Снятие с учета в пфр адвоката

Обновлено: 24.04.2024

По мнению одного из экспертов «АГ», позиция налоговых органов не соответствует законодательству, и преодолеть ее возможно только в судебном порядке. Другая полагает, что ФНС таким образом пытается восполнить правовой пробел, поскольку в Законе об адвокатуре нет четкого указания на момент прекращения статуса, а говорится лишь, что он прекращается решением совета палаты. По мнению Советника ФПА Игоря Пастухова, для снятия любой возможности спора целесообразнее всего изменить формулировку в НК.

11 марта Федеральная налоговая служба России опубликовала правовую позицию (решение № СА-4-9/1796@) по спору о дате прекращения адвокатского статуса и порядке исчисления страховых взносов в связи с этим.

22 февраля 2018 г. совет палаты принял решение о прекращении статуса адвоката Х. В мае того же года в налоговую инспекцию по месту нахождения палаты поступили сведения о вынесенном решении, а также о распоряжении территориального органа Минюста России от 7 марта 2018 г. о внесении в Реестр адвокатов сведений о прекращении у Х. статуса адвоката.

Инспекция на основании ст. 430 и 432 НК РФ начислила Х. страховые взносы за период с 1 января по 7 марта 2018 г. (день снятия с налогового учета в качестве адвоката), а 5 марта Х. уплатила взносы за период с 1 января по 22 февраля того же года. В связи с этим налоговый орган направил Х. требование об уплате недоимки на сумму около 1200 руб. и пеней (около 64 руб.).

Считая указанное требование незаконным, Х. обжаловала его в Управление ФНС, которое оставило жалобу без удовлетворения.

В январе 2019 г. Х. обратилась в ФНС России с жалобой. В обоснование своей позиции она указала, что в соответствии со ст. 17 Закона об адвокатуре моментом прекращения статуса адвоката является дата принятия соответствующего решения советом палаты субъекта Федерации, в региональный реестр которого внесены соответствующие сведения. О принятом решении совет уведомляет территориальный орган юстиции, который вносит изменения в региональный реестр.

Вместе с тем, по мнению заявительницы, в сфере адвокатуры территориальные органы юстиции не наделены компетенцией и полномочиями осуществлять госрегистрацию адвокатов на территории субъектов РФ, поскольку такая процедура не предусмотрена законодательством, а ведение регионального реестра адвокатов и выдача удостоверений не тождественны ей.

Таким образом, внесение сведений об адвокате в региональный реестр осуществляется уже после прекращения статуса и права на осуществление адвокатской деятельности, вследствие чего не имеет правообразующего значения и не рассматривается законодателем в качестве основания ее прекращения. На основании Закона об адвокатуре моментом прекращения статуса, полагает заявительница, является дата принятия решения советом адвокатской палаты.

При этом, подчеркнула Х., в решении Управления ФНС также имелись ссылки на ст. 17 Закона об адвокатуре, однако ведомство сделало вывод о прекращении статуса адвоката по решению Управления Минюста. Таким образом, налоговое законодательство связывает обязанность по уплате страховых взносов с наличием адвокатского статуса, а не с налоговым учетом. При этом она подчеркнула, что все страховые взносы до момента прекращения статуса оплатила в полном объеме.

Рассмотрев жалобу, ФНС отметила, что, поскольку для снятия адвоката с учета налоговые органы используют дату распоряжения территориального органа Минюста, датой снятия заявительницы с налогового учета в качестве адвоката является 7 марта 2018 г., что не противоречит установленному порядку. Таким образом, учетные действия в отношении заявительницы при приеме сведений от регистрирующего органа о прекращении статуса адвоката осуществлены инспекцией без нарушений законодательства РФ.

В то же время ведомство подчеркнуло, что вопросы, связанные с оценкой соблюдения адвокатскими палатами срока представления в налоговый орган сведений в соответствии ст. 85 НК, не относятся к его компетенции.

В решении резюмируется, что исчисление инспекцией страховых взносов за период с 1 января по 7 марта 2018 г. соответствует положениям ст. 430, 432 НК, в связи с чем заявительница обязана уплатить недоимку и задолженность по пене по требованию инспекции.

Как отметила адвокат АП Московской области Екатерина Болдинова, из правовой позиции ФНС следует, что ведомство настаивает на том, что для целей налогового администрирования датой прекращения статуса адвоката является дата внесения в реестр соответствующих сведений. «При этом ФНС отчасти пытается восполнить пробел в праве, поскольку Закон об адвокатуре четкого указания на момент прекращения статуса не дает, а содержит лишь указания, что он прекращается советом адвокатской палаты субъекта Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате», – пояснила она.

По мнению адвоката, в отсутствие четкого законодательного урегулирования момента прекращения адвокатского статуса ФНС руководствуется теми нормами, которые позволяют установить момент исключения адвоката из соответствующего регионального реестра. «На мой взгляд, оценить справедливость такого подхода должна Федеральная палата адвокатов, – резюмировала эксперт, при этом добавив, что во избежание спорных ситуаций момент прекращения статуса адвоката должен быть зафиксирован в федеральном законодательстве.

Комментируя «АГ» позицию налоговых органов, адвокат АП г. Москвы Дмитрий Парамонов отметил, что она не соответствует действующему законодательству. «Если решение о прекращении статуса адвоката принял совет палаты, то именно с даты принятия такого решения статус считается прекращенным», – пояснил он. При этом эксперт добавил, что именно на эту дату ориентируются суды – например, решая вопрос об определении полномочий адвоката и наличии у него статуса для оказания юридической помощи (см. Постановление Президиума Московского областного суда от 30 сентября 2015 г. № 477 по делу № 44у-259/2015).

Эксперт подчеркнул, что внесение сведений в реестр адвокатов является административной процедурой, оформляющей изменение состава адвокатского корпуса в соответствующем субъекте Федерации. «Законодательство не содержит указания на то, что дата внесения Минюстом соответствующих сведений в реестр является датой прекращения статуса адвоката либо иным образом влияет на него, – пояснил он. – В том случае, если ведомство отказывается вносить указанные изменения в реестр, может быть оспорен непосредственно такой отказ, но не применительно к наличию или отсутствию статуса адвоката». Данную позицию налоговых органов, как полагает Дмитрий Парамонов, возможно будет преодолеть только в судебном порядке.

Советник ФПА Игорь Пастухов обратил внимание на некоторые противоречия в правовой позиции ФНС – ведомство, в частности, ссылается на п. 5 ст. 430 НК, в котором речь идет о дате снятия налогоплательщика с учета как адвоката. «Но совершенно непонятно, на основании какой нормы права в ответе ФНС речь ведется о выборе между датой решения совета адвокатской палаты субъекта РФ и датой распоряжения управления Минюста РФ о внесении изменений в реестр адвокатов», – пояснил он.

Тот факт, что управление юстиции может отказать во внесении изменений в региональный реестр адвокатов, подчеркнул Игорь Пастухов, не превращает данный реестр в правоустанавливающий, поскольку отражает только информацию о статусе, но не является основанием для его приобретения или прекращения: «Реестр – лишь информация об этом, поскольку, согласно Закону об адвокатуре, статус адвоката прекращается по решению совета палаты».

По мнению советника ФПА, очевидно, что утвержденный приказом Минюста РФ порядок ведения реестра адвокатов не может отменить положения федерального закона о том, что адвокат утрачивает статус с момента принятия решения советом палаты. В связи с этим вопрос о конкуренции норм однозначный – федеральный закон имеет приоритет перед любым подзаконным правовым актом.

«Получается, что налоговый орган, имея информацию о двух датах в документах, почему-то для себя выбрал более позднюю. Такое правоприменение не соответствует закону, – подчеркнул Игорь Пастухов. – Понятно, что норма НК предусмотрена для нормального функционирования системы, когда совет палаты своевременно сообщает в налоговую службу, а та своевременно принимает решение о снятии налогоплательщика с учета как адвоката. Но мы знаем, что бывает и по-другому».

По его мнению, вопрос мог бы быть решен на ведомственном уровне указанием о том, что сведения о налогоплательщике вносятся со ссылкой на дату решения совета адвокатской палаты, но в такое, по словам советника ФПА, не слишком верится.

Суд подчеркнул, что включение в ЕГРН неактуальных сведений о кадастровой стоимости участков не должно влечь взыскание недоимки и пени с организации, добросовестно рассчитавшей и уплатившей земельный налог

В рассматриваемом случае, утверждает он, проблему спора лучше всего решать в судебном порядке: «Полагаю, что ранее высказанная позиция Конституционного Суда РФ о том, что параметры и условия функционирования налоговой системы применительно к каждому налогоплательщику во многом предопределяются объективными закономерностями их экономической деятельности (Постановление от 28 февраля 2019 г. № 13-П, о котором ранее писала «АГ»), однозначно подтверждает позицию бывшего адвоката. К тому же сама налоговая служба ссылается на норму о том, что платежи являются следствием получения дохода от деятельности, но совершенно очевидно, что с 22 февраля по 7 марта 2018 г. заявительница не получала доходов от адвокатской деятельности. Поэтому взыскивать с нее недоимку и пени за этот период – значит, взыскивать экономически не обоснованные платежи».

Игорь Пастухов добавил, что другой вариант – оспорить указанную норму Налогового кодекса в КС, который может признать ее конституционной именно в понимании даты снятия с учета как даты прекращения соответствующего статуса (в данной статье Кодекса указываются не только адвокаты, но и другие лица). «Полагаю, что для снятия любой возможности спора целесообразнее всего изменить формулировку в НК, заменив в ней указание на дату снятия налогоплательщика с учета на дату прекращения статуса», – резюмировал советник ФПА.

IV. Снятие страхователей с регистрационного учета

20. Снятие с регистрационного учета страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящего Порядка, осуществляется территориальным органом Фонда в случаях:

1) ликвидации обособленного подразделения юридического лица;

2) ликвидации юридического лица, имеющего обособленные подразделения;

3) закрытия страхователем - юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации), открытого для совершения операций обособленным подразделением, либо прекращения полномочий обособленного подразделения по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

(в ред. Приказа Минтруда России от 28.11.2016 N 684н)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) выявления территориальным органом Фонда факта несоблюдения при регистрации в качестве страхователя обособленного подразделения юридического лица условий регистрации страхователей, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ.

21. Снятие с регистрационного учета страхователей, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 3 настоящего Порядка, осуществляется территориальным органом Фонда в случаях:

1) прекращения трудового договора с последним из принятых работников;

2) расторжения либо окончания срока действия гражданско-правовых договоров, заключенных страхователем с физическими лицами при условии отсутствия трудового договора с принимаемым страхователем работником;

3) при наличии в территориальном органе Фонда сведений из ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в том числе в связи со смертью данного лица.

22. Снятие с регистрационного учета страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящего Порядка, по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 3 пункта 20 настоящего Порядка, осуществляется на основании заявления о снятии с регистрационного учета юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения, форма которого предусмотрена приложением N 2 к Административному регламенту Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, утвержденному приказом Фонда N 217 (далее - заявление о снятии с регистрационного учета обособленного подразделения юридического лица).

(в ред. Приказа Минтруда России от 10.06.2020 N 323н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Снятие с регистрационного учета страхователей, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 3 настоящего Порядка, по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 21 настоящего Порядка, осуществляется на основании заявления о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Фонда физического лица, форма которого предусмотрена соответственно приложением N 2 к Административному регламенту Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, утвержденному приказом Фонда от 22 апреля 2019 г. N 215, и приложением N 2 к Административному регламенту Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с учета страхователей - физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, утвержденному приказом Фонда от 22 апреля 2019 г. N 214 (далее - заявление о снятии с регистрационного учета физического лица).

(в ред. Приказа Минтруда России от 10.06.2020 N 323н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется независимо от наличия задолженности по обязательным платежам в срок, не превышающий четырнадцати рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Фонда заявлений, предусмотренных настоящим пунктом (далее - заявление о снятии с регистрационного учета), которые подаются в письменной форме или в форме электронного документа с использованием Единого портала.

Снятие страхователя с регистрационного учета не освобождает его от погашения задолженности по обязательным платежам в Фонд.

23. Документы, подтверждающие закрытие страхователем - юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации), открытого для совершения операций обособленным подразделением, либо прекращение полномочий обособленного подразделения по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, а также документы, подтверждающие прекращение трудового договора с последним из принятых на работу работников или расторжение либо окончание срока действия гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом, представляются в течение пятнадцати рабочих дней с момента наступления соответствующих обстоятельств в территориальный орган Фонда юридическими и физическими лицами на бумажном носителе или в форме электронных документов с использованием Единого портала, подписанных тем видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации.

В случае представления документов, необходимых для снятия с регистрационного учета страхователя, уполномоченным представителем страхователя предъявляется документ, подтверждающий соответствующие полномочия, а также документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя.

При направлении документов почтовым отправлением также представляется копия документа, удостоверяющего личность страхователя (его уполномоченного представителя), документ, подтверждающий полномочия представителя страхователя.

При представлении документов с использованием Единого портала копии документа, удостоверяющего личность страхователя, уполномоченного представителя страхователя, не требуется. В случае представления документов уполномоченным представителем страхователя представляется документ, подтверждающий соответствующие полномочия.

При предъявлении подлинников документов копии документов заверяются работниками территориальных органов Фонда.

Для снятия с регистрационного учета обособленного подразделения юридического лица по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 20 настоящего Порядка, территориальным органом Фонда на уровне межведомственного взаимодействия в налоговом органе, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, запрашиваются в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о снятии с регистрационного учета обособленного подразделения юридического лица, сведения о его ликвидации.

При наличии в территориальном органе Фонда сведений, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 пункта 20 настоящего Порядка, служащих основаниями для снятия с регистрационного учета страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящего Порядка, и при отсутствии в течение более чем пятнадцати рабочих дней с даты наступления соответствующих обстоятельств заявления о снятии с регистрационного учета обособленного подразделения юридического лица, такие страхователи снимаются с регистрационного учета на основании решения о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Фонда страхователя - юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения (далее - решение о снятии с регистрационного учета обособленного подразделения юридического лица), форма которого предусмотрена приложением N 7 к настоящему Порядку.

При наличии в территориальном органе Фонда сведений, предусмотренных подпунктом 2 пункта 20 настоящего Порядка, служащих основаниями для снятия с регистрационного учета страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящего Порядка, такие страхователи снимаются с регистрационного учета без соответствующего заявления.

При снятии с регистрационного учета страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 3 настоящего Порядка, на основании сведений, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 20 настоящего Порядка, страхователю направляется копия решения о снятии с регистрационного учета обособленного подразделения юридического лица.

Абз. 10 - 11 п. 23 (в ред. от 10.06.2020) вступают в силу с 01.01.2021.

Физические лица, указанные в подпункте 2 пункта 3 настоящего Порядка, которые на день подачи заявления о снятии с регистрационного учета физического лица представили в ПФР сведения по форме СЗВ-ТД, не представляют копии документов, подтверждающих прекращение трудового договора с последним из принятых работников. Сведения о прекращении у таких физических лиц трудовых отношений с работниками, а также о направленных в ПФР сведениях по форме СЗВ-ТД указываются в заявлении о снятии с регистрационного учета физического лица.

Для снятия с регистрационного учета страхователей, указавших в заявлении о снятии с регистрационного учета физического лица о прекращении трудовых отношений с работниками, а также о направленных в ПФР сведениях по форме СЗВ-ТД, территориальный орган Фонда использует сведения из формы СЗВ-ТД, находящиеся в распоряжении ПФР, которые запрашивает в рамках межведомственного взаимодействия в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о снятии с регистрационного учета физического лица.

В случае снятия с регистрационного учета физических лиц, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящего Порядка, заключивших срочный трудовой договор с работником или гражданско-правовой договор, решение о снятии с регистрационного учета физического лица принимается по окончании срока действия таких договоров, без заявления о снятии с регистрационного учета физического лица на основании копий договоров, хранящихся в учетном деле страхователя, при условии отсутствия в территориальном органе Фонда сведений о продлении или заключении нового трудового или гражданско-правового договора.

Абз. 13 п. 23 (в ред. от 10.06.2020) вступают в силу с 01.01.2021.

Для снятия с регистрационного учета физических лиц, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящего Порядка, заключивших срочный трудовой договор с работниками и представляющих в ПФР сведения по форме СЗВ-ТД, территориальный орган Фонда использует сведения об отсутствии действующих трудовых договоров из формы СЗВ-ТД, находящиеся в распоряжении ПФР, которые запрашивает в рамках межведомственного взаимодействия в срок не позднее десяти рабочих дней со дня окончания срока действия трудового договора.

Копия решения о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Фонда страхователя - физического лица (далее - решение о снятии с регистрационного учета физического лица), форма которого предусмотрена приложением N 8 к настоящему Порядку, направляется страхователю.

В случае продления срока действия трудовых договоров либо соответствующих гражданско-правовых договоров до окончания срока их действия или заключения нового договора (договоров) и представления страхователем необходимых документов в территориальный орган Фонда повторная регистрация страхователя не производится, а срок его регистрации продлевается до момента прекращения договоров.

Снятие с регистрационного учета страхователя - физического лица в случае его смерти осуществляется на основании сведений о смерти лица, поступивших в территориальный орган Фонда, в том числе из ЕГРИП.

(п. 23 в ред. Приказа Минтруда России от 10.06.2020 N 323н)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Решение о снятии с регистрационного учета обособленного подразделения юридического лица, решение о снятии с регистрационного учета физического лица (далее - решение о снятии с регистрационного учета) не позднее четырнадцати рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Фонда заявления о снятии с регистрационного учета направляется территориальным органом Фонда страхователю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, если сведения о нем имеются в территориальном органе Фонда, или на Единый портал, если заявление о снятии с регистрационного учета и соответствующие документы были представлены страхователем в территориальный орган Фонда с использованием Единого портала. Получение решения о снятии с регистрационного учета в письменной форме на бумажном носителе не является обязательным для страхователя. Территориальный орган Фонда обязан выдать копию решения о снятии с регистрационного учета по соответствующему запросу страхователя не позднее трех рабочих дней со дня поступления такого запроса в территориальный орган Фонда.

При отсутствии в территориальном органе Фонда сведений об адресе электронной почты страхователя копия решения о снятии с регистрационного учета направляется страхователю в письменной форме на бумажном носителе по месту жительства страхователя - физического лица либо по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица не позднее четырнадцати рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Фонда заявления о снятии с регистрационного учета.

ПФР осуществляет постановку на регистрационный учет только физических лиц, добровольно вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:

- граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя;

- физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз;

- физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных ниже;

- физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации;

Лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, регистрируются в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователей на основании следующих документов:

Заявления заполняются в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтруда России от 31 мая 2017 г. № 462н (ред. от 13.01.2021) «Об утверждении Правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию».

Важно!

Прекращение добровольных правоотношений по обязательному пенсионному страхованию возможно только при подаче в территориальный орган ПФР соответствующего заявления.

При регистрации в территориальных органах ПФР страхователю вручается уведомление о регистрации страхователя, вступившего в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Физическому лицу, уплачивающему страховые взносы за нескольких физических лиц, вручается отдельное Уведомление в отношении каждого физического лица, за которое уплачиваются страховые взносы.

Важно!

Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, производится в соответствии со статьей 29 Федерального закона 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 24.02.2021) и осуществляется на казначейские счета, открытые Пенсионному фонду Российской Федерации в Федеральном казначействе, с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.

Минимальный размер страховых взносов определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз. Размер страховых взносов за расчетный период 2021 год составляет 33 770,88 рубля (1МРОТ х 22% х 12). 1МРОТ на 01.01.2021 – 12 792,00 рублей, за расчетный период 2022 год – 36 669,6 (13 890,00 х 22% х 12).

Максимальный размер страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз (8МРОТ х 22% х 12 месяцев). В 2021 году данная сумма составляет 270 167,04 рублей, за расчетный период 2022 год – 293 356,8 (8 x 13 890,00 x 22 % x 12).

Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (но не более 8МРОТ х 22% х 12 либо на пропорциональное количество месяцев и дней).

Код бюджетной классификации для уплаты страховых взносов на страховую пенсию физическими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, утверждается Приказом Минфина.

392 1 02 02042 06 1000 160

Страховые взносы, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

Узнать реквизиты и сформировать квитанцию на уплату страховых взносов можно на нашем электронном сервисе.

II. Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета

страхователей-организаций в территориальных органах ПФР

Пункт 19 утратил силу в связи с внесением изменений Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092 в Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438. Постановлением Правительства РФ N 1092 утверждены Правила представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду сведения о государственной регистрации юридического лица при его создании, а не сведения о его государственной организации.

9. На основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (о государственной организации юридического лица при его создании; о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации; об изменении места нахождения юридического лица), территориальный орган ПФР (отделение Пенсионного фонда Российской Федерации) производит регистрацию организации в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера. Сведения о дате регистрации и регистрационном номере страхователя передаются территориальным органом ПФР, осуществившим регистрацию страхователя, в регистрирующий орган для включения в ЕГРЮЛ.

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) в случаях, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, вступившими в силу до 1 июля 2013 года, предусмотрено использование электронной цифровой подписи, используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Сведения передаются в электронном виде с использованием средств электронной цифровой подписи по каналам связи на условиях, установленных соглашением сторон. При невозможности передачи сведений в электронном виде они направляются почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

10. Территориальный орган ПФР извещает организацию о ее регистрации в качестве страхователя путем направления через федеральные органы почтовой связи уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории Российской Федерации (приложение 1).

11. Сведения из ЕГРЮЛ в электронном виде после проведения процедуры регистрации страхователя архивируются и хранятся в отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации.

свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации;

уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации;

копий заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (устав организации, содержащий сведения о создании обособленного подразделения и его юридическом адресе, Положение об обособленном подразделении и другие документы, содержащие сведения о наличии у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также права выполнять от имени юридического лица обязанности по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по месту нахождения обособленного подразделения).

13. Заявление о регистрации российской организации в территориальном органе ПФР по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации заполняется в соответствии с Порядком заполнения заявления о регистрации российской организации в территориальном органе ПФР по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (приложение 3).

14. При регистрации организации в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения территориальным органом ПФР выдается (направляется) уведомление о регистрации страхователя-организации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации (приложение 1) в 2-х экземплярах, один из которых в 10-дневный срок со дня получения подлежит представлению организацией в территориальный орган ПФР по месту своего нахождения.

Территориальные органы ПФР по месту нахождения организации регистрируют поступившее уведомление о регистрации страхователя-организации по месту нахождения обособленного подразделения в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации в Журнале регистрации поступивших уведомлений о регистрации страхователей-организаций по местонахождению обособленного подразделения в территориальном органе ПФР (приложение 4).

Изменения в сведения, содержащиеся в базе данных Пенсионного фонда Российской Федерации (в карточке страхователя), вносятся не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующих сведений из ЕГРЮЛ.

Листы Описи страхователей, состоящих на учете в органах ПФР, еженедельно распечатываются, заверяются подписью ответственного лица территориального органа ПФР и подшиваются в порядке формирования описей в папку-скоросшиватель.

17. Снятие организаций с регистрационного учета в качестве страхователей осуществляется в течение 5 дней со дня представления в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в территориальный орган ПФР.

В соответствии с информацией, содержащейся в сведениях из ЕГРЮЛ, территориальный орган ПФР вносит в базу данных Пенсионного фонда Российской Федерации (в карточку страхователя) следующие сведения:

дату государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа; дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации (путем слияния, разделения, преобразования, присоединения); дату государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (в связи с изменением места нахождения);

дату снятия с регистрационного учета в территориальных органах ПФР;

код причины снятия с регистрационного учета.

18. Снятие организации с регистрационного учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае принятия ею решения о прекращении деятельности своего обособленного подразделения или решения о переходе на централизованную уплату единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется территориальным органом ПФР по месту нахождения обособленного подразделения в течение 5 дней со дня представления организацией следующих документов:

заявления о снятии с регистрационного учета организации по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации в территориальном органе ПФР (приложение 5);

копии решения (приказа, распоряжения) о прекращении деятельности обособленного подразделения (ликвидации, реорганизации), решения (приказа, распоряжения) о переходе на централизованную уплату единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

19. Заявление о снятии с регистрационного учета организации по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации в территориальном органе ПФР заполняется в соответствии с Порядком заполнения заявления о снятии с учета организации в территориальном органе ПФР по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (приложение 6).

20. Сведения о страхователях, снятых с регистрационного учета в территориальном органе ПФР, отражаются в Описи страхователей, снятых с учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, формируемой с помощью программного обеспечения.

Листы Описи еженедельно распечатываются, заверяются подписью ответственного лица территориального органа ПФР и хранятся в порядке формирования Описей в папке-скоросшивателе.

II. Порядок регистрации в территориальных

органах ПФР страхователей, являющихся индивидуальными

предпринимателями, частными нотариусами,

частными детективами и адвокатами

На основании полученных из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию указанных страхователей, документов территориальный орган ПФР присваивает страхователю регистрационный номер и сообщает его в этот федеральный орган исполнительной власти для включения в государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

3. Частные нотариусы, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в бюджет ПФР, обязаны зарегистрироваться в территориальных органах ПФР в качестве страхователей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, в срок не позднее 30 дней со дня получения лицензии на право нотариальной деятельности по месту жительства (в случае осуществления ими деятельности в другом месте - по месту осуществления деятельности).

В случае регистрации частного нотариуса в территориальном органе ПФР по месту осуществления деятельности территориальный орган ПФР по месту осуществления деятельности сообщает об этом в территориальный орган ПФР по месту жительства в 10-дневный срок со дня регистрации.

4. Частные детективы, уплачивающие страховые взносы в бюджет ПФР, обязаны зарегистрироваться в территориальных органах ПФР в качестве страхователей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, в срок не позднее 30 дней со дня получения лицензии на частную сыскную деятельность по месту жительства.

5. Адвокаты регистрируются в территориальных органах ПФР в качестве страхователей, уплачивающих страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов, в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения, по месту жительства.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102) адвокатом является лицо, получившее в установленном данным Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.

Единственным документом, подтверждающим статус адвоката, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" является удостоверение.

лицензии на осуществление нотариальной или частной сыскной деятельности;

документов, подтверждающих, что адвокат является членом адвокатской палаты (удостоверение);

документов установленного образца, выданных соответствующим органом внутренних дел, удостоверяющих личность частного детектива;

документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих регистрацию по месту жительства;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

извещения о регистрации частного нотариуса в территориальном органе ПФР по месту жительства - в случае его регистрации в территориальном органе ПФР по месту осуществления деятельности.

При отсутствии у частного нотариуса, частного детектива и адвоката страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования регистрация его в территориальном органе ПФР осуществляется одновременно с представлением заявления о выдаче ему указанного свидетельства.

7. Заявление о регистрации в территориальных органах ПФР страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа, заполняется в соответствии с Порядком заполнения заявления о регистрации в территориальных органах ПФР страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа (Приложение 2).

8. При регистрации в территориальных органах ПФР страхователю вручается (направляется) Извещение о регистрации в территориальных органах ПФР страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа (Приложение 3), удостоверяющее регистрацию в качестве страхователя и содержащее необходимую информацию о порядке и сроках представления информации в территориальные органы ПФР.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: