Сроки проверки электрических приборов на судах
Обновлено: 24.04.2024
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Правила и нормы проектирования и электромонтажа
Electrical equipment of ships. Rules and standards of designing and electric mounting
Дата введения 1981-01-01
М.В.Тепляков (руководитель темы); Г.Д.Кощеев
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.03.80 N 1168
3. Срок проверки - 1994 г.
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, приложения
Приложение 1, приложение 2а
Настоящий стандарт устанавливает правила и нормы проектирования электротехнических изделий (кроме кабелей), радиоэлектронных средств, аппаратуры спецтехники и автоматики (далее - электрооборудование); электротехнических систем; монтажа электрооборудования и кабелей, использующих электроэнергию переменного напряжения не более 1000 В, частотой не более 200 кГц и постоянного напряжения не более 1200 В; монтажа кабельных оптических линий (КОЛ), применяемых при передаче световой энергии в диапазоне частот, соответствующем НТД на оптические кабели; проектирования и электромонтажа защитного и экранирующего заземлений.
Стандарт не распространяется на требования к проектированию и электромонтажу:
средств радиосвязи, волноводных трактов, а также других электроустройств с рабочей частотой более 200 кГц;
машин, устройств и аппаратов системы электродвижения переменного напряжения более 1000 В и постоянного напряжения более 1200 В;
грозозащитного и молниезащитного заземлений;
заземления для снятия статического электричества.
В целях повышения производительности труда и качества электромонтажного производства на всех стадиях постройки судов* стандарт устанавливает технические требования, правила и нормы:
* Здесь и далее под определением "суда" понимаются: корабли, суда и плавсредства всех классов, типов и назначений.
разработки (проектирования) и изготовления электрооборудования (кроме кабелей), которое может быть установлено на судах;
проектирования судов в части размещения электрооборудования, КОЛ и кабелей;
подготовки и контроля готовности судна или отдельных его районов к выполнению электромонтажа;
Стандарт обязателен для предприятий:
проектирующих и изготовляющих электрооборудование (кроме кабелей), которое может быть установлено на судах;
выполняющих монтаж электрооборудования и кабелей на судах;
осуществляющих контроль выполнения вышеперечисленных работ.
Пояснение терминов, применяемых в стандарте, приведено в приложении 3.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ
1.1. Общие требования, требования к вводным конструкциям и выводам электрооборудования и электротехнических устройств
1.1.1. Конструкция электрооборудования должна обеспечивать возможность выполнения его монтажа на судне без разборки и распломбировки. Допускается только открывать или снимать стенки, крышки, двери.
1.1.2. Конструкция электрооборудования должна обеспечивать возможность выполнения присоединения жил внешних кабелей к выводам или электрическим соединителям, а также КОЛ и отводы КОЛ к оптическим соединителям, исключая прокладку, увязку и присоединение этих жил к отдельным устройствам или аппаратам, являющимся составными частями электрооборудования (электротехнического устройства). Допускается присоединять жилы внешних кабелей только к контактным зажимам предохранителей, автоматических выключателей и трансформаторов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.1.3. Блоки контактных зажимов или отдельные контактные зажимы в электрооборудовании для присоединения жил внешних кабелей должны располагаться у вводных конструкций таким образом, чтобы максимальное расстояние от места ввода кабеля до точки присоединения любой его жилы не превышало 300 мм. Если технически невозможно выполнить данное требование, допускается увеличить расстояние, но не более чем до 500 мм, при этом должно быть предусмотрено крепление кабелей, пучков и отдельных жил. Должны быть обеспечены допустимый изгиб кабелей и доступ к контактным зажимам.
1.1.4. Вводные конструкции и выводы электрооборудования должны быть стандартизованы на уровне государственных или отраслевых стандартов.
1.1.5. В электрооборудовании, содержащем приборные стойки, вводные конструкции должны располагаться сверху, сбоку или снизу. Расположение их спереди или сзади не допускается.
1.1.6. Зазор между кабелем и кромками отверстий при вводе внешних кабелей в электрооборудование должен быть:
при вводе через сальники - по ГОСТ 4860.1;
при вводе через вырезы и втулки - не более 10 мм.
1.1.7. Расположение сальников на корпусе электрооборудования и расстояние между ними должно обеспечивать доступ при монтаже к элементам монтажного поля с лицевой стороны электрооборудования.
1.1.8. Наиболее предпочтительным является ввод кабелей в электрооборудование с помощью электрических соединителей.
1.1.9. Типы электрических соединителей в их допустимом сочетании с жилами подключаемых кабелей следует выбирать, руководствуясь приложением 1.
Сочетание оптических кабелей с оптическими соединителями регламентируется НТД на оптические соединители.
1.1.10. Вводные конструкции электрооборудования (сальники и др.), а также оптические и электрические соединители для подключения внешних кабелей, КОЛ и отводов КОЛ должны иметь рельефную маркировку, четко видимую с лицевой стороны электрооборудования.
Выводы электрооборудования (контактные зажимы, блоки контактных зажимов) должны иметь маркировку. В электрических соединителях маркируют вилочную и розеточную части.
В оптических соединителях маркируют блочную и кабельную их части.
1.1.9, 1.1.10. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.1.11. Электрические соединители для экранированных кабелей не должны применяться для подключения неэкранированных кабелей.
1.1.12. В электрооборудовании должен быть предусмотрен монтажный объем:
для присоединения жил внешних кабелей к контактным зажимам, блокам контактных зажимов, электрическим соединителям;
для присоединения оптических соединителей к КОЛ и отводам КОЛ;
для укладки основных и запасных (резервных) жил.
Длина каждой жилы с площадью сечения от 2,5 мм и менее для данного кабеля должна быть рассчитана на присоединение к наиболее удаленному контактному зажиму. Для жил с площадью сечения 4 мм и более и жил, оконцовываемых в электрические соединители (любых сечений), запас длины не предусматривается.
Допустимые минимальные расстояния от стенок электрооборудования, от мест ввода кабелей до блоков контактных зажимов, расстояния между платами, допустимые сочетания диаметров контактов электрических соединителей и площади сечений жил присоединяемых кабелей указаны в приложении 1.
1.1.13. В конструкции электрооборудования, к которому подключается более 150 жил кабелей внешних связей, должен предусматриваться модуль внешних связей.
1.1.14. Электрооборудование с модулями внешних связей изготавливают в блочном исполнении. Конструкция такого электрооборудования должна предусматривать возможность изготовления и поставки модулей внешних связей на ранней стадии отдельно и независимо от остальных элементов (блоков) электрооборудования для установки на судне и электромонтажа. Модули внешних связей должны быть обеспечены полным набором электромонтажных узлов и элементов, позволяющих выполнить весь комплекс электромонтажа внешних кабелей и монтажа КОЛ.
1.1.15. В конструкции крупногабаритного электрооборудования, к которому подключается менее 150 жил кабелей внешних связей, должен предусматриваться монтажный шаблон, обеспечивающий опережающую поставку его на судно для выполнения электромонтажных работ до установки электрооборудования.
1.1.16. Монтажный шаблон электрооборудования (для радиоэлектронной аппаратуры может быть использован технологический корпус) должен: соответствовать конфигурации и габаритам электрооборудования, аппаратуры ВОСП; иметь все элементы подсоединительных устройств (сальники; оптические, электрические, высокочастотные соединители и т.п.); иметь все устройства, имитирующие раскрытие крышек, дверок, выдвижных блоков. Маркировка и нумерация всех обозначений и контактных зажимов должна соответствовать штатной аппаратуре.
1.1.12-1.1.16. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2. Требования по обеспечению заземления электрооборудования, металлических оплеток (оболочек) кабелей и экранов жил
1.2.1. Все электрооборудование с металлическим корпусом должно быть снабжено (кроме особо оговоренных случаев) одним устройством заземления его корпуса и, если в него вводятся кабели с металлическими оболочками (оплетками) и экранированными жилами, - наружными и внутренними устройствами заземления оболочек кабелей, внутренними устройствами заземления экранов жил кабелей. Количество устройств для заземления оболочек и экранов жил в электрооборудовании (кроме взрывозащищенного) устанавливают из расчета присоединения не более четырех оплеток или экранов жил к одному устройству.
Электрооборудование, состоящее из нескольких секций, должно иметь устройство заземления корпуса каждой секции.
1.2.2. Необходимость или недопустимость заземления и установки устройств заземления на стационарном и переносном электрооборудовании с неметаллическим или комбинированным (состоящим из неметаллических и металлических частей) корпусом определяется условиями обеспечения электробезопасности и оговаривается в нормативно-технической документации (НТД) на это электрооборудование.
1.2.3. Переносное, передвижное и погружное электрооборудование должно иметь одно внутреннее устройство заземления корпуса.
1.2.4. Одно наружное и одно внутреннее устройства заземления корпуса одновременно должны иметь следующее электрооборудование:
установочную арматуру (соединительные коробки, выключатели, розетки и т.д.);
Судовое электрооборудование ремонтируется в соответствии с планом, разработанным на основании актов освидетельствования судна представителем классификационного общества, записей в журнале технического состояния судна и наблюдений за состоянием электрооборудования в период эксплуатации. По данным документам составляют подробный перечень ремонтных работ — ремонтную ведомость. В ней указывают паспортные данные машины, замеченные неисправности и конкретный перечень необходимых ремонтных работ. Кроме того, в ведомость вносят перечень материалов, необходимых для ремонта машины, с указанием их количества и веса, типы заменяемых подшипников качения, типы и диаметры обмоточного провода, марки и размеры щеток и другие сведения, взятые из заводского формуляра машины или установленные путем замеров. Ремонтная ведомость является основным техническим документом, по которому выполняется ремонт.
Ремонтная ведомость разделяется на основную и дополнительную. Основная ведомость составляется за несколько месяцев до постановки судна в ремонт. Эта ведомость содержит объем ремонтных работ, выявленных по опыту эксплуатации, контрольным освидетельствованиям КО и т. п. При постановке судна в ремонт выявляются работы, которые указываются в дополнительной ремонтной ведомости. Эта ведомость составляется на основании дефектации оборудования.
Дефектация заключается в тщательном внешнем осмотре в процессе разборки, проверке сопротивления изоляции обмоток, измерении параметров отдельных частей.
Кроме того, для судов серийной постройки первичным ремонтным документом служит единая ремонтная ведомость, в которой указывается максимально возможный объем работ при той или иной категории ремонта.
Единая ремонтная ведомость содержит перечень ремонтных работ, которые излагаются с указанием наименования объекта, содержания и расчетного количества работ; данные о необходимой рабочей силе на единицу и расчетный объем с указанием специальности и разряда на каждой работе; данные о требуемых материалах, полуфабрикатах и сменных деталях с указанием количества основных материалов на единицу и на расчетный объем работ; данные об отпускной стоимости каждой работы на единицу и на расчетный объем; сводные данные о затратах рабочей силы и стоимости ремонта с распределением по технологическим комплектам и цехам; ведомость сменных деталей и готовых изделий, поставляемых в централизованном порядке: ведомость сменных деталей, изготовляемых судоремонтными предприятиями; ведомость отливок; сводную ведомость материалов.
Порядок пользования единой ремонтной ведомостью практически сводится к предварительному ознакомлению и уточнению характера и объема необходимых основных и дополнительных работ. Работы, которые не указаны в единой ремонтной ведомости, записываются в разделе «Дополнительные работы».
Контрольные вопросы:
1. Опишите порядок оформления ремонтных ведомостей.
2. Дайте определение понятия «дефектация».
ПРИЕМКА СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Приемка судового электрооборудования в эксплуатацию от судостроительного (судоремонтного) предприятия.Приемка судового электрооборудования в эксплуатацию от судостроительного предприятия должна осуществляться в соответствии с ОСТ 5.0347—81 «Испытания приемо-сдаточные судов гражданского назначения. Порядок проведения и основные положения», приемка электрооборудования от судоремонтного предприятия — в соответствии с Положением о ремонте судов флота рыбной промышленности.
Приемку электрооборудования должны производить члены приемной комиссии, назначаемой судовладельцем.
В состав приемной комиссии обязательно должен входить старший электромеханик принимаемого судна.
В состав приемной комиссии могут быть также включены другие электромеханики принимаемого судна (при приемке серийных судов или приемке судов из ремонта).
Приемка электрооборудования, поднадзорного КО, должна производиться членами приемной комиссии и представителями КО.
Последовательность и объем приемо-сдаточных испытаний электрооборудования, включающих швартовные и ходовые испытания, определяется программой приемо-сдаточных испытаний, которая разрабатывается, согласовывается и утверждается в соответствии с действующими отраслевыми стандартами.
В процессе швартовных испытаний необходимо проверять качество монтажа и работоспособность электрооборудования (с учетом обеспечения правил безопасности, санитарных норм, ремонтопригодности и удобства обслуживания) и определять готовность его к ходовым испытаниям.
Ходовые испытания электрооборудования должны проводиться лишь после окончания швартовных испытаний и устранения всех дефектов, выявленных в их процессе.
В процессе ходовых испытаний необходимо, проверять надежность действия электрооборудования в ходовых условиях и соответствие его технических характеристик технической документации.
Результаты приемки электрооборудования в период швартовных и ходовых испытаний должны оформляться соответствующими протоколами или актами.
Приемо-сдаточные испытания электрооборудования считаются законченными при условии:
- успешного проведения испытаний согласно программе;
- получения положительных результатов испытаний, удовлетворяющих проектным или формулярным значениям в пределах установленных допусков;
- окончания ревизии электрооборудования, устранения всех недостатков и проведения контрольных испытаний электрооборудования.
Документация, предъявляемая при приемке.При приемке судового электрооборудования приемной комиссии и представителям КО должны предоставляться следующие документы:
- программы испытаний электрооборудования;
- эксплуатационная документация по электрооборудованию (описания, инструкции по эксплуатации и обслуживанию и т. п.);
- паспорта и формуляры на все вновь установленное ими отремонтированное электрооборудование, заполненные по результатам испытаний заводов-изготовителей, расконсервации и стендовых испытаний на судостроительном (судоремонтном) предприятии;
- паспорта и акты проверки штатных контрольно-измерительных приборов и временных приборов, используемых при испытаниях;
- сертификаты КО на электрооборудование;
- другие документы, необходимые для приемки и оформления результатов испытания электрооборудования.
Перед началом испытаний электрооборудования представители отдела технического контроля (ОТК) судостроительного (судоремонтного) предприятия должны вручить приемной комиссии и представителям КО извещение о готовности того или иного вида электрооборудования к испытаниям.
По отремонтированному электрооборудованию должен вручаться также перечень выполненных ремонтных работ, удостоверенный подписями исполнителя работ и представителя ОТК предприятия.
После окончания приемо-сдаточных испытаний результаты их должны заноситься в соответствующие формуляры по электрооборудованию.
Заполнение формуляров, протоколов и актов испытаний должно производиться представителями ОТК судостроительного (судоремонтного) предприятия.
Старший электромеханик принимаемого судна обязан проверить правильность оформления указанной документации и соответствие заносимых в формуляры значений параметров результатам испытаний.
Перед подписанием приемного акта судовой экипаж должен получить следующую документацию:
- при приемке от судостроительного предприятия — эксплуатационную документацию по электрооборудованию;
- при приемке от судоремонтного предприятия — исполнительную техническую документацию по отремонтированному и модернизированному электрооборудованию, эксплуатационную документацию по вновь установленному электрооборудованию (описания, формуляры, паспорта, инструкции по эксплуатации и обслуживанию и т. п.) и откорректированную отчетную эксплуатационную документацию по электрооборудованию.
Проверку качества указанной документации и наличия ее в надлежащем объеме (в соответствии с утвержденным перечнем) должен осуществлять старший электромеханик принимаемого судна.
Порядок предъявления рекламаций.На все дефекты, обнаруженные в течение гарантийного периода эксплуатации электрооборудования и возникшие по вине поставщика (применение неправильных конструкций, неудовлетворительный монтаж, использование недоброкачественных или несоответствующих условий эксплуатации материалов и оборудования, а также дефекты запасных частей), должны быть составлены рекламационные акты. При составлении рекламационных актов необходимо выполнять требования «Руководства по надзору за судами в эксплуатации».
Приемка электрооборудования при приеме-сдаче дел судовым электротехническим персоналом.При приеме (сдаче) дел старший электромеханик обязан принять (сдать) находящиеся в заведовании электротехнического персонала помещения, электрооборудование и техническую документацию по электрооборудованию.
При приеме дел старший электромеханик обязан:
- получить от сдающего дела старшего электромеханика сведения о состоянии электрооборудования, наличии инвентаря, запасных частей и расходных материалов, об имевших место неисправностях и авариях электрооборудования и их последствиях, ходе технического обслуживания и ремонта электрооборудования;
- ознакомиться с электротехническим персоналом, получить от лиц электротехнического персонала сведения о состоянии электрооборудования, находящегося в их заведовании;
- совместно со сдающим дела старшим электромехаником произвести осмотр всего электрооборудования и помещений, находящихся в заведовании электротехнического персонала, проверить наличие инвентаря, запасных частей и расходных материалов, при необходимости потребовать проверки сопротивления изоляции, вскрытия и опробования в действии любого электрооборудования. По требованию принимающего дела в осмотре и проверках должны участвовать любые лица электротехнического персонала;
- проверить наличие и состояние технической документации, проверить соответствие записей в документах учета действительному состоянию электрооборудования.
После выполнения указаний старший электромеханик, принимающий дела, совместно со старшим электромехаником, сдающим дела, должен составить акт о приеме-сдаче дел. В акте должны быть отражены выявленные в процессе приемки неисправности электрооборудования.
Акт о приеме-сдаче дел должен быть согласован с главным (старшим) механиком и утвержден капитаном.
Окончание приема (сдачи) дел должно быть зафиксировано в машинном электротехническом журнале соответствующей записью за подписями сдающего и принимающего дела.
При приеме (сдаче) дел второй, третий и четвертый электромеханики обязаны принять (сдать) все находящиеся в их заведовании электрооборудование, инвентарь и запасные части.
В процессе приема (сдачи) должен быть произведен совместный осмотр, а в случае необходимости — проверка принимаемого (сдаваемого) электрооборудования в действии. По окончании приема (сдачи) принимающим дела совместно со сдающим должен быть составлен акт приема-сдачи по установленной форме.
Акт о приеме-сдаче дел должен быть согласован со старшим электромехаником и утвержден главным механиком.
Контрольные вопросы:
1. Опишите порядок организации приемки судового электрооборудования от судоремонтного предприятия.
2. Приведите перечень документации, предъявляемой при приемке.
3. Приведите порядок предъявления рекламаций.
4. Опишите порядок организации приема-сдачи судового электрооборудования судовым электротехническим персоналом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев В. Н. Эксплуатация судовых электроприводов : справочник / В. Н. Васильев, Н. Я. Карауш. - М. : Транспорт, 1985. - 280 с.
2. Исаков Л. И. Устройство и обслуживание судовой автоматики : справочник / Л. И. Исаков. - Л. : Судостроение, 1989. - 293 с.
3. Инструкция по обслуживанию электрооборудования вспомогательных судовых механизмов (постоянный ток) / Завод „Динамо”им.С.М. Кирова. – М. : Завод „Динамо”им.С.М. Кирова, 1952. - 189 с.
4. Максимов Ю. И. Эксплуатация судовых синхронных генераторов / Ю. И. Максимов, А. М. Павлюченков. - М. : Транспорт, 1969. - 264 с.
5. Марков А. П. Эксплуатация электроприводов палубных механизмов / А. П. Марков, Е. А. Колязин, Ф. П. Евшин. - М. : Транспорт, 1976. - 200 с.
6. Положение о ремонте судов флота рыбной промышленности / Гипрорыбфлот. - Л. : Транспорт, 1980. - 48 с.
7. Правила технической эксплуатации средств автоматизации на судах флота рыбной промышленности СССР / Гипрорыбфлот. - Л. : Транспорт, 1980. - 78 с.
8. Правила классификации и постройки морских судов. Часть XI. Электрическое оборудование. Часть XV. Автоматизация. Бюллетень изменений и дополнений №1 : официальное издание / Российский Морской Регистр Судоходства. - С - Пб. : Российский Морской Регистр Судоходства, 1999. - 122 с.
9. Правила эксплуатации судового электрооборудования / ГИПРОРЫБФЛОТ ; рук. темы И. Б. Ихильчик, исп. А. В. Лукинский. С. А. Филиппов, М. А. Чертков, В. А. Благинин. – Мурманск : ГИПРОРЫБФЛОТ, 1987. – 203 с.
10. Роджеро Н. И. Справочник судового электромеханика и электрика / Н. И. Роджеро. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Транспорт, 1986. – 319 с., ил., табл.
11. Руководство по ремонту электродвигателей ИЧО - 996 - 233.022 РС / НПО "Югрыбтехцентр", - 1989. - 90 с.
12. Рябинин И. А. Основы теории и расчета надежности судовых электроэнергетических систем / И. А. Рябинин. - Л. : Судостроение, 1971. - 456 с.
13. Семенов Л. Г. Электромонтер – аккумуляторщик / Л. Г. Семенов - М. : Высшая школа, 1964. - 232 с.
14. Справочник по ремонту судового электрооборудования : в 3-х вып. / Б. Д. Гандин, Б. Г. Магаршак, А. Г. Соколов ; ред. Г. И. Китаенко. - Л. : Судостроение, 1965. - 359 с.
15. Сюбаев М. А. Аварии и неисправности в судовых електроустановках / М. А. Сюбаев, А. Б. Хайкин, Е. А. Шейнцев, - Л. : Судостроение, 1980. - 192 с.
16. Типовая ведомость работ по техническому обслуживанию и ремонту БМРТ типа "Прометей"ЦПКТБ - Азово-Черноморского бассейна / ЦПКТБ ВРПО “Азчеррыба”, 1986. - 123 с.
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.
Поиск по сайту
Требования по обеспечению безопасности ТЭ судовых технических средств, в том числе СЭО и ЭСА, определены Правилами техники безопасности на судах морского флота (ПТБ).
Ответственность за соблюдением на судах ПТБ несет капитан, который обязан лично или через своих помощников и начальников служб принимать все необходимые меры для предупреждения случаев травматизма. Каждый член командного состава судна отвечает за безопасность труда членов экипажа и обязан контролировать выполнение членами экипажа ПТБ и обучать подчиненных ему лиц безопасным методам работы.
Контроль и ответственность за соблюдение ПТБ во время выполнения работ возлагается на лицо командного состава, непосредственно возглавляющего эту работу или давшего распоряжение о ее выполнении. Ответственность за происшедшие несчастные случаи несут лица, которые своими распоряжениями или действиями нарушили ПТБ, соответствующие судовые инструкции или не приняли должных мер, обеспечивающих безопасность работ.
При поступлении на судно лица командного или рядового состава неэлектротехнического персонала, по роду работы занимающиеся использованием СЭО, должны пройти инструктаж и проверку знаний по электробезопасности у старшего механика или электромеханика. Об этом должна быть сделана запись в журнале регистрации инструктажей по технике безопасности. Эти лица командного состава, а также электромеханики I, II и III разрядов должны ежегодно проходить проверку знаний ПТБ в соответствующем объеме, указанном в приложении 9 ПТБ.
Электромеханики I, II и III разрядов должны:
технически обоснованно понимать опасность при работе в электротехнических установках и исчерпывающе знать ПТБ при эксплуатации судовых электроустановок;
уметь организовать безопасное ведение работ в электроустановках и знать приемы освобождения пострадавших от действия электрического тока, уметь оказывать при этом помощь.
Старшие электрики и электрики, проходящие проверку ПТБ ежеквартально, должны, кроме того:
отчетливо представлять опасности при работе в электрической установке и знать общие ПТБ, в частности Правила осмотра СЭО и его ТО;
знать ПТБ по тем видам работ, которые входят в круг обязанностей, правила пользования защитными средствами, приемы освобождения пострадавших от действия электрического тока и уметь практически их применять;
уметь организовать работу в электроустановках с соблюдением ПТБ.
Старший электромеханик (электромеханик) либо лицо, его заменяющее, обязан проводить занятия один раз в три месяца с лицами, не относящимися к электротехническому персоналу, по устройству используемого ими СЭО для обеспечения безопасной эксплуатации, контролировать соблюдение правил электробезопасности всеми членами экипажа и принимать меры по устранению нарушений правил электробезопасности.
Защитные средства. Изоляцию обслуживающего персонала от токоведущих частей обеспечивают защитные изолирующие средства, которые разделяются на основные и дополнительные.
Основные изолирующие защитные средства обладают достаточно высокой электрической прочностью и способны длительно выдерживать рабочее напряжение электроустановки. С помощью этих средств обслуживающий персонал может работать с токоведущими частями, находящимися под напряжением. К основным изолирующим средствам относятся следующие:
в установках с напряжением до 1000 В - диэлектрические перчатки, инструмент с изолированными ручками и указатели напряжения;
в установках с напряжением свыше 1000 В - изолирующие штанги, изолирующие электроизмерительные клещи и указатели напряжения.
Дополнительные изолирующие защитные средства самостоятельно не обеспечивают защиту обслуживающего персонала от поражения электрическим током при рабочем напряжении электроустановки, а служат только для усиления защитного действия основных изолирующих защитных средств, вместе с которыми они и применяются. К дополнительным изолирующим защитным средствам относятся:
в установках до 1000 В - изолирующие подставки, диэлектрические галоши, боты и коврики;
в установках свыше 1000 в - диэлектрические перчатки, боты, коврики и изолирующие подставки.
Индивидуальные вспомогательные защитные средства предназначены для защиты работающего oт световых, тепловых и механических воздействий (защитные очки, специальные рукавицы, противогазы).
Ограждающие защитные средства предназначены для временного ограждения токоведущих частей и предупреждения от ошибочных действий с коммутационными аппаратами (временные переносные ограждения, изолирующие на кладки и колпаки, временные переносные заземления и предупредительные плакаты).
Для обеспечения электробезопасности любая судовая электроустановка, независимо от рабочего напряжения, должна быть укомплектована необходимым количеством защитных средств и приспособлений, которые должны проходить соответствующие периодические испытания и осмотры (табл.9.1) Осмотры каждого защитного средства с целью проверки исправности следует проводить перед использованием, но не реже сроков, указанных в таблице периодических осмотров. Ответственность за обеспечение электроустановок испытанным защитными средствами несет электромеханик судна, а ответственность за наличие, пригодность и правильное использование выданных в отдельное распределительное устройство защитных средств, несет персонал, обслуживающий электроустановку.
Таблица 9.1. Минимальные нормы комплектования защитными средствами электроустановок при вводе их в эксплуатацию и сроки испытаний для электроустановок напряжением до 1000В
Наименование защитного средства | Количество | Сроки периодических | |
испытаний | осмотров | ||
Указатель напряжения Изолирующие клеши Диэлектрические перчатки Монтерский инструмент с изолированными ручками Переносные заземления (при отсутствии стационарных заземляющих ножей) Диэлектрические галоши Предупредительные плакаты Диэлектрические коврики Временные ограждения (щиты и прокладки) Защитные очки Противогаз | 1 шт. 1 шт. 2 пары Не менее 2 комплектов Не менее 2 шт. 2 пары Не менее 2 комплектов 2 шт. Не менее 2 комплектов 1 пара 1 шт. | 1 раз в год 1 раз в 2 года 1 раз в б мес. 1 раз в год - 1 раз в год - 1 раз в 2 года - - - | Перед употреблением 1 раз в год Перед употреблением “ - 1 раз в 6 мес - 1 раз в год - - - |
Требования электробезопасности при различных категориях работ. Работы в действующих судовых электроустановках могут выполняться:
при полном снятии напряжения, когда не только со всех токоведущих частей снято напряжение, но и исключена подача его от других участков, находящихся под напряжением;
при частичном снятии напряжения, когда работа проводится на отключенной части электротехнического устройства, в то время как другие его части находятся под напряжением;
без снятия напряжения: а) вблизи токоведущих частей, находящихся под напряжением и на них, когда необходимо принять меры, предотвращающие возможность приближения или случайного прикосновения людей или их инструмента к токоведущим частям; б) вдали от токоведущих частей, находящихся под напряжением, когда исключено случайное приближение людей и их инструмента к токоведущим частям на опасное расстояние.
При работах с полным снятием напряжения должны быть отключены токоведущие части, на которых ведется работа, и части, с которыми возможно соприкосновение при этом. Выделенные для работы СЭО или участок отключают от находящихся под напряжением токоведущих частей с помощью коммутационной аппаратуры и снятием предохранителей. При использовании коммутационных аппаратов с автоматическим приводом или дистанционным управлением нужно убедиться в отсутствии напряжения на отключенном участке путем осмотра положения контактов или рукоятки (указателя), определяющих положение контактов.
Для предотвращения подачи напряжения к месту работы необходимо отключить все связанные с подготавливаемым к работе СЭО силовые, измерительные и другие трансформаторы со стороны высшего и низшего напряжения;
при работе без переносных заземлений принять дополнительные меры: механически запереть приводы отключенных аппаратов, применить изолирующие прокладки в коммутационных аппаратах и т. п. или отсоединить концы питающей линии.
На рукоятках коммутационных аппаратов и клеммах предохранителей, при помощи которых может быть подано напряжение к месту работ, лицом, производящим отключение, вывешивается запрещающий знак „НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!" Знаки снимает по окончании работ только лицо, повесившее их или его сменившее.
По решению электромеханика судна может быть применено переносное заземление на токоведущие части всех фаз отключенной для производства работ части электроустановок при помощи перемычек, штанг и т.п.; эти заземления должны отделяться от токоведущих частей коммутационной аппаратурой демонтированными участками и т.п., а на рукоятках коммутационной аппаратуры и клеммах предохранителей нужно вывесить знаки „ЗАЗЕМЛЕНО" в количестве, равном заложенным заземлениям.
После вывешивания знаков безопасности и перед началом работ проверяют отсутствие напряжения между всеми фазами и каждой фазы по отношению к корпусу судна и к нулевому проводу (если он есть). Отсутствие напряжения до 1000 В устанавливают указателем напряжения или переносным вольтметром и контрольной лампой при линейном напряжении не выше 220 В.
При работах с частичным снятием напряжение после проверки отсутствия напряжения в необходимых случаях накладывают переносное заземление и вывешивают предписывающий знак „РАБОТАТЬ ЗДЕСЬ", а неотключенные токоведущие части, доступные для случайного прикосновения должны быть ограждены временными ограждениями (изолирующие полосы из дерева, гетинакса, резины и т.п.). На временных ограждениях нужно вывешивать предупреждающие знаки „СТОЙ! ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ" (для установок напряжением до 1000 В) и „СТОЙ! ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ" (для установок 1000 В и выше). Ремонтному персоналу запрещается переставлять или убирать знаки безопасности, временные ограждения, переносные заземления и проникать на территорию огражденных участков.
Чтобы избежать касания токоведущих частей, находящихся под напряжением, лицо, работающее вблизи таких токоведущих частей, должно применять изолирующие защитные средства и располагаться так, чтобы токоведущие части были перед ним и только с одной стороны. Запрещается работать в согнутом положении, если при выпрямлении можно коснуться токоведущих частей.
При работе без снятия напряжения в виде исключения допускается замена аппаратуры и приборов, установка перемычек, зачистка и подтягивание нагревающихся контактов, подсоединение отдельного кабеля к распределительному устройству, регулировка и проверка средств защиты, ремонт приводов коммутационных аппаратов. Работу под напряжением можно проводить только с разрешения электромеханика или старшего механика квалифицированными и опытными лицами электротехнического персонала с применением изолирующих защитных средств и под непосредственным наблюдением электромеханика.
При этом необходимо работать в диэлектрических перчатках и галошах или стоять на диэлектрическом коврике; пользоваться электромонтажным инструментом с изолированными рукоятками; держать изолирующий инструмент за ручки-захваты не дальше ограничительного кольца; работая на токоведущих частях одной фазы, ограждать токоведущие части других фаз резиновыми матами и т.п.; прикасаясь изолирующим инструментом к токоведущим частям, не дотрагиваться до окружающих предметов; работать в комбинезоне с рукавами, застегнутыми у кистей, и в головном уборе.
В помещениях, особо опасных в отношении поражения людей электрическим током (особо сырые помещения, помещения с химически активной средой и т. п.), опасных в отношении пожара, а также на мачтах и колоннах производство работ на неотклю-ченных токоведущих частях запрещается.
В ходе текущей эксплуатации судовому электротехническому персоналу разрешается проводить следующие работы:
без снятия напряжения - уборку в закрытых распределительных устройствах, помещениях щитов, постов управления (до ограждения); чистку и обтирку кожухов оборудования, пополнение смазки подшипников; уход за кольцами и коллекторами электрических машин, замену закрытых предохранителей, ремонт осветительной арматуры и замену ламп внутреннего (за исключением особо сырых помещений) и наружного освещения (при невозможности выключения освещения) за исключением ламп на мачтах, колонках и в других высокорасположенных местах; ремонт аппаратуры телефонной связи и бытовой сигнализации; возобновление надписей на кожухах, корпусах оборудования и на ограждениях;
со снятием напряжения - ремонт и ТО коммутационных аппаратов, реостатов и т. п. при условии установки ее вне щитов и пультов; ремонт отдельных электроприемников (электродвигателей, преобразователей, трансформаторов, нагревательных приборов и других); отдельно расположенных магнитных станций, контроллеров, блоков управления; замену плавких вставок открытого исполнения; ремонт осветительной проводки наружного и внутреннего освещения и замену ламп в особо сырых помещениях; замер сопротивления и изоляции и т. п.
Перечень работ, выполняемых в период текущей эксплуатации, должен быть регламентирован электромехаником судна.
Требования электробезопасности при работах, часто выполняемых судовой электрогруппой. В своей повседневной деятельности электротехническому персоналу часто приходится измерять сопротивление изоляции, заменять предохранители, пользоваться электрифицированным инструментом и переносным освещением.
При измерении сопротивления изоляции мегаомметром прежде всего нужно убедиться в том, что измеряемая цепь отключена и приняты меры, исключающие прикосновение людей к проводам, оказавшимся под создаваемым мегаомметром напряжением. Провода, присоединяемые к мегаомметру должны иметь исправную изоляцию, рассчитанную на соответствующее напряжение. Перед измерением электрическую цепь необходимо разрядить; заряд снимают проводом сечением не менее 16 мм 2 , который сначала присоединяется одним концом к „земле", а затем другим концом - поочередно ко всем выводам оборудования.
Измерения переносными приборами должны выполняться двумя лицами; работу нужно выполнять в диэлектрических перчатках и галошах или же стоя на диэлектрическом основании. Измерительные клещи следует применять в комплекте со стационарно установленным на их рабочей части амперметром (применение выносного амперметра не допускать); в процессе измерения клещи держат так, чтобы прибор не касался ни проводов, ни измерительных трансформаторов. Присоединение (отсоединение) приборов в разрыв цепи нужно выполнять при полностью снятом напряжении. Запрещается производить какие-либо переключения во вторичной цепи включенного в сеть трансформатора тока, так как на разомкнутой обмотке может возникнуть опасное для человека напряжение.
Замена плавких предохранителей при наличии рубильников должна осуществляться при снятом напряжении. На групповых распределительных устройствах, где снять напряжение нельзя, допускается заменять предохранители под напряжением с обязательным отключением нагрузки данного присоединения. В этом случае обязательно нужно пользоваться предохранительными очками и диэлектрическими перчатками или изолирующими клещами. Работу по замене плавких предохранителей с пола может самостоятельно выполнять один человек, замену на высоте с приставных лестниц - два человека.
При работе с ручным электрифицированным инструментом и переносным освещением происходит постоянный контакт между руками человека и корпусом инструмента или светильника. Для уменьшения опасности поражения человека электрическим током при неисправности изоляции напряжение для переносного освещения на судах ограничивают величинами 12 В при 50 Гц и 24 В постоянного тока, а электроинструмент выполняют на напряжение не выше 36 В. В особо опасных помещениях при работе с электроинструментом на 36 В обязательно применение, защитных средств (диэлектрические перчатки, коврики и т. д.). Категорически запрещается для понижения напряжения пользоваться автотрансформаторами или добавочными резисторами. Электроинструмент с металлическим корпусом должен иметь третий провод в питающем кабеле, который через штепсельное соединение включается в контур защитного заземления.
К работам по ремонту СЭО могут допускаться работники судоремонтных предприятий по направлению своей администрации, которая несет ответственность за соответствие их квалификации характеру выполняемых работ и здание ПТБ. Прежде чем допустить бригаду заводских рабочих к ремонту СЭО в установке, находящейся под напряжением или при частично снятом напряжении, электромеханик (или лицо его заменяющее) обязан выполнить соответствующий комплекс операций по обеспечению электробезопасности и при необходимости пожаробезопасности, провести краткий инструктаж об особенностях устройства данной электроустановки и записать в вахтенном журнале о допуске бригады к ремонтным работам. Допустив бригаду к работе, электромеханик может оставить место работы.
Ответственность за соблюдение правил техники безопасности и пожаробезопасности при выполнении предремонтной дефектации несет руководитель группы дефектации.
Вопросы для самопроверки
1. Под действием каких факторов и в каком диапазоне изменяется сопротивление тела человека?
2. В чем выражается опасное воздействие электрического тока на человека?
3. Какие действия нужно предпринимать при оказании первой помощи после поражения человека электрическим током?
4. Какие правила техники безопасности должны соблюдаться в ходе работ с судовыми электроустановками при полном снятии напряжения с СЭО, при частичном снятии напряжения, без снятия напряжения?
ГОСТ Р 54585-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Требования безопасности, методы контроля и испытаний
Ship's electrical equipment. Safety requirements, control and test methods
Дата введения 2012-07-01
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии" (ФГУП "ЦНИИ СЭТ")
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2013 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на судовое электрооборудование (далее - СЭО), электромеханизмы, агрегаты и устанавливает общие требования безопасности к конструктивному исполнению СЭО, классы СЭО по способу защиты человека от поражения электрическим током, специфические требования безопасности следующих групп СЭО:
- машины электрические вращающиеся;
- аппараты коммутационные низковольтные;
- кабели и провода;
а также на методы контроля параметров и испытаний.
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности, исключающие или уменьшающие до допустимого уровня воздействие на человека электрического тока, шума и электрических полей СЭО, а также предотвращающие возможность получения травм от движущихся частей СЭО и частей СЭО, нагревающихся до высоких температур.
Требования настоящего стандарта являются обязательными для установления требований безопасности и нормативной документации на СЭО.
Требования безопасности должны быть учтены при проектировании, разработке, выборе, монтаже и сдаче СЭО на строящихся объектах и судах морского флота на судостроительных заводах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 12.1.002-84 Система стандартов безопасности труда. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах
ГОСТ 12.1.009-76* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Термины и определения
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.1.009-2009, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 12.1.019-79* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 12.1.019-2009, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 12.1.045-84 Система стандартов безопасности труда. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля
ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.007.1-75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности
ГОСТ 12.2.013.0-91 Система стандартов безопасности труда. Машины ручные электрические. Общие требования безопасности и методы испытаний
ГОСТ 12.4.124-83 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования
ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний
ГОСТ 4751-73 Рым-болты. Технические условия
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 16264.0-85 Машины электрические малой мощности. Двигатели. Общие технические условия
ГОСТ 16372-93* Машины электрические вращающиеся. Допустимые уровни шума
ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 18690-82 Кабели, провода, шнуры и кабельная арматура. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 22483-77 Жилы токопроводящие медные и алюминиевые для кабелей, проводов и шнуров. Основные параметры. Технические требования
ГОСТ 24040-80 Электрооборудование судов. Правила и нормы проектирования и электромонтажа
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ 12.1.009 и ГОСТ 17703.
4 Общие положения
4.1 СЭО должно соответствовать требованиям настоящего стандарта.
4.2 При проектировании СЭО следует применять:
- изоляцию токоведущих частей (рабочую, дополнительную, двойную, усиленную);
- малое напряжение постоянного тока, не превышающее 50 В между полюсами, и малое напряжение переменного тока, не превышающее 50 В между фазами или между фазами и корпусом судна;
- элементы для осуществления защитного заземления металлических нетоковедущих частей СЭО, которые могут оказаться под напряжением (при нарушении изоляции, режима работы СЭО и т.п.);
- устройства, отключающие СЭО от сети, когда доступные прикосновению части СЭО оказываются под напряжением;
- оболочки для предотвращения возможности случайного прикосновения к токоведущим движущимся, нагревающимся частям СЭО;
- блокировки для предотвращения ошибочных действий и операций;
- экраны и другие средства защиты от опасного и вредного воздействия электромагнитных полей;
- устройства, предназначенные для контроля сопротивления изоляции и сигнализации о ее повреждении, а также для отключения СЭО при уменьшении сопротивления изоляции ниже допустимого уровня;
- предупредительные надписи, знаки, окраску в сигнальные цвета и другие средства сигнализации об опасности.
4.3 Методы (способы) обеспечения безопасности, не установленные настоящим стандартом, должны быть указаны в нормативной документации на СЭО конкретного вида.
5 Классы электрооборудования по способу защиты от поражения электрическим током
Для СЭО установлены пять классов защиты: 0, 0I, I, II, III.
К классу 0 относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию и не имеющие элементов заземления.
К классу 0I относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию, элемент для заземления и кабель без заземляющей жилы для присоединения к источнику питания.
К классу I относят СЭО, имеющие рабочую изоляцию, элемент заземления и кабель для присоединения к источнику питания с заземляющей жилой и соединителем с заземляющим контактом.
К классу II относят СЭО, имеющие двойную или усиленную изоляцию и не имеющие элементов заземления.
К классу III относят СЭО, во внутренних и внешних электрических цепях которых напряжение не превышает 50 В. Напряжение источника питания - не более 50 В, а при холостом ходе - не более 55 В. При использовании в качестве источника питания трансформатора или преобразователя его входная и выходная обмотки не должны быть электрически связаны, и между ними должна быть двойная или усиленная изоляция.
6 Требования безопасности к судовому электрооборудованию и его частям
6.1 Общие требования
6.1.1 Допустимые значения шума СЭО следует указывать в нормативной документации на СЭО конкретного вида.
Уровень шума электрических машин зависит от степени их защиты, номинальной частоты вращения и мощности. При отсутствии норм на предельные значения уровней шума в нормативной документации на судовые вращающиеся электрические машины рекомендуется руководствоваться ГОСТ 16372 и ГОСТ 27408.
6.1.2 СЭО, создающее электрические поля промышленной частоты, должно иметь защитные элементы для ограничения воздействия этих полей.
Требования к защитным элементам должны быть указаны в нормативной документации на СЭО конкретного вида.
Автор статьи
Читайте также:
- Куда перевести пенсию чтобы не сняли судебные приставы
- Понятие и виды подсудности в уголовном процессе презентация
- Можно ли в возражении на иск указать встречные требования
- Регламент проведения негосударственной экспертизы проектной документации
- Государство формирует право в виде завершите высказывание