Социальный работник как адвокат

Обновлено: 17.04.2024

В целом ряде ситуаций граждане нуждаются в особенной помощи для организации жизни. И в таких случаях поможет социальный работник. Кто может рассчитывать на него и каковы обязанности такого специалиста, читайте в этой статье.

Кому работник социальной службы положен бесплатно

Многие считают, что социальный работник положен только одиноким пенсионерам и инвалидам. Социальная помощь инвалидам и пенсионерам, конечно, самая распространенная в этой сфере. Но на самом деле круг лиц, которые могут рассчитывать на подобную помощь, шире. Предоставить социального работника могут как на постоянной основе, так и временно, если на какой-то период ситуация в семье того, кто претендует на помощь, меняется. Например, если тот член семьи, который ухаживает за недееспособным родственником, уезжает, заболел, потерял работу и т. д.

Кому положена социальная помощь

На социального работника имеют право:

  • Граждане пожилого возраста.
  • Инвалиды.
  • Семьи с маленькими детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
  • Многодетные семьи.
  • Семьи с детьми-инвалидами.
  • Другие граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

То есть закон гарантирует, что социальная помощь малоимущим может быть оказана наравне с другими группами населения, которые испытывают сложности с обслуживанием себя в повседневной жизни. Условия оказания социальной помощи можно уточнить в районном Центре социального обслуживания.

Обязанности социального работника

Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:

  • Покупка продуктов или горячей еды в ближайших магазинах или на ближайших предприятиях питания.
  • Приготовление пищи. При необходимости – помощь в ее употреблении (если состояние здоровья подопечного этого требует).
  • Доставка воды в тех случаях, когда нет центрального водоснабжения или вода оттуда непригодна для питья, топка печей, покупка топлива.
  • Помощь в уборке квартиры. В случае необходимости – организация ремонта.
  • Забота об одежде: сдача в стирку, химчистку и ремонт.
  • Оплата жилья и коммунальных услуг.
  • Покупка и доставка книг, газет, журналов, помощь в отправке писем.
  • Помощь в организации посещения культурных мероприятий – кино, театров, выставок. В случае необходимости сопровождение на такие мероприятия.
  • Санитарно-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь.
  • Помощь в получении образования и устройстве на работу.
  • Помощь в получении путевок в санатории, на лечение, оказание содействия в организации таких поездок.
  • Правовая поддержка (помощь в оформлении документов, получении услуг адвоката и т. д.).
  • Психологическая поддержка.

Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:

  • Оказание экстренной доврачебной помощи.
  • Наблюдение за состоянием здоровья.
  • Выполнение некоторых медицинских процедур.
  • Кормление.

Куда обратиться для получения услуг социального работника

Важно! Если к вам пришли люди, по собственной инициативе предлагающие какие-то услуги, подающиеся под видом «помощи социального работника», это мошенники! Настоящие социальные работники не ходят по квартирам и не навязывают себя. Перед тем как подавать заявление, убедитесь, что вы нашли верный телефон и адрес, действительно собираетесь обратиться в Центр социального обслуживания. К сожалению, пожилые люди, инвалиды зачастую оказываются самыми беззащитными перед действиями злоумышленников. Поэтому очень важно контролировать, что предлагаемая помощь будет настоящей и не причинит подопечному вреда, физического или материального. Адресная социальная помощь оказывается профессионалом после того, как заключен официальный договор.

Какие документы нужно предоставить

Вместе с заявлением потребуется предъявить следующие документы:

  • Документ, удостоверяющий личность (чаще всего – паспорт).
  • Если заявление подает представитель или родственник – документ, подтверждающий право на совершение подобных действий (например, паспорт, в котором указывается степень родства).
  • Документ, подтверждающий место проживания.
  • Документы о составе семьи, условиях проживания, доходах каждого из членов семьи.
  • Если социальный работник нужен инвалиду – справка об инвалидности и программа персональной реабилитации.
  • Заключение о состоянии здоровья.

Если с документами все в порядке и Центр выносит положительное решение относительно вашего случая, между вами и Центром социального обслуживания заключается договор, в соответствии с которым нуждающемуся человеку будет оказываться социальная помощь.

Важно! В договоре должны быть прописаны все обязанности социального работника и условия оказания услуг: то есть что делает социальный работник и с какой периодичностью. С самого начала работы заводится специальный журнал, в него записывается все, что было сделано в рамках договора. Оказание услуг заверяется подписью социального работника и гражданина, который получает социальную помощь. Руководство Центра социального обслуживания ежемесячно проверяет этот журнал, он – документ, по которому можно судить, насколько хорошо выполняется работа. Если случится конфликт, то в первую очередь будут смотреть этот документ.

Тарифы на услуги социального помощника

Социальная помощь населению оказывается бесплатно в тех случаях, когда человек действительно имеет право и основания для их получения. Чтобы исключить ошибки и случаи подлога, все документы гражданина тщательно проверяются перед тем, как с ним будет заключен договор на оказание социальных услуг на дому.

Как часто должен приходить социальный помощник

Социальный работник приходит с той периодичностью, которая требуется в конкретной ситуации. Это могут быть ежедневное посещение или визиты каждые 2–3 дня. То, насколько часто социальный работник будет посещать своего подопечного, прописывается в договоре. Если ситуация со временем меняется, можно изменить и график визитов.

Что делать, если не устраивает работник социальной службы

Если гражданина не устраивает то, как социальный работник помогает ему, необходимо в первую очередь обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой проверить качество работы. Здесь пригодится журнал, о котором мы говорили выше. Именно в него в первую очередь заглянет проверяющий. Так как все действия заверяются подписями работника и гражданина, чаще всего журнал помогает понять реальную картину и оценить, насколько хорошо выполняется работа.

Основания для прекращения государственной социальной помощи

Прекращение социальной помощи возможно как по инициативе гражданина, так и социальной организации.

Так, например, человек теряет право на социального работника в том случае, если выясняется, что при подаче документов он сообщил неверные сведения – о составе семьи, доходах, состоянии здоровья. В этом случае ситуация будет пересмотрена, и, если нет оснований для оказания социальной помощи на дому, договор расторгнут.

Можно отказаться от социального работника и по собственной инициативе: например, если изменилась ситуация, в которой он требовался. Как вы помните, основанием сейчас служит не только возраст и инвалидность, но и попадание в сложную жизненную ситуацию – потеря работы, отсутствие источников дохода, серьезная травма и т. д. Подобные ситуации могут изменяться со временем, и, если гражданин понимает, что ему помощь больше не нужна, он может обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой расторгнуть договор по причине того, что теперь он может организовывать свою жизнь и обслуживать себя сам.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

В теории социальной работы раскрытие понятия и сущности конкретных социальных ролей является важным при построении или изучении конкретных теоретических моделей, концепций и парадигм социальной работы с точки зрения определения места и функциональных обязанностей социального работника по отношению к клиенту, его ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Профессиональные роли социального работника в теории социальной работы………………………………………………………………..4
Глава 2. Роль социального адвоката как профессиональная роль социального работника…………………………………………………………………………10
Глава 3. Роль социального посредника как профессиональная роль социального работника………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………. 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

Защита клиентов обеспечивается профессионалами для облегчения доступа клиентов к различным формам социального обеспечения в целях улучшения их положения. Защита по делу направлена на достижение социальных изменений в пользу социальных групп, к которым принадлежат клиенты. Важной частью практики является работа по соблюдению прав на социальное обеспечение, которая гарантирует клиентам, получающим определенные социальные пособия, право на другие виды социального обеспечения. Первоначально эта деятельность предполагала обеспечение клиентов денежными социальными пособиями, но теперь она рассматривается более широко. Она связана с правами, поскольку, в отличие от многих видов социальных услуг, такая социальная помощь часто основывается на данных законом правах.

На вопрос о том, является ли такая деятельность неотъемлемой частью социальной работы, нет однозначного ответа, поскольку работа по защите прав на социальное обеспечение больше полагается на анализ законных прав и их отстаивание в официальных учреждениях, чем на использование опыта межличностных отношений в терапевтических целях. Однако границы здесь размыты, так как для того, чтобы понять права людей и помочь им осознать их, необходим опыт взаимоотношений. Кроме того, нужен опыт защиты, чтобы действовать от имени клиента в других формах социальной работы.

Сделать так, чтобы люди получали всё, что им полагается от других служб, является важной частью социальной работы. Оценка и защита специализированного социального обеспечения могут потребовать привлечения других специалистов, не связанных с социальной работой. Бэйтмэн разрабатывает положение о навыках, необходимых для такой работы. При этом он использует методы, широко применяемые в социальной работе. Деятельность по соблюдению прав на социальное обеспечение Бэйтмен называет «принципиальной защитой», политикой получения от системы социального обеспечения как можно большей помощи, без заключения с ней соглашения, связанного с притеснениями. Это требует сосредоточения внимания на определенных видах интервьюирования, следования ценностным принципам социальной работы, а не только желаниям и указаниям клиента, как это бывает в адвокатской деятельности. Решающую роль имеют напористость и умение вести переговоры.

Другая форма защиты, включающая различные элементы услуг, возникла в 1980-е годы. Поначалу она была направлена на развитие у людей с психическими заболеваниями и задержкой умственного развития способности управлять своей жизнью. Возникло движение по оказанию помощи этим клиентам в предоставлении гражданских прав в рамках существующих институтов и выписке из заведений, где они содержались по принуждению. Особенно было важно содействовать в независимости людей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Самозащита, главным образом, для людей с задержкой умственного развития, включает помощь в обеспечении возможности заявлять о себе. При групповой деятельности люди собираются для обсуждения своих ситуаций и используют поддержку для того, чтобы рассказать о своих проблемах и выразить пожелания. Большую роль в защите прав клиентов имеет международная адвокатская группа “People First”. Защита граждан осуществляется с привлечением добровольцев для развития отношений с потенциально изолированными клиентами с целью понимания и представления их нужд. Защита равных (равных по происхождению, образованию, возрасту или другому признаку) — peer advocacy — связана с организациями самопомощи, в которых клиенты после перенесенных жизненных трудностей работают совместно для репрезентации своих индивидуальных потребностей. [6, с.350-352]

Более широкий взгляд на защиту предлагают американские исследователи Шнайдер и Лестер. Они переносят навыки социальной работы широкого профиля в практику, ориентированную на сохранение различных законодательных и социальных прав.

Соответствующая область социальной работы на макроуровне (например, Брюггеманн) отражает системный подход, характерный для американской школы социальной работы. В рамках этого подхода защита по делу включается в более широкие направления работы по изменению микросоциальной среды и достижению социальных перемен. [6, с.360]

Начиная с 60-х годов на Западе появилось немало представителей нового интеллектуального направления мысли, которые выступают с особо резкой критикой современных капитализма и государства. Они часто изображают социальную работу прислужницей эксплуататорского строя, которой поручен контроль за маргиналами. В таком понимании роль социального работника оказывается сродни роли полицейского или тюремного надзирателя, задача которых - сохранение господствующего порядка. Самым влиятельным представителем этого направления мысли стал в настоящее время Фуко. Продолжая линию, начатую Маркузе в 60-х годах и еще раньше Гофманом, Фуко заключил, что последние два столетия характеризовались беспрецедентным укреплением государственного аппарата, превращением его в ведущий механизм контроля за поведением людей, "которые огосударствляются". Подобная интерпретация при всей своей научной значимости превращает социальную работу просто в одно из щупалец гигантского спрута, именуемого "государством".

На самом деле все гораздо сложнее. Социальные работники никогда не были лишь послушными исполнителями воли государства. Их профессиональные союзы, в отличие от других профсоюзов, часто берут на себя защиту интересов не только своих членов, но и своих "клиентов". Социальные работники действительно выполняют функцию "мягкого" контроля за маргинализированными слоями населения, но одновременно выступают как их защитники, их рупор, а порой даже как прямые организаторы их активной борьбы за свои права. Более того, в современных условиях, когда в погоне за сенсацией средства массовой информации часто искажают суть социальных проблем, именно социальные работники оказываются владельцами более достоверной информации о масштабах социальных бедствий, маргинализации, неравенстве, угнетении, отчаянии. Эти знания потенциально обладают радикализирующей силой [9].

Исходя из вышесказанного, можно говорить о бесспорном превалировании роли социального адвоката в социально-радикальной модели. В ее основе лежат модели защиты и «наделения полномочиями», «социальной адвокатуры», развития самосознания представителей различных социальных групп. Она развивается как часть движения за права человека (борьба с дискриминацией по расовым признакам, национальными предрассудками, против помещения людей на длительный срок в учреждения различного типа, в том числе преступников), так как ответственность за социальные изменения в этом случае как бы перекладывается на самого клиента, восстанавливающего свой жизненный потенциал с помощью социального работника.

Данная теория не касается технологии помощи клиентам, чьи способности, как бы их ни активизировали и ни «освобождали», не соответствуют широте свободы и власти распоряжения собственной жизнью, которые может получить клиент (например, ребенок, душевнобольной). Технология защиты и «наделения полномочиями» может способствовать развитию активности многих угнетенных, отвергнутых, несчастных, но это не исключает и специальных терапевтических методик при работе с отдельными группами клиентов, оказания им профессиональной помощи, вмешательства в их жизнь. [8, с.63]

Есть и другой вариант — участие социального работника в процессах, идущих в обществе, направленных на изменение, улучшение условий жизнедеятельности общества. Сторонники социально-радикальной модели считают, что в тех профессиональных ролях, которые выполняет социальный работник, он объективно становится участником процессов реформирования: роль социального адвоката (социального защитника) лежит в основе социально-радикальной модели. Для того чтобы стать таким социальным защитником, с точки зрения социально-радикальной модели, социальный работник должен способствовать развитию самосознания представителей различных социальных групп.

Защищать клиента можно по-разному: сложности с оформлением пенсии, и тому подобные, а социальный работник идёт и исправляет, добивается этого оформления. С точки зрения социально-радикальной модели, такой защиты недостаточно: дело не в конкретном человеке, не в учреждении Пенсионного фонда, а в самой системе пенсионного обеспечения. То есть, выходит, что социальная защита заключается в том, чтобы «бороться» с источником бед. Человек обращается к социальному работнику не потому, что сам такой слабый, а потому что система такая — и социальный работник вовлекает клиента в процесс реформирования.

Стоит учесть, что исторические, социальные условия страны играют свою роль. В России это направление пока не актуально, потому что люди не хотят, чтобы их куда-то вовлекали. В странах с развитой демократией, развитой социальной системой данное направление существует и развивается как часть движения за права человека.

Подводя итог, можно охарактеризовать роль социального адвоката. Это социальный работник, который выступает защитником прав клиента перед социальными службами, которые по каким-то причинам отказывают ему в предоставлении конкретных услуг, выплат или других привилегий. Социальный адвокат представляет интересы клиента в суде (в качестве свидетеля или общественного защитника) и может при участии и воле клиента инициировать судебное разбирательство, если трудная жизненная ситуация клиента обусловлена нарушением его прав и свобод. Социальный адвокат способствует выписке клиентов из учреждений, где тех держали по принуждению. И, наконец, социальный адвокат активизирует жизненную позицию клиентов, направляет их усилия на изменение социальной среды, представляет их интересы на макроуровне, становится участником процессов реформирования в обществе.

Важными в этом случае становятся напористость, убедительность, умение вести переговоры, критичность и следование принципам социальной работы (социальный работник должен объективно оценивать ситуацию и уметь выбрать, в каком случае клиент прав и нужно защищать его права, а в каком случае нужно сдерживать его), а также знание правовой базы социальной работы.

Глава 3. Роль социального посредника как профессиональная роль социального работника.

Роль посредника часто называют основной функцией специалиста по социальной работе. Общество — сложная многокомпонентная самоорганизующаяся система. Каждый член социума вовлечен во множество социальных связей, зависимостей, в совокупности составляющих микросоциум личности. Успешное функционирование человека в микросоциуме обусловлено рядом субъективных и объективных факторов, нарушение какой-либо социальной связи влечет за собой ощутимые последствия для человека в виде самых разных жизненных проблем.

Так, например, потеря здоровья (инвалидизация) рождает множество проблем:

— социально-экономические — лишение привычного уровня обеспеченности, дисбаланс в сфере потребления (большая часть доходов тратится на поддержание уровня здоровья, платные медицинские процедуры, лекарства и т.д.), вынужденный уход из производственной сферы;

— социально-психологические — сокращение круга общения, ощущение собственной бесполезности, снижение самооценки, формирование негативно-окрашенной Я-концепции и др.;

— социально-педагогические — трудности в воспитании детей, межличностные конфликты в семье и другие жизненные обстоятельства.

Для решения возникших трудностей и проблем необходима помощь специалистов различных направлений, однако состояние личности, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, не позволяет человеку сделать несколько «стартовых усилий», т.е. искать координаты специалиста, записываться на прием, рассказывать о своих проблемах.

Специалист по социальной работе, являясь, по определению многих авторов, «проводником социальных перемен», обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами. Для реализации посреднической функции специалист аккумулирует информацию обо всем спектре предоставляемых в учреждениях услуг, условиях, формах, методах работы с клиентами. Социальный работник осуществляет связь с нужным специалистом, может охарактеризовать жизненную ситуацию клиента (с его согласия), то есть фасилитирует процесс оказания профессиональной помощи представителями других профилей и, следовательно, процесс получения помощи клиентом. [1, с.39-40]

Профессор Саралиева З.Х. считает, что роль социального посредника заключается в том, чтобы помочь людям более эффективно взаимодействовать со своей средой, в каком-то смысле, «прикрепить» клиента к конкретной социальной группе — то есть помочь человеку найти своё место в той социальной среде, в которой он находится. Выделяются функции социального посредника:

— оценка ситуации клиента;

— оценка источника возникновения той или иной проблемы;

— предоставление информации о состоянии клиента, о той работе, которая с ним проводится;

— направление клиента в то или иное учреждение социальной защиты;

— защита прав и интересов клиента;

— обеспечение связи между социальными службами, которые оказывают помощь клиенту.

Таким образом, можно заметить, что роль социального посредника включает в себя функции, характерные для других ролей. Например, обеспечение связи между социальными службами, которые оказывают помощь клиенту характерно для ролей организатора и медиатора; оценка источника возникновения той или иной проблемы является функцией оценивателя; сбор и предоставление информации о состоянии клиента, о той работе, которая с ним проводится, осуществляет менеджер информации; направление клиента в то или иное учреждение социальной защиты характерно для брокера, а защита прав и интересов клиента — поле деятельности адвоката. Всё это отражает основную идею профессора Саралиевой: в ходе своей профессиональной деятельности социальный работник оказывает широкий спектр социальных услуг, а значит профессиональным требованием является то, что социальный работник должен быть готов осуществлять различные роли.

В теории социальной работы раскрытие понятия и сущности конкретных социальных ролей является важным при построении или изучении конкретных теоретических моделей, концепций и парадигм социальной работы с точки зрения определения места и функциональных обязанностей социального работника по отношению к клиенту, его ситуации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Профессиональные роли социального работника в теории социальной работы………………………………………………………………..4
Глава 2. Роль социального адвоката как профессиональная роль социального работника…………………………………………………………………………10
Глава 3. Роль социального посредника как профессиональная роль социального работника………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………. 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

Глава 1. Профессиональные роли социального работника в теории социальной работы……………………………………………………………… ..4

Глава 2. Роль социального адвоката как профессиональная роль социального работника……………………………………………………… …………………10

Глава 3. Роль социального посредника как профессиональная роль социального работника……………………………………………………… ….17

Список использованной литературы…………………………………………. 24

Профессиональная роль — конкретная модель поведения, предписываемая лицу, имеющему определенный профессиональный статус. Понятие профессиональной роли важно для определения функций, профессиональных навыков и ценностных ориентаций, необходимых социальному работнику в его профессиональной деятельности.

Исходя из того, что практическая деятельность в социальной работе нацелена как на разрешение проблем клиента (выявление проблем личности, группы, социального слоя; регулирование социальных отношений и приведение их в соответствие с требованиями цивилизованного общества; создание условий, при которых объект деятельности сможет самостоятельно функционировать в социальной сфере; формирование ответственности, как личности, так и общества за социальное и индивидуальное развитие и т.д), так и на взаимодействие с различными службами, учреждениями, организациями, способствующими их решению, можно сказать, что роли социального адвоката и социального посредника являются одними из важнейших и наиболее широко применимых в социальной работе.

В теории социальной работы раскрытие понятия и сущности конкретных социальных ролей является важным при построении или изучении конкретных теоретических моделей, концепций и парадигм социальной работы с точки зрения определения места и функциональных обязанностей социального работника по отношению к клиенту, его ситуации.

Глава 1. Профессиональные роли социального работника в теории социальной работы.

В квалификационном справочнике указываются следующие должностные обязанности специалиста по социальной работе:

— выявление людей, нуждающихся в помощи;

— установление причин их трудностей;

— содействие в разрешении проблем и обеспечение социальной защиты;

— интеграция деятельности служб, учреждений и организаций для оказания социальной помощи;

— содействие в семейном воспитании и в заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;

— проведение психолого-педагогических консультаций по вопросам семьи и брака, воспитательной работы с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.

Кроме того, специалист организует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы, участвует в деятельности по созданию центров социальной помощи семье, приютов, молодежных, подростковых и детских центров, клубов и ассоциаций, оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве и т.д.

Наряду с организацией и осуществлением помощи, специалист стимулирует развитие собственных сил клиента, представляет его интересы в различных организациях, информирует органы власти и управления о наличии социальных проблем и оказывает на них воздействие с целью их решения.

Профессиональные обязанности специалиста обусловливают его роли — он выступает как социальный адвокат, посредник, социальный педагог, консультант, мобилизатор клиента, организатор деятельности социальных служб, эксперт и т.д. Специалист исполняет свои роли, работая в социальных службах учреждений, предприятий и организаций различных ведомств, в образовательных, культурных и медицинских учреждениях, домах и микрорайонах, а также занимаясь частной практикой.

Действия специалиста в его профессиональных ролях представляют собой совокупность конкретных операций, необходимых для реализации целого ряда профессиональных функций. По содержанию его деятельности выделяют:

— посредническую функцию (обеспечение содействия и участия в решении проблемы органов власти, других социальных учреждений);

— правозащитную функцию (использование законов и других правовых актов для защиты прав клиента и оказания ему помощи);

— информационную функцию (обеспечение нуждающихся в социальной помощи информацией о социальных услугах);

— психологическую, педагогическую, социально-медицинскую, социально-бытовую функции (выявление необходимости и содействие в оказании соответствующей помощи различным категориям населения) и др [4, с.178].

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Профессор Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функции [3]:

    • Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).
    • Брокер (Broker) — социальный работник, направляющий
      людей в существующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.
    • Посредник, «буфер» (Mediator) — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем, чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.
    • Адвокат, защитник (Advocate) — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества.
    • Оцениватель (Evaluator) — социальный работник, который собирает информацию, оценивает проблемы людей, групп,
      сообществ, помогает принять решение для действия.
    • Мобилизатор (Mobilizer) — социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или (после того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.
    • Учитель (Teacher) — социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.
    • Корректор поведения (Bavior Charger) — социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в
      поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.
    • Консультант (Consultant) — социальный работник, который действует совместно с другими работниками или агентствами с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.
    • Проектант сообществ (Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности сообществ.
    • Менеджер информации (Data manager) — социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.
    • Администратор (Administrator) — социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (проектом) или социальной службой.
    • Практик (Caregwer) — социальный работник, который обеспечивает конкретную постепенную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на местах [5, с.82].

    Функционал этих ролей достаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия практической работы — с детьми, подростками, пенсионерами, безработными, инвалидами и т. д. возникает возможность повышения эффективности профессиональной деятельности социального работника.

    Профессор Саралиева З.Х. придерживается противоположного подхода. Она считает, что социальный работник не должен ориентироваться на выполнение какой-то одной узкой роли, а должен быть готов осуществлять различные роли. Их она выделяет 9:

    — посредник общественных служб;

    — инструктор по социальной адаптации;

    — менеджер по рабочей нагрузке;

    — специалист по работе с кадрами;

    — агент по изменению социальной среды;

    Такое деление можно назвать условным, каждая роль проявляется через определенные характеристики.

    Профессор Холостова Е.И. предлагает, с учетом отечественной социальной практики, выделять более укрупненные и обобщенные роли социального работника:

      1. Практический социальный работник, чьи функции могут изменяться от добровольца по оказанию помощи в надомном обслуживании до практического психолога-консультанта, который тоже непосредственно контактирует с клиентами.
      2. Общается с клиентами, но на другом уровне и с другими целями организатор, чьей задачей является создание группы, команды из других социальных работников, клиентов, жителей для решения совместной задачи. Ему должны быть свойственны особые умения работать в команде и личностная предрасположенность к этому.
      3. Администратор-управленец, действующий в учреждениях разных типов и на разных уровнях, работает не только с людьми, но и с социальными институтами, организует командную деятельность не только непосредственно, но и опосредованно.
      4. Преподаватель — от университетского профессора до тренера, инструктора практики.
      5. Важное место занимает также функциональная роль супервизора, в которой специалисты могут выступать постоянно или в качестве временного дополнения к другим своим ролям. В таком качестве супервизор выступает наставником, контролером, советчиком, консультантом, а иногда и организатором практики для лиц, обучающихся социальной работе.
      6. Наконец, достаточно специфична социальная роль исследователя социальной работы, хотя нетрудно усмотреть ее функциональную связь со всеми другими ролями. [8, с.58]

    Стоит отметить, что Зимняя И.А. рассматривает такое деление как группы социальных ролей, или уровни социальной работы [3].

    Таким образом, оценивая различные точки зрения на набор профессиональных ролей социального работника, можно сказать, что область применения социальной работы очень обширна. С другой стороны необходимо отметить недостаточную изученность и проработанность темы профессиональных ролей, о чем говорит отсутствие единого мнения, очень широкий разброс всевозможных функций, которые должен исполнять социальный работник.

    Глава 2. Социальный адвокат как профессиональная роль социального работника.

    И.А. Зимняя определяет роль социального адвоката как деятельность по борьбе за права и достоинство людей, нуждающихся в социальной помощи. Эта деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей и/или сегмента общества. [3]

    Кроме того, понятие о роли социального адвоката можно дать через определение защитной функции социального работника: в случаях, когда трудная жизненная ситуация вызвана неправомочными действиями третьих лиц, нарушающими права и свободы клиента, специалист может выступать в качестве инициатора судебного разбирательства по установленному факту нарушения прав и свобод клиента, свидетеля на судебном заседании, а также, если это необходимо, в качестве общественного защитника. [1, с.41] Роль социального адвоката включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

    Роль социального адвоката можно описать понятием «защита», которое выступает как представление, интерпретация, выражение интересов клиента перед властными общественными группами.

    В начале своего развития защита рассматривалась как обслуживание клиентов. Фреддолино и другие выделяют следующие четыре типа защиты клиентов:

    — защиту людей из групп риска;

    — создание поддержки, улучшающей функционирование;

    — защиту и продвижение требований или просьб;

    — поддержку идентичности и контроль.

    Третий тип развивался в течение 1970-х годов по двум направлениям, к которым относятся защита клиентов и защита по делу (cause advocacy).

    Если вам нужен социальный работник, обратитесь в Центр социального обслуживания своего района и предоставьте пакет документов. Каких именно, рассказываем в этой статье.

    Содержание

    Пожилые люди или те, кто временно потерял полную работоспособность в результате травмы или болезни, могут нуждаться в специализированной помощи. В этом случае на помощь приходит социальный работник. К сожалению, не все знают, как именно оформить такую социальную помощь. Рассказываем в этой статье, куда обратиться и какие документы предоставить.

    Куда обратиться для получения услуг социального работника

    Важно! Если к вам пришли люди, по собственной инициативе предлагающие какие-то услуги, подающиеся под видом «помощи социального работника», это мошенники! Настоящие социальные работники не ходят по квартирам и не навязывают себя. Перед тем как подавать заявление, убедитесь, что вы нашли верный телефон и адрес, действительно собираетесь обратиться в Центр социального обслуживания. К сожалению, пожилые люди, инвалиды зачастую оказываются самыми беззащитными перед действиями злоумышленников. Поэтому очень важно контролировать, что предлагаемая помощь будет настоящей и не причинит подопечному вреда, физического или материального. Адресная социальная помощь оказывается профессионалом после того, как заключен официальный договор.

    Какие документы нужно предоставить

    Вместе с заявлением потребуется предъявить следующие документы:

    • Документ, удостоверяющий личность (чаще всего – паспорт).
    • Если заявление подает представитель или родственник – документ, подтверждающий право на совершение подобных действий (например, паспорт, в котором указывается степень родства).
    • Документ, подтверждающий место проживания.
    • Документы о составе семьи, условиях проживания, доходах каждого из членов семьи.
    • Если социальный работник нужен инвалиду – справка об инвалидности и программа персональной реабилитации.
    • Заключение о состоянии здоровья.

    Если с документами все в порядке и Центр выносит положительное решение относительно вашего случая, между вами и Центром социального обслуживания заключается договор, в соответствии с которым нуждающемуся человеку будет оказываться социальная помощь.

    Важно! В договоре должны быть прописаны все обязанности социального работника и условия оказания услуг: то есть что делает социальный работник и с какой периодичностью. С самого начала работы заводится специальный журнал, в него записывается все, что было сделано в рамках договора. Оказание услуг заверяется подписью социального работника и гражданина, который получает социальную помощь. Руководство Центра социального обслуживания ежемесячно проверяет этот журнал, он – документ, по которому можно судить, насколько хорошо выполняется работа. Если случится конфликт, то в первую очередь будут смотреть этот документ.

    Тарифы на услуги социального помощника

    Социальная помощь населению оказывается бесплатно в тех случаях, когда человек действительно имеет право и основания для их получения. Чтобы исключить ошибки и случаи подлога, все документы гражданина тщательно проверяются перед тем, как с ним будет заключен договор на оказание социальных услуг на дому.

    Как часто должен приходить социальный помощник

    Социальный работник приходит с той периодичностью, которая требуется в конкретной ситуации. Это могут быть ежедневное посещение или визиты каждые 2–3 дня. То, насколько часто социальный работник будет посещать своего подопечного, прописывается в договоре. Если ситуация со временем меняется, можно изменить и график визитов.

    Что делать, если не устраивает работник социальной службы

    Если гражданина не устраивает то, как социальный работник помогает ему, необходимо в первую очередь обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой проверить качество работы. Здесь пригодится журнал, о котором мы говорили выше. Именно в него в первую очередь заглянет проверяющий. Так как все действия заверяются подписями работника и гражданина, чаще всего журнал помогает понять реальную картину и оценить, насколько хорошо выполняется работа.

    Какую помощь может оказывать социальный работник, читайте в нашей статье.

    Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

    При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.



    На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.

    Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.

    В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.

    К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:

    • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в котором прописаны основные принципы социального обслуживания, даны определения понятиям «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги».
    • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.

    Профессиональный стандарт социального работника

    Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).

    В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.

    Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:

    - среднее профессиональное образование - программы подготовки рабочих и служащих (профессиональное обучение)

    - среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;

    Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.

    Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:

    • отсутствие профильного образования у работников

    До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.

    • разобщенные требования к образованию и опыту работы при трудоустройстве

    Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.

    • сложности у работодателей в проведении аттестации сотрудников

    Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.

    Функции и обязанности социального работника

    Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:

    Социально-бытовые и социально-медицинские услуги

    Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.

    Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного. В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов). Еще одна функция - содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств.


    Специфика деятельности социального работника

    Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.

    Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
    Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.

    Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.


    Аттестация социальных работников

    Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

    Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.

    Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

    Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи .

    Какое обучение необходимо для работы

    Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.

    Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник». Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца. Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом. Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.

    Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: