Союз государств объединенных на основе международного соглашения для достижения общих целей это

Обновлено: 18.04.2024

Международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета.

Учреждается организация международным договором (устав). В уставе организации определяются цели ее образования, пред­усматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция.

Межправительственные организации можно классифицировать:

А) по кругу участников – международные универсальные организации и региональные организации;

Б) по порядку приема новых членов – открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) или закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей);

В) по сфере деятельности – международные организации общей компетенции (ООН, ОАГ) и организации специальной компетенции (ВОЗ).

Правосубъектность международных организаций. Организации участвуют в пределах своей компетенции в дипломатических сношениях. При ряде организаций существуют постоянные представительства государств. Организации направляют свои миссии в государства.

Международная организация обладает правосубъектностью также по внутреннему праву. Заключая сделку, организация несет гражданско-правовую ответственность так же, как и обычное юридическое лицо. Несет ответственность и из внедоговорных обязательств, например, в результате дорожного инцидента.

Ликвидация организации происходит по соглашению её членов.

Членами международных организаций являются только суверенные государства, а не их органы. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации.

Статус наблюдателя предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Они обладают правом присутствовать на основных заседаниях и получать документы.

Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство может быть прекращено в результате выхода из организации, что предусмотрено уставами многих организаций. Уставы многих организаций предусматривают возможность исключения из числа членов. В противном случае исключение не допустимо. В таком случае можно не допустить нарушающее устав государства к участию в работе организации, отказавшись признать полномочия его представителей, разумеется временно, что равносильно приостановлению членства.

В связи со все более проявляющимися тенденциями объединения различных государств, имеющих в своей основе международно-правовые соглашения, уместно упомянуть их как классические, так и современные разновидности. Следует, однако, уточнить, что, не смотря на привычное включение в учебной, да и в специальной литературе таких образований в раздел о формах государственного (территориального) устройства, речь идет не о единых государствах с составными частями, имеющими различный правовой статус, но о союзах государств или межгосударственных объединениях..

Межгосударственные объединенияпредставляют собой постоянные образования государств, учрежденные на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в интересах государств-членов при сохранении их суверенитета.

Характерными чертами союзов государств выделяют:

- учредительный межгосударственный акт, определяющий и закрепляющий права и обязанности государств-членов;

- добровольное и постоянное («длящееся») членство государств;

- государственная суверенность субъектов конфедерации (какие-либо ограничения верховенства их власти возможны лишь на основе добровольности и взаимности);

- создание союзных органов, необходимых для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам;

- отсутствие надвластных полномочий у союзных структур, призванных осуществлять координирующие функции (дополнительные прерогативы этих органов определяются лишь с согласия субъектов конфедерации);

- право сецессии, т.е. возможность свободного выхода субъекта конфедерации из ее состава;

- право нуллификации, т.е. возможность отказа субъекта конфедерации в признании или от применения актов союзной власти (подобное право может отсутствовать в союзах, создаваемых на «жестких» требованиях к выполнению собственных решений).

В истории межгосударственные объединения были известны еще в Древнем мире. В частности, таким был Ахейский союз как соединение древнегреческих городов-полисов в Пелепоннесе (ок. 280-146 годов до н.э.). Позднее Гуго Гроций различал союзы государств на основе правления единого монарха и союзы на основе соглашений между входящими в них государствами. В современной Гроцию Европе наиболее известным межгосударственным образованием являлась Священная Римская империя германской нации (962-1806). Эту своеобразную империю, в середине XVII века соединявшую до 320 государственных образований, немецкий историк права Карл Пюттер определял как «государство, состоящее из государств» (Staatenstaat).

Классическим видом межгосударственных союзных образований, создаваемых чаще всего временно, для достижения результатов военного, политического или экономического характера, считаются конфедерации (отлат. confoederatio – сообщество).Конфедеративные соединения не были прочными и фактически становились промежуточным звеном в процессе распада на несколько отдельных государств (в случае многонационального состава населения) либо превращения в федерацию (если население было мононациональным).

Одним из немногих примеров длительного существования объединения суверенных государств в одном союзе была Швейцарская Конфедерация, созданная в 1291 году на основе «клятвенной» декларации трех кантонов о «союзе на вечные времена». Швейцария оставалась конфедерацией до середины XIX века, когда превратилась из союза кантонов в федеративное государство, сохранив, однако, прежнее название. Согласно ст. 3 Основного закона страны 2000 года все 26 кантонов “суверенны настолько, насколько их суверенитет не ограничивается Союзной Конституцией; они осуществляют все права, которые не делегированы Конфедерации».

Из современных вариаций форм межгосударственного устройства к конфедерации ближе содружества или сообщества, которые создают страны с учетом существования, возникновения или расширения межрегиональных, региональных и партикулярных «точек соприкосновения» в отношениях между ними.

· Содружество представляет собой союз суверенных государств,координирующих свою деятельность в определенных сферах. Основой для их объединения может стать историческая общность, культурная и языковая однородность, религиозные связи, хозяйственная интегрированность, юридическая совместимость (т.е. принадлежность к одной группе правовых систем) и т.п. Подобные образования служат целям сохранения и упрочения исторически сложившихся между ними связей в различных сферах жизни.

Примером может послужить Содружество (Commonwealth, в 1931-1947 – Британское Содружество наций), объединившее 54 бывших доминионов и колоний Великобритании, а ныне независимых государств. Содружество в качестве номинального главы союза признает английскую королеву и имеет постоянный секретариат в Лондоне для организующей и координирующей деятельности.

Значительно позже – в декабре 1991 года было создано Содружество Независимых Государств как межгосударственное объединение бывших республик СССР (кроме прибалтийских стран и вышедшей в 2008 году Грузии), в рамках которого каждая из них сохраняет свой государственный суверенитет и полную международную правосубъектность.

В рамках СНГ созданы многочисленные союзные структуры, в том числе Совет глав государств (высший орган Содружества), Совет глав правительств, советы руководителей отдельных министерств и ведомств, Исполнительный комитет, Экономический суд, Межпарламентская Ассамблея государств-участников и т.д. Все они активно “раскручивают” значительный объем нормативного материала, принимая многочисленные решения, постановления и рекомендации, подписывая двух- и многосторонние соглашения (свыше 1 700). Однако на деле видимая правовая избыточность не приносит желаемых результатов, демонстрируя, наоборот, неэффективность и аморфность данного межгосударственного союза в целом.

Суть проблемы состоит в следующем. Страны, исторически недавно получившие свою государственность и помня об унитарном, по сути, характере бывшего Советского Союза, в своей массе не стремятся к передаче органам СНГ надвластных полномочий, обязывающих национальные структуры выполнять их решения. На практике такой подход приводит к вполне предсказуемым результатам, т.е. к бездействию содружества и его органов.

Низкий потенциал СНГ в соединении усилий по решению первоначально поставленных задач подталкивает государства-участники к поиску иных форм экономического и политического взаимодействия на уровне определенной регионализации. Данный процесс отражается, например, в создании ЕвразЭС (Евразийского экономического сообщества), ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности) или Таможенного союза (объединения России, Казахстана и Белоруссии). Как общий выход из тупика, предлагается трансформировать СНГ в более интегрированную межгосударственную структуру наподобие сообщества.

· Сообществогосударств представляет собойцентрализованную форму межгосударственного устройства, предполагающую добровольное ограничение странами-участниками своих суверенных прав в пользу союзных структур.

Объединение конфедеративно-федеративного характера воплощено в Европейском Союзе, преемнике первых экономических сообществ Западной Европы, государства-основатели которых с самого начала делегировали часть суверенитета с национального уровня на межгосударственный.

В этой связи поучителен и полезен опыт ЕС в отношении сближения национальных законодательств стран-членов Союза и государств, ведущих либо завершающих переговоры о вступлении в Европейский Союз. Как известно, в ЕС входит 27 государств и не менее 10 находятся в списке кандидатов или «кандидатов в кандидаты». Уже сами условия вступления и процедура принятия свидетельствуют о высоких требованиях к желающим быть членами ЕС. Помимо мер по оздоровлению и перестройке экономики, валютно-финансовой системы, изменению внешней политики и т.п., страна-проситель должна принять целый пакет актов, направленных на законодательные ограничения национального суверенитета и передачу ряда своих полномочий органам ЕС, на внесение соответствующих изменений в конституцию страны, на подготовку государственного аппарата к применению внутри страны права Европейского Союза.

Основополагающие документы ЕС, включая Римский договор 1957 года об учреждении Европейского Экономического Сообщества и Маастрихтский Договор 1992 года о Европейском Союзе, постепенно определили общие и взаимосвязанные функции объединения, компоненты которого обладают надвластными полномочиями по отношению к государствам-членам. Вступивший в силу с 1 декабря 2009 года Лиссабонский договор закрепил межгосударственный союз на основе единого европейского правового пространства с характерными признаками федеративного устройства. Утвердившаяся система управления общими делами ЕС представлена следующими звеньями:

Европейский совет, возглавляемый постоянным председателем (президентом) и обладающий прерогативами высшего органа политического руководства и координации, среди которых право на принятие юридически обязательных решений;

Европейский парламент, избираемый непосредственно населением стран Союза и обладающий властью принятия общих для органов ЕС решений (его юрисдикция как наднационального законодательного органа расширяется);

Европейская комиссия как главный исполнительный орган ЕС, своего рода правительство уполномочена принимать правовые акты, обязательные для стран-участников, наблюдает за выполнением учредительных договоров и актов ЕС и может прибегнуть к юридическим процедурам в случае их нарушения;

Суд Евросоюза, выполняя свои функции (проверка соответствия актов европейских институтов и правительств Договорам Союза и толкование норм национальных правовых систем стран-участников), принимает решения, которые становятся обязательными для всех.

Таким образом, в Европейском Союзе становится реальностью система устройства, для которой характерно развитие иных способов организации и структурирования, чем те, что были задействованы в период действия классических моделей государственности. Ее определение и включение в устоявшиеся государственные и/или межгосударственные модели еще впереди, что, несомненно, станет процессом сложным и не единообразным.

Современные государства также могут объединяться в многочисленные организации, ассоциации, лиги, советы, союзы, создаваемые на основе различных принципов и целей, с учетом расширения объема глобальных, межрегиональных, региональных и партикулярных задач, возникающих в отношениях между ними. Однако их рассмотрение выходит за рамки теории государства, поскольку такие международные организации исследуются соответствующей отраслью международного права.

Конфедерация. Конфедерация традиционно определяется как союз нескольких независимых государств, которые на основе международного договора объединились для достижения определенных целей (экономических, политических, военных и т. д.). Конфедерация - это не просто союз суверенных государств, а союз, который носит временный характер. Вследствие этого конфедерация является неустойчивым образованием, которое со временем может либо превратиться в федерацию, как это имело место в США, Швейцарии, либо распасться. Конфедерация внешне напоминает федерацию. Как и федерация, она имеет общую территорию, а также определенные общие органы. Вместе с тем от федерации конфедерацию отличает ряд весьма существенных признаков:

1) Конфедерация в отличие от федерации не является государством и не обладает в связи с этим суверенитетом.

2) Членами конфедерации являются не государственные образования, а суверенные государства, которые сохраняют свою самостоятельность как во внутренних, так и внешних делах.

3) Субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации, тогда как субъекты конфедерации, будучи суверенными государствами, в любой момент могут ее покинуть.

4) Законодательство членов конфедерации обладает верховенством над законодательством конфедерации

5) В конфедерациях отсутствует единое гражданство.

Конфедерацию следует отличать и от международных организаций. Конфедерация — это более тесное объединение государств, занимающее промежуточное положение между федеративным государством и международной организацией. Кроме того, у международных организаций в отличие от конфедераций отсутствует общая территория.

Уния. Уния - это форма соединения монархических государств под короной одного суверена. Различают два вида унии: личную и реальную.

Личная уния возникает, когда одно и то же лицо в силу династических связей и порядка престолонаследия оказывается монархом двух или более государств. При этом монарх становится не главой унии, а главой каждого из государств, входящих в унию. Государство сохраняет свой суверенитет и независимую внутреннюю политику.

Реальные унии в отличие от личных уний возникали на основании договора между государствами (например, уния Швеции и Норвегии) либо в результате одностороннего акта более сильного государства (например, унии Австрии и Венгрии). При этом создавались общие органы для всего государственного объединения. В международных отношениях реальная уния выступала как единое суверенное государство.

Содружество представляет собой основанное на международном договоре объединение независимых государств, созданное для решения задач в определенных жизненных сферах. Это еще более аморфное образование, чем конфедерация. Признаки:

1. Создание общих органов содружества для координации действий государств-участников.

2. Отсутствие суверенитета: суверенитет сохраняется за государствами-участниками.

3. Отсутствие общих для содружества конституции и законодательства.

4. Право стран-участниц на свободный выход из состава содружества.

5. Отсутствие единого гражданства.

Сообщество.В основе сообщества лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество (Европейский союз).

28))) Демократические режимы: понятие, признаки, виды.

Демократические режимы – политические режимы, при которых власть в государстве так или иначе принадлежит народу и прямо или косвенно им осуществляется. Существует непосредственная демократия (народ сам, непосредственно осуществляет государственную власть) и представительная демократия (государственная власть осуществляется народом через представителей).

Виды и признаки:

1. Режим социальной демократии.(Присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой:Великобритания, германия, США, Франция, Япония).

1) Существует выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти, т.е. представительные органы государственной власти. Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны.

2) Участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (непосредственное проявление власти народа, референдумы) и представительной демократии (осуществление власти через органы государственной власти и власти местного самоуправления).

3) Действие принципа разделения властей.

4) Государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса.

5) Господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

6) Политический и идеологический плюрализмом.

7) Гласность, свободный доступ к информации, не признанной секретной, свобода средств массовой информации от цензуры.

8) Невмешательство государства в частную жизнь своих граждан.

2. Режим либеральной демократии (полудемократический режим). Либеральный режим, будучи переходным политическим режимом, характеризуется незавершенностью. В своей основе – это демократический режим, но это еще неразвитая демократия, демократия с некоторыми элементами авторитаризма.

29))) Антидемократические режимы: понятие, признаки, виды.

К антидемократическим режимам относят политические режимы, прямо противоположные демократическим. Антидемократические режимы подразделяют на собственно антидемократические (народ ни формально, ни фактически к власти не допускается и никакого участия в ее осуществлении не принимает) и псевдодемократические (маскируют свою антидемократическую сущность, формально они признают наиболее значимые институты демократии (народовластие, выборы, права и свободы граждан и др.) и закрепляют их в конституциях и иных законодательных актах, однако реального народовластия при таких режимах не существует).

Виды и признаки:

1. Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима.

1) Отрицание демократии. Демократия и тоталитаризм - понятия несовместимые.

2) Государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или отстраняется от формирования государственной власти или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры.

3) Отсутствие разделения властей.

4) Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. По сути дела имеет место полное огосударствление всей общественной жизни, превращение человека в послушный придаток государственного механизма.

5) Фактическое отсутствие политического и идеологического плюрализма.

6) Тоталитарный режим опирается преимущественно на методы принуждения, нередко прибегая к насилию, террору, прямой внесудебной расправе с явными или предполагаемыми противниками режима.

7) В тоталитарных государствах отрицаются естественные права человека и признаются только те права, которые устанавливаются, «даруются» государством.

2. Авторитарный режим.Авторитарныйрежим - вид государственного режима, занимающего промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами.

1) Авторитарный режим, так же как и тоталитарный, является антидемократическим режимом. Однако он считается более мягким, более либеральным режимом, поскольку несет в себе некоторые черты демократического режима.

2) Государственная власть концентрируется в руках диктатора или правящей элитарной группы. Принцип выборности государственных органов сужается или сводится на нет.

3) Игнорирование разделения властей, хотя законодательные, исполнительные и судебные органы существуют.

4) Преобладание силовых, командных, бюрократических методов государственного управления. В то же время при осуществлении власти практически не применяются террор и массовые репрессии.

5) Отсутствует тотальный контроль государства над теми или иными сферами общественной жизни. Вместе с тем при авторитарных режимах всегда существует монополия на политическую власть, сохраняется частичная цензура над средствами массовой информации.

6) Допускается ограниченный политический плюрализм.

7) При авторитарном режиме в отличие от тоталитарного не существует единой государственной идеологии, обязательной для всего общества.

8) Демократические права и свободы граждан в авторитарных государствах, главным образом, провозглашаются, но реально не обеспечиваются.

3. Полуфеодально-теократический режим.Существует, как правило, полуабсолютная монархия. Политическая власть находится в руках близких к монарху привилегированных слоев или духовенства. Промышленность неразвита, рабочий и «средний» классы либо еще не сложились, либо никакого влияния на власть не оказывают. Среди методов осуществления государственной власти активно используется деление населения на разные категории с различным объемом прав (благородные и простолюдины). К числу важнейших инструментов государственной власти относится использование религии.

Межгосударственные объединения представляют собой союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цели экономической, политической, военной и иной интеграции государств. В учебной литературе к межгосударственным объединениям относят содружества, сообщества, иные объединения государств. Весьма редко к таким объединениям относят конфедерацию. Между тем она представляет собой государственно-правовое объединение суверенных государств.

Термин «конфедерация» латинского происхождения и обозначает «сообщество». В учебниках конфедерация рассматривается как форма государственного устройства, что вряд ли правильно, поскольку все входящие в конфедерацию государства сохраняют свой суверенитет и нового государства не образуют.

На современном этапе конфедеративных объединений в «чистом» виде не существует. Конфедерацией были США в 1781–1787 гг. (а фактически до 1791 г., когда вступили в силу первые десять поправок к Конституции США); Швейцария – в 1815–1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Египет и Судан, – в 1958–1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая африканские государства Сенегал и Гамбию, – в 80-е годы.

Конфедерации присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательство, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

5) суверенитет принадлежит каждому из объединившихся государств;

6) рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъектов объединения;

7) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансовые средства образуются по соглашению субъектов;

8) осуществление обороны конфедерации союзной армией,

которая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;

9) право сецессии, т. е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.

Конфедерация – временный союз государств, обычно неустойчивое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.

К межгосударственным объединениям относятся содружества. Например, до 1946 г. существовало Британское Содружество наций, в настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ).

СНГ был создан в 1991 г. и объединял 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства. СНГ создан для реализации следующих задач:

1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;

2) обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

3) формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместных внешнеполитических действий и инициатив;

4) военно-политическое сотрудничество, объединение усилий для предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов, совместная охрана внешних границ;

5) борьба с организованной преступностью и др.

Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств – членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь.

Для взаимного сотрудничества и координации действий в рамках СНГ созданы следующие органы:

Совет глав государств – членов СНГ;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов государств – членов СНГ;

Совет глав правительств;

Совет министров иностранных дел;

Экономический совет и Экономический суд;

Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества;

Совет командующих пограничными войсками;

Комиссия по правам человека и др.

Все органы СНГ являются консультативными, выполняют координирующие функции, все решения принимаются с общего согласия и чаще всего носят рекомендательный характер. Расходы на финансирование органов СНГ и совместные мероприятия распределяются на основе долевого участия и устанавливаются специальными соглашениями.

К межгосударственным объединениям относят и некоторые сообщества функционально-целевого назначения, например Совет Европы, членом которого с 1996 г. является Российская Федерация.

Совет Европы – одна из авторитетных и представительных организаций, которая объединяет в своем составе свыше 40 европейских государств, в то время как другие европейские международные организации по численности значительно уступают Совету Европы. Это старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г.

Главная цель Совета Европы – содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом:

1) правовое обеспечение прав и свобод человека;

2) содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

3) поиск современных решений социальных проблем, например национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией;

4) развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы, помощь государствам Центральной и Восточной Европы в проведении политической, законодательной и конституционной реформ.

Для вступления в Совет Европы необходимо, чтобы данная страна привела свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, верховенства права и уважения прав человека, подписала и признала в полном объеме Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ее контрольный механизм.

Приоритетным направлением в работе Совета Европы является защита прав и свобод человека.

Принимая Россию в 1996 г. в Совет Европы, соответствующая комиссия отметила, что «Россия еще не отвечает всем нормам Совета Европы. Однако интеграция предпочтительнее изоляции, а сотрудничество предпочтительнее конфронтации».

Совет Европы имеет собственные органы. К ним относятся:

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ), наделенная консультативными функциями и уполномоченная решать любые вопросы, входящие в компетенцию Совета Европы, принимать рекомендации, которые могут адресоваться как Комитету министров, так и непосредственно правительствам стран-участниц. Именно ПАСЕ рекомендует Комитету министров, приглашать или нет конкретное государство в Совет Европы. В ПАСЕ входят делегации от всех государств – членов Совета Европы. Количество представителей определяется пропорционально численности населения страны. Например, Великобритания, Италия, Франция, Германия и Россия имеют по 18 мест, а такие небольшие государства, как Лихтенштейн, Сан-Марино, – по 2. Эти представители избираются или назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов.

Лишить их мандата может только ПАСЕ. Полномочия представителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ, которая разбивается на четыре раунда. Сессия ПАСЕ продолжается, как правило, пять дней, заседания открытые. Заседает ПАСЕ в Страсбурге (Франция).

Комитет министров – главный орган Совета Европы. Он уполномочен принимать решения от имени Совета Европы. Его состав – министры иностранных дел государств-членов. Заседает Комитет два раза в год. Заседания закрытые, по итогам публикуются коммюнике или декларации.

Конгресс местных и региональных органов власти Европы – консультативный орган, который состоит из двух палат: одна представляет интересы местного самоуправления, другая – интересы региональных органов власти. Конгресс предназначен обеспечивать участие местных и региональных властей в достижении европейского единства, налаживать межрегиональное сотрудничество, оказывать помощь новым демократическим государствам в создании эффективных местных административных структур.

Международный Секретариат, который состоит из 1200 сотрудников, содействующих работе органов Совета Европы, и возглавляется Генеральным секретарем, избираемым на пять лет.

Европейский Суд, призванный обеспечивать исполнение Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. государствами – участниками Совета Европы. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел на основе индивидуальных жалоб физических лиц, групп лиц или неправительственных организаций. Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника. Поэтому он не может отменить решение судебных органов конкретного государства. Европейский Суд, рассматривая конкретные жалобы, устанавливает, были ли допущены нарушения Конвенции 1950 г. В то же время Европейский Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензий» в форме финансовой компенсации материального ущерба или материального вреда, а также возмещения выигравшей стороне всех издержек и расходов. Невыполнение решения Европейского Суда может повлечь приостановление членства в Совете Европы или даже исключение из его состава. Надзор за исполнением решений Европейского Суда, в том числе за своевременной выплатой денежной компенсации, ведет Комитет министров Совета Европы.

Со вступлением в Совет Европы Россия, во-первых, получила солидную международную трибуну, через которую может проводить свои национально-государственные интересы; во-вторых, включена в европейское политико-правовое пространство; в-третьих, расширились возможности для прямого сотрудничества с европейскими странами в гуманитарной сфере – науке, образовании, здравоохранении, экологии, культуре и др.

Кроме того, Совет Европы становится местом сбора бывших союзных республик, которые уже вступили в его состав или подали заявки на вступление.

Совет Европы заключил более полутора сотен европейских конвенций и договоров, наиболее важные среди которых Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987), Европейская хартия местного самоуправления (1985), Европейская социальная хартия (1961), Европейский кодекс социального обеспечения (1964), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995), Европейская конвенция об осуществлении прав детей (1996) и др.

Существуют универсальные объединения государств типа ООН, объединяющей около 200 государств мира.

Все указанные выше объединения свидетельствуют об интеграционных процессах, присущих современному мировому сообществу, и рассматриваются как перспективные, хотя некоторые из них представляют собой временные союзы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: