Соглашение о межгосударственном обмене отправлениями специальной связи

Обновлено: 24.04.2024

СОГЛАШЕНИЕ
между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики о сотрудничестве в области военной фельдъегерско-почтовой связи

Правительство Российской Федерации и Правительство Сирийской Арабской Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами, в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон,

учитывая Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Сирийской Арабской Республики о военном сотрудничестве от 7 июня 1994 г.,

принимая во внимание взаимные интересы Сторон в обеспечении защиты секретной и служебной информации при доставке воинской корреспонденции,

признавая необходимость объединения усилий и согласования действий для обеспечения информационного обмена и взаимодействия в области военной фельдъегерско-почтовой связи,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Термины и определения

Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:

"вализа" - любые должным образом оформленные сумка, пакет, конверт, коробка, мешок, чемодан или другая упаковка, имеющие видимые внешние идентификационные знаки воинской корреспонденции (надпись "Воинская корреспонденция") на внешней стороне, пломбу и (или) печать отправителя;

"воинская корреспонденция" - специальная и служебная корреспонденция и специальные грузы, отправляемые и получаемые органами военного управления, воинскими частями и организациями уполномоченных органов Сторон;

"сеть военной фельдъегерско-почтовой связи (сеть маршрутов фельдъегерской или специальной связи)" - совокупность воинских частей и подразделений фельдъегерско-почтовой связи вооруженных сил (совокупность авиационных, железнодорожных и автомобильных маршрутов и подразделений уполномоченных органов государств Сторон, связанных в единую систему, обеспечивающую продвижение отправлений к местам назначения) государства одной Стороны, в том числе расположенных на территории государства другой Стороны, средств доставки и назначенных маршрутов их следования, создаваемая для приема, обработки и доставки всех видов воинской корреспонденции;

"служебная корреспонденция" - адресованные органам военного управления, воинским частям и организациям уполномоченных органов Сторон простые и регистрируемые письма, бандероли и посылки;

"специальные грузы" - изделия, материалы или их компоненты, содержащие секретную информацию;

"специальная корреспонденция" - корреспонденция, имеющая различные степени секретности, а также иная корреспонденция, содержащая сведения, охраняемые законодательством каждого из государств Сторон;

"фельдъегеря (нарочные)" - должностные лица уполномоченного органа Стороны, которые в соответствии с законодательством государства этой Стороны исполняют обязанности по доставке воинской корреспонденции.

Статья 2

Уполномоченными органами Сторон являются:

от Российской Стороны - Министерство обороны Российской Федерации;

от Сирийской Стороны - Министерство обороны Сирийской Арабской Республики.

Стороны письменно по дипломатическим каналам информируют друг друга об изменении своих уполномоченных органов.

Статья 3

Доставка воинской корреспонденции государства одной Стороны в интересах его воинских формирований, расположенных на территории государства другой Стороны, осуществляется по сети военной фельдъегерско-почтовой связи (сети маршрутов фельдъегерской или специальной связи) государства этой одной Стороны в соответствии с Приложением, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 4

Иммунитеты и привилегии

1. Воинская корреспонденция, доставляемая в соответствии с настоящим Соглашением, является неприкосновенной и не подлежит ни вскрытию, ни задержанию, а также пограничному и таможенному контролю, за исключением случаев, предусмотренных Приложением к настоящему Соглашению.

Пограничные и таможенные органы государства Стороны, на территорию которого доставляется воинская корреспонденция, в первоочередном порядке осуществляют пропуск через государственную границу фельдъегерей (нарочных) другой Стороны при предъявлении ими документов, предусмотренных статьей 5 настоящего Соглашения, и в пределах своей компетенции оказывают содействие в организации оперативной доставки воинской корреспонденции и необходимую помощь при выполнении ими своих служебных обязанностей.

2. Органы государственной власти и организации государства Стороны, на территорию которого доставляется воинская корреспонденция, в пределах своей компетенции обеспечивают:

а) оказание всемерной поддержки фельдъегерям (нарочным) другой Стороны, в том числе:

в доставке воинской корреспонденции и обеспечении условий ее гарантированной сохранности, а также помощь при исполнении ими обязанностей по доставке воинской корреспонденции;

во внеочередном приобретении билетов с оплатой по установленным тарифам;

в защите воинской корреспонденции, оружия и боеприпасов в случае вооруженного нападения (угрозы нападения);

в предоставлении средств связи при отсутствии иной возможности передачи служебной информации;

в предоставлении изолированного помещения для размещения воинской корреспонденции и отдыха фельдъегерей (нарочных) в случае посадки воздушных судов на аэродромах, не являющихся конечными пунктами маршрута;

б) в случае аварии транспорта, на котором следовали фельдъегеря (нарочные), оказание им необходимой помощи в спасении и обеспечении сохранности имеющихся при них воинской корреспонденции и оружия;

в) в случае болезни, получения увечий или гибели фельдъегерей (нарочных) или наступления других обстоятельств, исключающих возможность исполнения ими своих обязанностей, принятие мер по охране, обеспечению сохранности и неприкосновенности воинской корреспонденции и немедленное информирование уполномоченного органа государства Стороны, в чьих интересах доставляется воинская корреспонденция.

Статья 5

Ввоз и вывоз воинской корреспонденции, въезд и выезд фельдъегерей (нарочных)

Фельдъегеря (нарочные), доставляющие воинскую корреспонденцию воинским формированиям государств Сторон, при предъявлении документов, действительных для пересечения государственной границы, беспрепятственно с табельным оружием въезжают на территорию каждого из государств Сторон и покидают их в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон.

Порядок хранения, ношения, применения и использования табельного оружия (огнестрельного оружия и специальных средств), а также использования физической силы фельдъегерями (нарочными) определяется законодательством государства пребывания и международными договорами государств Сторон, регулирующими указанные вопросы.

При исполнении своих обязанностей фельдъегеря (нарочные) должны быть снабжены официальным документом с указанием фамилии, имени и отчества, а также их статуса и числа мест, составляющих воинскую корреспонденцию, и иными документами, определенными законодательством каждого из государств Сторон.

Сведения, указанные в официальном документе, удостоверяются подписью официального лица из отправляющего воинскую корреспонденцию подразделения (воинского формирования) уполномоченного органа Стороны, а также скрепляются печатью отправителя.

Для перемещения воинской корреспонденции используется вализа, которая адресуется подразделениям (воинским формированиям) уполномоченных органов Сторон.

Условием перемещения воинской корреспонденции через государственную границу государств Сторон является представление фельдъегерями (нарочными) в таможенные органы государств Сторон официального документа и вализы.

Фельдъегеря (нарочные) при исполнении своих обязанностей пользуются защитой государства пребывания, личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию, за исключением случаев совершения действий, выходящих за рамки настоящего Соглашения. Они обязаны соблюдать законодательство государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела.

Статья 6

В случае если в ходе выполнения настоящего Соглашения одна из Сторон получила в свое распоряжение носители секретной информации или доступ к секретной информации государства другой Стороны, содержащейся в доставляемой воинской корреспонденции, обращение с такой информацией и ее защита осуществляются в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики о взаимной защите секретной информации от 25 января 2005 г.

Информация, полученная одной из Сторон в ходе реализации настоящего Соглашения, не может быть использована в ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам государства другой Стороны.

Предоставление одной Стороной информации, полученной от другой Стороны в ходе реализации настоящего Соглашения, какой-либо третьей стороне, включая юридических и физических лиц, допускается лишь с письменного согласия Стороны, передавшей такую информацию.

Статья 7

В целях реализации настоящего Соглашения уполномоченные органы государств Сторон проводят не менее одного раза в 2 года или по мере необходимости совместные совещания.

Статья 8

Разрешение споров и разногласий

Спорные вопросы, возникающие между Сторонами в связи с толкованием или применением настоящего Соглашения, решаются путем переговоров и консультаций.

Статья 9

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут вноситься изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

Настоящее Соглашение заключается сроком на 5 лет и автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды. Каждая Сторона может прекратить действие настоящего Соглашения, предварительно уведомив не позднее чем за 6 месяцев до истечения соответствующего периода в письменной форме другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в г.Москве 15 июля 2019 г. в двух экземплярах, каждый на русском и арабском языках, при этом оба текста имеют одинаковую юридическую силу.

За Правительство
Российской Федерации

За Правительство
Сирийской Арабской Республики

Приложение
к Соглашению между Правительством
Российской Федерации и Правительством
Сирийской Арабской Республики
о сотрудничестве в области военной
фельдъегерско-почтовой связи

Положение о доставке воинской корреспонденции по сети военной фельдъегерско-почтовой связи (сети маршрутов фельдъегерской или специальной связи)

1. Настоящее Положение определяет порядок доставки воинской корреспонденции в интересах воинских формирований государства одной Стороны, расположенных на территории государства другой Стороны, по сети военной фельдъегерско-почтовой связи (сети маршрутов фельдъегерской или специальной связи) этой одной Стороны.

2. Воинская корреспонденция доставляется непосредственно в населенный пункт нахождения (пункт дислокации) воинских формирований государства Стороны, в интересах которых она доставляется. При этом воинские части и подразделения сети военной фельдъегерско-почтовой связи (сети маршрутов фельдъегерской или специальной связи) одной из Сторон оказывают содействие в доставке воинской корреспонденции фельдъегерям (нарочным) другой Стороны.

Доставка воинской корреспонденции осуществляется, как правило, двумя фельдъегерями (нарочными), один из которых назначается ответственным за выполнение задачи по доставке воинской корреспонденции.

3. Воинские части и подразделения сети военной фельдъегерско-почтовой связи (сети маршрутов фельдъегерской или специальной связи) государства Стороны, в интересах которых доставляется воинская корреспонденция, при доставке воинской корреспонденции по территории государства другой Стороны осуществляют мероприятия по обеспечению безопасности ее доставки в соответствии с законодательством государства Стороны, на территории которого они находятся.

4. При выполнении задания по доставке воинской корреспонденции фельдъегеря (нарочные) имеют право обращаться в органы безопасности, органы внутренних дел, пограничные и таможенные органы, к начальникам аэропортов (железнодорожных вокзалов и автостанций) государства Стороны, в которое доставляется воинская корреспонденция. Указанные органы и лица оказывают им содействие в организации оперативной доставки воинской корреспонденции и необходимую помощь при выполнении ими своих служебных обязанностей.

5. Воинская корреспонденция в качестве ручной клади или багажа перевозится:

а) воздушным транспортом в пассажирских салонах рейсовых воздушных судов гражданской авиации, в военно-транспортных самолетах и вертолетах специальных и почтовых рейсов;

б) железнодорожным транспортом в отдельных пассажирских купе пассажирских и скорых поездов, в том числе в почтовых вагонах;

в) автомобильным транспортом на специальных автомашинах, а в исключительных случаях (при доставке служебной корреспонденции без табельного оружия) - автомобильным транспортом общественного пользования;

г) морским и речным транспортом в отдельных пассажирских купе морских и речных судов, а в отдельных случаях - на кораблях и катерах военно-морского флота.

6. Места для проезда фельдъегерей (нарочных), а также право на посадку в указанные в пункте 5 транспортные средства до общей посадки пассажиров обеспечивают органы управления (организации) воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта государств Сторон.

7. Сопроводительные документы на перевозимую воинскую корреспонденцию заполняются:

Участниками Соглашения о сотрудничестве в межгосударственном обмене отправлениями специальной связи СНГ подписано Соглашение о единой технологии оформления и перевозки отправлений специальной связи в межгосударственном обмене

Участниками Соглашения о сотрудничестве в межгосударственном обмене отправлениями специальной связи СНГ подписано Соглашение о единой технологии оформления и перевозки отправлений специальной связи в межгосударственном обмене

31 июля 2009 года в Москве в рамках проведения мероприятий, посвященных 70-летию со дня образования специальной связи, прошло совещание руководителей Служб специальной связи государств – участников межправительственного Соглашения о сотрудничестве в межгосударственном обмене отправлениями специальной связи от 23 декабря 1993 года.

В работе совещания приняли участие руководители Служб специальной связи Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Узбекистан и Украины. В целях обеспечения условий гарантированной сохранности специальных отправлений при их перевозке по межгосударственным маршрутам, совершенствования и унификации производственной технологии, руководителями Служб специальной связи было подписано Соглашение о единой технологии оформления и перевозки отправлений специальной связи в межгосударственном обмене.

По единодушному мнению участников совещания, подписанное в Москве Соглашение позволяет обеспечить дальнейшее углубление практического взаимодействия Служб специальной связи суверенных государств при перевозке, хранении и доставке специальных отправлений по межгосударственным маршрутам с учетом общих и национальных интересов.

Соглашение закладывает основы долгосрочной стратегии для определения приоритетных направлений взаимодействия Служб специальной связи при межгосударственном обмене специальными отправлениями, одним из которых является создание органа отраслевого сотрудничества в области специальной связи, являющегося важной составляющей интеграционных процессов и позволяющего сохранить управление хозяйственными комплексами на межгосударственном уровне.

Zakon.kz

Zakon.kz

Республиканская служба специальной связи Акционерного общества «Казпочта» имеет многовековую историю.

1 августа 2014 года Служба специальной связи Акционерного общества «Казпочта» отмечает 75-летие со дня образования. Накануне праздника мы встретились с ее руководителем Дауреном Өткелбаевым.

- Даурен Багонбаевич, позвольте в начале нашего интервью поздравить Вас и ваших сотрудников со столь знаменательным событием и попросить вас рассказать об истории образования спецсвязи.

- Республиканская служба специальной связи Акционерного общества «Казпочта» имеет многовековую историю. Первый фельдъегерский корпус был утвержден еще при Петре I - как специальная воинская часть, предназначенная для несения службы связи и выполнения специальных поручений императора. В обязанности фельдъегеря входили доставка важных бумаг и денег, дежурство при некоторых высокопоставленных особах, нередко фельдъегеря перевозили деньги и государственные ценности.

В таком виде, преимущественно без существенных изменений, корпус фельдъегерской связи просуществовал до 1922 года.

- Создание службы спецсвязи Казахстана тесно связано с созданием Службы спецсвязи СССР и ведет свое начало с 1 августа 1939 года - именно в этот день тысячи работников спецсвязи Казахстана приступили к выполнению заданий по доставке спецпочты. В те годы фельдъегеря доставляли спецпочту пешим порядком - на лошадях, верблюдах, автомашинах, в почтовых вагонах и на самолетах. При этом главными качествами фельдъегеря были осторожность и бдительность, умение хранить государственную тайну и способность преодолевать любые возникающие при выполнении маршрутов трудности, ведь на него возлагались задачи государственной важности по доставке секретной корреспонденции и грузов.

После обретения независимости Республики Казахстан Служба специальной связи Казахстана сформировала собственную правовую базу, регулирующую деятельность спецсвязи. В 1993 году постановлением Правительства РК была организована Республиканская служба специальной связи Республики Казахстан как единое структурное подразделение АО «Казпочта», входящее в состав Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». Сегодня Республиканская служба специальной связи АО «Казпочта» является гарантом информационной безопасности государства, надежным партнером по доставке документации и грузов.

- В рамках Стратегии развития АО «Казпочта» до 2020 года планируем довести доход от услуг по пересылке отправлений Службами специальной связи до 2,0 млрд. тенге. Значительное увеличение будет достигнуто в основном за счет увеличения объемов пересылок ценностей. Этому способствует как снятие таможенных барьеров между Казахстаном и Россией в связи с организацией Таможенного союза, так и оптимизация компенсационных тарифов на пересылку ценностей между нашими сторонами, внедрение услуги по пересылке ценностей по каналам специальной связи по авианакладным между службами специальной связи Казахстана, России, Белорусии.

Огромное значение для укрепления взаимодействия служб специальной связи имеет надежная правовая основа сотрудничества в виде Соглашения о межгосударственном обмене отправлениями специальной связи, Положения о межгосударственном обмене, многосторонние соглашения служб специальной связи по вопросам унификации порядка оформления и перевозки специальных отправлений в межгосударственном обмене, по обеспечению сохранности корреспонденции и грузов, а также по иным вопросам технологии и интеграции, которые заложили основу равного партнерства государств – участников соглашения.

Проведенные мероприятия по развитию отношений в рамках соглашения позволили сохранить специальной связи свойственные ей основные принципы: обеспечение гарантированной сохранности отправлений при существенном сокращении сроков доставки отправлений, применение в работе наряду с отработанными и современных технологий.

Дальнейшим шагом на пути интеграции укрепления взаимодействия служб специальной связи стран СНГ - участников Соглашения о межгосударственом обмене отправлениями специальной связи послужило создание в 2009 г. по инциативе ФГУП Главного центра специальной связи РФ Координационного совета руководителей служб специальной связи стран СНГ. Конструктивная работа Координационного совета, как органа сотрудничества в области специальной связи, организации межгосударственного обмена отправлениями специальной связи, позволяет определять приоритетные направления взаимодействия служб, расширять их возможности, увеличивать объем перевозимых специальных отправлений, в т.ч. грузов хозяйственного и особого назначения, расширять спектр оказываемых услуг. Впервые в истории независимого Казахстана очередное 5-е заседание Координационного совета в 2013 г. прошло в г. Алматы, на котором были приняты важные для дальнейшего развития Служб специальной связи решения по структуре Координационного совета, развитию новой услуги – экспресс-доставка отправлений специальной связи, укреплению дисциплины при выполнении межгосударственных маршрутов специальной связи, автоматизации всех производственных процессов. Хотелось бы подчеркнуть, что реализация намеченных планов по дальнейшему поступательному развитию служб специальной связи стран СНГ - участников соглашения возможна при тесной кооперации наших служб.

В целях усиления мер по безопасности перевозок специальных и ценных отправлений, экономии топлива и ГСМ, в рамках программы по внедрению системы мониторинга автотранспортных средств планируется внедрение системы мониторинга и оснащение аппаратурой спутниковой навигации, планируется открытие отдельного диспетчерского центра в г. Алматы.

В наших планах на ближайшее будущее - переход на перевозки специальных отправлений по республике автотранспортом и средствами малой авиации, расширение портфеля услуг, внедрение услуг по перевозке опасных, взрывоопасных грузов, создание специализированного тренинг-центра для обучения фельдъегерей и инкассаторов, операторов, экспедиторов, улучшение социальных условий работников, внедрение инновационных технологий, использование транзитного потенциала.

- Насколько мне известно, с 2008 года на Байконуре действует отделение специальной связи России. А есть ли там наш пункт? И какова география распространения нашей филиальной сети?

- Да, на Байконуре имеется отделение специальной связи Российской Федерации. Казахстанский пункт спецсвязи дислоцирован в п. Тюратам, в непосредственной близости от Байконура. Проводится совместная работа с коллегами из России по доставке спецотправлений, предназначенных для нужд Байконура.

Филиальная сеть включает Республиканскую службу специальной связи в г. Алматы и областные, городские, районные пункты специальной связи. Существующая сеть и маршруты спецсвязи позволяют обеспечить доставку специальных и ценных отправлений до всех городов и районных центров республики.

Постоянно функционируют межгосударственные маршруты специальной связи Алматы – Москва – Алматы, Шымкент – Ташкент – Шымкент и Бишкек – Алматы – Бишкек. С другими службами спецсвязи стран - участниц СНГ РССС осуществляет обмен через спецсвязь России.

- Сегодня на рынке логистических услуг работает немало компаний. Чем отличается спецсвязь от других компаний, оказывающих услуги по доставке, и каковы ваши преимущества?

- Задачами Службы являются прием, перевозка и доставка отправлений закрытого характера, драгоценных металлов и изделий из них, иных ценностей, а также отправлений, составляющих любую охраняемую законом тайну. Все перевозки осуществляются под сопровождением фельдъегерей, без привлечения сторонних компаний и лиц.

Что касается наших преимуществ, могу отметить, что мы имеем огромный опыт работы, у нас самая развитая филиальная сеть, мы работаем без посредников на территории нашей страны, осуществляем доставку отправлений до районных центров Казахстана, стран СНГ, включая самые удаленные и труднодоступные районы.

К тому же для выполнения поставленных задач службы специальной связи оснащены специализированными вагонами, специальным автотранспортом, в том числе бронированными автомобилями, хранилищами, служебным оружием. Но самое главное - мы гарантируем сохранность отправлений, осуществляем сопровождение корреспонденции и грузов на всем пути следования.

- За эти годы Служба спецсвязи Республики Казахстан прошла большой путь и прочно заняла достойное место в системе отраслей связи. Спецсвязисты страны прилагают максимум усилий к тому, чтобы обеспечить стабильную работу Службы в рыночных условиях.

Нынешнее поколение спецсвязистов Казахстана в своей деятельности опирается на лучшие традиции прошлого и помнит всех тех, кто стоял у истоков Службы, кто своим трудом способствовал её процветанию, всегда честно и добросовестно выполнял свой долг.

У нас работали 37 ветеранов службы спецсвязи, из них 3 участника ВОВ и 2 участника трудового фронта В честь дня Победы и в день Пожилого человека им оказывается материальная помощь, в случае тяжелых жизненных ситуаций оказываем индивидуальную помощь, приглашаем на празднование проводимых мероприятий.

Среди наших работников немало передовиков производства, заслуженных работников отрасли (Халимсапиев А.Н., Булатов Л.Д., Васильев В.А., Копбаев С., Досжанов З., Егизов А.Р. и многие-многие другие), 15 работников награждены званием «Курметті байланысшы», двое награждены юбилейными медалями «Казақстан Республикасының Тәуелсіздігіне 20 жыл». В 2013 году одна из лучших работников спецсвязи - Латышко Зайтуна Исмагиловна Указом Президента РК награждена медалью «Ерең еңбегі үшін».

Мы также гордимся своими династиями, и в рамках реализации задач, поставленных в Программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» мы ведем активную работу по сохранению и приумножению преемственности поколений, поддержке семейного наследования профессии спецсвязиста, воспитанию у молодежи уважения к труду, чувства гордости за свою профессию. На сегодняшний день в службах спецсвязи трудится более 8 династий спецсвязистов. В их числе заслуженные династии Шестаковых, Шебегаевых, Пылаевых, Афанасьевых и других, чьи внуки и даже правнуки продолжают активно трудиться и приумножать честь и славу профессии спецсвязиста. Многие из них имеют общий трудовой стаж более 100 лет.

В преддверии праздника сердечно поздравляю многотысячный коллектив служб специальной связи Казахстана с юбилейной датой. Желаю здоровья, достатка, семейного благополучия и всего самого наилучшего.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" (г. Москва; далее - ФГУП "ГЦСС", заявитель) на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2018 по делу N А55-5556/2018, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2019 по тому же делу по заявлению ФГУП "ГЦСС" к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области (далее - Управление Росгвардии по Самарской области) о признании недействительными пунктов 11, 12 предписания от 04.12.2017,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральной таможенной службы Российской Федерации,

как установлено судами и следует из материалов дела, ФГУП "ГЦСС" является организацией федеральной почтовой связи с особыми уставными задачами, обеспечивает потребности государства в пересылке секретных и иных специальных отправлений, действует в соответствии с Положением о службе специальной связи Министерства связи Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.1994 N 1379.

На основании распоряжения временно исполняющего обязанности начальника Управления Росгвардии по Самарской области от 18.10.2017 N 528/7-3118 проведена плановая проверка в отношении Управления специальной связи по Самарской области - филиала ФГУП "ГЦСС".

По результатам проверки был составлен акт от 04.12.2017 N 528/7-3675 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 04.12.2017 (далее - предписание).

В пункте 11 предписания содержалось требование об исключении случаев направления работников в служебную поездку за пределы Российской Федерации с боевым оружием и боеприпасами (в целях исполнения статьи 17 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии"; далее - Федеральный закон "Об оружии").

По мнению Управления Росгвардии по Самарской области, заявителем нарушались требования статьи 17 Федерального закона "Об оружии", так как в ходе проверки были установлены факты направления работников Управления специальной связи по Самарской области за пределы Российской Федерации (в Республику Казахстан) с боевым оружием без разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия.

Пункт 12 предписания содержал в себе требование об исключении случаев использования боевого оружия в целях, не предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об оружии".

При включении указанного пункта в предписание Управление Росгвардии по Самарской области руководствовалось требованиями статьи 12 Федерального закона "Об оружии" и указало на то, что Управлением специальной связи по Самарской области боевое оружие использовалось в целях, не предусмотренных данным федеральным законом, а именно - для охраны перевозимых наркотических средств и психотропных веществ.

Письмом от 13.12.2017 N 1820 Управлением специальной связи по Самарской области сообщено Управлению Росгвардии по Самарской области о том, что в целях исполнения статьи 17 Федерального закона "Об оружии" исключены случаи направления работников в служебные поездки за пределы Российской Федерации с боевым оружием и боеприпасами, а также исключены случаи использования боевого оружия в целях, не предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об оружии".

Факт устранения выявленных недостатков подтвердился в ходе проведения внеплановой проверки, о чем был составлен акт проверки от 18.01.2018 N 528/7-117.

Между тем, полагая, что пункты 11 и 12 предписания не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, ФГУП "ГЦСС" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать указанные пункты предписания недействительными.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2019, в удовлетворении заявления отказано.

Суды, отказывая в удовлетворении заявления ФГУП "ГЦСС", руководствовались нормами Федерального закона "Об оружии", Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.06.2012 N 646, Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях", а также Соглашением о межгосударственном обмене отправлениями специальной связи от 23.12.1993 и указали на то, что вывоз боевого служебного оружия за пределы Российской Федерации возможен организациями с особыми уставными задачами только по разрешениям уполномоченного федерального органа исполнительной власти, поэтому пункт 11 оспариваемого предписания соответствует действующему законодательству и является законным.

Кроме того, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оружии" разрешено ношение, хранение и применение служебного оружия в целях самообороны или для использования возложенных на них федеральным законом по охране объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, других особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне, обеспечение охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.

Таким образом, как указали суды, статья 12 Федерального закона "Об оружии" не предусматривает, ношение, хранение и применение служебного оружия при перевозке наркотических средств и психотропных веществ.

Не согласившись с судебными актами, принятыми по настоящему делу, заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации.

По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При изучении доводов, изложенных в жалобе заявителя, по материалам истребованного дела установлены основания для ее передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что формальное исполнение им оспариваемых пунктов предписания, вопреки выводам судов, не лишает его права на обращение в компетентный суд с требованием о признании указанных пунктов недействительными.

По мнению заявителя, оспариваемые пункты предписания сформулированы некорректно, а их исполнение фактически приводит к невозможности выполнения основных целей и задач, возложенных на ФГУП "ГЦСС", а также предполагает возможность вынесения в дальнейшем аналогичных предписаний, которые, по мнению заявителя, не будут соответствовать действующему законодательству.

Указанные выводы, по мнению ФГУП "ГЦСС", подтверждаются следующими нормами права.

В соответствии с преамбулой к Соглашению о межгосударственном обмене отправлениями специальной связи от 23.12.1993 (далее - Соглашение) оно заключено между правительствами государств, входящих в Содружество Независимых Государств, в связи с необходимостью пересылки между сторонами специальных отправлений в целях предотвращения возможного разглашения содержащихся в этих отправлениях сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Статьей 4 Соглашения предусмотрено, что сотрудник службы специальной связи пользуется правовой защитой своего государства и государства пребывания, личной неприкосновенностью, правом ношения табельного оружия и не подлежит аресту или задержанию. Он обязан уважать суверенитет, соблюдать законодательство государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела.

В соответствии с пунктом 4 Положения о межгосударственном обмене отправлениями специальной связи, утвержденного Соглашением, при исполнении своих служебных обязанностей сотрудники служб специальной связи при выполнении межгосударственного обмена отправлениями спецсвязи пользуются правом ношения табельного оружия, которое при наличии выданного органами внутренних дел разрешения на право ношения этого оружия беспрепятственно пропускается через государственную границу органами пограничной охраны и таможенной служб.

Таким образом, заявитель указывает на то, что, с учетом наличия разрешения на право ношение оружия, дополнительное разрешение от Управления Росгвардии по Самарской области на выезд за пределы территории Российской Федерации не требуется, так как порядок выезда регулируется нормами международного права, а именно - указанными выше нормами Соглашения, которые должны прямо применяться в случаях выезда сотрудников ФГУП "ГЦСС" за пределы территории Российской Федерации. Следовательно, заявителем не были допущены нарушения норм Федерального закона "Об оружии", указанные в пункте 11 предписания.

Кроме того, заявитель также указывает на то, что статья 12 Федерального закона "Об оружии" не содержит запрета на совместную перевозку секретной корреспонденции и наркотических средств или психотропных веществ, а Управлением Росгвардии по Саратовской области не было учтено при вынесении предписания, что служебное оружие не использовалось для перевозки наркотических средств или психотропных веществ отдельно; его использование было вызвано фактом совместной перевозки указанных веществ и секретной корреспонденции.

Таким образом, по мнению ФГУП "ГЦСС", имеются основания для признания пункта 12 предписания недействительным, а судами допущено неверное толкование статьи 12 Федерального закона "Об оружии".

Приведенные доводы, изложенные в кассационной жалобе заявителя, заслуживают внимания и признаются основанием для рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.08.2018 по делу N А55-5556/2018, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2018 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2019 по тому же делу с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 763-р (ред. от 28.06.2022)

В целях предупреждения проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции и в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статьей 31 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения":

1. Минтрансу России совместно с ФСБ России, ФТС России и Роспотребнадзором с 00 часов 00 минут по московскому времени 30 марта 2020 г. временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.

2. Положения пункта 1 настоящего распоряжения не применять в отношении:

1) граждан Российской Федерации, въезжающих в Российскую Федерацию;

2) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации через морские и воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации;

3) граждан Российской Федерации, являющихся дипломатическими работниками МИДа России, работниками дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, официальных представительств Российской Федерации при международных организациях, должностными лицами Постоянного Комитета Союзного государства, а также членами семей указанных лиц (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные), депутатами и должностными лицами Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, членами официальных делегаций, сотрудниками Межправительственной фельдъегерской связи, сотрудниками службы специальной связи, доставляющими специальные отправления в соответствии с Соглашением о межгосударственном обмене отправлениями специальной связи от 23 декабря 1993 г., курьерами дипломатической связи, владельцами дипломатических и служебных паспортов;

4) граждан Российской Федерации, являющихся военнослужащими, гражданским персоналом, сотрудниками компетентных органов Российской Федерации военных баз и воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, а также членами семей указанных лиц, военнослужащими, гражданским персоналом и подрядчиками, обеспечивающими жизнедеятельность и функционирование этих баз и частей, при условии предъявления командировочных (отпускных) удостоверений;

6) граждан Российской Федерации, являющихся членами экипажей морских судов, следующих для смены экипажей морских судов, находящихся в иностранных морских портах, экипажей воздушных судов, персоналом, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию трансграничных объектов инфраструктуры;

7) граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками организаций, участвующих на территориях иностранных государств в реализации проектов строительства объектов критически важных энергетических инфраструктур в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в сфере ядерной энергетики, указанных в списке, направленном Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в ФСБ России;

8) - 9) утратили силу с 14 июня 2022 года. - Распоряжение Правительства РФ от 14.06.2022 N 1552-р;

10) граждан Российской Федерации, являющихся сотрудниками организаций, осуществляющих деятельность на архипелаге Шпицберген, указанных в списке, направленном Минвостокразвития России в ФСБ России;

11) граждан Российской Федерации, являющихся спортсменами, тренерами, спортивными судьями и иными специалистами в области физической культуры и спорта, участвующими в спортивных мероприятиях за пределами Российской Федерации, указанных в списке, направленном Минспортом России в ФСБ России;

12) граждан Российской Федерации, являющихся адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность за пределами Российской Федерации, либо участниками судебных процессов за пределами Российской Федерации, при условии предъявления документов (копий документов), подтверждающих осуществление адвокатской деятельности либо участие в судебных процессах на территории иностранного государства;

13) утратил силу с 14 июня 2022 года. - Распоряжение Правительства РФ от 14.06.2022 N 1552-р;

14) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в Республику Абхазия, Республику Южная Осетия, Монголию, Республику Казахстан, Китайскую Народную Республику, Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Грузию и Херсонскую область Украины;

15) граждан Российской Федерации, следующих железнодорожным пассажирским транспортом транзитом через территории иностранных государств с одной части территории Российской Федерации в Калининградскую область и обратно, а также в Республику Белоруссия;

16) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в связи со смертью близкого родственника (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные) и следующих для осуществления его погребения, при условии предъявления копии свидетельства либо справки о смерти, а также документов (копий документов), подтверждающих степень родства;

17) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в целях лечения, при условии предъявления документов (копий документов) принимающей медицинской организации, подтверждающих необходимость лечения, с указанием времени проведения лечения или документов (копий документов), оформленных Минздравом России;

18) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные), при условии предъявления документов (копий документов), выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства;

19) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации к месту проживания членов семьи (супруги, родители, дети, родные братья и родные сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители, усыновленные), опекунам и попечителям лиц, в том числе являющихся иностранными гражданами, проживающими за пределами Российской Федерации, при условии предъявления копий документов, подтверждающих право члена семьи на проживание в иностранном государстве либо наличие у него гражданства иностранного государства, а также документов (копий документов), подтверждающих степень родства или установление опеки (попечительства);

20) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в связи с осуществлением трудовой деятельности на территории иностранного государства, при условии предъявления документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности (трудовой договор (контракт) с иностранным работодателем или его копия, разрешение на работу, выданное уполномоченным органом иностранного государства), а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях;

21) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации для получения образования в иностранных образовательных организациях, при условии предъявления документов, подтверждающих получение образования в иностранной образовательной организации, или документов (копий документов) российской образовательной организации о направлении на обучение в иностранной образовательной организации, а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях;

22) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в целях исполнения международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции, сведения о которых направлены ФСИН России в ФСБ России;

23) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации, при условии предъявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, находящееся на территории иностранного государства, в которое осуществляется выезд;

24) граждан Российской Федерации, имеющих также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве;

25) супругов и несовершеннолетних детей граждан Российской Федерации, указанных в подпунктах 7, 10, 16 - 21, 23 и 24 настоящего пункта, которые выезжают совместно с ними из Российской Федерации;

26) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации железнодорожным пассажирским транспортом в Финляндскую Республику;

27) граждан Российской Федерации, выезжающих из Российской Федерации в Республику Белоруссия, и граждан Республики Белоруссия, въезжающих в Российскую Федерацию через российско-белорусскую государственную границу;

28) граждан Российской Федерации, выезжающих с территории Калининградской области через территорию Литовской Республики в другую часть территории Российской Федерации, а также следующих с одной части территории Российской Федерации в Калининградскую область через территории иностранных государств, при условии предъявления документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или месту пребывания на территории Калининградской области или право собственности на недвижимое имущество, находящееся на территории Калининградской области (за исключением случаев следования железнодорожным транспортом, указанных в подпункте 15 настоящего пункта).

2(1). Положения пункта 1 настоящего распоряжения не применять в отношении:

иностранных граждан и лиц без гражданства, граждан Республики Белоруссия, выезжающих из Российской Федерации (за исключением выезжающих из Российской Федерации железнодорожным пассажирским транспортом в Финляндскую Республику);

граждан Республики Белоруссия, указанных в пункте 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 635-р;

иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в пунктах 2, 2(1) и 5(1) распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 635-р;

граждан Финляндской Республики, выезжающих из Российской Федерации железнодорожным пассажирским транспортом в Финляндскую Республику.

3. Роспотребнадзору и его территориальным органам обеспечить осуществление санитарно-карантинного контроля при въезде в Российскую Федерацию лиц, указанных в пункте 2 настоящего распоряжения.

4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также сухопутный участок российско-белорусской государственной границы, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения:

оказывать соответствующим федеральным органам исполнительной власти содействие в организации и проведении работы, связанной с реализацией настоящего распоряжения;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: