Сроки проверки электрических приборов на судах

Обновлено: 24.04.2024

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Правила и нормы проектирования и электромонтажа

Electrical equipment of ships. Rules and standards of designing and electric mounting

Дата введения 1981-01-01

М.В.Тепляков (руководитель темы); Г.Д.Кощеев

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.03.80 N 1168

3. Срок проверки - 1994 г.

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, приложения

Приложение 1, приложение 2а

Настоящий стандарт устанавливает правила и нормы проектирования электротехнических изделий (кроме кабелей), радиоэлектронных средств, аппаратуры спецтехники и автоматики (далее - электрооборудование); электротехнических систем; монтажа электрооборудования и кабелей, использующих электроэнергию переменного напряжения не более 1000 В, частотой не более 200 кГц и постоянного напряжения не более 1200 В; монтажа кабельных оптических линий (КОЛ), применяемых при передаче световой энергии в диапазоне частот, соответствующем НТД на оптические кабели; проектирования и электромонтажа защитного и экранирующего заземлений.

Стандарт не распространяется на требования к проектированию и электромонтажу:

средств радиосвязи, волноводных трактов, а также других электроустройств с рабочей частотой более 200 кГц;

машин, устройств и аппаратов системы электродвижения переменного напряжения более 1000 В и постоянного напряжения более 1200 В;

грозозащитного и молниезащитного заземлений;

заземления для снятия статического электричества.

В целях повышения производительности труда и качества электромонтажного производства на всех стадиях постройки судов* стандарт устанавливает технические требования, правила и нормы:

* Здесь и далее под определением "суда" понимаются: корабли, суда и плавсредства всех классов, типов и назначений.

разработки (проектирования) и изготовления электрооборудования (кроме кабелей), которое может быть установлено на судах;

проектирования судов в части размещения электрооборудования, КОЛ и кабелей;

подготовки и контроля готовности судна или отдельных его районов к выполнению электромонтажа;

Стандарт обязателен для предприятий:

проектирующих и изготовляющих электрооборудование (кроме кабелей), которое может быть установлено на судах;

выполняющих монтаж электрооборудования и кабелей на судах;

осуществляющих контроль выполнения вышеперечисленных работ.

Пояснение терминов, применяемых в стандарте, приведено в приложении 3.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ

1.1. Общие требования, требования к вводным конструкциям и выводам электрооборудования и электротехнических устройств

1.1.1. Конструкция электрооборудования должна обеспечивать возможность выполнения его монтажа на судне без разборки и распломбировки. Допускается только открывать или снимать стенки, крышки, двери.

1.1.2. Конструкция электрооборудования должна обеспечивать возможность выполнения присоединения жил внешних кабелей к выводам или электрическим соединителям, а также КОЛ и отводы КОЛ к оптическим соединителям, исключая прокладку, увязку и присоединение этих жил к отдельным устройствам или аппаратам, являющимся составными частями электрооборудования (электротехнического устройства). Допускается присоединять жилы внешних кабелей только к контактным зажимам предохранителей, автоматических выключателей и трансформаторов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.1.3. Блоки контактных зажимов или отдельные контактные зажимы в электрооборудовании для присоединения жил внешних кабелей должны располагаться у вводных конструкций таким образом, чтобы максимальное расстояние от места ввода кабеля до точки присоединения любой его жилы не превышало 300 мм. Если технически невозможно выполнить данное требование, допускается увеличить расстояние, но не более чем до 500 мм, при этом должно быть предусмотрено крепление кабелей, пучков и отдельных жил. Должны быть обеспечены допустимый изгиб кабелей и доступ к контактным зажимам.

1.1.4. Вводные конструкции и выводы электрооборудования должны быть стандартизованы на уровне государственных или отраслевых стандартов.

1.1.5. В электрооборудовании, содержащем приборные стойки, вводные конструкции должны располагаться сверху, сбоку или снизу. Расположение их спереди или сзади не допускается.

1.1.6. Зазор между кабелем и кромками отверстий при вводе внешних кабелей в электрооборудование должен быть:

при вводе через сальники - по ГОСТ 4860.1;

при вводе через вырезы и втулки - не более 10 мм.

1.1.7. Расположение сальников на корпусе электрооборудования и расстояние между ними должно обеспечивать доступ при монтаже к элементам монтажного поля с лицевой стороны электрооборудования.

1.1.8. Наиболее предпочтительным является ввод кабелей в электрооборудование с помощью электрических соединителей.

1.1.9. Типы электрических соединителей в их допустимом сочетании с жилами подключаемых кабелей следует выбирать, руководствуясь приложением 1.

Сочетание оптических кабелей с оптическими соединителями регламентируется НТД на оптические соединители.

1.1.10. Вводные конструкции электрооборудования (сальники и др.), а также оптические и электрические соединители для подключения внешних кабелей, КОЛ и отводов КОЛ должны иметь рельефную маркировку, четко видимую с лицевой стороны электрооборудования.

Выводы электрооборудования (контактные зажимы, блоки контактных зажимов) должны иметь маркировку. В электрических соединителях маркируют вилочную и розеточную части.

В оптических соединителях маркируют блочную и кабельную их части.

1.1.9, 1.1.10. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.1.11. Электрические соединители для экранированных кабелей не должны применяться для подключения неэкранированных кабелей.

1.1.12. В электрооборудовании должен быть предусмотрен монтажный объем:

для присоединения жил внешних кабелей к контактным зажимам, блокам контактных зажимов, электрическим соединителям;

для присоединения оптических соединителей к КОЛ и отводам КОЛ;

для укладки основных и запасных (резервных) жил.

Длина каждой жилы с площадью сечения от 2,5 мм и менее для данного кабеля должна быть рассчитана на присоединение к наиболее удаленному контактному зажиму. Для жил с площадью сечения 4 мм и более и жил, оконцовываемых в электрические соединители (любых сечений), запас длины не предусматривается.

Допустимые минимальные расстояния от стенок электрооборудования, от мест ввода кабелей до блоков контактных зажимов, расстояния между платами, допустимые сочетания диаметров контактов электрических соединителей и площади сечений жил присоединяемых кабелей указаны в приложении 1.

1.1.13. В конструкции электрооборудования, к которому подключается более 150 жил кабелей внешних связей, должен предусматриваться модуль внешних связей.

1.1.14. Электрооборудование с модулями внешних связей изготавливают в блочном исполнении. Конструкция такого электрооборудования должна предусматривать возможность изготовления и поставки модулей внешних связей на ранней стадии отдельно и независимо от остальных элементов (блоков) электрооборудования для установки на судне и электромонтажа. Модули внешних связей должны быть обеспечены полным набором электромонтажных узлов и элементов, позволяющих выполнить весь комплекс электромонтажа внешних кабелей и монтажа КОЛ.

1.1.15. В конструкции крупногабаритного электрооборудования, к которому подключается менее 150 жил кабелей внешних связей, должен предусматриваться монтажный шаблон, обеспечивающий опережающую поставку его на судно для выполнения электромонтажных работ до установки электрооборудования.

1.1.16. Монтажный шаблон электрооборудования (для радиоэлектронной аппаратуры может быть использован технологический корпус) должен: соответствовать конфигурации и габаритам электрооборудования, аппаратуры ВОСП; иметь все элементы подсоединительных устройств (сальники; оптические, электрические, высокочастотные соединители и т.п.); иметь все устройства, имитирующие раскрытие крышек, дверок, выдвижных блоков. Маркировка и нумерация всех обозначений и контактных зажимов должна соответствовать штатной аппаратуре.

1.1.12-1.1.16. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. Требования по обеспечению заземления электрооборудования, металлических оплеток (оболочек) кабелей и экранов жил

1.2.1. Все электрооборудование с металлическим корпусом должно быть снабжено (кроме особо оговоренных случаев) одним устройством заземления его корпуса и, если в него вводятся кабели с металлическими оболочками (оплетками) и экранированными жилами, - наружными и внутренними устройствами заземления оболочек кабелей, внутренними устройствами заземления экранов жил кабелей. Количество устройств для заземления оболочек и экранов жил в электрооборудовании (кроме взрывозащищенного) устанавливают из расчета присоединения не более четырех оплеток или экранов жил к одному устройству.

Электрооборудование, состоящее из нескольких секций, должно иметь устройство заземления корпуса каждой секции.

1.2.2. Необходимость или недопустимость заземления и установки устройств заземления на стационарном и переносном электрооборудовании с неметаллическим или комбинированным (состоящим из неметаллических и металлических частей) корпусом определяется условиями обеспечения электробезопасности и оговаривается в нормативно-технической документации (НТД) на это электрооборудование.

1.2.3. Переносное, передвижное и погружное электрооборудование должно иметь одно внутреннее устройство заземления корпуса.

1.2.4. Одно наружное и одно внутреннее устройства заземления корпуса одновременно должны иметь следующее электрооборудование:

установочную арматуру (соединительные коробки, выключатели, розетки и т.д.);

Судовое электрооборудование ремонтируется в соответствии с планом, разработанным на основании актов освидетельство­вания судна представителем классификационного общества, записей в журнале технического состояния судна и наблюдений за состоянием электрооборудования в период эксплуатации. По данным доку­ментам составляют подробный перечень ремонтных работ — ремонтную ведомость. В ней указывают паспортные данные машины, замеченные неисправности и конкретный пе­речень необходимых ремонтных работ. Кроме того, в ведомость вносят перечень материалов, необходимых для ремонта маши­ны, с указанием их количества и веса, типы заменяемых под­шипников качения, типы и диаметры обмоточного провода, мар­ки и размеры щеток и другие сведения, взятые из заводского формуляра машины или установленные путем замеров. Ремонт­ная ведомость является основным техническим документом, по которому выполняется ремонт.

Ремонтная ведомость разделяется на основную и дополни­тельную. Основная ведомость составляется за несколько меся­цев до постановки судна в ремонт. Эта ведомость содержит объем ремонтных работ, выявленных по опыту эксплуатации, контрольным освидетельствованиям КО и т. п. При поста­новке судна в ремонт выявляются работы, которые указываются в дополнительной ремонтной ведомости. Эта ведомость со­ставляется на основании дефектации оборудования.

Дефектация заключается в тщательном внешнем осмотре в процессе разборки, проверке сопротивления изоляции обмоток, измерении параметров отдельных частей.

Кроме того, для судов серийной постройки первичным ре­монтным документом служит единая ремонтная ведомость, в которой указывается максимально возможный объем работ при той или иной категории ремонта.

Единая ремонтная ведомость содержит перечень ремонтных работ, которые излагаются с указанием наименования объек­та, содержания и расчетного количества работ; данные о необ­ходимой рабочей силе на единицу и расчетный объем с указа­нием специальности и разряда на каждой работе; данные о требуемых материалах, полуфабрикатах и сменных деталях с указанием количества основных материалов на единицу и на расчетный объем работ; данные об отпускной стоимости каж­дой работы на единицу и на расчетный объем; сводные данные о затратах рабочей силы и стоимости ремонта с распределением по технологическим комплектам и цехам; ведомость сменных деталей и готовых изделий, поставляемых в централизованном порядке: ведомость сменных деталей, изготовляемых судоре­монтными предприятиями; ведомость отливок; сводную ведо­мость материалов.

Порядок пользования единой ремонтной ведомостью практически сводится к предварительному ознакомлению и уточнению характера и объема необходимых основных и допол­нительных работ. Работы, которые не указаны в единой ремонт­ной ведомости, записываются в разделе «Дополнительные работы».

Контрольные вопросы:

1. Опишите порядок оформления ремонтных ведомостей.

2. Дайте определение понятия «дефектация».

ПРИЕМКА СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Приемка судового электрооборудования в эксплуатацию от судостроительного (судоремонтного) предприятия.Приемка судового электрооборудования в эксплуата­цию от судостроительного предприятия должна осуществляться в соответствии с ОСТ 5.0347—81 «Испытания приемо-сдаточные судов гражданского назначения. Порядок проведения и основные положения», приемка электрооборудования от судоремонтного предприятия — в соответствии с Положением о ремонте судов флота рыбной промышленности.

Приемку электрооборудования должны производить члены приемной комиссии, назначаемой судовладельцем.

В состав приемной комиссии обязательно должен входить старший электромеханик принимаемого судна.

В состав приемной комиссии могут быть также включены другие электромеханики принимаемого судна (при приемке се­рийных судов или приемке судов из ремонта).

Приемка электрооборудования, поднадзорного КО, должна производиться членами приемной комиссии и представи­телями КО.

Последовательность и объем приемо-сдаточных испы­таний электрооборудования, включающих швартовные и ходовые испытания, определяется программой приемо-сдаточных испытаний, которая разрабатывается, согласовывается и утверждается в соответствии с действующими отраслевыми стандартами.

В процессе швартовных испытаний необходимо про­верять качество монтажа и работоспособность электрооборудова­ния (с учетом обеспечения правил безопасности, санитарных норм, ремонтопригодности и удобства обслуживания) и опреде­лять готовность его к ходовым испытаниям.

Ходовые испытания электрооборудования должны проводиться лишь после окончания швартовных испытаний и устранения всех дефектов, выявленных в их процессе.

В процессе ходовых испытаний необходимо, проверять надежность действия электрооборудования в ходовых условиях и соответствие его технических характеристик технической доку­ментации.

Результаты приемки электрооборудования в период швартовных и ходовых испытаний должны оформляться соответ­ствующими протоколами или актами.

Приемо-сдаточные испытания электрооборудования считаются законченными при условии:

- успешного проведения испытаний согласно программе;

- получения положительных результатов испытаний, удовле­творяющих проектным или формулярным значениям в пределах установленных допусков;

- окончания ревизии электрооборудования, устранения всех недостатков и проведения контрольных испытаний электрообору­дования.

Документация, предъявляемая при приемке.При приемке судового электрооборудования прием­ной комиссии и представителям КО должны предо­ставляться следующие документы:

- программы испытаний электрооборудования;

- эксплуатационная документация по электрооборудованию (описания, инструкции по эксплуатации и обслуживанию и т. п.);

- паспорта и формуляры на все вновь установленное ими отремонтированное электрооборудование, заполненные по резуль­татам испытаний заводов-изготовителей, расконсервации и стен­довых испытаний на судостроительном (судоремонтном) пред­приятии;

- паспорта и акты проверки штатных контрольно-измеритель­ных приборов и временных приборов, используемых при испыта­ниях;

- сертификаты КО на электрооборудование;

- другие документы, необходимые для приемки и оформления результатов испытания электрооборудования.

Перед началом испытаний электрооборудования пред­ставители отдела технического контроля (ОТК) судостроитель­ного (судоремонтного) предприятия должны вручить приемной комиссии и представителям КО извещение о готов­ности того или иного вида электрооборудования к испытаниям.

По отремонтированному электрооборудованию должен вру­чаться также перечень выполненных ремонтных работ, удостове­ренный подписями исполнителя работ и представителя ОТК предприятия.

После окончания приемо-сдаточных испытаний резуль­таты их должны заноситься в соответствующие формуляры по электрооборудованию.

Заполнение формуляров, протоколов и актов испытаний дол­жно производиться представителями ОТК судостроительного (судоремонтного) предприятия.

Старший электромеханик принимаемого судна обязан прове­рить правильность оформления указанной документации и соот­ветствие заносимых в формуляры значений параметров резуль­татам испытаний.

Перед подписанием приемного акта судовой экипаж должен получить следующую документацию:

- при приемке от судостроительного предприятия — эксплу­атационную документацию по электрооборудованию;

- при приемке от судоремонтного предприятия — исполни­тельную техническую документацию по отремонтированному и модернизированному электрооборудованию, эксплуатационную документацию по вновь установленному электрооборудованию (описания, формуляры, паспорта, инструкции по эксплуатации и обслуживанию и т. п.) и откорректированную отчетную экс­плуатационную документацию по электрооборудованию.

Проверку качества указанной документации и наличия ее в надлежащем объеме (в соответствии с утвержденным перечнем) должен осуществлять старший электромеханик принимаемого судна.

Порядок предъявления рекламаций.На все дефекты, обнаруженные в течение гарантийного периода эксплуатации электрооборудования и возникшие по вине поставщика (применение неправильных конструкций, неудовле­творительный монтаж, использование недоброкачественных или несоответствующих условий эксплуатации материалов и оборудо­вания, а также дефекты запасных частей), должны быть состав­лены рекламационные акты. При составлении рекламационных актов необходимо выполнять требования «Руководства по надзо­ру за судами в эксплуатации».

Приемка электрооборудования при приеме-сдаче дел судовым электротехническим персоналом.При приеме (сдаче) дел старший электромеханик обя­зан принять (сдать) находящиеся в заведовании электротехниче­ского персонала помещения, электрооборудование и техническую документацию по электрооборудованию.

При приеме дел старший электромеханик обязан:

- получить от сдающего дела старшего электромеханика све­дения о состоянии электрооборудования, наличии инвентаря, за­пасных частей и расходных материалов, об имевших место неис­правностях и авариях электрооборудования и их последствиях, ходе технического обслуживания и ремонта электрооборудования;

- ознакомиться с электротехническим персоналом, получить от лиц электротехнического персонала сведения о состоянии элек­трооборудования, находящегося в их заведовании;

- совместно со сдающим дела старшим электромехаником произвести осмотр всего электрооборудования и помещений, на­ходящихся в заведовании электротехнического персонала, про­верить наличие инвентаря, запасных частей и расходных материа­лов, при необходимости потребовать проверки сопротивления изо­ляции, вскрытия и опробования в действии любого электрообору­дования. По требованию принимающего дела в осмотре и провер­ках должны участвовать любые лица электротехнического персо­нала;

- проверить наличие и состояние технической документации, проверить соответствие записей в документах учета действительному состоянию электрооборудо­вания.

После выполнения указаний старший электро­механик, принимающий дела, совместно со старшим электроме­хаником, сдающим дела, должен составить акт о приеме-сдаче дел. В акте должны быть отражены выявленные в процессе приемки неисправности электрооборудования.

Акт о приеме-сдаче дел должен быть согласован с главным (старшим) механиком и утвержден капитаном.

Окончание приема (сдачи) дел должно быть зафикси­ровано в машинном электротехническом журнале соответствую­щей записью за подписями сдающего и принимающего дела.

При приеме (сдаче) дел второй, третий и четвертый электромеханики обязаны принять (сдать) все находящиеся в их заведовании электрооборудование, инвентарь и запасные части.

В процессе приема (сдачи) должен быть произведен совме­стный осмотр, а в случае необходимости — проверка принимае­мого (сдаваемого) электрооборудования в действии. По оконча­нии приема (сдачи) принимающим дела совместно со сдающим должен быть составлен акт приема-сдачи по установленной фор­ме.

Акт о приеме-сдаче дел должен быть согласован со старшим электромехаником и утвержден главным механиком.

Контрольные вопросы:

1. Опишите порядок организации приемки судового электрооборудования от судоремонтного предприятия.

2. Приведите перечень документации, предъявляемой при приемке.

3. Приведите порядок предъявления рекламаций.

4. Опишите порядок организации приема-сдачи судового электрооборудования судовым электротехническим персоналом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В. Н. Эксплуатация судовых электроприводов : справочник / В. Н. Васильев, Н. Я. Карауш. - М. : Транспорт, 1985. - 280 с.

2. Исаков Л. И. Устройство и обслуживание судовой автоматики : справочник / Л. И. Исаков. - Л. : Судостроение, 1989. - 293 с.

3. Инструкция по обслуживанию электрооборудования вспомогательных судовых механизмов (постоянный ток) / Завод „Динамо”им.С.М. Кирова. – М. : Завод „Динамо”им.С.М. Кирова, 1952. - 189 с.

4. Максимов Ю. И. Эксплуатация судовых синхронных генераторов / Ю. И. Максимов, А. М. Павлюченков. - М. : Транспорт, 1969. - 264 с.

5. Марков А. П. Эксплуатация электроприводов палубных механизмов / А. П. Марков, Е. А. Колязин, Ф. П. Евшин. - М. : Транспорт, 1976. - 200 с.

6. Положение о ремонте судов флота рыбной промышленности / Гипрорыбфлот. - Л. : Транспорт, 1980. - 48 с.

7. Правила технической эксплуатации средств автоматизации на судах флота рыбной промышленности СССР / Гипрорыбфлот. - Л. : Транспорт, 1980. - 78 с.

8. Правила классификации и постройки морских судов. Часть XI. Электрическое оборудование. Часть XV. Автоматизация. Бюллетень изменений и дополнений №1 : официальное издание / Российский Морской Регистр Судоходства. - С - Пб. : Российский Морской Регистр Судоходства, 1999. - 122 с.

9. Правила эксплуатации судового электрооборудования / ГИПРОРЫБФЛОТ ; рук. темы И. Б. Ихильчик, исп. А. В. Лукинский. С. А. Филиппов, М. А. Чертков, В. А. Благинин. – Мурманск : ГИПРОРЫБФЛОТ, 1987. – 203 с.

10. Роджеро Н. И. Справочник судового электромеханика и электрика / Н. И. Роджеро. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Транспорт, 1986. – 319 с., ил., табл.

11. Руководство по ремонту электродвигателей ИЧО - 996 - 233.022 РС / НПО "Югрыбтехцентр", - 1989. - 90 с.

12. Рябинин И. А. Основы теории и расчета надежности судовых электроэнергетических систем / И. А. Рябинин. - Л. : Судостроение, 1971. - 456 с.

13. Семенов Л. Г. Электромонтер – аккумуляторщик / Л. Г. Семенов - М. : Высшая школа, 1964. - 232 с.

14. Справочник по ремонту судового электрооборудования : в 3-х вып. / Б. Д. Гандин, Б. Г. Магаршак, А. Г. Соколов ; ред. Г. И. Китаенко. - Л. : Судостроение, 1965. - 359 с.

15. Сюбаев М. А. Аварии и неисправности в судовых електроустановках / М. А. Сюбаев, А. Б. Хайкин, Е. А. Шейнцев, - Л. : Судостроение, 1980. - 192 с.

16. Типовая ведомость работ по техническому обслуживанию и ремонту БМРТ типа "Прометей"ЦПКТБ - Азово-Черноморского бассейна / ЦПКТБ ВРПО “Азчеррыба”, 1986. - 123 с.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Поиск по сайту

Требования по обеспечению безопасности ТЭ судовых тех­нических средств, в том числе СЭО и ЭСА, определены Пра­вилами техники безопасности на судах морского флота (ПТБ).

Ответственность за соблюдением на судах ПТБ несет капи­тан, который обязан лично или через своих помощников и на­чальников служб принимать все необходимые меры для преду­преждения случаев травматизма. Каждый член командного со­става судна отвечает за безопасность труда членов экипажа и обязан контролировать выполнение членами экипажа ПТБ и обучать подчиненных ему лиц безопасным методам работы.

Контроль и ответственность за соблюдение ПТБ во время выполнения работ возлагается на лицо командного состава, непосредственно возглавляющего эту работу или давшего распо­ряжение о ее выполнении. Ответственность за происшедшие не­счастные случаи несут лица, которые своими распоряжениями или действиями нарушили ПТБ, соответствующие судовые ин­струкции или не приняли должных мер, обеспечивающих без­опасность работ.

При поступлении на судно лица командного или рядового состава неэлектротехнического персонала, по роду работы за­нимающиеся использованием СЭО, должны пройти инструктаж и проверку знаний по электробезопасности у старшего механи­ка или электромеханика. Об этом должна быть сделана запись в журнале регистрации инструктажей по технике безопасно­сти. Эти лица командного состава, а также электромеханики I, II и III разрядов должны ежегодно проходить проверку знаний ПТБ в соответствующем объеме, указанном в приложе­нии 9 ПТБ.

Электромеханики I, II и III разрядов должны:

технически обоснованно понимать опасность при работе в электротехнических установках и исчерпывающе знать ПТБ при эксплуатации судовых электроустановок;

уметь организовать безопасное ведение работ в электроуста­новках и знать приемы освобождения пострадавших от дейст­вия электрического тока, уметь оказывать при этом помощь.

Старшие электрики и электрики, проходящие проверку ПТБ ежеквартально, должны, кроме того:

отчетливо представлять опасности при работе в электриче­ской установке и знать общие ПТБ, в частности Правила ос­мотра СЭО и его ТО;

знать ПТБ по тем видам работ, которые входят в круг обя­занностей, правила пользования защитными средствами, приемы освобождения пострадавших от действия электрического тока и уметь практически их применять;

уметь организовать работу в электроустановках с соблюде­нием ПТБ.

Старший электромеханик (электромеханик) либо лицо, его заменяющее, обязан проводить занятия один раз в три месяца с лицами, не относящимися к электротехническому персоналу, по устройству используемого ими СЭО для обеспечения без­опасной эксплуатации, контролировать соблюдение правил электробезопасности всеми членами экипажа и принимать ме­ры по устранению нарушений правил электробезопасности.

Защитные средства. Изоляцию обслуживающего персонала от токоведущих частей обеспечивают защитные изолирующие средства, которые разделяются на основные и дополнительные.

Основные изолирующие защитные средства обладают достаточно высокой электрической прочностью и спо­собны длительно выдерживать рабочее напряжение электроустановки. С помощью этих средств обслуживающий персонал может работать с токоведущими частями, находящимися под напряжением. К основным изолирующим средствам относятся следующие:

в установках с напряжением до 1000 В - диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными ручками и указатели напряжения;

в установках с напряжением свыше 1000 В - изолирующие штанги, изолирующие электроизмерительные клещи и указа­тели напряжения.

Дополнительные изолирующие защитные средства самостоятельно не обеспечивают защиту обслужи­вающего персонала от поражения электрическим током при ра­бочем напряжении электроустановки, а служат только для уси­ления защитного действия основных изолирующих защитных средств, вместе с которыми они и применяются. К дополнитель­ным изолирующим защитным средствам относятся:

в установках до 1000 В - изолирующие подставки, диэлек­трические галоши, боты и коврики;

в установках свыше 1000 в - диэлектрические перчатки, бо­ты, коврики и изолирующие подставки.

Индивидуальные вспомогательные защит­ные средства предназначены для защиты работающего oт световых, тепловых и механических воздействий (защитные очки, специальные рукавицы, противогазы).

Ограждающие защитные средства предназначены для временного ограждения токоведущих частей и предупреждения от ошибочных действий с коммутационными аппаратами (временные переносные ограждения, изолирующие на кладки и колпаки, временные переносные заземления и предупредительные плакаты).

Для обеспечения электробезопасности любая судовая электроустановка, независимо от рабочего напряжения, должна быть укомплектована необходимым количеством защитных средств и приспособлений, которые должны проходить соответствующие периодические испытания и осмотры (табл.9.1) Осмотры каждого защитного средства с целью проверки исправности следует проводить перед использованием, но не реже сроков, указанных в таблице периодических осмотров. Ответственность за обеспечение электроустановок испытанным защитными средствами несет электромеханик судна, а ответственность за наличие, пригодность и правильное использование выданных в отдельное распределительное устройство защитных средств, несет персонал, обслуживающий электроустановку.

Таблица 9.1. Минимальные нормы комплектования защитными средствами электроустановок при вводе их в эксплуатацию и сроки испытаний для электроустановок напряжением до 1000В

Наименование защитного средства Количество Сроки периодических
испытаний осмотров
Указатель напряжения Изолирующие клеши Диэлектрические пер­чатки Монтерский инструмент с изолированными ручка­ми Переносные заземле­ния (при отсутствии ста­ционарных заземляющих ножей) Диэлектрические гало­ши Предупредительные плакаты Диэлектрические ков­рики Временные ограждения (щиты и прокладки) Защитные очки Противогаз 1 шт. 1 шт. 2 пары Не менее 2 ком­плектов Не менее 2 шт. 2 пары Не менее 2 ком­плектов 2 шт. Не менее 2 ком­плектов 1 пара 1 шт. 1 раз в год 1 раз в 2 года 1 раз в б мес. 1 раз в год - 1 раз в год - 1 раз в 2 года - - - Перед употреб­лением 1 раз в год Перед употреб­лением “ - 1 раз в 6 мес - 1 раз в год - - -

Требования электробезопасности при различных категориях работ. Работы в действующих судовых электроустановках мо­гут выполняться:

при полном снятии напряжения, когда не только со всех токоведущих частей снято напряжение, но и исключена подача его от других участков, находящихся под напряжением;

при частичном снятии напряжения, когда работа проводит­ся на отключенной части электротехнического устройства, в то время как другие его части находятся под напряжением;

без снятия напряжения: а) вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением и на них, когда необходимо принять меры, предотвращающие возможность приближения или случайного прикосновения людей или их инструмента к токоведущим частям; б) вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, когда исключено случайное приближение людей и их инструмента к токоведущим частям на опас­ное расстояние.

При работах с полным снятием напряжения должны быть отключены токоведущие части, на которых ведется работа, и части, с которыми возможно соприкосновение при этом. Выде­ленные для работы СЭО или участок отключают от находя­щихся под напряжением токоведущих частей с помощью ком­мутационной аппаратуры и снятием предохранителей. При ис­пользовании коммутационных аппаратов с автоматическим при­водом или дистанционным управлением нужно убедиться в от­сутствии напряжения на отключенном участке путем осмотра положения контактов или рукоятки (указателя), определяю­щих положение контактов.

Для предотвращения подачи напряжения к месту работы необходимо отключить все связанные с подготавливаемым к работе СЭО силовые, измерительные и другие трансформато­ры со стороны высшего и низшего напряжения;

при работе без переносных заземлений принять дополни­тельные меры: механически запереть приводы отключенных аппаратов, применить изолирующие прокладки в коммутаци­онных аппаратах и т. п. или отсоединить концы питающей ли­нии.

На рукоятках коммутационных аппаратов и клеммах предо­хранителей, при помощи которых может быть подано напряже­ние к месту работ, лицом, производящим отключение, вывеши­вается запрещающий знак „НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!" Знаки снимает по окончании работ только лицо, по­весившее их или его сменившее.

По решению электромеханика судна может быть применено переносное заземление на токоведущие части всех фаз отклю­ченной для производства работ части электроустановок при помощи перемычек, штанг и т.п.; эти заземления должны отде­ляться от токоведущих частей коммутационной аппаратурой демонтированными участками и т.п., а на рукоятках коммута­ционной аппаратуры и клеммах предохранителей нужно выве­сить знаки „ЗАЗЕМЛЕНО" в количестве, равном заложенным заземлениям.

После вывешивания знаков безопасности и перед началом работ проверяют отсутствие напряжения между всеми фазами и каждой фазы по отношению к корпусу судна и к нулевому проводу (если он есть). Отсутствие напряжения до 1000 В ус­танавливают указателем напряжения или переносным вольт­метром и контрольной лампой при линейном напряжении не выше 220 В.

При работах с частичным снятием напряжение после проверки отсутствия напряжения в необходимых случа­ях накладывают переносное заземление и вывешивают предпи­сывающий знак „РАБОТАТЬ ЗДЕСЬ", а неотключенные токо­ведущие части, доступные для случайного прикосновения должны быть ограждены временными ограждениями (изоли­рующие полосы из дерева, гетинакса, резины и т.п.). На временных ограждениях нужно вывешивать предупреждающие знаки „СТОЙ! ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ" (для установок на­пряжением до 1000 В) и „СТОЙ! ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ" (для установок 1000 В и выше). Ремонтному персоналу запре­щается переставлять или убирать знаки безопасности, времен­ные ограждения, переносные заземления и проникать на терри­торию огражденных участков.

Чтобы избежать касания токоведущих частей, находящихся под напряжением, лицо, работающее вблизи таких токоведу­щих частей, должно применять изолирующие защитные средст­ва и располагаться так, чтобы токоведущие части были перед ним и только с одной стороны. Запрещается работать в согну­том положении, если при выпрямлении можно коснуться токо­ведущих частей.

При работе без снятия напряжения в виде исклю­чения допускается замена аппаратуры и приборов, установка перемычек, зачистка и подтягивание нагревающихся контактов, подсоединение отдельного кабеля к распределительному устрой­ству, регулировка и проверка средств защиты, ремонт приводов коммутационных аппаратов. Работу под напряжением можно проводить только с разрешения электромеханика или старше­го механика квалифицированными и опытными лицами элек­тротехнического персонала с применением изолирующих за­щитных средств и под непосредственным наблюдением электромеханика.

При этом необходимо работать в диэлектрических перчат­ках и галошах или стоять на диэлектрическом коврике; поль­зоваться электромонтажным инструментом с изолированными рукоятками; держать изолирующий инструмент за ручки-захва­ты не дальше ограничительного кольца; работая на токоведу­щих частях одной фазы, ограждать токоведущие части других фаз резиновыми матами и т.п.; прикасаясь изолирующим ин­струментом к токоведущим частям, не дотрагиваться до окру­жающих предметов; работать в комбинезоне с рукавами, за­стегнутыми у кистей, и в головном уборе.

В помещениях, особо опасных в отношении поражения людей электрическим током (особо сырые помещения, помещения с хи­мически активной средой и т. п.), опасных в отношении пожара, а также на мачтах и колоннах производство работ на неотклю-ченных токоведущих частях запрещается.

В ходе текущей эксплуатации судовому электротехническо­му персоналу разрешается проводить следующие работы:

без снятия напряжения - уборку в закрытых распредели­тельных устройствах, помещениях щитов, постов управления (до ограждения); чистку и обтирку кожухов оборудования, по­полнение смазки подшипников; уход за кольцами и коллекто­рами электрических машин, замену закрытых предохранителей, ремонт осветительной арматуры и замену ламп внутрен­него (за исключением особо сырых помещений) и наружного освещения (при невозможности выключения освещения) за ис­ключением ламп на мачтах, колонках и в других высокораспо­ложенных местах; ремонт аппаратуры телефонной связи и бы­товой сигнализации; возобновление надписей на кожухах, кор­пусах оборудования и на ограждениях;

со снятием напряжения - ремонт и ТО коммутационных ап­паратов, реостатов и т. п. при условии установки ее вне щитов и пультов; ремонт отдельных электроприемников (электродви­гателей, преобразователей, трансформаторов, нагревательных приборов и других); отдельно расположенных магнитных стан­ций, контроллеров, блоков управления; замену плавких вставок открытого исполнения; ремонт осветительной проводки наруж­ного и внутреннего освещения и замену ламп в особо сырых помещениях; замер сопротивления и изоляции и т. п.

Перечень работ, выполняемых в период текущей эксплуата­ции, должен быть регламентирован электромехаником судна.

Требования электробезопасности при работах, часто выпол­няемых судовой электрогруппой. В своей повседневной деятель­ности электротехническому персоналу часто приходится изме­рять сопротивление изоляции, заменять предохранители, пользоваться электрифицированным инструментом и переносным освещением.

При измерении сопротивления изоляции мегаомметром прежде всего нужно убедиться в том, что измеряе­мая цепь отключена и приняты меры, исключающие прикосно­вение людей к проводам, оказавшимся под создаваемым мегаомметром напряжением. Провода, присоединяемые к мегаомметру должны иметь исправную изоляцию, рассчитанную на соответствующее напряжение. Перед измерением электриче­скую цепь необходимо разрядить; заряд снимают проводом се­чением не менее 16 мм 2 , который сначала присоединяется од­ним концом к „земле", а затем другим концом - поочередно ко всем выводам оборудования.

Измерения переносными приборами должны выполняться двумя лицами; работу нужно выполнять в диэлек­трических перчатках и галошах или же стоя на диэлектриче­ском основании. Измерительные клещи следует применять в комплекте со стационарно установленным на их рабочей части амперметром (применение выносного амперметра не допус­кать); в процессе измерения клещи держат так, чтобы прибор не касался ни проводов, ни измерительных трансформаторов. Присоединение (отсоединение) приборов в разрыв цепи нужно выполнять при полностью снятом напряжении. Запрещается производить какие-либо переключения во вторичной цепи вклю­ченного в сеть трансформатора тока, так как на разомкнутой обмотке может возникнуть опасное для человека напряжение.

Замена плавких предохранителей при нали­чии рубильников должна осуществляться при снятом напряже­нии. На групповых распределительных устройствах, где снять напряжение нельзя, допускается заменять предохранители под напряжением с обязательным отключением нагрузки данного присоединения. В этом случае обязательно нужно пользовать­ся предохранительными очками и диэлектрическими перчатка­ми или изолирующими клещами. Работу по замене плавких предохранителей с пола может самостоятельно выполнять один человек, замену на высоте с приставных лестниц - два чело­века.

При работе с ручным электрифицированным инструментом и переносным освещением про­исходит постоянный контакт между руками человека и корпу­сом инструмента или светильника. Для уменьшения опасности поражения человека электрическим током при неисправности изоляции напряжение для переносного освещения на судах ог­раничивают величинами 12 В при 50 Гц и 24 В постоянного тока, а электроинструмент выполняют на напряжение не выше 36 В. В особо опасных помещениях при работе с электроинстру­ментом на 36 В обязательно применение, защитных средств (диэлектрические перчатки, коврики и т. д.). Категорически запрещается для понижения напряжения пользоваться авто­трансформаторами или добавочными резисторами. Электроин­струмент с металлическим корпусом должен иметь третий про­вод в питающем кабеле, который через штепсельное соединение включается в контур защитного заземления.

К работам по ремонту СЭО могут допускаться работники судоремонтных предприятий по направлению своей админист­рации, которая несет ответственность за соответствие их ква­лификации характеру выполняемых работ и здание ПТБ. Прежде чем допустить бригаду заводских рабочих к ремонту СЭО в установке, находящейся под напряжением или при ча­стично снятом напряжении, электромеханик (или лицо его за­меняющее) обязан выполнить соответствующий комплекс опе­раций по обеспечению электробезопасности и при необходимо­сти пожаробезопасности, провести краткий инструктаж об осо­бенностях устройства данной электроустановки и записать в вахтенном журнале о допуске бригады к ремонтным работам. Допустив бригаду к работе, электромеханик может оставить место работы.

Ответственность за соблюдение правил техники безопасно­сти и пожаробезопасности при выполнении предремонтной дефектации несет руководитель группы дефектации.

Вопросы для самопроверки

1. Под действием каких факторов и в каком диапазоне изменяется сопротивление тела человека?

2. В чем выражается опасное воздействие электрического тока на чело­века?

3. Какие действия нужно предпринимать при оказании первой помощи после поражения человека электрическим током?

4. Какие правила техники безопасности должны соблюдаться в ходе ра­бот с судовыми электроустановками при полном снятии напряжения с СЭО, при частичном снятии напряжения, без снятия напряжения?

ГОСТ Р 54585-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Требования безопасности, методы контроля и испытаний

Ship's electrical equipment. Safety requirements, control and test methods

Дата введения 2012-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии" (ФГУП "ЦНИИ СЭТ")

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2013 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на судовое электрооборудование (далее - СЭО), электромеханизмы, агрегаты и устанавливает общие требования безопасности к конструктивному исполнению СЭО, классы СЭО по способу защиты человека от поражения электрическим током, специфические требования безопасности следующих групп СЭО:

- машины электрические вращающиеся;

- аппараты коммутационные низковольтные;

- кабели и провода;

а также на методы контроля параметров и испытаний.

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности, исключающие или уменьшающие до допустимого уровня воздействие на человека электрического тока, шума и электрических полей СЭО, а также предотвращающие возможность получения травм от движущихся частей СЭО и частей СЭО, нагревающихся до высоких температур.

Требования настоящего стандарта являются обязательными для установления требований безопасности и нормативной документации на СЭО.

Требования безопасности должны быть учтены при проектировании, разработке, выборе, монтаже и сдаче СЭО на строящихся объектах и судах морского флота на судостроительных заводах.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 12.1.002-84 Система стандартов безопасности труда. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах

ГОСТ 12.1.009-76* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.1.009-2009, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.1.019-79* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.1.019-2009, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12.1.045-84 Система стандартов безопасности труда. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.1-75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.013.0-91 Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ 12.4.124-83 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования

ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний

ГОСТ 4751-73 Рым-болты. Технические условия

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 16264.0-85 Машины электрические малой мощности. Двигатели. Общие технические условия

ГОСТ 16372-93* Машины электрические вращающиеся. Допустимые уровни шума

ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 18690-82 Кабели, провода, шнуры и кабельная арматура. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 22483-77 Жилы токопроводящие медные и алюминиевые для кабелей, проводов и шнуров. Основные параметры. Технические требования

ГОСТ 24040-80 Электрооборудование судов. Правила и нормы проектирования и электромонтажа

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ 12.1.009 и ГОСТ 17703.

4 Общие положения

4.1 СЭО должно соответствовать требованиям настоящего стандарта.

4.2 При проектировании СЭО следует применять:

- изоляцию токоведущих частей (рабочую, дополнительную, двойную, усиленную);

- малое напряжение постоянного тока, не превышающее 50 В между полюсами, и малое напряжение переменного тока, не превышающее 50 В между фазами или между фазами и корпусом судна;

- элементы для осуществления защитного заземления металлических нетоковедущих частей СЭО, которые могут оказаться под напряжением (при нарушении изоляции, режима работы СЭО и т.п.);

- устройства, отключающие СЭО от сети, когда доступные прикосновению части СЭО оказываются под напряжением;

- оболочки для предотвращения возможности случайного прикосновения к токоведущим движущимся, нагревающимся частям СЭО;

- блокировки для предотвращения ошибочных действий и операций;

- экраны и другие средства защиты от опасного и вредного воздействия электромагнитных полей;

- устройства, предназначенные для контроля сопротивления изоляции и сигнализации о ее повреждении, а также для отключения СЭО при уменьшении сопротивления изоляции ниже допустимого уровня;

- предупредительные надписи, знаки, окраску в сигнальные цвета и другие средства сигнализации об опасности.

4.3 Методы (способы) обеспечения безопасности, не установленные настоящим стандартом, должны быть указаны в нормативной документации на СЭО конкретного вида.

5 Классы электрооборудования по способу защиты от поражения электрическим током

Для СЭО установлены пять классов защиты: 0, 0I, I, II, III.

К классу 0 относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию и не имеющие элементов заземления.

К классу 0I относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию, элемент для заземления и кабель без заземляющей жилы для присоединения к источнику питания.

К классу I относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию, элемент заземления и кабель для присоединения к источнику питания с заземляющей жилой и соединителем с заземляющим контактом.

К классу II относят СЭО, имеющие двойную или усиленную изоляцию и не имеющие элементов заземления.

К классу III относят СЭО, во внутренних и внешних электрических цепях которых напряжение не превышает 50 В. Напряжение источника питания - не более 50 В, а при холостом ходе - не более 55 В. При использовании в качестве источника питания трансформатора или преобразователя его входная и выходная обмотки не должны быть электрически связаны, и между ними должна быть двойная или усиленная изоляция.

6 Требования безопасности к судовому электрооборудованию и его частям

6.1 Общие требования

6.1.1 Допустимые значения шума СЭО следует указывать в нормативной документации на СЭО конкретного вида.

Уровень шума электрических машин зависит от степени их защиты, номинальной частоты вращения и мощности. При отсутствии норм на предельные значения уровней шума в нормативной документации на судовые вращающиеся электрические машины рекомендуется руководствоваться ГОСТ 16372 и ГОСТ 27408.

6.1.2 СЭО, создающее электрические поля промышленной частоты, должно иметь защитные элементы для ограничения воздействия этих полей.

Требования к защитным элементам должны быть указаны в нормативной документации на СЭО конкретного вида.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: