Социальное государство как сложная организационная и правовая система

Обновлено: 19.04.2024

Общая характеристика механизма социального государства

В условиях рыночной экономики необходимым условием предупреждения и снижения социальной напряженности, неизбежно возникающей в связи с разрывом уровня доходов богатых и бедных слоев населения, а также в связи с неравномерным распределением социальных благ, выступает проведение социальной политики, позволяющей говорить о той или иной стране как о социальном государстве.

С учетом обозначенной важности социального государства, в специальной литературе уделяется большое внимание изучению вопроса о механизме соответствующего государства, как постоянно действующего «координатора» доступных только ему инструментов защиты широких слоев населения, выраженных в деятельности разнообразных органов государственной власти и их должностных лиц.

В общем виде, механизм социального государства может быть охарактеризован как инструмент перераспределения доходов в условиях рыночной экономики, посредством системы предоставления социальных услуг и субсидий, вкупе с необходимым для их финансирования налоговым бременем.

Иными словами, реально действующий механизм социального государства позволяет слоям населения с низким уровнем доходов, повышать собственную долю в общественном потреблении благ, делая таковую более справедливой и достойной для каждого члена общества.

В то же время, необходимость научно-обоснованного изучения и законодательного совершенствования обозначенных механизмов обуславливаются тем, что такое перераспределение благ и доходов в условиях социального государства не должно способствовать устранению стимула к достижению более высоких доходов – в этой связи, помощь и поддержка в условиях социального государства должна оказываться только тем категориям граждан, которые реально нуждаются в таковой.

В свою очередь, в качестве основных элементов механизма социального государства могут быть названы:

  • Социально-направленная государственная бюджетная политика (включая налоговую политику). В специальной литературе существует мнение о том, в наибольшей степени соответствует целям и задачам социального государства внедрение системы прогрессивного налогообложения, в соответствии с которой, степень налогового бремени различается в зависимости от уровня доходов конкретного гражданина. Считается, что такая система позволяет обеспечить «выравнивание» первичного перераспределения доходов, при неуклонном контроле государства за прозрачностью и легальностью соответствующих доходов;
  • Пенсионное обеспечение, позволяющее гарантировать материальную поддержку гражданам, неспособным в силу возраста или состояния здоровья продолжать трудовую деятельность, за счет перераспределения в их пользу части доходов трудоспособного населения;
  • Социальное обеспечение, предполагающее государственное участие в оказании материальной помощи гражданам, постоянно или временно утратившим трудоспособность, а равно гражданам с низким уровнем доходов, выраженное, в том числе, в предоставлении прямых материальных трансфертов.

Готовые работы на аналогичную тему

Классическими примерами мер социальной поддержки, выраженных в прямых трансфертах нуждающимся слоям населения выступают пособия по безработице (неполной занятости), детские пособия, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг для определенных категорий населения, и т.д.

Система механизмов социального государства

Наряду с обозначенными выше инструментами, безусловно характерными для механизма социального государства, в специальной литературе обращается внимание на то, что система механизмов социального государства может быть представлена следующим образом:

  1. Финансово-бюджетный механизм, посредством внедрения и реализации которого на практике регламентируются вопросы образования и использования финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения разнообразных мероприятий социальной направленности. В общем виде можно говорить о том, что обозначенный механизм одновременно состоит из двух составляющих – в рамках первой происходит упорядочение финансового обеспечения социальной политики (например, корректировка ставок обязательных взносов в фонды социального, медицинского страхования, и т.д.), в рамках второй – аккумулируются финансовые ресурсы из различных поступлений для непосредственного осуществления государственной поддержки при наличии соответствующей необходимости;
  2. Налоговые рычаги и стимулы: ранее была отмечена важность обозначенных компонентов в механизме социального государства. При этом представляется целесообразным подчеркнуть, что данный механизм также отличается определенной сложностью внутренней организации, так как одновременно включает в себя меры воздействия на работодателей (например, путем предоставления налоговых льгот для тех из них, которые используют труд лиц пенсионного возраста и инвалидов), и самих граждан (например, посредством предоставления подходящих условий для развития собственной социальной защищенности и повышения уровня доходов);
  3. Собственно административные решения, реализуемые отдельными звеньями государственного аппарата. Для данного элемента механизма социального государства характерны решения, способствующие изменению порядка социальной поддержки отдельных категорий населения (несовершеннолетних, молодежи, пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста, и т.д.), принимаемые органами государственной власти и управления различного уровня.

Нормативно-правовой (законодательный) компонент механизма социального государства

Наряду с тремя обозначенными выше элементами социального государства, в специальной литературе традиционно выделяется четвертый, характеризующейся особой значимостью в виду его общеобязательного значения.

Таким компонентом выступает нормативно-правовой (законодательный) механизм, прорабатываемый органами законодательной власти, фиксируемый ими в содержании положений действующего законодательства и отражающий общие направления социальной политики и правила взаимодействия различных социальных институтов.

Содержание обозначенного компонента механизма социального государства состоит в совокупности актов различной юридической силы, включая кодифицированные и некодифицированные законы, подзаконные акты, акты ведомственного нормотворчества, и т.д.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

Признаки социального государства.

Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. Поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. Охрана труда и здоровья людей;

3. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. Поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. Финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. Борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. Поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. Забота о сохранении мира в обществе.

Типы социального государства:

- первичное социальное государство;

- государство социальных услуг;

- государство социального благоденствия;

Периодизация развития социального государства:

- первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) - социалистический;

- второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) - правового социального государства;

- третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) - государство социальных услуг;

- четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) - государство всеобщего благоденствия;

- пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

- шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство.

Первый тип социального государства - первичное социальное государство был связан с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым ("социалистическим") и вторым ("правовым") этапами развития социального государства. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур порождает специфические функции, не свойственные иным государствам.

На третьем этапе развития, обозначенном как государство социальных услуг, происходит переход государства к активной социальной политике, выражающейся в появлении таких функций, как предоставление социальных услуг и обеспечение занятости.

Для второго типа государства – государство социальных услуг свойственно уже не только удовлетворение индивидуальных социальных потребностей в социальной защите, минимизации социальных рисков и прочее, но и активная социальная политика создания социально комфортной жизненной среды, удовлетворения социальных потребностей, не регулируемых рынком, создание полезностей для всего государства.

Государство становится субъектом удовлетворения социальных потребностей человека, государством, которое служит обществу и отдельному человеку. К государству социальных услуг сегодня относятся многие страны Европы и Америки и некоторые страны Азии и Африки. Для них характерны наличие всего комплекса функций первичного социального государства, предоставление государством социальных услуг, усилия по обеспечению полной занятости и активная (предупреждающая) социальная политика.

Третий тип – государство всеобщего благоденствия.

Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни обусловливают появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от не страховых рисков, тотальное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики.

Последний выделенный этап развития социального государства был обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. Главной особенностью данного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики.

Четвертый Тип социального государства, формирующегося на данном уровне, содержит все признаки такого государства и может быть обозначен как собственно социальное государство. Только в таком государстве совпадают социальные цели и механизмы их достижения, получают развитие основные принципы социального государства, реализуются его основные функции, снимаются вынужденные противоречия, существующие в прежних, переходных видах.

Правовое государство– форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Локка, Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве в США и Франции в конце 18 века. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

· Господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе и над органами власти.

· Признание и гарантирование прав и свобод человека (см.: Всеобщая Декларация прав человека). Эти права даны человеку фактом его рождения, а не дарятся правителями.

· Взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено органам власти, им запрещено».

· Разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране, а механизм сдержек и противовесов удерживает ветви власти в рамках конституционных полномочий.

· Разграничение полномочий между органами власти различных уровней.

· Контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных орга­низаций, СМИ и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система, законодательство можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом, лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах и другие.

Социальное государство – форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в 19 веке. Впервые социальный характер государства был провозглашен в конституции ФРГ 1949 года. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине 20 века.

Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение мате­риальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стар­товые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов: высокого уровня экономического развития страны; наличия правового государства; соответствующего уровня политической культуры граждан. Статус социального государства официально закреплен в консти­туциях Германии, Испании, Франции, России и других государств.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает, что «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

· Обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;

· Установление минимального размера оплаты труда;

· Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;

· Развитие системы социальных служб;

· Установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;

· Недопущение резкого имущественного расслоения;

· Осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.

Вопросы для повторения:

1. в каких значениях применяют термин «государство»?

2. какие теории сущности государства существуют?

3. каково содержание понятия «государство»?

4. каковы функции государства?

5. что означает понятие « государственный аппарат», каковы принципы его работы?

6. что означает понятие «правовое государство», каковы его базовые принципы?

Со второй половины XX в. в концептуально-понятийный аппарат государствоведения и юриспруденции вошли и прочно в нем закрепились положения о современном государстве не только как о республиканском (монархическом), унитарном (федеративном), либеральном (авторитарном), правовом, светском и т.д., но также как о социальном. Хорошо известно, что формула "социальное государство" присутствует в ряде принятых в последние десятилетия конституций и активно пользуются в политическом и юридическом обиходе.

Посредством данной формулы те, кто обращается к ней, маркируют деятельность государства по перераспределению имеющейся в обществе совокупности материальных и иных благ в соответствии с принципами "социальной справедливости". Дух этих принципов рассудочен, суров и непреклонен. Он требует обеспечить каждому "достойный уровень жизни", исключить или минимизировать "неоправданные социальные различия" между людьми, выравнивать "неодинаковые стартовые жизненные возможности" индивидов, помогать всем страждущим, нуждающимся и т. п.

Права человека - исторически подвижная категория, постоянно видоизменяющаяся вместе с эволюцией общества и государства. Ранее права человека понимались прежде всего как автономия личности, как ее свобода от государственного вмешательства. Сейчас акценты сместились в сторону положительных услуг государства в адрес конкретной личности. В русле подобных концептуальных положений вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение идея «минимизации» государства в области экономики и социальной политики, имеющая не так уж и мало сторонников. Причем происходит это на фоне постоянного недоедания, бездомности, апартеида, геноцида и расовой дискриминации сотен миллионов людей. В этой связи важно не забывать о том, что возможности общества как саморегулирующейся системы довольно ве­лики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными.

Современные государства стремятся быть не только правовыми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная хартия (1961 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другие международно-правовые документы содержат, правда, в несколько декларативной форме, требования к государствам в области экономической и социальной политики.

Природа социально-экономических прав («прав второго поколения») является предметом дискуссий, поскольку многие юристы отрицают за ними свойство субъективных прав на том простом основании, что они не всегда могут быть обжалованы и защищены в суде (право на труд, на безопасную экологию и т.п.). Их способ защиты не совпадает с механизмом отстаивания личных и политических прав, но не перестает от этого быть значимым для каждого отдельного человека.

Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Изначально рынок не предполагал никаких социальных гарантий, особенно на первых этапах. Только потом, под воздействием субъективных и, видимо, большей частью объективных факторов произошло то, что в последнее время стали называть «социализацией капитализма».

Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.

Современное правовое социальное государство является совершенно новым этапом развития государственности. В последнее время в литературе все чаще стали встречаться утверждения о том, что социальное государство является своеобразной антитезой государству либеральному. Нельзя сказать, что они являются бесспорными, однако имеют под собой некоторую основу. Правовое государство эпохи «классического либерализма» было основано на идеологии крайнего индивидуализма, негативном понимании свободы, невмешательства в экономику и имело вид своеобразного «ночного сторожа», единственной функцией которого являлась охрана правопорядка. Постепенная социализация государства привела к тому, что оно получило название «государство всеобщего благоденствия».

Социальное государство должно тесно взаимодействовать с индивидом на основе программной цели - обеспечения достойных условий жизни. Государство обязано создавать все возможности для саморазвития личности, при этом исключать факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. Если в обществе созданы все условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует, говорить об ответственности государства в данном случае не имеет смысла.

Социальное государство - это государство, в котором каждый гражданин имеет гарантию достойного уровня жизни и широкого спектра социальных благ, таких как постоянная занятость, достойное жилье, квалифицированное медицинское обслуживание, высокий уровень образования, разнообразные услуги в сфере социального обслуживания различных категорий населения.

Возникновение и становление социального государства, как формы существования граждан и общества в целом, является долгим и сложным процессом.

На современном этапе развития общества сложились три основных его уровня:

  1. Научный уровень – на котором социальное государство изучается и рассматривается как идея, и анализируется с точки зрения различных концепций.
  2. Нормативный уровень - на котором данный тип государства рассматривается как конституционный принцип , который закреплен в Основных законах все возрастающего числа стран.
  3. Эмпирический уровень – на котором реализуется реальная практика деятельности государственных структур, направленная на решение существующих социальных проблем общества и составляющих его социальных групп.

Социальное государство – это современная система организации общества, для которой характерна высокоразвитая социально-ориентированная экономика, позволяющая формировать такие фактические и юридические условия, при которых членам данного государства обеспечены - высокое качество жизни, условия для свободного развития человека как личности и гражданина, социальная поддержка тех групп населения, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Осуществление реализации социальной и правовой специфики социального государства происходит в проведении такой социальной политики, которая направлена на формирование социальной справедливости, разумное и справедливое решение возникающих в обществе противоречий, обеспечении для граждан общества равных возможностей в процессе формирования материального благополучия и духовного развития.

При этом необходимо отметить тот факт, что государство не пытается взять все функции по развитию личности во всем ее многообразии на себя, а создает условия, мотивирующие личность к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию

Готовые работы на аналогичную тему

Признаки социального государства

Основными признаками социального государства являются:

  1. Организация государственной власти по принципу демократии.
  2. Воспитание высокого нравственного уровня граждан. При этом должностные лица социального государства должны выступать примером и образцом для граждан.
  3. Формирование мощного экономического потенциала государства, который позволяет реализовывать адекватные меры по перераспределению доходов граждан, при этом исключая ущемление положения крупных собственников.
  4. Организация социально – ориентированной структуры экономики, специфика которой заключается в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  5. Обязательное наличие у социального государства качеств правового государства, которое предусматривает подчинение нормам права, которые направлены на защиту достоинства, свободы и прав человека.
  6. Формирование осознанного гражданского общества, которое выстраивает свою деятельность таким образом, что государство является основным инструментом для проведения социально ориентированной политики.
  7. Политика социального государства имеет ярко выраженный характер социальной направленности, что находи свое отражение в разработке различных социальных программ и проектов и их обязательной реализации на практике.
  8. Основной целью существования социального государства является установление всеобщего социального блага, формирование в обществе социальной справедливости и обеспечение равных прав для каждого из членов общества.
  9. Развитая система законодательной власти в области социальной помощи и поддержки граждан.
  10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Основные функции социального государства

Как любая развивающаяся политическая система социальное государство имеет свои функции. При этом стоит отметить, что социальному государству свойственны все традиционные функции, которые обусловлены его основой государства как такового.

При этом существует ряд специфических направлений деятельности социального государства, которые связаны с тем, что его социальное назначение накладывает отпечаток на традиционные функции государства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: