Справочные правовые системы как средства кодификации законодательства в суде

Обновлено: 17.04.2024

1. Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов : Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 161 // СПС «КонсультанПлюс»

2. Об утверждении Типового должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, районного суда : Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22 августа 2006 г. № 80 // СПС «КонсультанПлюс»

3. Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции : Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012 N 238 // СПС «КонсультанПлюс»

4. Об утверждении Положения об аппарате Верховного Суда Российской Федерации : Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 04.03.2015 // СПС «КонсультанПлюс»

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 N 2 "Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации"

6. Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов: утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 249

1. Значение работы по учёту и систематизации законодательства в судах

Когда судья формулирует и выносит решения, и при этом он обязательно должен ссылаться на закон. Поэтому судье очень важно подобрать правильные нормативные акты, которые позволят разрешить спор по существу.

Для удобства работы судей в судах РФ закупают законы, кодексы и другие правовые акты, и объем всех правовых актов очень большой. В РФ далеко не все отрасли законодательства кодифицированы, а если и кодифицированы, то не полностью. Кроме кодексов существует масса законов и подзаконных актов. В связи с этим подобрать нужный правовой источник бывает затруднительно. Поэтому в суде и ведется систематизация законодательства. Систематизация в суде ведется только в одной форме – в форме учёта нормативных актов, потому что весь массив нормативных актов необходимо упорядочивать, чтоб было легко в них ориентироваться.

2. Организация работы по учёту и систематизации законодательства в судах

Сейчас в судах РФ разного уровня систематизацией законодательства могут заниматься:
- Консультант суда (если где-то осталась эта должность),

- Помощник судьи,

- Общий отдел в районных судах,

- Отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики в арбитражных судах, в судах субъектов РФ (т.е. в областных судах, республиканских, краевых судах и т.д.),

- Управление систематизации законодательства и анализа судебной практики в Верховном Суде РФ.

Раньше во многих судах существовала должность "консультант суда", который специально занимался систематизацией. Потом, когда появились специальные программы, отдельная должность для этого стала не нужна. Одну из таких программ как раз назвали «Консультант Плюс» - потому что она заменила собой консультанта суда.

Сейчас в суде может быть создан отдел систематизации, сотрудники которого занимаются не только учетом НА, но в их задачи входит также подготовка судебных отчётов, обобщение судебной практики и т.п. Целый отдел создаётся специально для того, чтобы выполнять сразу несколько функций.

Нормативные акты, регулирующие полномочия выше перечисленных лиц:

1. Приказ судебного департамента при ВС РФ от 21.12.2012 №238 ( п 4.5.1 - 4.5.2 )

2. Постановление президиума ВС РФ от 4.03.2015 "Об утверждении положения об аппарате ВС РФ" ( п 3.2.6 )

3. На локальном уровне принимаются должностные регламенты консультанта суда по кодификации.

Подробно сам процесс систематизации зак-ва в суде регулирует Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19 декабря 2013 г. № 249. Оно посвящено таким вопросам:

- ведение контрольных экземпляров кодексов и сборников НПА,

- закупка юр. литературы,

- выдача юр. литературы судьям и учет возврата,

- списание юр. литературы.

3. Консультант суда

Раньше в судах была должность «консультант суда по кодификации». Именно она дала название программе – «КонсультантПлюс», т.к. эта программа осуществляет систематизацию нормативных правовых актов – т.е. решает ту же задачу, которую решал раньше консультант суда. Полномочия такого сотрудника регулировались должностным регламентом консультанта суда. Сейчас эта должность встречается редко, но мы ее будем изучать, поскольку сейчас эти функции перешли помощнику судьи или сотруднику отдела кодификации, поэтому всё равно нужно знать, какие действия выполняют работники суда в этом направлении.

В должностные обязанности консультанта суда входит:

· вести учет законодательства;

· заказывать юридическую литературу;

· выдавать работникам суда литературу и следить за ее возвратом;

· вести контрольные экземпляры нормативно-правовых актов;

· отслеживать все изменения, которые вносятся в закон, информировать об этом работников суда;

· отслеживать новые постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации;

· участие в обобщении судебной практики.

4. Отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики

Во многих федеральных судах общей юрисдикции Российской Федерации и арбитражных судах сегодня отсутствует должность консультанта суда, и для осуществления работ по систематизации права создается специальный отдел кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики. Он предназначен для обеспечения организации и ведения работы по подбору и систематизации законодательства, обобщению судебной практики, информационному обеспечению деятельности суда.

Основными направлениями деятельности отдела являются:

1. организация кодификационно-справочной работы в суде, в том числе по подбору, хранению, систематизации и учету нормативных правовых актов, судебной практики;

2. ведение работы по подбору и приобретению печатных изданий нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы, организация подписки на периодические издания, необходимые в работе суда;

3. участие в проведении обобщения судебной практики;

4. информирование судей и работников аппарата суда об изменениях в законодательстве Российской Федерации и формировании судебной практики федеральных судов общей юрисдикции, оказание практической помощи в поиске и подборе необходимых нормативных правовых актов, справочной, научной и учебной литературы;

5. организация выдачи судьям и работникам аппарата суда необходимых нормативных правовых актов, юридической и справочной литературы, а также контроль при ее осуществлении;

6. ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов, внесение соответствующих отметок в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации;

7. обеспечение функционирования установленных в суде справочных правовых систем федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечение функционирования баз данных ведомственных нормативных актов судебной системы (программное изделие "Право", ГАС "Правосудие");

8. взаимодействие с иными государственными органами и организациями;

9. подготовка, обработка, деперсонификация информации, ее размещение на официальном сайте в сети Интернет по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

10. осуществление мероприятий по информационному обеспечению деятельности суда, автоматизированному сбору и систематизации данных и информации;

11. внедрение информационных систем для обеспечения необходимой информацией судей и работников аппарата суда;

12. информационная и программная поддержка применяемых в суде автоматизированных процессов;

13. оказание помощи судьям и работникам аппарата суда в освоении применяемого в суде специализированного программного обеспечения ;

14. обеспечение безопасности информационных ресурсов суда и т.д. [1]

Домашнее задание:

Изучить Положение об информационно-правовом обеспечении деятельности судов, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19 декабря 2013 г. № 249 и ответить на вопросы (вопросы сохранены отдельным файлом в папке «задания»).

[1] Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2012 № 238 // Бюллетень актов по судебной системе. - 2013. - №6.

Наиболее важным направлением профессиональной деятельности юриста является справочная информационная работа. С появлением на рабочем столе компьютера изменился ее характер и содержание.

Нельзя сказать, что теперь остался только один источник правовой информации - его электронная версия. Нет, конечно, бумажные носители по-прежнему занимают свое место – особенно официальные тексты, которые будут всегда, как бы не компьютеризованна будет наша жизнь.

И тем не менее, в оперативном отношении электронная правовая информация всегда будет иметь преимущества.

Концепцией правовой информатизации, утвержденной Указом Президента РФ от 28 июня 1993 года, была поставлена задача создания

Общенациональной системе правовой информации, которая должна была автоматизировать доступ к правовой информации. Работа по ее созданию велась давно, еще со времен больших ЭВМ (с 70-х годов), когда создавались первые проекты информатизации страны в рамках общегосударственной системы ОГАС (Общегосударственной автоматизированной системы).

Проект создания аналогичной системы так и назывался Общегосударственная автоматизированная система правовой информации (ОГАСПИ).

Указами Президента РФ предусмотрено создание крупнейшего информационно-коммуникационного комплекса «Российская автоматизированная система информации о правовых актах».

Она должна была опираться на систему эталонных банков нормативной правовой информации различных иерархических уровней.

Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах представлялась разработчиками сетью:

-эталонных банков нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;

-эталонных банков общеобязательных правовых актов высших судебных органов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

-эталонных банков ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и другими органами федеральной исполнительной власти;

-единого интегрированного банка Российского центра правовой информации.

В составе Системы предусмотрено также создание Российского Центра правовой информации. Его основные задачи:

-информационно-правовое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций и граждан;

-ведение интегрированного банка правовой информации;

-формирование и распространение в машиночитаемом виде Собрания законодательства Российской Федерации и других электронных сборников официальных текстов правовых актов;

-формирование Свода законов Российской Федерации в машиночитаемом виде.

Более подробно об этой системе вы можете ознакомиться в учебниках В.А.Копылова «Информационное право» и О.А.Гаврилова «Курс правовой информатики».

3.2.Государственные и негосударственные справочные правовые системы.Основные негосударственные справочные правовые системы "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс", ЮСИС, их структура и характеристика, сравнительный анализ.

К сожалению, проекты создания крупных автоматизированных правовых систем оказались незавершенны в силу разных причин. Одними из таких причин являются их громоздкость, зависимость от телекоммуникационных систем, дороговизна и неповоротливость.

К примеру, работа над СПС «Эталон» Министерства юстиции РФ велась около 10 лет и она близка к своему завершению, но до сих пор все еще в таком незавершенном состоянии находится уже несколько лет. Причина, в основном, в недостаточной согласованности министерств и ведомств.

В таком же состоянии, если не худшем, находится и СПС, разрабатываемая Научно-техническим центром «Система» Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ).

И не дело не в том, что эта структура в очередной раз реорганизована, а в тех причинах, которые мне пришлось назвать чуть выше.

Главной из них является жесткая зависимость от телекоммуникационной сети и отсутствие хорошего сервиса.

С начала 90-х годов велась аналогичная работа по созданию негосударственных справочных правовых систем (СПС).

Первой негосударственной СПС «Гарант» была создана (в 1990 году) в компании «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия – свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других официальных источников.

Правовые базы и Справочники составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательств представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база – "Законодательство России".

Такой порядок дает возможность не только просто и эффективно обновлять информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.

Главным ее достоинством является ориентированность на экономическую тематику профессиональной деятельности, поэтому она пользуется наибольшим спросом у коммерческих структур финансово-экономической направленности.

Вторая СПС «Консультант Плюс» создана в середине 1994 году и занимает сегодня ведущее место среди пользователей, особенно в государственном секторе. Однако и реальный сектор экономики является крупным заказчиком этой системы.

Акционерное объединение "Консультант Плюс". Ее сеть объединяет 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям Информационные ресурсы "Консультант Плюс" — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них — 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.

Технология "Консультант Плюс" позволяет обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат.

В пополнение включаются только новые документы и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.

Региональные информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.

В результате процедуры обновления, занимающей несколько минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

Одним из приоритетных направлений работы Сети "Консультант Плюс" является сотрудничество с правотворческими органами. На настоящий момент в государственных учреждениях используется более 6 тыс. систем. Эффективность и надежность сервиса и технологии "Консультанта Плюс" позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.

В середине 90-х годов создана еще одна СПС – «Кодекс», которая содержит в своей базе данных более 25 тыс. нормативных актов России. Каждая отрасль права представлена: основными документами; множеством инструкций; приложениями и комментариями, подробно разъясняющими тот или иной законодательный акт. Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде.

Общее число источников информации — более 170.

Имеется база данных "Правовое регулирование бизнеса в России" на английском языке.

Помимо законодательных актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Собранная в этой базе информация в основном была опубликована в периодических изданиях, таких, как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Коммерсантъ". Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.

Значительно меньший портфель заказов имеет СПС «ЮСИС».

У каждой из названных СПС имеются свои преимущества и недостатки. В целом все они друг друга в чем-то дополняют.

Компьютерные фирмы работают в тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений.

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Формируется мировой рынок информационных технологий. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.

В нашу с вами задачу будет входить ознакомление со всеми СПС и овладение практическими навыками работы.

На практических занятиях нам предстоит изучить основные характеристики наиболее распространенных государственных и негосударственных справочных правовых систем, провести их сравнительный анализ, а также особенности обращения, поиска и получения информации при использовании этих систем. Необходимо иметь представление об условиях их приобретения и применения.


Справочно-правовые системы (СПС) или информационно-правовые системы (ИПС) — это компьютерные базы данных, ядром которых являются электронные базы и банки юридической информации. В этих базах данных хранятся федеральные и региональные указы, законы, решения, материалы независимых экспертов, судебная практика, международные акты и т. д. Кроме этого, СПС содержат судебные решения, типовые формы документов, консультации юристов, специалистов по бухгалтерскому и налоговому учету, что облегчает работу юриста и даёт ему возможность иметь доступ к тексту любых законопроектов, решений, материалов, тем самым повышая эффективность его работы [6].

Все законы и нормативные акты подлежат обязательному опубликованию для ознакомления с ними населения [1]. Для публикаций существуют различные СПС, а если говорить в частности, то официальной является лишь одна — «Государственная система правовой информации», что, однако, не означает, что остальные системы являются ненадёжными или неэффективными [5].

Роль справочно-правовых систем нельзя недооценивать, ведь с их помощью юрист может не только получить доступ к тексту, например, закона, но и сразу прочитать его со всеми правками и дополнениями, которые впоследствии в него вносились. Это позволяет иметь ему полное и точное представление о вопросе, который его интересует.

Вместе с тем, подобный объём информации требует огромного места для хранения, хороших методов сортировки для поиска документов, а также материальных затрат на создание материальных копий всех документов. А также, СПС даёт возможность не просто иметь всё необходимое на компьютере в цифровом варианте, но и позволяет искать необходимую информацию, по ключевым словам и, тем самым экономить время на долгий поиск нужных документов. Это даёт возможность рационально использовать время и тратить его исключительно на решение поставленных задач, а не на бумажную волокиту [6].

Самое важное в работе юриста с юридической базой данных — это её своевременное обновление. Если адвокат не знает о том, что какой-либо закон получил правки, то адвокатом он будет плохим. Справочные Правовые Системы в наше время являются онлайн инструментарием для поиска необходимой информации в базе данных, что соответственно требует её постоянного обновления. В случае с онлайн базами данных это делается легко и, соответственно, пользователь всегда может получить доступ к новым данным своевременно и иметь доступ ко всем новым правкам и материалам сразу же как они обновляются в базе данных СПС, тем самым улучшая качество работы юриста [6].

Также, на рынке существуют частные Справочные Правовые системы, которые предоставляют как бесплатный, так и платный доступ к функционалу. Между ними есть разница, однако проще сказать о том, что едино для всех систем, что их объединяет. У всех СПС тексты официальных законов, приказов, решений являются стандартными, а комментарии, анализ, функционал, наличие определённых возможностей отличаются.

Самыми популярными справочно-правовыми системами на рынке в данное время являются «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс» [7].

В частности, СПС «Гарант» предоставляет возможность в различных вариантах хронологически узнать о появлении законов, решений, правок законов и т. д., что определённо может быть полезным, когда необходима консультация касательно хронологии событий. Предоставляются возможность находить похожие документы, а также быстро находить необходимые. Из дополнительных услуг можно выделить консультации со специалистами, семинары, проходящие в Москве, а также возможность получить любую необходимую техническую помощь, касательно СПС, и т. д. Сочетание функций, которых нет в других справочно-правовых системах, а также собственный широкий спектр дополнительных услуг являются важной чертой данной системы, что позволяет ей занимать свою нишу на рынке и являться полезным инструментом в работе юриста, благодаря специализированным инструментам поиска и работы с документами. [2]

СПС «Консультант Плюс» имеет некоторые неоспоримые преимущества, а также просто достоинства. Из преимуществ можно выделить то, что данная система позволяет открывать необходимые документы в браузере, что помогает быстро искать нужные документы с любого устройства с доступом в интернет, а также возможность заказать документ, если его нет в общем доступе. Из достоинств также следует отметить, что в данной СПС есть система путеводителей, что облегчает поиск документов на определённую тему, а также поиск ключевых слов в определённых местах текста, что позволяет найти определённый документ ещё быстрее. Из дополнительных услуг «Консультанта Плюс» нужно отметить: индивидуальный подход к клиенту, в частности — закреплённый за клиентом специалист по технической стороне СПС; заказ любых документов по телефону, профконсультации, семинары и доступ к любым документам федерального значения круглосуточно, а ко многим прочим документам и судебной практике — с 20:00 до 00:00. Всё ранее перечисленное позволяет понять, что у СПС «Консультант Плюс» имеются свои достоинства, которые позволяют юристу в определённых условиях с помощью неё получить необходимую информацию наилучшим образом [3].

Достоинства СПС «Кодекс» отличают его от своих конкурентов — он даёт возможность искать дела, побывавшие в суде, по массе параметров, возможность быстро перемещаться между разными документами в поисках информации. Данные возможности могут оказаться чрезвычайно полезны адвокатам, а быстрый поиск по нескольким документам сразу сэкономит время любому юристу. Из дополнительных услуг следует отметить поиск документов по желанию клиента, правда не такой качественный как у ранее названных СПС, консультация у специалиста и письменный ответ на заданный вопрос, а также заказ проверки документов [4].

Таким образом, каждая из Справочно-правовых систем настроена под определённые задачи, а соответственно любой юрист, который нуждается в использовании справочно-правовой системы, может получить то, что ему необходимо. Если нужны документы и взаимодействие с судом — «Кодекс», если нет чёткой специализации вопроса или он обширен — «Консультант Плюс», а если есть необходимость в работе с документами без излишнего функционала — «Гарант».

Справочно-правовые системы являются важной частью работы любого юриста в наше время, ведь они ускоряют его работу. Благодаря им всегда имеется своевременный доступ к необходимой в работе юриста информации, что является залогом успешной и качественно выполненной работы. СПС — необходимый инструмент любого человека, который связан с правом и нуждается в постоянном использовании документов связанных с правовой деятельностью.

Основные термины (генерируются автоматически): документ, возможность, система, СПС, необходимая информация, поиск документов, работа юриста, баз данных, Плюс, судебная практика.

В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.

Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Среди данных услуг большое значение играют справочно-правовые системы — это новое поколение справочников, справочники эпохи информационных технологий.

Справочные правовые системы (СПС) — необходимое средство в правоохранительной деятельности при работе с правовой информацией.

СПС позволяют:

1) работать с большими объемами информации, которые могут постоянно пополняться;

2) использовать архивы правовых документов;

3) использовать поисковые средства в режиме реального времени;

4) использовать различные средства телекоммуникаций, включая электронную почту, Интернет, компьютерные сети.

Сейчас имеется много СПС, хотя широкое распространение получили всего несколько.

Основными характеристиками СПС можно считать:

1) объем информационных ресурсов;

2) метод формирования пользовательской базы;

3) скорость поиска информации (документов, фактов, указаний);

4) актуальность информации;

5) оперативность поступления новой информации;

6) аутентичность документов оригиналу;

7) возможности юридической обработки документов;

8) возможности удаленного доступа к СПС;

9) возможности использования гипертекста. (Под гипертекстом будем, как обычно, понимать «многослойный текст» с переходом к другим информационным блокам с помощью выделенных в тексте «гиперссылок»).

Поиск в СПС осуществляется по названию органа, принявшего документ (решение, приказ, постановление); по названию документа, по дате принятия, по типу документа. После нахождения документ посылается на печать или в файл на компьютере пользователя.

Наиболее используемой в Российской Федерации справочной правовой системой является «Консультант-Плюс», обеспечивающая полное и оперативное включение, обновление, коррекцию всех правовых документов Правительства, Государственной Думы, Центрального Банка и многих других органов.

Если какой-либо документ отсутствует в информационной базе СПС, его можно заказать и получить в виде ксерокса или файла. Информационно-поисковая система СПС написана на языке С++, использует мощные поисковые средства, оригинальный формат базы данных и способы индексации.

Поиск правовых документов осуществляется по следующим данным:

1) вид документа;

2) регистрационный номер документа;

3) наименование органа, принявшего документ;

4) название документа;

5) ключевые слова. (Под ключевыми словами понимаются несколько, обычно не более 20, слов и словосочетаний, по которым можно понять, чему посвящен документ);

6) название рубрики документа;

7) дата принятия документа;

8) дата и номер регистрации документа в Министерстве юстиции и регистрационный номер;

9) статус документа;trp>

10) слова и словосочетания из текста документа.

Использование в поисковом запросе логических условий дает возможность работать только с новейшими редакциями документов; отбирать лишь документы, полученные при очередном пополнении; отбирать документы, поступившие за некоторый промежуток времени. Заказанную информацию можно получить через сеть Интернет или по телефону. Принятые алгоритмы и форматы обмена данными между Центральным Эталонным Информационным Банком и абонентами сети «Консультант-Плюс» полностью обеспечивают целостность данных, т.е. передачу только новых и измененных документов.

Из полученной информации пользователь может создать собственный информационный банк на своем компьютере. Недостающие документы всегда можно дополнительно заказать из СПС.

СПС «Консультант-Плюс» отличается простотой и удобством работы, имеет высокую степень сжатия информации. В ней используются многоуровневый рубрикатор в виде дерева, сложные поисковые запросы по разным признакам, гипертекст с переходом по ссылкам.

При этом возможны два типа ссылок: прямые ссылки , на которые ссылается просматриваемый документ, и обратные ссылки , которые ссылаются на просматриваемый документ. При запросах пользователю передаются только новые и измененные документы.

Пользователь СПС может создавать собственные «папки документов» по различным темам, производить объединение и пересечение множеств документов. Возможна организация коллективной работы нескольких пользователей над одной проблемой. Можно использовать фрагменты документов из Информационного банка СПС, сохранять историю запросов, выполнять многие другие действия, часто встречающиеся в юридической практике.

СПС «Консультант-Плюс» представляет собой объединение нескольких справочных систем — так называемых «версий».

  • «Арбитраж» — собрание документов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, обзоры дел в судах, обзоры адвокатской и арбитражной практики.
  • «Бухгалтер» — нормативные акты, регламентирующие бухучет и налогообложение; консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в бухгалтерской практике вопросам бухучета и налогообложения. Имеются две независимые базы данных:
    • нормативные документы, регламентирующие бухучет и налогообложение;
    • «Вопросы—ответы» — ответы квалифицированных специалистов на вопросы, часто встречающиеся в бухгалтерской практике.

    Справочные правовые системы семейства «Консультант-Плюс» могут распространяться на компакт-дисках, функционируют для аккредитованных пользователей на IBM-совместимых компьютерах, в операционных системах MS DOS, Windows и в локальных вычислительных сетях, доступны через Интернет. Банк данных СПС уже сейчас содержит свыше 2 миллионов документов и практически ежедневно пополняется. В базах правовых данных СПС «Консультант-Плюс» имеется также более 100 тысяч правовых документов многих российских регионов. Пользователи СПС могут вести собственные базы данных.

    Популярна также СПС «Гарант» (см. гл. 9), в которой используется гипертекстовая технология хранения правовой информации с еженедельным обновлением информационных ресурсов. Система может работать в операционных системах MS DOS, Windows, OS/2. Информационные ресурсы СПС состоят из 17 банков данных, в которых хранятся правовые документы с 1924 г. Имеются также банк данных на английском языке, шестиязычный словарь «Бизнес и право», Информационный банк «Законодательство субъектов РФ».

    Еще одной справочной правовой системой является система «Кодекс», имеющая 33 правовых базы данных. СПС «Кодекс» может выполнять много операций, например, формировать «Перечень документов по тематике», «Выборку документов по признакам». При этом можно задавать «Условия выборки», меняя и добавляя условия для поиска. Достоинство СПС — активное использование меню и оконной технологии.

    В верхней части окна «Документы» выдается список документов, а в нижней части — название и атрибуты текущего документа. По умолчанию документы располагаются по алфавиту, но можно рассортировать их и по дате принятия, виду, номеру. В окне «Текст документа» можно просмотреть и обработать текст документа. Можно находить документы, связанные с данным документом; создавать и вести произвольное число собственных баз данных.

    Необходимо отметить, что юридическая информация на магнитных носителях обычно не имеет юридической силы и обязательно требуется ссылка на печатное издание. Отметим, что в США имеются прецеденты использования Википедии (виртуальный словарь, расположенный в Интернете и редактируемый пользователями), как юридической информации для вынесения приговоров в судах.

    Требуемые ссылки помещаются в базах данных СПС. Информация в базах данных справочных информационных систем может служить только для справок, на нее нельзя ссылаться в суде. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неполноты или неточности данных в базах данных СПС законодательно не регламентируется и пока решается разработчиками СПС.

    Поэтому СПС пока следует рассматривать лишь как удобное, но не всемогущее вспомогательное средство в юридической деятельности.

    Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

    Дополнительные возможности открывает Закон РФ «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями). Первостепенное значение имеют ст.ст. 38 и 39 Закона. Согласно ст. 38 граждане вправе оперативно получить через СМИ достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии со ст. 39 редакция СМИ имеет право запрашивать (в устной и в письменной форме) информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

    Вопросы деятельности СМИ в сфере правовой информации регулируются и в подзаконных актах. В частности, в Указе Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

    • в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
    • в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
    • в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;
    • в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

    Из сказанного можно сделать следующий вывод: развитие законодательства за последние годы сформировало нормативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.

    Здесь несколько Интернет-ресурсов РФ в области правовой информатики.

    Специализированная информационно-справочная система (СИСС) «Правоохранительный портал Российской Федерации» (рис. 2.1 ). Система введена в эксплуатацию в начале 2009 г. согласно Распоряжению Правительства РФ от 10 января 2009 года № 16-р. МВД России определено ответственным за организационное обеспечение функционирование системы.

    Портал федеральных органов государственной власти (рис. 2.2 ).

    Компьютерные преступления

    Под компьютерными преступлениями понимаются предусмотренные законом общественно-опасные деяния с использованием компьютерной техники. С компьютерными преступлениями тесно связана информационная безопасность.

    Проблема информационной безопасности возникла достаточно давно и имеет глубокие исторические корни. До сравнительно недавнего времени методы защиты информации были в исключительной компетенции спецслужб, обеспечивающих безопасность страны.

    Однако новые технологии измерения, передачи, обработки и хранения информации значительно расширили сферы деятельности людей, нуждающихся в защите информации, привели к развитию и распространению новых методов несанкционированного доступа к информации и, как следствие, к интенсивному развитию нового научного направления — «информационная безопасность».

    Все это связано, прежде всего, с появлением систем обработки данных на базе компьютеров, а также с бурным развитием систем передачи данных.

    Можно выделить некоторые причины, которые и привели к необходимости как разработки новых методов защиты информации, так и к дальнейшему развитию традиционных.

    Первые системы коллективного пользования ЭВМ, а затем объединение их в глобальные и локальные сети, технологии открытых систем уже на первом этапе выявили потребность в защите информации от случайных ошибок операторов, сбоев в аппаратуре, электропитании и т.п.

    Стремительный рост емкости внешних запоминающих устройств и высокая эффективность их использования в системах автоматизированного управления привели к созданию банков (баз) данных колоссальной емкости и высокой стоимости, одновременно создавая проблемы их защиты как от разнообразных случайностей, так и от несанкционированного доступа.

    Современные информационные системы составляют техническую основу органов управления государственной власти, промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т.п. Сегодня, когда компьютер прочно вошел в наш быт, мы все чаще вынуждены доверять ему свои секреты (финансовые, промышленные, медицинские и др.), и в связи с этим вопросы защиты информации приобретают всеобъемлющий характер.

    Преступления, связанные с компьютерами, можно разделить на две категории (табл. 7.1). В первой категории компьютер и (или) компьютерная информация является объектом преступления.

    Компьютерная информация — это информация на машинном носителе или передаваемая по каналам связи в форме, доступной компьютеру). К этой категории относятся хищение или нанесение ущерба техническим средствам и информации, несанкционированный вредоносный доступ к компьютерной системе и информационным ресурсам. Во второй категории компьютер служит орудием преступления.

    Таковы, например, осуществляемые с помощью компьютера:

    - государственный, коммерческий, промышленный шпионаж;

    - распространение компрометирующей информации, фальсификация результатов голосования и т.п.

    Обе категории преступлений тесно взаимосвязаны: например, компьютер может служить орудием несанкционированного доступа к другому компьютеру.

    Мы, студенты вузов юридического и финансово-экономического профилей, не понаслышке знаем, как полезно и даже необходимо уметь пользоваться СПС. Подготовка к семинарам, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, участие в конференциях, да и просто расширение своего кругозора - всё это усложнилось бы в несколько раз, не приди нам на помощь справочные правовые системы.

    Но пользуются ли практикующие специалисты СПС? Как конкретно СПС КонсультантПлюс может помочь юристу в осуществлении своей профессиональной деятельности?

    Я решила задать эти вопросы заместителю председателя Московского областного суда Василию Владимировичу Гавричкову. Но для начала небольшая биографическая справка.

    Василий Владимирович родился 17 июня 1960 г. Имеет высшее юридическое образование. Окончил Военный Краснознаменский институт по специальности "военно-юридическая". С августа 1985 г. по декабрь 1990 г. - судья трибунала Тбилисского гарнизона и судья Закавказского военного округа. С января 1991 г. по март 2000 г. работал в управлении обеспечения деятельности военных судов Министерства обороны РФ и Судебного департамента при Верховном суде РФ. С марта 2000 г. по март 2006 г. - председатель Пресненского районного суда г. Москвы. Указом Президента РФ от 08.09.2008 г. назначен заместителем председателя Московского областного суда. Имеет первый квалификационный класс судьи. Награжден медалью "За заслуги перед судебной системой Российской Федерации" II степени.

    1. Василий Владимирович, в процессе вашей деятельности многими ли правовыми источниками приходится пользоваться?

    Безусловно, по роду своей деятельности приходится использовать многие правовые источники. Судья, разрешая тот или иной спор, основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти, конституциях (уставах), законах, иных нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Также учитывается позиция Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

    2. Как удается оперировать таким большим объемом информации и находить именно то, что нужно применительно к конкретному делу?

    Не обязательно пользоваться информацией на бумажных носителях, иногда гораздо удобнее изучать нужные документы посредством использования справочно-правовых систем.

    3. Пользуетесь ли вы справочно-правовой системой КонсультантПлюс? Какую информацию вы чаще всего стараетесь разыскать в СПС КонсультантПлюс?

    Да, справочно-правовой системой КонсультантПлюс я пользуюсь, как и мои коллеги, судьи Московского областного суда и судьи судов Подмосковья.

    Чаще всего использую систему КонсультантПлюс для просмотра федеральных законов. Например, всегда знаю, что в системе имеются все редакции, изменения и дополнения к законам. Используя возможность "поиск по запросу", введя определенную дату, могу просмотреть действующую на интересуемый момент редакцию закона. Эту опцию часто использую, работая с кодексами.

    Часто использую раздел "Судебная практика". Это касается решений Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ.

    Также в системе имеется очень полезный раздел "Подборки судебных решений". С моей точки зрения, очень экономит время, если требуется просмотреть судебную практику по определенным вопросам.

    Несмотря на то что в Мособлсуде имеется база решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делам с участием России, все же обращаюсь к разделу "Международные правовые акты" КонсультантПлюс. В нем очень удобно просматривать решения ЕСПЧ.

    4. Вам хватает в практической работе правовой базы системы КонсультантПлюс, достаточно ли она полная?

    Да, на мой взгляд, очень удобная и полная система. Постоянно появляются какие-то новые проекты, разделы. Радует, что в системе имеются судебные акты Мособлсуда. Это полезно гражданам и организациям, которые обращаются в суд.

    5. Используете ли вы в повседневной работе Путеводители системы КонсультантПлюс? Насколько они полезны в работе практикующего юриста?

    Я знаю этот продукт системы КонсультантПлюс, очень интересная и полезная идея. Особенно она должна быть востребована студентами. Так как "Путеводители", фактически, - это пошаговый инструмент к изучению, например, каждого вида договора, начиная от азов (теоретические положения), заканчивая примерами судебной практики. Путеводители помогают быстрее разобраться в судебной практике. Например, в Путеводителе по ГК РФ по каждой статье выделены основные проблемы применения норм. А по каждой проблеме представлены выводы из судебной практики и существующие на данный момент позиции судов (естественно, приведены цитаты из судебных решений, а к полным текстам можно перейти по ссылкам).

    Бывает, что по каким-то спорным вопросам я обращаюсь к этому разделу. Путеводители, прежде всего, экономят время, которое тратится на изучение многочисленных (десятки, сотни) судебных решений по интересующему вопросу. И очень важно, что эти материалы ежемесячно актуализируются.

    6. Насколько востребован вами раздел КонсультантПлюс "Горячие документы"?

    Очень полезная разработка. Этим разделом пользуемся. В частности, в нашем суде подразделение кодификации ежедневно готовит для судей мониторинг законодательства и СМИ. Насколько я знаю, при подготовке мониторинга используется информация этого раздела (конечно же, наряду с другими источниками информации).

    7. И, наконец, завершающий вопрос, являющийся одновременно и главной темой нашего интервью: "Современный юрист, не использующий СПС, - профессионал?"

    Современный юрист, безусловно, обязан использовать в работе источники законодательства, нормативно-правовых актов и судебную практику. Также обязан быть в курсе не только всех произошедших обновлений, но и изменений грядущих. Помимо этого требуется постоянно пополнять свои знания, обращаясь к работам теоретиков, научных разработчиков, не забывая о судебной практике. Всё это очень удачно совмещается в СПС КонсультантПлюс. Система удобна в использовании, экономит время на поиски документов и всегда имеет все редакции изменений, а также огромную базу статей и монографий опытных юристов. Я уже давно не встречал представителей юридического сообщества, кто бы не использовал в своей работе СПС.

    Поэтому отвечу так: нельзя назвать юриста современным, идущим в ногу со временем, если он не использует СПС.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: