Способы приобретения и утраты государственной территории международное право

Обновлено: 18.04.2024

Способы приобретения государственной территории можно поделить на договорные (цессия) и недоговорные (все остальные); первоначальные (оккупация, приращение) и производные (цессия, завоевание, давность).

1. Оккупация возможна только в отношении res nullius (terra nullius), то есть ничейной земли (территории, не принадлежащей ни одному государству). В настоящее время ничейной может считаться только необитаемая территория. Если территория населена, но не имеет государственного устройства, должен быть реализован принцип права наций на самоопределение. При оккупации ничейной территории недостаточно простого провозглашения суверенитета в ее отношении. Помимо этого, необходимо осуществление постоянного и эффективного контроля над данной территорией. Такой контроль может проявляться в принятии законов в отношении данной территории, осуществлении текущего управления делами данной территории; распространении юрисдикции на ее население и прочем. В каждом конкретном случае необходимо оценивать весь комплекс обстоятельств.

Открытие ничейной земли как таковое не создает полный титул в ее отношении. Некоторые авторы называют титул, создаваемый открытием, «зачаточным», полагая, что он дает возможность в течение разумного периода осуществить действия, направленные на эффективную оккупацию.

2. Мирное и продолжительное владение территорией, принадлежащей другому государству, при наличии некоторых условий может создаватьтитул, основанный на давности. Для создания титула необходимо чтобы владение территорией осуществлялось от имени суверена (a titre de souverain), было неоспариваемым, непрерывным и открытым, причем его продолжительность зависит от конкретных обстоятельств дела.

Л. Оппенгейм — Г. Лаутерпахт отмечают: «. Давность в международном праве может быть определена как приобретение суверенитета над территорией посредством постоянного и никем не нарушаемого осуществления суверенитета над ней в течение такого периода времени, который необходим для создания, под влиянием исторического развития, общего убеждения, что существующее положение вещей находится в соответствии с международным правопорядком».

3. До недавнего времени цессия, то есть уступка территории по договору, осуществлялась в виде купли-продажи либо в виде безвозмездной передачи (например, продажа Россией США в 1867 году Аляски; продажа Данией США в 1917 году некоторых из Виргинских островов.; безвозмездная передача Австрией Италии в 1866 году Венеции и тому подобное).

В XX веке в основном встречаются две разновидности цессии: цессия на основании мирных договоров и цессия с целью выравнивания границ. Во втором случае в целях более эффективного управления осуществляется обмен незначительными по площади территориями (Договор между СССР и Польшей 1951 года, Соглашение между СССР и Ираном 1954 году). Современное международное право требует, чтобы при осуществлении цессии соблюдались принцип равноправия и самоопределения народов, принцип неприменения силы, а также адекватно решались вопросы гражданства. Воздушное пространство, территориальные воды, недра не могут быть самостоятельными объектами цессии, они переходят только вместе с сухопутной территорией.

4.Завоевание выступает в качестве самостоятельного основания приобретения государственной территории в том случае, если окончание войны не сопровождается заключением мирного договора (приобретение Россией Курильских островов после окончания войны с Японией). В настоящее время завоевание не является правомерным способом приобретения государственной территории.

5. Приращение естественным путем (аккреция). Под приращением понимается увеличение территории государства за счет естественных природных процессов (нанос почвы, обмеление, вулканическая активность и тому подобное).

Если вследствие естественных процессов сухопутная территория образуется за пределами территории какого-либо государства, она должна рассматриваться как terra nullius.

6. В качестве правовых титулов также выделяются:

♦ Титул, основанный на смежности территорий. Концепция принадлежности или смежности использовалась европейскими государствами для распространения своей власти на неконтролируемые территории, прилегающие к контролируемой территории. Как правило, международные суды отказывались учитывать соответствующую аргументацию при определении принадлежности сухопутных территорий. Концепция смежности иногда выдвигается в качестве основы делимитации Арктики.

♦ Титул, основанный на решении международной организа­ции, международного органа (например, международно­го суда) или международного правительства de facto (адъюдикация). Примерами могут быть решения государств- победителей по территориальным вопросам, отраженные в Версальском договоре 1919 года и в мирных договорах с Германией и Италией, заключенных после Второй мировой войны. Адъюдикация может подтверждать уже существующий правовой титул. В некоторых случаях, однако, она может рассматриваться в качестве самостоятельного правового титула, что имеет место, когда международный суд, иной международный орган или международная организация принимают решение о передаче территории, в отношении которой правовой титул не установлен либо утрачен. Речь идет о правообразующих (преобразовательных) решениях.

Государственная территория – пространства, в пределах которых государства осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное пространство.

Такое понимание территории является традиционным для договорной практики.

В состав государственной территории входят:

- сухопутная территория (поверхность суши), включая острова;

- водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;

- воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

Согласно Конституции, территория РФ "включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними" .

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне.

В определении объема прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему. Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Важной частью государственной территории, источником природных богатств являются недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр неограниченна и теоретически распространяется до центра Земли.

К внутренним водам относятся определенные морские воды, а именно:

- воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью принадлежат данному государству;

- воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежащих данному государству

- воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат данному государству.

Воздушная территория представляет собой воздушное пространство в пределах государственных границ. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Высотный предел воздушной территории не установлен. В литературе высказывается мнение, что он достигает 100 - 110 км. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отделяет его от космического пространства, подчиненного международному режиму.

Территориальное верховенство - важнейшее свойство государственного суверенитета, которое означает высшую, полную и исключительную власть государства на своей территории.

Территориальное верховенство включает высшую власть (imperium) и суверенное владение (dominium). Последнее отлично от гражданского права собственности (также dominium). Оно состоит в праве распоряжаться государственной территорией и ее ресурсами, включая передачу той или иной части иностранному государству. Гражданское право собственности существует в рамках установленного государством закона. Приобретение права собственности на земельный участок не исключает его из государственной территории, даже если собственником становится иностранное государство. Поскольку государство осуществляет исключительную власть в пределах своей территории, постольку оно несет и соответствующую ответственность за все, что на ней происходит. Оно обязано обеспечить законные интересы и права иностранных государств и их граждан. В противном случае наступает его международно-правовая ответственность. Суверенитет и международно-правовая ответственность - взаимосвязанные явления. Деятельность, осуществляемая в пределах государственной территории, в том числе и не запрещенная международным правом, не должна наносить ущерб другим государствам.

Способы приобретения и утраты государственной территории.

Правовой титул представляет собой юридический факт (договор, односторонний акт, событие или действие), служащий в качестве правового основания распространения суверенитета государства на определенную территорию. Установление правового титула является главной задачей международных судов, разрешающих территориальные споры. В основном эта задача встает при определении принадлежности территорий, изначально не входящих в состав государства. Основными способами приобретения государственной территории, создающими правовые титулы, являются: оккупация, приобретение по праву давности, цессия, завоевание, приращение.

Способы приобретения государственной территории можно поделить на договорные (цессия) и недоговорные (все остальные); первоначальные (оккупация, приращение) и производные (цессия, завоевание, давность).

1. Оккупация возможна только в отношении res nullius (terra nullius), то есть ничейной земли (территории, не принадлежащей ни одному государству). В настоящее время ничейной может считаться только необитаемая территория. Если территория населена, но не имеет государственного устройства, должен быть реализован принцип права наций на самоопределение. При оккупации ничейной территории недостаточно простого провозглашения суверенитета в ее отношении. Помимо этого, необходимо осуществление постоянного и эффективного контроля над данной территорией. Такой контроль может проявляться в принятии законов в отношении данной территории, осуществлении текущего управления делами данной территории; распространении юрисдикции на ее население и прочем. В каждом конкретном случае необходимо оценивать весь комплекс обстоятельств.

Открытие ничейной земли как таковое не создает полный титул в ее отношении. Некоторые авторы называют титул, создаваемый открытием, «зачаточным», полагая, что он дает возможность в течение разумного периода осуществить действия, направленные на эффективную оккупацию.

2. Мирное и продолжительное владение территорией, принадлежащей другому государству, при наличии некоторых условий может создавать титул, основанный на давности. Для создания титула необходимо чтобы владение территорией осуществлялось от имени суверена (a titre de souverain), было неоспариваемым, непрерывным и открытым, причем его продолжительность зависит от конкретных обстоятельств дела.

Л. Оппенгейм — Г. Лаутерпахт отмечают: «. Давность в международном праве может быть определена как приобретение суверенитета над территорией посредством постоянного и никем не нарушаемого осуществления суверенитета над ней в течение такого периода времени, который необходим для создания, под влиянием исторического развития, общего убеждения, что существующее положение вещей находится в соответствии с международным правопорядком».

3. До недавнего времени цессия, то есть уступка территории по договору, осуществлялась в виде купли-продажи либо в виде безвозмездной передачи (например, продажа Россией США в 1867 году Аляски; продажа Данией США в 1917 году некоторых из Виргинских островов.; безвозмездная передача Австрией Италии в 1866 году Венеции и тому подобное).

В XX веке в основном встречаются две разновидности цессии: цессия на основании мирных договоров и цессия с целью выравнивания границ. Во втором случае в целях более эффективного управления осуществляется обмен незначительными по площади территориями (Договор между СССР и Польшей 1951 года, Соглашение между СССР и Ираном 1954 году). Современное международное право требует, чтобы при осуществлении цессии соблюдались принцип равноправия и самоопределения народов, принцип неприменения силы, а также адекватно решались вопросы гражданства. Воздушное пространство, территориальные воды, недра не могут быть самостоятельными объектами цессии, они переходят только вместе с сухопутной территорией.

4.Завоевание выступает в качестве самостоятельного основания приобретения государственной территории в том случае, если окончание войны не сопровождается заключением мирного договора (приобретение Россией Курильских островов после окончания войны с Японией). В настоящее время завоевание не является правомерным способом приобретения государственной территории.

5. Приращение естественным путем (аккреция). Под приращением понимается увеличение территории государства за счет естественных природных процессов (нанос почвы, обмеление, вулканическая активность и тому подобное).

Если вследствие естественных процессов сухопутная территория образуется за пределами территории какого-либо государства, она должна рассматриваться как terra nullius.

6. В качестве правовых титулов также выделяются:

♦ Титул, основанный на смежности территорий. Концепция принадлежности или смежности использовалась европейскими государствами для распространения своей власти на неконтролируемые территории, прилегающие к контролируемой территории. Как правило, международные суды отказывались учитывать соответствующую аргументацию при определении принадлежности сухопутных территорий. Концепция смежности иногда выдвигается в качестве основы делимитации Арктики.

♦ Титул, основанный на решении международной организа­ции, международного органа (например, международно­го суда) или международного правительства de facto (адъюдикация). Примерами могут быть решения государств- победителей по территориальным вопросам, отраженные в Версальском договоре 1919 года и в мирных договорах с Германией и Италией, заключенных после Второй мировой войны. Адъюдикация может подтверждать уже существующий правовой титул. В некоторых случаях, однако, она может рассматриваться в качестве самостоятельного правового титула, что имеет место, когда международный суд, иной международный орган или международная организация принимают решение о передаче территории, в отношении которой правовой титул не установлен либо утрачен. Речь идет о правообразующих (преобразовательных) решениях.

Основания утраты государственной территории обратны основаниям ее приобретения. К их числу можно отнести: отказ (дериликция); утрата в силу давности; утрата вследствие естественных процессов (исчезновение косы Тузла в Керченском проливе в результате ее размыва в 1925 году); уступка другому государству; завоевание другим государством.

Утрата государственной территории может также произойти в результате сецессии, то есть отделения части государственной территории и образования нового государства. Некоторые границы в Африке и других регионах установлены без учета расселения этносов, в соответствии с бывшим колониальным делением, что может стимулировать процессы, имеющие своим результатом сецессию.

Государственная территория – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определённого государства и в пределах которой осуществляется государственная власть.

Территория одного государства отделяется от территории другого государства государственными границами.

Согласно международному праву, определёнными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. В определении объёма прав государства в отношении шельфа и экономической зоны главная роль принадлежит международному праву, а не праву внутреннему.

Суверенитет государства распространяется также на искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Территория государства состоит из:

1. Сухопутной территории (материковая часть, острова, анклавы);

Сухопутной территорией государстваявляется вся суша в пределах его границ.

2. Водной территории (внутренние воды, территориальное море);

К внутренним водам согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. относятся:

Ø Морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;

Ø Воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы;

Ø Воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства.

Под территориальным морем понимается примыкающий к берегу морской пояс, не превышающий 12 морских миль, полностью находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

Ширина территориальных вод отсчитывается от линии наибольшего отлива вдоль берега или от условных прямых линий, называемых исходными линиями.

Ø Земные недра, находящиеся под сухопутной, водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр не ограничена и теоретически распространяется до центра Земли.

Ø Воздушная территория над сушей и водами государства. Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ. Высотные пределы воздушного пространства одновременно являются линией разграничения воздушного и космического пространств (приблизительно 100-110 км над уровнем моря).

Ø Условная территория государства – это расположенные вне пределов государственной территории принадлежащие этому государству или его лицам объекты: воздушные, речные, морские суда, космические объекты, суда и станции, искусственные острова и установки в Мировом океане и на его дне, научно-исследовательские станции в Антарктиде, помещения дипломатических и консульских представительств.

Правовой титул – юридический факт (дого­вор, односторонний акт, событие или действие), служащий в качестве правового основания распространения суверенитета государства на определенную территорию.

В качестве правовых титулов также выделяются:

Ø Титул, основанный на решении международной организа­ции, международного органа (например, международно­го суда) или международного правительства.

Основными способами приобретения государственной тер­ритории, создающими правовые титулы, являются: самоопределение, цессия, эффективная оккупация, древность владения. Специфической основанием временного изменения государственной территории является аренда.

НЕ могут быть признаны правомерными такие способы изменения государственной территории, как аннексия, военная оккупация.

Самоопределение основывается на принципе равноправия и самоопределения народов, закрепленному в п. 2 ст. 1 Устава ООН, а также в ст. 1 обоих Международных пактов о правах человека 1966 г., гласящих, что территория государства не может быть изменена без его согласия.

Цессия — это передача территории одним государством другому на основании публично-правового международного договора на возмездной или безвозмездной основе.

Возмездной цессия может иметь форму купли-продажи территории или обмена территориями.

Безвозмездная цессия осуществляется в форме дарения.

Полная цессия означает полный и окончательный переход территории под суверенитет другого государства.

Неполная цессия (аренда) не связана с безвозвратной потерей государством передаваемой территории.

Купля-продажа территории. Международное право специально не регулирует правила осуществление купли-продажи государственной территории. Но, учитывая, что правовой формой осуществления сделки является публично-правовой договор, он должен быть заключен с соблюдением права международных договоров, все другие условия осуществления купли-продажи обычно относят на усмотрение сторон.

Обмен территориями. Международное право не регулирует правила его осуществления. Правовой формой осуществления такого акта является публично-правовой договор, он должен быть заключен с соблюдением права международных договоров. При обмене территориями недопустимое нарушение принципа равенства и самоопределения.

Оккупаци я – способ приобретения территории, которая никому не принадлежит (terra nullius). Сначала оккупация проводилась с помощью установки флага государства, считала себя первооткрывателем территории, и заявления о присоединении. Впоследствии на оккупированных территориях государства начали создавать колониальные администрации. В современном мире оккупация потеряла значение как основание для приобретения территории, потому что на Земле не осталось бесхозных территорий. Гипотетически оккупация возможна в случае, например, возникновения в открытом море новых островов в результате геологических процессов.

Эффективная оккупация возможна в тех случаях, когда государство не имеет договорного или судебного подтверждение владения частью своей территории. Поэтому вопрос о эффективную оккупацию может рассматриваться по поводу спорных территорий. В случае приобретения территорий вследствие эффективной оккупации каждая из сторон, претендующих на территорию, доказывает, что она осуществляет свой суверенитет на этой территории более эффективно.

Давность владения в практике и теории международного права не является общепризнанной основанием для изменения государственной территории. Можно расценивать как осуществление суверенитета de facto при отсутствии встречных притязаний со стороны других государств. При древности владение не может возникать спора о юридической принадлежности территории.

Основания утраты государственной территории :

Ø Отказ (дериликция);

Ø Утрата в силу давности;

Ø Утрата вследствие есте­ственных процессов (исчезновение косы Тузла в Керченском проливе в результате ее размыва в 1925 г.);

-открытые и закрытые территории, специализированные территории, территории с двойным режимом.

-открытое море, находящиеся в пределах государственных границ: сухопутная территория, внутренние (национальные) воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра без каких-либо ограничений по глубине и воздушное пространство над ними;

-сухопутная территория, внутренние воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра и воздушное пространство над ними без каких-либо ограничений по глубине и высоте, которые государство считает принадлежащими ему;

+находящиеся в пределах государственных границ: сухопутная территория, внутренние (национальные) воды, территориальное море, а также находящиеся под ними недра без каких-либо ограничений по глубине и воздушное пространство над ними высотой до 100-110 км.

+принцип самоопределения народов

+право общего наследия человечества

+ не более 12 морских миль от линии наибольшего отлив или от прямых исходных линий;

- не более 12 морских миль от берега;

- 12 морских миль от линии наибольшего отлив или от прямых исходных линий.

+ добычи неживых ресурсов.

+ территориальное море и прилежащая зона;

- разграничение морских пространств;

+ установление государственных границ;

- переход прав и обязанностей от государства-предшественник к государству-преемнику.

- способ утраты гражданства;

- способ изменения гражданства;

+ способ приобретения гражданства.

- приобретение гражданств по рождению;

+ приобретение гражданств по ходатайству самого индивида.

- лица, имеющие двойное гражданство;

+ лица, не имеющие гражданства;

- лица, имеющие гражданство нескольких государств.

- лица, покинувшие свою страну по собственному желанию;

+ лица, вынужденные покинуть свою страну в силу обоснованной опасности стать жертвой преследования.

- приобретает двойное гражданство;

+приобретет гражданство своих родителей.

+ завершение согласования текст договора;

- возможность внесения поправок в текст договора;

- утверждение его президентом;

+ при коллизии с императивной нормой международного права;

- при введении в заблуждение представителя государства;

- при заключении договор с нарушением российского права.

- отказ государств от договор в связи с существенным нарушением контрагентом обязательств по договору;

+ правомерный отказ государств от договорных условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре;

- приостановление действия договора.

+ хранитель подлинников международных договоров и всех документов, относящихся к ним;

Способы приобретения государственной территории можно поделить на договорные (цессия) и недоговорные (все остальные); первоначальные (оккупация, приращение) и производные (цессия, завоевание, давность).

1. Оккупация возможна только в отношении res nullius (terra nullius), то есть ничейной земли (территории, не принадлежащей ни одному государству). В настоящее время ничейной может считаться только необитаемая территория. Если территория населена, но не имеет государственного устройства, должен быть реализован принцип права наций на самоопределение. При оккупации ничейной территории недостаточно простого провозглашения суверенитета в ее отношении. Помимо этого, необходимо осуществление постоянного и эффективного контроля над данной территорией. Такой контроль может проявляться в принятии законов в отношении данной территории, осуществлении текущего управления делами данной территории; распространении юрисдикции на ее население и прочем. В каждом конкретном случае необходимо оценивать весь комплекс обстоятельств.

Открытие ничейной земли как таковое не создает полный титул в ее отношении. Некоторые авторы называют титул, создаваемый открытием, «зачаточным», полагая, что он дает возможность в течение разумного периода осуществить действия, направленные на эффективную оккупацию.

2. Мирное и продолжительное владение территорией, принадлежащей другому государству, при наличии некоторых условий может создавать титул, основанный на давности. Для создания титула необходимо чтобы владение территорией осуществлялось от имени суверена (a titre de souverain), было неоспариваемым, непрерывным и открытым, причем его продолжительность зависит от конкретных обстоятельств дела.

3. цессия, то есть уступка территории по договору, Современное международное право требует, чтобы при осуществлении цессии соблюдались принцип равноправия и самоопределения народов, принцип неприменения силы, а также адекватно решались вопросы гражданства. Воздушное пространство, территориальные воды, недра не могут быть самостоятельными объектами цессии, они переходят только вместе с сухопутной территорией.

4.Завоевание выступает в качестве самостоятельного основания приобретения государственной территории в том случае, если окончание войны не сопровождается заключением мирного договора

5. Приращение естественным путем (аккреция). Под приращением понимается увеличение территории государства за счет естественных природных процессов (нанос почвы, обмеление, вулканическая активность и тому подобное).

Если вследствие естественных процессов сухопутная территория образуется за пределами территории какого-либо государства, она должна рассматриваться как terra nullius.

6. В качестве правовых титулов также выделяются:

♦ Титул, основанный на смежности территорий. Концепция принадлежности или смежности использовалась европейскими государствами для распространения своей власти на неконтролируемые территории, прилегающие к контролируемой территории. Как правило, международные суды отказывались учитывать соответствующую аргументацию при определении принадлежности сухопутных территорий. Концепция смежности иногда выдвигается в качестве основы делимитации Арктики.

♦ Титул, основанный на решении международной организа­ции, международного органа (например, международно­го суда) или международного правительства de facto (адъюдикация). Примерами могут быть решения государств- победителей по территориальным вопросам, отраженные в Версальском договоре 1919 года и в мирных договорах с Германией и Италией, заключенных после Второй мировой войны. Адъюдикация может подтверждать уже существующий правовой титул. В некоторых случаях, однако, она может рассматриваться в качестве самостоятельного правового титула, что имеет место, когда международный суд, иной международный орган или международная организация принимают решение о передаче территории, в отношении которой правовой титул не установлен либо утрачен. Речь идет о правообразующих (преобразовательных) решениях.

Основания утраты государственной территории обратны основаниям ее приобретения. К их числу можно отнести: отказ (дериликция); утрата в силу давности; утрата вследствие естественных процессов (исчезновение косы Тузла в Керченском проливе в результате ее размыва в 1925 году); уступка другому государству; завоевание другим государством.

Утрата государственной территории может также произойти в результате сецессии, то есть отделения части государственной территории и образования нового государства. Некоторые границы в Африке и других регионах установлены без учета расселения этносов, в соответствии с бывшим колониальным делением, что может стимулировать процессы, имеющие своим результатом сецессию.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: