Современный взгляд на причины возникновения государства и права

Обновлено: 22.04.2024

1) наиболее радикальные изменения в характере первобытно-общинного строя связаны с переходом от присваивающей экономики к производящей. Усложнение производительной деятельности, выделение управленческих должностей способствовало социальной дифференциации общества: происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей.

2) государство возникает с появлением надродовых интересов, т.е. общего интереса.

3) обычаев и права сильного становится не достаточно для решения споров. В результате появляются новые правила игры, которые оформляются законодательно;

4) изменение характера власти и властных институтов.

На рубеже 12-10 тыс. до н.э. возникли экологические кризисные явления – неблагоприятные изменения климата, которые повлекли исчезновение животных и растений, употребляемых человеком в пищу. Эти явления угрожали существованию человечества, что обусловило необходимость перехода к новому способу существования – к производящей экономике (от охоты - к скотоводству, от собирательства – к земледелию). Данный переход получил название «неолитическая революция» (неолит – новый каменный век).

Переход к производящей экономике повлек изменение организации властных отношений. Это выражалось в следующем. Усложнение организации производства требовало новых организационных и управленческих функций, связанных с необходимостью регулирования сельскохозяйственного производства, нормированием и учетом трудового вклада каждого члена общества, распределением созданного продукта. В результате выделились следующие группы населения: организаторы производства, непосредственные работники, учетчики, работники, контролирующие соблюдение установленных правил производства, т.е. выделилась группа людей, непосредственно не участвующая в производстве материальных благ, а осуществляющая только управленческие функции. Постепенно в результате разделения труда (отделение земледелия от скотоводства, выделение ремесла, обособление купечества, появление управленцев) и расслоения общества эта группа людей и превратилась в государство.

4. Формы возникновения государства

1) Восточный путь возникновения государства (Древний Восток, Африка, Америка)

Родоплеменная знать, занимавшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы, а коллективная (общественная) собственность постепенно превратилась в государственную. Частная собственность не играла существенной роли. На этот путь возникновения государства влияние оказали географическое положение, необходимость строительства крупных ирригационных сооружений и их эксплуатации.

Восточные государства были деспотическими монархиями, имели мощный чиновничий аппарат. При этом в них не наблюдалось четкой классовой дифференциации. Дифференциация происходила по иерархической лестнице государственной организации.

Таким образом, государство восточного типа одновременно выступало организатором процесса производства и эксплуатировало общинников, которые, не имея собственных средств, были вынуждены работать на государственной земле и на условиях, диктуемых государством.

2) Европейский путь.Главным факторомздесь было расслоение общества и разделение труда

3) Возникновение государства славянских народов.Процесс связан с разложением родовой общины и становлением раннефеодальных отношений. Особенностью стало отсутствие рабовладельческого уклада, а также принадлежность земли общине. Важную роль сыграл фактор внешней угрозы, связанный с транзитным расположением народа между Северной и Западной Европой и Византией, Востоком.

4) Древние Афины и Древний Рим. Возникновение Древних Афин - классическая форма возникновения государства. Государство здесь возникает в результате внутренних противоречий родового строя без влияния внешних факторов. На возникновение Римского государства оказала влияние борьба между родовой знатью и свободными людьми, стоящими вне римских родов. Борьба между ними привела к разрушению родового строя, в результате чего возникло государство.

5. Города – государства.Это древнейшие государственные образования, которые характеризуются как раннеклассовые государства.

Город-государство представлял собой поселок (селение), в котором проживали свободные земледельцы, селившиеся не по родственному, а по территориальному принципу. Такой город выделялся из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр и постепенно перерастал в административно-хозяйственный центр. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью становится городом-государством. В нем постоянно проживают вожди и жрецы, заседают советы.

Город-государство знает четкую социальную дифференциацию, разделение труда. Выделяется знать, формируется аппарат управления, в который входят лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ и т.п. К функциям государства относилось управление общинными землями, выполнение общественных ритуалов и обрядов, защита от военных нападений, создание и распределение общественных фондов, рассмотрение и разрешение споров и т.д.

В отличие от социальной организации первобытнообщинного строя раннеклассовое общество приобрело в лице города – государства новое политическое, структурное и территориальное образование.

Оно является политическимпотому, что первоначально стало выражать и защищать интересы всего общества, осуществлять внутренние и внешние функции.

Государство как структурнаяорганизация означает выделение из общества особого слоя людей, основным занятием которого стали государственное управление, организационная деятельность. Для выполнения управленческих функций аппарат наделялся властью, в том числе возможностью применять принуждение. Это обусловливает появление в первичных городах-государствах специфических социальных институтов – карательных органов: суда, армии и т.д.

Государство как территориальное образование образовывается путем перерастания родовых общин в соседские и в результате перехода к оседлому образу жизни. Оно объединяет население, проживающее на определенной территории, которая становится территорией государства.

1. Государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев.

2. Государство образуется в течение длительного времени и неразрывно связано с существованием общества.

3. Становление и развитие классов (социальных групп) идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулирует появление классов (формирование учетчиков, людей, знающих обычаи и ритуалы).

4. Раннеклассовое государство защищало интересы всего общества. Классовая природа государства определилась позже.

5. В возникновении государства большую роль сыграл экологический фактор.

6. Происхождение права

В период перехода к присваивающей экономике происходят существенные изменения в нормативной системе. Под воздействием социально-экономических факторов мононормы путем их расщепления постепенно перерастают в нормы морали и права. Первое право получило название обычного права, поскольку представляло собой санкционированные государством обычаи с элементами новых правил поведения, обеспеченных государственным принуждением.

Стали выделяться четыре способа правового регулирования – что надо обязательно делать, что разрешено делать, что запрещено делать и что безразлично для общества.

Появились письменные источники, фиксирующие правила поведения (агрокалендари – система правил по земледельчеству).

Изменилось содержание нормативного регулирования. Оно стало направлено на регулирование жизни внутри общины, содержало правила, регулирующие труд общинников-земледельцев и ремесленников.

7. Другие теории происхождения государств

Теологическая теория («тео» - бог и «логос» - учение) – учение о боге, одна из древних теорий происхождения государства. Наиболее ярким представителем этой теории является Фома Аквинский (13 век), а также Жан Маритен, Ф.Лебюфф, Д.Эйве. Теория объясняет происхождение государства божьей волей. Правитель в государстве занимает такое же положение, как Бог во вселенной. Воля властителя – объединяющее начало, без нее государство распалось бы.

И.Златоуст писал: наследование власти совершается по благословению Христа, желающего сделать непреходящим благочестивое царство. Властитель орудует мечем, что люди не пожирали друг друга «яко рыбы». Истинный царь все подчиняет законам Божьим и не позволяет утверждать у себя гнев, властолюбие и удовольствие, ибо если он не может управлять собой, то, как он может управлять другими.

Данная теория обусловлена религиозным сознанием людей и уровнем знаний того времени. Однако в тот период времени она позволяла установить в обществе порядок, т.к. внушала людям необходимость беспрекословного подчинения воле государя.

Теория отражала тот факт, что первые государства были теократическими, вступление монарха на престол освящалось церковью.

Патриархальная теория (авторы ее – Платон, Роберт Филмер-17в.). Государство рассматривается как продукт разросшейся семьи. Платон исходил из того, что в Древней Греции и Риме была велика роль старейшин, которые в последствии становились царями.

Так как человеку присуще желание общения, семья размножается и под влиянием экономических условий происходит семьи объединяются в племена. В этом ряду социальных превращений момент перехода к государству возникает, когда утрачивается чувство родства и создается власть, лишенная семейной основы.

Положительные стороны теории заключаются в отражении реалий первых государств, а именно: власть передавалась по наследству, на роль главы государства претендовал человек, имеющий большой жизненный опыт. Кроме того, эта теория позволяла установить в обществе порядок в результате подчинения «воле отцов», как в семье.

Недостаток теории видится в том, что патриархальная семья возникла из рода практически вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Общественный договор – согласие между изолированными до этого индии видами на объединение в государство, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Это не договор с будущим носителем власти, а договор между людьми, который создает гражданское общество и политическую организацию – государство.

Естественное состояние понималось у разных авторов по-разному. Гоббс рассматривал его как состояние войны всех против всех. Человек – атом эгоизма. В естественном состоянии человек имеет право на все. Исходя из того, что люди рождаются равными и имеют право на все, у них возникает равенство притязаний. В результате царствует сила. Чтобы человеку выжить, нужны законы существования. Следовательно, государство нужно для отчуждения насилия из общества.

Спиноза полагал, что в естественном состоянии людьми движут аффекты (любовь, зависть и т.д.). Однако аффекты имеют причины, которые заключаются в том, что человек руководствуется не природными причинами своего бытия, а внешними обстоятельствами. Чтобы человек не был рабом страстей и ограничивал аффекты, нужно соглашение между людьми. Именно государство определяет гражданское состояние человека.

Достоинство договорной теории видится в следующем. Во-первых, она провозгласила народ источником государственной власти. Правители являются лишь уполномоченными народа и могут быть им смещены. Во-вторых, теория носит демократический характер, поскольку исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой. В-третьих, теория порывала с религиозными представлениями о происхождении государства. Она уловила некоторые исторические моменты: при переходе от первобытного общества, где власть принадлежала общине, к государству появился особый слой людей, осуществляющий власть.

Однако у этой теории весьма абстрактное представление о первобытном обществе, об изолированном существовании в нем человека. На самом деле, человек изолированно от других никогда не существовал.

Теория насилия (авторы – Е.Дюринг, К.Каутский, Л.Гумплович). Согласно этой теории государство возникло в результате завоевания одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом и создается государство.

Л.Гумплович утверждал, что история не знает ни одного примера возникновения государства иначе, как при помощи насилия одного племени над другим. По мнению К.Каутского, рабство возникает из войны с чужими общинами, а племя победителей присваивает себе их землю, принуждать побежденное племя работать на победителей, платить им дань, создает аппарат принуждения для управления побежденными.

Эта теория опиралась на реальные исторические факты. Так, Франкское государство возникло в результате войн.Но теория не универсальна. Например, Египет, Китай возникли без внешнего вмешательства. В ряде случаев завоевания носили вторичный характер (например, Золотая Орда напала на Русь, когда в той уже существовало государство). Кроме того, экономика первобытного общества не позволяла сохранять пленных.

Материалистическая теория (автор – Маркс К.). Истоки государственного образования коренятся в материальных условиях жизни общества. Причина образования государства – это появление производственных отношений, при которых создается прибавочный продукт, который присваивается классом эксплуататоров. Возникает расслоения общества на классы и формируется государство. Государство создается как орудие в руках класса эксплуататоров для подавления класса эксплуатируемых.

Положительно теорию характеризует исследование материальных причин появления государства. Вместе с тем, роль частной собственности абсолютизирована, поскольку существовало не только 2 класса, а намного больше. И государство следует рассматривать не только как аппарат подавления, но и как средство компромисса.

Расовая теория (Ж.Габино, Ф.Ницше). Ее основу составляет постулат о том, что люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять своими делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации.

Органическая теория (Г.Спенсер). Общество сравнивается с живым организмом и в силу этого подвержено стадийности развития, например, переход от простого к сложному. Это усложнение Спенсер видел в объединении людей в племена, в союзы племен, города-государства. Причины происхождения государства Спенсер видел в завоевании и порабощении сильными племенами более слабых; с расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают различные сословия, выделяется особый правящий слой.

По мнению Спенсера, государство возникает одновременно с появлением людей и совершенствуется по мере своего развития, как и организм человека, т.е. растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть - это средство для достижения людских целей.

Психологическая теория (Петражицкий Л.И.). Появление государства обусловлено особенностями человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Причинами происхождения государства Петражицкий считал постоянную зависимость людей первобытного общества от авторитета вождя и служителей культа, а также страх перед магической силой колдунов и шаманов.

Ирригационная теория (К.Витфогель). В Древнем Египте, где на берегах Нила люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков. Их выполняли люди, способные руководить ирригационным строительством. Эти организаторы и явились впоследствии первыми государственными служащими.

Инцестная теория (Леви-Стросс). Запрет на кровосмешение – исходный социальный факт в выделении человечества из мира природы. Для контроля за соблюдением этого запрета нужна специальная группа людей. Данная теория действительно основана на исторических фактах, переход к экзогамии был рубежом в развитии человечества и способствовал укреплению рода. Однако вряд ли переход к экзогамии проходил осознанно.

Спортивная теория ( Ортега Х.Гассет).Государство возникло в связи с происхождением игр и физических упражнений. Охота требует значительного внимания. Необходимость силы и тренировки осознавалась. В Греции даже существовал такой обряд «инициация», связанный с посвящением юношей в мужья.

Патримониальная теория (Галлер). Государство произошло из поземельной собственности. Человек обладает инстинктом территории, отсюда – стычки за землю.

Власть государя – преобразовавшаяся власть собственника над живущими на земле. Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Государь дарует землю подвластным. Государственное хозяйство, финансы образуются из частного хозяйства вождя.

Экономическая теория (Сен-Симон). Причина появления государства в разделении труда. Государство – результат исторического прогресса. Главное звено прогресса – экономические преобразования. Изменения в области экономики приводят к появлению государства.

Диффузионная теория (Гребнер). Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим. Процесс смешивания народов носит объективный характер.

Теория специализации (Кашанина Т.В.) Закон специализации – всеобщий закон развития окружающего мира. Это закон биологии – каждая клетка выполняет свои функции. В социальном мире то же самое. Решающим фактором при разделении труда стал интеллектуальный, обусловленный биологическими изменениями, происшедшими в человеке. В первую очередь идет экономическая специализация, затем специализация в сфере управления, которой дала толчок первая. При этом появилось государство. Внутри политической сферы идет разделение на законодательную, исполнительную, судебную, правоохранительную деятельность. В третью очередь происходит специализация в идеологии: религиозная, правовая, мораль. Четвертая специализация – выделение в 15 в. науки.

Вывод. Большинство теорий едины в том, что государство возникло для выполнения той или иной общественно значимой функции. Именно в этом и видится социальная ценность государства.

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции. Термин государство используется в двух значениях. В широком смысле государство- рассматривается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими понятиями как "страна", "общество". В узком смысле государство- понимается как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Государство можно оп­ределить как особую форму организации политической власти в обще­стве, призванной согласовывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на при­нуждение и нормы права.

Первые государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Еги­пет, Древний Вавилон и т.п. Однако само понятие «государство» в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В правовую науку его ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469— 1527). Он использовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. status — положение, статус). До этого все государственные образования обозначались различными терминами: «республика», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т.п. Теперь все эти государственные образования обозначались одним терми­ном. Следовательно, общепринятый термин «государство» появился позже, чем само государство.

Причины возникновения государства (современный взгляд).

Оценивая роль государства в жизни общества и личности, извест­ный французский поэт Поль Валери (1871—1945) как-то заметил: «Если государство сильное, оно подавляет нас, если же слабое — мы погибаем». Почему же человек не может существовать без госу­дарства, но и одновременно всегда противостоит ему? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к причинам, которые способствова­ли формированию государства.

Государство существовало не всегда. Первоначально существо­вало догосударственно организованное общество— общество без го­сударства. В нем функции управления не закреплялись на постоян­ной основе за какой-либо группой рода или племени. Власть при­надлежала собранию рода, которое делегировало ее на определен­ное время какому-то лицу (вождю, военачальнику, старейшине) и было вправе изъять ее у него. Упорядочивание взаимоотношений между людьми в догосударственном обществе, согласование их интересов происходили с помощью мононорм — правил, представляв­ших собой нерасчлененное единство норм морали, религиозных верований, традиций, обычаев, кровнородственных связей. Они существовали в форме мифов, табу (запретов).

В государственно организованном обществе властные функции монополизируются привилегированным меньшинством общества, которое осуществляет их с помощью специально подготовленных для управления людей (бюрократии), органов принуждения и пра­вовых норм. За эту деятельность указанные люди получают жалова­нье. Аппарат управления часто был достаточно многочисленным. Например, в афинском государстве в период его расцвета (V в. до н.э.) государственный аппарат состоял из 6 тыс. судей, 160 стрелков, 1200 всадников, 500 стражников верфей, 500 членов совета и т.п. — всего около 20 тыс. человек. Это при том, что полноправных граж­дан, т.е. лиц старше 18 лет, было около 35 тыс.

Потребность в государстве была обусловлена различными при­чинами, которые, однако, сводились к тому, что общество сотряса­ли конфликты, вызванные как естественным, так и имущественным и социальным неравенством между людьми.

Следовательно, можно выделить:

1) экономические причины (переход от присваивающей к произ­водящей экономике, общественное разделение труда, появление частной собственности и неравенства);

2) социальные причины (раскол общества на классы);

3) географические (размер территории, защищенность внешних границ);

4) культурные (тип ценностей, вид религии) и иные причины.

Государство характеризуется целым рядом только ему присущих признаков:

1). Территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени (увеличиваться в результате экспансии или уменьшаться в результате поражения в войне).

2). Население, т. е человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». Постоянное население имеет устойчивую связь с государством посредством подданства или гражданства и пользуется защитой государства внутри страны и за её пределами. Правовое положение иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, регулируется особыми нормами. Население и народ (нация) – понятия не тождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.

3). Наличие власти. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать её подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет. Иначе их называют чиновниками, политической элитой, бюрократией и др. Государственная власть в отличие от других видов власти имеет ряд особенностей:

а) это – публичная власть: она выступает от имени всего народа и имеет публичную основу для своей деятельности (казённое имущество, налоги и др.);

б) это – институализированная (аппаратная) власть: она осуществляется посредством органов и учреждений, объединённых в иерархическую систему. Правители меняются, а учреждения остаются, вследствие чего государство обладает относительной стабильностью;

в) это – легитимная власть. Легитимность власти означает: её законность, т.е установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными.

г) это универсальная власть, т.е. способная решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

д) общеобязательность указаний власти.

4)Наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполне­ние функций государства. Особое место в этом аппарате занимают правоохранительные органы, которые образуют свою подсистему. В которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности., внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и ряд других. Они необходимы любому государству в связи с тем, что власть осуществляется посредством норм права, которые необходимо охранять. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются предусмотренные правовой системой санкции. Помимо санкций за нарушение правовых норм (отмена незаконного акта, взыскание штрафа и др.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе ( примирение спорящих сторон, предупреждение правонарушений и др.).

5) Суверенитет. Понятие суверенитет раскрывается через понятие "верховенство": общеобязательность решений для всего населения, возможность отмены решений негосударственных политических организаций. Государство обладает наивысшей властью на определенной территории и независимо в международных отношениях. Государственный суверенитет характеризуется таким базисными признаками, как единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела. Экономической основой суверенитета является владение территорией, материальными ресурсами. Политической основой – наличие достаточно развитой организации политической власти. Правовая основа суверенитета обеспечивается системой внутреннего законодательства и международным правом.

6) Всеобщность. Данный признак показывает, что государство включает в сферу своего воздействия всех людей, находящихся на его территории.

7)Армия. Одна из главных целей правящей элиты заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Современное вооружение делает возможным захват территорий не только смежных государств. Вот поэтому вооружённые силы до сих пор остаются необходимым атрибутом любого государства. Армия также может использоваться и в критических внутренних конфликтах.

8) Монополия государства на правотворчество. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство в лице определенных органов может утверждать нормы обязательные для всего общества.

9) Наличие единой денежной и налоговой систем. Сбор налогов с физических и юридических лиц расположенных на территории государства является неотъемлемой чертой государственной организации общества.

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права.

6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право.

На сегодняшний день существует множество мнений по вопросу характерных черт новой в сравнении с родовой организации общества, каковой является государство и право . А.Б. Венгеров выделил следующие признаки:

1)единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь (в связи с чем некоторые ученые вполне обоснованно добавляют и единое экономическое пространство).

не по родству, а по признаку проживания на определенной территории

2) наличие особого слоя людей — аппарата управления, выполняющих разнообразные общесоциальные функции, но имеющих и возможность осуществлять в необходимых условиях государственное принуждение.

3) единая система налогов и финансов, являвшаяся материальной основой для содержания аппарата управления и принуждения, она охватывала все население страны, выступая постоянным атрибутом государства с момента его возникновения.

4) единый язык для общения на территории того или иного государства. Наличие такого языка не исключает, разумеется, существования и использования языков других этнических групп, проживающих на территории государства

5) единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая системы;

6) наличие определенных единых прав и обязанностей личности, охраняемых государством, исходящих из возникновения принципиально новой системы нормативного регулирования — права.

Исходя из вышеперечисленных признаков государство — это особая организация осуществления политической власти в классовом обществе, объективно необходимая важнейшая организационная форма существования в развитии человечества, органически возникшая в определенной экономической, социальной и духовной среде, играющая значительную политическую роль и имеющая большую социальную ценность.

4. Нормативное регулирование. Понятие и виды социальных норм.

Нормативное регулирование - особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе.

Следует напомнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической (правовой) надстройкой. Юридическая (правовая) надстройка — это совокупность всех правовых явлений, определяемых, в конечном счете, экономическим базисом общества.

Система нормативного регулирования — это совокупность социальных норм, регламентирующих поведение людей в об­ществе, их отношения между собой в рамках объединений, коллективов, и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой. Система нормативного регулирования обеспечивает в целом упорядоченность существующих в обществе отношений.

Система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Следовательно, нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития обще­ственно-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального пове­дения.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

1) социальные нормы возникают из объективной потребно­сти общества в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2) норма возникает в процессе человеческой деятельности, субъективно обусловленной способом производства;

3) норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

По способам установления и обеспечения они классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций и других юридических лиц). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным.

Каждая из рассмотренных ранее традиционных теорий происхождения права и государства в значительной степени объясняет одну из сторон сложного и длительного процесса происхождения права и государства. При этом они не дают полного и комплексного анализа оснований происхождения права и государства. Необходимость исследовать процесс возникновения права и государства с современных позиций обусловливается еще и тем, что многие из данных теорий тесно связаны и с вопросом о сущности права и государства, Если, например, происхождение государства и права связывается с появлением частной собственности, классов, антагонистических противоречий между ними, то естественным продолжением этой теории является объяснение классовой сущности права и государства, которые служат орудием подавления господствующего класса других классов.

Поэтому в литературе делаются попытки выявить закономерности, общие тенденции происхождения права и государства. Так, отмечается, что в современной научной литературе существует взгляд о трех основных путях эволюционного возникновения государства: военном (война как способ перераспределения общественного продукта и выделение на этой основе элитарной верхушки из среды военных, которая и положила начало государству); аристократическом (выделение управленческой аристократии из среды жрецов, старейшин, других представителей верхушки общества и присвоение этой аристократией рычагов государственного властвования); плутократическом (сосредоточение власти в руках более состоятельных и влиятельных лиц, вокруг которых, преимущественно на основе личной преданности за получаемые блага, группируются сторонники, укрепляя власть первых, поднимая ее на уровень государственной). На практике, отмечает профессор В.Е. Чиркин, обычно, как свидетельствуют исторические данные, эти пути сочетались (с доминированием одного из них), но в целом они всегда связаны с выделением элиты, как первой ступени в образовании государства[31]. Однако данная концепция так же страдает рядом недостатков, как и традиционные теории происхождения права и государства: такое обобщение взглядов на происхождение государства тесно связывается лишь с процессом происхождения государственной власти, при этом не рассматриваются все обстоятельства зарождения государства.

В последнее время все большее распространение получает цивилизационный подход к объяснению происхождения права и государства. С этой точки зрения, цивилизация представляет собой определенную стадию развития человеческого общества, которая характеризуется уже более высоким уровнем развития обычаев, культуры, быта, религии, образования, институтов общества, существенно уменьшающих зависимость общества от природных факторов. Государственно-правовые явления стали неотъемлемой частью общества, его структурными элементами, характеризующими уровень развития цивилизации. В этой связи примечательно: английский ученый А. Тойнби обращал внимание на то, что цивилизация есть определенный тип человеческих сообществ, вызывающий "определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев — словом в области культуры"[32]. Отсюда важный вывод, имеющий общий характер и отражающий закономерности происхождения права и государства, состоит в том, что они возникают на определенном уровне развития общества, культуры, обычаев, религии, семейных отношений, быта, институтов общества, психологического состояния той или иной социальной общности, языка, достигнутых на определенной территории.

Следует отметить, что российская теория права и государства долгие годы игнорировала мировые достижения наук истории, философии, социологии, культурологии, которые с завидным постоянством исследовали такой научный феномен как "цивилизация". При этом ряд мыслителей считал, что цивилизация есть форма перехода от дикости и варварства к государству, совершенствованию управления обществом. Однако еще в 1757 г. граф Оноре Мирабо в своем известном трактате "Друг законов" утверждал, что цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития. Цивилизация, таким образом, возникает тогда, когда нормы поведения становятся обязательными и составляют потребность общества[33]. Интенсивное развитие учения о цивилизации получило в XIX в., когда выходят фундаментальные работы, описывающие цивилизации разных стран и периодов как комплексное состояние общества, в котором культуре принадлежит высокое, но не исключительное место. В 1828 г. Ф. Гизо публикует "Историю цивилизации в Европе", а через два года — "Историю цивилизации во Франции". В 1857-1861 гг. Г. Бокль выпускает "Историю цивилизации в Англии"[34].

С позиции происхождения права и государства интересными представляются суждения Э. Хантингтона в книге "Движущие силы цивилизации", изданной в 1945 г., в которой он отмечает, что дать правильное определение цивилизации трудно, равно как и установить точное время перехода человеческой культуры от варварства к цивилизации. Да, такое определение и не является необходимым. Все признают, что в некоторых частях света живут дикари, а в других цивилизация находится на низком уровне. В целом, рассуждал Хантингтон, можно сказать, что цивилизация начинается там, где совершается переход к сельскому хозяйству, ведут оседлый образ жизни, устанавливают определенную форму правления и осваивают письменность. Не существует адекватного объяснения высшего принципа истории — постоянного движения, вперед по некоторым основным направлениям.

Мы не можем достоверно сказать, почему все более высокоорганизованные типы животных эволюционировали на протяжении геологических периодов, пока не появился человек. Мы можем приписать развитие цивилизации божественным законам или же неизменным свойствам мироздания, но в этом проявляется всего лишь признание нашей веры или незнание[35].

Поскольку цивилизационный подход к объяснению зарождения и происхождения права и государства в современной истории получает все большее распространение, необходимо раскрыть его сущность с точки зрения теории права и государства. Разнообразие понятий "цивилизации" во многом объясняется тем, что, во-первых, в его основу берутся различные критерии; во-вторых, это понятие рассматривается в разные исторические периоды; в-третьих, неодинаковым объяснением понятия "общества", которое лежит в основе понятия "цивилизация"; в-четвертых, тем, что идет накопление научных знаний, которые порой несколько изменяют сложившиеся представления о цивилизации.

Также заслуживает внимания положение о тесной связи понятия "цивилизация" с определением "общество". Вместе с тем, существует два подхода к определению общества, которые, в свою очередь, влияют на содержание понятия "цивилизация". В одних случаях общество определяется как совокупность людей, связанных взаимными интересами. Отсюда и цивилизация определяется как сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу[36]. В других случаях общество определяется как совокупность общественных отношений, состоящих из различных элементов. Оно связано с разнообразными сферами деятельности: экономической, политической, социальной, семейной, культурной и др. Отсюда обращается внимание на то, что цивилизация и есть общество, а значит, она сочетает в себе компоненты, необходимые для существования общества. Правда, это сложное общество — в отличие от простого, а значит, включающее различного рода подсистемы, прежде всего политическую, экономическую, культурную и социальную[37].

Однако это не означает, что цивилизация полностью отождествляется с понятием общества. Следует согласиться с выводом о том, что появление в 1877 г. книги Л. Моргана "Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации" означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества[38]. Поэтому "цивилизация" — это не просто общество, а уровень развития общества, характеризующий ту или иную его стадию. В свою очередь, отдельные признаки права и государства зарождаются уже в недрах первобытного общества.

В теории права и государства сложился стереотип о том, что экономические и социальные условия определяют развитие общества, и что в основе перехода от первобытного общества к последующим этапам лежат экономические предпосылки, в частности, появление частной собственности. Концепция цивилизованного развития общества прерывает и устраняет монополию одной научной идеологии, мало того, она оттесняет концепцию общественно - экономических формаций на обочину истории развития человечества. Еще русский философ Н.Я. Данилевский обращал внимание на то, что главное в цивилизации должно состоять в отличии культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов, религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития[39].

Современная концепция происхождения права и государства оказала влияние и на периодизацию исторического развития человечества, а вместе с тем, и на развитие права и государства. Но это уже другой вопрос.

Заключение.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство – явление многогранное. Рассмотренные выше теории по-разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщения и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможна, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

Список использованной литературы

1. М.Н.Марченко. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Курс лекций. Москва, изд. «Зерцало», 1997 г.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21.

3. Конституция РФ 12 декабря 1993 г.

4. Алексеев С. С. Государство и право. М., 1994

5. В.К. Бабаев. Теория государства и права. изд. «Юристъ», Москва 1999

6. Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. СПб., 1907.

7. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938

8. Коркунов М.Н. Лекции по общей теории права. СПб., 1894

9. Гиппий, 460-400 гг. до н.э.

10. Дидро Д. Соч. Т. VII. М., 1939

11. Г. Спенсер. Основание социологии. т. I. II. СПб. 1908.

12. «Право и политика», №11. 2001.

13. «Право и политика», №3. 2001.

14. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов

15. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов.

Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. М. 1997

16. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 1998

17. Давид Р. Основные правовые системы современности. М. 1998

18. Мэн Г.С. Древнее право. Его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям, СПб.,1983

19. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. Учебное пособие. М. 1996

20. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Сборник. М. 1995

21. Тойнби А. Общая теория государства и права. М. 1995

22. Фавр Л. Бои за историю. М. 1991

23. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия/ сост.

Ерасов Б.С. М. 1999

24. Семенникова Л.А. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М. 1994

25. Моисеева Л.А. История цивилизаций. Ростов – на – Дону, 2000

26. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. 1991

27. С.А. Комаров. Общая теория государства и права. М., 1997

28. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.

Учебное пособие (издание 1910-1912). Т.1. Вып. 1. М., 1995

29. Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. Теория государства и права.

Учебное пособие. М., 1999

[1] Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К.. М., 1999 . стр. 31 - 51

[2] С.А. Комаров. Общая теория государства и права. М., 1997. стр. 36 - 42

[3] А.Б. Венгеров. Теория государства и права. М., 1998. стр. 25 - 57

[4] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие (издание 1910-1912). Т.1. Вып. 1. М., 1995. стр. 212 - 213

[5] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М. 1999. стр. 51

[6] Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1999. стр. 19

[7] Бобылев А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе / Право и политика. 2001. №3. стр. 70

[8] Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К.. М., 1999 . стр 32

[9] Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997 стр. 20 - 24

[10] А.Б. Венгеров. Теория государства и права. М., 1998. стр. 26

[11] А.Ф. Черданцев. Указ. соч. стр. 53 – 54

[12] А.Б. Венгеров. Теория государства и права. М., 1998. стр.32

[13] Общая теория государства и права. Академический курс / под . ред. Марченко М.Н. Т 1. М.,1998 стр.31

[14]Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М. 1999. Стр. 41.

[15]Общая теория государства и права. под ред. Марченко М.Н. стр. 39

[16]Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. М. 1997.

[17] Давид Р. Основные правовые системы современности. М. 1998

[18] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 1998. стр. 66

[19]Мэн Г.С. Древнее право. Его связь с древней историей общества и его отношение к новейшим идеям, СПб.,

[20] Черданцев А.Ф. Указ. соч. стр. 65

[21] Марченко М.Н. Теория государства и права - М. 1997 стр. 24.

[22] Там же стр. 24

[23] Дидро Д. Соч. Т. VII. М., 1939. стр. 236.

[24] Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. СПб., 1907. стр. 87.

[25] Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре., М., 1938 стр. 13.

[26] Коркунов М.Н. Лекции по общей теории права. СПб., 1894 С. 184-185.

[27] Гиппий, 460-400 гг. до н.э.

[28] Г. Спенсер. Основание социологии. т. I. II. СПб.. 1908.

[29] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. стр. 23-178.

[30] В.К. Бабаев. Теория государства и права. М., 1999, стр. 50

[31] Чиркин В.Е. Основы государственной власти. Учебное пособие. М. 1996. стр. 23

[32] Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Сборник. М. 1995 стр. 14; Общая теория государства и права. стр. 120

[33] Фавр Л. Бои за историю. М. 1991. стр. 239

[34] Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия/ сост. Ерасов Б.С. М. 1999. стр. 10-11

[35] Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия/ сост. Ерасов Б.С. М. 1999 . стр. 17

[36] Семенникова Л.А. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М. 1994. стр. 37

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: