Согласно кас рф судебное примирение осуществляется на основе принципов судебного примирителя

Обновлено: 23.04.2024

Действующим законодательством определено, что судебное примирение является примирительной процедурой с участием судебного примирителя. Судебное примирение проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Судебное примирение сторонами не оплачивается и может проводиться на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и иных федеральных законов.

В соответствии с положениями ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 № 41 утвержден Регламент проведения судебного примирения (далее – Регламент).

Нормами Регламента установлен порядок судебного примирения с учетом положений процессуального законодательства.

Кроме того, Регламентом определены требования к судебным примирителям.

Так, судебным примирителем является судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Данный список размещается на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальных сайтах судов, мировых судей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон. Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения, где устанавливается срок судебного примирения.

Статьей 14 Регламента определяются права судебного примирителя, к которым относятся, в частности: ведение переговоров со сторонами; изучение представленных сторонами документов и иной информации; ознакомление с материалами дела с согласия суда; получение консультации у специалистов; предоставление сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора; разъяснение законодательства и практики его применения.

Судебный примиритель не вправе разглашать без письменного согласия сторон полученную от них информацию, а также нарушать иные принципы судебного примирения.

Изначально судебный примиритель согласовывает со сторонами правила проведения судебного примирения, решает организационные вопросы (в частности, уточняет время и место встречи со сторонами). При этом неявка сторон (представителей сторон) для проведения судебного примирения без предварительного уведомления судебного примирителя может являться основанием для обращения судебного примирителя в суд для решения вопроса о возобновлении судебного разбирательства.

Судебное примирение проводится в форме переговоров. Судебный примиритель предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение относительно причин возникновения спора; устанавливает фактические отношения сторон; выясняет содержание взаимных претензий.

В ходе использования судебного примирения стороны могут достичь результатов примирения, закрепленных ст. 153.7 ГПК РФ, ст. 138.6, ч. 3 ст. 190 АПК РФ, ст. 137.7 КАС РФ. Мировое соглашение, соглашение о примирении, соглашение по фактическим обстоятельствам готовятся сторонами при содействии судебного примирителя.

Информация о достижении сторонами результата примирения не позднее дня, следующего за днем его достижения, передается суду в письменном виде судебным примирителем для решения вопроса о возобновлении производства по делу и для решения вопроса об утверждении соответствующего результата примирения.

Судебный примиритель до истечения срока проведения судебного примирения вправе прекратить судебное примирение, если в ходе его проведения сочтет, что дальнейшее проведение судебного примирения нецелесообразно.

В указанных случаях судебным примирителем составляется мотивированный письменный отказ от проведения судебного примирения, который не позднее следующего дня передается сторонам судебного примирения и суду.

Прокуратура г. Сосногорска

Прокуратура
Республики Коми

Прокуратура Республики Коми

22 ноября 2019, 00:00

Институт судебного примирения

Действующим законодательством определено, что судебное примирение является примирительной процедурой с участием судебного примирителя. Судебное примирение проводится в целях достижения сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирования конфликта с учетом интересов сторон. Судебное примирение сторонами не оплачивается и может проводиться на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и иных федеральных законов.

В соответствии с положениями ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 № 41 утвержден Регламент проведения судебного примирения (далее – Регламент).

Нормами Регламента установлен порядок судебного примирения с учетом положений процессуального законодательства.

Кроме того, Регламентом определены требования к судебным примирителям.

Так, судебным примирителем является судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Данный список размещается на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальных сайтах судов, мировых судей в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон. Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения, где устанавливается срок судебного примирения.

Статьей 14 Регламента определяются права судебного примирителя, к которым относятся, в частности: ведение переговоров со сторонами; изучение представленных сторонами документов и иной информации; ознакомление с материалами дела с согласия суда; получение консультации у специалистов; предоставление сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора; разъяснение законодательства и практики его применения.

Судебный примиритель не вправе разглашать без письменного согласия сторон полученную от них информацию, а также нарушать иные принципы судебного примирения.

Изначально судебный примиритель согласовывает со сторонами правила проведения судебного примирения, решает организационные вопросы (в частности, уточняет время и место встречи со сторонами). При этом неявка сторон (представителей сторон) для проведения судебного примирения без предварительного уведомления судебного примирителя может являться основанием для обращения судебного примирителя в суд для решения вопроса о возобновлении судебного разбирательства.

Судебное примирение проводится в форме переговоров. Судебный примиритель предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение относительно причин возникновения спора; устанавливает фактические отношения сторон; выясняет содержание взаимных претензий.

В ходе использования судебного примирения стороны могут достичь результатов примирения, закрепленных ст. 153.7 ГПК РФ, ст. 138.6, ч. 3 ст. 190 АПК РФ, ст. 137.7 КАС РФ. Мировое соглашение, соглашение о примирении, соглашение по фактическим обстоятельствам готовятся сторонами при содействии судебного примирителя.

Информация о достижении сторонами результата примирения не позднее дня, следующего за днем его достижения, передается суду в письменном виде судебным примирителем для решения вопроса о возобновлении производства по делу и для решения вопроса об утверждении соответствующего результата примирения.

Судебный примиритель до истечения срока проведения судебного примирения вправе прекратить судебное примирение, если в ходе его проведения сочтет, что дальнейшее проведение судебного примирения нецелесообразно.

В указанных случаях судебным примирителем составляется мотивированный письменный отказ от проведения судебного примирения, который не позднее следующего дня передается сторонам судебного примирения и суду.

(введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

1. Стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение).

2. Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются настоящим Кодексом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.

3. Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя. Судебный примиритель участвует в процедуре судебного примирения с учетом положений настоящего Кодекса и законодательства о статусе судей в Российской Федерации.

4. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

5. В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные ими документы, знакомиться с материалами административного дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора. Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса. Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.

6. Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются Правительством Российской Федерации.

КАС РФ Статья 137. Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 137 КАС РФ

1. Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

1.1. Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

2. Суд приостанавливает производство по административному делу на срок, необходимый для примирения сторон.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя. По указанным вопросам сторонами может быть заключено соглашение. Примирение сторон возможно на любой стадии административного судопроизводства и при исполнении судебного акта по административному делу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами и не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

3. Стороны могут урегулировать спор, заключив соглашение о примирении сторон. Соглашение о примирении сторон заключается в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них соответствующих полномочий. Соглашение о примирении сторон должно содержать условия, на которых стороны пришли к примирению, а также порядок распределения судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителей.

4 - 9. Утратили силу. - Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Соглашение о примирении сторон заключается в отношении предъявленных в суд административных исковых требований. Допускается включение в соглашение о примирении сторон положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства. Соглашение о примирении сторон может быть заключено в отношении вопроса о распределении судебных расходов.

С 25 октября 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 26 июля 2019 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) внесены изменения, касающиеся утверждения порядка и видов проведения примирительных процедур.

В частности, действующие с 25 октября 2019 года редакции статьи 138.2 – 138.5 АПК РФ, статьи 153.3 – 153.6 ГПК РФ, статьи 137.3 – 137.6 КАС РФ, предусматривают урегулирование споров путём переговоров, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

В части проведения переговоров закреплено, что стороны вправе урегулировать спор путем проведения переговоров в целях примирения. Переговоры осуществляются на условиях, определяемых сторонами. В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, переговоры проводятся в обязательном порядке.

В части регулирования вопросов медиации закреплено, что стороны вправе урегулировать спор путем проведения процедуры медиации в порядке, установленном настоящим Кодексом и федеральным законом.

При этом, согласно ст. 137.5 КАС РФ применение процедуры медиации не допускается по административным делам, указанным в пунктах 1, 1.1 и 6 части 2 и пунктах 1, 2, 4, 9 части 3 статьи 1 настоящего Кодекса.

В части процедуры судебного примирения внесенными в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ вступившими в силу изменениями установлено, что стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение). Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются законом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.

Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

При этом, судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Вместе с тем, за процедурой примирения осуществляется судебный контроль, в рамках которого судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.

Таким образом, процедура примирения сторон стала возможной в спорах, возникающих из административных и иных публичных отношений.

Прокуратура
Томской области

Прокуратура Томской области

13 ноября 2019, 16:43

Разъяснения закона Примирительные процедуры в гражданском, арбитражном и административном процессе

Асиновская городская прокуратура информирует

С 25 октября 2019 года вступили в силу положения Федерального закона от 26 июля 2019 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – АПК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) внесены изменения, касающиеся утверждения порядка и видов проведения примирительных процедур.

В частности, действующие с 25 октября 2019 года редакции статьи 138.2 – 138.5 АПК РФ, статьи 153.3 – 153.6 ГПК РФ, статьи 137.3 – 137.6 КАС РФ, предусматривают урегулирование споров путём переговоров, посредничества, в том числе медиации, судебного примирения, или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

В части проведения переговоров закреплено, что стороны вправе урегулировать спор путем проведения переговоров в целях примирения. Переговоры осуществляются на условиях, определяемых сторонами. В случаях, предусмотренных федеральным законом или договором, переговоры проводятся в обязательном порядке.

В части регулирования вопросов медиации закреплено, что стороны вправе урегулировать спор путем проведения процедуры медиации в порядке, установленном настоящим Кодексом и федеральным законом.

При этом, согласно ст. 137.5 КАС РФ применение процедуры медиации не допускается по административным делам, указанным в пунктах 1, 1.1 и 6 части 2 и пунктах 1, 2, 4, 9 части 3 статьи 1 настоящего Кодекса.

В части процедуры судебного примирения внесенными в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ вступившими в силу изменениями установлено, что стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение). Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются законом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.

Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

При этом, судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Вместе с тем, за процедурой примирения осуществляется судебный контроль, в рамках которого судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.

Таким образом, процедура примирения сторон стала возможной в спорах, возникающих из административных и иных публичных отношений.

25 октября 2019 года вступят в силу законы, которые расширят перечень примирительных процедур. Помимо медиации в ГПК, АПК и КАС введут переговоры и судебное примирение. Пленум ВС представил регламент для этой процедуры.

Как рассказал секретарь Пленума Виктор Момотов, над проектом регламента работали судьи шести коллегий Верховного суда и сотрудники управления систематизации законодательства и анализа судебной практики.

Момотов подчеркнул: положения регламента будут для сторон диспозитивными, они смогут сами установить приемлемую для них процедуру, если она не противоречит регламенту.


Документ представляет собой настольную книгу не только для судебного примирителя, но и для сторон.

«Минюст принимал участие в обсуждении документа, полагаем, что соблюдён тот самый баланс между описанием процедур и ориентиром на то, что сама процедура проводится в соответствии с принципами добровольности», – заявил Денис Новак, заместитель министра юстиции.

Проект регламента отправили на доработку, в окончательной редакции его должны принять на ближайшем заседании Пленума ВС (дата пока не уточняется).

Принципы и требования к примирителям

Первый раздел регламента содержит общие положения, принципы и задачи судебного примирения. Один из важнейших принципов – добровольность. Стороны должны участвовать в судебном примирении добровольно, они вправе отказаться от продолжения проведения примирения на любой его стадии и в письменной форме сообщить об этом другим участникам процесса.

Устанавливается и принцип сотрудничества, согласно которому переговоры должны носить конструктивный и созидательный характер и проходить в атмосфере «доверия и взаимного уважения». Принцип равноправия предполагает, что судебный примиритель будет не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

В этом же разделе устанавливаются и основные требования к судебным примирителям. Ими станут судьи в отставке из специального списка, который будет утверждать Пленум ВС. Но примирителями смогут стать не все «отставники»: эта должность для них закрыта, если они работают в госорганах, помогают депутатам или сенаторам или назначены на должность финансового омбудсмена.

Порядок примирения

Во втором разделе регламента прописан порядок судебного примирения. Согласно документу, процедуру должна инициировать одна из сторон своим ходатайством. Суд также может предложить процедуру сторонам при наличии их согласия. Процессуальным основанием для проведения процедуры станет определение суда. Срок примирения будет определять суд.

В документе прописываются и права сторон. Они вправе:

  • выбирать судебного примирителя (из списка, составленного Пленумом ВС);
  • вносить предложения по порядку примирения;
  • заявлять о необходимости участия в примирении иных лиц;
  • ходатайствовать о продлении процедуры.

Запрещается разглашать информацию, полученную от другой стороны в ходе судебного примирения, без письменного согласия другой стороны. Нельзя затягивать процедуру судебного примирения. В регламенте прописаны также права и обязанности непосредственно для примирителей.

Процедура завершается в случаях примирения, непримирения, истечения сроков процедуры и прекращения процедуры примирителем. Например, когда стороны очевидно не смогут договориться.

По итогам примирения стороны должны заключить мировое соглашение при содействии примирителя, который должен убедиться, что стороны одинаково понимают условия соглашения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: