Способами государственная собственность может вводиться в хозяйственный оборот

Обновлено: 24.04.2024

Постановление от 12 декабря 2015 года №1369. В порядок учёта временно не используемых земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности, внесены изменения в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и другого использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений.

Документ

Постановление от 12 декабря 2015 года №1369

Подготовлено Минобороны России в целях реализации Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №171-ФЗ).

До внесения Федеральным законом №171-ФЗ изменений в Земельный кодекс виды и цели использования юридическими лицами и гражданами земельных участков из состава земель обороны и безопасности, временно не используемых по предназначению, были установлены постановлением Правительства от 31 марта 2006 года №176 «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования».

Нормы этого постановления разрешали передачу отдельных земельных участков в аренду и безвозмездное срочное пользование в заявительном порядке. Федеральный орган исполнительной власти не имел полномочий инициировать вовлечение временно неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот. Системный подход к учёту федеральными органами исполнительной власти временно не используемых для нужд обороны и безопасности земельных участков из состава земель обороны, их управляемому плановому вовлечению в хозяйственный оборот (в том числе порядок утверждения перечня земельных участков из состава земель обороны и безопасности, временно не используемых по своему предназначению, разрешённых к передаче юридическим лицам и гражданам в бессрочное пользование) отсутствовал.

Подписанным постановлением предусмотрено формирование и утверждение федеральным органом исполнительной власти перечня временно не используемых земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности, которые могут быть переданы юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и другого использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений.

В целях информирования граждан и юридических лиц перечень таких участков должен размещаться на официальном сайте федерального органа исполнительной власти.

Принятое решение будет способствовать совершенствованию учёта временно не используемых земельных участков из состава земель обороны, вовлечению таких земельных участков в хозяйственный оборот.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок учета земельных участков городских и сельских поселений, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот? Должны ли поселения и муниципальный орган, наделенные правом распоряжаться имуществом, учитывать на счете 1 103 13 000 земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, вовлеченных в хозяйственный оборот путем передачи в аренду, безвозмездное, бессрочное пользование? Какими бухгалтерскими записями должен сопровождаться учет таких земель?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Земельные участки, по которым собственность не разграничена, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, учитываются на счете 103 13 "Прочие непроизведенные активы недвижимое имущество учреждения".

Обоснование вывода:
В бюджетном учете земельные участки, по которым государственная собственность не разграничена, впервые вовлекаемые уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления) в хозяйственный оборот, отражаются уполномоченным органом на счете 1 103 13 000 "Прочие непроизведенные активы - недвижимое имущество учреждения" (пп. 10, 16 Стандарта "Непроизведенные активы", п. 71 Инструкции N 157н, п. 16 Инструкции N 162н, смотрите письмо Минфина России от 23.09.2020 N 02-07-10/83379).
Согласно п. 71 Инструкции N 157н и п. 17 Стандарта "Непроизведенные активы" земельные участки, впервые вовлекаемые в хозяйственный оборот, учитываются по кадастровой стоимости, а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка:
- согласно подп. "б" п. 17 Стандарта "Непроизведенные активы" для земельных участков, не внесенных в ЕГРН, в оценке, основанной на методике расчета рыночной оценки единичного земельного участка, применяемой уполномоченным органом по управлению имуществом, или на основе кадастровой стоимости аналогичного земельного участка, внесенного в ЕГРН;
- согласно п. 71 Инструкции N 157н и п. 16 Инструкции N 162н для земельных участков, внесенных в ЕГРН, по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо, при невозможности определения такой стоимости в условной оценке: один квадратный метр - 1 рубль.
В случае, если земельный участок, по которому собственность не разграничена, вовлечен уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления) в хозяйственный оборот путем сдачи в аренду или безвозмездное пользование, списывать такой земельный участок со счета 1 103 13 000 нет оснований. При предоставлении земельных участков в аренду, безвозмездное пользование, сервитут в учете уполномоченного органа отражается внутреннее перемещение земельных участков (Дебет 1 103 13 330 Кредит 1 103 13 330) с одновременным отражением на соответствующих забалансовых счетах 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)"), 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" (п. 16 Инструкции N 162н).
Таким образом, операции по принятию к учету земельного участка, собственность на который не разграничена, отражаются следующими записями:
1. Дебет КРБ 1 103 13 330 Кредит КДБ 1 401 10 199
- принят к бюджетному учету земельный участок, по которому собственность не разграничена, вовлекаемого уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления) в хозяйственный оборот;
2. Дебет КРБ 1 103 13 330 Кредит КРБ 1 103 13 330,
одновременное увеличение забалансового счета 25 (забалансового счета 26)
- отражено внутреннее перемещение земельного участка в связи с предоставлением его в аренду (безвозмездное пользование).
Вовлечение земельного участка в хозяйственный оборот является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования. В период нахождения в аренде земельного участка может быть осуществлена регистрация права собственности на него.
По факту регистрации права собственности до окончания срока действия договора аренды земельный участок следует списать со счета 1 103 13 000 и принять в состав имущества казны по кадастровой стоимости. Причем балансовые (кадастровые) стоимости выбывшего и принятого к учету земельного участка также могут отличаться. Бухгалтерские записи для учета такой ситуации представлены в п. 17 Инструкции N 162н. В учете передающей стороны будут сделаны следующие записи:
1. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 103 13 430
- по факту регистрации права собственности отражается выбытие земельного участка, который ранее был вовлечен уполномоченным органом в хозяйственный оборот без разграничения права собственности;
2. Дебет КРБ 1 108 55 330 Кредит КДБ 1 401 10 172
- одновременно отражается принятие участка земли в состав имущества казны по кадастровой стоимости.
Если по окончании срока действия договора аренды не осуществлена регистрация права собственности, списание со счета 103 13 делать не следует.
В ситуации, когда земельный участок, по которому государственная собственность не разграничена, вовлекается в хозяйственный оборот посредством его предоставления государственному (муниципальному) учреждению на праве постоянного бессрочного пользования, в учете уполномоченного органа отражаются следующие операции (смотрите письмо Минфина России от 29.08.2019 N 02-07-10/66543):
1. Дебет КРБ 1 103 13 330 Кредит КДБ 1 401 10 199
- принят к бюджетному учету земельный участок, по которому государственная собственность не разграничена, вовлекаемого уполномоченным органом власти (органом местного самоуправления) в хозяйственный оборот;
2. Дебет КРБ 1 401 20 281 Кредит КРБ 1 103 13 430,
одновременное увеличение забалансового счета 26
- отражено предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование по факту гос. регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за учреждением.
В свою очередь, получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно п. 16 Инструкции N 162н отражается по дебету счета 0 103 11 330 "Увеличение стоимости земли - недвижимого имущества учреждения" и кредиту счета 0 401 10 195 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора".
Показатели, сформированные при отражении предоставления казенному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, используются в целях формирования Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

22 марта 2022 г.

В редакцию пришел такой вопрос: учреждение получило земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации административного здания и свидетельство о государственной регистрации права. Участок относится к категории "земли населенных пунктов", его разрешенное использование – "для эксплуатации административного здания". Как в этом случае оформить передачу участка, нужно ли платить налоги? На вопрос мы попросили ответить экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Д. Д. Хенкееву, В. В. Пименова.

Бюджетный учет
В соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее — Инструкция) земельные участки, не относящиеся к имуществу казны, могут учитываться на счете 0 103 00 000 "Непроизведенные активы". В пункте 28 Инструкции определены условия, при которых непроизведенные активы должны отражаться в учете. Рассмотрим их.
1. Активы должны использоваться в деятельности учреждения. В рассматриваемой ситуации земельный участок соответствует этому условию.
2. Права собственности на активы должны быть установлены и законодательно закреплены. В рассматриваемой ситуации это условие выполняется, что подтверждено документами, удостоверяющими регистрацию прав собственности 1 , постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также решением о передаче участка.
Напомним, имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное им, принадлежит учреждению на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ). Наряду с этим предусмотрена отдельная норма о передаче земельных участков, находящихся в госсобственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Оно предоставляется учреждению на основании решения госоргана, уполномоченного предоставлять земельные участки в пользование (ст. 268 ГК РФ). Передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование учреждениям предусмотрена и статьей 20 Земельного кодекса. Значит, учреждение не является собственником активов, учитываемых на его балансе. Активы могут принадлежать учреждению лишь на праве оперативного управления (праве постоянного (бессрочного) пользования).
Еще один момент. Земельные участки могут учитываться только по бюджетной деятельности на счете 0 103 00 000 "Непроизведенные активы", а в отношении земли, относящейся к казне, на счете 0 108 04 000 "Непроизведенные активы в составе имущества казны". Следовательно, второе условие, установленное пунктом 28 Инструкции, предполагает документальное оформление права собственности на конкретный земельный участок соответствующим публично-правовым образованием, а не наличие права собственности на землю у балансодержателя участка (учреждения).
3. Активы должны быть вовлечены в экономический (хозяйственный) оборот. По нашему мнению, понятие вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот должно рассматриваться в свете положений статьи 129 Гражданского кодекса. Она определяет оборотоспособность объектов гражданских прав, к которым относятся земля и другие природные ресурсы (ст. 128 ГК РФ). Под оборотом земельных участков понимают их отчуждение или переход от одного лица к другому.
Ограничения оборотоспособности земельных участков определены статьей 27 Земельного кодекса. Данной нормой установлено, что земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Вовлечением участков в хозяйственный оборот, по нашему мнению, является их:
— приобретение;
— безвозмездное получение от других бюджетов, государственных и муниципальных организаций других бюджетов, негосударственных организаций;
— продажа;
передача другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.
Передача в постоянное (бессрочное) пользование в этот список не входит.
Заметим, Минфин России в рамках разъяснения положений утратившей силу Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н, также указывал, что постановке на учет подлежат только те участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом имеется право распоряжения (письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. N 02-14-10а/1406). А граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе ими распоряжаться (п. 4 ст. 20 Земельного кодекса).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации речь не идет о вовлечении участка в экономический (хозяйственный) оборот. Ведь его передача учреждению не связана с переходом права собственности на землю.
Проанализировав ситуацию, получаем: участок, полученный учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, не подлежит учету на счете 0 103 00 000 "Непроизведенные активы". Следовательно, Инвентарная карточка учета основных средств (форма 0504031) по данному объекту не ведется.
Однако согласно пункту 263 Инструкции учреждения могут вводить дополнительные забалансовые счета для обеспечения управленческого учета. Поэтому не возбраняется учитывать участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, на введенном дополнительном забалансовом счете. В режиме указанных счетов также нужно предусмотреть возможность учета участков, по которым отсутствует кадастровая стоимость.

Налогообложение
Налог на имущество. Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не облагают налогом на имущество (п. 4 ст. 374 НК РФ). Это относится и к имуществу, которое принадлежит на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Земельный налог. Плательщики земельного налога — организации и физические лица, обладающие участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Это относится к объектам, принадлежащим на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Не признают плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Основанием для взимания земельного налога является наличие у плательщика правоустанавливающих документов на землю (письмо Минфина России от 20 июля 2009 г. N 03-05-05-02/39).
Заметим, не являются объектом налогообложения:
1) участки, изъятые из оборота;
2) земли, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В письме Минэкономразвития России от 24 июля 2009 г. N Д23-2429 чиновники указали: участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов, в соответствии с градостроительными регламентами могут иметь вид разрешенного использования — для обеспечения обороны и безопасности и должны эксплуатироваться в соответствии с этим видом разрешенного использования. Вместе с тем участки, принадлежащие организациям, чьей профильной деятельностью не является выполнение работ по государственному оборонному заказу, могут быть признаны объектами налогообложения. Следует также заметить, что земельные участки, которые предоставлены федеральным государственным учреждениям здравоохранения — центрам гигиены и эпидемиологии — в постоянное (бессрочное) пользование и на которых они в соответствии со своим уставом осуществляют работы по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического контроля, являются ограниченными в обороте как предоставленные для обеспечения безопасности. Значит, они не являются объектом обложения земельным налогом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 20 июля 2009 г. N 03-05-05-02/39);
4) земельные участки из состава земель лесного фонда. Согласно статье 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда относят лесные земли2 и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса). Поэтому лесной участок, входящий в состав земель лесного фонда, не должен признаваться объектом обложения земельным налогом на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса, а организация, которой предоставлен лесной участок, не должна признаваться плательщиком земельного налога в отношении этого участка (письмо Минфина России от 1 марта 2010 г. N 03-05-05-02/10).
5) земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

1 Права собственности на землю, а также права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

1. Основными задачами государственной политики в сфере земельных отношений являются:

создание условий для эффективного использования земли, увеличение ее социального, инвестиционного и производительного потенциала;

развитие оборота земли с расположенной на ней недвижимостью;

повышение доходов областного бюджета и местных бюджетов от использования земли;

беспрепятственная реализация конституционных прав и гарантий граждан и их объединений на землю.

2. Достижение эффективного управления земельными ресурсами возможно при сосредоточении функций распоряжения ими в совокупности с расположенными на них объектами недвижимости в одном уполномоченном исполнительном органе государственной власти Тюменской области на основании Закона Тюменской области. Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их частей).

3. Основными направлениями деятельности по реализации поставленных задач являются:

разработка нормативно-правовой базы, регулирующей формирование земельного рынка, в том числе упрощение процедуры оформления правоустанавливающих документов на земельные участки;

инвентаризация земель, организация учета и создание автоматизированной системы управления недвижимости Тюменской области;

проведение землеустроительных работ по формированию земельных участков областной собственности;

проведение разграничения государственной собственности на землю, включающего подготовку, согласование и утверждение перечней земельных участков, на которые возникает право собственности Российской Федерации, Тюменской области и муниципальных образований;

последовательная приватизация земли, не ограниченной в обороте, в том числе развитие дальнейшей передачи государственной земли в собственность граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых законодательством Российской Федерации, продажи земельных участков под приватизированными объектами недвижимости, расположенными на этих земельных участках;

контроль за использованием в соответствии с назначением государственных земель;

обеспечение поступлений платежей за землю в бюджеты всех уровней, доходов от аренды и продажи земельных участков;

оснащение органов по управлению земельными ресурсами средствами вычислительной и информационно-коммуникационной техники, программно-аппаратными средствами защиты информационных систем, инженерными средствами обеспечения жизнедеятельности программно-технических комплексов системы на объектах их установки;

подготовка высококвалифицированных кадров в системе государственного и муниципального управления землей;

разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих управление недвижимостью, реформирование и регулирование земельных и имущественных отношений;

проведение оценки стоимости земельных участков при осуществлении сделок с ними.

4. Реализация мероприятий в сфере управления земельными ресурсами осуществляется в рамках областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Тюменской области на 2002-2007 годы".

Раздел 2. Управление недвижимостью

1. Средства областного бюджета и иное имущество области, не закрепленное за областными государственными унитарными предприятиями и учреждениями, составляют казну Тюменской области, которая служит средством обеспечения обязательств области. Управление казной реализуется по отдельным составляющим казны - управление бюджетом, управление пакетами акций и долями области и т.п., а также всей казной в целом.

Право распоряжения имуществом, составляющим казну, принадлежит Тюменской области в лице Губернатора области.

2. Управление государственным казенным недвижимым имуществом осуществляется исходя из того, что в государственной казне находятся преимущественно объекты, которые по тем или иным причинам исключены из активного хозяйственного оборота. Вовлечение объектов государственной казны Тюменской области в хозяйственный оборот осуществляется преимущественно путем их закрепления за областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями либо сдачи в аренду.

3. Структурные изменения в составе государственной казны Тюменской области происходят постоянно. Разграничение государственной собственности на землю приведет к формированию в составе государственной казны Тюменской области нового объекта - земельных участков. Продажа и закрепление на праве хозяйственного ведения находящихся в государственной казне имущественных комплексов ликвидированных предприятий ведет к сокращению их доли в составе государственной казны Тюменской области.

4. Основные задачи:

обеспечение органов государственной власти помещениями в соответствии нормами, определенными нормативными актами Российской Федерации и Тюменской области;

повышение доходности недвижимого имущества, в том числе путем формирования конкурентного рынка недвижимости;

сохранение социальной инфраструктуры;

вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;

эффективное исполнение государством своих социальных функций в процессе использования областной недвижимости.

5. Основными направлениями деятельности должны стать:

формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей формирование и функционирование казны;

выделение средств областного бюджета на обеспечение сохранности имущества казны;

оперативное привлечение потенциальных пользователей имущества казны для извлечения прибыли от использования имущества казны;

обеспечение учета и контроля за сохранностью и использованием нежилого фонда, являющегося областной собственностью, в том числе отнесенного к памятникам истории и культуры;

полная инвентаризация объектов недвижимости, находящихся в областной собственности, результатом которой станет получение информации, позволяющей проводить рыночную оценку данных объектов;

формирование полного реестра государственной недвижимости, содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;

проведение анализа неиспользуемых площадей и передача части из них на льготной основе субъектам малого предпринимательства в качестве дополнительного источника ресурсного обеспечения малого бизнеса;

четкое формирование объектов управления, исключение возможности распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);

урегулирование вопросов приобретения объектов недвижимости, в том числе определение целей, для достижения которых осуществляется приобретение указанных объектов;

внедрение в практику управления государственным недвижимым имуществом расходования средств на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов объектов недвижимости, находящихся в государственной казне Тюменской области;

упорядочение расходования средств на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов объектов недвижимости, закрепленных за областными государственными учреждениями. Для чего разработать порядок и условия выделения бюджетных средств на проведение ремонтных работ;

выделение средств на проведение среднего и капитального ремонтов объектов недвижимости, закрепленных за областными государственными унитарными предприятиями, и сдаваемых в аренду, за счет направления на эти цели части арендных платежей, поступающих в областной бюджет;

упорядочение расходов на содержание, реконструкцию и восстановление памятников истории и культуры;

создание необходимых условий для привлечения частных инвестиций для целей восстановления и реконструкции памятников истории и культуры;

активизация использования залога государственного недвижимого имущества как инструмента привлечения инвестиций в государственный сектор экономики Тюменской области;

обеспечение регулярных поступлений в областной бюджет средств от аренды областного имущества;

жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

выявление излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества государственных учреждений, изъятие его;

определение в законе о бюджете на соответствующий год финансирования расходов на покупку и новое строительство объектов недвижимости, что даст возможность, во-первых, без проблем размещать органы государственной власти, а во-вторых, пополнять, сдавая свободные площади в аренду, областной бюджет.

6. Для усиления контроля за использованием объектов недвижимости департаменту имущественных отношений области необходимо:

контролировать исполнение принятых руководством департамента решений о мерах по устранению нарушений при использовании государственного имущества;

принимать участие в проводимых Управлением внутренних дел, Управлением Министерства по налогам и сборам РФ по Тюменской области мероприятиях по проверке порядка использования государственного имущества;

в случае возникновения необходимости принимать участие в арбитражных судах по искам о взыскании задолженности по арендной плате, о праве собственности на памятники истории и культуры, о признании недействительными актов органов местного самоуправления, нарушающих право государственной собственности.

Раздел 3. Управление объектами культурного наследия

1. Особым видом государственных объектов недвижимости являются здания и сооружения, отнесенные к памятникам истории и культуры. Их отличительный признак - обладание уникальной ценностью для всего многонационального народа Российской Федерации.

2. С целью восстановления нарушенных имущественных прав на памятники истории и культуры, расположенные на территории Тюменской области, в случаях установления фактов незаконного распоряжения данными объектами необходимо направлять соответствующим органам местного самоуправления претензии с требованиями отмены незаконно принятых решений. В случае не выполнения предъявленных требований обращаться с исками в соответствующие суды.

3. В целях проведения государственной политики в сфере охраны и использования памятников истории и культуры Департаменту имущественных отношений Тюменской области совместно с Комитетом по культуре администрации области и Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия необходимо реализовать следующие мероприятия:

комплексную инвентаризацию объектов культурного наследия, расположенных на территории Тюменской области, позволяющую уточнить местоположение, состав объектов, границы земель, на которых располагаются объекты, характеристику каждого объекта, право собственности и иные вещные права на объекты, наличие обременений (ограничений), характер современного использования объекта, а также оценку технического состояния и выявление бесхозяйных объектов;

уточнение состав исторического и культурного наследия федерального и областного значения, в том числе уточнение государственных списков памятников истории и культуры;

формирование единого государственного реестра объектов историко-культурного наследия;

уточнение порядка и условий сдачи в аренду данных объектов, разработка порядка их передачи в хозяйственное ведение, оперативное управление;

определение подходов к оценке стоимости памятников истории и культуры;

активизация использования механизма приватизации объектов историко-культурного наследия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в целях сохранения и (или) поддержания их в надлежащем состоянии;

совершенствование нормативно-правовой базы процессов управления и распоряжения объектами историко-культурного наследия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В практике предпринимательства нередки случаи, когда основные средства в какой-то период перестают использоваться для деятельности, которая приносит доход. Возможно, позже эти активы понадобятся снова, а может быть, стали ненужными навсегда.

Как отражать такое имущество в бухгалтерском учете? Как списывать его амортизацию, если по факту оно не изнашивается, поскольку не работает? Каким образом вновь вовлекать «законсервированные» ОС в оборот? Можно ли их реализовать? Рассуждаем в нижеприведенной статье.

Что такое неиспользуемое имущество

Неиспользуемым считается имущество, которое временно не участвует в основной деятельности организации. Причины, по которым это может иметь место, различны:

  • изменение объемов производства;
  • переход организации на другой вид деятельности;
  • попадание имущества в ремонт;
  • сезонная деятельность организации;
  • устаревание основного средства (моральный износ) и др.

СПРАВКА! В качестве таких основных средств может выступать оборудование или (чаще) недвижимость.

Если планируется через определенное время вновь пользоваться этим активом, это означает, что с точки зрения учета он «законсервирован». Можно сдать неиспользуемое ОС в аренду или продать – то есть так или иначе вновь вовлечь в хозяйственный оборот.

Перевод неиспользуемого имущества на консервацию

Консервация – это перевод активов в такое состояние, которое позволит сохранить их в пригодности к эксплуатации через установленное время. Консервации можно подвергать:

  • объекты незавершенного строительства – если нет средств на продолжение стройки или в данный момент вкладывать их нецелесообразно;
  • как технологические комплексы, так и части целого;
  • готовые основные средства – если их не планируется использовать в течение минимум 3 месяцев.

ВАЖНО! Такую процедуру можно выполнять на основании п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 3 ст. 256 НК РФ.

Процедура консервации

Перевод на консервацию делается согласно решению руководства предприятия или, если имущество государственное, соответствующим постановлением министерства.

Порядок процедуры консервации и расконсервации принимается внутренним решением руководства конкретной организации и фиксируется локальным нормативным актом. Должен быть составлен и подписан акт о переводе объекта основных средств на консервацию (типовой формы нет, ее нужно утвердить). Акт подписывается комиссией, которую руководство учредило приказом. В акте нужно в обязательном порядке отразить:

  • наименование неиспользуемого актива;
  • его инвентарный номер;
  • первоначальную стоимость, по которой ОС принято на баланс;
  • сумму амортизации, которую на него уже успели начислить;
  • причины консервации;
  • срок будущей расконсервации;
  • подписи членов комиссии.

Бухучет законсервированного ОС

Расходы на содержание неиспользуемых основных средств, в том числе и переведенных на консервацию, относятся к прочим, их следует отражать на счете 91 «Прочие расходы».

Когда утрачивается амортизация

На неиспользуемое имущество временно не нужно начислять амортизацию, если выполняется одно из условий:

  • если консервация оформлена более чем на 3 месяца;
  • ремонт (восстановление) рассчитано дольше чем на год;
  • модернизация (реконструкция) будет проводиться дольше чем 12 месяцев;
  • имущество передано по договору безвозмездного пользования (это уже не консервация).

Если временный простой меньше, экономически не обоснован либо его не оформляют как консервацию, амортизация начисляется обычным порядком.

При консервации срок полезной эксплуатации основного средства увеличивается на тот период, пока оно не использовалось.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если законсервировано было не все ОС, а только его часть, при этом остальные части продолжают принимать участие в деятельности предприятия, амортизация не начисляется на все ОС, хотя оно и значится на балансе как единое целое. Например, в эксплуатируемом здании закрывают один этаж под ремонт, остальные продолжают функционировать.

Налоговый учет консервации

Налоги платятся с тех средств, которые применяются для извлечения дохода. С одной стороны, ОС продолжают находиться на балансе и являться имуществом предприятия. С другой, вследствие простоя они прямо не применяются для извлечения экономической выгоды.

Если на неиспользуемое основное средство продолжает начисляться амортизация, она может быть учтена для снижения налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ), поскольку эти расходы:

  • экономически обоснованы;
  • подтверждены документально;
  • направлены на будущее получение дохода (ведь актив позже будет расконсервирован).

Как только расконсервирование произошло, амортизация должна начисляться так, как это делалось раньше, до начала простоя.

Если не консервация, то что?

Когда средство не планируют возвращать в эксплуатацию, консервировать его нет смысла. Практичнее все же получить с него определенный доход, а затем списать с баланса. Это можно сделать одним из способов:

  • передача неиспользуемого имущества в аренду (лизинг);
  • продажа основного средства.

Как правило, условия для этих действий получаются льготными, выгодными для покупателя или арендополучателя. Часто реализация неиспользуемых объектов недвижимости происходит путем аукционов или другим способом организованных торгов.

Вовлечение неиспользуемого имущества в оборот

Государство особенно строго относится к неиспользуемому имуществу, находящемуся в коммунальной собственности. Перечень его утверждается правительством, а далее вовлекается в хозяйственный оборот согласно соответствующему указу. Основные пути вовлечения:

  • продажа на аукционе, где начальная цена будет базовой величиной, установленной законодательно;
  • передача в бесплатное пользование индивидуальным предпринимателям или частным юрлицам;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • иное использование, не противоречащее закону.

Безвозмездно, но не бесконтрольно

Передача ненужных государству объектов частным инвесторам происходит не просто так, а на основании конкретного инвестиционного проекта. Если предприниматель готов вложить деньги в неиспользуемый объект (чаще всего это недвижимость), этот процесс строго регламентируется и контролируется. Инвестор должен доказать, что данному объекту будет действительно дано целевое применение, предоставив проект (бизнес-план). В случае удачи получится обоюдная выгода:

  • вместо пустующих зданий и сооружений появятся полезные функционирующие объекты;
  • на них будут востребованы новые рабочие места, которые принесут доходы и предпринимателю, и в бюджет;
  • при выполнении всех условий объект потом переходит в собственность вложившего в него средства инвестора.

Продажа с аукциона

Аукционные торги по неиспользуемому имуществу как средство вовлечения его в оборот применяются наиболее часто.

С предметами и оборудованием все ясно – они просто переходят в собственность нового владельца, который планирует их использовать. Если же продается недвижимость, то земельный участок, на котором она расположена, чаще всего отдается в аренду. О торгах заранее объявляется в СМИ, на специализированных площадках и изданиях, подаются заявки на участие, и аукцион проводится среди заявителей.

Если лот никто не приобрел, могут приниматься следующие меры:

  • стоимость снижается на 20%;
  • после вторых нерезультативных торгов – еще на 50%;
  • максимальное понижение – до 80% от начальной цены.

Новый владелец должен внести деньги в установленный срок, иначе результаты торгов будут аннулированы.

Если объект совершенно нерентабелен

Если вновь ввести в оборот неиспользуемое имущество не представляется целесообразным, его следует утилизировать, чтобы хранение не занимало экономически неоправданные ресурсы.

Если ОС не требуется ни инвестору, ни собственнику, нужно освободить место для нового. В отношении недвижимости это означает снос.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: