Способы управления государственной собственностью

Обновлено: 27.03.2024

· разовое поступление большой суммы денежных средств; это обусловило доминирование данного способа управления собственностью в 1990-е гг., когда полученные от продажи собственности денежные средства использовались для покрытия дефицитов бюджетов, особенно местных;

· формирование частного сектора, что повысило эффективность хозяйствования в рыночной экономике, и налоговой базы.

· это приводит к сокращению возможности выполнения социальной функции. Например, переход парков отдыха и аттракционов в частные руки привел к тому, что вход в них стал платный, а кинотеатров – к тому, что поход на сеансы фильмов для пенсионеров и малоимущих граждан стал проблематичным;

· отсутствие возможности контролировать судьбу объекта в будущем. Например, какое-либо важное для населения предприятие может закрыться.

Передача муниципального имущества различным организациям для использования на условиях договора аренды является надежным источником пополнения местного бюджета и действенным инструментом экономического развития территории.

Наиболее распространена аренда муниципального недвижимого имущества. Значительно реже заключаются договоры аренды движимого имущества и уже совсем редко осуществляется аренда действующих муниципальных предприятий.

· это появление стабильного во времени источника дохода;

· возможность органов власти влиять на процесс использования объекта и выполнять какие-либо социальные функции.

· договор аренды отнимает стимул у предпринимателя к развитию объекта собственности;

· под арендуемое имущество нельзя взять кредит.

Аренда объектов государственной и муниципальной собственности должна осуществляться только на конкурентной основе без права автоматической пролонгации договора.

3. Создание государственных и муниципальных предприятий / автономных учреждений

· органы власти расширяют возможность выполнять социальные функции;

· одновременно органы власти сохраняют возможность получения дохода.

· возникает искусственная поддержка хозяйствующего субъекта, следовательно, эти предприятия нарушают основы конкурентной среды (например, городской пассажирский транспорт).

Унитарные предприятия не имеют собственности на балансе, а собственником остается казна. В 1990-е гг. множество таких предприятий становилось банкротом, которые не отвечали по своим обязательствам имуществом. Поэтому в настоящее время все такие предприятия преобразуются в ОАО или государственные / муниципальные предприятия, также создаются автономные предприятия, а унитарные предприятия ликвидируются.

4. Внесение объектов собственности в качестве вклада в уставной капитал АО, ООО

· органы власти могут выполнять социальные функции;

· одновременно органы власти могут получать доход.

· возникает искусственная поддержка хозяйствующих субъектов. Частной структуре можно не вносить огромную сумму в уставной капитал, не платить аренду и т.п. Эти компании пользуются господдержкой, например, Газпром обладает монопольным правом продажи газа на внешний рынок. А государство получает свои дивиденды и т.п.

· давление на налоговые структуры тем, что в составе предприятия находится государство.

5. Развитие объекта собственности (инвестирование)

· объект способен либо в большем объеме выполнять социальные функции либо приносить больший доход. Работающий бизнес всегда дороже, так как приносит доход уже сегодня.

· требует вложения крупной суммы денежных средств в течение короткого времени.

Кроме общих способов управления собственностью существуют также специфические, например, способы управления средствами бюджета.

Михеев А.А. О методах управления государственным имуществом региона / А.А. Михеев // Управление социально-экономическим развитием региона : сб. науч. тр. / Редкол. : Д.В. Шопенко, В.Б. Фраймович (отв. ред.) [и др.]. – СПб. : СПбГИЭУ, 2007. – С. 174-178.


Методы управления государственным имуществом можно разделить на три группы: административные, правовые и экономические. Административные сводятся к прямым руководящим указаниям органов власти. Правовые методы подразумевают установление правил (законов, подзаконных актов и прочих документов), регулирующих процессы передачи прав собственности, ведение хозяйственной деятельности. Экономические методы основаны на воздействии субъектов управления на экономические интересы участников имущественных отношений с помощью средств налоговой, бюджетной политики и т. д.


К числу наиболее передовых методов, причисляемых к группе экономических, относится метод управления стоимостью имущества. Его концептуальными истоками стали метод приведенной стоимости при планировании капвложений и метод стоимостной оценки, разработанные лауреатами Нобелевской премии Мертоном Миллером и Франко Мадильяни. Отправным пунктом для применения этого метода является определение параметров деятельности, от которых прежде всего зависит стоимость имущества. Система таких параметров, называемых ключевыми факторами стоимости, разрабатывается до самого детального уровня. Факторы стоимости увязываются с показателями, на основе которых принимаются управленческие решения. Метод управления стоимостью хорошо подходит для управления региональной собственностью – унитарными предприятиями и компаниями с долевым участием субъекта федерации.


Выбор метода управления для конкретного объекта собственности должен определяться, исходя из его целевого назначения, разрешенного использования, экономической целесообразности и технической реализуемости данного варианта использования объекта. В то же время применительно к большому имущественному комплексу, скажем региона, необходим системный подход, в рамках которого используется сочетание методов управления всех перечисленных групп.

Исторически государство учреждается для передачи в его ведение важнейших социально-экономических задач – обеспечения правопорядка, правосудия, обороны и пр. Реализация переданных государству полномочий объективно требует привлечения соответствующих ресурсов, в том числе и имущественных. При этом государство всегда выступает инструментом территориальной общественной организации, а потому становится исключительным собственником отдельных видов имущества, в отношении которых недопустимо установление альтернативной формы собственности.

Следуя положениям отечественных нормативно-правовых актов, категория государственная собственность подразумевает имущество, собственником которого выступает Российская Федерация и субъекты, ее образующие. Другими словами, федеративное административно-территориальное устройство России обусловливает возможность существования двух видов государственной собственности:

  • собственности федеральной;
  • собственности региональной.

Размежевание государственной собственности между федерацией и субъектами на конституционном уровне отнесено к числу вопросов совместного ведения федерации и субъектов. Исключительную собственность федерации составляют объекты:

выступающие основой национального богатства:

  • это ресурсы морской экономической зоны, ресурсы территориальных вод и континентального шельфа;
  • это природные богатства, включенные в состав охраняемых, или тех, что используются особым образом, например, природные парки, рекреационные объекты и пр.;
  • исторические, культурные, природные, художественные ценности, учреждения культуры федерального значения;

обеспечивающие функционирование федеральных органов власти и, соответственно, решение федеральных задач:

  • государственная казна, в том числе средства бюджета федерации, внебюджетных фондов, Банка России и др.;
  • имущество отечественных вооруженных сил и др.;

используемые для оборонного производства;

Готовые работы на аналогичную тему

Соответственно, в число объектов, составляющих государственную собственность на уровне регионов, подлежит включению:

  • имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственной власти на региональном уровне;
  • объекты, составляющие инфраструктуру региона;
  • земли под объектами региональной собственности и пр.

Содержание управления государственной собственностью

Управление государством находящимся в его собственности имуществом предполагает не только реализацию полномочий собственника, но и возложение на государство соответствующих обязанностей. Непосредственное осуществление прав и обязанностей собственника возлагается государством на соответствующие государственные органы.

Управление государственным имуществом всегда реализуется исходя из конкретных целей и задач государственной деятельности органа, в ведение которого оно находится. Иначе говоря, целью управлении государственным имуществом выступает обеспечение выполнения государственных функций конкретным субъектом государственной власти. При этом в правомочия такого субъекта управления не включаются полномочия по разграничению и перераспределению имущества, эти полномочия предшествуют управлению, являются его предпосылкой.

Гражданско-правовая трактовка категории собственность предполагает единство трех правомочий собственника – права пользоваться, права владеть и права распоряжаться. Управление собственностью, в свою очередь, наиболее тесно связано с таким правомочием собственника как распоряжение объектом собственности. Так, назначение государственного имущества, как федерального, так и регионального, предполагает постоянное его использование, которое фактически осуществляют учрежденные государством организации, а также частные организации и физические лица, которым такое имущество передано, или неограниченный круг лиц, когда речь идет об объектах общего пользования.

Способы управления государственной собственностью

К числу основных способов управления государственной собственности относятся следующие:

Управление государственной и муниципальной собственностью в системе рыночных отношений – это целенаправленный процесс, реализуемый органами публичного управления и опосредующий систему мероприятий по планированию и осуществлению владения, использования и распоряжения имущества, составляющего собственность Федерации, региона или муниципалитета для стабилизации и развития отечественной экономики и обеспечения благосостояния населения.

Понятие государственной и муниципальной собственности

Государственная и муниципальная собственность – это категория, которая используется для обозначения комплекса правомочий по владению, распоряжению, пользованию имуществом, составляющим собственность муниципалитета, региона, Федерации.

Специфика собственности публично-правовых образований определяется значением государственного и муниципального имущества для реализации полномочий публичного управления. Иными словами, имущество, составляющее государственную и муниципальную собственность, должно использоваться должностными лицами и органами государственного и муниципального управления в соответствии со своими полномочиями для обеспечения развития экономики соответствующей территории и, как следствие, обеспечения трудовых прав граждан, занятости населения, его стабильного дохода и пр.

Таким образом, эффективность использования государственного и муниципального имущества, эффективность управления таким имуществом должна оцениваться не только с точки зрения экономической эффективности, но и с точки зрения социальной полезности.

Спектр объектов государственной и муниципальной собственности не ограничен. Это может быть любое имущество.

Кроме специфических функций, которые призвана решать государственная и муниципальная собственность, спецификой обладают и методы, которыми реализуется управление такой собственностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции управления государственной и муниципальной собственностью в системе рыночных отношений

Функции управления имуществом, составляющим собственность государства или муниципалитетов, представляют собой реализацию полномочий собственника в отношении такого имущества субъектами, которым такое имущество передано, – специально образованными органами, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями и пр.

Так, например, в системе отечественного публичного управления создан и функционирует специальный орган – агентство по управлению имуществом, которое составляет государственную собственность. Эта служба осуществляет следующие полномочия в отношении государственного имущества:

  • организация продажи имущества государства в порядке приватизации;
  • реализация имущества, которое было изъято для исполнения решения суда или актов органов публичного управления об обращении взыскания на соответствующее имущество и др.

Методы управления государственной и муниципальной собственностью в системе рыночных отношений

Специфические функции, которые призваны решать государственная и муниципальная собственность в системе публичного управления, определяют специальные подходы к управлению.

Методы управления государственной и муниципальной собственностью в условиях рыночных отношений должны соответствовать следующим принципам:

  • недопустимость излишнего вмешательства государства в экономические отношения частных субъектов, то есть в рыночные отношения. Игнорирование названного принципа может привести к монополизации рынка, отдельных его секторов и выстраиванию необоснованных административных барьеров к развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе в приоритетных для отечественной экономики сферах;
  • формирование благоприятной среды для свободной реализации физическими лицами, организациями своих экономических прав при обеспечении поддержки приоритетных, стратегически важных для отечественной экономики отраслей.

Итак, методы управления государственной и муниципальной собственностью – это система способов, инструментов и приемов, посредством которых государство и муниципалитеты в лице должностных лиц и органов публичного управления реализуют управленческое воздействие на отношения собственности для осуществления функций и задач публичного управления.

Для управления государственной и муниципальной собственностью используются два основных вида методов:

  • организационно-правовые. Эти методы опосредуют распорядительное воздействие на отношения по владению, использованию и распоряжению государственным и муниципальным имуществом и предполагают установку принципов и правил, регламентирующих процессы приобретения, передачи и иного распоряжения, а также использования государственного и муниципального имущества. Здесь применяются следующие инструменты: издание административных актов, утверждение нормативных процедур управления и пр.;
  • организационно-экономические. Названные методы опосредуют управленческое воздействие государства и муниципалитетов в отношении имущества, которое передано для реализации функций публичного управления государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям.

Так, к числу основных методов решения управленческих задач в отношении государственной и муниципальной собственности относятся:

Управление государственной муниципальной недвижимостью – это действия органов государственного и муниципального управления по обеспечению функционирования и получения доходов от использования государственной и муниципальной недвижимости.

Цели управления государственной и муниципальной недвижимостью

В государственной и муниципальной собственности находятся различные объекты недвижимости. Современные государства стремятся к снижению своей роли в регулировании экономических процессов, однако это не распространяется на управление государственной и муниципальной недвижимостью. Как правило, в государственной и муниципальной собственности находятся такие объекты недвижимости, которые имеют не только коммерческое, но и социальное значение. От того, насколько правильно и рационально организовано управление государственной и муниципальной недвижимостью напрямую зависит эффективность использования этой недвижимости, обеспечение доходности этого использования, пополнение бюджетной системы страны, ее регионов и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные органы власти стремятся к созданию экономически и логически обоснованных систем критериев, определяющих порядок осуществления управления государственной и муниципальной недвижимостью в соответствии с жестким, детально регламентированным механизмом такого управления и контроля государственной и муниципальной собственности.

Органы государственной и муниципальной власти при управлении государственной и муниципальной недвижимостью стремятся к достижению:

Стратегических целей, к числу которых относятся:

  • обеспечение защиты общественных интересов и государственной безопасности;
  • обеспечение рационального использования, сохранности и капитализации государственной и муниципальной недвижимости;
  • обеспечение роста доходности использования государственной и муниципальной недвижимости;
  • снижение расходов на содержание государственной и муниципальной недвижимости;
  • решение социальных задач, обусловленных использованием государственной и муниципальной недвижимости;

Тактических целей, к числу которых относятся:

  • обеспечение роста доходов бюджетной системы за счет эффективности использования государственной и муниципальной недвижимости;
  • оптимизация структуры государственной и муниципальной недвижимости для формирования устойчивости предпосылок экономического роста;
  • совершенствование процесса управления государственной и муниципальной недвижимостью за счет максимального вовлечения объектов;
  • обеспечение роста конкурентоспособности коммерческих хозяйствующих субъектов за счет использования государственной и муниципальной недвижимости на выгодных условиях и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципиальные основы управления государственной и муниципальной недвижимостью

Государственное и муниципальное управление государственной и муниципальной недвижимостью основано на ряде принципов, к числу которых относятся следующие:

  • принцип законности. Данный принцип обеспечивает применение тех методов управления государственной и муниципальной недвижимостью, которые закреплены в законодательстве;
  • принцип единства управления государственной и муниципальной недвижимостью на всех уровнях публичной власти. Данный принцип подразумевает установление единого порядка управления государственной и муниципальной недвижимостью на территории всей страны, обусловленного преемственностью законодательства на всех уровнях его принятия;
  • принцип разграничения полномочий между субъектами управления государственной и муниципальной недвижимостью;
  • принцип подконтрольности, подотчетности управления государственной и муниципальной недвижимостью;
  • принцип самостоятельности управления государственной и муниципальной недвижимостью, распространяющейся на каждый соответствующий уровень публичной власти;
  • принцип эффективности управления государственной и муниципальной недвижимостью;
  • принцип платности управления государственной и муниципальной недвижимости;
  • принцип конкурентоспособности.

Характеристика методов управления государственной и муниципальной недвижимостью

При управлении государственной и муниципальной недвижимости используются следующие группы методов управления:

  • во-первых, организационные, представляющие собой распределительное воздействие прямого характера на имущественные отношения посредством административных указаний, правил и норм, регулирующих процесс распоряжения объектами недвижимости, передачи прав собственности, техники управления;
  • во-вторых, экономические, представляющие собой воздействие органов государственной и муниципальной власти на экономические интересы участников имущественных отношений за счет изменения форм собственности, регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, пользующихся государственным и муниципальным недвижимым имуществом;
  • в-третьих, социально-экономические, представляющие собой стратегические методы, обеспечивающие использование государственной и муниципальной недвижимости на благо развития государства, его регионов и муниципальных образований.

Функции управления государственной и муниципальной недвижимости

Управление государственной и муниципальной недвижимостью выполняет следующие функции:

  • во-первых, обеспечивает передачу объекта недвижимости в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • во-вторых, обеспечивает передачу объектов недвижимости в уставные капиталы различных хозяйственных обществ;
  • в-третьих, обеспечивает передачу объектов недвижимости в аренду коммерческим организациям;
  • в-четвертых, обеспечивают создание и поддержку крупных предприятий.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 20.09.2021

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: