Срок службы кораблей и судов

Обновлено: 27.03.2024

В боевом составе ВМФ РФ вместе с новыми кораблями и судами обеспечения находятся корабли, у которых полный срок службы подходит к предельному или уже превысил его. В соответствии с действующими в ВМФ нормативными документами корабли и суда с истекшим сроком службы к эксплуатации не допускаются, однако необходимость в их использовании существует, К тому же по техническому состоянию большинство кораблей и судов обеспечения с истекшими сроками службы находится в пригодном для дальнейшей эксплуатации состоянии, так как требования к проектированию(проектировались с большим запасом прочности), качеству постройки кораблей ВМФ и к ремонтопригодности были высокими. Ярким примером может служить спасательное судно «Коммуна» 1911 г. постройки, корпус которого, несмотря на возраст, находится в удовлетворительном состоянии.

Для допуска кораблей к дальнейшей эксплуатации требуется их освидетельствование. Порядок продления сроков службы кораблей определен в «Положении» [1]. В соответствии с ним предусмотрено ежегодное освидетельствование кораблей с целью продления срока их службы на один год. В связи с этим каждый год приходится проводить освидетельствование личным составом с привлечением при необходимости представителей проектанта корабля (судна) и предприятий промышленности. Объем работ при этом уточняется с учетом фактического состояния надводного корабля, в том числе по Акту работы постоянно действующей корабельной комиссии,

Вследствие этого ежегодно увеличивается количество кораблей, нуждающихся в освидетельствовании (на данный момент это более 340 кораблей и судов только иностранной постройки или проектанты которых неизвестны), у проектантов кораблей освидетельствование и подготовка документов занимает от пяти рабочих дней до одного месяца.

В гражданском флоте для увеличения сроков службы проводят комплексную оценку состояния судна под наблюдением «Российского морского регистра судоходства» (РМРС). Основным при этом является освидетельствование корпуса в соответствии с «Инструкцией по определению технического состояния, обновлению и ремонту корпусов судов» [3].

Но это не совсем применимо к кораблям ВМФ, так как «Инструкция» РМРС распространяется на суда, находящиеся под его техническим наблюдением, а применение инструкции для судов, на которые не распространяются правила постройки, становится предметом специального рассмотрения Регистром,

Правила РМРС применимы для существующего класса судна, для военных кораблей и судов обеспечения установление класса по Правилам Регистра - это дополнительное время и затраты.

В ВМФ боевые корабли проектируются и строятся по нормативной документации, в которых требования выше, чем к коммерческому флоту, так как выполняемые ими задачи сложнее. По нормативной документации ВМФ требования к способу измерения дефектов и к критериям для сравнения полученных данных с нормативными выше (жестче), чем в Правилах Регистра

Регистр устанавливает требования по обновлению судов возрастом не более 25 лет, отступления от установленных возрастных ограничений являются также в каждом случае предметом специального рассмотрения.

Анализ технического состояние боевых надводных кораблей и судов обеспечения, у которых срок службы достиг полного или превысил его, а также накопленный опыт работ по освидетельствованию с целью продлению сроков их службы позволили сделать вывод о необходимости разработки методик по освидетельствованию технического состояния составных частей и комплектующих изделий корабля (судна) для возможности продления сроков их службы на пять лет и более.

Одним из основных факторов, влияющих на срок службы корабля (судна) в целом, является техническое состояние корпуса и корпусных конструкций, обеспечивающих общую и местную прочность корпуса корабля (судна). Обследование кораблей и судов показало, что места повышенного эксплуатационного износа у группы кораблей и судов одного проекта и назначения в основном одни и те же (рис. 1-3),

Снимок экрана 2019-10-11 в 12.30.29.jpg
Снимок экрана 2019-10-11 в 12.30.40.jpg

В связи с этим для оптимизации трудозатрат целесообразно разработать методику освидетельствования корпуса и корпусных конструкций для группы кораблей (судов) одного проекта.

Снимок экрана 2019-10-11 в 12.30.49.jpg

Методика должна содержать перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для освидетельствования кораблей данного проекта, и сведения о его особенностях (возраст, конструкция, условия эксплуатации и др.), что позволит продлить сроки их службы на пять лет и более, а именно:

- требования к составу комиссии по освидетельствованию корпуса, назначаемой Приказом командующего флотом;

- общие сведения о корпусе и корпусных конструкциях конкретного корабля с перечнем основных корпусных конструкций и использованных материалах при постройке корпуса;

- состав и последовательность наружного осмотра и измерений (остаточных толщин, деформаций и других дефектов) на элементах корпусных конструкций, таких как: наружная обшивка, второе дно, платформы, водонепроницаемые продольные и поперечные переборки, продольный набор корпуса, и других конструкций, характерных для конкретного корабля (судна);

- порядок замеров остаточных толщин, деформаций и других дефектов на корпусных конструкциях и сравнение с допускаемыми нормами (критериями);

- состав и последовательность проведения расчетов местной и обшей прочности корпуса и корпусных конструкций и сравнение полученных расчетных данных с нормативными данными;

-общие рекомендации по ремонту корпуса данного проекта;

- рекомендации по техническому обслуживанию на период продленного срока службы.

Измерения на элементах корпусных конструкций выполняются при помощи современных средств неразрушающего контроля. В связи со старением металла со временем и возможным изменением его механических свойств и химического состава в процессе освидетельствования может потребоваться проведение механических испытаний образцов основного металла и конструкций со сварными соединениями.

После определения фактического состояния корпусных конструкций на основании выполненных замеров может возникнуть необходимость выполнения расчетов прочности с целью определения возможности эксплуатации корпуса в данных условиях, особенно если износ подавляющего числа продольных связей палубы и днища близок к предельному. Необходимость выполнения расчетов общей продольной прочности и местной корпуса корабля (судна) подлежит согласованию с комиссией по освидетельствованию.

По результатам освидетельствования составляется Акт, в котором фиксируются состояние корпусных конструкций, предпринятые меры по ремонту и мероприятия, выполнение которых обязательно для продления срока службы корпуса и корпусных конструкций корабля (судна), а в дальнейшем и корабля в целом.

«51 ЦКТИС» в период с 2009 по 2014 г. была разработана и согласована с Техническим управлением ВМФ, НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦВМФ «Военно-морская академия» и РМРС и успешно используется методика освидетельствования корпуса и корпусных конструкций для следующих кораблей ВМФ:

- большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» пр. 1155;

-эскадренного миноносца «Бурный» пр. 956;

- ракетного крейсера «Маршал Устинов» пр. 1164;

- большого десантного корабля «Цезарь Куников» пр. 775;

- учебного корабля «Перекоп» пр. 887.

На предприятии «ТЕРЕМ-КРЗ флотский арсенал» в г. Варна Республики Болгария выполнены работы по ремонту корпуса и корпусных конструкций учебного судна пр. 887 «Перекоп» на основании освидетельствования корпуса и корпусных конструкций по разработанной методике с целью продления срока службы на пять лет и более.

Накопленный институтом опыт по освидетельствованию корпуса и корпусных конструкций позволяет разработать проект унифицированной методики для всех классов и типов надводных кораблей, входящих в боевой состав ВМФ, с целью снижения затрат на освидетельствование и упрощение порядка продления сроков службы корабля в целом.

1. «Положение. Надводные корабли. Порядок продления межремонтных и полных сроков службы боевых надводных кораблей, боевых катеров, кораблей специального назначения, морских судов обеспечения, катеров и рейдовых судов обеспечения» ДВИЕ.360090.001

2. ГОСТ В 26833 -86. Корабли исуда ВМФ. Метод оценки коррозионного состояния корпуса.

3. Инструкция по определению технического состояния, обновлению и ремонту корпусов морских судов. Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации, - СПб., 2013.

4. Правила классификации и постройки морских судов, - Российский морской регистр судоходства, 2012.

Российские разработчики приступили к созданию многоцелевой атомной подлодки пятого поколения «Хаски», которая по замыслу проектировщиков будет служить 52 года. "НИ" задались целью выяснить, на какой срок службы рассчитаны военные корабли.

По словам главкома ВМФ России Владимира Королева, научно-исследовательская работа по проекту «Хаски» завершится в 2018 году, а строительство подлодки планируется заложить в госпрограмму вооружения на 2018–2027 годы.

Предполагается, что субмарина сможет нести гиперзвуковую противокорабельную крылатую ракету «Циркон», способную развивать скорость до 8–10 Махов.

Эксперт рассказал, что подлодка будет оснащена робототехническими комплексами, работающими в воде и воздухе. Лодка строится с расчетом на 52-летний срок службы.

На сегодня средний срок службы основных боевых кораблей российского флота вплотную приблизился к 25 годам – возрасту, который в ВМФ РФ считался близким к предельному.

Впрочем, пока ещё не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, некоторая часть корабельного состава долгое время находилась в резерве, не подвергаясь интенсивному износу, что позволяет считать срок их службы с повышающим коэффицентом. Часто это корабли технического обслуживания, чей возраст морального устаревания больше, чем у боевых единиц.

Во-вторых, многие корабли проходят (ожидают, уже прошли) модернизацию, из которой выходят значительно обновлёнными,что тоже может считаться обновлением.

В-третьих, следует отметить повышенное внимание, уделяемое в последнее время поддержанию технической готовности боевых единиц флота (сервисное обслуживание, доковые, межпоходовые и условно-средние ремонты). В целом, не может быть и речи о "ветхости" ВМФ РФ, в худшем случае – о некотором моральном устаревании.

Приведённая статистика была бы неполной без сравнения с зарубежными аналогами. Если сравнивать корабельные составы только двух (самых серьёзных) конкурентов ВМФ России, то можно понять, к чему стремиться.

Первый конкурент – ВМС США, долгие годы строящийся планово и стабильно, всего на шесть лет (на 25%) моложе нашего флота (19,3 года - средний возраст), и это, наверное, можно считать своеобразной нормой.

Второй – ВМС Китая (НОАК), бурно развивающийся с недавних пор, опережает нас по "новизне" в два с лишним раза (11,5 лет - средний возраст), что можно считать временным явлением. Кроме того, китайский флот все-таки на такой совершенный. Технологическое отставание нельзя преодолеть за десятилетие простым интенсивным строительством, не имея опыта выполнения реальных боевых задач. Такого опыта вполне достаточно у флотов США и России, но не у Китая.

  • в СССР корабли строились почти в два раза быстрее, нежели в России (3,9 года против 7,6)
  • даже небольшое количество новых боевых единиц способно значительно омолодить флот на 6-7 лет
  • правительство до 2020 года намерено затратить на новые корабли, а также подводные лодки порядка четырех триллионов рублей.
  • Российские ВМФ в период до 2020 года должен получить 8 стратегических подводных ракетоносцев нового поколения проекта «Борей», 54 боевых надводных кораблей, а также 16 многоцелевых подводных лодок

Самый старый военный корабль Российского военно-морского флота корабль «Волхов» построен и принят на вооружение 102 года назад . Он до сих пор несет боевое дежурство наравне с современными.

Создан на лучшем в Российской Империи Путиловском заводе. Это был первый русский военный корабль-катамаран, а также первый спасатель подводных лодок. Все сто два года корабль пашет для России, участвовал и в ПМВ, и в ВОВ, даже в прошлом году в учениях «Кавказ-2016». Стоит отметить, что при изготовлении корпуса судна применялась особая вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. Состояние корпуса «Волхова», изготовленного из путиловской стали, и по сей день остается почти идеальным — ржавеют и превращаются в труху железные конструкции, установленные на катамаране уже в более позднее время время.


Сколько десятилетий могут служить военные корабли?

Краткий ответ — в зависимости от класса и назначения. Боевым единицам 1 ранга требуется быть всегда на острие прогресса. При наличии признаков морального устаревания они быстро утрачивают своё значение.

Патрульные и десантные корабли, минные тральщики и различные вспомогательные единицы ВМФ выполняют свои неизменные задачи «из точки А в точку Б» на протяжении длительного периода времени — пока коррозия не разъест их борта. Ввиду меньшего количества оборудования на борту они легко поддаются модернизации. И не требуют замены на протяжении десятилетий.

Не вызывает удивления полувековая служба авианесущих кораблей. Здесь главное — чтобы габаритов палубы хватало для проведения взлетно-посадочных операций. Потребности в увеличении длины ВПП не возникало с середины прошлого века, что означает службу «плавучих аэродромов» до полного физического износа. С регулировкой аэрофинишеров — под возрастающие значения посадочной массы у каждого следующего поколения авиации.


ВМС развитых стран стараются соблюдать возрастные рамки. Наличие краткосрочных и долгосрочных планов развития флота обеспечивает неторопливое, но непрерывное обновление корабельного состава.

Списанные корабли часто передают или продают менее обеспеченным союзникам. Что происходит потом, за редким исключением, не имеет отношения к реальной боевой службе. Корабли продолжают ржаветь, всё реже покидая причалы. Под звуки праздничных оркестров на берегу. Когда же кончается всякое терпение, их разбирают на металл.

Вопросы по срокам эксплуатации кораблей были всегда, и об этом свидетельствует такой любопытный пример.

Линейный корабль «Виктори»

Парусные «корабли линии» были сложнейшими техническими сооружениями эпохи. За весь XVIII век в Европе были построены два десятка таких кораблей. И отношение к ним было соответствующее.

«Виктори» с высотой мачт 67 метров появился задолго до официальной закладки в 1759 году. На заготовку и выдержку «корабельной» древесины уходили многие годы. А сам «Виктори» строился по нормативам 1745 года, с использованием чертежей предшественника — корабля линии «Ройал Джордж».


Будущий флагман спустили на воду в 1765 году. Спустя четыре года было с триумфом заявлено о достижении боевой готовности. И «Виктори» оказался… законсервирован в ожидании какой-нибудь войны. Вновь он увидел море только в 1778 году.

К концу века была проведена инспекция состояния. Потрёпанный корабль потребовал основательного ремонта. Британские архивы помнят эти цифры: стоимость работ превысила проектную смету почти в три раза (70 тыс. вместо 23 тыс. фунтов). На капиталку и обновление «Виктори» было потрачено больше, чем при его строительстве (£63 000).

Выйдя с верфи, флагман прослужил четыре года — до осени 1807. Дальнейшие его похождения в роли корабля 2-го ранга, блокшива, плавучей тюрьмы и музея не представляют интереса. Такие гиганты рождались, чтобы построиться в линию под грохот сотни орудий. «Виктори» был актуален в этом качестве 38 лет. Достойно по меркам парусной эпохи. Когда проектные нормативы не менялись на протяжении столетия.

В эпоху железа и пара изменения происходили быстрее

Инновационный «Дредноут» (1906) безнадёжно устарел всего за несколько лет. А его одноклассникам, заложенным перед началом Первой мировой, пришлось надолго задержаться в составе линейных флотов. Причиной стали принятые международные ограничения на строительство крупных боевых кораблей.

«Куин Элизабет» преодолел временную пропасть, используя свою скорость и уникальный для начала века калибр пушек. Для 1912 года — словно пришелец из будущего. Но никакой заложенный потенциал и частые модернизации не могли обмануть время. По прошествии 30 лет «Куины» превратились из «звёзд первой величины» в ограниченно боеспособные корабли.

Итальянские проекты «Андреа Дориа» и «Конти де Кавур» смогли выжить за счёт обширной модернизации в середине 1930-х годов. Настолько обширной, что «омоложение» каждой пары линкоров сравнялось по стоимости с постройкой новейшего «Литторио». При несопоставимой разнице в боевых качествах.



«Джулио Чезаре» и «Новороссийск» – один и тот же корабль с разницей в 40 лет. Модернизация коснулась даже формы форштевня!

Самая долгая служба выпала «Джулио Чезаре». Корабль был заложен в Генуе в 1910, прошёл обе мировые войны, побывал в английском плену и выступил в роли флагмана Черноморского флота. Погиб при загадочных обстоятельствах на севастопольском рейде в 1955 году. Реальный потенциал «Чезаре», как линейного корабля, был исчерпан уже в первой половине 40-х.

На другом конце земли отличились японские линейные крейсеры типа «Конго» (заложены в 1911-1912 гг.). Тихоокеанский ТВД не прощал слабостей. «Конго» держались против численно превосходящих и самых современных сил противника. Носились по всем направлениям и огрызались — до полного истощения боевого потенциала. Который оказался огромен, но не бесконечен. С трудом хватило на три десятилетия службы.

Все перечисленные примеры связывает одно — договоры, запретившие строить новые корабли. Без этих запретов никто бы не решился потратить столько сил на поддержание жизни быстро стареющих конструкций.

Для того чтобы иметь хоть какие-то шансы в бою — на модернизацию не жалели сил и средств. Иначе что бы представлял «Андреа Дориа» к середине века — без предварительной замены 60 % механизмов и корпусных конструкций? И много бы навоевали «Конго» образца 1911 года без новой силовой установки и 30-метровой «пагоды» с самыми современными приборами управления кораблём и его оружием?


Как показали дальнейшие события, все усилия давали весьма непродолжительный эффект.

Минута внимания, посвящённая кораблям меньшего ранга

Крейсера могли оставаться в боевом составе четверть века, постепенно теряя своё значение и возвращаясь к исконно «крейсерким» функциям. Патрулирование на дальних коммуникациях. В составе океанских ударных соединений видавшие виды крейсеры встречались редко.

Эсминцы могли прослужить до полного физического износа. Совсем небольшие «скорлупки», выполнявшие рутинные задачи. Чтобы придать им более-менее современный вид, было достаточно оснастить такие корабли гидролокатором и парой зенитных автоматов.

Сколько лет может служить корабль?


Эсминец «Незаможник», служивший в составе Черноморского флота (бывш. «Занте», 1917 г.). Был награждён за свои ратные подвиги Орденом Красного Знамени

«Новики» царских времён или их ровесники – американские эсминцы типа «Клемсон». Всем им нашлась своя тактическая ниша и довольно успешное применение в годы Второй мировой войны.

С этого места мы переносимся в ракетно-ядерную эпоху

Новые угрозы не оставляли шансов конструкциям из первой половины ХХ века. Осенью 1967 года мир облетела весть о потоплении израильского эсминца «Эйлат» (бывш. английский «Зилоус» 1944 г. постройки). Корабль столкнулся с применением ракетного оружия и погиб за считанные минуты.

«Феникс» (1938) успешно пережил атаку на Перл-Харбор — чтобы спустя 40 лет найти свой конец в водах Южной Атлантики. Под новым флагом и именем «Генерал Белаграно» он вышел в море против британского флота. Крейсер не сумел заметить (и услышать) своего противника — атомная лодка «Конкеррор» выполнила образцовую торпедную стрельбу. По признанию её командира, атаковать древний корабль было проще, чем поражать учебные цели на полигоне.

Участие в морской операции такого размаха 44-летнего ветерана являло образец полной беспечности.



323 погибших моряка — крупнейшая трагедия Фолклендской войны

Ракетные корабли времён холодной войны не отличались длительным сроком службы. Технологии менялись столь стремительно, что единицы, отвечавшие за обеспечение ПВО, становились бесполезны спустя пару десятилетий после вступления в строй. Несмотря на сомнительную боевую ценность, часть конструкций 60-х годов продолжала висеть на балансе вплоть до начала 90-х. И эта ситуация наблюдалась по обеим сторонам океана.


Рекордно короткой оказалась карьера атомных крейсеров типа «Вирджиния» (на переднем плане). Младший из которых обрёл покой в возрасте 16 лет. Причина заключалась в нецелесообразности модернизации: для установки элементов системы «Иджис» требовалось перестроить весь корабль. Без «Иджиса» крейсер выполнять свои задачи в полном объёме уже не мог. И ни для каких, меньших по значимости задач, корабль с ядерной силовой установкой не годился.

Интересней сложилась история линкоров «Айова». Четвёрка долгожителей привлекает столько внимания, будто эти корабли продолжают служить до сих пор. В реальности линкоры покинули боевой состав 30 лет назад, когда с момента их спуска на воду не прошло и полувека.

Как и все артиллерийские корабли, они утратили значение с развитием ракетных систем оружия. Какой из них «центр ПВО соединения» — по состоянию на конец 50-х? И на какой дальности они могли «достать» противника?

«Айовы» провели в анабиозе тридцать и более лет. Раз в десятилетие они просыпались, чтобы пострелять по берегу. Едва рассеивался пороховой дым, линкоры возвращались на консервацию. Разрушительная мощь 406-мм пушек была очень кстати, но быстроходные 270-метровые корабли строились для эскадренных сражений, а не для стояний на одном месте. А ничего другого делать они не могли.

Причины реактивации «Айов» в 80-е годы следует искать в политике Рейгана и декларативном стремлении получить «флот из 600 кораблей». Неисполнимая задача требовала таких же бутафорских приёмов.


Что до наличия брони. У кораблей этого типа защитные элементы были упрятаны глубоко внутри корпуса. Специфическая схема, рассчитанная на дуэли в ясный тропический день с огромных дистанций. Любой другой линкор в современных условиях обладал более эффективной защитой. Даже «Куин Элизабет» из 1912 года. Но по иронии судьбы до конца века дожила явно неготовая к этому «Айова».

Неспособность современных ракет одним попаданием разрушить машинное отделение и поразить боекомплект вызывало определённую тревогу. С другой стороны, высокая живучесть обесценивалась низкими боевыми качествами старого корабля. Он не принимал участия в противовоздушной и противолодочной обороне корабельных соединений. И мог представлять угрозу только на дистанции прямой видимости. Полученные в ходе модернизации 32 «Томагавка» не сделали корабль «звездой смерти». В те годы каждый эсминец нёс по полсотни таких ракет.

Полувековая эпопея с линкорами типа «Айова» не являет пример долгой и успешной службы с сохранением начального значения. Некогда сильнейшие корабли деградировали до уровня плавучих артбатарей.

Появление «Айов» на Ближнем востоке имело пропагандистский эффект, но в открытом море была предпочтительней впятеро меньшая по водоизмещению «Тайкондерога».

«Тайкондерога» образца 1985 года

Это единственный пример «перворанга», который сумел сохранить своё значение в полном объёме на протяжении 30 с лишним лет.


Размеры обманчивы. По стоимости и боевому функционалу — это настоящий корабль 1 ранга. До недавнего времени крейсеры такого типа возглавляли эскортные силы АУГ. Центр противовоздушной и противоракетной обороны всего соединения!

Феномен долголетия имел целый ряд причин. После исчезновения СССР разработка кораблей такого класса не велась, и на замену «Тайкондерогам» никто не явился. Проект перспективного крейсера CG(X) остался на бумаге. Ситуация была схожа с «линкорными каникулами» 20-30 годов прошлого столетия.

Шестой представитель данного типа – «Банкер Хилл», середина 1980-х, соединил в своей конструкции три ключевые технологии, о появлении которых флот грезил начиная с середины века.

Установка вертикального пуска. Различные варианты загрузки обеспечили недостижимую ранее тактическую гибкость для военного корабля. При обеспечении «горячего» запуска боеприпасов прямо с места хранения. Быстрота и надёжность.

Система ПВО, способная обеспечить непрерывное сопровождение и наведение ракет на цели по всем направлениям. И главное — боевая информационная система (БИУС), позволявшая в автоматическом режиме выделять приоритетную цель, выбирать подходящее оружие, готовить данные для стрельбы и назначать пусковую установку. Это и была «Иджис» («Эгида»).

За последующие три десятилетия в мире появилось несколько похожих проектов. Число кораблей с «Иджисом» перевалило за сотню штук. Вносились разные улучшения. Но не было создано ничего более радикального, что могло бы разом «обесценить» конструкцию и значение «Тайкондерог».

Внешне крейсеры остались без изменений, но поменялось содержание ячеек УВП. За тридцать лет многократно сменилась номенклатура ракетного оружия. Вместо «Стандарт-2» нынешний «Стандарт-6» со вдвое увеличенной дальностью полета. Для кораблей без УВП такие изменения потребовали бы перестройки всего корпуса.

Возраст даёт о себе знать. Крейсеры страдают от технических проблем и образования многометровых трещин в стенах надстройки. Вопросы о целесообразности эксплуатации «Тайкондерог» звучат на протяжении последних 10 лет. Возможно, что ответ лежит в иной плоскости — поддержание численности командных должностей. А сама история с «незаменимыми» крейсерами давно приобрела резко отрицательный смысл.

Запредельная по длительности служба «Тайкондерог» не может быть оправданием для наличия их ровесников в составе ВМФ России.

Эпилог

Все приведённые истории имеют отношение к тому, что произошло в апреле у острова Змеиный. Что там действительно случилось, мы (пока) не знаем. Но известно точно — с момента спуска на воду ракетного крейсера «Москва» прошло 43 года. А самому проекту крейсера 1164 «Атлант» в этом году исполнился полтинник.

Это беспримерный случай в морской истории. Чтобы столь возрастной корабль, в своём первоначальном облике, был готов исполнять функции корабля 1 ранга. Позиционируясь, как одна из сильнейших единиц в операционной зоне флота.

Исходя из истории, возраст большинства «перворангов» в редких случаях превышает 30 лет. При наличии выдающегося потенциала и инновационных решений, отмеченных ещё во время спуска на воду, корабли могут прослужить на несколько лет дольше. Под полную ответственность всех, кто принимает такие решения.

Автор наполнил данную статью большим количеством разнообразных примеров. Если какой-либо корабль был незаслуженно забыт, а его пример может опровергнуть тезис о предельных сроках службы — предлагаю поделиться мнением в комментариях.


Каютоносец и флагманский корабль 6-го флота «Маунт Уитни», спущенный на воду в 1970 году. Категорически избегает захода в зоны боевых действий, предпочитая переносить тяготы службы у побережья Италии


Деятельность военно-морского флота не осуществляется сама по себе. Для того чтобы военные корабли могли успешно нести боевое дежурство, работает множество вспомогательных судов и катеров: гидрографических, океанографических, спасательных, разведывательных, танкерных, буксирных. Эти корабли редко оказываются в центре внимания, однако без них ВМФ не может существовать.

Данный цикл статей посвящен вспомогательным и специальным судам, работающим в интересах нашего военно-морского и коммерческого флотов. Открывают цикл корабли, предназначенные для гидрографических исследований.

Корабли гидрографической службы

Гидрографическая служба России существует под разными названиями и в разных организационно-структурных формах со времен Петра I. В настоящее время ее официальное название — Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.

Основные функции Управления следующие:

1. Руководство поддержанием сил и средств навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и топогеодезического обеспечения (далее — НГО, ГМО и ТГО) в установленной боевой готовности к выполнению задач НГО, ГМО и ТГО боевой и повседневной деятельности сил (войск) флотов, Каспийской флотилии, других видов Вооруженных Сил РФ в назначенных операционных зонах (зонах ответственности).

2. Организация проведения океанографических, гидрографических и морских геофизических работ в океанах и морях в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ.

3. Руководство работой по созданию навигационных морских, геофизических и других специальных карт (в том числе электронных), руководств и пособий для плавания в Мировом океане и обеспечение ими в установленном порядке потребителей РФ и зарубежных государств.

4. Руководство обеспечением (снабжением) сил (войск) ВМФ морскими средствами навигации и океанографии (далее именуется — МСН), поддержанием технической готовности МСН на кораблях постоянной готовности.

5. Содержание и развитие системы навигационного оборудования на побережье и в морских водах, находящихся под юрисдикцией РФ (за исключением трасс Северного морского пути) в интересах обороны страны и НГО морской деятельности РФ, обеспечение действия средств навигационного оборудования с установленными характеристиками и режимами работы.

6. Руководство непосредственно подчиненными воинскими частями и организациями; методическое руководство подчиненными по специальным вопросам органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями ГС ВМФ.

7. Участие РФ в деятельности Международной гидрографической организации (далее — МГО) и Международной ассоциации маячных служб (далее — МАМС), взаимодействие и сотрудничество с другими международными и региональными мореведческими организациями.

Какими же средствами реализуются приведенные выше задачи? Рассмотрим имеющиеся в наличии у гидрографической службы корабли.


Гидрографические суда проекта 860. Строились в 1960-х в Гданьске (Польша). Полное водоизмещение — 1274 тонны. Скорость полного хода — 15 узлов. Дальность хода — 6200 миль на скорости в 10 узлов. Силовая установка — 2×1500 л. с., дизели «Згода-Зульцер» 5TG48. Экипаж — до 53 человек.


Гидрографические суда проекта 861 предназначены для гидрологических исследований, оборудования рейдов, изучения опасных для судоходства районов, исследования течений, изучения глубин, метеорологических и батитермографических наблюдений, работ по химической гидрологии в ближней и дальней морских зонах.

Строились в 1960-1970-х годах в Гданьске. Полное водоизмещение — 1542,6 тонны. Скорость полного хода — 17,3 узла. Дальность хода — 8900 миль на 11 узлах. Силовая установка состоит из двух дизелей польского производства Zgoda-Sulzer («Згода-Зульцер») 6ТD-48, мощностью по 1800 л. с. Экипаж судна составляет 45 человек и 10 членов научной команды.

В качестве специального оборудования на кораблях проекта 861 установлены ГАС «Бронза» и радиопеленгатор АРП-50Р.

Океанографические исследовательские суда проекта 852 тип «Академик Крылов». Строились в 1970-х годах в польском Шецине.

Суда данного проекта предназначены для исследований в области океанологии, химической гидрологии и морской метеорологии. Также для биологических, аэрологических, актинометрических наблюдений; регистрации волнения и течений в акватории Мирового океана, и других морских наблюдений и исследований.

Судно имеет полное водоизмещение 9140 тонн, максимальную скорость хода — 20,8 узла, дальность хода 24 000 миль на 15,4 узлах. Силовая установка состоит из двух дизелей мощностью 8000 л. с. Экипаж судна — до 148 человек.

На судне размещено 20 научных лабораторий, общей площадью 900 кв. м, в том числе: гидрографическая, радиоизмерительная, аэрологическая, синоптическая, геологическая, океанографическая, электромагнитная, радиохимическая, биологическая, гравиметрическая, навигационная, фотолаборатория, радиоэлектронная, гидроакустическая, центр обработки данных и астрономический павильон. На верхней палубе оборудована площадка и ангар для одного вертолёта типа Ка-25.

На судах предусмотрено одновременное размещение 4-х океанографических буйковых станций типа: ЛЭРОК-0,5, ЛЭРОК-1, ЛЭРОК-2, ЛЭС-23-1, ЛЭС-55-1.

Для погрузочно-разгрузочных работ суда оборудованы: одной крановой установкой на баке грузоподъемностью 7 тонн, двумя малыми кранами г/п по 250 кг и двумя кормовыми грузовыми стрелами г/п по 8 тонн.

На судах штатно имелись следующие вспомогательные катера и боты: 2 гидрографических промерных катера; 1 рабочий катер типа 725 вместимостью 20 чел; 1 разъездной катер типа 731 вместимостью 9 чел; 2 спасательных бота вместимостью по 70 чел.


Гидрографические суда проекта 862. Строились в 1970-80-х годах в польском Гданьске. Эти суда предназначены для изучения вопросов океанографии, имеющих специфическое военное значение, таких как изучение гидрологических условий для обеспечения свободного плавания подводных лодок новых проектов в удаленных районах Мирового океана и для проведения комплексных океанографических исследований. В частности, корабли проекта 862 могут:
1) делать маршрутный промер;
2) проводить батитермографные исследования (непрерывное измерение вертикального распределения температуры воды);
3) наблюдать за морскими течениями;
4) делать исследования химической гидрологии;
5) исследовать морскую метеорологию;
6) проводить промер глубин;
7) производить детальную съёмку рельефа дна;
8) делать топографическую съёмку;
9) проводить геодезические работы;
10) исследовать радионавигационные системы.

Данные суда обладают неограниченной мореходностью и работали во всех районах Мирового океана.

Корабли проекта 862 имеют полное водоизмещение в 2435 тонн, максимальную скорость хода в 15,9 узла, дальность хода в 8650 морских миль, экипаж — до 70 человек. ГЭУ состоит из двух дизелей мощностью по 2200 л. с. В качестве вспомогательных двигателей установлены 2 электродвигателя мощностью по 143 л. с., дающие бесшумный малый ход.

Для производства работ на борту находятся два гидрографических промерных катера, а также батометр и другое оборудование.

Из специального оборудования следует отметить ОГАС МГ-329 «Шексна» и оборудование для РТР и РР.


Гидрографические суда проекта 865. Строились в конце 1980-х в Гданьске по заказу ВМФ СССР. Суда имеют полное водоизмещение в 3450 тонн, скорость полного хода — 15 узлов, дальность хода — 11 000 миль на 12 узлах. Экипаж — до 70 человек. Силовая установка — дизельный двигатель «Згода-Зульцер» 12АSB-25D мощностью 4800 л. с.

Вспомогательные суда: корабли, без которых флоту не обойтись

Гидрографические суда проекта 870 постройки Гданьской судоверфи. Суда предназначаются для гидрологических исследований в ближней морской и базовой зонах, изучения и работ в опасных для судоходства районах, оборудования рейдов. Имеют полное водоизмещение 680 тонн, скорость полного хода в 14 узлов, максимальную дальность хода в 4000 миль на 11 узлах. Экипаж — 26 человек. Силовая установка — 2 дизеля суммарной мощностью 1740 л. с.


Суда проекта 871 строились в Гданьске в 1970-х годах. Имеют полное водоизмещение в 690 тонн, скорость полного хода в 13 узлов, дальность хода 3160 миль на 10,2 узлах, экипаж до 33 человек. Силовая установка состоит из 2-х дизелей мощностью по 600 л. с.


Гидрографические суда проекта 872 строились в Гданьске в 1970-1980-х годах. Предназначены для гидрографического обеспечения флота в ближней морской зоне. Суда имеют полное водоизмещение в 1190 тонн, скорость полного хода — 13,37 узлов, максимальную дальность плавания в 4356 миль на 11,82 узлах, экипаж — 36 человек. Силовая установка состоит из 2-х дизелей мощностью по 960 л. с., также есть 2 вспомогательных электродвигателя мощностью 143 л. с.


Малые гидрографические суда проекта РЭФ-100 строились по заказу ВМФ СССР в Румынии в 1980-х годах. Имеют полное водоизмещение в 499 тонн, скорость в 8,5 узлов, максимальную дальность хода — 1000 миль на 6 узлах, экипаж — 19 человек, ГЭУ — 2 дизеля по 300 л. с.


Суда проекта 16611 «Фарватер» строились в 1990-2000-х годах на ССЗ «Вымпел» в Рыбинске. В задачи судов проекта входят:
1) съёмка рельефа дна в прибрежных районах морей;
2) площадное обследование рельефа дна с шириной охвата 40 метров;
3) промер с инструментальной оценкой;
4) гидрографическое траление;
5) гидрографические измерения;
6) обслуживание средств навигационного оборудования и гидрографических партий.

Суда имеют полное водоизмещение в 384,7 тонны, скорость полного хода — 11,5 узла, дальность хода — до 1600 миль, экипаж — 15 человек. ГЭУ состоит из двух дизель-редукторных агрегатов ДРА-525, мощностью по 400 л. с.

Гидрографическое оборудование включает в себя:
1. Широкополосный эхотрал, применяется для измерения глубины по способу траления участков морского дна.
2. «Съемка» — многоканальный эхолот.
3. «Мускат-2» — малогабаритный гидроакустический комплекс площадной съемки рельефа дна в прибрежной зоне.
4. «Приз» — промерный эхолот.
5. «Крабик-БМ» − приемоиндикатор.


Малые гидрографические суда проекта 19910 отечественной постройки. Строительство ведется с 2000-х по настоящее время. В задачи судна входят:
1) постановка и снятие навигационных морских буев и вех всех типов;
2) обслуживание (осмотр, перезарядка и ремонт) береговых и плавучих средств навигационного оборудования (СНО), контроль за их бесперебойной работой;
3) выполнение гидрографических работ в объеме возможностей устанавливаемого оборудования;
4) перевозка различных грузов для обеспечения работ береговых СНО и гидрографических подразделений на необорудованном побережье.

Суда имеют полное водоизмещение в 1200 тонн, скорость полного хода — 12,5 узлов, дальность хода до 3500 миль, экипаж — 17 человек. ГЭУ состоит из двух дизель-генераторов мощностью по 1200 кВт с передачей мощности на две полноповоротные винторулевые колонки с винтами фиксированного шага в насадках (электродвигатели АДГ-550-4, мощностью по 750 кВт) и одно носовое подруливающее устройство.

Гидрографическое оборудование представлено многолучевым эхолотом, позволяющим получать изображение рельефа дна в 3D-формате в режиме реального времени.


Большие гидрографические катера проекта 19920 «Баклан» российской постройки (строятся с 2000-х годов по настоящее время) служат для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей, частей береговых войск, военно-морских баз и полигонов.

Катера проекта 19920 предназначены для выполнения гидрографических и лоцмейстерских работ в прибрежных районах, в том числе для:
1) разведки водного маршрута;
2) гидрографических промеров;
3) съёмки рельефа дна;
4) лоцмейстерских проводок;
5) постановки, съёма и обслуживания плавучих средств навигационного оборудования;
6) лидирования подводных лодок в пунктах базирования.

Также катера могут доставить научные группы и спецоборудование до 15 тонн на необорудованное побережье.

Катера имеют полное водоизмещение в 320 тонн, скорость хода — до 11,5 узлов, дальность хода до 1000 миль, экипаж — 11 человек. ГЭУ катера состоит из двух дизель-редукторных агрегатов на основе дизелей «Deutz» BF6M 1015МС мощностью по 337 л. с.

Гидрографическое оборудование катера включает в себя:
1) многолучевой эхолот с комплексом сбора и обработки информации;
2) промерный эхолот;
3) профилограф гидрографический;
4) система измерения параметров качки;
5) измеритель скорости звука в воде;
6) автономный возвращаемый гидрологический зонд;
7) автоматизированный мареограф.


Большой гидрографический катер проекта 23040Г предназначен для: высокоточной площадной съёмки рельефа дна и обследования навигационных опасностей на глубинах до 400 метров и съемки рельефа дна однолучевым эхолотом на глубинах до 2000 метров; обслуживания всех типов плавучих предостерегательных знаков (далее — ППЗ); постановки/съёмки всех типов ППЗ до 1,7 тонны и длиной до 6,5 метра; доставки личного состава, продовольствия, ЗИПа и ремонтных бригад на береговые средства навигационного оборудования; навигационно-гидрографического обеспечения спасательных и поисковых операций; лоцманской проводки и лидирования подводных лодок и крупнотоннажных кораблей в пунктах базирования и на подходах к ним.

Катер имеет полное водоизмещение в 192,7 тонны, скорость хода до 13 узлов, силовую установку из 2-х дизелей по 337 л. с. каждый


Катер проекта 23370Г предназначен для выполнения лоцмейстерских и отдельных видов гидрографических работ, в том числе:
1) постановки (съемки) и обслуживания плавучих предостерегательных знаков (ППЗ);
2) доставки обслуживающего персонала, ремонтных бригад, продовольствия, топлива и других грузов на береговые объекты средств навигационного оборудования (СНО), в том числе расположенных на необорудованном побережье;
3) оперативного промера глубин в местах постановки ППЗ с использованием промерного эхолота.

Заключение

В составе ВМФ России на сегодняшний день находятся: 1 судно проекта 860, 4 — проекта 861, 1 судно проекта 852, 8 — проекта 862, 2 корабля проекта 865, 5 — проекта 870, 5 — проекта 871, 15 судов проекта 872, 2 судна проекта РЭФ-100, 3 — проекта 16611, 3 проекта 19910, 2 судна проекта 16609, 1 судно проекта 90600, 9 катеров проекта 19920, 2 катера проекта 23040Г, 20 катеров различных проектов советской постройки. Всего — 52 судна и 31 БГК.

На первый взгляд, Россия располагает внушительным флотом гидрографических судов и катеров. Однако большая их часть построена в 1970-80-х годах. В скором времени их ждет списание. Реально новыми являются 3 судна проекта 19910 и 3 судна проектов 16609 и 90600, а также 11 катеров проектов 19920 и 23040Г.

Для обновления флота гидрографических судов в настоящее время ведется строительство 8 малых гидрографических судов проекта 19910, 2-х больших гидрографических катеров проекта 19920, 2-х БГК проекта 23040Г, одного БГК проекта 23370Г и одного малого гидрографического катера проекта 21961.

Таким образом, в настоящее время происходит только обновление состава малых гидрографических судов и БГК, причем в количестве, значительно меньшем, чем количество списываемых судов. При этом полностью отсутствует замена судам проектов 852, 862 и 865. А это суда, способные совершать дальние походы и действовать практически в любых точках Мирового океана. То есть в ближайшие годы ВМФ России сможет рассчитывать на гидрографическое обеспечение только в своих территориальных водах. Более того, учитывая гигантскую протяженность береговой линии России, различные климатические и гидрологические условия прибрежных акваторий, можно с уверенность сказать, что вводимых в эксплуатацию судов однозначно мало для надежного гидрографического обеспечения ВМФ даже в наших территориальных водах.

Есть, правда, некоторая надежда, что гидрографическое обеспечение в дальней морской зоне смогут взять на себя океанографические суда, строящиеся в интересах другого (весьма секретного) ведомства. Но об этом — в следующей статье.

Классификации надводных боевых кораблей всегда были крайне сложными и запутанными. Они отличались как по эпохам, так и по странам. В наиболее «сложные» годы британские и французские спецификации насчитывали десятки классов и подклассов, которые отличались водоизмещением судов, их вооружением, дальностью автономного плавания и задачами.

С середины XX века военное дело переходит на общую унификацию и многофункциональность. Так, лёгкие, средние, тяжёлые и сверхтяжёлые танки заменяются основными. В авиации многоцелевые истребители смогли заменить фронтовые бомбардировщики, штурмовики и перехватчики.

Во флоте наметились аналогичные тенденции. Особенно повлияло на унификацию широкое распространение ракет, которые, в зависимости от типа, могут поражать подводные, надводные, береговые и воздушные цели. Казалось бы, в итоге система классификации боевых кораблей должна была упроститься до предела, но вышло всё наоборот и процесс этот продолжается по сей день. Рассмотрим все нюансы этого сложного дела на примере современного надводного Военно-морского флота России.

В первую очередь корабли и суда ВМФ России делятся на ранги. Самые крупные и вооружённые корабли относятся к I рангу, а самые малые – к IV рангу, с них и начнём.

К IV рангу относятся различные боевые катера и тральщики, чьё водоизмещение составляет от 100 до 500 тонн. Из-за малого размера на такие боевые единицы не установить многофункциональные комплексы вооружения, поэтому подклассы IV ранга просты и понятны.

Десантные катера предназначены для перевозки и высадки на побережье полусотни бойцов. Боевые катера делятся, на артиллерийские, ракетные и сторожевые, к которым можно отнести и противодиверсионные. Как следует из названий, все они отличаются вооружением – первые оснащены пушечными боевыми модулями, вторые ракетами, а на борту третьих находятся пулемёты, в том числе и крупнокалиберные.

С тральщиками всё ещё проще – все они созданы для обнаружения и уничтожения минных заграждений противника, а также для установки собственных. Делятся тральщики на базовые и рейдовые, и отличаются размером – первые обслуживают ближнюю морскую зону, а вторые акваторию военных баз.

К III рангу относятся различные малые корабли, именуемые также корветами. Они подразделяются на артиллерийские, ракетные и десантные. Кроме того, размеры МК позволяют оснастить их спецсистемами для поиска субмарин, что даёт подкласс малых противолодочных кораблей. Все представители III ранга предназначены для действий в ближней морской зоне, суть охране морских границ и портов.

На первый взгляд у корветов, как и у катеров, также всё очень просто и понятно. Однако современные образцы вооружений превращают малые корабли в полноценные боевые единицы, способные выполнять задачи вовсе не в ближней морской зоне.

Так, российские малые ракетные корабли проекта 21631, он же «Буян-М», имеют водоизмещение менее 1000 тонн, а их официальное назначение – охрана экономической зоны государства. Но на борту «Буянов» имеется сразу восемь крылатых ракет «Калибр», которые они применили для ударов по боевикам в Сирии. Как видно, возможности современных корветов гораздо шире их традиционных задач.

На II ранге всё становится действительно сложно. Например, многоцелевые корабли проекта 20380 относятся ко II рангу, но при этом они являются корветами. В их задачи входит защита ближней морской зоны, но при этом они имеют водоизмещение порядка 2000 тонн.

Также ко II рангу относятся сторожевые корабли различных проектов, они же - фрегаты. Их задача состоит в защите боевых корабельных групп от подлодок, ракет и авиации в дальней морской зоне. К российским фрегатам относятся проекты 11356Р/М и 22350.

На данный момент в ВМФ России нет эсминцев II ранга. Существует расхожее заблуждение, что эсминцы непременно крупнее фрегатов, но самом деле это не так. Главное назначение эсминца – нанесение максимального урона кораблям противника. Таким образом, в мире к эсминцам относят те корабли, которые рассчитаны непосредственно на борьбу с надводными кораблями, хотя они и могут обладать системами ПРО и ПВО. Так, в американских АУГ защитные функции выполняют как раз эсминцы.

В то же время нет чёткой градации эсминцев по размеру. Например, самые маленькие существующие миноносцы обладают водоизмещением в 2500 тонн. Для сравнения, водоизмещение российских фрегатов превышает 5000 тонн.

В связи с такой системой, модернизированные фрегаты проекта 22350М можно смело считать эсминцами – они не только увеличатся в размере на треть, но и втрое увеличат мощь своего ударного вооружения.

Но маловероятно, что проект 22350М перейдёт в I ранг. К нему относятся не просто крупные и хорошо вооружённые корабли, но способные самостоятельно выполнять любые задачи во всех уголках мирового океана, или возглавлять крупные соединения боевых кораблей.

В настоящее время в составе ВМФ России к I рангу относятся эсминцы проекта «Сарыч» и кресеры проектов «Орлан» и «Атлант». Особняком можно поставить авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

Ещё один представитель I ранга – проект 1155. Что интересно, он также носит шифр «Фрегат». Своё название он получил потому, что изначально его водоизмещение должно было составить 4000 тонн, но в процессе разработки габариты увеличились вдвое, хотя задачи остались прежние.

В настоящее время в России ведётся разработка эсминцев «Лидер». Они должны были стать классическими представителями своего рода, но уже известно, что корабли получат атомную энергоустановку и соответствующие габариты. По всем параметрам он попадёт в класс крейсеров, но официально работы ведутся именно над эсминцем.

Как видно, единую и понятную классификацию современным российским кораблям дать трудно. Нет явных привязок к габаритам, а современные системы вооружения позволяют вооружать корабли в соответствии с поставленными задачами – вчерашние фрегаты могут стать эсминцами, а те, в свою очередь, крейсерами.

Единственная действенная система – ранги. IV ранг – охрана береговой инфраструктуры, III ранг – работа в ближней морской зоне, II ранг – возможность совершения дальних походов в составе группы, I ранг – корабли, способные самостоятельно выполнять задачи в любой части мирового океана. Деление же на корветы, фрегаты и эсминцы оказывается весьма условным в современных условиях.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: