Сочетание доброты и правосудия это принцип

Обновлено: 23.04.2024

Хм… Доброта и справедливость – казалось бы, вовсе не сравнимые понятия, как можно проводить между ними аналогию? Для начала давайте-ка точно поймем, что все это означает.

Доброта – это душевное расположение к людям, искреннее стремление человека сделать другому что-либо хорошее или приятное. Уже из определения становится понятно, что таковое понятие не имеет прямого отношение к логике, оно связано больше с чувственным началом человека. Касаемо справедливости, ее определение дать сложнее, ибо непонятно, что провозгласить в нем главным звеном. Если открыть, скажем, википедию, мы увидим трактование справедливости как понятия о должном соответствии деяния и воздаяния. Предположим даже, что с последними двумя словами в этом определении все ясно, но в каком контексте в данном случае следует оценивать прилагательное «должный»? Я бы сделал предположение о его прямой связи здесь с таким понятием как логика. Ну а почему именно с ней? Да лишь потому, что в настоящей ситуации нам необходимо расценивать ситуацию объективно: взвешивать все «за» и «против», обдумывать проблему с различных сторон и, что самое главное, принимать рассудительное решение. Сомневаюсь в проигрыше логики другому качестве в рассматриваемом аспекте.

В общем случае говорить о сходствах или же различиях доброты и справедливости, конечно же, нельзя, пример сего предлагаю придумать заинтересованному читателю. А вот в некоторых частных ситуациях, без сомнения, можно. Скажем, мальчик лет шести пошел с родители за ягодами в лес. Мама и папа охотно пополняют общую корзинку отборной малиной, а сын же их наоборот – потиху-помалу опустошает ее. Женщина, заметив это, улыбнулась и порадовалось за мальчика, не прерывая его. Это, очевидно, проявление доброты, поведение матери, очевидно, снисходительно, даже слишком, по отношению к сыну. Отец же решил забрать корзину у мальчика, выдав ему задание набрать ягод в небольшую банку. А вот в поступке мужчины мы уже наблюдаем проявление справедливости, ибо действовал он строго по логике, ведь родителям следует помогать – таково должное поведение.

Подобных примеров можно насочинять очень много, и в каждом случае они будут презентовать доброту и справедливость разными ветвями проблемы, причем одной и той же проблемы. Руководствуйтесь разумом, но, само собой, не забывайте про человечность, и будет Вам счастье.

К недостаткам этой школы следует отнести недооценку человеческого фактора.

Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину).

Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения. Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению утилитарных потребностей работников (т.е. физиологических). (Следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты. Разработка данных проблем осуществлялась в 1930—1950-х годах.)

Примечание. В современное время тейлоризм определен как «потогонная система», направленная на выжимание из человека максимума сил в интересах прибыли хозяина.

Представители классической, или административной, школы управления (1920—1950 гг.): Анри Файоль, Джеймс Муним, Линдалл Урвик и др.

Классическая школа управления появляется в начале 1920-х годов, ярким ее представителем является А.Файоль, выделивший функции управления в работе «Общее и промышленное управление» (в 1916 году) 1924г. Он строит научное управление не «снизу», как Тейлор, а «сверху», рассматривая деятельность предприятия с позиции руководителя и с функциональной точки зрения. По его мнению, изначально необходимо определить функции и полномочия каждого руководителя, а уже потом действовать.

Классификация существенных функций любого предприятия по Файолю используется в научных трудах до сих пор, в которой он «все операции, которые только встречаются на предприятии» разделил на 6 групп:

1 Технические (производство, обработка);

2)коммерческие (покупка, продажа, обмен);

3)финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

4)страховые (охранные -страхование и охрана имущества и лиц);

5)учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика);

6)административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль).

Файоль первым высказал мысль о необходимости выделения вопросов организации и управления в самостоятельную теорию, положив начало профессиональному менеджменту. Его теория основана на универсальных принципах менеджмента и представлении о процессе управления как о взаимосвязи функций, основными из которых он считал планирование и организацию.

А.Файоль написал ряд работ по данной тематике и проверил свои выводы на практике при работе в одной крупной угледобывающей компании Франции.

Принципы организации: Файоль предложил 14 принципов, хотя оставил перечень открытым, сгруппировав их следующим образом:

1)структурные принципы: разделение труда; единство цели и руководства; соотношение централизации и децентрализации; власть и ответственность; цепь;

2)принципы процесса: справедливость; дисциплина; вознаграждение персонала; единство команд; подчинение главному интересу;

3)принципы конечного результата: порядок; стабильность; инициатива; корпоративный дух. Охарактеризуем каждый из них.

1.Разделение труда. Его цель — выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при прочих равных условиях. Это достигается за счет сокращения целей.

2.Полномочия и ответственность. Полномочия — это право отдавать приказ, а ответственность— составляющая ее противоположность. Где дают полномочия, там возникает ответственность.

3.Дисциплина. Дисциплина— это одна из задач руководителя. Дисциплина предполагает справедливое применение санкций.

4.Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

5.Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена планом и иметь одного руководителя.

6.Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны преобладать над интересами организации.

7.Вознаграждение персонала. За свою службу работники должны получать справедливую оплату.

8.Централизация. Это способ организации отдельных групп в направлении общих целей и плана. Она зависит от деловой деятельности организации, но в некоторых случаях необходимо разделение труда. Централизация является справедливым ходом вещей. Важным при этом является рассмотрение вопроса о соотношении централизации и децентрализации.

9.Скалярная цепь. Это иерархия руководящих должностей.

10.Порядок. Это расположение всего на своем месте.

11.Справедливость. Это сочетание доброты и правосудия в управлении организацией.

12.Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13.Инициатива. Это разработка плана и его реализация.

14.Корпоративный дух. Союз — это сила. Он является результатом взаимосвязанной работы персонала.

Таким образом, классическая школа:

•разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией);

•создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху);

•предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку;

•рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль;

•считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер);

•сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы;

Уважаемый Читатель, статья рассчитана на практиков, а не на студентов(не для пустых рефератов) и требует вдумчивого чтения.

Примечание. Если сравнивать работы А.Файоля и Ф. Тейлора, хотя это "разноплановые" подходы к организации труда, все же у них есть и много общего, но работа Ф. Тейлора отличается более точными формулировками и глубиной. Ф.Тейлор, дал не только теорию, проверенное практикой, но и прикладные инструменты, которые можно "сходу" опробовать на практике. У А.Файоля есть только принципы(теория), хотя он сам был и практиком. У него нет того самого инстурментария, а это резко снижает возможность применения в повседневных реалиях.

Всего Файоль выделял 5 основных составляющих (функций) и 14 принципов управления, следование которым обеспечивало, по его мнению, эффективность бизнесу. Здесь Файоль идет по проторенному пути, указанному Гаррингтоном Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов эффективности» (в русском переводе – «Двенадцать принципов производительности»), написанной им в 1912 г. ( найдете на этом сайте). Анри Файоль (родился 29 июля 1841, Константинополь, Османская империя — умер 19 ноября 1925, Париж, Франция).

В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление».

Анри Файоль - 14 принципов управления

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. Ниже разберем один из популярных тезисов классика.

1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет.

8. Централизация. Это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.

9. Скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная с лица, занимающего самое высокое положение и вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.

Скалярная цепь — иерархия уровней управления, создаваемая делегированием полномочий для осуществления вертикального разделения координированных работ. Принцип скалярной цепи. Иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль — «скалярную цепь»

10. Порядок. А. Файоль подразделял порядок на материальный — «всему свое место и все на свое место» и социальный — «каждому свое место и каждый на своем месте».

11. Справедливость — сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.

14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала организации.

Хотелось бы отметить одно очень примечательное высказывание классика: «Управлять - значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей и имеющихся ресурсов. »

Данный афоризм принадлежит Анри Файоль, и высказывание раскрывает одну из сторон управления. Соль этого высказывания в том, что оно соединяет в себе два уровня управления "операционный" и "стратегический". В идеальном управлении все едино и одно плавно переходит в другое. При обучении управлению, или как рассматривают управленческие приемы, принято разделять их на 3 уровня - операционный, тактический, стратегический. Это делается с целью облегчить разбор ситуаций и процесс обучения. В реальной жизни такого разделения нет. Любые действия на операционном уровне должны быть связаны со стратегическим уровнем, и как нам говорит Анри Файоль - ". все это должно нас вести к цели. ". Хочу обратить внимание на последнее слово "цель", ибо большинство руководителей и людей считающих себя управленцами не до конца понимают суть этого понятия, соответственно суть афоризма.

Почему я так считаю. Как вы думаете, у какого количества компаний есть осознанная Цель ?

Вы удивитесь, у 90% компаний ее нет. Их ответы будут однородны, типа "больше клиентов=больше денег", но увы это ПСЕВДОцели и заранее обречены на провал. Подробней о Цели можно почитать тут.

Еще одно шутливое высказывание классика: «Если руководитель один день не пришел на работу, то это будет тот самый день, когда все его планы рухнут». Это, как я понимаю, намек на тотальную склонность людей, к ручному управлению. На то, что руководители не умеют выстраивать работу персонала, чтобы в их отсутствии все работало достаточно эффективно, а не в аварийном режиме.


Анри Файоль (фр. Henri Fayol, 29 июля 1841 — 19 ноября 1925) — французский теоретик и практик менеджмента, основатель классической административной школы управления, а также горный инженер.

Краткая биография

Родился в пригороде Стамбула, Турция. Тогда его отец руководил строительством моста, который был проведен через бухту «Золотой Рог». Его семья вернулась домой в 1847 году. Там он поступил в Горную школу Сент-Этьена. Сразу же после ее окончания в 1860 году он устроился в горнодобывающую копанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville. В ней он занимал пост руководителя с 1888 по 1918 год.

В 1916 году Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (на фр. Administration Industrielle et Générale). В этой книге он сумел обобщить наработанные им схемы управления, создав при этом логически стройную систематическую теорию менеджмента.

Концепция управления

Функции менеджмента по Файолю

  1. Планирование
  2. Организация
  3. Мотивация
  4. Контроль
  5. Координация

Принципы управления Файоля

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1.) Разделение труда. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип, может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.) Полномочия и ответственность. Полномочия — право распоряжаться ресурсами предприятия, а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3.) Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

4.) Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

5.) Единство направления (дирекции). Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6.) Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации и должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия.

7.) Вознаграждение персонала, т.е. цена оказываемых услуг. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

8.) Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

9.) Скалярная цепь (иерархия). Это — ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Скалярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

10.) Порядок. Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. «Место — для всего, все на своем месте».

11.) Справедливость. Это — сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое отношение к себе, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12.) Стабильность рабочего места для персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.) Инициатива. Это — разработка плана и успешная его реализация. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступить личным тщеславием».

14.) Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Принцип законности – основополагающий принцип в юридической деятельности.

Он заключается в требовании неукоснительного соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов всеми представителями профессии.

Для принципа законности характерны следующие черты:

а) всеобщность, заключающаяся в обязательности законности для государственных, судебных органов, общественных объединений, отдельных лиц;

б) единство – состоит в выполнении требований законности в сфере правосудия на всей территории Российской Федерации;

в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

г) неотвратимость реализации законности – пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили;

д) недопустимость противопоставления законности и целесообразности, т.к. законность и есть высшая целесообразность.

е) неразрывная связь законности и правовой культуры.

Последовательное осуществление принципа законности имеет важнейшее значение.

Принцип законности в наибольшей степени, чем другие принципы, отражен в нормативных документах, регламентирующих юридическую деятельность. Тем не менее нравственные качества сотрудника именно здесь проявляются наиболее зримо.

Понятие справедливости тесно связано с понятием законности: справедливость означает законное, а несправедливость – противозаконное отношение к людям. Значение справедливости в обществе всегда возрастает с развитием прогресса во всех его сферах. В настоящее время роль справедливости в отношениях между государством и личностью становится все острее и значимее.

Справедливость – категория морально-правовая и социально-духовная, она связана с исторически изменяющимися представлениями о неотъемлемых правах человека.

Представления о моральной справедливости намного богаче по содержанию, чем представления о справедливости правовой. Моральная справедливость никогда полностью не укладывается в рамки закона, т.к. она охватывает и те стороны человеческих взаимоотношений, которые далеко не всегда находят отражение в праве.

Понятие справедливости отражает важную сторону принципа законности – равную и реальную меру воздаяния за равные по социальной значимости деяния субъектов. Не случайно термин «юстиция» произошел от лат. justiсia, что означает справедливость, законность, правосудие.

Следовательно, обязательным условием справедливости для юриста является строгое и неуклонное соблюдение законности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: