Соотношение принципа нерушимости государственных границ и права наций на самоопределение

Обновлено: 28.03.2024

Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств.

Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР

с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств - участников упомянутых договоров. В этих договорах выражены два существенных элемента: признание существующих границ и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы".

Посягательство на государственные границы - это односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Поэтому признание этого принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний, то есть, как говорится далее в тексте принципа, государства "будут соответственно воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территории любого государства-участника".

Государства - участники СБСЕ тем самым выразили свое признание или подтверждение существующих границ европейских государств. Это признание является международно-правовым, что влечет определенные юридические последствия, в частности это признание нельзя аннулировать. Международно-правовое признание фактически сложившейся границы приравнивается к соглашению государств относительно существующей границы.

Таким образом, основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:

1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ имеет много общего с традиционным принципом международного права - неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. Оно включает также право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ, согласно Заключительному акту 1975 года, действует только в отношениях государств - участников этого акта, то есть европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах, независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

В24. Принцип территориальной целостности государств. Всоответствии с этим принципом, содержание которого раскрывается в Заключительном акте СБСЕ, на государства возлагаются следующие обязательства: уважать территориаль­ную целостность каждого из государств; воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Уста­ва ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника; воздерживаться от превращения территории друг друга в объ­ект военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой. Приведенные положения содержания принципа террито­риальной целостности свидетельствуют о его тесной связи с другими основными принципами международного права, осо­бенно такими, как принцип неприменения силы и угрозы си­лой, нерушимости границ, равноправия и самоопределения на­родов.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано, что содержание принципа равноправия и самоопреде­ления народов не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчле­нению или частичному или полному нарушению территориаль­ной целостности или политического единства суверенных и не­зависимых государств, имеющих правительства, представляю­щие весь народ, принадлежащий к данной территории.

Прин­цип равноправия и самоопределения народов обязывает госу­дарства .воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства.15 апреля 1994 г. руководителями стран СНГ принята Дек­ларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ.Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию; она обес­печивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В25. Принцип уважения прав человека и основных свобод. 1) формирование обязательств государств по защите важнейших прав человека (права на жизнь, права на равенство в пользовании правами и свободами независимо от расовой, религиозной, политической принадлежности) (конвенции — о предупреждении преступления геноцида 1948, апартеида 1973, о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966, против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984);

2) формирование обязательств по защите отдельных слоев населения (женщин, национальных меньшинств, коренных народов, детей, жертв вооруженных конфликтов) (конвенции — о защите жертв войны 1949, о политических правах женщин 1953, о правах ребенка 1989 и др.). Субъекты правоотношений (государства и межгосударственные м/н организации).

Увеличение перечня прав человека (право на жизнь в ненасильственном мире, в безъядерном мире, в экологически чисто мире) (в области становления — право на (транспарентность) прозрачность экономики государства, на чистую питьевую воду, на свободу от голода). Защита прав человека осуществляется государствами (несут ответственность перед сообществом в лице ГА ООН, СБ ООН, МС ООН, региональных политических организаций).Геноцид, апартеид, расовая дискриминация, пытки — м/н преступления (влекут ответственность государства и представляющих его ф/л (глав государств, правительств, военных ведомств, исполнителей преступных приказов) — создаются м/н судебные органы (трибуналы) и постоянные м/н суды (МУС ООН)).

Сальников А.Д. Проблема соотношения принципа нерушимости границ с принципом самоопределения народов в международном праве // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 7. №1. – С. 20-23.

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПРИНЦИПА НЕРУШИМОСТИ ГРАНИЦ С ПРИНЦИПОМ САМООПРЕДЕЛ Е НИЯ НАРОДОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

А.Д. Сальников , студент

Липецкий государственный педагогический университет

( Россия , г . Липецк )

Аннотация . П ринципы международного права являются основополагающими для вс е го мирового сообщества. Одними из таких принципов являются принцип самоопредел е ния народов и принцип нерушимости границ. Во время существования СССР и США был б а ланс сил, и данные принципы соблюдались, однако, с его исчезновением произошла тран с формация институтов международного права, вследствие чего данные принципы пер е стали использоваться юридически грамотно и обоснованно.

Ключевые слова: международное право, принципы, нерушимость границ, самоопред е ление народов, баланс сил.

Международное право является гла в ным институтом в мире, регулирующим отношения между его субъектами. Осно в ными направляющими идеями, на которые опираются субъекты международного пр а ва в своих действиях, являются общепр и знанные принципы международного пр а ва. К таким общепризнанным принципам относятся два интересующих нас принц и па: принцип равноправия и самоопредел е ния народов и принцип нерушимости гр а ниц.

Два этих принципа, применяемые в с о временном мире могут показа ться прот и воречащими друг другу. П о этому главн ы ми задача ми данн ой работы являю тся: во-первых, определение сущности каждого из названных принципов, во-вторых выявл е ние пр облем взаимодействия двух пре д ст авленных принципов, если таковые с у ществую т. Для этого будет использован весь массив международных нормативно-правовых актов, раскрыва ю щих сущность данных принципов, и путем анализа будет выявлено наличие или отсутствие пробл е мы между изучаемыми принципами, как в юридической, так и практической плоск о сти.

Итак, п ринцип самоопределения н а родов – один из общепризнанных принц и пов межд ународного права. П. 2, ст. 1 У с тава ООН говорит о том, что цель ООН – это разв и тии дружественных отношений между нациями на основе уважения при н ципа равноправия и самоопределения н а родов [ 1 ] . Данный принцип был включ ен в У став ООН п ри содействии СССР, кот о рый имел его в своем национальном зак о нодательстве.

Суть данного принципа раскрывалась в таких документах, как: «Декларация о предоставлении независимости колон и альным странам и народам 1960 г», « Пакте о правах человека 1966 г », «Декларации о принци пах международного права 1970 г ». По декларации 1960 г. каждый народ им е ет право на самоопределение, могут сами устанавливать свой политический статус, осуществлять свое экономическое, соц и альное и культурное развитие [ 2 ] .

Сущность данного принципа была уточнена в « Д екларации о принципах м е ждународного права, касающихся друж е ственных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с У с тавом Организации Объединенных Н а ций» 24 октября 1970 г. Данная деклар а ция говорит о том, что « Генеральная а с самблея убеждена в том, что э ф фективное применения данного принципа необход и мо для развития дружественных отнош е ний между государствами » [ 3 ] .

Представленная декларация , раскрывая сущность данного принципа, говорит о том, что « все народы имеют право свобо д но определять без вмешательства извне свой полит и ческий статус и осуществлять свое экономическое, социальное и кул ь турное развитие » . Каждое государство обязано содействовать с помощью совм е стных и индивидуальных действий осущ е ствлению данного принципа. Главными целями данного принципа являются: уст а новление дружественны х отношений ме ж ду государствами и признание конца эпохи колониализма. Главной формой выраж е ния права на самоопределение является создание суверенного и независимого г о сударства, свободное присоединение к н е зависимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса. При этом каждое государство обязано дать своим народам такое право.

Очень важным дополнением данной декларации является то, что данный при н цип не может применяться как основание для вмешательства в дела суверенного и независ и мого государства, которое имеет правительство, представляющее без ра з личия расы, в е роисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Последним из международных актов, объясняющим суть данного принципа был «Заключительный акт Совещания по без о пасности и сотрудничеству в Европе», принятый в Хельсинки 1 августа 1975 г. Он говорит, что « все государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей суд ь бой. Все народы всегда имеют право в у с ловиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмеш а тельства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, эконом и ческое, социальное и культурное разв и тие » [ 4 ] .

Принцип нерушимости границ уст а вом ООН не называется. Он был сформ у лирован в Заключительном акте Совещ а ния по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. так: «г осударства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживат ь ся также от любых требований или дейс т вий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого гос у дарства-участника» [ 4 ] .

Ключевым словом является «посяг а тельство» и оно объясняется учеными (Волова, Белов) как односторонние дейс т вия или требования, направленные на и з менение положения линии границы, ее юридического оформления или фактич е ского положения линии границы на мес т ности [ 5 ] . Признание данного принципа означает отказ от каких-либо территор и альных притязаний, т. е. государства будут воздерживаться от любых требов а ний или действий, направленных на захват или узурпацию части или всей территор ии л ю бого государства-участника . Тем самым данный принцип дополняет принцип те р риториальной це лостности (неприкосн о венности) в международном праве, кот о рый говорит о необходимости признания внутреннего национального единства л ю бого государства и н е вмешательства в его личные дела.

После определения сущностных пол о жений изучаемых принципом необходимо определить существует ли проблема вза и модействия данных принципов? По моему мнению, между принципом самоопредел е ния народов и принципом нерушимости границ противоречия нет. Это доказывае т ся следующими фактами:

1. П ринцип нерушимости границ имеет силу только в случае внешнего насильс т венного посягательства или угрозы пос я гательства на границы государства, в сл у чае же самоопределения народа этого не происходит.

2. Самоопределение народов может происходить не только в форме отделения, но и в форме самоопределения внутри г о сударства, и в этом случае представленные принципы не имеют противоречия.

3. Противоречие, при первом рассмо т рении, может возникать только в том сл у чае, когда происходит отделение народа. В этом случае происходит изменение границ, однако, главная суть в том, что это изм е нение происходит не под воздействием внешних сил, что является главным усл о вием принципа нерушимости границ.

Данные факты говорят о том, что юр и дически данные принципы не противор е чат друг другу. Но фактическое положение дел говорит о том, что принцип самоопр е деления народов может использоваться как лазейка для изменения границ гос у дарств.

Международное право говорит, что н и кто не имеет права вмешиваться во вну т ренние дела государств, а также никто не имеет права вмешиваться во внутренние дела народов этих государств. Также пр и знается нерушимость границ, т.е. границы 1975 г. в Европе должны быть неизменн ы ми. Однако, так как международное право – это нормы и положения, которые прин и маются в основном государствами, то и изменяться они могут соответственно и з менений международной политической конъюнктуры. В соответствии с этим, для того, чтобы принципы международного права соблюдались, необходим , в пе р вую очередь, баланс сил.

Примерно с 1985 г. этот баланс стал расшатываться [ 6 ] . Это связано с одност о ро н ними уступками СССР Соединенным Штатам. США стали постепенно стан о виться единственной супердержавой, по д меняя личным мнением мнение всех объ е диненных наций. Именно с этого момента начинается коверкание принципов межд у народного права, когда с одной стороны принципы признаются, а с другой стороны толкуются не всеми участниками межд у народных отношений, а только одним единственным гегемоном.

На примере СССР и Югославии мы я р ко видим нарушение принципа невмеш а тельства во внутренние дела, как гос у дарств, так и народов этих государств. А ведь это основа принципа самоопредел е ния народов. И тогда, когда под внешним давлением нар о ды, ранее жившие в мире в едином государстве, начинают не с того ни с сего желать отд е ления , то это приводит к кровопролитиям, что полностью против о речит принципу сам о определения, т.к. его цель – это дружба народов, а не вражда. Нарушение же принципа самоопределения народов привело к тому, что границы, к о торые признавались неруш и мыми, начали изменяться, что не пошло на пользу ник о му (ведь разве стали жить лучше после о т деления такие народы в бывшем СССР или бывшей Югославии), кроме стран, жела в ших разделения своих конкурентов.

Итак, принципы самоопределения н а родов и нерушимости границ юридическ о го противоречия не имеют. Однако, т.к. в международном праве большую роль и г рает баланс сил, то и с момента его нар у шения один принцип (самоопределения) стал использоваться для квазилегального изменения границ. Это в свою очередь стало нарушать принцип нерушимости границ. И для того, чтобы применение данных принципов вернуть в легал ь ную плоскость необходимо создание как м и нимум двух, а желательно нескольких центров силы в мире.

5. Волова Л. И. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ // Правоведение. – 1984. – № 1. – С. 30 — 37.

6. Никонов В. А. Код цивилизации. Что ждет Россию в мире будущего? – М., 2015. – 672 с.

THE PROBLEM OF THE RELATION OF THE PRINCIPLE OF INVIOLABILITY OF BORDERS WITH THE PRINCIPLE OF SELF-DETERMINATION IN

INTERN A TIONAL LAW

A.D. Salnikov , student

Lipetsk state pedagogical university

Abstract. The principles of international law are fundamental for the international commun i ty. Some of these principles are the principle of self-determination of peoples and the pri n ciple of inviolability of borders. During the existence of USSR and USA was a balance of forces, and these principles are met, however, with his disappearance, there was a transformation of the i n stitutions of international law, due to which these principles have ceased to be used reasonably and in accordance with.

Keywords: international law, the principles, the inviolability of borders, self-determination of peoples, the balance of power.

Соотношение принципов территориальной целостности и права наций на самоопределение – одна из сложных задач наук международного и конституционного права. При этом основная сложность их совмещения видится в том, что право наций на самоопределение (согласно упомянутой выше Декларации 1970 г.) предполагает отделение от государства национальной территории и тем самым нарушение его территориальной целостности. Однако, отделение – не единственная форма реализации права на самоопределение. Как правильно полагает Л. И. Волова, «отделение – в какой-то мере исключительный вариант, применяемый в особых случаях, когда имеются насильственные, искусственные связи между частями территории, разрыв которых необходим для свободного развития данного народа в направлении прогресса». В подобных случаях резонно возникает вопрос о юридическом праве государства на территорию, которая требует отделения. Отсутствие такого права лишает государство на незыблемость территории, а, следовательно, и противоречия между правом на самоопределение и территориальной целостностью в данном случае не возникает. Основанием права на территорию для государства, как было указано выше, является соблюдение права проживающих на этой территории наций на самоопределение.

Решение правовых проблем территориального самоопределения на практике осложняется требованием соблюдать нерушимость границ и территориальную целостность государств – основополагающие принципы современного международного права. Это порождает коллизии данных принципов. По сути, в зависимости от политических интересов приоритетным выступает то принцип территориальной целостности, то право народов на самоопределение. Проблема самоопределения народов, оказавшихся под иностранным господством, а в некоторых случаях и разделенных между несколькими государствами, образовавшимися в этом регионе, стало сегодня коллизией мирового значения. С целью международно-правового обоснования захвата и насильственного удержания территорий малых народов право на самоопределение или совершенно отрицается, или ему противопоставляется принцип территориальной целостности государства. Характерным примером этого является позиция Азербайджана в отношении самоопределения Нагорного Карабаха, которая основана на постулате, что право народов на самоопределение не имеет нормативной силы, а если и имеет какое-либо значение, то занимает подчиненное положение по отношению к принципу территориальной целостности государства. Иначе говоря, утверждается, что принцип территориальной целостности государства является единственным либо высшим принципом, которым должны руководствоваться стороны при разрешение подобных споров. Так, по мнению бывшего члена Конституционного комитета СССР от Азербайджана С. Мирзоева, «международное право в случае коллизии норм, определяющих нерушимость границ и территориальную целостность и право народов на самоопределение, отдает приоритет защите территориальной целостности» [4].

Данный вопрос возникает каждый раз, когда то или иное государство, не признавая право населения территории на самоопределение, стремится не допустить отделения и, соответственно, изменения государственной границы согласно воле населения. Мирное урегулирование карабахского, как и других конфликтов, возникших в результате противопоставления принципа территориальной целостности государства праву народов на самоопределение, должно основываться на нормах международного права, а это предполагает необходимость признания установленного в нем соотношения между принципом самоопределения народов и территориальной целостности государства.

Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН, все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций. Следует отметить некоторое несоответствие между формулировками принципа неприменения силы в русском и английском текстах Устава ООН: в русском тексте говорится о «территориальной неприкосновенности», а в английском – о территориальной целостности» (territorial integrity). В связи с этим некоторые ученые высказывают сомнение по поводу существования принципа территориальной целостности государств, ссылаясь на то, что в Уставе ООН такого принципа нет и лишь в формулировке принципа неприменения силы говорится, в частности, о недопустимости применения силы или угрозы ее применения против территориальной неприкосновенности государств.

Позднее принцип территориальной целостности государств нашел свое отражение и в Декларации о принципах международного права 1970 г. [1, c. 151–155]. Но наиболее полно на сегодняшний день он закреплен в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. В документе указано, что «государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников; в соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой» [6].

По мнению P.M. Кочкарова, категория «территориальная целостность» включает понятие «суверенитет проживающего в составе данного государства народа, который продолжает оставаться хозяином своей территории, и никто не имеет права распоряжаться ею». Он рассматривает территориальную целост­ность в качестве принципа, гарантирующего территориальное верховенство го­сударства от посягательств извне[3, c. 13].

Профессор Остроухов Н.В. наряду с принципомтерриториальной целостности выделяет принцип нерушимости госу­дарственных границ, принцип территориальной неприкосновенности, принцип неприкосновенности государственных границ, которые являются взаимосвя­занными, но имеют различное содержание. По его мнению, принцип нерушимости границ государств можно определить: как принцип запрета неправомер­ного изменения государственных границ, являющийся общепризнанным, основным прин­ципом международного права и нормой jus cogens; принцип территориальной неприкосновенности государств – принцип за­прета применения силы против территории иностранного государства, обще­признанный принцип международного права, норма jus cogens; принцип неприкосновенности государственных границ – принцип соблю­дения прохождения государственной границы на местности и ее режима, об­щепризнанный принцип международного права [5, c. 84].

Таким образом, принцип территориальной целостности относится к числу принципов международного права, имеющих широкую правовую основу. В то же время единого устоявшегося его толкования на международном уровне пока не представлено. Отсутствует оно и в конституционном законодательстве государств, раскрываясь в нем через содержание принципа единства, неприкосновенности и неделимости территории, ее неотчуждаемости; через определение порядка изменения государственных границ либо через установление состава территории государства.

Декларация о принципах международного права 1970 г. содержит также толкование и некоторых других аспектов соотношения принципов самоопределения и территориальной целостности государств, так называемую «предохранительную клаузулу» (Saving Clause) [7, c. 108], которая защищает государства от необоснованных сепаратистских поползновений. Ученые делают вывод, что из приведенной нормы вытекают три условия, при наличии которых недопустимо самоопределение, нарушающее территориальную целостность государства: 1) государство должно «соблюдать в своих действиях принцип равноправия и самоопределения», 2) государство должно «вследствие этого иметь правительства, представляющие весь народ. проживающий на данной территории», 3) при этом не должно проявляться какой-либо дискриминации. Только при соблюдении всех этих условий приоритет должен быть отдан сохранению единства государства, в противном случае оно может быть поставлено под сомнение [2]. И хотя таких условий три, основным из них, определяющим остальные, является, по нашему мнению, первое условие. Ведь «соблюдение государством в своих действиях принципа равноправия и самоопределения народов», которое конкретно может выражаться, например, в проведении в соответствующих случаях плебисцитов (референдумов), означает, прежде всего безусловное признание за всеми народами права на самоопределение, в том числе и теми народами, которые входят в состав этого государства. В связи с этим совершенно по-иному звучат вопросы соотношения принципа самоопределения с другими принципами международного права, раскрывается его основополагающий характер.

С позиций правового толкования «предохранительной клаузулы» значительный интерес представляет решение Верховного Суда Канады, касающееся определенных вопросов по сецессии Квебека от Канады 1998 г. В своем решении высшая судебная инстанция Канады постановила, что «государства, чьи правительства представляют весь народ в пределах их территории на основе равенства и без дискриминации и уважают принципы самоопределения по своим внутренним установлениям, управомочены на защиту своей территориальной целостности по международному праву» [9].

Признание права народов на самоопределение как высшего правового основания владения и распоряжения территорией государства и, следовательно, определения его границ нашло соответствующее отражение не только в многосторонних актах, формулирующих общую норму, но и в межгосударственных договорах, решениях международных организаций и Международного суда ООН.

В своем решении по делу, касающемуся Восточного Тимора (Португалия против Австралии), от 30 июня 1995 г. Международный суд ООН подтвердил следующую позицию, сославшись при этом на свои предыдущие решения: «…утверждение Португалии, что право на самоопределение, вытекающее из Устава и практики Организации Объединенных Наций, имеет характер erga omnes, является безупречным. Принцип самоопределения народов признан в Уставе ООН и в практике Суда; он является одним из основополагающих принципов современного международного права» [8].

Итак, норма международного права, определяющая соотношение двух принципов, сформулирована настолько четко и ясно, что не оставляет сомнений в отношении ее содержания. Поэтому сторонники аннексий чужих территории цитируют первую часть определения территориальной целостности, опуская вторую, в которой говорится о самоопределении народа как правоосновании территориальных прав государства и условии защиты его территориальной целостности. Поскольку неотъемлемое право каждого народа на самоопределение является высшим правовым основанием владения и распоряжения территорией, то, очевидно, что ему не могут противопоставляться суверенитет государства и его территориальная целостность. Напротив, территориальная целостность должна основываться на добровольном вхождении в состав государства каждого данного народа, как и на уважении его неотъемлемого права выхода на основе свободного волеизъявления. Поэтому осуществление народом своего права на самоопределение не может рассматриваться как посягательство на нерушимость государственных границ и территориальной целостности государства. При всем при этом главным остается выяснение подлинной воли народов с помощью закрепленных в праве процедур, наличие доброй воли сторон и учет интересов государства и народов, остающихся в нем после отделения народа.

В науке международного права по поводу соотношения между принципом самоопределения народов и принципом территориальной целостности государства сложились три основные точки зрения:

1) принцип территориальной целостности имеет приоритет по отношению к принципу самоопределения народов;

2) принцип самоопределения народов имеет приоритет по отношению к принципу территориальной целостности;

3) оба принципа обладают равной юридической силой.

Как полагают польские авторы Владислав Чаплинский и Анна Вырозумска, "право на самоопределение не может принадлежать национальным меньшинствам и не обосновывает право на сецессию. В практике принцип самоопределения был подчинен принципу территориальной целостности" (4).

Интересную позицию относительно соотношения между принципами самоопределения народов и территориальной целостности занял Конституционный суд РФ, который в своем постановлении от 13 марта 1992 года заявил: "Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека". Эта позиция скорее поддерживает примат принципа территориальной целостности над принципом самоопределения. Однако такой подход фактически делает принцип самоопределения излишним, либо, в лучшем случае, низводит этот принцип до права народа на автономию в рамках единого государства.

Кроме того, как свидетельствует история международных отношений (например, возникновение независимых национальных государств в Европе), право на самоопределение народа превалировало в отношении принципа территориальной целостности. Как пишет в этой связи профессор Г.М. Мелков: "Принцип равноправия и самоопределения народов, явившийся первоначально инструментом борьбы против колониализма в Новом свете и примером для народов, находящихся под колониальным игом на других континентах, равно как и принцип уважения прав и свобод человека, впервые появились в Декларации независимости США, принятой 4 июля 1776 г., в Билле о правах (первых десяти поправках и дополнениях к Конституции США), принятом 17 сентября 1787 г., и во французской Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Впоследствии эти принципы нашли отражение в Декрете о мире, принятом в России 26 октября (8 ноября) 1917 г., и в Декларации прав народов России, принятой 2 (15) ноября 1917 г. Во всех этих документах главными положениями являлись суверенность народов и их право на самоопределение, которые никак не связывались с необходимостью соблюдать территориальную целостность США, Англии и России".

Вторая точка зрения представляется более обоснованной и более соответствует смыслу принципа самоопределения. Вот что говорится по этому поводу в статье "право на самоопределение" в электронной энциклопедии Википедия: "Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: "Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций", и в Декларации о принципах международного права: "Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение - так, согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств "ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов". Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающем равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов".

Вместе с тем, следует иметь в виду, что между основными принципами международного права нет иерархии, что вообще характерно для принципов права как такового. "Принципы, - пишет американский ученый Рональд Дворкин в своей книге "О правах всерьез", - обладают особенностью, отсутствующей у норм, - они могут быть более или менее весомыми или важными. Когда два принципа приходят в столкновение. те, кому приходится разрешать этот конфликт, должны учитывать относительный вес каждого из этих принципов. Здесь нельзя, конечно, произвести точного измерения, и решение в пользу большей важности какого-то конкретного принципа или стратегии часто вызывает споры. Тем не менее, в самом понятии принципа содержится указание на то, что у него есть такая особенность и что имеет смысл говорить о том, насколько он весом или важен" (5).

С этой точки зрения принцип равноправия и самоопределения народов следует рассматривать в контексте других основных принципов международного права, в первую очередь таких, как принцип территориальной целостности, принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип уважения прав человека, а также принцип демократии, который иногда рассматривается в качестве общего принципа права.

Это принцип составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств. Он был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г, который, в частности, гласит, что "государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и. поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы", Поэтому признание данного принципа означает также и отказ от каких-либо территориальных притязаний.

Основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:

1) Признание существующих, границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом.

2). Отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем.

3). Отказ от любых, иных посягательств на эти границы. Принцип территориальной целостности государств.

Наименование принципа окончательно не установилось, поэтому можно встретить упоминание, как территориальной целостности, так и территориальной неприкосновенности.

В п.4 ст. 2 Устава ООН установлено, что каждое государство:

1. "Должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и, территориальной целостности любого другого государства или страны".

2. "Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава", .

3. "Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения"

Принцип мирного разрешения международных споров.

Согласно п.3 СТ. 2 Устава ООН "все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость, путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к. региональным, органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору".

Принцип невмешательства во внутренние дела

Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются: критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.

В соответствии с п,7 СТ. 2 Устава ООН Организация не имеет права "на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства".

Однако некоторые события, происходящие в пределах территории государства, могут квалифицироваться Советом Безопасности как не относящиеся исключительно к внутренней компетенции последнего.

Принцип всеобщего уважения прав человека.

' Становление принципа непосредственно с принятием Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия" расы, пола, языка и религии".

Согласно ст. 55 Устава, согласно которой "Организация Объединенных Наций содействует:

1). Повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития.

2) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и его основных» свобод."

Принцип самоопределения народов и наций.

Указанный принцип в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН - "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов." (п.2 СТ. 1 Устава). Указанная цель конкретизируется во многих его положениях.

В Деклараций о принципах международного права 1970 г. подчеркивается: "Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение" .

Принцип международного сотрудничества.

Идея международного сотрудничества, государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Принцип сотрудничества зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Этот принцип возник в форме международно-правового обычая pucta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

Согласно Венской Конвенции о праве международных договоров, «Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

Заключение

Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правоых актов. Это также лицо( в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные( в междувластные) правоотношения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: