Сроки исполнения решения суда в украине

Обновлено: 29.04.2024

В этом году законодателем была изменена система исполнительного производства как путем внесения изменений в уже существующие правила, в частности, относительно сроков, оснований осуществления отдельных действий в исполнительном производстве, так и через внедрение нововведений: частных исполнителей, новых электронных реестров. Поэтому о таких нововведениях и поговорим в этой статье.

Изменения в процедуре принудительного исполнения решений

Изменения относительно порядка открытия исполнительного производства

1. Снова изменены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению согласно ст. 12 Закона № 1404. Отныне они составляют:

общий срок – в течение трех лет;

срок предъявления к исполнению удостоверений комиссий по трудовым спорам, исполнительных документов, по которым взыскателем является государство или государственный орган, – в течение 3 месяцев.

Дополнительно отмечаем, что в новом Законе № 1404, в отличие от Закона № 606, отсутствует такое основание для прерывания срока давности предъявления исполнительного документа к исполнению, как частичное исполнение решения должником.

2. Для начала принудительного исполнения решения обязательной стала уплата авансового взноса (ст. 26 Закона № 1404). Соответственно, к заявлению о принудительном исполнении решения взыскатель должен приложить квитанцию об уплате авансового взноса в размере:

– по решениям имущественного характера – 2 % суммы, подлежащей взысканию, но не более 10 минимальных размеров заработной платы;

– по решениям неимущественного характера – в размере 1 минимального размера заработной платы с должника – физического лица и 2 минимальных размеров заработной платы с должника – юридического лица.

В свою очередь, непредоставление подтверждения уплаты авансового взноса является основанием для возврата исполнительного документа взыскателю без принятия. Законом № 1404 также определен круг лиц, которые освобождаются от уплаты авансового взноса.

3. Сокращен срок для вынесения постановления об открытии исполнительного производства с 3 рабочих дней до "следующего рабочего дня" со дня поступления исполнительного документа в соответствии со ст. 26 Закона № 1404.

Также предусмотрена новая обязанность для должника, связанная с вынесением такого постановления, – представить декларацию о доходах и имуществе, о чем исполнитель указывает в постановлении и предупреждает должника об ответственности за непредоставление такой декларации или внесение в нее заведомо неправдивых сведений.

4. Если раньше был предусмотрен срок для самостоятельного исполнения решения – до 7 дней с момента вынесения постановления, то Закон № 1404 такого порядка не предусматривает.

Есть только указание, что по решению неимущественного характера исполнитель в постановлении об открытии исполнительного производства указывает о необходимости исполнения должником решения в течение 10 рабочих дней (кроме решений, подлежащих незамедлительному исполнению) в соответствии со ст. 26 Закона № 1404.

5. Определен неизвестный ранее порядок добровольного исполнения решений о взыскании периодических платежей (ст. 7 Закона № 1404).

В соответствии с этим порядком исполнительный документ о взыскании периодических платежей может быть самостоятельно направлен взыскателем непосредственно предприятию, учреждению, организации, физическому лицу – предпринимателю, физическому лицу, которые выплачивают должнику соответственно заработную плату, пенсию, стипендию и прочие доходы.

6. Значительно расширяется информационное обеспечение исполнительного производства – вводится автоматизированная система исполнительного производства (далее – Система) на замену Единому государственному реестру исполнительных производств, что намного расширяет доступ к информации исполнительного производства, поскольку в такой Системе предусмотрены регистрация исполнительных документов, документов исполнительного производства, фиксирование исполнительных действий (ст. 8 Закона № 1404).

Минюст обеспечивает свободный и безоплатный доступ к Системе в сети Интернет на своем официальном веб-сайте, без ограничений и круглосуточно.

7. Автоматизированной системой исполнительного производства также обеспечивается и формирование Единого реестра должников в соответствии со ст. 9 Закона № 1404.

Единый реестр должников – это систематизированная база данных о должниках, которая ведется с целью обнародования в режиме реального времени информации о неисполненных имущественных обязательствах должников и предотвращении отчуждения должниками имущества.

Сведения о должниках, включенных в Единый реестр должников, также являются открытыми и размещаются на официальном веб-сайте Минюста.

Сведения о должнике вносятся в Единый реестр должников одновременно с вынесением постановления об открытии исполнительного производства и исключаются одновременно с вынесением постановления об окончании исполнительного производства / возврате исполнительного документа взыскателю / возврате исполнительного документа в суд или в день установления исполнителем факта отсутствия задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей.

Внесение информации о должнике в Единый реестр должников имеет следующие последствия:

– если в период, определенный выше, такая сделка будет заключена, при условии, что она привела к невозможности удовлетворить требования взыскателя за счет такого имущества, это является основанием для признания сделки недействительной.

Изменения относительно осуществления исполнительных действий

1. Установлен срок для направления или доведения к сведению документов исполнительного производства – не позднее следующего рабочего дня со дня их вынесения (ст. 28 Закона № 1404).

2. Сокращен перечень обстоятельств, по которым приостанавливается исполнительное производство.

Раньше Законом № 606 были предусмотрены обстоятельства, обуславливающие обязательное приостановление исполнительного производства, и обстоятельства, при которых возможно такое приостановление. Статья 34 Закона № 1404 содержит только исключительный перечень обстоятельств, при которых исполнитель приостанавливает совершение исполнительных действий. В такие обстоятельства не включены обстоятельства, которые ранее были определены как возможные для приостановления (например, в случае пребывания должника на лечении в стационарном лечебном заведении, если решение невозможно исполнить без его участия, и т. п.).

3. Увеличена сумма взыскания, при которой не осуществляется обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено такое жилье, – с 10 до 20 размеров минимальной заработной платы (ст. 48 Закона № 1404).

4. Согласно ст. 51 Закона № 1404 дополнены основания для удовлетворения требований взыскателей, не являющихся залогодержателями, еще одним – наличием письменного согласия залогодержателя.

5. Отдельно определен перечень оснований для снятия исполнителем ареста со всего имущества (средств) должника или его части (ч. 4 ст. 59 Закона № 1404).

6. Иначе определен порядок реализации имущества, на которое обращено взыскание, в том числе относительно цены на повторных и третьих электронных торгах; уменьшены сроки для должника и взыскателя для принятия такого имущества (ст. 57 Закона № 1404).

7. Определены 2 новые основания для возврата исполнительного документа взыскателю (ст. 37 Закона № 1404):

– отсутствует согласие взыскателя на замещение частного исполнителя в случаях, предусмотренных Законом № 1403;

– внедрена временная администрация банка-должника, кроме решений неимущественного характера.

8. Расширен перечень оснований для окончания исполнительного производства 2 новыми (ст. 39 Закона № 1404):

– если взысканные с должника в полном объеме средства не истребованы взыскателем в течение года и в связи с этим перечислены в госбюджет;

– если средств, поступивших от реализации заложенного имущества (по исполнительному документу об обращении взыскания на заложенное имущество), недостаточно для удовлетворения требований взыскателя-залогодержателя, а также если имущество, являющееся предметом ипотеки, передано ипотекодержателю или приобретено им в соответствии с требованиями Закона Украины "Об ипотеке" по исполнительному документу об обращении взыскания на имущество, являющееся предметом ипотеки. Кстати, по Закону № 606 это было основанием для возврата исполнительного документа взыскателю, что не лишало взыскателя права повторно предъявить исполнительный документ к исполнению.

9. Разрешено обращать взыскание на средства должника на счетах других лиц.

ХПК Украины дополнен новой ст. 121 3 , предусматривающей право хозяйственного суда предоставить разрешение обратить взыскание на принадлежащие должнику от других лиц денежные средства, которые размещены на счетах таких лиц в учреждениях банков и других финансовых учреждениях.

Изменения относительно ответственности в исполнительном производстве

Существенно увеличен размер ответственности за неисполнение решения, обязующего должника совершить определенные действия, и решения о восстановлении на работе.

А именно, увеличен размер штрафа:

относительно должника – физического лица – до 100 (было от 10 до 20) НМДГ,

относительно должностных лиц – до 200 (было от 20 до 40) НМДГ,

относительно должника – юридического лица – до 300 (было от 40 до 60) НМДГ.

Изменения были внесены и в ст. 188 13 КУоАП относительно увеличения размера штрафа за неисполнение законных требований государственного исполнителя, частного исполнителя – от 50 до 100 НМДГ (было от 20 до 70).

Относительно вступления в силу нового Закона об исполнительном производстве

Закон № 1404 вступил в силу 05.10.2016 г., кроме ст. ст. 8, 9 и положений, касающихся деятельности частных исполнителей, которые вводятся в действие 05.01.2017 г.

Что касается осуществления исполнительных действий в соответствии с новым Законом об исполнительном производстве, то они осуществляются в следующем порядке:


• исполнительные документы, выданные до 05.10.2016 г., – предъявляются к исполнению в сроки, установленные новым Законом;

• решения, которые исполнялись органами государственной исполнительной службы до 05.10.2016 г., – продолжают исполняться этими органами до наступления оснований для завершения исполнительного производства;

• исполнительные действия, осуществление которых начато до 05.10.2016 г., – завершаются в порядке, действовавшем до 05.10.2016 г.; после 05.10.2016 г. исполнительные действия осуществляются в соответствии с новым Законом;

• имущество, переданное на реализацию до 05.10.2016 г., – продолжает реализовываться в порядке (в том числе по стоимости), действовавшем до 05.10.2016 г.; если оценка (уценка) арестованного имущества не проведена до 05.10.2016 г., она проводится в порядке, определенном новым Законом;

• представления государственных исполнителей о розыске должника – физического лица, а также ребенка по исполнительным производствам об отобрании ребенка, заявления государственных исполнителей об отсрочке и рассрочке исполнения решения, которые были поданы до 05.10.2016 г., – продолжают рассматриваться судами в сроки и порядке, действовавших до 05.10.2016 г.;

• жалобы на решения, действия или бездеятельность органов государственной исполнительной службы, поданные до 05.10.2016 г., – рассматриваются в сроки и порядке, действовавших до 05.10.2016 г.

Проанализировав изменения в процедуре исполнительного производства, по мнению автора, можно сделать вывод, что они являются положительными, особенно для взыскателей, поскольку ухудшают положение должников, их ответственность и предоставляют дополнительные полномочия исполнителям. Также положительным является стремление законодателя отвечать современному стилю жизни и закрепление обязательного фиксирования всех действий, решений в исполнительном производстве в электронной автоматизированной системе с предоставлением доступа к такой системе.

 - tn1_e7f93c06796a959fc2728fbccef80c38_5f71cc5db300c.jpg

А вот теперь, уже излагаем ответы на вышеизложенные темы и начинаем с раздела:

Исполнительные документы, где и как получить

Понятие исполнительного производства, его смысл и возможные действия в его рамках, изложены в Законе Украины «Об исполнительном производстве» (далее – Закон). Исполнительное производство начинается с исполнительного документа, который в соответствии со ст. 3 Закона, выдаёт:

  1. суд: исполнительные листы, приказы, судебные приказы; определения и постановления судов.Выдаются на руки при подачи соответствующего заявления либо высылаются почтой;
  2. государственные, частные нотариусы, консульские учреждения Украины: исполнительные надписи нотариусов (часть 1 ст.34, ст. 38, Глава 14 Закона Украины «Об нотариате»). Выдаются приподачи нотариусу соответствующего перечня документов предусмотренного Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.06.1999 г. №1172 «Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов»;
  3. комиссии по трудовым спорам:удостоверения таких комиссий, выдаваемые на основании их соответствующих решений.Выдаются на руки либо высылаются почтой.
  4. государственные и частные исполнители: постановления о взыскании расходов исполнительного производства; о наложении штрафа; о взыскании основного вознаграждения. Выдаются на руки либо высылаются почтой должнику;
  5. органы (должностные лица) уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях:постановления (например: органы архитектурно строительного контроля, органы полиции или органов местного самоуправления и т.д.).
  6. другие государственные органы: решения и решения Национального банка Украины, которые законом признаны исполнительными документами. Выдаются на руки либо высылаются почтой.
  7. Европейский суд по правам человека: его решения, а также решения других международных юрисдикционных органов в случаях, предусмотренных международным договором Украины. Высылаются почтой.
  8. субъекты государственного финансового мониторинга (их уполномоченные должностные лица):решения (постановления), если их выполнение по закону возлагается на органы и лиц, осуществляющих принудительное исполнение решений. Выдаются на руки либо высылаются почтой.

Срок действия исполнительных документов

Исполнительные документы,на основании которых открывается исполнительное производство,имеют «срок действия» т.е. на юридическом языке «срок предъявления к исполнению» по истечении, которого, прекращается их юридическая сила и как следствие невозможность в принудительном порядки исполнить решение суда.


Статья 12 Закона Украины «Об исполнительном производстве»говорит, что исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение трех лет, кроме удостоверений комиссий по трудовым спорам и исполнительных документов, по которым взыскателем является государство или государственный орган, которые могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение трех месяцев.

Трёхлетний срок установлен редакцией Закона начиная с 17 февраля 2017 г., до этого был срок установлен на протяжении одного года.

Следует отметить, что происходит закрытие исполнительного производства при признании судом исполнительного листа неподлежащим исполнению (пункт 5 ч.1 ст.39 Закона). Автор данной статьи, неоднократно признавал в судебном порядке исполнительные листы не подлежащим исполнению, что подтверждается судебной практикой, которая может быть полезной для читателя:

Сроки устанавливаются для выполнения решения со следующего дня после вступления в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочки исполнения решения, а если решение подлежит немедленному исполнению - со следующего дня после его принятия.

Исполнительный документ о взыскании периодических платежей по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного вследствие увечья или иного повреждения здоровья, потери кормильца и т.п. может быть предъявлено к исполнению в течение всего периода, на который присуждены платежи.

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного документа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении такого срока в суд, который рассматривал дело в качестве суда первой инстанции.

Место исполнения исполнительных документов

Самым частым вопросом, перед подачей исполнительного документа для открытия исполнительного производства, это «куда его подавать»?

Согласно ст. 25 Закона, исполнительные действия производятся государственным исполнителем по месту жительства, пребывания, работы должника или где находится имущество должника имущества. Право выбора места открытия исполнительного производства между несколькими органами государственной исполнительной службы, могут совершать исполнительные действия по исполнению решения на территории, на которую распространяются их функции, принадлежит взыскателю.

Частный исполнитель принимает к исполнению исполнительные документы по месту жительства, пребывания должника - физического лица, по месту нахождения должника - юридического лица или по месту нахождения имущества должника.

Подать документы может как сторона исполнительного производства, так и его представитель. Представительство в исполнительном производстве рассмотрено в статьях 16, 17 Закона.

Государственный исполнитель или частный

В соответствии с частью 2 ст.5 Закона, частный исполнитель открывает исполнительное производство и осуществляет принудительное исполнение всех исполнительных документов, кроме:


  • решений об отобрании и передачи ребенка, установление свидание с ней или устранении препятствий в свидании с ребенком;
  • решений, по которым должником является государство, государственные органы, Национальный банк Украины, органы местного самоуправления, их должностные лица, государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, юридические лица, доля государства в уставном капитале которых превышает 25 процентов, и / или которые финансируются исключительно за средства государственного или местного бюджета;
  • решений, по которым должником является юридическое лицо, принудительная реализация имущества которого запрещена в соответствии с законом;
  • решений, по которым взыскателями является государство, государственные органы;
  • решений административных судов и решений Европейского суда по правам человека;
  • решений, которые предусматривают совершение действий в отношении имущества государственной или коммунальной собственности;
  • решений о выселении и вселении физических лиц;
  • решений, по которым должниками являются дети или физические лица, признанные недееспособными или гражданская дееспособность которых ограничена;
  • решений о конфискации имущества;
  • решений, выполнение которых отнесено настоящим Законом непосредственно к полномочиям других органов, не являющихся органами принудительного исполнения;
  • других случаев, предусмотренных настоящим Законом и Законом Украины "Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов".

Если исполнительный документ подпадает под действие указанной нормы, тогда только в Государственную исполнительную службу. Если не подпадает, тогда можно и к частному.Право выбора возложено на взыскателя (абзац 2 ч. 1 ст. 19 Закона).

Из практики работы, частный исполнитель не так загружен, как государственный, поэтому эффективность исполнительных действий, надлежащий порядок исполнительного производстваи положительный эффект, у частного исполнитель должен быть выше. Свою роль на взыскание по исполнительному производству частных исполнителей, ещё называемыхсудебные приставы задолженности,также играет конкуренция между исполнителями и борьба за клиента.

За подачу к исполнению исполнительного документа в Государственную исполнительную службу ничего не платится, а вот с частным исполнителем, это уже как договоритесь, хотя в Законе ничего не написано про оплату взыскателем за исполнительные действия частным исполнителем.

Другие расходы в рамках проведения исполнительных действий, как правило, у государственного и частного, равны.

Пример шаблонного заявления для открытия исполнительного производства

Постановление про открытие исполнительного производства и его вручение сторонам

После подачи заявления об открытии исполнительного производства и его фактического открытия, государственным исполнителем/частным исполнителем, принимается соответствующие постановление, которое вручается либо отправляется рекомендованным почтовым письмом сторонам (ст. 28 Закона). Должник считается уведомленным о начале принудительного исполнения решений, если ему направлено постановление об открытии исполнительного производства по адресу, указанному в исполнительном документе.

Следует отметить на такое частое явление как замена стороны в исполнительном производстве через суд (часть 5 ст. 15 Закона). При замене стороны не надо закрывать действующее исполнительное производство и открывать новое.

Отсрочка и рассрочка исполнения исполнительного документа

Статья 33 Закона указывает, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения или делающего его невозможным (болезнь стороны исполнительного производства, командировки стороны исполнительного производства, стихийное бедствие и т.п.), стороны имеют право обратиться в суд, который рассматривал дело в качестве суда первой инстанции, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения. Решение о рассрочке выполняется в части и в сроки, установленные этим решением.

По заявлению взыскателя исполнитель может отсрочить или разбить на части исполнение решения (кроме судебного решения), при наличии обстоятельств, предусмотренных частью первой настоящей статьи, о чем выносит соответствующее постановление.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения или делают его невозможным, стороны, а также исполнитель по заявлению сторон или государственный исполнитель по собственной инициативе в случае, предусмотренном Законом Украины "О гарантиях государства относительно выполнения судебных решений", имеет право обратиться в суд, который рассматривал дело в качестве суда первой инстанции, с заявлением об установлении или изменении способа и порядка исполнения решения.

Приостановление исполнительного производства предусмотрено ст. 34 Закона.

Сроки закрытия исполнительного производства

Также частый вопрос у должника это: исполнительное производство сроки?

Следует отметить, что сроки закрытия исполнительного производства в действующей редакции Закона не установлены, поэтому исполнительные производства, по разным причинам порой и длятся годами, исполнительная служба не исполняет решение суда и задолженность по исполнительному производству не погашается.Прекращение исполнительного производства по срокам не предусмотрено Законом. В предыдущей редакции Закона срок проведения исполнительного производства был установлен до 6 месяцев.

Срок давности по исполнительному производству Законом также не установлен, поэтому применяется общая трех летняя исковая давность согласно Главе 19 Гражданского кодекса Украины.

Внесудебный и судебный порядок обжалования бездействия/действий государственного/частного исполнителя

Согласно ст. 74 Закона, решения, действия или бездействие исполнителя и должностных лиц органов государственной исполнительной службы по выполнению судебного решения (субъекты исполнительного производства)в рамках исполнительного производства могут быть обжалованы сторонами, другими участниками и лицами в суд, выдавший исполнительный документ, в порядке, предусмотренном законом. Срок обжалования: в течение 10 рабочих дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод или законных интересов.

Приостановление исполнительного производства в связи с обжалованием предусмотрено пунктам 2, 3 ч. 1 ст. 34 Закона, исполнитель останавливает совершения исполнительных действий в случае: остановки судом взыскания на основании исполнительного документа; приостановления судом реализации арестованного имущества в случае отсутствия другого имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Вот судебная практика автора данной статьи, по которой былопроведено приостановление исполнительного производства, данная практика может быть полезной для читателя:

Решения, действия или бездействие государственного исполнителя также могут быть обжалованы взыскателем и другими участниками исполнительного производства (кроме должника) к начальнику отдела, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель. Решения, действия и бездействие начальника отдела, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, могут быть обжалованы руководителю органа государственной исполнительной службы высшего уровня.

Самостоятельная проверка исполнительного производства, отслеживание и контроль состояния через государственные электронные реестры

Функционирует два государственных реестра, данные которого находятся в свободном бесплатном доступе в сети Интернет. Любой желающий может ввести соответствующие данные, например ФИО должника/взыскателя, и найти исполнительное производство либо получить информацию о имеющихсяисполнительных производствах, как действующих, так и уже завершённых. Вот ссылки на эти реестры:

Если Вам нужна услуга профессионала, предлагаем воспользоваться сервисом "Тендер на юридическую помощь" от юридического портала Протокол.

Автор клнсультации: Гильдия профессиональных юристов - адвокат Васильев Павел Сергеевич

 - tn1_05c37da191b073f9bde7b1a1a014cd7c_6013d68ad54b0.jpg

Жизнь показывает, что не каждый исполнительный документ, в т.ч. решение суда, исполняется должником. Причин для неисполнения множество, начиная от отсутствия у должника денег или другого имущества в делах о взыскании долга, штрафов и т.п., до умышленного уклонения должником или создание препятствий в выполнении исполнительного документа.

Неисполнение исполнительного документа приводит к не восстановлению нарушенного права взыскателя (истец по делу, т.е. лицо в пользу которого принято решение), т.к. фактически остаётся не исполнен исполнительный документ. Как следствие, падает «тень недоверия» на цепочку суд (иной государственный орган) – государственная исполнительная служба или частный исполнитель.

Статья 1 Закона Украины «Про исполнительное производство» (далее – Закон) говорит, что исполнительное производство как завершающая стадия судебного производства и принудительное исполнение судебных решений и решений других органов (должностных лиц) (далее - решение) - совокупность действий определенных в настоящем Законе органов и лиц, направленных на принудительное исполнение решений и проводятся по основаниям, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией Украины, настоящим Законом, другими законами и нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом, а также решениями, которые в соответствии с настоящим Законом подлежат принудительному исполнению.

При этом, неисполнение исполнительного документа и как итог прекращение исполнительного производства (закрытие исполнительного производства), приводит к возникновению у взыскателя новых прав, а у должника новых обязанностей.

Последствия для взыскателя


Не возможность исполнить исполнительный документ должником, даёт следующие права взыскателю:

  • повторно обратиться в исполнительную службу или частному исполнителю если окончание исполнительного производства связано с невыполнением исполнительного документа должника, с последующими (повторным) наложениями новых арестов, запретов и обременений в том числе на имущество должника;
  • обратиться в суд для установления способа или замены способа и порядка исполнения решения (статья 435 Гражданско процессуального кодекса Украины, статья 331 Хозяйственно процессуального кодекса Украины, статья 378 Кодекса административного судопроизводства Украины);
  • обратиться в суд для проведения индексации суммы долга;
  • обратиться в суд для возобновления срока предъявления исполнительного документа к исполнению в соответствии со статьёй 432 Гражданского процессуального кодекса Украины, статьи 329 Хозяйственно процессуального кодекса Украины, статья 376 Кодекса административного судопроизводства Украины. Следует напомнить, что в соответствии со статьёй 12 Закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению составляет три года, кроме удостоверений комиссий по трудовым спорам и исполнительных документов, по которым взыскателем является государство или государственный орган, которые могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение трех месяцев);
  • обратиться в полицию для открытия криминального производства за невыполнения решения суда (статья 382 Криминального Кодекса Украины).

Вывод: как показывает практика, невозможность исполнить исполнительный документ с первого раза, в том числе наличие постановления государственного/частного исполнителя о прекращении исполнительного производства (постановление об окончании исполнительного производства), не является тупиковой ситуацией, а необходимо повторно обращаться в исполнительную службу или частному исполнителю, для принудительного исполнения исполнительного документа.

Последствия для должника


Последствия неисполнения исполнительного документа должником:

Суровость наказания зависит от того, кто именно не исполнил решение суда, например обычное лицо (часть 1 статья 382) или служебное (часть 2 статья 382), в том числе занимающее ответственное и особо ответственное положение, ранее судимое за преступление, предусмотренное этой статьей, или если действия виновного причинили существенный вред охраняемым законом правам и свободам граждан, государственным или общественным интересам или интересам юридических лиц (часть 3 статья 382), умышленное неисполнение должностным лицом решения Европейского суда по правам человека, решения Конституционного Суда Украины и умышленное невыполнение ею заключения Конституционного Суда Украины (часть 4 статья 382).

Вывод: отсутствие денег, имущества или иных возможностей у должника для исполнения исполнительного документа, не является уважительной причиной.


Также, в законодательстве отсутствуют сроки закрытия исполнительного производства в связи с невозможностью выполнить должником исполнительный документ, поэтому не является действенным выходом для должника надежда на закрытие производства по срокам давности. Причины прекращения исполнительного производства (основания для закрытия исполнительного производства) установлены статьёй 39 Закона, поэтому указанная статья является ответом на распространённый вопрос: «В каких случаях исполнительное производство прекращается судом?». Закрытие исполнительного производства за невозможностью взыскания также не является основанием для закрытия исполнительного производства т.к. указанное основание отсутствует в статье 39 Закона.

При этом, ответственность должника в исполнительном производстве при невозможности исполнения только возрастает. Поэтому действующий исполнительный документ следует исполнить, если есть такая возможность и желание у должника. Неисполнение, как правило, приведёт к повторном открытию исполнительного производства и как результат повторным арестам, запретам и в таком духе.

Следует отметить, что в случаи признания судом исполнительного документа таким, что не подлежит исполнению или отмены в судебном порядке основания для выдачи исполнительного документа, пропадает у должника обязанность для исполнения исполнительного документа. На основании чего можно в дальнейшем сделать прекращение исполнительного производства (т.е. отмена исполнительного производства), если будет подано соответствующее заявление исполнителю о прекращении исполнительного производства. Хранение материалов исполнительного производства проводиться в течении трёх лет с даты завершения исполнительного производства.

Последствия прекращения исполнительного производства по вышеуказанному алгоритму дают право должнику снять аресты (обременения) и т.д. Ссылку на статью где прописан алгоритм признания исполнительного документа таким, что не подлежит исполнению, смотри здесь: «Исполнительный лист, судебный приказ, что с ним делать взыскателю и должнику»

Если Вам нужна услуга профессионала, предлагаем воспользоваться сервисом "Тендер на юридическую помощь" от юридического портала Протокол.

Автор консультації: Гильдия профессиональных юристов - адвокат Васильев Павел Сергеевич

В последнее время очень часто законопослушным гражданам приходится защищать свои права в суде. Судебное решения является обязательным для исполнения на всей территории Украины всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями всех форм собственности и гражданами. Поэтому после вступления его в законную силу, — ответчик обязан его исполнить.

Если ответчик добровольно отказывается исполнять решение суда, Вам следует обратиться в Исполнительную службу Украины, основной функцией которой является обеспечение исполнения решений судов.

Как только решение суда вступает в законную силу, Вы должны получить в суде исполнительный лист. После этого следует обратиться с заявлением об открытии исполнительного производства и оригиналом исполнительного листа в территориальный орган Исполнительной службы Украины по месту проживания должника. Исполнительные действия могут проводится как по месту жительства должника, так и по месту пребывания либо работы, также по месту нахождения его имущества.

Следует помнить, что строк для предъявления исполнительного документа (листа) является ограниченным: для удостоверений комиссии по трудовым спорам, постановлений судов по делам об административных правонарушениях и постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об админнарушениях – три месяца. Для всех остальных решений – один год. Если Вы без уважительной причины пропустите этот строк – придется уповать на правовую сознательность должника и что он в добровольном порядке исполнит свои обязанности.

После вынесения определения об открытии исполнительного производства госисполнителем устанавливается срок для добровольного исполнения — 7 дней, в делах о выселении – 15 дней. Если в установленный срок должник не выполнит обязательство – госисплнитель неотложно начинает принудительное исполнение.

В случае если после обращения в исполнительную службу Вам по каким-то причинам вернули исполнительный лист с постановлением о возврате без исполнения, Вы можете либо обратится в исполнительную службу с повторным заявлением и предъявить исполнительный лист (тогда законный срок для принудительного исполнения решения начнется заново), либо обжаловать действия или бездействия государственного исполнителя в суде, который выдал исполнительный лист, либо вышестоящей инстанции (начальнику отдела, руководителю соответствующего органа государственной службы высшей ступени).

Чаще всего государственные исполнители возвращают лист без исполнения по причине отсутствия имущества должник, на которое можно обратить взыскание, либо неизвестно местонахождения должника. Если местожительства должника неизвестно госисполнитель в соответствии с требованиями закон обращается в суд с прошением о вынесении постановлении о розыске должника. Согласно закону, необращение госисполнителя в суд в таком случае, также другие действия либо бездействия госисполнителя относительно розыска должника, либо его имущества, могут быть обжалованы в 10-дневный строк в установленном законом порядке.

Процессуальный порядок применения принудительных мер обращения взыскания на имущество должника, на заработную плату (доход, пенсию, стипендию), порядок изымания у должника и передача взыскателю конкретных предметов, определенных в решении, применение других средств, предусмотренных решением, по которым должник обязуется лично осуществить определенные действия, урегулированы ЗУ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с ЗУ «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения решений есть:

  • обращение взыскания на имущество должника;
  • обращение взыскания на заработную плату (заработок), доходы, пенсию должника;
  • изъятие у должника и передача взыскателю предметов, определенных в решении;
  • другие меры, предусмотренные решением.

Порядок применения каждой их мер принудительного исполнения решения имеет специфические черты, которые должны быть учтены государственным исполнителем в процессе осуществления исполнительного производства.

Взыскание по исполнительным документам, в первую очередь, обращается на денежные средства в гривнах и иностранной валюте, другие ценности, в том числе деньги на счетах и депозиты в банковских учреждениях и других кредитных организациях, на счета в ценных бумагах или депозитариях ценных бумаг.

В случае отсутствия у должника денег и ценностей, которых достаточно для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на принадлежащее должнику другое имущество, на которое согласно закону может быть наложено взыскание.

Взыскание на имущество должника обращается в размерах, необходимых для исполнения по исполнительному документу с учетом расходов на исполнение. В случае, если должник владеет имуществом, совместно с другими лицами, взыскание обращается на его часть, что определяется судом за представлением государственного исполнителя.

В случае возникновения какие-либо трудностей в процессе исполнения судебного решения специалисты Юридической компании «Легал» предоставят Вам необходимую правовую помощь.

Ввиду экономического и политического кризиса в Украине, обвала национальной валюты и повального выведения украинских банков с рынка проблема погашения существующей задолженности физическими лицами перед кредиторами встала очень остро.

Действующий Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» регулирует вопросы восстановления платежеспособности и банкротства исключительно юридических лиц, а также физических лиц – предпринимателей.

Взыскание долгов по решению суда состоит из нескольких этапов:

  • подготовка всех документов, подтверждающих кредитную задолженность ответчика (кредитный договор, расчеты по кредиту);
  • написание претензии кредитора в письменном виде;
  • исковое заявление о взыскании долга;
  • череда судебных заседаний;
  • вынесение вердикта судом.

Общие сведения

Принудительное взыскание задолженности осуществляется в порядке искового производства и исполнительного производства. Каждый этап имеет свои особенности и занимает определенное время. Чем сложнее ситуация с возвратом задолженности, тем больше времени потребуется для ее решения.

Действующий Налоговый кодекс Украины содержит специальные правила касательно применения определенных процедур при взыскании средств со счетов налогоплательщиков и продаже их имущества, которое находится в налоговом залоге.

Важно! В частности, такое взыскание производится не раньше, чем через 60 календарных дней с даты направления (вручения) плательщику налогового требования.

Кроме этого, Налоговый кодекс предусматривает, что контролирующие органы осуществляют комплекс мероприятий по погашению налогового долга путем взыскания соответствующих денежных средств, находящихся в собственности налогоплательщика, а в случае их недостаточного количества — путем продажи его имущества, которое находится в налоговом залоге.

Взыскание средств со счетов налогоплательщика в банках, которые его обслуживают, осуществляется по решению суда, которое направляется к выполнению контролирующим органам, в размере суммы налогового долга или его части.

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Добровольное исполнение

Для того чтобы напомнить должнику о существовании долга и предложить добровольно выполнить свои обязательства по оплате просроченной задолженности, кредитор обращается к нему с письменной претензией.

Претензия – требование кредитора к должнику о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением его имущественных прав и законных интересов. Она составляется в свободной форме в соответствии с требованиями, указанными в законе или договоре.

Порядок составления претензии установлен ст. 6 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (далее – ХПКУ).

В претензии указываются:

  • полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и предприятия, организации, которым претензия предъявляется; дата предъявления и номер претензии;
  • обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия; доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; ссылка на соответствующие нормативные акты;
  • требования заявителя (очень важно, чтобы текст претензии содержал перечень конкретных нарушений, которые допустил партнер, со ссылками на условия договора и нормы закона, на которых основываются требования, четко сформулировав их в виде конкретной суммы);
  • сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; платежные реквизиты заявителя претензии (претензия должна содержать расчет предъявляемых требований, также в претензии следует оговорить негативные для должника последствия;
  • перечень документов, прилагаемых к претензии, а также другие доказательства.

Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях. Документы, имеющиеся у второй стороны, могут не прилагаться к претензии с указанием об этом в претензии. К претензии об уплате денежных средств может прилагаться платежное требование-поручение на сумму претензии.

Согласно ст. 7 ХПКУ претензия рассматривается в месячный срок, исчисляемый со дня ее получения.

Важно! К претензии необходимо приложить копии документов, на которые заявитель ссылается. Письмо с претензией направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Направление претензий имеет немаловажное значение: даже если должник не погасит сумму задолженности, сам факт направления ему претензии может помочь кредитору впоследствии доказать в суде наличие такого долга, ведь ответы должника на претензии могут содержать формулировки, свидетельствующие о признании им факта существования задолженности, факта надлежащего исполнения заявителем своих договорных обязательств или другие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела в суде.

Важно! После того, как претензия направлена и есть все основания утверждать, что должник с ней ознакомлен, но в положенный срок обязательств все же не выполняет, необходимо начинать подготовку искового заявления.

Исковое заявление подается в хозяйственный суд в случае возникновения споров между юридическими лицами, предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без регистрации юридического лица и лицами, имеющими статус частного предпринимателя.

Важно! Судам общей юрисдикции подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин.

Часто в договорах в качестве меры по обеспечению исполнения обязательств предусматривается неустойка (пеня или штраф) (ст. 546 Гражданского кодекса Украины, далее – ГКУ). Если предметом неустойки является денежная сумма, ее размер устанавливается либо договором, либо актом гражданского законодательства (ч. 2 ст. 551 ГКУ).

Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства или при наличии иных обстоятельств, имеющих существенное значение, суд, учитывая положения ч. 3 указанной выше нормы ГКУ, вправе ее уменьшить. Исходя из этого, размер неустойки не должен превышать размеры самого долга.

Судебный порядок

Судебная практика по рассмотрению дел о взыскании задолженности в большинстве случаев является положительной. При достаточном наличии доказательной базы со стороны истца добиться признания долга должником в судебном порядке не сложно.

Основные трудности возникают при процедуре взыскания с участием исполнительной службы, но и в этом случае не стоит отчаиваться.

Порядок взыскания задолженности в судебном порядке:

  1. Подготовка документов, подтверждающих наличие кредитной задолженности (кредитный договор, выписка по счету и/или расчет задолженности, заявление на выдачу наличных средств, др.).
  2. Предъявление претензии должнику, если договором или законом предусмотрен претензионный порядок.
  3. Подготовка искового заявления о взыскании долга и подача его на рассмотрение в суд.
  4. Участие в судебных заседаниях.
  5. Вынесение решения суда в пользу Банка.

Таким образом, суть судебного этапа взыскания долга сводится к тому, чтобы подтвердить обязательства должника по возврату долга и добиться его формального закрепления в виде решения суда.

На судебном этапе взыскания долга, помимо инструментов, используемых в ходе рассмотрения дела, у Банка появляется возможность ходатайствовать перед судом об обеспечении иска. Это можно сделать как в ходе рассмотрения дела в суде, так и после передачи дела на стадию исполнительного производства.

Важно! Самый распространенный и действенный способ обеспечения иска – наложение судом ареста на имущество должника, который выражается в виде временного лишения должника права распоряжаться своим имуществом.

Решение об аресте имущества должника при наличии законных оснований принимается судом по результатам рассмотрения заявления кредитора об обеспечении иска, в котором должны быть изложены обстоятельства, которыми заявитель обосновывает необходимость наложения такого ареста.

Заявление также должно соответствовать другим требованиям, предусмотренным для него процессуальным законодательством. Степень оправданности и соразмерности долга наложению ареста на имущество должника в каждом конкретном случае определяет суд.

Важно! Исполнение решений судов как в части применения средств обеспечения иска путем наложения ареста, так и в обеспечении выполнения решений судов находится в компетенции Государственной исполнительной службы, входящей в структуру органов юстиции Украины.

Исполнительное производство

Заявление об обеспечении иска удовлетворено судом, вынесено соответствующее постановление. С момента получения постановления суда об обеспечении иска необходимо получить исполнительный лист суда, так как постановление об обеспечении иска приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения решений суда.

Мерами принудительного исполнения решений по взысканию задолженности являются в соответствии со ст. 32 Закона Украины «Об исполнительном производстве»:

  1. Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество (имущественные права) должника, в т. ч., если они находятся у других лиц.
  2. Обращение взыскания на заработную плату (заработок), доходы, пенсию, стипендию должника.
  3. Изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решении.
  4. Иные меры, предусмотренные решением.

В основном исполнительные действия производятся государственным исполнителем по месту жительства, пребывания, работы должника или по местонахождению его имущества.

Исполнительные действия по аресту имущества осуществляются непосредственно государственным исполнителем. При аресте имущества государственным исполнителем (на основании исполнительного листа) оно не может быть продано, обменено, подарено, сдано в наем, заложено или уничтожено. Истец вправе взыскать убытки, причиненные неисполнением определения суда об обеспечении иска, путем предъявления иска к виновным лицам в том же суде.

Если все требования истца документально подтверждены и ответчик не представил каких-либо возражений по существу, или представил, но суд их не принял, последним выносится решение о взыскании задолженности. Следующим этапом будет исполнительное производство по делу о взыскании задолженности в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

Важно! Исполнитель вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест. Далее все зависит от наличия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований всех взыскателей.

Также необходимо отметить, что на всех стадиях судебного процесса возможен вариант урегулирования спора между сторонами с помощью мирового соглашения. Мировое соглашение заключается в общем порядке гражданско-правовых сделок (ст. 78 Гражданского процессуального кодекса Украины).

Под общим порядком следует понимать наличие воли участников и равенство сторон при заключении соглашения. Но следует обратить внимание на ч. 3 ст. 78 данного Кодекса, где предметом мирового соглашения могут быть права и обязанности сторон в отношении предмета спора. То есть условия мирового соглашения должны полностью совпадать с условиями спора.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: