Сша предоставляли экономическую помощь государствам западной европы по плану маршалла при условии

Обновлено: 23.04.2024

Маршалл предложил Западной Европе американскую помощь во время выступления на приеме 5 июня 1947 года.

План Маршалла – программа, направленная на оказание экономической помощи Европе после Второй мировой войны. Инициатива была разработана государственным секретарем США Джорджем Маршаллом и руководителем отдела планирования Государственного департамента США Джорджем Кеннаном летом 1947 года. О предпосылках, задачах и последствиях этого плана расскажем в материале РЕН ТВ.

Предпосылки

Вторая мировая война нанесла тяжелый экономический, материальный и демографический урон всем без исключения странам. Самые большие потери понес Советский Союз, который принял на себя основной удар Третьего рейха. Многие страны Европы также оказались в глубоком экономическом кризисе. Например, в Великобритании производство в некоторых отраслях сократилось на 25–50% от довоенных показателей, а внешний долг составлял астрономические 25 млрд фунтов стерлингов. Единственным государством, которое сравнительно легко и даже с некоторым подъемом прошло мировой конфликт, оказались США.

Цели и задачи

Маршалл предложил Западной Европе американскую помощь во время выступления на приеме, устроенном Обществом друзей Гарвардского университета 5 июня 1947 года.

"Америка в течение ближайших 35 лет должна оказать странам Европы радикальную помощь. Но прежде чем Америка приступит к оказанию помощи, между странами Европы должно быть заключено соглашение, определяющее размеры помощи, необходимой для каждой страны. Европа сама должна проявить в этом отношении инициативу", – заявил он.

Страны-участницы

Первыми странами, поддержавшими план Маршалла, были Великобритания и Франция. Они выступили с предложением создать "руководящий комитет", который должен был распределять ресурсы европейским странам, а также давать рекомендации относительно развития главных отраслей их промышленности, на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР летом 1947 года.


Советский Союз отказался поддерживать эту инициативу, посчитав ее вмешательством во внутренние дела, и выступил за равное экономическое сотрудничество при уважении национального суверенитета государств. Позиция СССР не нашла поддержки среди западных стран, в связи с чем Советский Союз, а вслед за ним страны Восточной Европы отказались принять американскую помощь.

Согласие на участие в плане Маршалла дали Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция и Турция. В июле 1947 года эти страны заключили конвенцию о создании Комитета европейского экономического сотрудничества, который должен был разработать "Программу восстановления Европы". Потом в число стран-участниц вошла и Западная Германия.

Условия договора

Президент США Гарри Трумэн утвердил план Маршалла 3 апреля 1948 года. В рамках договора страны-участницы обязались способствовать развитию свободного предпринимательства, обеспечивать финансовую стабильность, поощрять частные американские инвестиции.

Одним из пунктов соглашения было создание специальных фондов в национальной валюте и предоставление США возможности контролировать использование средств из этих фондов. Также страны Европы должны были предоставлять правительству США регулярные отчеты об использовании получаемых от него средств. Кроме того, американские власти потребовали убрать представителей коммунистических партий из правительств стран-участниц.

Власти США предоставляли помощь странам Европы из федерального бюджета в виде безвозмездных субсидий и займов. По разным оценкам, на нужды стран – участниц договора было выделено от 13 до 17 млрд долларов.


План Маршалла официально прекратил свое действие 30 декабря 1951 года после вступления в силу закона о взаимном обеспечении безопасности. В рамках этого документа Америка могла одновременно предоставлять военную и экономическую помощь.

Последствия плана Маршалла

По оценкам экспертов, план Маршалла оказал неоднозначный эффект на экономику европейских стран. С одной стороны, в развитых странах Западной Европы возродилась промышленность, а правительства рассчитались по внешним заимствованиям. Однако существует мнение, что большинство стран Европы смогли бы постепенно выйти из послевоенного кризиса и без помощи американцев. Эксперты отмечают, что вклад плана Маршалла в экономический подъем на самом деле был не таким существенным – всего 10% от общих объемов роста.

Многие историки придерживаются мнения о том, что план Маршалла привел к углублению холодной войны, поскольку создал предпосылки для интеграции западных стран, в том числе и в военно-политической сфере.

Кроме того, эксперты полагают, что политические силы, ориентированные на США, закрепились во власти большинства западных стран и остаются там вплоть до наших дней благодаря плану Маршалла.

Кому война, а кому выгода: история плана Маршалла

5 июня 1947 года в Гарвардском университете госсекретарь США Джордж Маршалл произнес речь, в которой изложил программу помощи в восстановлении разрушенной войной Европы, эта программа получила название «план Маршалла»

Мы уже писали о Фултонской речи У. Черчилля, которая послужила политическим началом Холодной войны. Но ведь любая война, пусть даже и холодная, должна чем-то подпитываться экономически. Таким экономическим инструментом, развязавшим холодную войну, и стал «план Маршалла». Однако не стоит полностью отрицать ту огромную помощь, которую эта программа оказала миллионам обнищавших из-за войны европейцев. По всей видимости, расчет так и строился, американское руководство одним ударом поражало две цели: развязать конфликт с социалистическим лагерем, при этом выглядеть в максимально выгодном свете. В большой степени им это удалось.

Предпосылки

Суть «плана Маршалла» нельзя объяснить без цифр и наглядных данных. Вторая мировая война, только что отгремевшая на Земле, нанесла тяжелый экономический, материальный и демографический урон всем без исключения странам. В Великобритании даже перешли на карточную систему выдачи некоторых продуктов. Только одна страна – США – сравнительно легко и даже с некоторым подъемом прошла мировой конфликт.

Вот лишь некоторые данные, которые позволяют судить о всем ужасе экономического положения стран Европы после войны. Экономика Великобритании стагнировала, производство в некоторых отраслях сократилось на 25-50% от довоенных показателей. А внешний долг Британии составлял астрономические 25 млрд фунтов-стерлингов.

Франция, почти утратившая субъектность, утеряла 60% производства. Германия и вовсе потеряла суверенитет и была поделена на оккупационные зоны. Италия утеряла 25% производства. В сходном положении находились и другие страны Европы, многие из которых были захвачены до этого немцами.

Восточная Европа и вовсе лежала в руинах после разрушительных и тяжелых боев с гитлеровцами, которые вела Красная Армия.

Но самыми страшными были демографические потери: 55-60 млн человек погибло, до 100 млн были ранены, искалечены или пострадали.

Только в США ситуация не была такой печальной. По итогам войны на экономику США приходилось около 60% промышленного производства и более 30% экспорта стран капиталистического мира, а также почти 70% мирового золотого запаса. В такой ситуации державы и подошли к тому моменту, когда следовало решать, как экономически обустроить ситуацию в послевоенной Европе.

План

Американцы рассчитали всё по-военному точно. Джордж Маршалл – отставной генерал, которому новый президент США Гарри Трумэн, предложил пост госсекретаря в своей администрации. Маршалла можно назвать «ястребом», в то время в США соперничали две политические группировки, «ястребы» были за продолжение вмешательства в мировые дела, а неоизоляционисты предлагали ограничиться только Новым светом. Первые одержали верх, даже несмотря на то, что вторых поддерживал Генри Уоллес, бывший вице-президент США, называвший «план Маршалла» инструментом холодной войны.

Маршалл предложил дать Европе колоссальные по тем временам почти 13 млрд долларов. На эти деньги можно было действительно отстроить несколько стран заново. Для того чтобы решить, кто и сколько получит, американцы сформировали особую комиссию по экономической помощи, которая работала с правительствами Европейских стран, определяя размер помощи.

По этому плану СССР и восточноевропейские страны помощи не получали, Финляндия отказалась от неё сама.

Общая сумма ассигнований по плану Маршалла за 4 года (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила: на Англию (2,8 млрд), Францию (2,5 млрд), Италию (1,3 млрд), Западную Германию (1,3 млрд), Голландию (1 млрд). Всего же в обсуждении плана и получении помощи участвовали 16 европейских стран.

Так же, как и ленд-лиз, предусматривавший оплату за помощь СССР в годы войны, а затем и возврат техники и вооружений, предоставленных Советскому Союзу, обратно в США, «план Маршалла» был совсем не бескорыстным шагом. Только делалось это не так открыто, как раньше. По сути страны Европы стали выгодным рынком сбыта, своеобразными колониями США. Большую часть помощи составляло топливо, сельхозпродукция и техника, а значит вырученные деньги за неё возвращались в Америку, обеспечивая мощный толчок к развитию экономики США.

Тем не менее за первые три года промышленное производство превысило показатели довоенного периода на 40%, а сельское хозяйство — на 20%. Снизился уровень безработицы, удалось обуздать инфляцию. Американские средства обеспечили порядка 11% ВВП Англии, 12% – Франции, почти 22% – Западной Германии и чуть более 33% – Италии.

Цена и последствия помощи

Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. От экономики до политики прямая дорога. Так вышло и в этот раз. Одним из условий плана было недопущение коммунистов и других левых сил в правительства стран получателей помощи, и это уже прямое политическое воздействие.

Вторым фактором, стало расширение американского военного присутствия в Европе. Под предлогом мнимой военной угрозы со стороны СССР ускоренными темпами сколачивался блок НАТО, при полном потворстве зависящих от американцев политиков. Более того, сам процесс создания элитных политических групп в странах Европы оказался под контролем США. Интересно и то, что после окончания получения финансовой помощи США ввели в действие план по оказанию помощи военной (по стечению обстоятельств в тех же самых странах).

В таких условиях СССР и социалистические страны были вынуждены формировать свои международные органы для взаимопомощи. Иного выбора просто не было. В ответ на «план Маршалла» СССР создаёт Совет экономической взаимопомощи, а в военном отношении оформляется Организация стран Варшавского договора (ОВД).

Любопытно и то, что США, желавшие нажать на СССР и его союзников, просчитались. В короткие сроки и практически без помощи извне Советский Союз восстановился после войны. Экономики стран социалистического лагеря росли, а СССР набирал военную и экономическую мощь. По иронии судьбы план, ставший частью военного и экономического удушения нашей страны и наших союзников, стал лишь катализатором для роста военного и экономического потенциала СССР и сплочения вокруг него союзников.

Конечно, такая непродуманная внешняя политика западных стран привела к новому витку противостояния в холодной войне, но это уже история. А научить она нас может тому, что повторение подобных действий в наши дни, введение санкций и ограничений, может дать строго обратный результат. Поэтому мы можем лишь рекомендовать нашим заокеанским партнерам учить историю и не повторять ошибок прошлого.

На самом деле "План Маршалла" - это неофициальное название, по имени разработавшего проект госсекретаря США генерала-ястреба Джоджа Маршалла. Официальное же название так и звучало: European Recovery Program - ERP/"Программа восстановления Европы".

Маршалл дважды(в 1943 и 1947 гг.) становился человеком года по версии Time и многократно появлялся на обложке

Маршалл дважды(в 1943 и 1947 гг.) становился человеком года по версии Time и многократно появлялся на обложке

Сама программа осуществлялась с 1948 по 1952 гг ., в её рамках европейским странам было выделено около 13 миллиардов долларов, которые не предусматривали прямого возврата.

Надо сказать, что многие страны Европы не только физически, но и с экономической точки зрения лежали в руинах и восстанавливать здесь было что, поэтому американские деньги пришлись очень кстати.

Например, ещё в 1947 год, до того как план начал работать, объём промышленного производства в странах Западной Европы был ниже чем в 1938 году на 12%, выпуск сельхозпродукции ниже на 17%.

Ключевые цели, которые ставила программа

- восстановление разрушенной войной инфраструктуры
- поставка гуманитарной помощи(продовольствие, одежда, медикаменты, топливо)
- восстановление и модернизация промышленности
- налаживание общественной жизни

Разумеется, у США были свои интересы. Посредством ряда выдвинутых условий, американцы надолго оседлали политическую повестку Западной Европы. Среди требований было предоставление территорий для военных баз и ограничение деятельности местных коммунистов.

В США не забывали и про финансовую выгоду в этом мероприятии, условиями для получения денег были последующие контракты с американскими компаниями и торговые привилегии.

Кому была адресована помощь

Поддержка в рамках программы была оказана далеко не всем странам Европы, а только западным. При этом, средства распределялись крайне неравномерно, например, не принимавшая участия в военных действиях Исландия, на душу населения получила почти в 3 раза больше денег, чем Нидерланды и в 4,5 раза больше, чем Великобритания.

Изначально проект не был явно идеологически акцентирован и американцы были не прочь взять в оборот и советский рынок, но всё же, мало кто рассчитывал, что коммунистические государства примут участие в программе. Так и вышло, СССР от участия в программе отказался, а под его давлением Польша и Чехословакия отозвали свои заявки на участие. Не получила помощь и Финляндия, отдавшая приоритет мирному договору с СССР.
Денег не увидела также Испания, режим установленный Франсиско Франко сильно раздражал Вашингтон.

Цифры из книги "План Маршалла: Пять лет спустя"

Всего на помощь Европе было выделено около 12,73 миллиарда долларов. В сегодняшних деньгах это примерно 137 миллиардов .

Цифры, как видно, колоссальные. Как было сказано, Америка в накладе не осталась, получив в распоряжение огромный рынок и множество рычагов влияния.

Во многом благодаря американской помощи, Западная Европа в кратчайшие сроки смогла не только поднять качество жизни и объемы промышленного производства на довоенный уровень, но и превысить его.

5 июня 1947 года на поле идеологической битвы возрождения и преобразования Европы между США и европейскими странами был разработан план.

План Маршалла, названный так в честь его создателя, государственного секретаря США генерала Джорджа Маршалла, подтвердил новую роль Соединенных Штатов. Как самозваного ангела-хранителя западного мира. Который призвал самую сильную и богатую страну на помощь европейским странам. Европа, все еще разоренная войной, спустя два года после поражения Германии союзниками.

Стратегия сдерживания коммунизма

План, предлагающий миллиарды долларов помощи в форме грантов и займов, был признанием со стороны США того, что они недооценили масштабы ущерба, нанесенного во время войны в Европе. Но это также ознаменовало решающее дальнейшее развитие послевоенной внешней политики США. Которая приняла идею о том, что коммунизм следует сдерживать. В опасении того, что Сталин начал опасный крестовый поход. Который поставил весь мир под угрозу коммунизма. Страх перед советской экспансией, который будет доминировать в отношениях между Востоком и Западом более трех десятилетий.

После того, как Великобритания, Франция, Италия и Германия значительно уменьшили свое международное влияние. Восстановление и перестройка Европы быстро превратились в идеологическое поле битвы. На котором две новые сверхдержавы стремились установить свои сферы влияния. Обе страны очень подозрительно относились к мотивам друг друга. Опровергая все прежние надежды на то, что союз военного времени может быть продлен и на послевоенное восстановления.

выступления президента США Гарри Трумэна перед Конгрессом с «доктриной Трумэна»

выступления президента США Гарри Трумэна перед Конгрессом с «доктриной Трумэна»

События на Ближнем Востоке и в Средиземноморье. Опасения по поводу намерений России в Иране, Турции и гражданской войне в Греции. Поставили финансово истощенную Великобританию на колени перед Вашингтоном. Уже не имея возможность поддерживать свою традиционную помощь в этих областях. Она передала эстафету Госдепартаменту США.

В марте 1947 года в рамках так называемой доктрины Трумэна президент Трумэн обратился к Конгрессу с просьбой о помощи в размере 400 миллионов долларов. Чтобы помочь в борьбе с распространением коммунизма, используя резкие и устрашающие выражения. Чтобы донести до конгрессмненов коммунистическую угрозу. «Свободные народы мира ждут от нас поддержки в сохранении своих свобод. Если мы будем колебаться в нашем руководстве, мы можем поставить под угрозу мир во всем мире. И мы, несомненно, поставим под угрозу благополучие нации».

Разделение Европы на сферы влияния

Трумэн и его помощники имели четкое представление о том, какой послевоенный мир они хотели бы видеть. Обозначенный его предшественником Рузвельтом еще в 1941 году в Атлантической хартии (которую СССР подписал с оговоркой), а затем в Ялте (1945).

Их видение заключалось в достижении прочного мира и стабильности посредством самоопределения, либеральной демократии и свободной торговли. Процветания в условиях расширяющейся мировой экономики. И под наблюдением новой Организации Объединенных Наций, приверженной идеалу “коллективной безопасности”. Но подозрительно относясь к западному капитализму и опасаясь мощи Америки, которая совсем недавно стала очевидной благодаря использованию атомной бомбы в Японии. Сталин все более ясно давал понять, что это не то к чему стремится СССР.

Прежде всего, Советский Союз ясно дал понять на Московской конференции в марте 1947 года, посвященной обсуждению будущего Германии. Что он не хочет видеть своего недавно побежденного врага. Победа над которым стоило так много русских жизней. Которому Запад помогал вернуть себе прежнее положение и довоенную силу.

Разделение Европы на сферы влияния

Советский лидер считал создание благоприятной буферной зоны в Восточной Европе законным. И с трудом полученным результатом разрушения и потерь, понесенных его страной. Выбирая собственную интерпретацию союзнических соглашений о сферах влияния военного времени. Которые впервые обсуждались на Тегеранской конференции 1943 года. К середине 1947 года он установил контролируемые Советским Союзом правительства. В Польше, Румынии, Болгарии и Венгрии. Вскоре за ними последовала и Чехословакия.

Доктрина Трумэна уже продемонстрировала, что изоляционизм, который так долго был характерной чертой американской политики, был окончательно отброшен. И Конгресс прислушался к доводам президента и выделил 400 миллионов долларов. Запрошенных в поддержку новой роли Америки как хранителя демократии.

План Маршалла ознаменовал приход США к долгосрочным обязательствам за рубежом. Официально известный как Программа экономического восстановления. План предлагал всем странам Европы оценить свои собственные экономические недостатки. И, казалось, избегал политических формулировок «сдерживания». Маршалл заявлял: «Наша политика направлена ​​не против страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса».

Результаты и последствия плана Маршалла

Результаты и последствия плана Маршалла

Россия и страны Восточной Европы были приглашены к участию. Но советский министр иностранных дел Молотов и его окружение покинули первые переговоры, состоявшиеся в Париже. Заявив, что План приведет к промышленному возрождению Германии. И созданию экономически и, следовательно, политически зависимых государств.

Рассматренная Сталиным как попытка использовать доллары США. Чтобы выманить государства Восточной Европы из рук Советского Союза. Москва ответила вызовом коммунистов повсюду. И особенно во Франции и Италии. Где было значительное число сторонников коммунистической идеологии, для сопротивления империализму США. Одним из шагов стало создание Коминформ, международного коммунистического информационного бюро.

Между тем, встретившись летом 1947 года, шестнадцать оставшихся европейских стран разработали совместную программу экономической помощи со стороны США. 22 сентября они представили цифру в размере от 16 до 22 миллиардов долларов. Которые были необходимы для достижения цели восстановления экономики к 1951 году.

В апреле 1948 года, согласившись с предыдущими предупреждениями президента: «Семена тоталитарных режимов взращиваются нищетой и разрухой». Конгресс дал зеленый свет просьбе о выделении 17 миллиардов долларов. Ответом Сталина на последствия помощи Маршалла для возрождения Западной Германии была блокада Берлина с июня 1948 года по май 1949 года.

Результаты и последствия плана Маршалла

К 1951 году из США в Европу ушло около 15 миллиардов долларов. Успех Плана был впечатляющим. К 1951 году производство во всех странах, получавших помощь Маршалла, превысило довоенный уровень.

В отличие от дестабилизирующей депрессии, последовавшей за Первой мировой войной, Западная Европа была на пути к выздоровлению. Но долгая суровая зима, которая была холодной войной, только началась.

70 лет назад президент США Гарри Трумэн подписал план Маршалла. Этот документ позволил Соединённым Штатам установить свои правила игры в Западной Европе. Выделив странам Старого Света около $13 млрд, Вашингтон подтолкнул их к укреплению железного занавеса и дальнейшему вступлению в НАТО, считают эксперты. Как Белый дом разрабатывал для Европы свою «дорожную карту» и почему эта стратегия работает до сих пор, выяснял RT.

Споры о будущем

Самые большие потери в ходе Второй мировой войны понёс Советский Союз, принявший на себя основной удар Третьего рейха. По общепринятой версии, жертвами войны стали более 26 млн советских граждан, экономика страны сократилась на четверть. Однако не менее значительный урон — в первую очередь экономический — война нанесла Старому Свету.

Так, Великобритания потратила на войну около 25 млрд фунтов, утроив свой внешний долг. Производство в различных отраслях экономики Соединённого Королевства сократилось на 20—50% по сравнению с довоенными уровнями. Британия оказалась на грани банкротства и даже перешла на карточную систему распределения продуктов питания.

На 60% обвалилось промышленное производство во Франции, на 25% — в Италии. Германия фактически утратила суверенитет, обязавшись выплатить победителям значительные репарации. Промышленное производство на территории бывшего Третьего рейха упало в три раза.

Экономика Соединённых Штатов, напротив, за годы Второй мировой войны только окрепла. Хотя Вашингтон тоже вынужден был брать в долг, чтобы выполнить свои обязательства по ленд-лизу, по итогам войны на экономику США приходилось около 60% промышленного производства и более 30% экспорта стран капиталистического мира, а также почти 70% мирового золотого запаса.

«США находились на развилке. Часть политической элиты ратовала за вмешательство в глобальные политические процессы, другая — за проведение политики неоизоляционизма, предоставление Европы самой себе», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.

Победили сторонники «глобальной политики», однако на будущее Европы американские политики всё равно смотрели по-разному.


Теория большого долга: как крах золотого стандарта привёл к глобальному господству доллара

50 лет назад президент США Линдон Джонсон подписал закон об отмене золотого обеспечения доллара. Этот день стал закатом.

«Во время войны в Вашингтоне задумывались, как разделить Германию так, чтобы она уже никогда не возродилась», — отметил в интервью RT главный научный сотрудник Института Европы РАН Игорь Максимычев.

Доктрина, позволившая бы навсегда разрушить немецкую экономику, была разработана в 1944 году министром финансов США Генри Моргентау. По словам Васильева, план Моргентау предполагал превращение Германии в аграрную страну, уничтожение её промышленности и науки. Даже часть американских политиков сочли идеи Моргентау излишне жёсткими. Поэтому после поражения Германии в жизнь они внедрялись постепенно — путём дезинтеграции производственной и финансовой системы, демонтажа части предприятий, запрета внешней торговли. Но уже к 1947 году власти США изменили свои взгляды относительно и Германии, и Европы в целом.

«Покупка» суверенитетов

По словам Васильева, уже через несколько лет после завершения Второй мировой войны США получили не совсем ту картину, которую ожидали увидеть.

«Изначально на политические настроения в США влияло мнение о том, что СССР полностью измотан и что поэтому ему будет не до геополитики. Однако Советский Союз к концу 1940-х эффективно восстанавливал своё хозяйство и открыто демонстрировал, что не собирается уходить с мировой арены», — отметил эксперт.

Кроме того, в послевоенной Европе быстро росла популярность левых идей. Так, численность членов Французской коммунистической партии выросла втрое по сравнению с довоенным уровнем — до 908 тыс. человек. В Италии же количество коммунистов выросло более чем в сто раз (примерно с 15 тыс. в годы войны до почти 2 млн в 1947 году). Благодаря массовой поддержке населения коммунисты в 1945—1947 годах уверенно проходили в европейские парламенты и участвовали в формировании кабинетов министров.

«Исходя из экономической ситуации и из настроений, царивших в то время в обществе, значительная часть Европы могла быстро стать левой», — отметил Васильев.

Обращаясь к конгрессу США в марте 1947 года, президент Гарри Трумэн открыто заявил, что распространению коммунистических идей в Европе необходимо противодействовать. А в июне того же года госсекретарь США Джордж Маршалл, выступая в Гарвардском университете, объявил о «наступающем на Европу призраке голода» и потребности Старого Света в американских продуктах, а также о том, что у Америки на этот счёт есть специальный план.


«Политическое вмешательство»: как сенаторы в США предлагают заблокировать «Северный поток — 2»

Группа американских сенаторов обратилась к Госдепартаменту и Минфину США с требованием заблокировать строительство «Северного потока —.

В США началась работа над законом «Об оказании экономической помощи иностранным государствам» — это была юридическая интерпретация плана Маршалла. Параллельно Вашингтон вёл переговоры с властями европейских государств о конкретных условиях выделения финансовой помощи. Однако правила были бескомпромиссными. Власти США потребовали от потенциальных партнёров убрать из своих правительств представителей коммунистических партий. При этом средства выделялись не на то, что считали необходимым национальные правительства, а в основном на закупку готовой продукции, произведённой в США.

Принципы свободной торговли теряли для европейцев актуальность. Например, вместо польского угля по $12 их принуждали закупать американский по $20. Кредитно-денежное обращение на территории Европы должно было перейти под контроль США. Наряду с грантами Соединённые Штаты выделяли европейцам займы, возвращать которые необходимо было не только деньгами, но и сырьём для нужд американской экономики. Речь шла о фактической утрате национального суверенитета, но для правых и правоцентристских политиков, с которыми вели переговоры США, это было шансом удержаться у власти, и они соглашались на условия Вашингтона.

Политические последствия

3 апреля 1948 года план Маршалла официально утвердил президент США Гарри Трумэн. Согласно документу, 17 капиталистических стран должны были получить в общей сложности $20 млрд. По разным оценкам, на практике было перечислено от $13 до $17 млрд, из которых $2,8 млрд пошли на нужды Великобритании, $2,5 млрд — Франции, по $1,3 млрд — Италии и Западной Германии, $1 млрд — Нидерландов.

Рассчитан план был на четыре года, но в 1951 году Соединённые Штаты ощутили, что на корейскую войну не хватает денег, и «помощь» Европе начали сворачивать.

Экономический эффект плана Маршалла эксперты оценивают неоднозначно. С одной стороны, в развитых странах Западной Европы возродилась промышленность, национальные правительства рассчитались по внешним заимствованиям. Однако, как считают эксперты, в 1947—1948 годах большинство западных стран и без помощи американцев, хоть и с трудом, но начали бы выходить из послевоенного кризиса. И вклад плана Маршалла в экономический подъём на самом деле был не таким существенным — всего 10% от общих объёмов роста. Наиболее значимой экономическая поддержка США была в первую очередь для Германии, которая также понесла значительные потери в годы войны.

«Германия была в жутком состоянии — как в материальном, так и в моральном смысле. Нюрнбергский процесс вскрыл правду об ужасающих преступлениях, моральную ответственность за которые нужно было нести немцам. А план Маршалла мог дать жителям Германии не только материальную, но и моральную поддержку», — рассказал RT Максимычев.

По словам эксперта, по мере нарастания напряжённости в ходе холодной войны Германии отводилось центральное место в европейской военно-политической стратегии США. Без германских солдат Штатам было трудно противопоставить что-либо СССР в Европе. Была здесь и весомая политическая составляющая: граждане Западной Германии, вроде бы отказавшиеся от идеологии национал-социализма, остались антикоммунистами. На этом тонко играл Вашингтон, позволяя немцам почувствовать себя частью Западного мира во главе с США.

«Американцам нужно было превратить Западную Европу в красивую витрину западного образа жизни для противодействия Советскому Союзу. После экономической привязки — плана Маршалла — власти США осуществили привязку военно-политическую, сформировав НАТО», — рассказал Васильев.

По словам политолога, транши, выделенные в рамках плана Маршалла, были не слишком болезненными для экономики США. Однако благодаря им Вашингтон сумел выстроить Североатлантический альянс.

«Это была хитрая игра. Сначала подвели экономический базис, а потом — политическую надстройку. И западноевропейские страны спокойно изгнали левых политиков из правительств, признали лидерство США — и всё это за относительно небольшие деньги. Это была самая выгодная инвестиция», — подчеркнул Васильев.

По мнению эксперта, средства, выделенные в рамках плана Маршалла, позволили политическим силам, ориентированным на Соединённые Штаты, закрепиться во власти большинства западных стран и оставаться там вплоть до наших дней.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: