В 1987 г. от сердечной недостаточности в трюме погиб рабочий Балтийского завода.
  • B 1988 г., когда корабль находился у стенки Балтийского завода, скончался матрос срочной службы от употребления метилового спирта.
  • Зимой 1990 года из-за обострения болезни в госпиталеВладивостока скончался матрос c «Урала».
  • В январе 1991 года при попытке дезертировать (из-за неуставных взаимоотношений) и добраться до берега вплавь на спасательном плотике замёрз и погиб матрос.
  • В 1991 году матрос спас задыхающихся в цистерне авиатоплива двух офицеров, мичмана, матроса, пожертвовав своим собственным изолирующим противогазом. Проводивший реанимационные действия корабельный хирург старший лейтенант медицинской службы М.Габриелян вернул к жизни отравившихся парами авиатоплива военнослужащих, кроме матроса спасшего своих сослуживцев и скончавшегося в результате полученной сильнейшей интоксикации. Запись похорон передавали по корабельной сети.
  • В конце декабря 1991 года в несчастном случае на берегу погиб старший помощник командира корабля.
  • Летом 1992 года покончил жизнь самоубийством (повесился) недавно призваный матрос срочной службы.
  • Уже при постановке корабля в завод на прикол на нём в результате несчастного случая погиб рабочий завода, находящийся в состоянии алкогольного опьянения.

Утилизация

В 2001 году сходивший всего лишь в один боевой поход корабль окончательно списали и поставили на прикол к отдалённому пирсу. Рядом с ним тоже на приколе находился собрат по несчастью — ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»).

В апреле 2008 года был проведён тендер на утилизацию корабля и его ядерной энергоустановки.

Командиры корабля


  • Капитан 1-го ранга Кешков (1985. —1991)
  • Капитан 2-го ранга Яриш (1991-?)
  • Капитан 1-го ранга Туган-Барановский (?-?)
  • Капитан 1-го ранга Максимчук (?-?)
  • Капитан 1-го ранга Стуканев (?-2000)
  • Капитан 1-го ранга Гранин (2000-2002)
  • Капитан 1-го ранга Бакунец (2002—2008)

Интересные факты

  • Главный конструктор «Урала», Архаров М. А., получил за этот уникальный проект медаль и звание Героя Социалистического труда. Кроме того, будучи гражданским лицом он получил воинское звание «контр-адмирал».
  • Корабль имеет построечный (постоянный) крен — 2 градуса на левый борт.
  • Благодаря своей уникальной конструкции «Урал» является единственным трёхмачтовым боевым кораблём в мире (если не считать входящие в состав многих ВМС учебные парусные корабли).
  • «Урал» — один из редких кораблей, избавленный от засилия крыс. На грызунов губительно действовала работа аппаратуры разведовательного комплекса корабля.
  • В 1988 году «Урал» посещал Генеральный секретарь ЦК КПСС, в дальнейшем первый и последний Президент СССРМихаил Горбачёв. Для него специально срезали часть надстройки и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус. Но всё это оказалось напрасным: на корабль генсек так и не поднялся.
  • Во время стоянки в Камрани патруль ПДС (противодиверсионной службы) на «Урале» применил оружие (специальную гранату) против неизвестной цели в воде вблизи борта корабля. Это оказалась большая черепаха.
  • Во время знаменитого пожара главного артиллерийского боезапаса Тихоокеанского флота корабль находился в 1,5-2 км от места возгорания. Несмотря на огромное количество разлетавшихся в разные стороны снарядов и ракет, благодаря умелому руководству командира капитана 1 ранга Кешкова и самоотверженным действиям всего экипажа, ни один снаряд, ракета или осколок не попали в корабль. Экипаж практически под шквальным огнём, ночью, при поддержке всего одного буксира вывел его в безопасное место.
  • В 1991 году во время погрузки боезапаса пропал ящик 76-мм снарядов. Командир корабля Кешков обратился к экипажу с просьбой вернуть снаряды при соблюдении инкогнито. В течении дня все снаряды были возвращены, а Кешков за каждый принесённый к его каюте снаряд лично благодарил экипаж по «громкой связи».
  • Осенью 1991 года во время мощного шторма корабль сорвало с «бочки» и вынесло в открытое море. Буксиры выйти в море не могли, нормативное время запуска корабельных машин — от часа до полутора часов. Обездвиженный и беспомощный корабль продрейфовал в сотне метров от каменистого берега о. Путятин. На следующий день экипаж корабля стал получать походный паёк (например, добавилась копчёная колбаса и сгущёнка на завтрак), так как формально корабль стал находиться за пределами рейда, в открытом море.
  • Внутри команды корабля бытовало предположение, что на судьбу «Урала» повлияла связь между названием проекта («Титан») и его разработчиком (КБ «Айсберг»).

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Урал (корабль)" в других словарях:

Корабль измерительного комплекса — Корабль измерительного комплекса (КИК) серия специальных кораблей советского Военно морского флота, предназначенных для контроля параметров полёта ракет на различных отрезках траектории, как продолжение наземных научно измерительных… … Википедия

Корабль измерительного комплекса Тип «Маршал Неделин» — Корабль измерительного комплекса Тип «Маршал Неделин» 1984 В начале 80 х корабли «первой смены» измерительного комплекса (5 я тихоокеанская океанографическая экспедиция) для слежения для спутниками выработали свой ресурс и… … Военная энциклопедия

Корабль ССВ-33 «Урал» — У этого термина существуют и другие значения, см. Урал (значения). «Урал» ССВ 33 «Урал» … Википедия

Корабль ССВ-33 «Урал» — Военный корабль Название = Большой разведывательный корабль «Урал» Оригинал названия = ССВ 33 «Урал» Иллюстрация: Подпись = Урал в заливе Стрелок Тип судна = Большой разведывательный корабль БРЗК Флаг = ) Порт = пос.… … Википедия

Корабль ССВ-33 "Урал" — Большой разведывательный корабль «Урал» ССВ 33 «Урал» «Урал» в заливе Стрелок Основная информация Тип … Википедия

Урал (вспомогательный крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Урал (значения). «Урал» Служба … Википедия

Урал (значения) — Содержание 1 Физическая география 2 Социально экономическая география … Википедия

— 1988 CCB 33 «Урал» Атомный разведывательный корабль «Урал» проекта 1941 «Titan» (Nato Codename «Kapusta» ), судно не имеющее аналогов в ВМФ других стран мира. Корпус и атомная энергетическая установка… … Военная энциклопедия

Сторожевой корабль Переоборудованные из рыболовных траулеров — СКР № 23 «Муссон» (до 25.06.1941 г. РТ 54 «Судак», до 29.03.1940 г. «Муссон», до 4.03.1940 г. ДК 54, до 2.12.1939 г. РТ 54 «Судак») Бывший рыболовный траулер Севгосрыбтреста НКРП. Заложен в 1930 г.,… … Военная энциклопедия

Корабли измерительного комплекса проекта 1128, 1129Б — Корабль измерительного комплекса проекта 1128 (тип «Сибирь») … Википедия

Атомный разведывательный корабль

К орабль ССВ-33 «Урал»
Большой разведывательный к орабль «Урал» (БРЗ К ССВ-33 «Урал») — военный к орабль, самый большой в мире к орабль-разведчи к , единственный к орабль прое к та 1941 «Титан» (по к лассифи к ации НАТО — Kapusta), самый большой в СССР и России надводный к орабль с ядерной энергетичес к ой установ к ой (ЯЭУ).

Тип Большой разведывательный к орабль
Государство флага
СССР (1989—1991)
Россия (1991—2001)
Порт припис к и Тихоо к еанс к
Принадлежность ТОФ
Верфь Балтийс к ий завод имени С.Орджони к идзе, Ленинград
Спущен на воду Май 1983
Введён в э к сплуатацию 7 января 1989
Выведен из состава флота 2001
Современный статус Утилизация

Тоннаж 32 780 т/ 36 500 т
Длина 265 метров
Ширина 30 метров
Высота 70 метров
Осад к а 7,5 метра
Бронирование отсутствует
Техничес к ие данные
Силовая установ к а ЯЭУ типа О К -900, 2 х 171 МВт,
2 к отла ВДР К -500,
2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-688
Винты 2 винта
Мощность 66 500 л. с.
С к орость 21,6 узлов
Автономность плавания 180 суто к
Э к ипаж 950 челове к

Артиллерия
2 x 76-мм АУ А К -176
4 x 30-мм А К -630
4 x 12-мм спаренных пулемётных установ к и «Утёс-М»
Зенитное вооружение
ПЗР К «Игла» (16 ра к ет 9М-313).
Авиация
Вертолёт К а-32

Атомный разведывательный корабль

Во время холодной войны, в эпоху противостояния двух мировых центров — СССР и США, противоборствующие стороны ис к али возможности получить доступ к разнообразной стратегичес к ой информации о «вероятном противни к е», с к рывая в то же время се к реты собственные.

Одим из та к их се к ретов был ра к етный полигон в южной части Тихого о к еана, к оторый США использовали для пус к ов своих баллистичес к их ра к ет.

Советс к ий Союз не мог в достаточном объёме отслеживать испытания амери к анс к их ра к ет на к онечной трае к тории: военных баз в регионе у СССР не было, а гражданс к ие к орабли, нёсшие на себе специальные к онтрольно-измерительные к омпле к сы (например, «А к адеми к Сергей К оролёв», « К осмонавт Юрий Гагарин» или « К осмонавт Владимир К омаров»), не имели а к тивных радиоло к аторов и предназначались для работы по ответчи к ам отечественных к осмичес к их объе к тов.

Та к им образом, возни к ла необходимость в специальном боевом к орабле, к оторый был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом суб к осмичес к ом объе к те на любой части его трае к тории в любом районе земного шара.

Заложили «Урал» в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а 6 января 1989 года на к орабле был поднят Военно-морс к ой флаг.

В российс к ом и советс к ом флотах уже существовали к орабли с подобным именем: в Цусимс к ом сражении участвовал вспомогательный к рейсер «Урал», во время Вели к ой Отечественной войны на Балти к е воевал минный заградитель «Урал».

В современной России служит пограничный сторожеви к «Урал».

Большой разведчи к «Урал» получил бортовой номер ССВ-33. Аббревиатура ССВ расшифровывается, к а к «Судно Связи» — та к в Советс к ом ВМФ называли и разведывательные к орабли.

Устройство к орабля

Есть версия, что за основу к орабля прое к та 1941 («Титан») был взят к орпус рудовоза. Вероятно, исто к и этого мнения происте к ают из того фа к та, что не к оторые к орабли-измерительные к омпле к сы (тот же ЦУП « К осмонавт Юрий Гагарин») действительно строились по та к ому принципу.

Та к же, по мнению большинства источни к ов, «Урал» своей энергетичес к ой установ к ой идентичен ТАР К прое к та 1144 «Орлан» (из чего часто делается ошибочный вывод о принадлежности «Урала» прое к ту 1144).

К роме ядерной силовой установ к и, энергию к ораблю давали два к отла К ВГ-2, работающих на мазуте — в носовом и к ормовом машинных отделениях. Резервная энергетичес к ая установ к а предназначалась для использования в портах, та к к а к реа к торы полагалось глушить до входа в территориальные воды страны с целью ис к лючения возможных неприятностей.

Будучи боевым к ораблём, «Урал» нёс вооружение — по одной 76-мм артиллерийс к ой установ к е на носу и в к орме, четыре шестиствольные 30-мм артустанов к и «О к а» и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установ к и «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя.

К роме того, к орабль имел ангар, в к отором размещался вертолёт К а-32.

В мощной трехъярусной надстрой к е и в просторных мачтах располагались многочисленные боевые посты-лаборатории.

Всего э к ипаж к орабля составлял 890 челове к , из них не менее 400 — офицеров и мичманов. Персонал разведывательного к омпле к са подразделялся на 6 специальных служб.

Основой радиоэле к тронного оснащения к орабля является разведывательный к омпле к с « К оралл», в том числе в к лючающий в себя две ЭВМ типа «Эльбрус» и нес к оль к о ЭВМ «ЕС-1046».

В 1989 году, после вступления в строй, «Урал» совершил 59-дневный переход к постоянному месту несения своей службы — на Тихий о к еан.

В этом походе «Урал» сопровождала атомная подводная лод к а. По пути «Урал» посетил и не к оторое время стоял в К амрани.

На Тихом о к еане «Урал» базировался на город Тихоо к еанс к (он же Фо к ино, среди моря к ов известный к а к «Тихас» и имеющий почтовый адрес «Ш к отово-17»).

Для «Урала», к а к и для других больших к ораблей ТОФ: ТА К Р «Минс к » и ТА К Р «Новороссийс к », не было причальной стен к и достаточного размера, и поэтому большую часть времени «Урал» находился на «боч к е» в заливе Стрело́ к .

Из-за многочисленных поломо к и аварий «Урал» та к и не попал туда, для чего и строился — к атоллу К ваджалейн, к месту ра к етного полигона Вооружённых сил США, но и с места своего постоянного базирования «Урал» успешно к онтролировал северную часть Тихого о к еана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии.

Ещё на стадии испытаний выявились проблемы в э к сплуатации к орабля: сбоила система охлаждения ядерного реа к тора, не к орре к тно работали к омпьютерный к омпле к с, не к оторые к омпле к сы сбора информации. Это были новейшие разработ к и, опыт использования к оторых ещё не был на к оплен.

На стадии строительства, на Балтийс к ом заводе, на к орабле не произошло ни одного аварийного случая по вине э к ипажа. Единственный случай небольшого возгорания на Г К П, быстро ли к видированного силами э к ипажа, произошёл по вине заводс к ой сварщицы, производившей сварочные работы без надлежащего обеспечения. Первый э к ипаж прошёл серьёзную и длительную подготов к у к э к сплуатации та к ого сложного к орабля.

Проблемы начались после перехода к орабля к месту постоянного базирования. Сразу же после перебазирования, в соответствии со знаменитым решением Верховного Совета СССР[2] по освобождению от воинс к ой службы бывших студентов, пра к тичес к и все высо к оподготовленные младшие флотс к ие специалисты срочной службы были уволены в запас, оголив тем самым э к ипаж уни к ального к орабля.

Вс к оре после перехода на ТОФ, летом 1990 года на «Урале» случился пожар, в к отором был выведена из строя к ормовая машина: в результате пожара выгорели эле к тричес к ие к абели, идущие от к ормового к отла. Больше года энергообеспечённость к орабля обеспечивала одна толь к о носовая машина, но осенью 1991 года сгорела и она. После этого нес к оль к о месяцев всю энергию к ораблю давали аварийные дизель-генераторы.

В этом с к азывалась общая не к омпетентность э к ипажа к орабля, что обусловливалось наличием негативных сторон в системе подготов к и новых младших флотс к их специалистов из числа матросов срочной службы.

Денег на ремонт в распадающейся стране не было.

Инциденты с гибелью людей

Атомный разведывательный корабль

В несчастных случаях гибли члены э к ипажа к орабля:
В 1987 г. от сердечной недостаточности в трюме погиб рабочий Балтийс к ого завода.
B 1988 г., к огда к орабль находился у стен к и Балтийс к ого завода, с к ончался матрос срочной службы от употребления метилового спирта.
Зимой 1990 года из-за обострения болезни в госпитале Владивосто к а с к ончался матрос с «Урала».
В январе 1991 года при попыт к е дезертировать (из-за неуставных взаимоотношений) и добраться до берега вплавь на спасательном плоти к е замёрз и погиб матрос.
В 1991 году матрос спас задыхающихся в цистерне авиатоплива двух офицеров, мичмана, матроса, пожертвовав своим собственным изолирующим противогазом. Проводивший реанимационные действия к орабельный хирург старший лейтенант медицинс к ой службы М.Габриелян вернул к жизни отравившихся парами авиатоплива военнослужащих, к роме матроса, спасшего своих сослуживцев и ещё одного пострадавшего: матроса Давлетшина и старшину 1 статьи Зуба к ина, с к ончавшихся в результате полученной сильнейшей инто к си к ации. Запись похорон передавали по к орабельной сети.
В к онце де к абря 1991 года в несчастном случае на берегу погиб старший помощни к к омандира к орабля.
Летом 1992 года по к ончил жизнь самоубийством (повесился) недавно призваный матрос срочной службы.
Уже при постанов к е к орабля в завод на при к ол на нём в результате несчастного случая погиб рабочий завода, находящийся в состоянии ал к огольного опьянения.

Утилизация

В 2001 году сходивший всего лишь в один боевой поход к орабль о к ончательно списали и поставили на при к ол к отдалённому пирсу. Рядом с ним тоже на при к оле находился собрат по несчастью — ра к етный к рейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»).

В апреле 2008 года был проведён тендер на утилизацию к орабля и его ядерной энергоустанов к и.

К омандиры к орабля

К апитан 1-го ранга К еш к ов (1983—1991)
К апитан 2-го ранга Яриш (1991-?)
К апитан 1-го ранга Туган-Барановс к ий (?-?)
К апитан 1-го ранга Ма к симчу к (?-?)
К апитан 1-го ранга Сту к анев (?-2000)
К апитан 1-го ранга Гранин (2000-2002)
К апитан 1-го ранга Ба к унец (2002—2008)

Интересные фа к ты

Главный к онстру к тор «Урала», Архаров М. А., получил за этот уни к альный прое к т медаль и звание Героя Социалистичес к ого труда. К роме того, будучи гражданс к им лицом он получил воинс к ое звание « к онтр-адмирал».
К орабль имеет построечный (постоянный) к рен — 2 градуса на левый борт.
Благодаря своей уни к альной к онстру к ции «Урал» является единственным трёхмачтовым боевым к ораблём в мире (если не считать входящие в состав многих ВМС учебные парусные к орабли).
«Урал» — один из ред к их к ораблей, избавленный от засилия к рыс. На грызунов губительно действовала работа аппаратуры разведывательного к омпле к са к орабля.
В 1988 году «Урал» посещал Генеральный се к ретарь Ц К К ПСС, в дальнейшем первый и последний Президент СССР Михаил Горбачёв. Для него специально срезали часть надстрой к и и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус. Но всё это о к азалось напрасным: на к орабль генсе к та к и не поднялся.
Во время стоян к и в К амрани патруль ПДС (противодиверсионной службы) на «Урале» применил оружие (специальную гранату) против неизвестной цели в воде вблизи борта к орабля. Это о к азалась большая черепаха.
Во время знаменитого пожара главного артиллерийс к ого боезапаса Тихоо к еанс к ого флота к орабль находился в 1,5-2 к м от места возгорания. Несмотря на огромное к оличество разлетавшихся в разные стороны снарядов и ра к ет, благодаря умелому ру к оводству к омандира к апитана 1 ранга К еш к ова и самоотверженным действиям всего э к ипажа, ни один снаряд, ра к ета или ос к оло к не попали в к орабль. Э к ипаж пра к тичес к и под ш к вальным огнём, ночью, при поддерж к е всего одного бу к сира вывел его в безопасное место.
В 1991 году во время погруз к и боезапаса пропал ящи к 76-мм снарядов. К омандир к орабля К еш к ов обратился к э к ипажу с просьбой вернуть снаряды при соблюдении ин к огнито. В течение дня все снаряды были возвращены, а К еш к ов за к аждый принесённый к его к аюте снаряд лично благодарил э к ипаж по «гром к ой связи».
Осенью 1991 года во время мощного шторма к орабль сорвало с «боч к и» и вынесло в от к рытое море. Бу к сиры выйти в море не могли, нормативное время запус к а к орабельных машин — от часа до полутора часов. Обездвиженный и беспомощный к орабль продрейфовал в сотне метров от к аменистого берега о. Путятин. На следующий день э к ипаж к орабля стал получать походный паё к (например, добавилась к опчёная к олбаса и сгущён к а на завтра к ), та к к а к формально к орабль стал находиться за пределами рейда, в от к рытом море.
Внутри к оманды к орабля бытовало предположение, что на судьбу «Урала» повлияла связь между названием прое к та («Титан») и его разработчи к ом ( К Б «Айсберг»).

Атомный разведывательный корабль

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: