Срок хранения должностных регламентов государственных гражданских служащих

Обновлено: 27.03.2024

от 16 августа 2012 года N 55н

Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

(с изменениями на 17 марта 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3215; 2006, N 6, ст.636; 2007, N 10, ст.1151; N 16, ст.1828; N 49, ст.6070; 2008, N 13, ст.1186; N 30, ст.3616; N 52, ст.6235; 2009, N 29, ст.3597, 3624; N 48, ст.5719; N 51, ст.6150, 6159; 2010, N 5, ст.459; N 7, ст.704; N 49, ст.6413; N 51, ст.6810; 2011, N 1, ст.31; N 27, ст.3866; N 29, ст.4295; N 48, ст.6730; N 49, ст.7333; N 50, ст.7337), Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст.118; N 10, ст.1091; N 13, ст.1360; N 38, ст.3975; N 43, ст.4480; 2007, N 13, ст.1530; N 14, ст.1664; N 20, ст.2390; N 23, ст.2752; N 32, ст.4124; N 40, ст.4712; N 50, ст.6255; N 52, ст.6424; 2008, N 9, ст.825; N 17, ст.1818; N 21, ст.2430; N 25, ст.2961; N 31, ст.3701; N 49, ст.5763; N 52, ст.6363; 2009, N 16, ст.1901; N 20, ст.2445; N 34, ст.4171; N 36, ст.4312; N 52, ст.6534; 2010, N 3, ст.276; N 4, ст.371; N 12, ст.1314; N 15, ст.1777; N 16, ст.1874; 2011, N 5, ст.711; N 48, ст.6878; 2012, N 4, ст.471; N 8, ст.992; N 15, ст.1731; N 22, ст.2754) и Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528),

1. Утвердить примерные должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации согласно приложениям N 1-19.

2. Руководителям структурных подразделений представить в Департамент управления делами должностные регламенты по каждой должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренной штатным расписанием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

3. Возложить полномочия представителя нанимателя по утверждению должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (за исключением заместителей Министра, помощников (советников) Министра, руководителей структурных подразделений, их заместителей, начальников и заместителей начальников структурных подразделений по защите государственной тайны и по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации) на заместителей Министра, курирующих соответствующие структурные подразделения.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

в Министерстве юстиции

5 октября 2012 года,

регистрационный N 25609

Приложение N 1
к приказу
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 16 августа 2012 года N 55н

УТВЕРЖДАЮ
Министр труда
и социальной защиты
Российской Федерации

Должностной регламент заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации

I. Общие положения

1. Должность федеральной государственной гражданской службы заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - заместитель Министра) относится к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории "руководители".

Регистрационный номер (код) должности - 05-1-1-001.1.

2. Назначение на должность заместителя Министра и освобождение от должности осуществляются Правительством Российской Федерации по представлению Министра труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министр).

Заместитель Министра непосредственно подчиняется Министру.

3. В период отсутствия заместителя Министра исполнение его полномочий осуществляется в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра, установленным Министром.

II. Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию, стажу гражданской службы (стажу государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности

4. Для замещения должности заместителя Министра устанавливаются следующие требования:

1) наличие высшего профессионального образования;

2) наличие не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

3) наличие профессиональных знаний, включая знание Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации; иных нормативных правовых актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, основ управления и организации труда и делопроизводства, процесса прохождения гражданской службы, норм делового общения, форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления, порядка работы со служебной и секретной информацией, правил по охране труда и противопожарной безопасности;

4) наличие профессиональных навыков, необходимых для руководства структурным подразделением, оперативного принятия и реализации управленческих решений, ведения переговоров, взаимодействия с государственными органами и организациями, нормотворческой деятельности, планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, стимулирования достижения результатов, требовательности, ведения переговоров, публичного выступления, владения конструктивной критикой, учета мнения коллег и подчиненных, подбора и расстановки кадров, делегирования полномочий, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, систематического повышения профессиональных знаний, редактирования документации на высоком стилистическом уровне, своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

III. Должностные обязанности, права и ответственность

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения Министра, данные в пределах его полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Министерство);

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую Федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные Федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

6. В соответствии со статьей 17 Федерального закона в связи с прохождением гражданской службы заместителю Министра запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных Федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;

избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, которая может быть создана в Министерстве;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных Федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в Министерстве, если иное не предусмотрено Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с Федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа, либо Министерства, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

7. Заместитель Министра обязан соблюдать требования к служебному поведению, установленные статьей 18 Федерального закона:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции Министерства;

В России функционирует федеральная государственная информационная система «Единая информационная система (ЕИС) управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации». Для применения в ней приказ Минтруда от 31.05.2021 № 351 утвердил должностной регламент государственного гражданского служащего. О примере этой формы и структуре регламента рассказываем в данном материале.

Какие формы утверждены

С 28 апреля 2021 года Правительство России передало Минтруду полномочия определять формы кадровых документов для ЕИС управления кадровым составом госслужбы.

Для этой цели Минтруд своим приказом от 31.05.2021 № 351 утвердил следующие 3 унифицированные формы электронных кадровых документов для Портала госслужбы:

  • должностной регламент государственного гражданского служащего РФ;
  • решение конкурсной комиссии по итогам ее заседания (конкурс на замещение вакантной должности госслужбы);
  • протокол заседания конкурсной комиссии по итогам ее заседания (конкурс на включение в кадровый резерв).

Структура должностного регламента госслужащего

По общему правилу должностной регламент – это документ, устанавливающий права, обязанности и ответственность госслужащего. Его содержание включает следующие блоки и разделы:

  • шапка документа;
  • общие положения;
  • квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;
  • должностные обязанности, права и ответственность;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и/или проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности;
  • выходные данные.

Далее приведём подробно примерное содержание каждого из перечисленных разделов.

Шапка должностного регламента госслужащего

Включает следующие реквизиты:

  • должность лица, утвердившего должностной регламент;
  • его подпись и Ф.И.О.;
  • дата утверждения;
  • наименование должности, для которой утверждён регламент, с указанием структурного подразделения госоргана.

Общие положения

Регистрационный номер (код) должности – ________________.

2. Область профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего (далее – гражданский служащий): ________ (область профессиональной служебной деятельности гражданского служащего).

3. Вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего _________ (вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего).

4. Назначение на должность и освобождение от должности ___________ (наименование должности гражданской службы) осуществляется ____________ (наименование должности гражданской службы, замещаемой лицом, уполномоченным назначать и освобождать служащего от должности).

5. __________ (наименование должности) непосредственно подчиняется ____________ (наименование должности, замещаемой лицом, в непосредственном подчинении которого находится гражданский служащий).

Квалификационные требования для замещения должности

7.1. Наличие ____________ (квалификационные требования к уровню профессионального образования) по следующим специальностям, направлениям подготовки: _________________ (при необходимости требования к специальностям, направлениям подготовки, определяемые с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего).

7.2. Наличие не менее _______________ стажа гражданской службы или _______________ стажа работы по специальности, направлению подготовки (квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимого для замещения должности гражданской службы).

Должностные обязанности, права и ответственность

11. _______________ (наименование должности гражданской службы) осуществляет иные права и исполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, приказами, распоряжениями и поручениями _______________ (наименования должностей гражданской службы, замещаемых лицами, чьи поручения обязан исполнять гражданский служащий).

Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения

13. При исполнении служебных обязанностей __________________ (наименование должности гражданской службы) вправе самостоятельно принимать решения по вопросам
1) ____________________________________________________________________;
2) ____________________________________________________________________;
3) ____________________________________________________________________.

Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и/или проектов управленческих и иных решений

15. ______________ (наименование должности гражданской службы) в соответствии со своей компетенцией вправе участвовать при подготовке (обсуждении) следующих проектов:
1) ____________________________________________________________________;
2) ____________________________________________________________________;
3) ____________________________________________________________________.

Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений

Здесь нужно указать, что эти сроки и процедуры определяются в соответствии с:

    (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30); (утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452); (утв. приказом Федерального архивного агентства от 22.05.2019 № 71);
  • иными нормативными правовыми актами (указывают при необходимости).

Порядок служебного взаимодействия

Нужно прописать, что взаимодействие на данной должности гражданской службы с гражданскими служащими конкретного госоргана, служащими иных государственных органов, а также с другими гражданами и организациями строится в рамках деловых отношений на основе:

  • общих принципов служебного поведения госслужащих (утв. Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»);
  • требований к служебному поведению гражданского служащего, установленных ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • иных нормативных правовых актов (указывают при необходимости).

Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям

19. ______________ (наименование должности гражданской службы) принимает участие в оказании следующих государственных услуг:
1) ____________________________________________________________________;
2) ____________________________________________________________________;
3) ____________________________________________________________________.

Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности

Выходные данные регламента госслужащего

Это должность непосредственного руководителя гражданского служащего, его Ф.И.О. и подпись, а также строки об ознакомлении с документом самого служащего – должность, подпись, Ф.И.О. и дата.

В 2022 году действует приказ Росархива от 20.12.2019 № 236, который утвердил Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности госорганов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения. В частности, он установил новые сроки хранения кадровых документов в 2022 году. В таблицах приводим все документы по кадрам и срок хранения по каждому, а также объясняем, что конкретно изменилось.

Что изменилось

Обязательные сроки хранения кадровых документов в организации в 2022 году регламентирует п. 8 «Кадровое обеспечение» раздела II упомянутого приказа Росархива. Он включает следующие группы документов:

  • пункт 8.1 – прием, перевод на другую работу (перемещение), увольнение работников, кадровый учет;
  • пункт 8.2 – противодействие коррупции;
  • пункт 8.3 – аттестация, повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников, независимая оценка квалификации;
  • пункт 8.4 – награждение.

Вот для каких документов по кадрам увеличили срок хранения с 2020 года. Например:

  • график отпусков – 3 года, а не год;
  • книги, журналы, карточки учета, базы данных отпусков – 5 лет вместо трех.

А вот по каким документам уменьшили срок хранения с 2020 года:

  • документы о дисциплинарных взысканиях – 3 года вместо пяти лет;
  • заявки о потребности в иностранцах – 1 год вместо пяти лет;
  • документы о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда – 5 лет, а не постоянно;
  • книги, журналы регистрации, базы данных несчастных случаев на производстве, учета аварий – 45 лет, а не постоянно.
  • если до 01.01.2003, то их нужно хранить 75 лет;
  • если после – 50 лет.

А вот для каких документов установили специальный срок хранения (раньше не было):

  • уведомления, предупреждения работников – 3 года;
  • заявления о выдаче документов, связанных с работой, и их копии – 1год;
  • журналы, книги учета инструктажа по охране труда (вводного и на рабочем месте) – 45 лет.

Далее вся основная номенклатура кадровых документов с соответствующими сроками хранения представлена в таблицах. Поясним, что срок хранения с отметкой «ЭПК» означает, что документ после истечения установленного срока хранения можно взять на постоянное хранение.

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ пункт 1 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Статья 47. Должностной регламент

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

2. В должностной регламент включаются:

1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;

3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;

4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;

5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;

6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;

7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;

8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: