Социально ответственное государство это

Обновлено: 23.04.2024

Сегодня взаимоотношения гражданина РФ и государства (власти) в том, что касается социальной ответственности власти перед гражданами за обеспечение их социальными услугами, остаются с одной стороны крайне запутанными и непонятными, а с другой – глубоко античеловечными. Понять, какую социальную ответственность по защите здоровья, материнства, старости и др. социальные обязательства перед гражданином государство берёт на себя, крайне непросто.

Содержание

1.Введение………………………………………………………с3.
2. Глава I. Понятие социальной ответственности…………с4.
1.1Характеристика термина социальной ответственности государства..с4
1.2 Функции социальной ответственности…………………с4-5.
1.3 Виды социальной ответственности……………………..с5-6.
3.Глава2. Рассмотрение основных видов социальной ответственности…………………………………………..……с6.
1.1. Нормативно правовые акты социальной защиты населения как одного из видов социальной ответственности государства. с6-10.
1.2Принцип правового социального обеспечения как вид социальной ответственности…………………………………………………с10-17.
1.3Виды социального обеспечения…………………………. с17-21.
4. Заключение…………………………………………………. с21-24.
5.Список использованной литературы……………………с25.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат соц.государство.doc

Существенной гарантией для граждан является установление судебного порядка разрешения большинства споров, связанных с социальным обеспечением.

Шагом вперед стало введение норм о регулярном пересмотре размеров пенсии по мере изменения стоимости жизни, что гарантирует социальную защищенность населения.

Реализация гражданами своего права имеет смысл не сама по себе, а только если при этом достигается ожидаемый социальный эффект, цель законодательства. Главная цель всего законодательства в социальном обеспечении - содействие повышению благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставление средств в таком объеме, чтобы обеспечить населению достойное существование. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения показывает, что даже после повышения размеров многих видов обеспечения, далеко не всегда достигается их надлежащий уровень. В основу всех расчетов положен минимальный размер зарплаты, которая намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствует об отступлении от принципа гарантированности права граждан на материальное обеспечение в достаточных размерах.

Справедливость данного принципа является одинаково значимой для всех видов социальных норм, применительно к социальному обеспечению его можно трактовать, как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном сочетании данных подходов и кроется критерий справедливости: учет продолжительности трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей для развития личности независимо от трудового вклада на основе реальных потребностей, с другой.

Обязательным требованием этого принципа является соблюдение очередности при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых нет в достаточном количестве) с установлением льгот по социально значимым признакам получателей.

Принцип гуманизма - это уважение прав и достоинства личности, который составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизованного государства. Уже сам факт провозглашения и законодательного закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма.

Понимание гуманизма в нашем обществе со временем изменяется. Если до недавнего времени некоторые формы благотворительности — бесплатная столовая, льготное обеспечение продуктами питания и предметами первой необходимости, предоставление бесплатных мест для ночлега лицам без определенного места жительства и т.д. считались едва ли не оскорбляющими человеческое достоинство, то теперь отношение к этому совершенно другое.

Всеобщность обеспечения это проявление принципов равноправия и справедливости. Право на обеспечение имеют все категории трудящихся — рабочие и служащие, члены колхозов и других с/х предприятий, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, военнослужащие, безработные и т. д., т. е. представители всех социальных групп. Однако конкретный объем реализации этого права зачастую зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида. Особенно наглядно данный принцип проявляется в пенсионном обеспечении. Введение института социальных пенсий означает фактическую реализацию принципа всеобщности и в отношении тех нетрудоспособных, которые по различным причинам не смогли приобрести права на трудовую пенсию.

Пособия по своей природе таковы, что некоторые выплачиваются только работающим, а другие — только неработающим. Если в законодательстве принцип всеобщности проводится достаточно последовательно, то в применительной практике имеются отступления от него, и, прежде всего в отношении тех видов обеспечения, которые продолжают оставаться дефицитными или не имеют достаточного финансирования, поэтому Е. Г. Азарова трактует данный принцип как «принцип-идею, цель, к которой стремится развитие законодательства о социальном обеспечении».

Принцип всесторонности обеспечения обозначает, что необходимая материальная помощь и услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает соответствующая потребность. Это может быть в случае болезни, инвалидности, беременности и родов, по достижению определенного возраста (пенсионного) и т.д. За счет общественных фондов потребления реализуются потребности в услугах сферы образования, здравоохранения, предоставления жилья из муниципального фонда и т. д.

Этот принцип предполагает и наличие в законодательстве такого основания материального обеспечения как безработица. Законодательная база этого вида обеспечения заложена в Законе о занятости населения в РСФСР.

В целом, законодательство о социальном обеспечении предусматривает развитую систему видов обеспечения и обслуживания, которые соответствуют рекомендациям международно-правовых актов о социальном обеспечении, в частности Конвенции № 102 Международной организации труда 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения», и по числу предусмотренных видов обеспечения даже превосходит их, что нельзя сказать о его размерах и качестве.

Принцип доступности социального обеспечения реализуется в трех аспектах.

Во-первых, все условия обеспечения реально достижимы. Так, для приобретения права на пенсию по возрасту достаточно иметь стаж работы 20 лет для женщин и 25 - для мужчин.

Во-вторых, в ряде случаев обеспечение предоставляется без каких-либо условий. Например, пособие одинокой матери выплачивается независимо от других ее доходов.

В-третьих, законодательство возлагает на соответствующие государственные органы и администрацию предприятий обязанность оказывать грамотное содействие в сборе и оформлении необходимых документов. Это требование закона выполняется далеко не всегда и общеизвестны факты хождений пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей по различным инстанциям в поисках справок и других документов, бесконечные очереди, отказы, обращения в газеты с просьбой оказать содействие и т.д.

Такое положение во многом объясняется отсутствием надлежащего правового механизма реализации гражданами своих прав, в которых гражданин должен играть роль оператора, включающего механизм, а все прочие действия должны быть совершены государственными органами. Поэтому данный принцип нельзя отнести к полностью реализованным в законодательстве, его следует рассматривать как принцип-цель.

Принцип связи размеров денежных видов обеспечения с минимальным заработком появился в законодательстве сравнительно недавно. А до того не существовало единого подхода к определению размеров пенсий и пособий, в результате чего они оказывались малообоснованными и суммы неоправданно малыми. Кроме того, установление пособий в твердых размерах не давало возможности увязывать эти виды обеспечения с изменяющейся социально-экономической обстановкой.

В настоящее время в системе оплаты труда есть величина, достаточно стабильная, единая для всех категорий граждан и в то же время периодически изменяемая. Это минимальная заработная плата. С этой величиной связывается размер пенсий и пособий. Закон СССР о пенсиях от 1990 г. проводил эту зависимость в отношении трудовых пенсий всех видов двояко: во-первых, минимальный размер пенсий установлен на уровне минимального заработка, во-вторых, механизм определения среднего заработка, из которого начисляется пенсия, также строится на базе минимальной зарплаты. С минимальным заработком связан и размер надбавок к пенсиям, а также размер социальных пенсий, семейных пособий.

В современном пенсионном законодательстве достигнут следующий, более совершенный этап в реализации этого принципа, когда размер обеспечения связывается с прожиточным минимумом как величиной, более обоснованной и в большей степени отражающей необходимый минимум обеспечения, который может предоставить государство.

Конечно, размеры пенсий и пособий в большинстве своем нельзя назвать достаточно высокими, соответствующими уровню, необходимому для нормального удовлетворения потребностей человека, особенно если речь идет об одиноких престарелых людях, о многодетных семьях, для которых возможности получения дополнительных доходов весьма ограничены. Но есть тенденция к росту размеров обеспечения, что является результатом социальной политики, направленной на усиление защищенности населения.

Отношения по социальному обеспечению есть часть распределительных отношений по поводу распределения предметов потребления пропорционально потребностям, признаваемым обществом, и под влиянием действия целого ряда экономических факторов. По-разному решается вопрос о том, какие отношения охватываются понятием «социальное обеспечение». Можно говорить о трех основных концепциях:

1) сторонники первой рассматривают данное понятие в узком смысле - как обеспечение за счет общественных фондов потребления только нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых имеются несовершеннолетние дети,

2) авторы, придерживающиеся второй точки зрения, которую можно назвать традиционной, так как она является преобладающей, понимают под социальным обеспечением материальное обеспечение граждан в старости, при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществление охраны материнства и детства, медицинское обслуживание,

3) наиболее предпочтительной является третья концепция, которая основывается на наиболее широком понимании социального обеспечения как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого бесплатно на началах равного доступа к ним каждого гражданина. При таком подходе содержанием социального обеспечения будет не только собственно обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и предоставление лекарственных средств, обеспечение жильем, право на получение образования и на пользование достижениями культуры.

Таким образом, социальное обеспечение — это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны. Или необходимые средства предоставляются гражданами в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д.

1.3Виды социального обеспечения

Это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение[5].

Пенсии – это наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения.

Буквальный перевод слова «pension» - платеж. Это одна из форм денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность), либо из-за выполнения каких-либо социальных функций (уход за инвалидом 1-ой гр., ребенком - инвалидов, престарелым и т. д.).

Важными чертами пенсии является ее связь с бывшей трудовой деятельностью пенсионера и с размером получаемой ранее заработной платы, ее обязательный характер. Цель пенсии - материальное обеспечение граждан, предоставление им единственных или основных средств к существованию. Существует точка зрения, что пенсия - отложенное на время вознаграждение за труд.

Таким образом, пенсия - это государственная выплата, производимая из пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи с их прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в размерах, как правило, соизмеримых с размером прошлого заработка.

Этот вид социального обеспечения не является монолитным, он подвергается дифференциации, в основе которой лежат нормативно-правовые акты — закон «О пенсионном обеспечении военнослужащих», «О государственных пенсиях в РСФСР» и т.д.

Пенсии иногда сопровождаются другим видом обеспечения — социальным обслуживанием, т.е. предоставлением за счет общества бесплатно ряда услуг. Цель — оказать нуждающимся дополнительную помощь в виде действий бытового характера. Социальное обслуживание, как вид социального обеспечения, включает в себя услуги по санаторно-курортному лечению, содержанию в домах - интернатах, трудовой реабилитации и трудоустройству инвалидов, некоторые услуги здравоохранения, услуги по образованию, по содержанию детей в дошкольных и внешкольных и учреждениях.

Следующим видом социального обеспечения, имеющим большое распространение, являются пособия - это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Первый вид данной группы составляют так называемые трудовые пособия, которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования. Наличие трудовых связей между субъектом обеспечения пособием и страхователем, в роли которого выступает предприятие или иной аналогичный объект, обязательно. Цель трудовых пособий - полное или частичное возмещение утраченного заработка, с которым их размер соизмерим, т. е. в период нетрудоспособности лицо, не совершая никаких действий в пользу предприятия, получает от него денежное содержание.

К числу трудовых пособий относятся, например, пособия по беременности и родам.

Вторая группа - социальные пособия. Они отличаются от первой группы тем, что не связаны с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель - предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей трудится (инвалиды 1-ой гр., инвалиды 1-ой и 2-ой гр.), данные пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии. Для других лиц их размер таков, чтобы обеспечить удовлетворение лишь незначительного круга жизненно — необходимых потребностей. Социальные пособия являются выразителем заботы общества о лицах, оставшихся в силу тех или иных причин без средств к существованию. Их установление следует рассматривать как проявление гуманизма общества. Источник выплаты данных пособий - государственный бюджет. Таким образом, социальное пособия - это ежемесячные денежные выплаты из специальных государственных фондов в установленные законом случаях нетрудоспособным лицам, которые не работают и не имеют права на трудовые пенсии и другие денежные виды обеспечения (кроме семейных пособий).

В XXI в. социальная ответственность стала универсальной и общепризнанной в современном мире категорией, отражающей наднациональные и общечеловеческие требования и стандарты в области социальной защищенности личности и реализации экономических возможностей граждан и социальных групп, за соблюдением которых стали наблюдать специально созданные как национальные органы, так и наднациональные институты и организации. Стало очевидным, что общество, в котором граждане социально не защищены, а их социальные права не соблюдаются, не может быть социально здоровым. Такое общество не является успешным в проведении модернизации, а попытки технологической модернизации, предпринимаемые социально безответственным государством, обычно не воспринимаются ни обществом, ни бизнесом и в итоге оказываются неэффективными.

Важнейшими характеристиками социально ответственного государства по мнению экспертов служат следующие показатели:

— высокие расходы общества на заработную плату (40—60% ВВП);

— развитая система социальной защиты, расходы на которую составляют не менее 20—25 процентов ВВП;

— высокая доля социальных расходов в государственном бюджете на здравоохранение (7—9 процентов ВВП) и образование (4—6 процентов ВВП);

— системная государственная деятельность по обеспечению занятости, создание условий для внедрения эффективных систем профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства широких слоев населения.

Нельзя не отметить меры, которые помогут социальному государству в преодолении кризисных явлений, неизбежно возникающих на пути его становления.

Среди этих мер важное место должен занять постоянный контроль за деятельностью государственного аппарата, как с точки зрения его эффективности, так и законности. При этом недостаточно ограничиваться внутренним контролем в пределах самой администрации или внешним (бухгалтерским, финансовым) контролем. Требуется расширение парламентского контроля над всей совокупностью государственной деятельности, вне зависимости от того, осуществляется ли она непосредственно администрацией, либо косвенно учреждениями и организациями, созданными ею. Представители народа должны иметь полное право инспектировать государственные фонды и деятельность государственных служб, которые ими распоряжаются. Демократические принципы требуют контроля не только крупных политических решений, но также и инспектирования каждодневной деятельности администрации. В общем, социальное государство требует широкого пересмотра инструментов контроля нашего парламентаризма, до сих пор недостаточно действенных.

Конституционное декларирование России как социального государства, по примеру развитых демократических стран, требует императивным образом от всех ветвей власти повышения ответственности за государственную социальную политику. Это подтверждается и тем политическим курсом, который Президент РФ В.В. Путин избрал для внутренней политики государства - укрепление вертикали власти путем политической и административной реформ, призванных в конечном счете обеспечить эффективность экономической сферы для дальнейшего социального развития государства.

Ответственность как категория социальных наук и характер уровня отношений в социальной деятельности государства известна давно, однако, на наш взгляд, не была востребована ни со стороны ученых, ни со стороны практиков.

Особое значение имеет такой вид ответственности, как политическая ответственность. Это связано с тем, что в эффективно управляемой функционирующей политической системе ответственность власти имеет определяющее значение.

История знает немало примеров, когда актуализация ответственности политической власти, представителей крупного бизнеса и в целом гражданского общества являлась мощным фактором преодоления политического и экономического кризисов, разрешения социальных проблем и обеспечения дальнейшего развития. И наоборот, безответственность политической элиты, игнорирование законов и требований времени, противопоставление собственниками личных интересов общественным в экономической и социальной сфере вели, если не к краху государства, то к упадку политических приоритетов, к экономическим и социальным потрясениям государства и общества.

Осуществление административной реформы, реструктурирование органов исполнительной власти, делегирование властных полномочий федерального центра округам, изменение порядка избрания глав администраций субъектов РФ, формирование представительной власти по партийным спискам, осуществление перестройки муниципального самоуправления предполагает повышение политической ответственности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, на муниципальном уровне.

В то же время в политическом управлении ответственность нередко остается более декларируемой, чем реализуемой на практике. Об этом свидетельствуют политические и социальные издержки, вызванные неадекватным исполнением закона о монетизации льгот ветеранам труда, невысоким существующим уровнем социального и медицинского страхования населения, неизжитыми задержками выдачи зарплаты, зачастую неэффективным оказанием социальных услуг гражданам, продолжающиеся террористические акты на Северном Кавказе, катастрофы и аварии различного характера, которые, как правило, не повлекли за собой ни юридической, ни политической ответственности лиц, причастных к этим фактам.

В российской политической практике фактически не наблюдается отставок политической элиты в органах представительной и исполнительной власти ни по собственной инициативе, ни по решению вышестоящих органов. Это свидетельствует, с одной стороны, об устойчивости ее узкокорпоративных интересов, а с другой, о низком уровне политической и правовой культуры правящей элиты, недостаточной требовательности к субъектам управления как со стороны исполнительной власти высшей инстанции, так и гражданского общества. Все это снижает уровень эффективности управления, осуществляемого различными органами власти, а следовательно, замедляет становление России как социального государства.

В отношении руководителей исполнительной власти действующее в России законодательство практически не предусматривает какой-либо (в т.ч. конституционно-правовой) ответственности этой категории лиц по результатам их деятельности, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, особенно в социальной сфере. В действительности ответственность главы государства является исключительно политическим институтом.

Поэтому развитие Российского государства как в социальном, так и правовом содержании конституционных положений, обусловливает необходимость повышения конституционно-правовой ответственности, совершенствования ее института и механизмов реализации.

Существующая в России модель конституционно-правовой ответственности нуждается в концептуальном переосмыслении, включении в действующую Конституцию РФ норм об ответственности субъектов РФ и принятии федерального конституционного закона «О конституционной ответственности». Процедура ответственности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, предусмотренная нормами Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», является явно недостаточной для обеспечения нормального функционирования единой системы государственной власти в Российской Федерации, удовлетворения социальных интересов населения субъектов Федерации.

На основании существующих политических и юридических инициатив следует за основу принять следующее определение гражданско-правовой ответственности государства: это комплекс неблагоприятных гражданско-правовых последствий, возникающих по вине государства в связи с нарушением договорных обязательств или причинением вреда гражданам и юридическим лицам.

Важнейшим объектом ответственности политической власти является социальная сфера, которая будучи обусловлена потребностями развития общества, взаимосвязана с экономической сферой, играет решающую роль в воспроизводстве, обогащении жизнедеятельности человека, производительных сил общества.

В то же время состояние социальной сферы, создание ею благоприятных условий для человека во многом обусловливает устойчивость и развитие духовной и политической сферы.

Ее уровень и содержание зависят от реализации социальной политики, социальной ответственности органов власти, которая может трансформироваться в политическую. Ее неудовлетворительное состояние может служить причиной смены политической власти и даже общественно-политического строя, что и произошло в начале 90-х годов в нашей стране.

В условиях России с учетом его исторического и современного опыта государственного строительства для осуществления активной целостной и сильной социальной политики, обеспечивающей социально-политическую стабильность общества, необходимо:

1. Реальное осуществление конституционных положений, обусловливающих функционирование государства как социального, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» на основе комплексного сочетания политико-административных и демократических методов гражданского общества.

2. Активная позиция гражданского общества по реализации государственной социальной политики и демократический контроль за ее осуществлением.

В то же время анализ свидетельствует, что даже из краткого перечня конституционных положений социальной политики государства не следует деликтов конституционной или других видов ответственности государства за социальную политику и это естественно снижает в определенной мере мотивацию активного ее осуществления как со стороны органов власти, так и политических лидеров, и государственных служащих, но самое главное - снижает степень легитимности государственной власти со стороны гражданского общества.

Эффективность института ответственности за государственную социальную политику обеспечивается не только действенной обратной связью и реальным, четким контролем и санкциями реализации ответственности, но самим политическим решением по социальной сфере, его научной обоснованностью, ресурсообеспеченностью, адекватностью действующим в обществе и государстве законом и нормативным актам.

Примером недостаточной его отработанности может служить целенедостижение отдельных направлений административной реформы, директивная необеспеченность удвоения ВВП, недостаточно эффективное функционирование механизмов реализации национальных проектов в ряде регионов, которое может быть активизировано формированием системы мониторинга движения средств до конкретного получателя и осуществлением общественного контроля через новый институт гражданского общества - Общественную палату и конституционные формы прямой демократии.

Поэтому вполне правомерны акценты общественного мнения по поводу более оперативного, реального и эффективного выполнения Общественной палатой возложенных на нее Указом Президента РФ выражению интересов населения и их защиты.

Необходимо активизировать такие важные формы общественного воздействия на структуры муниципальной власти, как сходы, собрания и конференции граждан – руководящие органы территориального общественного самоуправления, которые могут рассматривать не только текущие (тактические) вопросы социального развития территории, но и общую стратегию.

1.Ha этапе демократизации гражданского общества и государства требует разработки и практического воплощения механизм реализации политической ответственности служащих, находящихся на различных уровнях государственного и муниципального управления, на различных политических должностях.

2.Демократические условия функционирования субъектов политической власти и кризисная ситуация обусловливают применение не только авторитарного, но и демократического стиля управления.

3.Позитивным моментом в анализе эффективности власти субъектов управления должна стать доминирующая роль социального аспекта их деятельности при выборе цели и решения проблемы.

4.Поскольку ответственность является одним из важнейших качеств как субъекта, так и объекта региональной власти, существенное значение должны иметь факторы её формирования, основным из которых является культурно-воспитательная среда и такая её составляющая, как общественное мнение.

5.Необходимо не только более четко в нормативно-правовом порядке определить ответственность (административную, уголовную, материальную и др.) муниципальных служащих за должностной проступок, но и определить технологии реализации взысканий.

6.Необходимо с помощью соответствующих законодательных актов определить объемы и пределы практического выполнения муниципальными служащими поручаемых им, согласно занимаемых должностей, функций и задач.

7.В современных условиях назрела острая необходимость создания на всех уровнях управления эффективной системы контроля, как средства формирования ответственности муниципальных служащих.

8.Формирование ответственности муниципальных служащих должно быть неразрывно связано с созданием механизма поощрения за качественное исполнение должностных обязанностей.

Кроме того, с целью осуществления комплексного правового регулирования, определения взаимосвязи всех видов юридической ответственности муниципальных служащих и должностных лиц, необходимо разработать и принять кодекс Российской Федерации о государственной и муниципальной службе, в котором следует предусмотреть ответственность указанной категории лиц за конституционные правонарушения.

Сегодня взаимоотношения гражданина РФ и государства (власти) в том, что касается социальной ответственности власти перед гражданами за обеспечение их социальными услугами, остаются с одной стороны крайне запутанными и непонятными, а с другой - глубоко античеловечными. Понять, какую социальную ответственность по защите здоровья, материнства, старости и др. социальные обязательства перед гражданином государство берёт на себя, крайне непросто. А то, что можно понять, является явно недостаточным для улучшения качества жизни населения Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Основы соц. гос-ва реферат.docx

Тема социальной ответственности государства весьма актуальна в современном мире.

Сегодня взаимоотношения гражданина РФ и государства (власти) в том, что касается социальной ответственности власти перед гражданами за обеспечение их социальными услугами, остаются с одной стороны крайне запутанными и непонятными, а с другой - глубоко античеловечными. Понять, какую социальную ответственность по защите здоровья, материнства, старости и др. социальные обязательства перед гражданином государство берёт на себя, крайне непросто. А то, что можно понять, является явно недостаточным для улучшения качества жизни населения Российской Федерации.

С другой стороны, и ответственность граждан перед государством и обществом не обозначена предельно чётко, исходя из оптимального баланса интересов.

Итогом такого положения дел могут стать опасные внутренние противоречия в российском обществе. Изменить положение дел должно принятие властью единого общего государственного Социального Кодекса, точно прописывающего права и ответственности гражданина и государства (власти) по отношению друг к другу.

ГЛАВА 1. Понятие социальной ответственности

    1. Характеристика термина социальной ответственности государства

    Термин социальная "ответственность" достаточно многообразен. Ее существование предопределено политикой государства, и отражает его взаимодействие с обществом. Жить в обществе и быть свободным от государства и его законов нельзя.

    В свою очередь, государство, проявляя ответственность перед обществом постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение и наказывая нарушителя). Поэтому ответственность (в широком, социальном плане) можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом). Благодаря ей в обществе и обеспечиваются организованность и порядок.

    1.2 Функции социальной ответственности

    Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:

    * корректирует стихийные процессы поляризации богатств, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев -- в этом состоит существенное значение социального государства;

    * определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

    * обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности,

    * создает минимально необходимые условия для социального страхования.

    Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции. Государство, например, принявшее на себя труд развивать предпринимательскую культуру, способно через средства массовой информации, искусство и другие каналы воздействия наглядно рекламировать предпринимательство как благо для общества.

    Если в обществе культивируется представление о том, что создание собственной фирмы - дело престижное и достойное, а на человека, создавшего собственное дело, смотрят с одобрением, желающих последовать его примеру найдется немало.

    Именно государство, и только оно, объединяет всех граждан страны и способно (по этой причине) представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа, закреплять ее посредством законодательства и иных форм правотворчества, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные методы, вплоть до прямого принуждения.

    1.3 Виды социальной ответственности

    Основные виды социальной ответственности можно свести к следующим:

    - Обязательства перед человеком,

    - социальная защита тех групп людей, кто в этом нуждается

    - доступность в получении образования, предоставление качественных медицинских услуг.

    ГЛАВА 2. Рассмотрение основных видов социальной ответственности

    2.1 Нормативно правовые акты социальной защиты населения как одного из видов социальной ответственности государства

    В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно- территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.

    Глава 1 Конституции РФ - «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение основ государства. Особенно выделим статью 7, которая гласит:

    1. Российская федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.

    Глава 2 Конституции РФ - «Права и свободы человека и гражданина» - отличается общей демократической направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами о правах человека, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) №102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.

    Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к ним. Внутреннее законодательство в этих случаях должно быть приведено в соответствии с ними. Ведущим международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она провозглашает право каждого человека на социальное обеспечение и социальную помощь. В 1973 году в СССР ратифицирован Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в этом пакте государства принимают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.

    С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).

    К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.

    Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.

    Социальная политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих трудах указывали еще К. Маркс и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных регионах, закрепляются структура и форма деятельности государства и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику.

    Социальная сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и всеми другим видами социального обеспечения независимо от классовой принадлежности гражданина. Серьезным шагом в этом направлении явилось принятие Закона о пенсиях в 1990 году, который ликвидировал различие в пенсионном обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников, с другой. В условиях рыночной экономики очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.

    Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).

    Предметом особой заботы государства должны стать социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды.

    социальный ответственность правовой защита

    2.2 Принцип правового социального обеспечения как вид социальной ответственности

    В 1982 году X Всемирным конгрессом профсоюзов была принята партия социального обеспечения, первый раздел которой посвящен принципам системы социального обеспечения. В этом документе говорится, что право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно потерявшему трудоспособность, а также членам семьи, находящимся на его иждивении. Система социального обеспечения должна быть одинаковой для всех без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществляться в первую очередь государством и предпринимателями при постепенном снижении или отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения, а управление и контроль должны осуществляться профсоюзами или представителями трудящихся, избираемыми при участии профсоюзов.

    В нашей стране действуют следующие общеправовые принципы, оказывающие наибольшее влияние на правовое регулирование общественных отношений в сфере. Это равноправие граждан, гарантированность их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность (универсальность), всесторонность, доступность, связь с уровнем оплаты труда.

    Равноправие граждан - этот правовой принцип закреплен в статье Конституции РФ. Равноправие определяется обычно как равенство прав, обязанностей и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений или привилегий для каких-либо категорий граждан. Оно не тождественно равенству, которое представляет собой равные возможности для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый принцип является принципом прямого действия.

    Все виды обеспечения в равной степени распространяются на всех граждан, расовая и национальная принадлежность, происхождение, социальное положение, образование, отношение к религии, место жительства и т. д. не имеют значения.

    Тема социальной ответственности государства весьма актуальна в современном мире.
    Сегодня взаимоотношения гражданина РФ и государства (власти) в том, что касается социальной ответственности власти перед гражданами за обеспечение их социальными услугами, остаются с одной стороны крайне запутанными и непонятными, а с другой – глубоко античеловечными. Понять, какую социальную ответственность по защите здоровья, материнства, старости и др. социальные обязательства перед гражданином государство берёт на себя, крайне непросто. А то, что можно понять, является явно недостаточным для улучшения качества жизни населения Российской Федерации.

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    МОЯ РАБОТА НА СТУД,ВЕСНУ.docx

    Творческая работа на тему: Понятие социальной ответственности государства.

    Тема социальной ответственности государства весьма актуальна в современном мире.

    Сегодня взаимоотношения гражданина РФ и государства (власти) в том, что касается социальной ответственности власти перед гражданами за обеспечение их социальными услугами, остаются с одной стороны крайне запутанными и непонятными, а с другой – глубоко античеловечными. Понять, какую социальную ответственность по защите здоровья, материнства, старости и др. социальные обязательства перед гражданином государство берёт на себя, крайне непросто. А то, что можно понять, является явно недостаточным для улучшения качества жизни населения Российской Федерации.[8]

    С другой стороны, и ответственность граждан перед государством и обществом не обозначена предельно чётко, исходя из оптимального баланса интересов, из чего и следует, на мой взгляд, что явных границ того где начинается ответственность государства и где она заканчивается, что могло бы быть исправлено благодаря новому законодательству. К примеру, создание четких пунктов строго предопределяющих социальную ответственность государства.

    Итогом такого положения дел могут стать опасные внутренние противоречия в российском обществе. Изменить положение дел должно бы принятие властью единого общего государственного Социального Кодекса, точно прописывающего права и ответственности гражданина и государства (власти) по отношению друг к другу, что однозначно не помешало бы.[5]

    сформировать навыки самостоятельной научно- исследовательской и аналитической работы, что предполагает формирование умения работать с различными источниками, осмысленно читать и критически воспринимать научную литературу и текущую периодику, в которой отражены события как внешней так и внутренней политики РФ на современном этапе.

    Задачей является провести поиск научных статей, посвященных избранной проблеме и познакомиться с основными подходами экспертов и политологов; провести поиск публикаций в СМИ и выявить основные вопросы, стоящие в центре внимания аналитиков по изучаемой проблеме; определить структуру творческой работы.

    Характеристика термина социаль ной ответственности государства

    Термин социальная "ответственность" достаточно многообразен. Ее существование предопределено политикой государства, и отражает его взаимодействие с обществом. Жить в обществе и быть свободным от государства и его законов нельзя.

    В свою очередь, государство, проявляя ответственность перед обществом постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение и наказывая нарушителя). Поэтому ответственность (в широком, социальном плане) можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом). Благодаря ей в обществе и обеспечиваются организованность и порядок, но все же мы далеки от идеала. На мой взгляд.[11, стр. 142-145]

    К области социальной ответственности государства можно отнести:

    - законодательное обеспечение социально-приемлемого уровня благосостояния основных социальных групп населения;

    - обеспечение доступности декларируемых социальных гарантий в области здравоохранения, образования, занятости и т.п.;

    - создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в целях оказания поддержки экономически активному населению. [10, стр. 182-185]

    1.2 Функции социальной ответственности

    Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:

    • корректирует стихийные процессы поляризации богатств, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев — в этом состоит существенное значение социального государства;

    • определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

    • обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности,

    • создает минимально необходимые условия для социального страхования. [2]

    В данных функциях соц. государства есть единственное «но», которое позволяет поддерживать гражданина материально в трудных жизненных ситуациях без учета того, какое у человека семейное положение, имеются ли у него все социальные блага необходимые для достойного существования или нет, и многие другие аспекты, которые не учитываются при установке минимальных денежных номативов.

    Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции. Государство, например, принявшее на себя труд развивать предпринимательскую культуру, способно через средства массовой информации, искусство и другие каналы воздействия наглядно рекламировать предпринимательство как благо для общества.

    Если в обществе культивируется представление о том, что создание собственной фирмы — дело престижное и достойное, а на человека, создавшего собственное дело, смотрят с одобрением, желающих последовать его примеру найдется немало.[1]

    Именно государство, и только оно, объединяет всех граждан страны и способно (по этой причине) представлять их общие потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа, закреплять ее посредством законодательства и иных форм правотворчества, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные методы, вплоть до прямого принуждения, с чем я полностью согласна. [5]

    1.3 Виды социальной ответственности

    Основные виды социальной ответственности можно свести к следующим:

    - обязательства перед человеком;

    - социальная защита тех групп людей, кто в этом нуждается;

    - доступность в получении образования, предоставление качественных медицинских услуг.[7]

    1. Сущность понятия социальной ответственности государства

    «Концепцией социальной защиты» в качестве главных целей социальной ответственности, программ и целевых проектов, разрабатываемых в этот период, определены такие, как:

    • сохранение минимальных социальных гарантий;
    • ослабление социальной напряженности в регионе.

    Дальнейшее разграничение полномочий между федеральными управлениями и субъектами Российской Федерации привели к перемещению центра тяжести в решении социальных проблем в регионы.

    Для усиления социальной защищенности различных категорий населения, кроме государственных социальных гарантий материальной поддержки, Нижегородская область, как субъект Федерации, осуществляет дополнительные меры их адресной социальной поддержки на основе областных комплексных и целевых программ. В результате выполнения этих программ укреплена и расширена сеть стационарных учреждений, создана инфраструктура перспективных и принципиально новых социальных стационарных учреждений и служб, позволяющих использовать новые формы социального обслуживания и оказания адресной помощи. [9]

    В настоящее время в области в сфере социальной защиты действуют:

    Следует отметить определённые положительные результаты по ряду направлений:

    • активизировалась работа по становлению и развитию системы социального партнерства;
    • продолжала развиваться система социального обслуживания граждан и сеть учреждений социальной защиты населения области, оказывалась действенная поддержка и помощь гражданам, имеющим работу.

    Вместе с тем, некоторые негативные тенденции в социально- экономическом развитии отрасли не были преодолены. Сокращение объемов производства повлекло за собой уменьшение ресурсной базы для осуществления мероприятий по социальной поддержке работников бюджетной сферы, пенсионеров и безработных.

    Из-за резкого ухудшения финансового состояния предприятий и существенного снижения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней обострились проблемы своевременной выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, не ликвидирована задолженность по выплате пособий безработным, детских пособий. Увеличилось число нарушений трудовых прав граждан, приняли массовый характер направления работников в вынужденные отпуска, повсеместно произошло ухудшение условий и охраны труда.[8]

    Стратегическими целями социальной ответственности на ближайшие годы являются:

    • гарантия конституционных прав граждан в области труда и социальной защиты населения;
    • обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
    • достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;
    • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;
    • развитие социальной инфраструктуры. [6]

    Исходя из рассмотренных основных видов социальной ответственности государства, самого термина, его функций, можно прийти к следующим выводам.

    Развитие социальной ответственности государства происходит в современном обществе следующим образом и базируется на следующих принципах:

    • гуманность и милосердие, т. е. готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;
    • гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам, при их обращении в органы социальной защиты, за счет доведения уровня их дохода до установленного в области бюджета прожиточного минимума;
    • комплексность, т. е. предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;
    • адресность и целенаправленность, т. е. оказание поддержки конкретным гражданам с учетом их индивидуальных особенностей, в оптимально полезной для них форме;
    • динамичность, т. е. оперативный пересмотр социальных нормативов и размеров социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного минимума;
    • самостоятельность, т.е. право органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих программ, в сочетании с региональными программами;
    • межведомственность, т. е. согласование решений органов представительной и исполнительной власти, влияющих на уровень жизни населения при одновременном принятии мер по защите малоимущих граждан.

    Таким образом, социальное обеспечение — это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны. Или необходимые средства предоставляются гражданами в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д. [4]

    И на последок хотелось бы сказать, что никакие обещания будущих благ и улучшения качества жизни не могут оправдать риск, даже если его вероятность невелика. Воспроизводя общую структуру категорического императива Канта, Йонас дает следующие формулировки императива ответственности, соответствующего новым масштабам человеческого действия и обращенного к новому коллективному субъекту:

    –– Поступай так, чтобы последствия твоего действия были совместимы с непрерывностью подлинной человеческой жизни на земле.

    –– Включай в свой нынешний выбор будущую совокупность людей в качестве предмета твоего воления.

    –– Поступай так, чтобы последствия твоих действий не были разрушительны для будущей возможности жизни как таковой.

    –– Не подвергай опасности условия неограниченного дальнейшего существования человечества на земле. Этим я хотела сказать о том, что государство, а в частности власть должны придерживаться этого направления.[3]

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: