Способы поступления дела в международный уголовный суд

Обновлено: 23.04.2024

В 1948 году после Нюрнбергского и Токийского процессов Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций впервые признала необходимость создания постоянного международного суда для рассмотрения преступлений, которые по своей жестокости аналогичны совершенным во время Второй мировой войны. С того времени вопрос о необходимости создания такого суда обсуждался как в Организации Объединенных Наций, так и вне ее.

Масштабы, размах и ужасающий характер зверств, совершенных в течение последних 20 лет во многих частях мира, придали импульс процессу создания постоянного механизма для привлечения к ответственности тех, кто совершил такие преступления как геноцид, этнические чистки, обращение в сексуальное рабство и причинение тяжких телесных преступлений, а также для того, чтобы наконец покончить с безнаказанностью, которой столь часто пользуются те, кто стоит у власти.

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций отреагировал на события в Руанде и бывшей Югославии, создав трибуналы для привлечения преступников к суду. Однако трибуналы, создаваемые после совершения преступлений, обычно связаны мандатами, которые являются конкретными с точки зрения времени и территории. Создание такого трибунала является сложным, длительным и дорогостоящим мероприятием.

Более эффективным и действенным является создание постоянного суда, наделенного правом привлекать к ответственности лиц, виновных в совершении самых серьезных преступлений, зверств и массовых убийств. Такой суд может быстро принимать меры и содействовать сокращению масштабов или продолжительности насилия; в силу самого своего существования обеспечивая гораздо более высокую степень сдерживания.

В 1994 году Комиссия международного права успешно завершила свою работу над проектом статута Международного уголовного суда и представила проект статута Генеральной Ассамблее.

После дальнейшей доработки проекта под эгидой ООН была созвана Дипломатическая конференция полномочных представителей по вопросу об учреждении Международного уголовного суда, которая состоялась в Риме в июне-июле 1998 года. Результатом данной Конференции стал окончательный текст Римского статута Международного уголовного суда, открытый для подписания 17 июля 1998 г. и вступивший в силу 1 июля 2002 г.

По состоянию на апрель 2003 г. Римский статут Международного уголовного суда ратифицирован 89 государствами. Российская Федерация подписала Статут 13 сентября 2000 г., но к моменту выпуска книги еще не ратифицировала.

Международный уголовный суд, учрежденный в качестве независимого органа, компетентен действовать в случае совершения преступлений, подпадающих под его юрисдикцию, без особого на то мандата от Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Он наделен мандатом судить физических лиц, и привлекать их к ответственности за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества:

  1. преступление геноцида;
  2. преступления против человечности;
  3. военные преступления;
  4. преступление агрессии.

Общее заблуждение состоит в том, что Суд сможет судить только тех, кто совершал такие преступления в прошлом, однако дело обстоит иным образом. Суд будет обладать юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после вступления в июле 2002 года Статута в силу.

Геноцид определен как ряд запрещенных деяний, таких, как убийство или причинение серьезных телесных повреждений, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

В соответствии со Статутом, преступление против человечности включают в себя такие преступления, как истребление гражданского населения, обращение в рабство, пытки, изнасилование, принудительная беременность, преследование по политическим, расовым, национальным, этническим, религиозным или гендерным мотивам и насильственное исчезновение людей, но лишь в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население.

Требование о «широкомасштабном или систематическом нападении» в случае преступлений против человечности является очень важным, поскольку оно устанавливает более высокий порог и особые масштабы и/или размах для того, чтобы то или иное преступление подпадало под юрисдикцию Суда.

Это отличает их от произвольных актов насилия, таких, как изнасилования, убийства или даже пытки, которые порой могут осуществляться даже военнослужащими в форме, но которые в действительности не могут квалифицироваться как преступления против человечности.

Геноцид и преступления против человечности наказуемы независимо от того, совершены они в мирное или в военное время.

Военные преступления охватывают серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года и другие нарушения, перечисленные в Статуте, совершенные в крупных масштабах в ходе международных вооруженных конфликтов.

В течение последних 50 лет большинство серьезных нарушений прав человека произошло не в ходе международных вооруженных конфликтов, а в пределах государств. Поэтому в Статут Суда включены современные стандарты международного гуманитарного права, которые квалифицируют в качестве уголовно наказуемых военные преступления, серьезные нарушения, совершенные во время вооруженных конфликтов внутреннего характера, когда они совершаются в рамках плана или политики или в крупных масштабах, исключая внутренние отдельные и спорадические акты насилия или беспорядки.

Агрессия была включена в качестве одного из преступлений, на которые распространяется юрисдикция Суда. Однако сначала государства-участники должны достичь соглашения по двум следующим моментам: определение понятия агрессии, которое оказалось сложным, и условия, при которых Суд может осуществлять свою юрисдикцию. В настоящее время рассматриваются несколько предложений.

Некоторые страны считают, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и с учетом мандата, которым Устав наделяет Совет Безопасности, только Совет имеет право определять факт совершения акта агрессии. Если по этой позиции будет достигнуто согласие, то тогда необходимо будет определение Совета, прежде чем Суд сможет принять какие-либо меры.

Другие страны считают, что такими полномочиями должен быть наделен не только Совет Безопасности. В настоящее время рассматриваются предложения о предоставлении такой функции Генеральной Ассамблее или Международному Суду в том случае, когда были выдвинуты обвинения в агрессии, а Совет Безопасности в течение определенного времени не принял меры. Подготовительная комиссия продолжит свою работу над вопросом об агрессии.

Определения преступлений в Статуте являются результатом многих лет упорной работы, которую проводили многие делегации и их эксперты. Каждое определение четко сформулировано, с тем чтобы отразить действующие нормы международного права и отвечать требованию определенности в уголовном праве. Судьи Суда должны строго толковать определения и не применять их по аналогии.

Цель заключается в установлении объективных международных стандартов, не оставляющих места для произвольных решений. В случае неопределенности эти определения должны толковаться в пользу подозреваемого или обвиняемого.

При разработке Статута был проявлен значительный интерес к распространению юрисдикции Суда на терроризм, однако было решено не делать этого. В настоящее время, в дополнение к различным договорам, запрещающим многие конкретные акты терроризма, и с учетом событий 11 сентября 2001 г. государства-члены Организации Объединенных Наций занимаются разработкой всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом.

На одной из будущих конференций по обзору, если государства примут соответствующее решение, юрисдикция Суда может быть распространена на преступление терроризма.

Согласно принципу дополняемости, Международный уголовный суд будет действовать лишь в тех случаях, когда национальные суды не могут или не готовы осуществлять юрисдикцию. Если национальный суд готов и может осуществлять юрисдикцию, Международный уголовный суд не может вмешиваться, и перед ним не могут представать граждане этого государства, за исключением ситуаций, переданных ему Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, действующим на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций.

Основания для приема дела к производству Судом указаны в Статуте, и условия, регулирующие вопросы неспособности и нежелания, тщательно определены во избежание произвольных решений. Кроме того, обвиняемые лица и заинтересованные государства, независимо от того, являются ли они участниками Статута или нет, могут оспаривать юрисдикцию Суда или приемлемость дела к производству. Они имеют также право подавать апелляции на любые связанные с этим решения.

В Римском статуте изложены четкие условия, когда Суд может осуществлять свою юрисдикцию, а также конкретные требования касательно того, когда он может это делать. Существует много гарантий для предотвращения явно необоснованных или политически мотивированных процессов, при этом предусмотрено много разных возможностей для протестов. Когда государство ратифицирует Статут, оно соглашается признавать юрисдикцию Суда в отношении преступлений, перечисленных в нем.

Суд может осуществлять свою юрисдикцию в ситуациях, которые отвечают одному из следующих условий: одной или несколькими сторонами являются государства-участники; обвиняемый является гражданином государства-участника; преступление совершено на территории государства-участника; или государство, которое не является участником Статута, решило признать юрисдикцию Суда в отношении конкретного преступления, совершенного на его территории или его гражданином.

Однако эти условия не применяются, когда Совет Безопасности, действуя на основании главы VII Устава, передает ту или иную ситуацию Прокурору.

Международный уголовный суд располагается в Гааге и является самостоятельным по отношению к Организации Объединенных Наций органом. Согласно Статуту, расходы Суда будут покрываться за счет начисленных взносов государств-участников и добровольных взносов правительств, международных организаций, физических лиц, корпораций и других образований.

В особых случаях средства могут выделяться Организацией Объединенных Наций при условии одобрения Генеральной Ассамблеей, когда это связано с расходами, понесенными из-за передачи «ситуации» Суду Советом Безопасности. Взносы государств-участников будут начисляться на основе шкалы, утвержденной Организацией Объединенных Наций для ее регулярного бюджета, однако любое государство может по своему желанию добровольно выделить дополнительные средства.

С 1995 года в процессе учреждения Суда участвовала крупная коалиция неправительственных организаций. Они установили тесные рабочие отношения с делегациями, организовывали брифинги и публиковали брошюры, доклады и документы по различным темам, вызывающим особый интерес. НПО внесли существенный вклад в работу и придали импульс проводимым в ее рамках переговорам. Ожидается, что многие из них будут активно участвовать в кампании, направленной на обеспечение ратификации Статута максимально большим числом государств.

Совет Безопасности может передать "ситуацию" Прокурору, действуя согласно Главе VII Устава ООН, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (статьи 13(b))

Прокурор может начать расследование proprio motu на основании полученной из любого надежного источника информации о совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (статьи 13(с) и 15).

Совет Безопасности также может обратиться к Суду с просьбой отсрочить расследование или уголовное преследование на 12 месяцев, приняв резолюцию на этот счет согласно Главе VII Устава ООН (статья 16).

Статут предусматривает создание трех палат в рамках Суда, которые соответствуют порядку «движения» дела в Суде:

Палата предварительного производства, которая занимается обеспечением расследования дела, - дает санкцию прокурору на расследование дела по собственной инициативе, выдает ордер на арест и приказ о явке в суд, принимает решение об утверждении обвинений лицу и др. После утверждения обвинений дело переходит в Судебную палату.

2. Судебная палата на заседании Международного уголовного суда рассматривает дело по сути и принимает решение. Само по себе решение, согласно Статуту, не должно выходить за рамки фактов и обстоятельств, изложенных в обвинении. Также установлена обязанность Суда обосновывать свое решение исключительно на доказательствах, представленных ему и рассмотренных им в ходе судебного разбирательства. В случае установления вины лица, обвиняемого в совершении преступления, Суд принимает решение о назначении наказания. При этом Судебная палата может провести дополнительное судебное слушание для определения меры наказания.

Римский статут предусматривает создание Апелляционной палаты, что является нетипичным для международных судебных учреждений. Стороны процесса могут обжаловать в Апелляционной палате как решения Судебной палаты, так и Палаты предварительного производства. Апелляционная палата при рассмотрении дела обладает теми же полномочиями, что и Судебная палата, однако ее решения являются окончательными и обжалованию не подлежат

Суд может осуществлять свою юрисдикцию, только если предполагаемое преступление было совершено после вступления в силу Римского Статута (статья 11(а)); и в большинстве случаев когда:

предполагаемое преступление было совершено на территории государства-участника;

Междунаро́дный уголо́вный су́д (англ. InternationalCriminalCourt, ICC или ICCt; фр. Courpénaleinternationale; сокращённо — МУС) — первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Официально начал свою работу с 1 июля 2002 года. Местопребыванием является Гаага, однако по желанию суда заседания могут проходить в любом другом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН. Государства становятся участниками МУС, а преступления, совершённые их гражданами либо на их территории — подсудными ему, по факту ратификации Римского статута. По состоянию на апрель 2013 года Римский статут ратифицировало 122 государства во всём мире. Из 193 государств-членов ООН ратифицировало только 121 (острова Кука не являются членом ООН), 31 — подписали, но не ратифицировали, а 41 — вовсе не подписали. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. При этом Россия сотрудничает с МУС и участвует в его работе в качестве наблюдателя. Государства-участники, ратифицировавшие Римский статут, делятся на следующие региональные группы: Африканские государства; Азиатские государства, в том числе государства в районе Тихого океана; Восточноевропейские государства; государства Латинской Америки и Карибского бассейна; Западная Европа и другие государства.

Структура и состав суда:Организационная структура: Президиум суда образуют его Председатель, первый и второй Вице-председатели. Они избираются абсолютным большинством голосов судей на трёхлетний срок и могут быть переизбраны только один раз. Президиум осуществляет текущее управление делами Суда, координирует деятельность с Прокурором и выполняет иные функции, связанные с работой Суда. Отделения и палаты суда. Структура собственно судебного компонента Международного уголовного суда состоит из Апелляционного отделения, Судебного отделения и Отделения предварительного производства. В свою очередь отделения включают в себя палаты, их количество может быть различным и определяется в зависимости от степени сложности, находящихся в производстве суда дел. Канцелярия Прокурора. Канцелярия Прокурора является независимым органом МУС, которая уполномочена осуществлять уголовное преследование ответственных за преступления лиц и предъявлять им обвинений. Канцелярия возглавляется Главным Прокурором. Секретариат. Секретариат отвечает за несудебные аспекты управления делами и обслуживания Суда. Возглавляется секретарём, который избирается судьями на пятилетний срок.Судьи. Международный уголовный суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет Ассамблеей государств-участников суда, причём каждая из региональных групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее время (апрель 2013 года) 3 судей представляют Восточную Европу, 3 — Азию, 4 — Африку, 2 — Латинскую Америку, а остальные 5 — Западную Европу и другие государства. Все судьи избираются по двум спискам. Список «А» включает в себя лиц, являющихся признанными специалистами в сфере уголовного права и процесса, а также обладающих необходимым опытом работы в качестве судьи, прокурора либо адвоката в этой сфере. Список «В» состоит из лиц, которые являются авторитетными специалистами в сфере международного права, а именно в области международного гуманитарного права и прав человека, и имеют большой опыт юридической практики. Кандидаты на должность судьи должны получить наибольшее число голосов и большинство в две трети голосов государств- участников, присутствующих и принимающих участие в голосовании. В состав суда не могут одновременно входить два лица, представляющих одно и то же государство. При отборе судей учитываются следующие критерии: представительство основных правовых систем мира; пропорциональное географическое представительство в зависимости от количества государств в региональных группах; равное представительство судей женского и мужского пола. Если срок службы судьи истёк, но при этом в той палате, где он заседал, было начато с его участием судебное рассмотрение конкретного дела, он вправе оставаться в должности судьи до тех пор, пока это дело не будет рассмотрено по существу.

Международный уголовный суд: как работает и может ли повлиять на Россию

Международный уголовный суд расследует действия России на Украине. Но официально его юрисдикция не распространяется ни на ту ни на другую страну. Разбираемся, как по закону возможно такое расследование и будут ли государства выполнять решение суда.

По состоянию на 28 марта 42 страны-участницы обратились в Международный уголовный суд (МУС) по поводу событий на Украине. А месяцем назад он объявил, что будет расследовать ситуацию. Прокурор Карим Хан посчитал, что на Украине совершены «военные преступления и преступления против человечности». Он пообещал расследовать их и другие незаконные действия сторон спецоперации.

Обращение стран необходимо, потому что по закону МУС не может расследовать преступления на Украине: страна не ратифицировала основной документ суда — Римский статут. На текущий момент в международном договоре участвуют 123 страны, в том числе Греция, Португалия, Швейцария и даже Афганистан. США в список не входит.

Теперь, если прокурор найдет доказательства преступлений, начнется суд. И в случае обвинительного приговора виновным назначат тюремный срок. Но будет ли исполняться решение суда, неясно. Ведь ни Россия, ни Украина не являются участниками МУС.

Как работает Международный уголовный суд

МУС работает с 1 июля 2002 года. Согласно ст. 5 Римского статута, он расследует:

  • геноцид (попытки уничтожить национальную, этническую, расовую или религиозную группу);
  • военные преступления (любые нарушения Женевских конвенций, в том числе пытки и бесчеловечное обращение, умышленные убийства, взятие заложников);
  • преступления против человечности (нападения на гражданское население, в том числе убийства, изнасилования, пытки);
  • преступления агрессии (применение вооруженной силы государством против суверенитета, целостности или независимости другого государства).

Учреждение состоит из трех органов:

  • Ассамблеи государств-участников (избирает судей и прокурора, утверждает бюджет);
  • Международного уголовного суда (состоит из президиума, палаты судей, канцелярии прокурора и секретариата);
  • Целевого фонда для жертв (помогает жертвам осужденных МУС преступников).

МУС рассматривает уголовные дела в отношении людей. В качестве наказания за любое из преступлений он может назначить лишение свободы до 30 лет, пожизненное лишение свободы (если речь об особо тяжком преступлении), штраф (размер не уточняется) и конфискацию доходов, имущества и активов, полученных в результате преступления (ст. 77 Римского статута).

Судебное разбирательство в МУС проходит только с участием обвиняемого, в зале суда присутствуют прокурор и защитник (ч. 6 Римского статута). Здесь, как и везде, действует презумпция невиновности, бремя доказывания лежит на прокуроре, а свидетели обязаны давать правдивые показания. Решение по делу принимают судьи, государства — участники МУС в этом не участвуют. В МУС работают 18 судей, они избираются государствами-участниками на девять лет и представляют региональные группы (Африку, Восточную Европу, Азию, Латинскую Америку, Западную Европу).

Международный суд находится в Гааге (Нидерланды), но у него есть отделения, которые проводят расследования преступлений на местах. Они расположены, в частности, в Кении и Уганде.

Что касается статистики работы, то пока обвинитель начинал расследование в 14 случаях. В основном расследовались и расследуются преступления на территории африканских государств, совершенные в ходе гражданских войн, переворотов и межэтнических конфликтов. Часть подозреваемых скрывается от правосудия, в ряде случаев обвинения были сняты. Но некоторые были осуждены. Например, главу восстания в Конго Боско Нтаганда в 2019 году приговорили по 18 составам, включая убийства, изнасилования, сексуальное рабство и использование детей в качестве солдат.


  • на территории страны, которая ратифицировала Римский статут, всего их 123;
  • если его совершил гражданин страны, которая ратифицировала Римский статут;
  • если с просьбой о расследовании обратилась страна, которая не ратифицировала Римский статут, но признает юрисдикцию МУС в отношении конкретного преступления;
  • если о расследовании просит Совет Безопасности ООН;
  • по инициативе прокурора.

Получается, что МУС может расследовать преступления в любой стране мира. Подписание и ратификация Римского статута необязательное условие.

Исполнение решений суда

С исполнением решений МУС сложнее. У суда нет собственных полицейских сил или исполнительного органа. Поэтому в части исполнения приговоров суд полагается на сотрудничество со странами, которые ратифицировали Римский статут. Они проводят аресты, доставляют подозреваемых в суд, замораживают их активы и заключают осужденных в тюрьмы своих стран.

Загайнов добавляет, что МУС не проводит судебные заседания без присутствия обвиняемых. Суд выдает ордер на арест стране, в которой находится предполагаемый преступник. Но если местные правоохранительные органы не привезут человека, то заседание не состоится, приговора не будет и нечего будет исполнять. Отсюда можно сделать вывод, что если подозревать в преступлениях будут гражданина России, привлечь к ответственности его не получится. Россия не признает юрисдикцию МУС и вряд ли повезет кого-то в Гаагу.

Украина тоже подписала документ в 2000-м. Но ратификация и подписание Римского статута — это не одно и то же. На территории стран, которые только подписали международный договор, МУС юридически бессилен. С другой стороны, страна может признать юрисдикцию МУС по конкретному делу и тогда будет обязана исполнить решение суда. Украина так уже делала. В 2013 году правительство страны попросило МУС расследовать преступления, совершенные на территории Украины с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. Позже Украина написала еще одно обращение в МУС и бессрочно признала юрисдикцию суда. Выходит, что решения МУС для Украины будут обязательными.

Расследование, уголовное преследование и судопроизводство по Римскому статуту Международного уголовного суда

Прокурор Суда возбуждает расследование, изучив имеющуюся информацию, факты и доказательства. Он допрашивает свидетелей и потерпевших, сохраняя конфиденциальность информации; допрашивает подозреваемого в совершении преступления, сохраняя все его права и не подвергая его пыткам, другим видам жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. При принятии решения о начале расследования Прокурор рассматривает ряд юридически значимых вопросов:

  1. дает ли информация, имеющаяся в распоряжении Прокурора, разумные основания полагать, что было совершено или совершается преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда;
  2. является ли это дело или будет ли оно являться допустимым в соответствии с требованиями ст. 17 Статута Суда «Вопросы приемлемости»;
  3. имеются ли веские основания полагать, что проведение расследования будет отвечать интересам правосудия.

Если Прокурор определяет, что нет разумных оснований для принятия действий и определение основано исключительно на соображениях, то он уведомляет об этом Палату предварительного производства.

Если же Прокурор принял решение о начале уголовного преследования, то он передает все полученные материалы и доказательства Палате предварительного производства, которая может выдавать ордера на арест или приказ о явке в Суд, обеспечивая защиту и неприкосновенность частной жизни потерпевших и свидетелей, а также защиту информации, касающейся национальной безопасности государств.

В ордере на арест указываются следующие сведения:

  1. имя лица и сопутствующая информация;
  2. конкретная ссылка на преступления, инкриминируемые лицу;
  3. краткое изложение фактов.

На основании ордера на арест Суд может потребовать от государства-участника ареста этого лица и доставки его в Суд . Аналогичные сведения указываются и в приказе о явке в Суд, который вручается непосредственно подозреваемому лицу. Государство-участник обязано принять меры по аресту этого лица в соответствии со своим национальным законодательством и передать его Суду. Палата предварительного производства проводит слушание по делу в присутствии Прокурора, обвиняемого и его защитника. Слушание может проводиться и в отсутствие обвиняемого, если он отказался от своего права присутствовать на слушании или скрывается. Обвиняемый участвует в процессе и пользуется своими процессуальными правами.

Палата утверждает обвинение (при наличии достаточных доказательств) и передает лицо Судебной палате для проведения судебного разбирательства либо не утверждает обвинение или откладывает слушание дела до представления Прокурором дополнительных доказательств либо для изменения обвинения.

Судебная палата обеспечивает быстрое и справедливое разбирательство с соблюдением прав обвиняемого, потерпевшего и свидетелей на открытых или закрытых заседаниях (когда этого требует характер фигурирующей в деле информации). Обвиняемому предоставляется возможность признать свою вину или заявить о своей невиновности. В Суде действует презумпция невиновности, бремя доказывания лежит на Прокуроре. Для осуждения обвиняемого Суд должен убедиться в его виновности, которая не подлежит сомнению на разумных основаниях.

Обвиняемый активно участвует в процессе, используя все права, которые предоставляются ему в этом случае всеми подобными судами, с должным учетом мер по защите безопасности, физического и психического благополучия, достоинства и неприкосновенности личной жизни потерпевших и свидетелей, а также по защите информации, касающейся национальной безопасности государства (государств).

Решение Судебной палаты принимается на основе опенки ею доказательств и всего производства по делу. При отсутствии единодушия решение принимается большинством голосов судей с сохранением тайны совещания. Решение выносится в письменном виде с полным и мотивированным изложением выводов. Полный текст решения или его резюме оглашается в открытом заседании. Суд может вынести постановление, обязывающее осужденного возместить ущерб потерпевшим в надлежащей форме, включая реституцию, компенсацию и реабилитацию.

Если вина обвиняемого установлена, Судебная палата рассматривает вопрос о назначении наказания . Приговор оглашается публично в присутствии обвиняемого (когда это возможно). Суд может назначить одну из следующих мер наказания: лишение свободы на срок, не превышающий максимального (30 лет), или пожизненное лишение свободы в тех случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении.

Помимо лишения свободы Суд может назначить штраф в соответствии с критериями, предусмотренными в Правилах процедуры и доказывания, конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав третьих сторон. Решением Ассамблеи государств-участников создан Целевой фонд в интересах потерпевших от преступления и их семей, в который Судом могут быть переданы денежные средства и другое имущество, изъятое посредством штрафов или конфискации.

Решение, принятое Судебной палатой, может быть обжаловано в Апелляционной палате согласно Правилам процедуры и доказывания Прокурором или осужденным по любому из следующих оснований: процессуальной ошибки, ошибки в факте, ошибки в праве.

Апелляционная палата обладает всеми полномочиями Судебной палаты. Она может отменить или изменить решение или приговор или распорядиться о проведении нового судебного разбирательства другой Судебной палатой. Решение принимается большинством голосов судей и оглашается в открытом заседании. Каждый, кто стал жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию с учетом исковой давности.

Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, назначаемом Судом из состава государств, уведомивших Суд о своей готовности принять осужденных. Суд может в любое время вынести решение о переводе осужденного в тюрьму другого государства, а также уменьшить срок наказания (после отбытия двух третей срока наказания или 25 лет в случае пожизненного лишения свободы).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: