Специфика деятельности судебной системы современной японии обуславливается примирительные процедуры

Обновлено: 28.03.2024

Характеристика современной уголовно-судебной системы Японии. Особенность процедурных преимуществ арбитражной формы разбирательства. Основные способы рассмотрения экономических споров. Исследование возможностей обжалования принятого судового решения.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 20.04.2016
Размер файла 30,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательскийинститут)

Кафедра «Предпринимательское и коммерческое право»

Порядок разрешения экономического спора в Японии

По дисциплине «Арбитражный процесс»

Судебная система Японии.

Современная судебная система Японии сложилась в результате реформ 1947-1948гг. Судебная власть Японии независима от законодательной и исполнительной. В ст.76 Конституции Японии закреплено, что вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким судам низших инстанций, какие будут учреждены законом. Не могут учреждаться никакие особые суды.

Условно судебная система Японии включает:

· Верховный суд (находится в г.Токио) - возглавляет японскую судебную систему, наделён самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и как орган руководства всеми нижестоящими судами. Суд вправе решать вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления или административного акта, устанавливает правила для работы не только судов, но адвокатов и прокуроров. Состав суда 15 судей - Главный судья (председатель суда) и 14 членов суда. Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством Главного судьи или в составе отделений (имеется 3 отделения по 5 судей в каждом, кворум составляет 3 члена). К разбирательству принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела. Верховный суд, как правило, в коллегиях из 5 судей принимает окончательное решение, действуя в качестве суда второй инстанции, по делам о государственной измене и других преступлениях против государства, также рассматривает в качестве окончательной (третьей) инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам. В случае если рассматривается жалоба на антиконституционность любого из нормативных актов слушание дела и вынесение решения производится коллегией из 15 судей под председательством Главного судьи. К ведению суда отнесено рассмотрение апелляционных жалоб jokoku и kokoku в порядке, установленном гражданским процессуальным кодексом Японии.

К апелляционным жалобам jokoku относятся:

- апелляционные жалобы, подаваемые Высшим судом на решение судов первой и второй инстанций;

- «прямая» апелляционная жалоба, которая подается местным или семейным судом на решение, вынесенное судом первой инстанции или на решение по уголовному делу принятое в первой инстанции суммарным судом;

- апелляционная жалоба, поданная в Высший суд или Верховный суд в случаях, предусмотренных законом;

- «особая» апелляция на решение, вынесенное Высшим судом, как судом третей инстанции;

- «чрезвычайная» апелляция, подаваемая Генеральным прокурором на решение, принятое по уголовному делу.

К апелляционным жалобам kokoku относятся:

- апелляционные жалобы, поданные на решение суда по гражданскому делу, связанные с нарушением Конституции, либо с необходимостью изменения прежнего решения Верховного суда, нарушающего единообразия в толковании и применении норм права;

- апелляционные жалобы, поданные на решение суда по уголовному делу с участием несовершеннолетних, связанные с нарушением Конституции или несоответствие принятых по делу судебных актов прецедентам.

· Высшие (окружные) суды (расположены в крупнейших городах Японии: Токио, Осаке, Нагои, Хиросиме, Фукуоке, Сендае, Саппоро и Такаматсу) - выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, жалобы на решения местных судов, семейных судов, а также апелляции kokoku, за исключением апелляций kokoku, отнесённых к компетенции Верховного суда. Апелляционные жалобы на решения суммарных судов по гражданским делам рассматриваются местными судами, а затем передаются Высшим судом округа в Верховный суд в порядке апелляции jokoku. В порядке исключительной компетенции Токийский Высший суд может пересматривать коллегиями из 5 судей решения Комиссии по соблюдению справедливости в торговле и Патентного бюро.

· Суды по семейным делам (находятся в каждой префектуре; дополнительно действуют их Отделения) - созданы для разрешения семейных споров (споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве и др.) и рассмотрения дел по преступлениям несовершеннолетних в возрасте до 20 лет. Кроме того, эти суды осуществляют судебный надзор за лицами, склонными к нарушению уголовного законодательства (имеется ввиду приговоренных к условной мере наказания: для несовершеннолетних в возрасте 14-19 лет, или ранее привлекаемых к уголовной ответственности, но не осужденных: для малолетних в возрасте до 14 лет), действуют на основе территориальной подсудности, считаются судами того же уровня, что и местные суды. Дела разбираются, как правило, единоличный судьёй и лишь в отдельных случаях - коллегией из 3 судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре.

· Местные (территориальные) суды (находятся в главном городе каждой из 47 префектур, за исключением Хоккайдо, который поделен на 4 судебные территории; дополнительно кроме основных судов действуют их филиалы) - в компетенцию судов входит рассмотрение гражданских и уголовных дел по первой инстанции, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов. Также суды вправе разбирать апелляционные жалобы на решения и постановления первичных судов по гражданским делам. Дела рассматриваются, как правило, единолично судьей либо коллегией из 3 судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше одного года.

· Суммарные (первичные) суды (располагаются практически в каждом населённом пункте) - в компетенцию судов входит рассмотрение по первой инстанции гражданских дел с небольшой суммой иска и уголовных дел, по которым предусмотрено наказание в виде штрафа (время от времени сумма корректируется Верховным судом) либо лишения свободы сроком до 3 лет. Рассмотрение дел ведётся единолично судьёй.

Присутствует ли в судебной системе Японии специализированный суд, рассматривающий экономические споры.

На основании вышеизложенного и согласно Конституции Японии судебная система в этой стране является «унифицированной» в сравнении с достаточно сложной структурой судебной системы России. В соответствии с этим компетенция общих судов Японии широка - они рассматривают гражданские, уголовные, административные, налоговые дела, дела о банкротстве и т.п., в том числе дела по разрешению экономических споров между хозяйствующими субъектами, ведущими как внутреннюю, так и международную (внешнюю) экономическую деятельность.

Таким образом, в Японии создание специализированного суда по рассмотрению экономических споров не предусмотрено. Однако хочется отметить, что Гражданский процессуальный кодекс Японии (Закона № 109 от 1996 года) предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с международной (внешней) торговлей, в торгово-промышленных палатах (ТПП) соответствующих префектур либо международных арбитражных судах. судебный арбитражный разбирательство спор

Созданная Японская коммерческая арбитражная ассоциация (Japan Commercial Arbitration Association, JCAA) была основана в 1950 году и позиционирует себя в настоящее время как единственный постоянный арбитражный институт в Японии. Порядок ведения и разрешения дел регулируется Арбитражным законом Японии (Закон № 138 от 2003 года), при рассмотрении дел на территории Японии.

Принимая во внимание, что стороны внешнеэкономического договора могут определить сами подсудность спора, уже возникшего или того, который может возникнуть в будущем, за исключением случаев, когда международными договорами установлена обязательная подсудность таких споров, с этой целью они могут внести соответствующий раздел (арбитражную оговорку) во внешнеэкономический договор или заключить отдельное арбитражное соглашение и передать спор на рассмотрение конкретного постоянно действующего Международного коммерческого арбитража (третейский суд) (МКАС).

Процедурные преимущества арбитражной формы разбирательства заключаются в следующем.

- во-первых, стороны, соглашаясь на арбитражное разбирательство, обязуются выполнить арбитражное решение без промедления и отказываются от своего права на любую форму апелляции или обжалования в суде (ст.2, 7, 45 Закона);

- во-вторых, стороны сами формируют состав суда, определяя арбитров, которые будут рассматривать данный спор, но третейский суд должен утвердить их кандидатуры (глава 3 Закона);

- в-третьих, стороны сами определяют место проведения разбирательства (ст.3, 28 Закона);

- в-четвертых, стороны сами определяют применимое право в данном споре и др.

Следовательно, арбитражи могут руководствоваться нормами материального права страны, которое выбрали стороны. Арбитры разрешают споры на основе применимых норм материального права, выбранного сторонами, руководствуясь условиями договоров и учитывая международные торговые обычаи.

В случае если стороны не предусмотрели право страны, которое будет применяться, применимым к арбитражному соглашению по общему правилу считается право страны арбитражного разбирательства (ст.5 Закона).

Также в Японии, являющейся островным государством и, без преувеличения, морской державой, создан специализированный арбитраж - Японская морская арбитражная комиссия (находится в г.Токио) - для рассмотрения споров, возникающих в сфере торгового мореплавания, между хозяйственными организациями всех видов собственности, осуществляющих коммерческую и иную деятельность в Мировом океане.

Какие суды вправе разрешать экономические споры.

Основываясь на модели судебной системы и компетенции судов Японии, экономический (коммерческий) спор, возникший между действующими внутри страны субъектами, вправе рассматривать общий суд, в зависимости от предусмотренных законом оснований (размер иска, местонахождение ответчика, условий заключенного договора и др.). Арбитражное разбирательство по международному спору проводится в JCAA в соответствии с Правилами коммерческого арбитража указанной ассоциации.

Какие способы рассмотрения экономических споров.

В Японии, как и во многих других зарубежных странах, для гражданского правосудия характерны длительные сроки рассмотрения дел, а также высокие судебные издержки. Поэтому все чаще стороны пытаются найти более эффективный способ разрешения споров. Наиболее привлекательными становятся альтернативные способы разрешения споров, к ним относятся арбитраж, медиация, консультация, экспертная точка зрения и др.

Посреднические процедуры, в частности медиация как инструмент разрешения внутренних споров, широко распространены в Японии. Приверженность деловых кругов Японии к альтернативным методам разрешения споров традиционно была связана с этической стороной - негативным отношением к выбору государственного суда как способа урегулирования разногласий. Альтернативные методы правосудия стали весьма популярны и по другим причинам. В Японии, например, просто не принято судиться по спорам, в которых ответчик изначально признает себя виновным. Признание своей вины в Стране восходящего солнца до сих пор считается презумпцией доказательства.Зачастую медиацию используют в качестве механизма разрешения дел, которые невыгодно одной из сторон разрешать в порядке открытого судопроизводства, так как это может нанести вред её репутации.

Касательно экспертной точки зрения хочется отметить, что Япония, как член Всемирной торговой организации (ВТО), в рамках процедуры разрешения споров ВТО инициировала обжалование антидемпинговых мер США, введенных в отношении импорта некоторых наименований плоского углеродистого горячекатаного проката, задействовав при этом процедуру реализации Договоренности о разрешении споров (ДРС), которая представляет собой свод правил и процедур разрешения споров, которые должны соблюдаться членами ВТО в случае возникновения между ними разногласий и споров. ДРС состоит из 27 статей и 4 дополнений (№1 - Соглашения, охваченные договоренностью; №2 - Специальные или дополнительные правила и процедуры, содержащиеся в охваченных соглашениях; №3 - Процедура работы третейских групп; №4 - Консультативные группы экспертов).

Имеется ли возможность обжалования принятого решения.

В случае достижения согласия сторонами арбитражного разбирательства по всем обстоятельствам вышеизложенной досудебной процедуры арбитражного разрешения экономического спора решения, допустим принятые МКАС, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Но такие решения могут быть отменены. Процедура отмены не предполагает рассмотрения дела по существу и может быть возбуждена в суде не ниже уровня префектуры по ходатайству заинтересованной стороны с представлением соответствующих доказательств в случаях:

- одна из сторон в арбитражном соглашении была в какой-либо мере недееспособна, или это соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону Японии;

- она не была надлежащим образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве, или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

- решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением (суд вышел за пределы объема арбитражного соглашения) или не попадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то может быть отменена только та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым арбитражным соглашением;

- состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствует соглашению сторон, если только такое соглашение сторон не противоречит любому положению Закона о международном коммерческом арбитражном суде, от которого стороны не могут отступать, либо отсутствие такого соглашения не соответствовало этому закону.

Подобные документы

Японский конституционализм представляет своеобразное явление правовой действительности. В Японии действует вторая по счёту конституция. Характеристика Конституции Японии. Центральные государственные органы. Судебная система. Местное самоуправление.

реферат [37,7 K], добавлен 01.07.2008

Характеристика особенностей законодательной власти, судебной системы, структуры исполнительных органов (кабинет министров, секретариат) Японии. Исследование современного состояния экономики, внешней политики и положения вооруженных сил государства.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 23.04.2010

Система органов государственного управления Японии. Форма правления и государственный строй. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Японии. Система и структура органов местного самоуправления. Политические партии, государственная служба.

курсовая работа [90,7 K], добавлен 27.05.2015

История становления и структура современной судебной системы России, принципы и законодательная база ее построения. Предметы разбирательства и состав судов различных инстанций, сфера их деятельности и полномочия. Модели судов для несовершеннолетних.

контрольная работа [762,0 K], добавлен 09.07.2009

Право апелляционного обжалования приговора. Сущность, структура и принципы организации судебной системы. Суды общей юрисдикции Российской Федерации. Основные функции Верховного Суда России. Правовая сущность, виды, функции задачи судебной инстанции.

контрольная работа [22,2 K], добавлен 12.03.2012

Гарантирование основных прав человека Конституцией Японии. Партийно-политическая система Японии: избирательное право и система. Высшие органы государственной власти. Органы местного самоуправления. Обязанности и прерогативы японского Парламента.

курсовая работа [48,9 K], добавлен 17.12.2014

Сущность индивидуальных трудовых споров. Их классификация и принципы рассмотрения. Подсудность индивидуальных трудовых споров. Особенность исполнения решений по восстановлению на работе. Система органов по рассмотрению трудовых споров и их компетенция.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми высокими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми нижестоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и для адвокатов. Его правилам обязаны следовать и прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14 членов Суда.

Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из пяти судей. К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела (существует несколько видов обжалования судебных постановлений в зависимости от характера обжалуемого решения, уровня вынесшей его судебной инстанции и др.). Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать Конституцию или внести в неё изменения либо требуется изменить прежние решения самого Верховного суда.

Высшие суды (их восемь, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают главным образом в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе на решения, вынесенные по второй инстанции. Кроме того, в коллегиях из пяти судей они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях. Верховный суд может в случае необходимости учредить еще одно-два отделения (филиала) каждого из высших судов.

Важнейшее звено судебной системы Японии — территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел — все дела, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов (полномочия некоторых отделений территориальных судов с учетом их категории несколько ограничены). Эти же суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из трех судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше одного года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.

Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входят споры имущественного и неимущественного характера между супругами, дела о наследстве, а также дела о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет (в случае совершения теми серьезного преступления дело после проверки обоснованности обвинения передается в территориальный суд). Дело в семейном суде разбирает, как правило, единоличный судья и лишь в отдельных случаях — коллегия из трех судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре.

Первичные суды — низшая судебная инстанция (их около 600) — рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить не более чем к трем годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судьи.

Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей. В 1923 году суды присяжных были учреждены в законодательном порядке, однако оказалось, что 99% лиц, имевших право на рассмотрение их дела с участием присяжных, отказывались воспользоваться им, поскольку вынесенный судом присяжных приговор согласно установленному правилу нельзя было обжаловать в вышестоящий суд. Конституция 1947 года и последующие законодательные акты не содержат упоминаний о суде присяжных.

Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только Верховным, но и нижестоящими судами; некоторые из них неоднократно выносили весьма прогрессивные решения о неконституционности важнейших правительственных постановлений внутри- и внешнеполитического характера.

С 1947 года в Японии отсутствует система административной юстиции и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Все судьи независимы и «действуют, следуя голосу своей совести» (ч. 3 ст. 76 Конституции). Введён запрет на учреждение особых (чрезвычайных) судов.

Заключение

Подводя итоги, можно прийти к следующим выводам:

Япония — унитарное демократическое государство, являющееся парламентской конституционной монархией.

Конституция Японии 1947 года провозгласила социальную обязанность государства прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также «народного здравия».

Конституция впервые в истории Японии декларировала отказ Японии на «вечные времена» от войны, а также «от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. В соответствии с Конституцией был установлен потолок военных расходов — 1% валового национального продукта в год. Это позволило инвестировать денежные средства в промышленность. Беспрерывное обновление основного капитала привело к стабилизации и в политической жизни.

Также Конституция Японии содержит широкий перечень демократических прав и свобод, большинство из них напрямую заимствованы из американской Конституции.

Принципиально новым явлением стало закрепление автономии местных органов управления. Органы местного самоуправления приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и довольно широким перечнем других дела. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеобщего избирательного права. При этом население обладает инструментами отрешения от должности как местных органов власти, так и лиц, замещающих высшие государственные должности.

Всё вышеперечисленное позволило японскому государству после завершения Второй мировой войны совершить заметный скачок как в плане экономического развития, так и в отношении охраны прав и свобод собственных граждан. Во многом благодаря этому и менталитету своего населения Япония на данный момент считается одним из самых развитых государств мира.

Выполнение тестовых заданий является одной из форм контроля, которая позволяет оценить уровень знаний.

Тестовые задания охватывают ключевые аспекты содержания дисциплины «Сравнительное правоведение». Каждый вопрос теста представляет собой задание с четырьмя вариантами ответа. Важно запомнить, что только один ответ является правильным.

Необходимо вдумчиво без спешки подойти к решению тестовых заданий. В случае если какой-то вопрос вызывает затруднения, его можно временно пропустить и перейти к решению других тестовых вопросов. При этом нельзя забывать о пропущенном вопросе с тем, чтобы была возможность вернуться к его решению.

Примерные образцы тестовых заданий

1. Особенностью индусского права является:

А) кодификация основных источников права

Б) тесная связь с исламом, возникшая в эпоху господства мусульман

В) уникальная система источников права

Г) действие индусского права на всех граждан Индии

2.Законы Ману в индусском праве это:

3. Дамбупат в индусском праве это:

А) разновидность правовых обычаев

Б) правило, применяемое при выкупе невесты

Г) индусская правовая норма, направленная на защиту должника

4. Вестернизация Японии началась в:

А) эпоху революции Мэйдзи

Б) момент оккупации Японии американскими войсками

В) конце второго тысячелетия нашей эры

Г) эпоху Сегуната

5. В современной Японии в сфере публичного права демократические институты:

А) полностью прижились, так как в Японии произошла вестернизация

Б) не прижились, так как современная конституция Японии их не содержит

В) существуют формально, на практике применяются крайне ограниченно

Г) активно применяются, но лишь в деятельности правительства

6. Африканская концепция социального порядка делает основной акцент на:

А) субъективные права

Б) юридические обязанности

В) законные интересы

Г) юридические свободы

7. Нарушение обычая в африканской среде прежде всего влечет:

А) попытку восстановить право

Б) неизбежное намерение привлечь нарушителя к ответственности

В) стремление примирить заинтересованных лиц

Г) привлечение к ответственности коллективного субъекта (деревни)

8. Основные правовые реформы во Французской западной колониальной Африке коснулись:

А) уголовного права

Б) семейного права

В) конституционного права

Г) муниципального права

9. Специфика деятельности судебной системы современной Японии обуславливается:

А) повышенной активностью японских судов

Б) большим количеством применяемых судами примирительных процедур

В) развитой «западной» судебной культурой японцев

Г) применением всеми судами национальных религиозных процедур

10. Судебная система большинства современных африканских государств характеризуется:


Отдел международного сотрудничества Верховного Суда Донецкой Народной Республики продолжает публикацию обзорных материалов о судебных системах различных стран мира.

Следующий представленный материал касается судебной системы Японии.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ


Вся полнота судебной власти в Японии принадлежит Верховному суду и судам низших инстанций, созданных в соответствии с Законом о судах 1947 г.

Современная судебная система Японии представляет собой четырехзвенную иерархию судебных органов. Ее составляющими являются:

1) Верховный суд;

2) 8 высших апелляционных судов;

3) 50 территориальных (местных, окружных) судов и 50 семейных судов;

4) около 600 первичных (дисциплинарных) судов.

1. Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, который состоит из главного судьи, назначаемого Императором по представлению Премьер-министра, и 14 судей, назначаемых Кабинетом Министров. Назначение членов Верховного суда должно быть санкционировано всенародным референдумом, проводимым во время ближайших выборов в Палату представителей. Конституция 1947 г. установила референдарную ответственность членов Верховного суда, которая предполагает проведение через каждые 10 лет одновременно с выборами в Палату представителей всенародных референдумов по доверию или недоверию конкретным судьям. Судья, которому выразило недоверие большинство участников референдума, должен уйти в отставку. Если такого не случилось, судьи Верховного суда выходят на пенсию по достижении 70 лет.

Компетенция Верховного суда свидетельствует о том, что он выступает в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного контроля и высшего органа судебного управления.

В качестве высшей судебной инстанции Верховный суд Японии является судом последней инстанции. Он рассматривает во второй инстанции дела о преступлениях против государства, т.е. жалобы на решения высших апелляционных судов, и в третьей инстанции жалобы на решения территориальных судов.

Одной из важнейших функций Верховного суда Японии является функция конституционного контроля. Как уже отмечалось выше, он уполномочен решать вопросы о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта в качестве высшего органа конституционного контроля.

Отдавая дань традициям судебного централизма, Конституция 1947 г. наделила Верховный суд полномочиями судебного управления. Ему предоставлено право устанавливать правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, прокуроров, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами. Вместе с тем Верховный суд может делегировать судам низших инстанций право устанавливать правила своей работы.

Верховному суду принадлежит важная роль в формировании судейского корпуса страны. Судьи судов низших инстанций назначаются Кабинетом министров по рекомендации Верховного суда.

2. Высшие апелляционные суды являются судами первой инстанции по делам о государственной измене и другим преступлениям против государства, а также апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, рассмотренным нижестоящими судами.

3. Территориальные (окружные, местные) суды функционируют во всех префектурах Японии. Ими рассматривается основная масса гражданских и уголовных дел, а также апелляции на решения первичных судов.

В каждой префектуре созданы суды по семейным делам, которые имеют тот же статус, что и территориальные суды. В их компетенцию входит рассмотрение споров о наследстве, принятие решений по делам, связанным с семейным правом и с мелкими уголовными преступлениями, совершенным несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет).

4. Первичные (дисциплинарные) суды составляют низшее звено японской судебной системы. Им подсудны гражданские дела с ценой иска не свыше 900 тыс. йен (около 11 тыс. долларов) и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа или лишения свободы сроком до трех лет.

Судьи Японии независимы и действуют, следуя голосу своей совести и требованиям Конституции и законов страны. Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Как отмечалось выше, назначение осуществляет Кабинет Министров исходя из списка кандидатов, составленного Верховным судом. Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно и так до тех пор, пока он не достигнет пенсионного возраста.

Конституцией Японии предусмотрена возможность отстранения судей всех судов от должности путем публичного разбирательства в порядке импичмента.

С 1947 г. в Японии отсутствует система административной юстиции, и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Прокуратура в Японии входит в систему Министерства юстиции, являющегося одним из важнейших звеньев (оно ведает и тюремными заведениями, а также контролирует иммиграционные службы и "подрывные организации"). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, но структура ее приспособлена, прежде всего, к судебной системе: имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных и других судах. Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследованием, проводимым полицией по всем остальным делам, за исполнением уголовных наказаний. Они возбуждают уголовное преследование, составляют обвинительное заключение, передают его в суд и поддерживают там обвинение, а также защищают "публичные интересы" при судебном разбирательстве гражданских дел. По действующим правилам судопроизводства прокурор не только не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении, но и может скрывать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, в том числе и подтверждающие его алиби. Прокурор не обязан знакомить со всеми материалами дела (до судебного разбирательства) и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.

Согласно Конституции защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом, либо выбранным самостоятельно, либо назначенным государством, если у обвиняемого нет средств оплачивать юридические услуги. В гражданском процессе малоимущим также может оказываться материальная помощь, но она сводится либо к отсрочке уплаты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи (ассоциация выделяет адвоката, если имеется перспектива выигрыша процесса).

28 мая 2004 года Национальный парламент принял закон, который требует участия выбранных граждан в судебных разбирательствах, в слушании определенных тяжких преступлений. Граждане, выбранные для такой службы, называемые «сайбан-ин» (народный заседатель), выбираются произвольно из списка избирателей и вместе с профессиональными судьями проводят публичное изучение доказательств, чтобы определить вину и приговор. В большинстве случаев судебная коллегия состоит из 6 народных заседателей и 3 профессиональных судей. Дела, в которых нет значительных разногласий касательно вины, коллегия состоит из 4 народных заседателей и 1 профессионального судьи. В отличие от старой судебной системы обвиняемым не разрешается отказываться от суда с народными заседателями. В 2009 году, будучи частью большего проекта реформы судебной системы, в силу вступили законы, которые ввели участие граждан в уголовных судебных разбирательствах, вводя народных заседателей. Народные заседатели составляют большинство судебной коллегии. Они не образовывают присяжных отдельно от судей, как это происходит в системе общего права, но участвуют в процессе как следственные судьи в соответствии с традицией гражданского закона, которые активно анализируют и изучают доказательства, представленные сторонами защиты и обвинения.

В количественном отношении судейский корпус Японии значительно уступает многим другим странам. В стране с населением в 126 млн. человек насчитывается примерно 2000 судей. Для сравнения отметим, что в Украине с населением 48 млн. человек судебную власть осуществляют 7500 судей. В Японии главное внимание уделяется не количеству, а качеству судейского корпуса. Кандидаты на должность судьи проходят тщательный отбор. Выпускники юридических факультетов, желающие стать судьями, обязаны сдать экзамены специальной комиссии министерства юстиции. Как правило, этот экзамен выдерживает не более 2-3% экзаменующихся. Сдавшие экзамен зачисляются на двухгодичные курсы при Верховном суде, после окончания этих курсов и сдачи новых экзаменов претенденты могут начать карьеру судьи.

Судебная власть в Японии – это ветвь власти, независимая от законодательной и исполнительной ветвей, для которой характерна структура, включающая много звеньев.

Конституционные принципы судебно-правовой системы Японии, на которых основано ее функционирование:

  • судебная власть полностью принадлежит Верховному суду и судам низшей инстанции, которые созданы на законном основании (ст. 76 Конституция Японии);
  • запрет на формирование особых судов;
  • автономность осуществления административных прав в пределах судебной системы.

Правовая система Японии основана на судебной и юридической практиках.

Власть Японии подразделяется на три ветви:

  • Парламент - законодательная власть;
  • Кабинет министров – исполнительная власть;
  • Судебная власть - верховный суд и вся судебная система.

Судебная власть решает вопросы о конституционности любого закона, приказа или других официальных актов.

Кабинет министров выдвигает кандидатуру Верховного судьи, но утверждает ее Император. Судьи низших судов назначаются Кабинетом министров по предложению Верховного суда. Парламент решает вопросы отстранения судей от должности.

Судебная система Японии

В Законе о судах от 1947 описана «унифицированная» структура судебной системы, которая включает:

  • Верховный суд;
  • Высшие суды;
  • Семейные суды;
  • Суммарные или дисциплинарные (первичные) суды;
  • Местные суды.

Высшие суды – это суды первой инстанции, рассматривающие дела о государственной измене и другие государственные преступления. Являются апелляционными инстанциями по уголовным и гражданским преступлениям, которые изначально рассматривались по семейным делам окружными судами. Высшие суды расположены в Токио, Нагои, Осаке, Хиросиме, Сендае, Фукуоке, Такаматсу и Саппоро. Внутренняя компетенция разграничивается на основании территориальной подсудности, т.е. территория Японии разделена на 8 частей, все они находятся под юрисдикцией отдельного Высшего суда (кроме Фукусимы). Высшие суды наделены правом учреждать свои филиалы.

Готовые работы на аналогичную тему

Только у Токийского Высшего суда есть право оспаривать решения Комиссии по контролю законности в торговле и Патентного бюро. Такие дела рассматриваются коллегиально в составе 5 судей. В основном, в Высших судах все дела рассматриваются тремя судьями. Структуру суда образуют судьи и Президент. Президенты назначаются Императором по рекомендациям Кабинетов министров.

Семейные суды работают при окружных судах и их отделениях, они рассматривают семейно-правовые, наследственные дела и дела о преступлениях несовершеннолетних (до 20 лет). В их полномочия входит контроль над объектами, которые склонны к нарушению уголовного законодательства (отбывающие наказание условно).

Суммарные или дисциплинарные (первичные) суды ведут незначительные гражданские и уголовные дела с суммой иска не более 900 тыс. иен.

Местные суды рассматривают все дела в первой инстанции, за исключением дел, отнесенных к компетенции суммарных судов.

Дела могут рассматриваться коллегиально или единолично.

Коллегиальное рассмотрение споров и преступлений предусмотрено:

  • если на первой инстанции суд принял решение о коллегиальном рассмотрении;
  • уголовные дела с мерой наказания - пожизненное заключение, смертная казнь, или сроком заключения не менее одного года;
  • апелляционные жалобы kokoku на решения и приказы суммарных судов.

Верховный суд находится в Токио, он рассматривает апелляционные жалобы jokoku и kokoku (вид апелляционных жалоб) в установленном гражданским процессуальным кодексом порядке.

К апелляциям jokoku относятся:

  • апелляционные жалобы Высшего суда на решение судов 1-й и 2-й инстанций;
  • «прямая» апелляция местного или семейного суда на решение судов первой инстанции или суммарных судов;
  • законные случаи апелляционных жалоб, поданные в Верховный суд или Высший суд;
  • «особая» апелляционная жалоба на решение Высшего суда, как судом 3-й инстанции;
  • «чрезвычайная» апелляционная жалоба, которая подается Генеральным прокурором на решение, принятое по уголовному делу.

Только нарушение Конституции может быть основанием для подачи вышеперечисленных жалоб. Также основанием для подачи является нарушение процедуры судопроизводства в судах низших инстанций.

Верховный суд в случае установления важности данного дела для судебной практики, сохраняет за собой право принимать к рассмотрению дело в порядке jokoku.

К апелляциям kokoku относятся: апелляции гражданских дел, связанные с грубым нарушением Конституции, или с потребностью в изменении прежнего решения Верховного суда, которое не соответствует применению и толкованию норм права; апелляции уголовных дел с участием несовершеннолетних, в которых выявлено нарушение Конституции или несоответствие принятых по делу судебных актов прецедентам.

Делопроизводство в Верховном суде могут осуществлять Верховная палата (15 судей) или коллегия из Нижних палат в составе 5 судей. Для слушания дела и вынесения приговора организуют кворум (9 судей Верхней палаты или 3 судей каждой из Нижних палат).

Существующая в Японии апелляционная система является определенной гарантией, которая должна обеспечить обоснованность и законность принимаемых судебных решений, однако главную роль в эффективности и качестве правосудия играет принятие обществом решений, которые принимаются судьями, так называемый общественный контроль.

Особенности судопроизводства в Японии

Круг действия общих судов Японии широк, ими рассматриваются административные, гражданские, налоговые, уголовные дела и т.п.

В основном дела в судах 1-й инстанции рассматриваются единолично, однако контроль в судебных инстанциях высшего уровня осуществляется составом из 3-х или 5 судей.

Для ускорения судебного процесса в Японии предусмотрено судебное проектное планирование (судья составляет план и график, согласно которым проходит разбирательство, привлекает к этому процессу все участвующие стороны).

В Японии распространено участие граждан, не имеющих юридического образования в судебном процессе. Привлеченные граждане должны обладать широким спектром знаний, достаточным опытом работы и авторитетом, они могут являться членами судебных комитетов, а также членами комитетов надзора прокурора (подобно суду присяжных).

Правительство способствует развитию многообразия способов разрешения споров. Приоритетным направлением в осуществлении Японских реформ является совершенствование механизмов управлении судебной системой. В стране давно закрепился в деловом обороте институт арбитража.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: