Сообщение о яне гусе почему он был вызван на церковный суд в констанце

Обновлено: 25.04.2024

Каждый год 6 июля во всей Чехии зажигаются костры – так жители этой страны чтят память о своем национальном герое – Яне Гусе. Почему же, по прошествии почти 650 лет, чехи помнят об этом человеке и считают его героем?

Яркий и интересный путь Яна Гуса начался приблизительно в 1369 году. Он родился на юге Чехии в маленьком местечке Гусинец. Родители Яна были далеко не богаты, однако мечтали, чтобы их сын учился в школе - ведь в те времена мальчик из незнатной семьи только таким способом мог пробиться в люди.

Получив основы знаний, молодой Ян направился в Прагу и поступил в Пражский университет. С первых дней учебы он зарекомендовал себя как усердный и трудолюбивый студент. В 1393 году – он бакалавр богословия, в 1396 – магистр свободных искусств. Итак, он прошел путь от бедного студента до ректора, благодаря тому, что помыслы его были чисты, а цель ясна.

Он прославился своими лекциями и проповедями, но не только. Также по его инициативе стены часовни Вифлеемской капеллы расписаны рисунками с поучительными сюжетами, стал автором нескольких песен, которые превратились в народные; он заботился о том, чтобы книги были понятны и доступны простым чехам, потому и провел реформу правописания.
Люди любили и уважали Яна Гуса за то, что он говорил понятно и увлекательно о том, что их беспокоило.
Его взгляды были убедительны, мысли проникали глубоко в сознание:

Нельзя беспрекословно подчиняться церкви, нужно думать самим
Священник не должен взимать плату за то что он делает для людей во имя Бога
Церковный чин нельзя купить – его надо заслужить
От грехов нельзя откупиться деньгами

Также он был обеспокоен тем, что в Чехии правили иноземные династии. Ян Гус требовал, чтобы чехи были хозяевами на своей земле.

Все это, конечно же, не нравилось представителям официальной церкви. В защиту Яна Гуса выступили не только простые люди, но и знать, даже король… Но все это не спасло его от преследований и дальнейшей расправы.

6 июля 1415 года на центральной площади Констанцы запылал костер, в котором сгорел великий герой Ян Гус, а у его ног пылала Библия, переведенная на чешский язык.

Расправа над Гусом привела к гражданским протестам, которые в истории названы Гуситскими войнами.

Доклад №2

Рано или поздно каждый народ приходит к тому, что жаждет самоопределения и независимости от влияния извне, как это было с чешским народом в 1419-1434 годах. Начался этот процесс с идей, к которым пришел чешский философ и проповедник по имени Ян Гус.

Будущий реформатор родился в Богемии в 1369 году. С раннего детства проявляя пытливый ум, и вот уже в 1396 получает научную степень, а год спустя становится деканом философского факультета в Пражском университете. Одновременно с началом научной карьеры начинается и проповедническая деятельность.

Церковная деятельность Гуса отличалась от всех, принятых в то время. Так, например, он считал что нужно уделять внимание не только духовной жизни человека, но и обыденной повседневности, за что принимал осуждение от господствующей католической церкви. Умозаключения Яна Гуса содержали в себе отказ от роскоши и помпезности среди духовенства. Также присутствовали утверждения о том, что каждый человек должен уметь критически мыслить, а не слепо подчиняться церковным пастырям, и более того, посвящать свою жизнь поискам истины. Считал он ещё, что никакая власть не имеет права нарушать законы Бога.

Подобные публичные размышления были не выгодны католической церкви, и вот, в 1414 год Ян Гус был вызван на участие в Констанцском соборе. Император Сигизмунд обещал Гусу, что тот останется в безопасности, однако слово свое не сдержал. Чешский реформатор был заключен под стражу. Долгие месяцы пыток и дознаний не заставили его признать свою неправоту. В итоге 6 июля 1415 он был сожжен на костре вместе со значительной частью своих рукописных трудов.

Казнь негласного лидера чешского народа породила волнения в обществе и привела к Гуситским войнам, которые продолжались на протяжении 15-ти лет. И хотя сторонники Гуса потерпели поражение, но все же весь европейский мир осознал и принял право чешского народа на дальнейшее самоопределение и свободу, как гражданскую, так и духовную.

Ян Гус

Ян Гус

Компьютерная мышь — это устройство, которое преобразует механическое движение в управляющий сигнал. Пользователь перемещает мышь по плоской поверхности, а курсор повторяет эти движения на экране компьютера.

В очень далекие, древние времена люди исследовали территорию на которой жили. Но им не хотелось сидеть на одном месте и они отправлялись в неразведанные страны. Первые путешествия были связаны с освоениями новых земель.

Наверное, нет такого живого существа, которое бы обошлось без воздуха. Люди, а также некоторые млекопитающие никогда не смогут жить не только без суши, но еще и без воды. Конечно, многие существа обитают в открытых океанах и очень даже комфортно

В 1414 г. Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству. Причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета. Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключён в одной из комнат дворца, где проходил Констанцский собор.

Некоторые сторонники Гуса пытались напомнить Сигизмунду о данном обещании защитить Гуса, но он отказался от своих слов и не вмешался в ход событий.
На допросах Ян Гус долгое время не давал никаких показаний, пока ему не зачитали смертный приговор, который могли привести в исполнение в любое время, если тот не станет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был передан констанцскому архиепископу, который посадил его на хлеб и воду.

8 мая 1415 года Сигизмунду была отправлена петиция от моравской шляхты, в которой было излождено требование освободить Яна Гуса и дать ему высказаться на соборе. 12 мая этого же года такой же протест был выскащан сеймом Чехии и Моравии , а затем чешским и польским дврянством, находившимся в Констанце.
Сигизмунду не оставалось ничего, кроме как организовать слушание дела Яна Гуса на соборе, которое длилось с 5-8 июня. После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал:

В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!). А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я — Гусь, а за мной придёт Лебедь!». Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский, один из его сподвижников.

Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, между его последователями (гуситы) и католиками. Радикальные гуситы («табориты»), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась. Небольшая часть таборитов и наиболее радикальных чашников, под покровительством архиепископа Рокицаны, объединились в общины чешских братьев, существующие до сих пор.

До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в Чехии (где большинство верующих до общего кризиса религиозности в стране в XX в. составляли католики) Гус традиционно пользуется уважением как борец за национальную самобытность против немцев, существуют памятники, музеи и улицы, носящие его имя. Памятник Гусу воздвигнут на Староместской площади в Праге к 500-летию его казни в 1915. Кроме того, в 1918 г. возникла Чехословацкая гуситская церковь, имеющая в настоящий момент около 100 000 сторонников и поддерживающая экуменические отношения с Католической церковью.

Ян Гус оставил обширное литературное наследие, внёс большой вклад в разработку литературного средневекового чешского языка и кодификацию чешской орфографии.

В центре Праги, на Староместской площади ему установлен памятник. В ряде городов Чехии улицы носят его имя. Улицы его имени также есть в городах Рыбинск, Ужгород, Горловка, Кривой Рог и Днепр. В Чехии и Словакии ежегодно 6 июля по всей стране зажигают костры в память о Яне Гусе.

Тарас Шевченко написал о нём поэму «Еретик».

Фёдор Тютчев написал о нём стихотворение «Гус на костре».

Ян Гус вместе с Пушкиным и Петефи фигурирует в качестве одного из персонажей стихотворения Евгения Евтушенко «Танки идут по Праге…»

6 июля 1415 года на костре в городе Констант был сожжён Ян Гус. Он был ректором Пражского университета, одним из самых умных и талантливых людей эпохи. Он был предан императором, но не народом. Его смерть положила начало целой череде войн, которые устроил возмущённый народ.

Пара слов о Яне Гусе

Родился в 1369 году в бедной крестьянской семье. Отдан в монастырь в возрасте 10 лет. Он был очень любознательным и успевающим. Позже продолжает образование в Пражском университете, где получает степень бакалавра теологии, а потом и магистра свободных искусств. В 1400 году становится священнослужителем и начинает читать проповеди. Они становятся очень популярными, так как Гус говорит честно, открыто и без обиняков. Кроме того, Ян читает проповеди не на латыни, а на чешском для того, чтобы простые люди могли понимать, о чём там говорится. Его проповеди собирали до 3000 человек.

Гус делает головокружительную карьеру, становясь сначала деканом свободных искусств, а затем и ректором пражского университета. Особое влияние на Гуса оказывали труды Джона Виклифа . Он был почти еретиком, хотел донести мысль, что церковь обманывает людей, но делал это так, чтобы не попасть на костёр. Вот, допустим, две главные идеи из трудов Виклифа :

Проповеди Яна Гуса

  1. Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  2. Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  3. Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  4. Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  5. Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Особо он критиковал поклонение святым вещам: будь это скатерть из Тайны Вечеря, волос ли с бороды Христа, пелёнка ли Христа, волосы лиМарии Магдалины, рука Лазаря и т.д. Он говорил — это нелепость. Для того времени это было, как сейчас ходить по минному полю.

Если собрать все кости святой Бригитты, то получится, что она была сороконожкой. Христос вознёсся на небо весь, поэтому никакие его части на земле остаться не могут. (Ян Гус)

Самой сокрушительной критике Яна Гуса подверглись индульгенции (хотя в 1492 году он сам на последние 4 гроша покупал их себе!). Грехи могут быть лишь отмолены, грехи нельзя искупить деньгами.

Конфликт с Папой Римским

Раз за разом Яна Гуса католическая церковь просила "угомониться" в своих обличительных проповедях. Так, в 1408 году и обвинены в ереси друзья Гуса: С танислав из Знойма и Стефан Палеч , которые позже отказались от своих убеждений.

В 1410 году антипапа Александр V издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. После сожжения книг вышел указ об отлучении от церкви Гуса и всех, кто распространяет труды Уиклифа . Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Противников Уиклифа даже избивали на улицах.

В 1411 году пражский архиепископ Збинек Зайиц прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV , который оказывал Гусу некоторую поддержку. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковать владения тех священников, которые эту «клевету» распространяли. Збинек бежал в Венгрию, но умер в дороге 28 октября 1411 года. В том же году Иоанн XXIII призвал Европу к Крестовому походу против Владислава Неаполитанского , защитника Григория XII .

Заступник

Общественное мнение также было на его стороне, жители города устраивали шествия в поддержку проповедников, ими были сожжены две буллы Иоанна . Власти города казнили троих участников шествия.

Ян Гус не был гуманистом. Он был довольно жёстким человеком. Однако, когда в ходе погромов схватили лидеров, которые как считал Гус, неверно поняли его проповеди и из-за этого творили все погромы. Ян Гус выступил с речью, в которой просил снисхождения к мятежникам. Ему ответили удовлетворительно, заявив, что никто не будет казнён. Однако не успел Гус дойти до своей Вифлеемской часовни, как мятежникам отрубили головы, но их привезли в Вифлеемскую часовню и совершили за них мессу как за мучеников.

А судьи кто?

В своём желании заработать Церковь вышла на новый уровень. Так, в 1512 году индульгенции стали отпускать не только совершённые грехи, но даже те, которые будут совершены. Можно пойти в Церковь и купить абонемент на грехи, как в спортзал сейчас.

Яна Гуса вызовет в суд неаполитанец Бальтазар Косса — бывший пират, купивший кардинальскую шляпу. А теперь он уже в качестве Папы Римского, вызывающего Яна Гуса на вселенский собор в Констанце .

Констанцский собор

Цель собора -—прекратить разложение католической Церкви, прекратить шатания в её "головах и членах". Под головой имеются ввиду Папы Римские, которых было уже трое. Они придавали друг друга анафеме, отлучали от Церкви и проклинали. Собор низложил всех троих.

Вторая цель — прекращения разброда "внизу" Церкви. Сюда и попадал Ян Гус. Его учение выбивалось из общего ряда, его идеи прямо угрожали стабильности Церкви. Он всё же прибывает на Констанцский собор . Хотя и его отговаривали и друзья, и ученики, и знакомые, он всё-таки поехал. Сигизмунд предоставляет охранную грамоту, которая даёт ему неприкосновенность. Однако, как считают ряд специалистов, это был скорее просто паспорт, дающий право на появление на соборе, пересечение границы и так далее.

Гус едет по двум причинам.

  1. "Я докажу,"считал Гус. Но. не получилось. Он был освистан. Кардиналы и архиепископы ненавидели его. Они освистали его, топали и кричали. Они не дали сказать ему ничего.
  2. "Представьте себегусь ещё не зажарен,"писал Ян Гус своим друзьям. Он надеялся, что в случае его сожжения это всколыхнёт Империю и его учение победит.

Яну Гусу предлагают отречься, тогда его возможно ещё помилуют. Ему предлагают сделать это, когда он уже на костре. Гус отказывается предать свои идеи — Гус выбирает смерть.

Как вы считаете правильно ли поступил Гус, что поехал на собор? Согласны ли вы с Гусом о необходимости реформ в Церкви? Ян Гус — безумный фанатик или тонкий стратег? Пишите своё мнение в комментарии. Если понравилась статья — ставьте лайки и подписывайтесь. Спасибо за прочтение!

Любители истории знают, что в 1517 году Мартин Лютер начал протесты против церкви, запустив поворотное событие в истории Европы, а возможно даже мира - реформацию.

Но не многие знают, что у Лютера были предшественники, а сам он брал пример от своего чешского коллеги - Яна Гуса. Кем он был, этот предвестник протестантизма в Европе? За что выступал и почему был казнён? Были ли у него последователи? Обо всем этом в новой статье.

Хендрик Герритс Пот «Пять реформаторов (Меланхтон, Кальвин,Лютер, Цвингли и Гус) и король Швеции Густаф II Адольф»

Хендрик Герритс Пот «Пять реформаторов (Меланхтон, Кальвин,Лютер, Цвингли и Гус) и король Швеции Густаф II Адольф»

Предыстория

В XIII-XIV веках большая часть крестьянства оставалась в нищете. Привилегии в обществе доставались двум группам: "тем, кто воюет", то есть феодалам, и "тем, кто молится" - духовенству. Более того, церковь облагала налогом мелких и средних феодалов, что приводило к их ещё большему обеднению.

В этот же период по Европе пронеслась "черная смерть". От чумы умирали миллионы людей, поля стояли необработанными, а выжившие умирали от голода. В такой ситуации богатство церкви выглядело как издевательство над людьми. Мол, они призывают к покорности и смирению, к равенству и аскетизму, а сами живут в золоте. Неудивительно, что в среде теологов и учёных университетов началась критика церкви.

Подобное положение духовенства в XIV веке осудил преподаватель теологии, профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф. Он был сторонником того, что подобное положение священников отталкивает людей от церкви и от Бога. Кроме того, Уиклиф считал, что Библия должна быть на понятном для людей языке, а не на латыни. Именно он первым перевел Новый Завет на староанглийский язык.

Удивительно, но в XIV веке между Пражским и Оксфордским университетами установилась научная связь. Вместе с обменом студентами и преподавателями, учебные заведения обмениваются идеями. Так в Праге взгляды Уиклифа подхватил и продолжил наш сегодняшний герой, Ян Гус.

Уильям Фредерик Йимз «Заря реформации» Уиклиф вручает свой перевод Библии странствующим проповедникам / The Suter Te Aratoi O Whakatū, Новая Зеландия

Уильям Фредерик Йимз «Заря реформации» Уиклиф вручает свой перевод Библии странствующим проповедникам / The Suter Te Aratoi O Whakatū, Новая Зеландия

Личность Яна Гуса

Ян родился в бедной семье, уже в 10-летнем возрасте его отдали в монастырь. Для него готовили карьеру священника, которая могла дать ему средства для существования. Он отправился учиться в Прагу, где вскоре поступил в Карлов университет. По его окончанию ему предложили остаться и читать лекции. Так он стал магистром, а затем и профессором теологии. Избирался деканом и два раза ректором университета.

Однажды его друг и коллега Иероним Пражский привез из Англии записи Джона Уиклифа. Идеи очень понравились Яну Гусу. Он начал рассказывать их преподавателям и студентам. Вскоре появились и свои идеи. Например, о том, что продавать грамоты для откупления - не соответствует церковным принципам и божественным заповедям.

Так Гус стал считать высокие церковные налоги грехом, а также продажу церковных должностей. Власть церкви не должна быть абсолютной, последнее слово всегда должно быть за Священным Писанием, а человек “должен сам стремиться познать истину Веры”. Вскоре Гус начал читать проповеди на чешском и стал готовить перевод Библии на народный язык.

За 100 лет до Лютера, сформулировавшего 95 тезисов о злоупотреблениях в церкви, со схожими идеями выступал Ян Гус.

Традиционно начало Реформации в Европе принято датировать 1517 годом, когда доктор богословия из Виттенберга Мартин Лютер якобы прибил к двери местной Замковой церкви свои «95 тезисов». В них он критиковал практику продажи индульгенций и подвергал сомнению «эксклюзивное» право Папы Римского прощать грехи.

1.jpg

Легенда эта не выдержала проверки временем: Лютер, видимо, не совершал красивого и яркого жеста с «пригвождением» тезисов. Он то ли зачитал их, то ли и вовсе разослал другим профессорам, чтобы положить начало теологической дискуссии. Да и сама Реформация, в сущности, началась раньше, чем Лютер выступил со своими идеями. Одним из его предшественников был чешский богослов Ян Гус.

Реформация: истоки

Ян Гус родился около 1369 года (точная дата неизвестна) в селе Гусинец. Крестьянин по происхождению, Ян смог окончить монастырскую школу и поступить в Пражский университет, где он получил степень бакалавра теологии, а потом ещё и магистра свободных искусств (степень, аналогичная доктору философии). В родном университете он был деканом факультета свободных искусств, несколько раз занимал пост ректора и одновременно был настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в Праге. Её построили на средства рыцаря Гануша Мюльгейма и купца Кржижа Крамаржа специально для проповедей на чешском языке.

3.jpg

«Большая начитанность, в особенности в Священном Писании, и удивительная твёрдость в убеждениях подняла его высоко над всеми его современниками. К этому надо прибавить необыкновенную серьёзность его характера, его безупречную жизнь, в которой даже враги не могли найти хотя бы что-либо предосудительное, его пламенную ревность в деле поднятия нравственного уровня народа, а также в отношении исправления непорядков в церкви, его неудержимую смелость, прямолинейность и несгибаемую волю и, наконец, его взгляд на венец мучения как на высшую цель человеческой жизни», — писал о Гусе историк Франц Палацкий.

Считая себя верным сыном церкви, Гус в своих проповедях выступал с критикой той системы, которая сложилась в ней к 14−15 вв. В этом он был последователем другого отца Реформации — англичанина Джона Уиклифа.

Джон Уиклиф: «Бог — сюзерен Вселенной»

Джон Уиклиф (1324−1384), профессор Оксфордского университета, полагал, что церкви необходимы реформы, что надо вернуться к тем правилам и нормам, которые есть в Писании, а не пытаться толковать слово божие, приспосабливая его под человеческие нужды. В том числе он отрицал абсолютную власть пап и считал, что светские и духовные иерархи равны между собой: «Всякая власть вытекает из благодати. Бог — сюзерен Вселенной; он не передавал своей власти уполномоченному лицу, но предоставляет её в виде плена людям под условием подчинения его требованиям. Король в такой же степени наместник бога, как и папа, и его власть так же священна, как и церковная . Верховная власть над всеми земными правителями, приписываемая себе папою, никогда не была предоставлена богом одному человеку, и если кто-нибудь может считаться наместником Христа на земле, то звание это в равной мере принадлежит и светскому, и духовному главе».

2.jpg

Также он выступал с критикой продажи индульгенций, торговли церковными должностями, полагал необходимым конфисковать церковное имущество. Главным занятием священников Уиклиф считал проповедь, то есть призывал духовенство к беспрекословному исполнению своего долга. Чтобы самые простые люди могли прочитать Писание, Уиклиф перевёл Библию на английский язык, что вызвало волну возмущения, однако его перевод быстро разошёлся по стране.

Так как между Англией и Чехией во времена Яна Гуса существовали тесные династические взаимоотношения, чешские студенты имели возможность обучаться в Оксфорде. Видимо, именно так идеи Уиклифа достигли Яна Гуса, который сформулировал свою позицию в словах: «Власть, нарушающая заповеди бога, не может быть им признана».

Великий раскол и казнь Яна Гуса

Гуса, который был отцом Реформации в Чехии, нельзя назвать ярым оппозиционером и противником официальных властей. Более того, ему благоволил король Вацлав IV, которому нравился тезис Гуса о необходимости секуляризации церковных земель (в Чехии они составляли треть всех угодий). Также Гус был духовным отцом королевы Софии. Поворотным моментом в его судьбе историки называют расследование «чудес» в Вилснаке.

Архиепископ включил Гуса в состав комиссии, которая должна была установить достоверность чудес, имевших место в небольшом городке, который сейчас находится на территории Германии. Во время пожара в местном храме огонь был якобы залит кровью Христовой. Однако Гус выступил с резким заявлением: вера должна приходить не через чудеса, а через слово божие. В итоге архиепископ запретил паломничество в Вилснак, а Гус стал призывать духовенство к честности, целомудрию и обличать злоупотребления, которые имели место, напоминая, что у церкви один глава — Христос.

Гус также полагал, что нельзя взимать плату за таинства, что сборы, которые делают священники с паствы, должны быть минимальными, а верующие, подчиняясь церковным догматам, должны сами размышлять над Писанием и делать выводы. А также искать правду, даже если это ставит под угрозу благополучие и саму жизнь.

5.jpg

В 1402—1403 гг. Пражский университет осудил 45 тезисов Уиклифа, последователем которого был Гус. Не только он, но и другие магистры университета выступили в поддержку учения англичанина, заявив, что тезисы, вырванные из контекста, искажены. Официальная позиция относительно учения Уиклифа в Чехии не была однозначной: его то запрещали, то разрешали вновь. Соответственно, и позиции Гуса то ослабевали, то укреплялись.

К примеру, в 1409 году Вацлав IV подписал Кутногорский декрет о реформировании Пражского университета, в котором чехи наконец получили преимущество над немцами. При решении всех вопросов, касавшихся жизни университета, чехи имели три голоса против одного немецкого. Как раз в этот период Гус получил место ректора, его позиции усилились. Но уже в 1410 году против него издали буллу, а потом и предали анафеме. Ситуация усугублялась тем, что как раз в это время произошел Великий раскол Римской церкви; одновременно на папском престоле сидели два, а потом и три папы, и они могли принимать совершенно противоположные решения.

В 1411 году пражский архиепископ напрямую обвинил Гуса в ереси. Вацлав IV, опасаясь серьёзных санкций, предложил богослову на время уехать в южную Чехию, что тот и сделал. Но в 1414 году проповедника вызвали на Констанцский собор, который должен был прекратить Великий раскол. Король Германии Сигизмунд I обещал выдать Гусу охранную грамоту, поэтому богослов отправился на собор без опасений. На деле документ, который он получил, был обычной подорожной. Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он способствовал изгнанию немцев из Пражского университета, и потребовали отречься от своих взглядов. Гус же был готов их обсуждать, вести дискуссию, но не отказываться от убеждений: он хотел, чтобы ему доказали, что он еретик.

На протяжении нескольких месяцев Гуса, уже заключённого в тюрьму, пытались убедить в том, что отречение необходимо. Он писал друзьям: «Меня мучит зубная боль, кровохарканье, болит голова, и причиняют боль камни в печени, но именно теперь я учусь молиться и постигаю ценности страданий Христа». В итоге упорство его так и не было сломлено, и 6 июля 1415 года Яна Гуса казнили через сожжение на костре.

4.jpg

Сожжение Яна Гуса. Миниатюра из «Хроники Констанцского собора» Ульриха фон Рихенталя, 1464. (Rosgartenmuseum Konstanz)

Сегодня Гус признан реформатором, Папа Римский Иоанн Павел II выражал сожаление, что богослов был сожжён. Учение Гуса названо способствующим объединению церквей, а в Чехии существует отдельная гуситская церковь. Однако реабилитация Яна Гуса, признанного еретиком, не состоялась до сих пор.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: