Соглашение между рф и рб о порядке взаимного исполнения судебных актов

Обновлено: 15.04.2024

основываясь на Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. (в дальнейшем именуемом Соглашением 1992 года) и Договоре о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.,

в целях реализации Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 г.,

признавая необходимость в интересах развития экономического сотрудничества обеспечить беспрепятственное исполнение судебных актов компетентных судов одной Стороны на территории другой Стороны и учитывая, что настоящее Соглашение распространяется только на хозяйствующие субъекты Российской Федерации и Республики Беларусь,

согласились о нижеследующем:

Судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения.

Под компетентными судами понимаются арбитражные суды Российской Федерации и хозяйственные суды Республики Беларусь, которые вправе рассматривать споры в соответствии с правилами, установленными статьей 4 Соглашения 1992 года.

Исполнительные документы, подписанные судьей и скрепленные гербовой печатью компетентного суда, представляются на русском языке и не требуют легализации.

Исполнительный документ на взыскание денежных средств направляется взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую должника, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Банк или иная кредитная организация на основании исполнительного документа производит списание присужденной суммы со счета должника в таком же порядке, что и при получении указанных документов от организации, находящейся с таким банком или кредитной организацией на территории одного государства.

Если взыскатель такими сведениями не располагает или на счете должника недостаточно средств для погашения всей присужденной суммы долга, а также в иных случаях, исполнительный документ направляется взыскателем (или по его указанию банком либо иной кредитной организацией) судебному приставу-исполнителю (судебному исполнителю) для исполнения в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой необходимо произвести исполнение.

Спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием положений настоящего Соглашения, подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Сторонами.

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Изменения и дополнения могут быть внесены в настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон.

Каждая из Сторон может прекратить настоящее Соглашение путем направления письменного уведомления другой Стороне. В этом случае Соглашение прекращается в первый день месяца, следующего по истечении шести месяцев после даты получения одной Стороной уведомления другой Стороны.

Совершено в Москве 17 января 2001 г. в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Задайте вопрос юристу:

основываясь на Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. (в дальнейшем именуемом Соглашением 1992 года) и Договоре о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.,

в целях реализации Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 г.,

признавая необходимость в интересах развития экономического сотрудничества обеспечить беспрепятственное исполнение судебных актов компетентных судов одной Стороны на территории другой Стороны и учитывая, что настоящее Соглашение распространяется только на хозяйствующие субъекты Российской Федерации и Республики Беларусь,

согласились о нижеследующем:

Судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения.

Под компетентными судами понимаются арбитражные суды Российской Федерации и хозяйственные суды Республики Беларусь, которые вправе рассматривать споры в соответствии с правилами, установленными статьей 4 Соглашения 1992 года.

Исполнительные документы, подписанные судьей и скрепленные гербовой печатью компетентного суда, представляются на русском языке и не требуют легализации.

Исполнительный документ на взыскание денежных средств направляется взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую должника, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Банк или иная кредитная организация на основании исполнительного документа производит списание присужденной суммы со счета должника в таком же порядке, что и при получении указанных документов от организации, находящейся с таким банком или кредитной организацией на территории одного государства.

Если взыскатель такими сведениями не располагает или на счете должника недостаточно средств для погашения всей присужденной суммы долга, а также в иных случаях, исполнительный документ направляется взыскателем (или по его указанию банком либо иной кредитной организацией) судебному приставу-исполнителю (судебному исполнителю) для исполнения в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой необходимо произвести исполнение.

Спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием положений настоящего Соглашения, подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Сторонами.

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Изменения и дополнения могут быть внесены в настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон.

Каждая из Сторон может прекратить настоящее Соглашение путем направления письменного уведомления другой Стороне. В этом случае Соглашение прекращается в первый день месяца, следующего по истечении шести месяцев после даты получения одной Стороной уведомления другой Стороны.

Совершено в Москве 17 января 2001 г. в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Судебная практика и законодательство — Соглашение между РФ и Республикой Беларусь от 17.01.2001 "О порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь"

По окончании процедуры ратификации и обмена дипломатическими нотами 29 июля 2002 года вступило в силу Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 года. В соответствии с этим Соглашением решения судов обоих договаривающихся государств не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и решения судов своего государства на основании исполнительных документов судов, вынесших решения.

Порядок же взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь определяется специальным актом - Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 года, ратифицированным Российской Федерацией (Федеральный закон от 11 июля 2002 года N 90-ФЗ), в котором, признавая необходимость в интересах развития экономического сотрудничества обеспечить беспрепятственное исполнение судебных актов компетентных судов одной Стороны на территории другой Стороны, определено, что судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения (статья 1); исполнительные документы, подписанные судьей и скрепленные гербовой печатью компетентного суда, представляются на русском языке и не требуют легализации (статья 2).

См. Информацию ФССП России об исполнении на территории иностранных государств судебных актов, принятых компетентными органами РФ.

О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

1. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17.01.2001.

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Куба о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 14.12.2000.

3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Мали о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 31.08.2000.

4. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.06.1999.

5. Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28.05.1999.

6. Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20.04.1999.

7. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21.12.1998.

8. Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25.08.1998.

9. Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, торговым и уголовным делам от 15.12.1997.

10. Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.10.1997.

11. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16.09.1996.

12. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам от 25.03.1996.

13. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 05.03.1996.

14. Соглашение между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Туркменистана о правовой помощи и сотрудничестве от 07.12.1995.

15. Соглашение между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Прокуратурой Республики Таджикистан о правовой помощи и сотрудничестве от 07.12.1995.

Договор между Россией и Республикой Албания о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 30.10.1995 не вступил в силу. В настоящее время действует Договор между СССР и Народной Республикой Албанией от 30.06.1958.

16. Договор между Российской Федерацией и Республикой Албания о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 30.10.1995.

17. Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 15.09.1995.

18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам от 30.06.1995.

19. Соглашение стран СНГ об обмене правовой информацией от 21.10.1994.

Договаривающиеся стороны: Казахстан, Россия, Узбекистан и Грузия, Украина, Киргизия, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Белоруссия, Молдавия.

20. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25.02.1993.

21. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 03.02.1993.

22. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26.01.1993.

23. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993.

Вступила в силу для государств:

Белоруссия, Узбекистан и Казахстан - 19.05.1994;

Украина - 14.04.1995 ратифицировала с оговоркой:

1. Украина берет на себя обязательства в отношении оказания правовой помощи в объеме, предусмотренном статьей 6 Конвенции, за исключением признания и исполнения исполнительных надписей.

2. Украина берет на себя обязательства признавать и исполнять решения, вынесенные на территориях стран - участниц Конвенции, предусмотренные пунктом "а" статьи 51 Конвенции, за исключением нотариальных актов в отношении денежных обязательств;

Молдавия - 26.03.1996 подписала с оговоркой: "Согласно статье 86";

Азербайджан, Грузия - 11.07.1996;

24. Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между Прокуратурой Республики Армения и Прокуратурой Российской Федерации от 15.01.1993.

25. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.12.1992.

26. Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14.09.1992.

27. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21.07.1992.

28. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.06.1992.

29. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20.03.1992.

Соглашение вступило в силу для России 19.12.1992.

Договаривающиеся стороны: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина.

30. Договор между СССР и Народной Демократической Республикой Йемен о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 06.12.1985.

31. Договор между СССР и Сирийской Арабской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 15.11.1984.

32. Договор между СССР и Тунисской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 26.06.1984.

33. Договор между СССР и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.01.1984.

34. Договор между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 12.08.1982.

С 01.01.1993 Договор действует в отношениях между Россией и Чехией, Россией и Словакией.

35. Договор между СССР и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23.02.1982.

36. Договор между СССР и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21.05.1981.

37. Конвенция между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25.01.1979.

38. Договор между СССР и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11.08.1978.

39. Договор между СССР и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19.02.1975.

40. Договор о взаимном оказании правовой помощи между СССР и Иракской Республикой от 22.06.1973.

41. Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества от 26.05.1972.

Договаривающиеся стороны: Болгария, Венгрия, Германия (ГДР), Монголия, Польша, Россия, Румыния, Чехословакия.

42. Договор между СССР и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 24.02.1962.

Продолжателем Союзной Республики Югославии, в том числе в отношении международных договоров, является Сербия и Черногория (ст. 23 Конституционной хартии СиЧ) - письмо МИД России от 14.04.2003 N 2997.

43. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS N 30) от 20.04.1959.

Вступила в силу для России 09.03.2000.

Договаривающиеся стороны: Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия (ФРГ), Греция, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

44. Договор между СССР и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15.07.1958 (Протокол к Договору).

45. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10.06.1958.

Конвенция вступила в силу для СССР 22.11.1960.

46. Договор между СССР и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 03.04.1958.

47. Договор между СССР и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 16.12.1957.

Ратифицировано
Федеральным законом РФ
от 11 июля 2002 года N 90-ФЗ

Российская Федерация и Республика Беларусь, в дальнейшем именуемые Сторонами,

в целях реализации Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года и Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 года,

признавая необходимость в интересах развития экономического сотрудничества обеспечить беспрепятственное исполнение судебных актов компетентных судов одной Стороны на территории другой Стороны и учитывая, что настоящее Соглашение распространяется только на хозяйствующие субъекты Российской Федерации и Республики Беларусь,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения.

Под компетентными судами понимаются арбитражные суды Российской Федерации и хозяйственные суды Республики Беларусь, которые вправе рассматривать споры в соответствии с правилами, установленными статьей 4 Соглашения 1992 года.

Статья 2

Исполнительные документы, подписанные судьей и скрепленные гербовой печатью компетентного суда, представляются на русском языке и не требуют легализации.

Статья 3

Исполнительный документ на взыскание денежных средств направляется взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую должника, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Банк или иная кредитная организация на основании исполнительного документа производит списание присужденной суммы со счета должника в таком же порядке, что и при получении указанных документов от организации, находящейся с таким банком или кредитной организацией на территории одного государства.

Если взыскатель такими сведениями не располагает или на счете должника недостаточно средств для погашения всей присужденной суммы долга, а также в иных случаях, исполнительный документ направляется взыскателем (или по его указанию банком либо иной кредитной организацией) судебному приставу-исполнителю (судебному исполнителю) для исполнения в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой необходимо произвести исполнение.

Статья 4

Спорные вопросы, которые могут возникнуть в связи с толкованием положений настоящего Соглашения, подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Сторонами.

Статья 5

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу*.

*Соглашение вступило в силу 29 июля 2002 года.

Изменения и дополнения могут быть внесены в настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон.

Статья 6

Каждая из Сторон может прекратить настоящее Соглашение путем направления письменного уведомления другой Стороне. В этом случае Соглашение прекращается в первый день месяца, следующего по истечении шести месяцев после даты получения одной Стороной уведомления другой Стороны.

Совершено в Москве 17 января 2001 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

от 29 июля 2016 года N 00071/16/69976-АП

Направляем Методические рекомендации по исполнению международных обязательств Российской Федерации в ходе принудительного исполнения судебными приставами-исполнителями требований судебных актов и актов иных уполномоченных органов (далее - Методические рекомендации), подготовленные Правовым управлением ФССП России в целях систематизации документов, регламентирующих вопросы исполнения международных обязательств в рамках исполнительного производства.

Методические рекомендации необходимо довести до сведения работников аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России, на которых возложена функция по организации обеспечения соблюдения международных обязательств Российской Федерации, а также судебных приставов-исполнителей.

Считать не подлежащими применению следующие информационные письма ФССП России:

"О порядке оформления и направления в компетентные органы иностранных государств запросов судебных приставов-исполнителей об оказании правовой помощи в сфере исполнительного производства" от 17.04.2008 N 12/07-4645-НВ;

"Об усилении контроля за соблюдением порядка оформления и направления в компетентные органы иностранных государств запросов судебных приставов-исполнителей" от 25.06.2008 N 12/07-8207-СВС;

"О направлении Инструкции по вопросам исполнения на территории Финляндской Республики решений российских судов о взыскании алиментов" от 09.09.2010 N 12/07-19897-СВС;

"О порядке перечисления денежных средств зарубежным взыскателям" от 27.12.2012 N 12/07-33556-АП;

"О направлении запросов о правовой помощи компетентным органам иностранного государства" от 25.06.2014 N 00071/14/36650-СВС;

Директор Федеральной службы
судебных приставов - главный
судебный пристав
Российской Федерации
А.О.Парфенчиков

УТВЕРЖДАЮ
Директор Федеральной службы
судебных приставов - главный
судебный пристав
Российской Федерации
А.О.Парфенчиков
29 июля 2016 года N 0007/9/1

Методические рекомендации по исполнению международных обязательств Российской Федерации в ходе принудительного исполнения судебными приставами-исполнителями требований судебных актов и актов иных уполномоченных органов

I. Общие положения

II. Организация исполнения на территории Российской Федерации судебных и иных актов (исполнительных документов), вынесенных компетентными органами иностранных государств

Исполнение на территории Российской Федерации судебных и иных актов (исполнительных документов), вынесенных компетентными органами иностранных государств, регулируется соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и Законом (часть 4 статьи 3, статья 11 Закона).

Перечень государств, с которыми Российская Федерация имеет договорные отношения, предусматривающие возможность взаимного признания, исполнения судебных и иных актов (исполнительных документов), представлен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - Международные договоры).

Согласно положениям Международных договоров судебный и иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, подлежит исполнению на территории Российской Федерации при наличии одного из следующих условий:

судебный акт или иной акт, вынесенный компетентным органом иностранного государства, прошел установленную законодательством Российской Федерации процедуру признания (экзекватуру);

судебный акт или иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, признается на территории Российской Федерации без процедуры признания (экзекватуры) в силу положений международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, компетентным органом которого такой акт был вынесен.

Для целей Международных договоров с учетом сложившейся практики под судебными актами понимаются судебные решения, судебные приказы и иные, предусмотренные национальным законодательством договаривающихся государств, судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения судом по существу гражданских, семейных дел, экономических споров и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также уголовных дел в части возмещения ущерба, причиненного преступлением.

В случае, если международным договором предусмотрено соблюдение процедуры признания (экзекватуры), то взыскатель, согласно общему правилу для исполнения на территории Российской Федерации судебного акта, вынесенного компетентным органом иностранного государства, должен обратиться в компетентный суд Российской Федерации с письменным ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения данного акта на территории России.

Данное ходатайство должно содержать следующую информацию:

наименование взыскателя, а также его представителя, если ходатайство подается представителем, с указанием их постоянного места жительства;

наименование должника с указанием его постоянного или временного места жительства;

если взыскателем или должником является юридическое лицо, тогда адрес его местонахождения;

наименование организации с указанием ее места нахождения;

просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения судебного акта, существо акта, кем и когда он вынесен;

банковские реквизиты для перечисления взысканных денежных средств.

Ходатайство подается через суд, вынесший акт, для приобщения следующих документов: судебного акта или его заверенной копии, справки о вступлении судебного акта в законную силу, справки о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства, справки об исполнении или неисполнении судебного акта.

Надлежащим образом оформленный пакет документов с сопроводительным письмом этого суда в установленном порядке направляется в компетентный орган иностранного государства (по общему правилу таким органом является орган юстиции государства, где судебный акт был вынесен) для проверки правильности оформления и дальнейшей передачи на рассмотрение компетентным органам Российской Федерации.

В случае признания компетентным российским судом судебного акта иностранного государства российский суд выносит определение о признании и разрешении к принудительному исполнению на территории Российской Федерации иностранного судебного акта и на основании этого определения выдает исполнительный документ по форме, установленной законодательством Российской Федерации.

При поступлении указанного исполнительного документа на исполнение судебному приставу-исполнителю он исполняется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве как исполнительный документ, выданный компетентным органом Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в каждом конкретном случае Международными договорами могут быть предусмотрены дополнительные требования, которые отличаются от общего правила (например, необходимость перевода документов на национальный язык государства, где испрашивается исполнение решения суда, необходимость указания в ходатайстве дополнительной информации о должнике) и должны быть соблюдены взыскателем при подаче ходатайства о признании и разрешении к принудительному исполнению на территории Российской Федерации иностранного судебного акта, иного акта, вынесенного компетентным органом иностранного государства.

Судебные и иные акты, вынесенные компетентным органом иностранного государства, поступившие на исполнение судебному приставу-исполнителю без соблюдения процедуры признания (экзекватуры), когда соблюдение ее является обязательным, подлежат возврату взыскателю или в суд, их направивший, с соответствующими разъяснениями.

В данном случае в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему таких документов выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

В случае, если в Международном договоре Российской Федерации прямо указано, что судебный или иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, признается на территории Российской Федерации без процедуры признания (экзекватуры), то такой судебный акг или иной акт (исполнительный документ) предъявляется на исполнение судебному приставу-исполнителю с учетом особенностей, предусмотренных Международными договорами.

К международным актам, в которых прямо указано, что судебный или иной акт (исполнительный документ), вынесенный компетентным органом иностранного государства, исполняется на территории Российской Федерации без процедуры признания (экзекватуры), относятся:

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Конвенции по административным делам и Федеральным законом от 22.07.2008 N 134-ФЗ "О ратификации Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения" (далее - Закон "О ратификации Конвенции") Российская Федерация исполняет решения, вынесенные компетентными органами Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения по результатам рассмотрения дел об административных нарушениях правил дорожного движения, перечень которых указан в приложении к Конвенции по административным делам, а именно:

нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение легких телесных повреждений;

нарушение водителем транспортного средства обязанности оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия;

управление транспортным средством в состоянии опьянения или под воздействием наркотических, а равно иных веществ, оказывающих подобное воздействие;

невыполнение законного требования работника милиции (полиции) об остановке транспортного средства;

уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения;

передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

При этом в соответствии с Законом "О ратификации Конвенции" в Российской Федерации органом, ответственным за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации указанные функции возложены на Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

В соответствии со статьей 7 Конвенции по административным делам при наложении взыскания за нарушение правил дорожного движения и невозможности его исполнения на территории Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения, когда лицо, совершившее нарушение, проживает на территории Российской Федерации, компетентные органы Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения направляют в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России запрос об исполнении наложенного взыскания с приложением решения по делу об административном нарушении, других документов и доказательств.

Запросы, поступившие в соответствии с Конвенцией из компетентных органов участников Содружества Независимых Государств, направляются по территориальности в орган управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации для рассмотрения по существу и должны быть составлены на русском языке или сопровождаются заверенным переводом на русский язык.

Органом управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации по результатам рассмотрения направляется в территориальный орган ФССП России по месту жительства (пребывания) должника на принудительное исполнение решение компетентного органа Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения о наложении взыскания за нарушение правил дорожного движения с приложением запроса об исполнении наложенного взыскания. При этом решение компетентного органа является исполнительным документом.

При поступлении указанных документов судебному приставу-исполнителю их исполнение осуществляется в порядке, предусмотренном Законом.

Если для исполнения поступило решение компетентного органа Договаривающейся Стороны Конвенции по административным делам, не указанное в приложении к Конвенции, судебный пристав-исполнитель ФССП России выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 31 Закона.

Согласно пункту 2 статьи 31 Закона копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов направляется в орган управления Госавтоинспекции субъекта Российской Федерации, от которого поступили документы, для организации последующей их передачи в соответствии со статьями 2, 3, 8 Конвенции по административным делам компетентному органу Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения.

Если решение компетентного органа Договаривающейся Стороны места совершения правонарушения по делу об административном нарушении правил дорожного движения поступило не от органа государственной власти Российской Федерации, ответственного за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции по административным делам, то поступивший пакет документов без организации его принудительного исполнения в трехдневный срок со дня регистрации направляется в орган управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации для принятия решения в соответствии со статьями 7, 8 Конвенции по административным делам.

В соответствии со статьей 1 Соглашения по хозяйственным спорам судебные акты компетентных судов Республики Беларусь не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории Российской Федерации в таком же порядке, что и национальные судебные акты, на основании исполнительных документов судов, принявших решения. Под компетентными судами Республики Беларусь понимаются хозяйственные суды Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 N 6 "О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь" хозяйственные суды областей (города Минска) Республики Беларусь переименованы в экономические суды областей (города Минска) Республики Беларусь.

В этой связи при поступлении на исполнение судебному приставу-исполнителю исполнительного документа, выданного экономическим судом области (города Минска) Республики Беларусь, необходимо руководствоваться Соглашением по хозяйственным спорам.

В соответствии со статьей 2 Соглашения по алиментам судебные постановления по делам о взыскании алиментов исполняются на территории Российской Федерации в том же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории своего государства, на основании исполнительных документов компетентных судов Республики Беларусь.

Рекомендации по применению данного соглашения содержатся в информационном письме ФССП России N 0007/16/12449-ТИ* от 16.02.2016.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: