Соотношение объективных и субъективных начал в формулировании принципов правосудия

Обновлено: 24.04.2024

Екатерина Леонидовна Мягкова, Татьяна Леонидовна Мягкова

Шпаргалка по правоохранительным

1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ КУРСА

Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты, в которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности.

По сложившейся терминологии законодательные акты принято делить на законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты.

Законы можно разделить с учетом их юридической силы на несколько групп.

Конституция РФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного Суда РФ и других высших судов.

Федеральные конституционные законы, т. е. акты законодательства, принятие которых предусматривает Конституция РФ, имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.

Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданско-процессуальный кодексы РФ и другие соответствующие кодифицированные акты.

Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов Федерации, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.

К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами.

Подзаконные акты принимаются на основе Конституции, действующих законов и в развитие нормо-творческой деятельности главы государства и Правительства РФ и составляют другую часть правовых актов, регламентирующих правоохранительную деятельность. В их числе:

– указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам;

– указы Президента, имеющие отношение к деятельности судебных органов;

– постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся во исполнение законов и указов Президента РФ;

– ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов;

– постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.

Все законы, а также нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Официальные источники опубликования законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, постановлений и определений Конституционного Суда РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета».

Ведомственные акты публикуются в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств»; разъяснения высших судебных инстанций – в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; международные правовые акты – в «Бюллетене международных договоров».

2. ПОНЯТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности – обеспечение в демократическом обществе режима законности, под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Результатом действия режима законности является правопорядок – общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципов законности.

В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управомочен-ных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания). Признаки правоохранительной деятельности:

– реализуется в определенном порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушений этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия;

– осуществляется лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом;

– установленный законом исчерпывающий характер применяемых в процессе ее осуществления юридических мер воздействия, которые должны строго соответствовать предписаниям закона;

– реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

– ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные органы – правоохранительные органы, наделенные властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства;

– обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причиненный гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причиненного ущерба.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особое место в системе правоохранительныхорганов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Правосудие осуществляется на основе принципов – общих положений, отражающих его природу. При этом они, как и само правосудие, объективны. Органы законодательной власти не создают принципов правосудия, а открывают уже существующие. Но принципам правосудия присущ и субъективный аспект, поскольку они формулируются людьми и закрепляются в нормативно-правовых актах [47]. Именно через правовые нормы принципы правосудия способны оказать воздействие на поведение участников правоотношений.

Нормативная сторона принципов правосудия свидетельствует о том, что извне они представляют собой нормы права, соблюдение которых обеспечивается силой государства.

В действующем законодательстве принципы правосудия получают двоякое закрепление. Они либо прямо выражены в отдельной норме, либо вытекают из нескольких конкретных норм права, в совокупности отражающих ту или иную сторону принципа. Нормы, наиболее полно отражающие принципы, носят название норм-принципов. Они воздействуют не на единичные общественные отношения, а на целую их систему, задавая ей направленность движения. Благодаря им, получают фиксацию целые блоки общественных отношений. Границы регулирующего воздействия принципов правосудия довольно широки. В виде норм-принципов отражены некоторые принципы правосудия в Конституции Республики Беларусь, УПК, ГПК, других нормативно-правовых актах, регулирующих правосудие. Важно, чтобы нормы-принципы были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явлению. Поскольку принципы правосудия отражают природу правосудия и отличаются большой устойчивостью, желательно, чтобы они были сформулированы в виде норм-принципов. В отыскании принципов правосудия велика роль науки. Она призвана оказывать помощь органам законодательной власти в выявлении новых принципов, в поисках таких способов их выражения и формулирования, которые соответствовали бы уровню развития государства и общества, отражали интересы человека.

Итак, принципами правосудия являются основные правовые положения, выражающие природу и сущность правосудия, сформулированные в нормативно-правовых актах в виде норм-принципов, или вытекающие из системы конкретных правовых норм. Можно назвать два способа фиксирования принципов правосудия: 1) описание содержания принципа в норме-принципе и дальнейшая его детализация в конкретных нормах; 2) включение в текст конкретных правовых норм описания отдельных сторон принципа. При закреплении принципов правосудия в законах приемы юридической техники имеют второстепенное значение. Важно, чтобы нормы права были адекватны по своей сути принципам правосудия как объективному явлению. Предпочтительнее, однако, использовать такой подход: общие свойства принципа правосудия отражать в норме-принципе, а его содержание определять в конкретных нормах права. Нормы-принципы образуют границы действия данного принципа и тем самым отвечают требованиям его логической независимости от других принципов.

Принципы правосудия, пронизывая все правосудие, всю деятельность суда по рассмотрению и разрешению дел, по особенному проявляются в различных видах правосудия. Правосудие по конституционным, гражданским, судебным административным делам осуществляется только в судебном процессе, объединяющем ряд стадий. На каждой из них происходит своеобразное преломление принципов правосудия. Уголовный процесс состоит из досудебной уголовно-процессуальной деятельности и судебной уголовно-процессуальной деятельности. Принципы правосудия реализуются в судебных стадиях уголовного процесса, особенно в стадии судебного разбирательства, когда суд выносит обвинительный или оправдательный приговор. В досудебных стадиях уголовного процесса они лишь зарождаются.

Реализация принципов правосудия в конкретных стадиях судебного процесса зависит от многих обстоятельств, в частности, от тех задач, которые необходимо разрешить в каждой стадии процесса, статуса органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, участия представителей общественности в разрешении юридического конфликта, степени детализации законодательства, регулирующего судебную деятельность. Однако принципы правосудия не разобщены. Наоборот, все они взаимосвязаны, представляют собой систему, которая воздействует на поведение участников правоотношений.

В юридической литературе длительное время вместо термина «принципы» использовали термин «основы» или «начала» [48]. Еще и теперь некоторые авторы продолжают их применять [49]. В какой-то мере это можно объяснить тем, что ранее в законодательстве о суде и правосудии не было специального раздела, где использовался бы один из этих терминов. Но есть еще один аспект. Слово «принцип» латинского происхождения и в переводе на русский язык означает «начало», «основа». С этой точки зрения речь может идти о терминологических преимуществах. В философской литературе довольно четко различают понятия «принцип», «основа», «начало». Основы связывают с сущностью предмета, явления; начала выражают первоначальный источник; а принципы интегрируют различные явления в одну основную тенденцию [50]. Ныне действующее законодательство применяет термин «принципы». Например, гл. 2 ГПК носит название «Принципы гражданского судопроизводства».

При выделении принципов правосудия необходимо положить следующий главный критерий: правовая норма, претендующая на статус нормы-принципа, должна охватывать довольно широкую сферу общественных отношений, имеющих место при осуществлении правосудия, и не дублировать иные общие нормы. В систему принципов правосудия должна входить такая их совокупность, при которой выпадение одного из них приведет к нарушению системы, невозможности ее функционирования в том виде, в каком она запрограммирована в законодательстве.

В число принципов правосудия не должны включаться хотя и важные, но совершению очевидные и бесспорные требования, касающиеся всех видов человеческой деятельности, к которым можно отнести, например, быстроту и экономию средств при осуществлении правосудия.

Существует мнение, что к принципам правосудия относится презумпция невиновности обвиняемого [51]. В Конституции Республики Беларусь она сформулирована в ст. 26: «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».

Однако презумпция невиновности обвиняемого относится к презумпциям, а не к принципам правосудия. Кроме презумпции невиновности обвиняемого существуют и иные презумпции, которые не сформулированы в законе в виде нормы-презумпции.

Уголовный процесс может быть изначально построен на одной их двух предпосылок: 1) признать лицо виновным до вынесения приговора и применять к нему всевозможные, а не только уголовно-процессуальные ограничения, и исходя из этого строить уголовный процесс; 2) лицо не виновно в совершении преступления. Третьего не дано. Конструктивным является второе предположение. Вследствие этого презумпция невиновности получила свое отражение не в какой-то одной норме права, а во всех уголовно-процессуальных нормах.

Принципы правосудия – наиболее общие положения, определяющие сущность правосудия и его направленность.

Презумпция невиновности обвиняемого в совершении преступления представляет конструкцию всего правосудия по уголовным делам. Хотя эта презумпция наиболее компактно сформулирована в одной норме права, однако она пронизывает все существо правосудия по уголовным делам и проявляется через следующие положения: 1) суду, прокурору, следователю, дознавателю запрещено перелагать обязанность доказывания на обвиняемого; 2) государственные органы, ведущие производство по делу, обязаны всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого; 3) обвиняемому обеспечено право на защиту от обвинения; 4) признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу; 5) недопустимо вынесение судом обвинительного приговора на основе предположений; его постановление должно осуществляться лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства будет доказана виновность обвиняемого в совершении преступления; 6) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; 7) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Презумпция невиновности в уголовном процессе носит опровержимый характер: предположение о невиновности лица действует до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке в приговоре суда не будет установлена виновность в совершении преступления. При этом выводы должностных лиц и органов, расследующих уголовное дело, будут носить предварительный характер. Окончательно вопрос о виновности лица решает суд.

Само наличие презумпции невиновности является важной гарантией авторитета судебной власти при реализации ею функции правосудия. И хотя эта презумпция затрагивает деятельность других органов уголовной юстиции, однако с учетом того, что суду принадлежит право окончательно разрешить возникшее юридическое дело, ее действие завершается в суде.

В юридической литературе можно встретить мнение, что законность – это принцип правосудия [52]. Действительно, в ч. 2 ст. 7 Конституции Республики Беларусь сказано: «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства». Из содержания этой нормы следует, что на основе законности должна осуществляться деятельность всех государственных органов, включая деятельность суда.

При характеристике законности как правовой категории надо учитывать следующее.

Законность – универсальное общественное явление, определяющее линию поведения личности и государства. Обращая внимание на ее природу, надо подчеркнуть, что она предполагает прежде всего наличие законодательства, адекватно отражающего достигнутый уровень развития общественных отношений, а также неуклонное соблюдение его всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Однако в правовом государстве с развитым гражданским обществом применяются не только законы, но и иные источники права. В ч. 1 ст. 7 Конституции Республики Беларусь этот аспект довольно четко сформулирован: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права».

Надо еще учитывать и то, что суд при рассмотрении дел использует не только закон, но и свое усмотрение, которое, конечно, должно быть основано на законе, а также судебный прецедент, который присущ и нашему правосудию, хотя и в усеченном виде [53]. Поэтому более правильно говорить о наличии необходимости в государстве режима правозаконности [54].

Исходя из предложенного критерия, в систему принципов правосудия входят: осуществление правосудия только судом; независимость судей при осуществлении правосудия; равенство участников судебного процесса перед законом и судом; публичность правосудия; состязательность при осуществлении правосудия; обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела при осуществлении правосудия; использование государственного языка при осуществлении правосудия; гласность правосудия; участие в осуществлении правосудия народных заседателей или присяжных заседателей.

Все эти принципы равноценны. Очередность их перечисления значения не имеет. Устранение любого из них не приведет к замене его оставшимися. Каждый из них имеет самостоятельное значение. Все они отражают существо правосудия, носят универсальный характер. Именно в них раскрываются возможности суда как органа судебной власти, осуществляющего функцию правосудия.

1. Понятие и значение принципов организации правосудия. Критерии принципов. Соотношение объективных и субъективных начал в формулировании принципов.

Система принципов организации правосудия и ее развитие. Нормативная основа.

2. Принципы организации правосудия. Осуществление правосудия только судом. Сущность и значение. Нормативная основа. Признание лица виновным не иначе как по приговору суда. Статус суда в государстве. Гарантии граждан на рассмотрение их дел законным и компетентным судом. Доступ к правосудию. «Бегство» от правосудия.

Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах (сущность и значение). Состав суда. Понятие суда присяжных, его роль в осуществлении правосудия. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям. Порядок отбора присяжных заседателей.

Независимость и несменяемость судей. Гарантии независимости судей. Неприкосновенность судьи. Порядок привлечения судей к ответственности. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.

Образование судов на началах назначаемости. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Порядок отбора кандидатов в судьи и наделение их полномочиями судьи. Срок полномочий судьи. Порядок наделения полномочиями мировых судей.

Состязательность сторон. Понятие и значение. Нормативная основа. Разделение процессуальных функций участников процесса. Равноправие сторон. Роль суда в состязательном процессе. Реализация принципа состязательности в досудебном производстве по уголовным делам.

Гласность судопроизводства (сущность, значение). Открытое разбирательство дел в судах. Рассмотрение дел в закрытых судебных заседаниях.

Язык судопроизводства. Сущность и значение. Нормативная основа. Обеспечение прав участников процесса, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.

Равенство граждан перед законом и судом. Обеспечение каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов.

Тема 3. Судебная власть и судебная система Российской Федерации

1. Органы судебной власти (судебная система) Российской Федерации. Суд. Особый статус и полномочия суда.

Система судов общей юрисдикции (компетенции) в России, принципы ее построения и функционирования.

Понятие судебной компетенции, судебной инстанции, звена судебной системы. Процессуальное положение суда в уголовном судопроизводстве.

2. Мировые судьи – судьи общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Порядок назначения мирового судьи на должность. Компетенция мирового судьи.

3. Районный суд – основное звено федеральной судебной системы. Компетенция, порядок образования, состав, структура. Аппарат суда.

4. Областной суд (и равные ему суды). Компетенция, порядок образования, состав, структура, компетенция отдельных структурных подразделений. Аппарат суда.

5. Верховный Суд РФ – высший судебный орган судов общей юрисдикции. Компетенция, порядок образования, структура, компетенция отдельных структурных подразделений. Аппарат суда и его компетенция.

6. Военные суды, их место в судебной системе. Система и компетенция военных судов.

7. Судебные органы, осуществляющие конституционный (уставный) контроль. Конституционный Суд Российской Федерации.

8. Специализированные суды. Система арбитражных судов. Предложения о воссоздании в России судов для несовершеннолетних, организации пенитенциарных и административных судов.

9. Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов. Судебный департамент при Верховном суде РФ и его органы в субъектах Российской Федерации. Роль судебного департамента и его органов в обеспечении деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества. Организационное обеспечение деятельности Верховного суда РФ.

10. Служба судебных приставов в Российской Федерации, ее структура и полномочия. Судебные приставы-исполнители, их задачи, права, обязанности. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов, их основные задачи, права и обязанности.

Понятие и значение принципов организации правосудия. Критерии принципов. Соотношение объективных и субъективных начал в формулировании принципов. Система принципов организации правосудия и ее развитие. Нормативная основа. Принципы организации правосудия. Законность. Осуществление правосудия только судом. Сущность и значение. Нормативная основа. Статус суда в государстве. Презумпция невиновности. Обеспечение каждому права на судебную защиту. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Участие граждан в отправлении правосудия. Охрана чести и достоинства личности. Независимость и несменяемость судей. Нормативная основа. Гарантии независимости судей. Неприкосновенность судьи. Порядок привлечения судей к ответственности. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Состязательность сторон. Сущность и значение. Нормативная основа. Разделение процессуальных функций участников процесса. Равноправие сторон. Роль суда в состязательном процессе. Реализация принципа состязательности в досудебном производстве по уголовным делам. Гласность судопроизводства. Сущность, значение. Нормативная основа. Открытое разбирательство дел в судах. Условия использования дополнительных средств фиксации судебного процесса: запись в блокнот, аудио-, видеозапись, фотографирование. Рассмотрение дел в закрытых судебных заседаниях. Выездные процессы. Непосредственность и устность судебного разбирательства. Сущность и значение. Нормативная основа. Запрет на обоснование приговора доказательствами, не исследованными в судебном заседании. Язык судопроизводства. Сущность и значение. Нормативная основа. Обеспечение прав участников процесса, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство. Право пользования родным или иным свободно избранным языком. Участие переводчика. Равенство граждан перед законом и судом. Нормативная основа. Сущность и значение. Обеспечение каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Вопросы для обсуждения:

Понятие и значение принципов организации правосудия.

Система принципов организации правосудия и ее развитие.

Статус суда в государстве.

Охрана чести и достоинства личности.

Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. – М., 2001.

Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – М., 2006.

Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. – М., 2006.

Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.А. Галустьяна. – М., 2006.

Правоохранительные органы: Учебник для вузов/ Под ред. Л.К.Савюк.– М.,2006.

Правоохранительные органы : Учебник для вузов/ Под ред.Н.А. Петухова,Г.И. Загорского. – М., 2006.

Черников В.В. Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации. – М., 2006.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством закреплены правовые идеи руководящего значения, которые определят построение всех стадий, форм и институтов уголовного судопроизводства, его наиболее существенные черты, характер и особенности, основные направления реализации и качества предварительного расследования, судебного разбирательства уголовных дел. Эти исходные, основополагающие правовые положения, принято именовать принципами уголовного процесса.

Принципы уголовного судопроизводства обладают следующими признаками, которые отличают их от других предписаний закона:

· Принципы закреплены в Конституции РФ и уголовно-процессуальном законе. Это означает их нормативно-правовой характер и придает им обязательную силу.

· Принципы обеспечивают единство судопроизводства по уголовным делам и служат гарантией законности деятельности его участников.

· Принципы действуют на всех стадиях уголовного процесса.

· Наиболее полно принципы раскрываются в стадии судебного разбирательства, именно в этой связи их называют и принципами правосудия.

· Нарушение принципов всегда рассматривается как нарушение уголовно-процессуального закона, влекущее отмену принятого решения.

Все принципы образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они во взаимосвязи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип презумпции невиновности гарантирует соблюдение принципа обеспечения обвиняемому, подозреваемому права на защиту. По своему существу принципы носят императивный, властно-повелительный характер, они содержат общеобязательные предписания, исполнение которых обеспечивается государством.

Принцип законности.

Законность, применительно к уголовному судопроизводству, означает требование осуществлять производство по уголовному делу в точном соответствии с предписаниями Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. В соответствии с ч. 2 ст. 1 УПК соблюдение порядка уголовного судопроизводства обязательно для всех без 4 исключения судов, органов прокуратуры, предварительного следствия, дознания, должностных лиц, а также иных участников уголовного судопроизводства. Требования законности при производстве по уголовным делам распространяются на действия, решения и процессуальные документы, отражающие ход производства по уголовному делу. Нарушение порядка собирания, проверки, оценки доказательств влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств.

Принцип публичности.

В уголовном судопроизводстве данный принцип заключается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, независимо от воли отдельных организаций и граждан.

Принцип уважения чести и достоинства личности.

В основе данного принципа лежат положения ст. 21 Конституции РФ, определяющие, что достоинство личности охраняется государством и что никакие обстоятельства не могут быть основанием для его умаления. Там же безоговорочно определено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Применительно к уголовному процессу рассматриваемый правовой принцип конкретизирован и развит рядом правил, зафиксированных в УПК РФ. Например, положение о недопустимости при производстве следственных действий применения насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создания опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц (ч. 4 ст. 164 УПК РФ). Именно поэтому нарушение порядка и продолжительности допроса более 8 часов без перерыва на отдых и принятие пищи представляют грубое нарушение закона (ст. 187УПК РФ). Как психическое насилие с целью получения показаний расценивается также повторный допрос обвиняемого без его личной просьбы по поводу одного и того же обвинения в случае, когда он отказался от дачи показаний на первом допросе (ч. 3 ст. 173УПК РФ).

Принцип неприкосновенности личности.

В соответствии с этим конституционным принципом «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». В уголовно-правовом понимании суть этого положения в установлении юридических средств защиты от неправомерного применения таких мер, как арест, заключение под стражу и содержание под стражей. Меры эти допускаются, как правило, только по судебному решению. Без него разрешено лишь 5 задержание на срок до 48 часов. При характеристике рассматриваемого принципа уголовного судопроизводства важно учитывать и то, что незаконность заключения под стражу или задержания может стать одним из оснований для полного возмещения и (или) денежной компенсации причиненного вреда в порядке, предусмотренном ст. 133-138 УПК.

Принцип неприкосновенности жилища.

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не может проникать в него против воли проживающих в нем лиц. Ограничение этого конституционного права возможно только, когда в конкретном федеральном законе определены обстоятельства, при которых какой-то компетентный государственный орган вправе проникнуть в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, или когда такое проникновение разрешено постановлением судьи, вынесение которого допускается Законом об оперативно-розыскной деятельности либо УПК в связи с необходимостью выполнения оперативно-розыскных или следственных действий по выявлению и расследованию преступлений. Статья 12 УПК, в которой определяется содержание рассматриваемого принципа в сфере уголовного судопроизводства, исходит из того, что в ходе предварительного расследования возможны три вида следственных действий, связанных с проникновением в жилище, а именно: осмотр жилища, обыск и выемка в жилище, которые проводятся по правилам, установленным законом (ст. 176, 177, 180, 182, 183 УПК). Указанные следственные действия могут быть в порядке исключения осуществлены на основании постановления следователя без судебного решения лишь в случаях, не терпящих отлагательства, и с последующим соблюдением особых правил (ч. 5 ст. 165 УПК).

Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает широкие права участников уголовного процесса, однако для того, чтобы ими пользоваться беспрепятственно, необходимо участникам процесса, во-первых, знать предусмотренные законом права, обязанности и ответственность, во-вторых, иметь возможность эффективно отстаивать свои права. В связи с этим закон обязывает должностных лиц разъяснять права участникам процесса и выяснять, понятен ли им смысл и содержание этих прав и обязанностей; обеспечение возможности осуществления этих прав; предупреждение о возможных неблагоприятных последствиях, которые могут возникнуть в связи с реализацией некоторых конкретных прав, но и осуществление мер безопасности. Разъяснение прав и обязанностей должно производиться сразу после того, как конкретное лицо признается участником процесса (ст. 6 42, 49, 53-60, 92, 168, 169, 170, 172, 198, 199 и др. УПК). Разъясняются права, обязанности и ответственность на каждой стадии, так как правовой статус участника уголовного процесса может меняться.

Принцип осуществления правосудия только судом.

В ст. 118 Конституции РФ сказано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом; создание чрезвычайных судов не допускается. Осуществление правосудия и иных полномочий при производстве по уголовным делам возлагается на систему судов, и подсудимый не может быть лишен права на рассмотрение его уголовного дела тем судом и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ и ч. 3 ст. 8 УПК). Никакие другие суды, государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности.

Принцип самостоятельности судов, независимости судей, присяжных заседателей.

Самостоятельность судебной власти подкрепляется положением о независимости судей и присяжных заседателей и подчинении их при осуществлении правосудия только Конституции РФ и закону. Это положение требует создания таких условий, в которых суд смог бы принимать процессуальные решения по своему внутреннему убеждению без постороннего вмешательства. Исследование обстоятельств дела также должно проходить в обстановке, когда судей связывает только закон, когда выводы суда не зависят от какого бы то ни было давления.

Принцип равенства перед законом и судом всех участников уголовного процесса.

Равенство перед законом – это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, в том числе уголовно-процессуальном, ко всем государственным и негосударственным организациям, должностным лицам, гражданам и 7 другим лицам, которые вовлекаются в производство по уголовным делам в том или ином качестве. Суд, прокурор, следователь, дознаватель либо иной орган или должностное лицо, ведущее производство по уголовному делу, не вправе оказывать предпочтение или как-то ограничивать кого-то, ссылаясь на обстоятельства, отмеченные в ст. 19 Конституции РФ. Равенство перед законом означает также, что все участники, занимающие одинаковое процессуальное положение, пользуются одной и той же совокупностью прав и обязанностей. Для того чтобы возможность использования прав была реальной, закон устанавливает дополнительные гарантии лицам, которые по каким-то причинам не могут достаточно активно защищать свои права и интересы.

Принцип открытого судебного разбирательства.

Конституция РФ устанавливает: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Содержание этого принципа необходимо рассматривать в двух аспектах. Вопервых, открытое разбирательство дел в суде означает, что в судебном заседании могут присутствовать любые лица, не участвующие в производстве по делу, достигшие определенного возраста и пожелавшие прийти на рассмотрение уголовного дела. Вовторых, открытое разбирательство дела предполагает возможность оглашения материалов судебного разбирательства.

Принцип языка уголовного судопроизводства.

Данный принцип отражает национально-государственное устройство Российской Федерации и служит гарантией национального равноправия граждан в уголовном процессе, свободного употребления ими родного языка. В ст. 10 Закона о судебной системе сказано, что судопроизводство в судах РФ ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

Принцип презумпции невиновности.

В соответствии с принципом презумпции невиновности каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции РФ и ч. 1 ст. 14 УПК). При этом неустранимые сомнения в виновности обвиняемого, подсудимого надлежит толковать в пользу обвиняемого.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту.

Этот принцип закреплен в ст. 45, 48 Конституции РФ и ст. 16 УПК. Он имеет две взаимосвязанные стороны: право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту и 8 гарантии осуществления данного права. Право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого на защиту образует совокупность процессуальных прав, дающих им возможность защищаться от предъявленного обвинения, отстаивать иные права и законные интересы. Это право включает в себя права, регламентируемые рядом конституционных предписаний, предписаний, содержащихся в международно-правовых актах, в УПК, в иных федеральных законах, что соответствует положениям ч.2 ст. 45 Конституции РФ о том, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Принцип состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ «судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон». Состязательным судопроизводство может считаться, когда участвующие в производстве по делу стороны в состоянии активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, собирать и представлять доказательства, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, соответствующих законов или иных правовых актов и тем самым помогать поиску правды, истины, обеспечению законности, обоснованности и справедливости акта правосудия.

Принцип свободы оценки доказательств.

В соответствии с действующим УПК суть принципа свободы оценки доказательств заключается в следующих положениях: - никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. В закон отсутствуют предписания о преимуществах одних доказательств перед другими, а равно о необходимом количестве доказательств для разрешения дела по существу. Оценка доказательств проводится уполномоченными должностными лицами по своему внутреннему убеждению, которое не может быть предположительным и произвольным: в основе формирования вывода суда, прокурора, следователя, дознавателя должна лежать совокупность относимых, достоверных, допустимых доказательств.

Принцип обеспечения возможности обжалования процессуальных действий и решений.

В УПК РФ реализация возможности обжалования действий (бездействия) и решений суда, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя регулируется многими нормами. Значение этого принципа проявляется в том, что он позволяет исправлять судебные и следственные ошибки и восстанавливать нарушенные незаконными действиями и решениями должностных лиц, ответственных за производство по уголовным делам, права и интересы участвующих в уголовном судопроизводстве лиц.

Принцип участия граждан в отправлении правосудия по уголовным делам.

Правовым основанием этого принципа является ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, предусматривающая право граждан на участие в отправлении правосудия.

Принцип осуществления уголовного судопроизводства в разумный срок.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.1 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. Уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные уголовно-процессуальным законом; продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые предусмотрены УПК РФ, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок (ч. 2 ст. 6.1 УПК РФ). Понятия «разумный срок уголовного судопроизводства» уголовно-процессуальный закон не закрепляет, однако из ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ следует, что этот срок включает «период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора». Для того чтобы определить разумность срока уголовного судопроизводства, ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ предписывает учитывать такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела; поведение участников уголовного судопроизводства; достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела; общую продолжительность уголовного судопроизводства. При этом в соответствии с.4 ст. 6.1 УПК РФ, обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в 10 качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства. Основанием для проверки разумности срока уголовного судопроизводства может служить заявление заинтересованных лиц. Согласно ч. 5 и 6 ст. 6.1 УПК РФ в случае, если после поступления уголовного дела в суд дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела. Заявление об ускорении рассмотрения уголовного дела рассматривается председателем суда в срок не позднее пяти суток со дня поступления этого заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное постановление, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть приняты иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела. Аналогичное право предоставлено участникам уголовного судопроизводства и при возбуждении уголовною дела и его предварительном расследовании. При нарушении разумных сроков уголовною судопроизводства в ходе ею досудебной части участники уголовного судопроизводства, а также иные лица, интересы которых затрагиваются, могут обратиться к прокурору или руководителю следственною органа с жалобой, которая должна быть рассмотрена в порядке и в сроки, установленные ст. 124 УПК РФ (ч. 2 ст. 123 УПК РФ). Гарантией права на осуществление уголовного судопроизводства в разумный срок выступает право участников уголовного судопроизводства подать заявление в суд о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Это право может быть реализовано либо в течение шестимесячного срока со дня вступления в законную силу приговора или постановления суда, принятых по делу, либо другого судебного решения, которым прекращено уголовное судопроизводство; либо в период времени с момента истечения четырех лет от даты возбуждения уголовного дела до даты прекращения уголовного преследования или до вступления в законную силу обвинительного приговора суда при условии, что лицо обращалось в установленном порядке с заявлением об ускорении рассмотрения дела (ч. 6, 7 ст. 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение.

«Брошюра адресована гражданам для использования в защите своих прав и исполнении ими установленных законом обязанностей. Может представлять практический интерес для работников различных организаций, осуществляющих правовую пропаганду среди населения, а также студентов и преподавателей, принимающих участие в оказании бесплатной юридической помощи гражданам в действующих при вузах юридических клиниках».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: