Согласно мнения фас если государство компенсирует все расходы на проект как называется соглашение

Обновлено: 25.04.2024

ТЕСТЫ! ТЕСТЫ! ТЕСТЫ! запись закреплена
Антон Иванов

«Волонтёрство» в переводе обозначает:
… (несистематический или специфический) риск — это риск, зависящий от деятельности конкретного предприятия.
… (систематический или рыночный) риск — это риск, не зависящий от деятельности предприятия.
… контракт – представитель бизнеса будет выполнять весь спектр работ от разработки объекта до его конечной эксплуатации.
… контракт – представитель частного сектора выполняет один вид работ.
В каких формах может быть установлена плата частного партнера?
В каком году Федеральная антимонопольная служба стала главным источником регуляторных проблем рынка ГЧП и концессий?
В течении какого срока реализуется проект ГЧП?
Для реализации проектного финансирования какие средства использует специальная проектная компания?
К основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:
К чему приводит отсутствие необходимых условий для развития института ГЧП в России?
Какая форма взаимодействия в ГЧП считается наиболее распространенной?
Какие основные цели преследуют государство и муниципальные образования при создании ОЭЗ?
Какие условия (факторы) необходимы для развития ГЧП, по данным Всемирного банка?
Каким специальным договором фиксируется партнерство между государственным агентом и участниками со стороны частного сектора?
Какова основная сложность, которая мешает частным банкам инвестировать в инфраструктуру?
Какова особенность современных ГЧП-проектов?
Между кем заключается прямое соглашение ГЧП?
На каких запретах и ограничениях для крупного бизнеса государственное управление концентрируется в последнее время?
На каких запретах и ограничениях для крупного бизнеса государственное управление концентрируется в последнее время?
На кого возлагаются риски ГЧП?
Основные причины, по которым бизнес сотрудничает с государством:
По классификации Всемирного банка формы ГЧП делятся на следующие группы:
По концессионному соглашению концессионеру передана скоростная автомобильная дорога общего пользования, подлежащая реконструкции. Фактический срок эксплуатации дороги до передачи концессионеру составил 15 лет. Срок полезного использования дороги у концессионера должен быть определен в интервале от 181 до 240 месяцев, т. к. дорога скоростная (код по ОКОФ 12 4527311) отнесена в седьмую амортизационную группу.
По концессионному соглашению концессионеру передана скоростная автомобильная дорога общего пользования, подлежащая реконструкции. Концессионер закончил реконструкцию автомобильной дороги, полученной по концессионному соглашению, и ввел ее в эксплуатацию 9 февраля 2018 г. Документы на государственную регистрацию прав концессионера поданы в регистрирующий орган 26 февраля 2018 г., о чем у него имеется соответствующий документ.
Проекты в каких сферах реализуются с помощью государственно-частного партнерства в Российской Федерации?
Риски проектов ГЧП можно классифицировать на: проектные, регулятивные и
Согласно мнения ФАС, если государство компенсирует все расходы на проект, как называется соглашение?
Технико-экономическое обоснование предлагаемого проекта ГЧП должно убедительно демонстрировать:
Традиционно оценка эффективности проекта ГЧП проводится по следующим направлениям:
Что подразумевается под понятием «Стабильная макроэкономическая ситуация»?
Что является важнейшим условием финансирования реализации проекта на основе соглашения между государством и частным партнером?

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24 запись закреплена

Государственно-частное партнерство тесты Витте (Ответы онлайн) emuiv МИЭМП
Спасаем от лишнего стресса в сессию, консультации по любым дисциплинам
Тесты, Зачеты и экзамены. Рейтинговые. НИР. Практика Витте

Дополнительные конкурентные преимущества достигаются за счет:
Выберите один ответ:
усиления контроля расходования бюджетных средств
покупки иностранных технологий
отмены налогового бремени для проектов ГЧП
объединение усилий и ресурсов бизнеса и государства

Концессия - это:
Выберите один ответ:
форма оплаты
вид договора, не предусмотренный Гражданским кодексом РФ
свод законом и нормативно правовых актов
издержки при строительстве объектов ГЧП

Основная область применения ГЧП в мире:
Выберите один ответ:
производственные объекты
социальные объекты
постройка автомагистралей
ЖКХ

Установите соответствие между компетенциями основных форм ГЧП и их содержанием:
эксплуатация + техническое перевооружение или модернизация
модульно
софинансирование + строительство + эксплуатация
софинансирование + проектирование + строительство (расширение, реконструкция, техническое перевооружение, модернизация) + эксплуатация
софинансирование акционерного капитала + строительство + эксплуатация
строительство + эксплуатация

ГЧП в сфере туризма может рассматриваться как двухстороннее сотрудничество между государством и субъектами бизнеса.

По аналогии с зарубежными центрами для становления и развития рынка ГЧП в России был учрежден развития государственно-частного партнёрства.

При ГЧП происходит передача части государственных задач бизнесу.

Установите последовательность этапов реализации ГЧП проектов:
Реализация ГЧП-проекта
поиск потенциальных инвесторов проекта
контроль и мониторинг реализации ГЧП-проекта
проведение конкурсного отбора инвесторов проекта
решение о разработке документации по ГЧП-проекту
экспертиза ГЧП-проекта
инициация ГЧП-проектов

Установите последовательность этапа формирования ГЧП:
создание условий для привлечения новых источников финансирования
создание институтов развития и системы управления ГЧП
стимулирование и развитие рынка операторов ГЧП
разработка практических руководств и их публикация
формирование нормативно-правовой базы

Установите соответствие между типами ГЧП в зависимости от структуры правоотношений:
спроектируй-построй-владей-управляй-передай
спроектируй-построй-финансируй-управляй
построй-управляй-поддерживай-передай

Чаще всего выступает в роли инициатора ГЧП проекта.

На территории муниципального образования в результате деятельности населения, организаций и предприятий, образуется 9,7 млн. м3 твердых бытовых отходов (ТБО) в год, или 1700 тыс. т. К 2020 г. прогнозируется рост образования ТБО до 13,8 млн. м3, или 2084 тыс. т. В настоящее время лишь некоторая часть ТБО, образуемых в муниципальном образовании, перерабатывается на двух производственных площадках специализированного мусороперерабатывающего завода (МПЗ), основная же часть ТБО размещается на полигонах по захоронению ТБО без переработки. Применяемые на заводах технологии не отвечают современным требованиям экологической безопасности. В результате переработки отходов, получаемый компост загрязнен тяжелыми металлами. Неудовлетворительное состояние процесса обращения ТБО в муниципальном образовании поставило власти города перед необходимостью решения вопроса об изменении инфраструктуры сбора, вывоза и переработки ТБО, привлечения необходимого финансирования, применения новейших технологий переработки ТБО. Основным препятствием для решения сложившейся проблемной ситуации, является отсутствие достаточного финансирования. Имущественно-инвестиционный отдел муниципального образования предложил использовать схему государственно-частного партнерства (ГЧП).
Кто явился инициатором ГЧП?

Государственно-частное партнерство позволит:
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют:
Какая форма взаимодействия в ГЧП считается наиболее распространенной и, скорее всего, будет использована?
ГЧП позволяет использовать:

Городские власти успешно провели конкурс ГЧП на право заключения соглашения о ГЧП по строительству и эксплуатации платной частной автомобильной дороги общего пользования. Строительство Автомобильной дороги направлено на решение важнейших транспортных задач и проблем города, создание кратчайшей связи между южными, центральными и северными районами. На новую магистраль будут переключены транзитные транспортные потоки, что существенно увеличит пропускную способность улично-дорожной сети города, позволит разгрузить от автотранспорта исторический центр города, улучшит экологическую ситуацию. Реализация проекта строительства Автомобильной дороги будет во многом определять динамику социально- экономического развития города, конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность города. Общая протяженность Автомобильной дороги составляет 46,6 км, в том числе: на искусственных сооружениях (эстакады, мосты, путепроводы и тоннели) — 55%; на земляном полотне — 45%. В составе Автомобильной дороги 4-8 полос движения (в зависимости от участка) и 15 транспортных развязок. Разрешенная скорость движения по автомобильной дороге — 110 км/час. Средняя интенсивность движения — более 100 тыс. автомобилей в сутки. Соглашение о ГЧП — трехстороннее: город, партнер и акционерное общество, которое ранее было создано городом для строительства и эксплуатации Автомобильной дороги. При осуществлении ГЧП возникают различного рода риски, которые могут оказать существенное влияние, в том числе негативное, на реализацию проекта.
Риск проекта ГЧП по созданию инфраструктурных объектов, связанный с изменениями законодательства, в том числе налогового, называется:
Риск проекта ГЧП по созданию инфраструктурных объектов, связанный с изменениями политической конъюнктуры и управленческой структуры, называется:
Риск проекта ГЧП по созданию инфраструктурных объектов, связанный с причинением вреда окружающей среде, называется:
Риск проекта ГЧП по созданию инфраструктурных объектов, связанный с ростом социальной напряженности среди местного населения, называется:
Риск проекта ГЧП по созданию инфраструктурных объектов, связанный с изменениями процентных ставок, курсов валют, уровня инфляции, а также неполучения (недополучения) финансирования проекта, в том числе за счет привлекаемых средств и др., называется:

«Волонтёрство» в переводе обозначает:
Выберите один ответ:
добровольчество
справедливость
сострадание
ответственность

В каком году Федеральная антимонопольная служба стала главным источником регуляторных проблем рынка ГЧП и концессий?
Выберите один ответ:
2016
2017
2015
2018

Согласно мнения ФАС, если государство компенсирует все расходы на проект, как называется соглашение?
Выберите один ответ:
государственная закупка
договор
концессия

При взаимодействии государства и частного партнера в ГЧП:
Выберите один ответ:
государство имеет преимущество
государство и частный партнер равны
частный партнер имеет преимущество
преимущества распределяются поэтапно

Какая форма взаимодействия в ГЧП считается наиболее распространенной?
Выберите один ответ:
концессионные соглашения
государственные контракты
арендные отношения
устные договорённости

Установите соответствие между сферами деятельности и проектами, которые реализуются в Российской Федерации с помощью государственно-частного партнерства:
ЖКХ
инфраструктура транспорта
энергетические
проекты социальной политики государства

Установите последовательность этапов реализации ГЧП проектов:
определение необходимости проекта
выполнение проекта
тендерный этап проекта
подготовка проекта

Установите последовательность действий тендерного этапа реализации ГЧП проектов:
оценка заявок и их отбор
оценка отдачи на вложенные средства
подготовка плана закупок проекта
подготовка основных закупочных документов

контракт - представитель частного сектора выполняет один вид работ.

Установите последовательность действий подготовительного этапа реализации ГЧП проектов:
организация проекта
государственно – частный компаратор
бизнес модель

Установите соответствие между инструментами ГЧП и их сущностью:
любое индивидуально-определенное имущество, которое при пользовании не теряет своих свойств
собственник имущества, а также лицо, управомоченное законом или собственником
любое лицо, но в некоторых видах аренды субъектный состав могут ограничить по закону
договор аренды того имущества, которое уже арендуется, он заключен арендатором с 3-м лицом

Установите соответствие между понятием и его определением:
продолжительный период их подготовки от идеи до старта проекта
частное лицо или компания, получившие право от правительства на какое-либо сооружение
государство
вид договора, не предусмотренный Гражданским кодексом РФ

По концессионному соглашению концессионеру передана скоростная автомобильная дорога общего пользования, подлежащая реконструкции. Фактический срок эксплуатации дороги до передачи концессионеру составил 15 лет. Срок полезного использования дороги у концессионера должен быть определен в интервале от 181 до 240 месяцев, т. к. дорога скоростная (код по ОКОФ 12 4527311) отнесена в седьмую амортизационную группу. Определить количество месяцев полезного использования дороги у концессионера.

По концессионному соглашению концессионеру передана скоростная автомобильная дорога общего пользования, подлежащая реконструкции. Концессионер закончил реконструкцию автомобильной дороги, полученной по концессионному соглашению, и ввел ее в эксплуатацию 9 февраля 2018 г. Документы на государственную регистрацию прав концессионера поданы в регистрирующий орган 26 февраля 2018 г., о чем у него имеется соответствующий документ.
Определите дату начала начисления по данному объекту.
Выберите один ответ:
28 февраля 2018 года
31 марта 2018 года
1 марта 2018 года

На кого возлагаются риски ГЧП?
Выберите один ответ:
на государство
на муниципалитет
на частный бизнес
разделяются между всеми сторонами соглашения

Где устанавливаются размер платы частного партнера, форма, порядок и сроки ее внесения?
Выберите один ответ:
в уставе
в Конституции РФ
в законе
в соглашении

Что такое плата кон цедента?
Выберите один ответ:
вредная плата
предоплата за объект концессионного соглашения
плата, вносимая концессионером в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения
плата, вносимая концессионером в период заключения договора

Что является важнейшим условием финансирования реализации проекта на основе соглашения между государством и частным партнером?
Выберите один ответ:
создание комфортных условий работы
высокий уровень компетенций малого бизнеса
создание специальной проектной компании
частный партнер имеет преимущество

Финансирующее лицо в ГЧП - это:
Выберите один ответ:
государство
любое физическое лицо
российское юридическое лицо, с которым заключается соглашение
юридическое лицо, либо действующее без образования юридиче

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2018 г. № РП/86694/18 “О практике применения концессионного законодательства при заключении концессионного соглашения”


Обзор документа

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2018 г. № РП/86694/18 “О практике применения концессионного законодательства при заключении концессионного соглашения”

Федеральная антимонопольная служба в соответствии с пунктом 70 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2018 году, утвержденного приказом ФАС России N 508/18 от 19.04.2018, по вопросам практики применения концессионного законодательства при заключении концессионных соглашений сообщает следующее.

1. О положениях Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях), способствующих созданию преимущественных условий отдельным участникам конкурса или условий, необоснованно ограничивающих круг участников конкурсов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях, за исключением случаев проведения конкурсов в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, конкурсная документация должка содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.

При этом практика рассмотрения ФАС России жалоб на действия организаторов торгов при проведении конкурсов на право заключения концессионных соглашений свидетельствует о распространенности случаев установления организатором торгов (концедентом) в конкурсной документации требований о наличии у участников конкурса опыта финансирования проектов по созданию (реконструкции) объектов инфраструктуры, требований к финансовой состоятельности (среднегодовому объему выручки).

В пользу установления данного требования организаторами торгов приводятся доводы о наличии негативной практики неисполнения концессионных соглашений в различных субъектах Российской Федерации ввиду невозможности победителями конкурсов обеспечить финансирование реализации проектов и стремления организаторов торгов заключить концессионные соглашения с хозяйствующими субъектами, которые имеют реальный опыт финансирования и привлечения денежных средств на реализацию проекта, способны исполнить принятые на себя обязательства и подтвердившие данную способность на практике.

Между тем в соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях существенным условием концессионного соглашения являются способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется.

Согласно части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, требования к победителю конкурса о представлении документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств концессионера по концессионному соглашению в соответствии с установленными Законом о концессиях способами обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению, а также требования к таким документам.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено только после предоставления победителем конкурса документов, подтверждающих обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению.

Таким образом, исходя из положений Закона о концессионных соглашениях возможности исполнения обязательств по концессионному соглашению подтверждаются на этапе заключения концессионного соглашения победителем конкурса путем предоставления финансовых гарантий.

Более того, с учетом постоянно изменяющейся экономической конъюнктуры и рисков, связанных с осуществлением участниками конкурса коммерческой деятельности в рамках реализации иных проектов, наличие или отсутствие у участников конкурса в прошлом опыта финансирования создания (реконструкции) объектов инфраструктуры не может подтверждать или опровергать их возможности осуществлять реализацию концессионного соглашения, заключаемого по итогам проведения конкурса, и не характеризует квалификацию, профессиональные и деловые качества участников конкурса, требования к которым могут быть установлены в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

Согласно части 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

Таким образом, установление в конкурсной документации требования о наличии у участников конкурса опыта финансирования создания (реконструкции) объектов инфраструктуры, к финансовой состоятельности может привести к необоснованному ограничению доступа к участию в конкурсе и будет являться нарушением части 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях.

Данный вывод ФАС России также поддержан Верховным судом, судами апелляционной, кассационной инстанции по делу № А51-26651/16.

2. О единых требованиях к лицам, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (далее также - инициаторы), а также иным лицам, подающим заявки о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения (далее также - иные лица).

Согласно части 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона о концессионных соглашениях и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, в порядке, установленном частями 4.2-4.10 и 4.12 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.

В соответствии с частью 4.3 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях в предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям, а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации.

Форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 (далее - постановление N 300).

При этом постановлением N 300 устанавливается, в том числе перечень документов, представляемых в подтверждение соответствия инициатора установленным требованиям.

Согласно частям 4.7, 4.8 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях или на иных условиях, чем предложено инициатором заключения соглашения, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения, или на иных условиях, чем предложено инициатором, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях к инициатору.

Таким образом, принимая во внимание, что в соответствии с частями 4.7 и 4.8 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях иные лица должны соответствовать требованиям, предъявляемым к инициатору, и только поступление заявок от таких лиц будет являться основанием для проведения конкурса в соответствии с частью 4.9 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, требования к составу документов, подтверждающих сведения о соответствии иных лиц установленным законом требованиям, также должны быть едиными.

Вышеизложенное также подтверждается решениями судов по делам А76-6112/2016, А76-21861/2016, А50-24416/2017.

По мнению ФАС России, утвержденная постановлением N 300 форма представления сведений о соответствии инициатора требованиям может применяться также и к лицам, подающим заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения, при условии установления уполномоченным органом требования к данной форме в рамках размещения информации об инициативе заключения концессионного соглашения на официальном сайте.

В частности, для подтверждения сведений, установленных пунктом 3 части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, инициатором представляются справки налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала (плательщика сбора, налогового агента) по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подтверждающие исполнение принципалом обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, отсутствие задолженности по уплате обязательных платежей, а также задолженности по уплате процентов за пользование бюджетными средствами, соответствующих пеней, штрафов и иных финансовых санкций.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа

Приказом ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ утверждена форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

Приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ утверждена форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.

Таким образом, справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в составе заявки о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения представляются иными лицами по установленной форме.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, необъявление конкурса в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, в случае поступления от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения, и заключение концессионного соглашения с инициатором может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

3. О заявках от иных лиц о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, отличных от условий, предусмотренных в проекте концессионного соглашения, входящем в состав предложения о заключении концессионного соглашения.

Согласно частям 4.7, 4.8 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях или на иных условиях, согласованных уполномоченным органом по итогам проведения переговоров с инициатором заключения концессионного соглашения (далее - согласованные уполномоченным органом условия), уполномоченный орган в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

При этом условия заключения концессионного соглашения, предложенные инициатором и согласованные уполномоченным органом, не должны не допускать, ограничивать, устранять конкуренцию.

Согласно части 4.9 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях в случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым Законом о концессионных соглашениях к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 данной статьи, уполномоченный орган обязан разместить данную информацию на официальном сайте. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

Из совокупного толкования указанных выше норм следует, что иные лица подают заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении государственного (муниципального) имущества на согласованных уполномоченным органом условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения, размещенных на официальном сайте.

В случае поступления в установленном порядке заявок от иных лиц проводится конкурс на заключение концессионного соглашения в отношении объекта государственного (муниципального) имущества на согласованных уполномоченным органом условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения, размещенном на официальном сайте.

Согласно постановлению N 300 проект концессионного соглашения входит в состав предложения о заключении концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статья 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация должна содержать условия концессионного соглашения в соответствии со статьями 10 и 42 Закона о концессиях.

Следовательно, при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в соответствии с частью 4.9 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация, а также проект концессионного соглашения должны содержать существенные условия, установленные в соответствии со статьями 10 и 42 Закона о концессионных соглашениях, и позволяющие заключить концессионное соглашение на условиях, указанных в предложении о заключений концессионного соглашения.

При этом конкурсная документация и проект концессионного соглашения не должны содержать условий, ограничивающих доступ и участию в конкурсе и (или) создающих кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

Обзор документа

ФАС России предупредила, что в конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения нельзя требовать у участников финансовой состоятельности и опыта финансирования объектов инфраструктуры. Эти требования ограничивают доступ к участию в конкурсе. Вместо этого можно потребовать финансовых гарантий у победителя конкурса перед заключением договора.

Служба также разъяснила, что к инициаторам заключения концессионного соглашения, а также иным лицам, подающим заявки о готовности к участию в конкурсе нужно предъявлять единые требования.

Органам власти ФАС напоминает, что при поступлении предложения инициатора и заявок иных лиц необъявление конкурса считается нарушением Закона о конкуренции.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Минэкономики и ФАС не договорились об их разграничении с госзакупками

Минэкономики и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пока так и не смогли урегулировать давний спор о разграничении механизмов концессий и госзакупок — поэтому законопроект, который должен был разрешить эту проблему, будет внесен в правительство с разногласиями. Дискуссия продолжается из-за заложенной в проект Минэкономики возможности полного покрытия государством расходов концессионеров на создание и эксплуатацию объектов — ФАС настаивает на применении к проектам с преимущественно бюджетным финансированием правил госзакупок. Участники рынка выступают на стороне Минэкономики.


Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Минэкономики направило Минюсту законопроект, разграничивающий механизмы концессий и госзакупок. Как пояснил на заседании круглого стола замглавы Минэкономики Илья Торосов, после получения заключения от Министерства юстиции документ будет внесен в правительство. Необходимость уточнения форм финансового участия государства в концессиях возникла на фоне спора Минэкономики с ФАС, возникшего еще с 2017 года из-за так называемого башкирского дела — тогда служба признала госзакупкой концессию, предусматривавшую полную оплату бюджетом расходов на строительство дороги.

Подготовленный сейчас законопроект предполагает использование капитального гранта на покрытие до 75% расходов инвестора на создание объекта, а также получение инвестором платы концедента после завершения строительства в течение минимум пяти лет. В целом авторы документа исходят из того, что инвестору могут быть возмещены расходы на создание и эксплуатацию объекта в полном объеме. Кроме того, проектом вводится понятие минимального гарантированного дохода — средств, которые будут выплачены инвестору, если доходы от эксплуатации созданного объекта окажутся ниже запланированного минимума.

Сейчас, по данным Минэкономики, реализуется в общей сложности около 3 тыс. концессий на общую сумму инвестиций примерно 2 трлн руб., из которых 1,5 трлн руб.— это частные вложения. За 2019 год заключено примерно 350 таких соглашений с объемом инвестиций свыше 320 млрд руб.

Поскольку спор о разграничении механизмов не завершен, документ будет внесен в правительство с разногласиями. По словам Ильи Торосова, ФАС в проекте не устраивает возмещение из бюджета всех инвестиций концессионера с учетом доходности. Служба по-прежнему приравнивает такие случаи к госзакупкам и предлагает ограничить размер возмещения — с чем не согласно уже Минэкономики. Замглавы ФАС Михаил Евраев пояснил “Ъ”, что служба предлагает для реализации проектов с более 50% бюджетного финансирования применять процедуры отбора по правилам госзакупок, при меньшей доле — на концессионной основе.

Как Минэкономики предлагает зафиксировать обязательства бюджета по концессиям

Участники дискуссии в этом споре поддержали позицию Минэкономики: зампред ВЭБа Светлана Ячевская отметила, что позиция ФАС «очень консервативна и пробюджетна»,— но, для того чтобы стимулировать развитие концессий, «ситуация должна быть win-win (взаимного выигрыша.— “Ъ” )». Первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов и вовсе признался, что будет «сильно удивлен», если кто-то на рынке поддержит позицию ФАС. По его словам, ограничение полного возмещения затрат приведет к «выпадению» двух видов проектов — по контрактам жизненного цикла (когда объект строится для государства, которое самостоятельно его эксплуатирует, а концессионер просто возмещает свои расходы) и проектам без риска рыночного дохода (их реализует Росавтодор).

В целом законопроект Минэкономики получил поддержку участников рынка, хотя и с рядом замечаний. Так, по словам вице-президента Сбербанка Михаила Чачина, в проекте не хватает снятия ограничений на участие окологосударственных банков на стороне частного партнера — сейчас это сильно тормозит привлечение длинных денег в проект. Алексей Чичканов обратил внимание на неопределенность — покрывает ли плата концедента обслуживание инвестором кредитов. Прозвучал запрос и на расширение сферы применения концессий — например, глава комитета Госдумы по собственности Николай Николаев предложил распространить этот механизм на сферы освоения недр и космоса, а руководитель ВТБ Инфраструктурный Холдинг Олег Панкратов предложил и вовсе не ограничивать список объектов, которые могут быть сданы в концессию.

СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России

1 апреля был опубликован новый закон о защите и поощрении капиталовложений. Его главное нововведение – стабилизационная оговорка. Инвесторы получают возможность реализовывать инвестиционные проекты, основываясь на гарантии государства не применять акты, которые могут ухудшить их положение. Об основных нюансах нового инструмента поддержки инвестиций рассказали советник Олег Ушаков и младший юрист Дмитрий Кабанов из практики банковского и финансового права, рынков капитала АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

История вопроса

Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.

Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.

В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. В инвестиционных соглашениях предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».

Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.

Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).

В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.

Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона

Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?

Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).

Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).

Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.

В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.

Требования к ОРП

В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:

а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;

б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.

Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.

Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.

Требования к инвестиционным проектам

Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:

  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.

Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.

Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:

  1. игорный бизнес;
  2. производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
  3. добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
  4. оптовая и розничная торговля;
  5. деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
  6. строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.

Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.

Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:

Акты, подлежащие «стабилизации»

1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин

Не менее 10 миллиардов рублей

2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ

3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке

4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:

1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ

2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке

- не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

- не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;

- не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;

- не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».

Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки

Объем капиталовложений ОРП

До 5 млрд. рублей

От 5 до 10 млрд. рублей

От 10 млрд. рублей

Процедура заключения СЗПК

Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.

Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.

До 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажном носителе; при этом его обязательной стороной должна быть Российская Федерация. К указанной дате должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения». Соответственно, после 1 апреля 2021 года соглашения о защите и поощрении капиталовложений будут заключаться в электронном виде, а подписываться - усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом соглашение в любом случае вступает в силу с даты его регистрации Федеральным казначейством.

Ответственность сторон и расторжение договора

Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.

Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.

Ответственность публично-правовых образований

Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.

Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.

Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).

Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.

Меры государственной поддержки

Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:

  1. на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
  2. на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:

  • 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
  • 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.

Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.

Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.

Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Авторы:


Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: