Составьте схему государственно территориального устройства рф используя при этом нормы права

Обновлено: 28.04.2024

По форме территориально-государственного устройства РФ является федерацией. Правовой основой её образования являются Федеративный договор, подписанный субъектами РФ в 1992 году, и Конституция РФ 1993 года, закрепившая на конституционном уровне федеративную форму государственного устройства (гл. 3. «Федеративное устройство»).

Первоначально в качестве структурных составных частей РФ выступали 89 субъектов (республики, области, края, автономная область и автономные округа, города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург).

С 2004 года проводится политика укрупнения субъектов РФ путём включения автономных округов в области и края. К 2008 году количество субъектов РФ сократилось до 82.

Ст. 4 Конституции РФ гласит, что РФ состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, в то же время устанавливает, что все субъекты РФ, независимо от их видов и особенностей, равноправны как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Тем не менее различия в размерах занимаемой территории, численности и плотности населения, уровне развития экономики объективно приводят к тому, что формально равноправные субъекты федерации имеют различное политическое и экономическое влияние. Одни субъекты являются постоянными донорами федерального государственного бюджета, а другие — реципиентами дотаций из центра.

«Статус субъекта Российской Федерации может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом». То же самое касается и границ между субъектами РФ, которые могут быть изменены только с их взаимного согласия (ст. 66).

Субъекты РФ имеют свои высшие органы государственной власти, административно-территориальное деление, собственность, законодательство. При этом действует конституционно установленное правило, согласно которому законы и иные нормативно-правовые акты субъекта федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения РФ или же по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов. Однако данное правило не относится к нормативно-правовым актам субъектов РФ, изданным по вопросам, относящимся к их исключительному ведению.

В соответствии с Конституцией РФ к предметам исключительного ведения субъектов Федерации относится все, что находится вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ведения Федерации и её субъектов. В сфере своего исключительного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти и «осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов» (ст. 76).

Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учёт;

с) государственные награды и почётные звания Российской федерации;

т) федеральная государственная служба.

Согласно ст. 72, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Субъекты РФ имеют собственные бюджеты, свою символику в виде герба, флага, а у некоторых субъектов РФ существуют собственные гимны.

Наряду с общими чертами субъектов РФ некоторые из них имеют и свои специфические особенности. Это касается в первую очередь республик, которые сравнительно выделяются тем, что они характеризуются как государства, а не как государственные образования; имеют конституции, а не уставы, как другие субъекты; могут устанавливать государственный язык наряду с государственным языком РФ — русским языком; имеют право устанавливать, кроме федерального, также республиканское гражданство.

Законодательная власть
Высший орган – парламент.
ФС – Федеральное собрание – состоит из двух палат.
СФ – Совет Федерации – та Палата Федерального Собрания, которая выражает интересы Субъектов Федерации.
Функции Совета Федерации:
 Утверждать Законы;
 Утверждать решения президента о введении военного, чрезвычайного положений;
 Назначать судей высших судебных органов
 Определять дату выборов президента и. т. д.
ГД – Государственная Дума – та Палата ФС, которая выражает интересы всего российского народа.
В состав ГД входит 450 депутатов. Они избираются всенародным голосованием.
225 человек избираются по партийным спискам
225 – избираются по Округам.
Функции ГД:
1. Принимают Законы
2. Утверждают представителя правительства
3. Инициируют импичмент президенту
4. Утверждают председателя Центрального Банка, счетной палаты и. т. д.

ЗОСФ – законодательный орган Совета Федерации. Ниже ЗОСФ законодательных органов нет.

Исполнительная власть
Высший орган исполнительной власти – правительство.
ПРФ – правительство РФ.
В состав ПРФ входят:
 П – председатель правительства
 З – заместитель председателя правительства
 М – члены правительства (министры РФ)

Глава исполнительной власти – Председатель Правительства.
Министры – руководят федеральными органами исполнительной власти – министерствами.
В состав министерств входит:
ФС - Федеральная служба, руководящая
ФН – Федеральным Надзором.
Функция министерств – правотворческая.
Федеральные службы реализуют подзаконные акты.
На уровне Субъектов Федерации существует
ПСФ – Правительство Субъектов Федерации.
Ниже ПСФ органов исполнительной власти нет, но есть ОМСУ – Органы Местного Само-управления.
Связано всё жесткой вертикалью власти.

Судебная власть
Три органа:
1. КС – Конституционный Суд;
2. ВС – Верховный Суд;
3. ВАС – Высший Арбитражный Суд.

Функции КС:
 Выявление соответствия Законов и Подзаконных актов Конституции РФ;
 Дает толкование Конституции РФ (см. 7 гл. Конституции РФ)

ВС – Высший орган судебной власти по уголовным, трудовым, административным разно-гласиям (суды общей юрисдикции) .
На уровне Субъектов Федерации существуют:
 К (У) С – Конституционные (Уставные) Суды.
Функция та же, что и у КС, только в рамках субъектов Федерации.
 СОЮСФ – Суд Общей Юрисдикции Субъектов Федерации. Рассматривает нехозяйственные споры.
 АССФ – Арбитражный Суд Субъектов Федерации

ВАС – рассматривает споры хозяйствующих субъектов (предпринимательской деятельности) .


При возникновении споров иск подается сначала в АС – арбитражный суд, затем в АО – арбитражный округ. Высший орган – ВАС.
ГРС – городские районные суды (находятся на уровне местного самоуправления) .


Две таблицы из интерна одна создана мной (таблицы искались и составлялись под руководством преподавателя).

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Тема 9. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя.
2. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
3. Права и свободы человека и гражданина в России высшая ценность.
4. Россия – суверенное государство.
5. Россия – социальное государство.
6. Россия – светское государство.
7. Политическое и идеологическое многообразие в России.
8. Признание в России местного самоуправления.
Задания
1. Из Конституции РФ выпишите нормы права, которые доказывают, что Россия демократическое государство.
2. Составьте схему государственно-территориального устройства РФ, используя при этом нормы права, содержащиеся в третьей главе Конституции РФ.
3. Заполните сравнительную таблицу по видам республиканской формы правления
4. Выберите пять норм права из главы второй Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина и на основе сведений из средств массовой информации письменно укажите недостатки в практике их реализации и
защиты. Выскажите свои соображения о том, какие меры следует предпринять органам власти для устранения данных недостатков.
5. Заполните сравнительную таблицу по видам суверенитета
6. На основе анализа содержания Федеральных законов из списка нормативных правовых актов, подготовьте правовую аргументацию, которая подтверждает, что Россия является социальным государством.
7. Проанализируйте нормы права из Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 06 июля 2016 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» о взаимоотношениях государства и религиозных объединениях и запишите в тетради свои выводы.
8. Ознакомьтесь с такими видами идеологий, как: либерализм, фашизм, коммунизм, консерватизм, национализм, анархизм, социал-демократизм и письменно оформите свои выводы об их значении для общества.
9. Заполните сравнительную таблицу по видам общественных объединений

По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации.

Унитарное государство имеет единую конституцию, территорию, единое гражданство, у административно-территориальных единиц отсутствует самостоятельность. Вместе с тем, все унитарные государства весьма своеобразны. Условно их разделяют на три группы.

Первая группа - это государства с централизованной системой управления, в которой местные органы власти являются продолжением центральных (вертикаль власти), не имеют никакой самостоятельности и реализуют принятые «центром» решения (Ирландия, Люксембург, Португалия).

Вторую группу составляют частично децентрализованные государства, в которых территориальные единицы (земли, провинции и пр.) обладают автономией, имеют свои органы самоуправления, свой бюджет, но на политику центральных правительств они оказывают ограниченное влияние (Италия, Испания, Франция).

Третья группа государств - полуцентрализованные государства. В государствах этой группы местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью в таких областях, как здравоохранение, образование, охрана общественного порядка, строительство, коммунальные службы. В ряде других областей (налоги, финансирование и др.) (Великобритания, Нидерланды).

Федеративные государства отличаются от унитарных тем, что входящие в нее территориальные единицы являются субъектами государственного суверенитета. Это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенции и имеющих собственные органы власти. В переводе с французского языка федерализм (federalisme) означает союз.

Критериями федерализма являются: единая государственная политика и контроль правительства над всеми территориями, входящими в федерацию; исключительное право федеративного правительства на проведение внешней политики; возможность субъектов федерации иметь свои конституции, которые не должны противоречить федеральной.

Практика показала, что федерации, созданные по территориальному принципу (США, Мексика, Германия, Австрия), оказались более жизнеспособными, чем федерации, созданные по национально-территориальному принципу (Советский Союз, Югославия).

Конфедерация - союз независимых государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены передают в компетенцию союза решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в области военной, внешнеполитической, экономической системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Германии (1815-1867) и в некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна, потом либо развивается в федерацию, как в случае США, либо распадается после достижения поставленных целей. Объединение государств, в котором просматриваются элементы конфедерации, - Европейское содружество, преобразованное в Европейский Союз. В нем функционируют надгосударственные органы с немалыми полномочиями, координируется политика, имеется общее экономическое пространство. К таким объединениям можно отнести СНГ, Союз России и Белоруссии.

Конституция РФ рассматривает федерацию в качестве формы государственного устройства России, а также как одну из основополагающих основ конституционного строя.

В России федерализм выступает двояко - в качестве формы государственной организации национальных отношений и формы демократизации управления государством.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории России. Национальный суверенитет означает самостоятельность и независимость нации в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, а также свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов - республик, автономной области, автономных округов.

Российский федерализм обеспечивает децентрализацию государственной власти и распределение ее по регионам путем разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Федеративное устройство России основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:

1. Государственная целостность РФ. Российская Федерация является соединением ряда государств (государственно-территориальных и национально-территориальных образований), созданным для достижения общих целей с помощью федеральной власти.

2. Единство системы государственной власти является одной из гарантий государственной целостности РФ и выражается в наличии единой системы органов, составляющих высшую государственную власть.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида федеральных органов, за пределы которых они не вправе выходить, а также характер их взаимоотношений с органами власти субъектов Федерации.

4. Равноправие и самоопределение народов в РФ означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Народы России пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках РФ, либо в любой другой форме, но только с согласия РФ.

5. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе РФ не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе РФ, равноправны.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Статья 3 Раздела I Конституции РФ гласит, что: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Свою власть народ осуществляет посредством свободных выборов и референдумов, а также через избираемые органы государственной власти и органы МСУ. Присваивать власть в Российской Федерации запрещается, неисполнение преследуется по федеральному закону.

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Итак, Статья 2 Конституции РФ определяет, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Глава II («Права и свободы человека и гражданина»), в свою очередь, закрепляет все упомянутые права и свободы, полученные личностью и гражданином от рождения.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся: