Способы влияния граждан на принятие политических решений в демократическом государстве

Обновлено: 25.04.2024

Сущность и общая характеристика политических решений

Политическим решениям принадлежит особое место в современной науке и каждодневной деятельности политических субъектов. На это обращается внимание многими известными политическими деятелями и представителями доктрины. В том числе, существуют мнения, в соответствии с которыми именно принятие решений выступает ключевой социальной функцией политической деятельности в целом.

На справедливость такого понимания политических решений указывается, в том числе тот факт, что в наиболее общем виде сама политическая наука может быть определена именно как система исследования способов, которым принимаются общезначимые решения в политической сфере.

Безусловно, предмет современной политологии не сводится только к характеристике признаков политических решения и процедурных особенностей их принятия, тем не менее, очевидна важность исследования соответствующих компонентов научного интереса, поскольку ежедневно, во всех государствах мира, политическими деятелями, органами государственной власти и их должностными лицами, руководителями общественных объединений, и т.д. принимается множество решений политического характера, оказывающих непосредственное воздействие не только на текущую социально-политическую обстановку в стране, но и на направления будущего развития государства и общества.

Переходя к непосредственной характеристике процедурных особенностей процесса принятия политических решений необходимо обратить внимание на то, что основные дефиниции, используемые в политической науке в процессе анализа соответствующих категорий, отличаются многообразием подходов к их определению. В этой связи, представляется необходимым привести некоторые из них. Так, например, сами политические решения в современной политологии принято определять следующим образом:

Политическое решение – относительно самостоятельный процесс, протекающий от момента возникновения политической проблемы до ее окончательного разрешения путем применения обоснованных и эффективных мер.

Кроме того, анализ специальной литературы позволят сделать вывод о том, что политическое решение во многом характеризует и способ внешней реализации интересов определенной группы участников политической действительности. Данный признак представляется обоснованным, в том числе потому, что политическую сферу общественной жизни было бы неверно характеризовать исключительно как взаимодействие власти и подчиненных, поскольку в соответствующий процесс одновременно вовлечено множество различных участников, преследующих собственные цели, реализации которых, возможно, в том числе посредством принятия политических решений.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика требований, предъявляемых к процессу принятия политических решений

Как частично было отмечено выше, политические решения выступают крайне сложной и многоаспектной категорией современной политической науки. В то же время, политические решения характеризуются исключительной важностью для обеспечения нормальной жизнедеятельности государственно-властного аппарата и общества в целом. Во многом обозначенное значение обуславливается тем, что посредством принятия тех или иных политических решений нередко происходит разрешение конфликтных политических решений.

При этом обозначенное значение политических решений «усиливается» в связи с тем, что конфликтные ситуации для политики – явление неизбежное, а его разрешение нередко предполагает принятие не одного, а целого множества политических решений, каждой из которых является компонентом более широкое политической стратегии.

В свою очередь, обозначенная роль и значение политических решений в обеспечении стабильности политической жизни общества предполагает необходимость изучения тех требований, которые предъявляются к субъектам политики в процессе принятия соответствующих решений. В частности, в числе таковых, в современной политической науке принято называть:

  • Целесообразность принимаемого решения – то есть любые действия и последствия, вызываемые принятием субъектом политики того или иного решения, должны отвечать требованиям разумности, обоснованности и справедливости, как условиям достижения цели политической деятельности в целом;
  • Своевременность выработки и принятия политического решения;
  • Системный характер деятельности по принятию политических решений – принятию соответствующего решения должно предшествовать всестороннее и полное изучение, оценка всех данных о текущей ситуации, которая требует внешнего воздействия посредством принятия политического решения, а равно всесторонний и полный анализ и оценка всех последствий принимаемого политического решения;
  • Политическое решение должно быть законным, то есть соответствующим действующим в настоящее время нормативно-правовым предписаниям;
  • Соответствие процесса принятия и реализации политических решений не только специально-политологическим требованиям, но и всем общим принципам человеческой деятельности – научности, реальности, оптимальности, контролируемости, и т. д.

Условия и предпосылки принятия политических решений

Наряду с характеристикой особенностей политических решений, и требований, обычно предъявляемых к процедуре их принятия, необходимо также отметить существование определенных условий и предпосылок, обуславливающих, в конечном итоге, саму возможность принятия политических решений.

Так, например, в специальной литературе отмечается, что любой процесс принятия политического решения предполагает:

Эксперты считают, что искусственное ограничение социальной мобильности государством приводит к негативным последствиям. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких последствия.

1) Не происходит обновление социальных структур. Люди, которые переходят в более высокую страту, привносят новаторство, обостряют конкуренцию, стремятся к более совершенным формам жизни, при искусственном ограничении социальной мобильности это будет отсутствовать.

2) Искусственное ограничение социальной мобильности не позволяет индивиду полностью раскрыть свои индивидуальные таланты, личные качества, поскольку возможности их развития и реализации присущи более высокой социальной страте, в которую он может не попасть.

3) В связи с недоступностью определенных благ для более низких социальных слоев и отсутствием возможности перехода на более высокую социальную страту будет возрастать социальная напряженность, агрессивность, увеличение социальных конфликтов, что является негативным последствием искусственного ограничения социальной мобильности.

1) юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения уполномоченными органами в установленном законом порядке к нарушителю за совершенное им правонарушение.

2) Существуют такие виды юридической ответственности как гражданско-правовая (за ущерб, причиненный имуществу, невыполнение условий договора и т.д.), уголовная (за преступления), административная (за административные правонарушения), дисциплинарная.

3) Одним из аспектов принципа справедливости является то, что за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание, которое должно соответствовать характеру и степени вредности правонарушения.

1) Научное познание – особый вид познавательной деятельности, который направлен на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний; научному познанию присущи такие признаки, как объективность, доказательность, системность, рациональность, проверяемость.

3) Одним из методов эмпирического познания является наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие объекта, целью которого является получение знаний о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.

1) Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, базирующихся на понятиях добра и зла, нравственности и чести, регулирующих отношения людей во всех сферах общественной жизни.

3) Ответственность подразумевает обязанность человека отдавать отчет своим поступкам и действиям кому-либо, быть в ответе за то, что ему поручено, мораль же подразумевает собственную оценку своих действий на основе принятых в обществе представлений о хорошем и плохом, не являясь обязательным процессом.

Приведите три примера влияния массовой культуры на человека. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

1) Способствует удовлетворению потребностей людей в отдыхе, психологической разрядке (Марина Анатольевна работает менеджером в крупной компании «Сбербанк», на работе она занимается сложными проектами и задачами, после рабочего дня чувствует себя очень уставшей, поэтому она смотрит сериал «Сваты», который помогает забыть ей о своих проблемах, поднимает настроение).

2) Массовая культура влияет на поведение людей, внушая им определенные стандарты и модели поведения (Артем, ученик престижного ВУЗа, начал играть в компьютерные игры-боевики, со временем он стал зависим от них и начал думать, что игра происходит в реальном мире, поэтому хотел купить пистолет и начать ходить с ним по улице, однако родители вовремя это увидели и запретили ему пользоваться ноутбуком).

3) Массовая культура снижает общую планку духовной культуры (В России популярна такая передача, как «Пусть говорят». В ней рассматриваются вопросы личной жизни людей. Часто обсуждаются низкие моральные поступки, которые не считаются общественной нормой. Однако люди, каждый день смотрящие данную передачу, постепенно начинают думать, что такое поведение являются нормой и можно делать также. Поэтому у людей постепенно падает нравственность, уровень духовной культуры).

Назовите три вида несовершенной конкуренции и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

1) Монополистическая конкуренция (В Москве на Арбате расположено порядка 10 кофеен, каждая размещает рекламу на улице и в истаграмме для привлечения жителей и гостей города и получения максимальной прибыли)

2) Олигополия (В России на протяжении последних 15 лет существует три основных оператора сотовой связи – Билайн, Мегафон и МТС, они устанавливают схожие цены на тарифы, с чем населению приходиться мириться)

3) Монополия (В Китае существует только один мессенджер, который использует каждый китаец – WeChat , программа активно сотрудничает с государством – через нее пользователь кроме общения с друзьями может оплачивать счета и покупки. Из-за ее повсеместного распространения и поддержки на государственном уровне создание аналогов бессмысленно)

Приведите три примера влияния граждан в демократическом государстве на направления политики государства. Сначала приведите пример, а затем поясните это влияние. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

1) Всероссийское общество автомобилистов было недовольно жесткими мерами ответственности по отношению к автовладельцам, в связи с чем они не раз направляли свои заявления, предложения в Государственную Думу. Позднее депутаты поддержали инициативу и были приняты поправки в КоАП РФ, смягчающие некоторые виды ответственности. Это показывает влияние граждан на законодательную политику.

2) Общественная организация «Спортивная страна П.» на встрече с президентом страны предложила увеличить количество часов физкультуры в школе. На следующий учебный год в школах ввели 3 часа вместо двух. Более того, увеличилось и число спортивных мероприятий в стране П. Это показывает влияние граждан на политику в области образования.

3) Гражданка Резова обратилась в министерство здравоохранения с предложением увеличить число перинатальных центров в городе и области В. Ее поддержал министр здравоохранения и другие граждане. В ближайшие годы число таких центров выросло в 2 раза по всей стране. Это показывает влияние граждан на политику в области здравоохранения.

Назовите два вида наследования по ГК РФ и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)

1) Наследование по закону. После смерти тетушки Гретты, не оставившей завещание, ее наследство поделили между собой муж (1/3), старшая (1/3) и младшая дочери (1/3) в соответствующих пропорциях как наследники первой очереди.

2) Наследование по завещанию. После смерти госпожи Хадсон большая часть наследства досталась любимому внуку Генри, а коллекция столового серебра племяннику Джону в соответствии с ее завещанием.

В государстве Z в школах началось распространение компьютеров, развита сфера услуг, преобладают демократичные семьи, в стране есть 5 субъектов, президент является главой исполнительной власти и избирается на выборах. Назовите тенденцию в образовании в государстве Z , 3 черты семьи демократической семьи, тип общества и форму правления в этом государстве.

Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

Участие граждан в политической жизни

Характерные черты деятельности

Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

  • установленный политический режим;
  • наличие соответствующих традиций;
  • уровень развития общества;
  • текущая политическая обстановка в стране;
  • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

Основные формы участия

В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

Выборы и референдумы

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

  1. Голосование осуществляется тайно.
  2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
  3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
  4. Осуществлять голосование можно только лично.

Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

  • изменения статуса субъекта РФ;
  • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
  • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
  • переноса сроков выборов;
  • принятия ЧС.

Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

Жалобы и публичные выступления

Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

Подача заявления

  1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
  2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
  3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

Государственная служба и политическая карьера

Государственная служба

Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.

Понятие неформальных групп и их роль в принятии политических решений

Одна из разновидностей неформальных групп - это группы интересов.

Группы интересов являются сообществами людей, объединяющимися с целью реализации каких-то отдельных, специфических интересов. От партий они отличаются не только принципом организации, но и механизмами взаимодействия с государственной властью - они не стремятся овладеть властью, а только оказывают воздействие на способы принятия решения для реализации собственных интересов.

Существуют разнообразные подходы, которые характеризуют место неформальных групп в принятии политических решений и политической жизни в целом.

Те исследователи, что придерживаются первого подхода, имеют отрицательное отношение к таким группам, полагая, что они оказывают негативное влияние на работу демократической системы посредством того, что оказывают частное влияние на алгоритм принятия политических решений. Для них все то, что совершается в политической жизни - это средство ухищрения бизнесменов, мафии и разнообразных организаций.

Важно отметить следующие аргументы в поддержку данного подхода:

  1. Существование неформальных групп, которые оказывают влияние на принятие политических решений, образует некое неравенство меж группами, которые обладают большими средствами и группами, обладающими меньшими финансовыми возможностями. Бизнес-группам куда легче воздействовать на ход принятия политических решений посредством применения собственных ресурсов.
  2. Они мешают функционированию экономической политики, подрывают реализацию активной политики. То есть, когда обеспеченные "группировки интересов" достигают обретения определенных благ и богатств, в последующем им уже не требуются производить политически активные действия далее, а в это время те, кто под раздачу материальных ресурсов не попал, останутся без помощи.
  3. Существование этих групп может вызывать угрозу монополизации, и к тому, что они будут представлять лишь собственные интересы, а не интересы населения. Это нарушает принцип представительства, который в результате ведет к тому, что заключаются сделки меж группами неформального воздействия и бюрократии.

Готовые работы на аналогичную тему

Те политологи, что придерживаются второго подхода, обладают альтернативной точкой зрения, выступая за пользу таких группировок. Они полагают, что группы играют позитивную роль в ходе принятия политических решений.

Типы неформальных групп, оказывающих влияние на принятие политических решений

Всякому политическому явлению требуется правильная классификация. Невзирая на то, что в политической науке и во множестве смежных наук существует масса типологий групп интересов, более точной из всех является типология Ж. Блонделя. В её базу положено то, как осуществляется взаимосвязь внутри группы и главные характерные черты её функционирования. Блондель отмечает, что существует две разновидности групп, которых в чистом виде в реальности не существует: группы ассоциативные и группы общинные.

Если вести разговор об общинной группе, то люди в нее входят не по своими интересами, а по тому, что принадлежат к какому-то сообществу. Даже новорождённый человек уже включен в какую-либо группу. Ассоциативные же группы формируются с конкретной целью. Примером таких групп можно назвать сообщество, которое создано с целью борьбы с чрезвычайными последствиями. Но эти две разновидности - крайние, соответственно есть группы, стоящие меж ними, они занимают позиции по мере их удаленности от традиционных форм и приближения к современным:

  • группы «по обычаю»;
  • группы защиты;
  • институциональные группы;
  • группы поддержки.

Важным является то, что различные неформальные группы применяют различные способы для того, чтобы оказать воздействие на решения органов власти. На сегодняшний день эти группы предпочитают применять механизм воздействия на общественность, чтобы посредством ее оказывать влияние на государство.

Механизмы влияния на принятие политического решения

Способы воздействия на власть со временем изменяются. К примеру, представители различных неформальных группировок могут становиться участниками электорального процесса, оказывать помощь некоторым партиям, при этом требуя поддержки групповых интересов.

Иным трендом современности является то, что множество неформальных групп постепенно вливается в систему «функционального представительства». Данная система является популярной как средь группировок защиты, так и средь группировок поддержки.

Третья отличительная особенность современных неформальных групп состоит в активном продвижении собственных интересов и весомом влиянии на власть. Механизмом влияния выступает прямое организованное действие. Они предпочитают не договариваться с властью, а разрешать проблемы наиболее радикальным образом. Главные методики их работы выражаются в привлечении на свою сторону масс, пропагандистские акции в СМИ и разнообразные акции протеста. Также применяется методика отказа от поддержания каких-то политических деятелей во период выборов или других разновидностях продвижения во власти.

Но такие средства являются возможными для реализации собственных интересов лишь в условиях общества демократического типа, при тоталитарных режимах эти латентные "группы давления" не переступают границы партийного аппарата, находясь в образе отдельных элементов, допускающих соперничество меж собой в сферах схожих интересов. Они представляются в форме этнических или земляческих сообществ. То есть подобные группировки - прототип кланов.

Кланы, по сути, утрачивают базисные черты и "групп давления" и "групп интересов", но от этого не утрачивают собственного значения в принятии политических решений. Важно отметить, что их роль является весьма существенной не только в тоталитарных режимах, но также и в государствах, в которых действует принцип плюрализма, которые по конституции признаются демократиями.

Общая характеристика соотношения политических решений и политического участия

Анализ специальной литературы, посвященной изучению вопросов, связанных с осуществлением деятельности в политической сфере общественной жизни позволяет сделать вывод о том, что множество протекающих в ней процессов находятся в непосредственной взаимосвязи с принятием политических решений – либо на стадии выявления проблем, формулирования предложений и их утверждения, либо – после обозначенного утверждения политического решения на этапе его непосредственного претворения в жизнь.

Этот факт предопределяет повышенное внимание со стороны научного сообщества к проведению характеристики деятельности специальных субъектов по принятию политических решений, а также оценки многих смежных с процессов принятия политических решений явлений.

При этом в числе таковых, особенно в условиях становления и развития современных демократических государств, принято выделять различные формы политического участия, как неотъемлемого атрибута современного общества. В наиболее общем виде следует отметить, что политическое участие позволяет гражданам выступать в качестве субъектов политики, оказывающих влияние на ход и характер процедуры решения наиболее существенных общественных проблем.

Иными словами, политическое участие может быть определено как одной из проявлений политической деятельности, а определение соответствующей категории может быть сформулировано следующим образом:

Политическое участие – это целенаправленная осознанная деятельность граждан, конечной целью которой выступает оказание влияния на принятие и осуществление наиболее важных политических решений.

Признаки и формы политического участия в принятии решений

Готовые работы на аналогичную тему

Продолжая характеристику соотношения политического участия и политических решений следует отметить, что приведенное определение политического участия, несмотря на то, что оно отражает важнейшее свойство соответствующей категории – стремление граждан оказывать влияние на принимаемые и реализуемые политические решения в рамках соответствующей деятельности, требует определенного уточнения, в том числе:

  1. Политическое участие, как самостоятельная категория современной политической науки, указывает именно на вовлечение в политическую деятельностью рядовых граждан, а не специальных субъектов (в т. ч. должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления). Иными словами, к политическому участию, в рассматриваемом значении не относится деятельность лиц, состоящий на службе в законодательных, исполнительных и судебных органах государственной власти, иных силовых структурах, и т.д. Политическое участие таких лиц, в обозначенном понимании, тем не менее, возможно, например, в случае участив в выборах в качестве голосователя;
  2. Политическая деятельность, как разновидность социально-активного поведения гражданина носит добровольный характер – то есть никто не может быть обязан или принужден к осуществлению функций политического участия;
  3. Обозначенный признак добровольности указывает, в том числе, на то, что конкретное лицо не должно получать какого-либо вознаграждения, в связи с выражением им в конкретных действиях определенной социально-политической или гражданской позиции.

Кроме того, анализ специальных источников позволяет сделать вывод о том, что в условиях современной социально-политической действительности могут выделять различные формы политического участия в процессе принятия соответствующих решений общесоциальной значимости. В частности, в числе таковых могут быть выделены:

  • Участие в массовых собраниях, манифестациях, демонстрациях, пикетированиях, и т.д., с целью обратить внимание властей на необходимость решения определенной задачи или преодоления той или иной трудности посредством принятия взвешенного политического решения;
  • Голосование на выборах, в рамках которых происходит замещение должностей и формирование выборных законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, а также принятие участия в референдумах по наиболее значимым вопросам государственного устройства и общественного развития;
  • Участие в непосредственной деятельности политических партий, общественных объединений, как непосредственно принимающих политические решения, так и находящихся в оппозиции действующей власти;
  • Выражение собственного мнения о текущих политических процессах и будущих инициативах путем публикации в средствах массовой информации, обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, участия во встречах с политическими деятелями, и т.д.

При этом необходимо обратить внимание на то, что наиболее распространенной формой политического участия, опосредующей принятия ключевых политических решений в государстве, в которую вовлечено максимальное количество граждан и политических партий – это политические выборы, приводящиеся на различных уровнях.

Мотивы участия граждан в процедуре принятия политических решений

Предмет научного интереса отечественных и зарубежных политологов, наряду с изучением понятия, признаков и форм участия граждан и общественных объединений в принятии политических решений, составляет также анализ тех мотивов, которые побуждают обозначенных субъектов принимать участие в соответствующей деятельности. При этом предлагается выделять три основные модели мотивов, опосредующих политическое участие:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: