Следователи адвокаты судьи прокуроры это

Обновлено: 28.03.2024

Юридическая работа - это весьма многогранная деятельность. Она осуществляется во всех сферах социальной жизни. Юристы работают в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуре и адвокатуре. Специалисты-правоведы работают в юридических отделах, бюро и т.п. предприятий и социально-культурных учреждений, в кооперативных организациях, общественных объединениях, в органах, осуществляющих международные связи, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Специалисты юридического профиля используются в контрольных и инспекционных органах (торговли, финансов и др.), в комиссиях по защите прав несовершеннолетних и других комиссиях, состоящих при органах исполнительной власти и местного самоуправления, в аппарате отделов и управлений исполнительных органов. Юристы возглавляют комитеты по законодательству и другие комитеты законодательных органов. Наметившая тенденция привлечения к работе указанных органов специалистов, имеющих юридическое образование, обусловлена построением правового государства, повышением роли права и юристов в жизни общества.

В зависимости от содержания юридической работы, сферы ее применения, форм и методов ведения она делится на соответствующие виды. К основным видам относятся: правосудие, прокурорский надзор, оказание юридической помощи гражданам и организациям (адвокатская деятельность), совершения нотариальных действий, правовая работа в государственных органах, на предприятиях в учреждениях и организациях. Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно. Соответственно перечисленным видам юридической работы рассмотрим юридические специальности: прокурор, судья, следователь, адвокат, нотариус, юрисконсульт.

Прокурор - это должностное лицо органов прокуратуры, наделенное полномочиями по осуществлению надзора за точным и неуклонным исполнением законов федеральными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, органами, осуществляющими оперативно-розыскную и следственную деятельность, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Прокурор осуществляет уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры и постановления судов. На должности прокуроров района, города, в установленном порядке назначаются граждане не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. Прокуроры должны в установленном порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных объединений и принимать меры по своевременному восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили.

Надзирая за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в пределах своей компетенции требует для проверки уголовные дела, материалы, документы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления. Важным инструментом контроля за соблюдением законности является проверка прокурором всего доказательственного материала по делу, поступившему от органа дознания или предварительного следствия с обвинительным заключением. Прокурор имеет право отменить незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Он вправе отстранить лиц, производящих дознание или следователя от дальнейшего ведения расследования, если допущены нарушения закона. Прокурор возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении, приостанавливает производство по уголовным делам, утверждает обвинительные заключения и направляет уголовные дела в суд. Прокурор наделен правом участвовать при рассмотрении дел в судах. Он, в частности, дает заключения по возникшим во время судебного разбирательства вопросам, высказывает суду свои соображения о применении меры уголовного наказания, предъявляет иски, поддерживает перед судом государственное обвинение по уголовным делам, опротестовывает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда, незаконные действия судебного пристава-исполнителя и др.

При осуществлении надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных - в изоляторах временного содержания, местах содержания под стражей - следственных изоляторах, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в целях проверки соблюдения законов систематически посещает эти места, знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты мерам принуждения. Немедленно освобождает лиц, которые незаконно содержатся в местах лишения свободы или в нарушении закона подвергнуты задержанию, аресту, принудительному лечению или воспитанию. Прокурор проверяет также соответствие приказов, распоряжений и постановлений администрации указанных учреждений законам, регулирующим порядок и условия содержания этих лиц в этих учреждениях и местах исполнения наказаний, приостанавливает их исполнение и опротестовывает.

К наиболее важным профессиональным особенностям работы прокурора относятся:

- универсальность (прокурор должен быть специалистом в предварительном следствии, в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания и назначение судом мер принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу и, разумеется, специалистом в общенадзорном деле),

- организаторский характер прокурорской деятельности;

- искусство устной речи (должен придавать своим выступлениям в суде, на собраниях публицистическую страстность, точно и аргументированно излагать свои мысли);

- принципиальность и настойчивость, объективность и неподкупность в деле обеспечения законности.

Требования, предъявляемые к прокурору, распространяются на всех работников прокуратуры - заместителей и помощников прокуроров, прокуроров отделов и управлений.

Судья - должностное лицо, назначенное Президентом России в установленном законом порядке в состав судебного органа для осуществления правосудия на профессиональной основе, а также мировой судья, назначенный (избираемый) на должность законодательным органом государственной власти субъекта РФ, либо избираемый населением соответствующего судебного участка. Согласно действующему законодательству судьей может быть назначен гражданин, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Социальная роль и правовой статус судьи характеризуется рядом особенностей.

Судья судов общей юрисдикции выполняет важные функции по осуществлению правосудия.

Правовой статус судьи характеризуется независимостью, он подчиняется только закону. Независимость судей обеспечивается установленным законом порядком их назначения, несменяемостью, неприкосновенностью судей, строгой юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей при вынесении судебных решений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

Судьи обладают властными полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия. Эти полномочия определяются законодательством. В частности, судья имеет право: требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с выполнением возложенных на него обязанностей, вносить представления в государственные органы, общественные организации, должностным лицам об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений, запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров. Указанные органы и должностные лица обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельностью, своевременно отвечать на их представления и запросы.

Работа судьи характеризуется применением норм разных отраслей права. Из этого следует, что судья должен обладать универсальными правовыми знаниями, высоким профессионализмом, жизненным опытом и опытом юридической работы, мудростью, быть независимым, принципиальным при рассмотрении и разрешении дела, объективным, обладать выдержкой и невозмутимостью при выполнении возложенных на него задач, способностью вести, направлять судебный процесс, решимостью взять на себя ответственность за судьбу дела, умением поддерживать высокий судейский авторитет, быть достойным своего звания судьи.

Судья арбитражного суда- должностное лицо, разрешающее в основном экономические споры. Он руководит рассмотрением экономического или иного спора, связанного с хозяйственной деятельностью, принимает решения по делу, обеспечивает защиту прав и законных интересов сторон. Он обязан выявлять нарушения законности, государственной и договорной дисциплины, недостатки в экономической деятельности и принимать меры к их устранению и предупреждению. Рассмотрение споров построено на принципе арбитрирования, то есть на началах согласования, на учете интересов сторон. Вмешательство любых органов, организаций и должностных лиц в деятельности арбитров по разрешению споров не допускается. Решения судьи обязательны для исполнения.

Глубокое знание законодательства, действующего в сфере экономики, специфики соответствующей отрасли хозяйства, социально-культурного строительства, умение руководить арбитрированием, вести заседания арбитражного суда, находить и принимать обоснованные и законные решения - таковы требования к судье арбитражного суда.

Следователь- должностное лицо органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, назначенное в установленном порядке и наделенное исключительной функцией производства предварительного следствия, то есть правом совершения действий, состоящих в выяснении совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела, и решения вопроса о предъявлении конкретному лицу обвинения в совершении преступления. Предварительное следствие начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.

Для выполнения своих функциональных обязанностей следователь наделен соответствующими правами, он обладает процессуальной независимостью и самостоятельностью. Следователь обладает полномочиями по вызову и обеспечению явок обвиняемых, потерпевших, экспертов, специалистов, законных представителей. Он вправе требовать документы, назначать ревизии и экспертизы. Следователь правомочен производить задержание и применять меры пресечения, а также принимать меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества, давать обязательные поручения и указания органам дознания о производстве следственных и розыскных действий, поручать соответствующим следователям производство следственных действий вне территории своей подследственности.

Постановления следователя обязательны для всех должностных лиц и граждан. Все решения следователь принимает самостоятельно. Следователь исполняет указания начальника следственного отдела и прокурора, связанные с обеспечением законности, полноты, всесторонности и объективности предварительного следствия.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является не зависимым советником по правовым вопросам. Оказывает юридическую помощь, дает консультаций и разъяснения по правовым вопросам, устных и письменных справок по законодательству, составление заявлений, жалоб и других документов правового характера, представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах по гражданским, трудовым делам, экономическим спорам, по делам об административных правонарушениях. Важная роль принадлежит адвокату в деятельности органов предварительного расследования и суда. Адвокат в досудебном и судебном производстве выступает в качестве защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. Права и обязанности адвоката при выполнении поручений регламентируются законодательством об адвокатуре, уголовно-процессуальным и иным законодательством. Адвокатом может быть гражданин, имеющий юридическое образование и стаж работы в качестве юриста не менее двух лет. Окончившие высшие юридические учебные заведения и не имеющие стажа работы по специальности или имеющие стаж менее двух лет принимаются в члены коллегии лишь после прохождения соответствующей стажировки.

К профессиональным обязанностям адвоката относятся: доверительный характер отношений с клиентом; строгое соблюдение профессиональной тайны; он не может разглашать сведения, сообщенные ему клиентом; адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя потерпевшего, истца, ответчика; труд адвоката оплачивается из средств, поступающих от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь. Эти особенности требуют от адвоката универсальной правовой подготовки, широкой общей и правовой эрудиции, мастерства устной речи, умения аргументировать свои выводы, опровергать доводы другой стороны, умение устанавливать контакт с клиентом, располагать его к доверию.

Нотариус - лицо, совершающее нотариальные действия, то есть действия, придающее юридическую силу договорам, документам, направленные на обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Нотариальная деятельность осуществляется государственными нотариальными конторами и нотариусами, занимающимися частной практикой, которые могут иметь свою нотариальную контору. В осуществлении своих полномочий нотариусы независимы и руководствуются законами и иными нормативными актами. Нотариусы наделены правом совершать следующие нотариальные действия: удостоверять сделки, факт нахождения гражданина в живых, в определенном месте, тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, во время предъявления документов, выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагать и снимать запрещения отчуждения имущества, свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах, верность перевода документов с одного языка на другой, принимать депозиты денежных сумм и ценные бумаги, документы на хранение и другие действия. Государственные нотариусы, кроме того, имеют право выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.

Работа нотариуса носит специализированный характер и требует от него обладания глубокими знаниями гражданского, семейного и других отраслей права, правил, методов и приемов нотариальной работы, научных достижений криминалистики, касающихся выявления подделки документов и т.п. К качествам, свойственным специальности нотариуса, относятся: скрупулезность, точность, строгость, аккуратность.

Юрисконсульт - работник правовой службы органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, состоящих в должности начальника юридического отдела, главного юрисконсульта, юрисконсульта.

Главной задачей юрисконсульта является использование правовых средств для обеспечения высокой эффективности деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций при соблюдении законности.

На юрисконсульта возлагается контроль за законностью приказов и распоряжений, издаваемых руководством, дача заключений по правовым вопросам, составление юридических документов, участие в подготовке проектов договоров и соглашений, заключаемых с другими органами и их визирование; ведение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах дел, по которым орган, предприятие, учреждение, организация выступают в качестве истца или ответчика; предъявление претензий при поставке недоброкачественной продукции или оборудования, заявление претензий транспортным организациям по поводу недостачи, порчи грузов и т.д.

Требования, предъявляемые к юрисконсульту, работнику юридической службы, сводятся к следующему: знание гражданского, налогового и иного законодательства, действующего в той или иной социальной сфере; основ предпринимательской и коммерческой деятельности, умение правильно организовать претензионную работу.

Деятельность юристов в органах внутренних дел, исходя из задач и функций ОВД, носит правоохранительный характер. В связи с этим их успешное выполнение зависит от участия в реализации этих задач и функций юристов.

Согласно действующему законодательству, следователи органов внутренних дел, также как и следователи других органов, должны иметь высшее юридическое образование. Большинство сотрудников аппаратов ОВД и служб также должны иметь профессиональную юридическую подготовку. К ним относятся сотрудники оперативно-розыскных служб, сотрудники административных служб (ППС, профилактики, участковых уполномоченных милиции, охраны, государственной инспекции по безопасности дорожного движения и др.).

Сотрудники служб и подразделений органов внутренних дел наряду с правохранительной деятельностью выполняют управленческие функции, функции по руководству подразделениями, аппаратами и службами, осуществляют правовое воспитание населения, что также требует от них юридической подготовки.

Выпускники высших образовательных учреждений юридического профиля назначаются, как правило, на первичные должности оперативного сотрудника, следователя, участкового уполномоченного милиции и др., замещаемые лицами начальствующего состава в соответствии с законодательством о прохождении службы в органах внутренних дел.

Адвокат Анатолий Антонов

И так- кто такие адвокаты, чем они занимаются и чем отличаются от других юристов.

Во-первых, все адвокаты обязательно юристы по образованию. Это требование закона, иначе претендента не допустят к сдаче экзамена на адвоката. По этому, в смысле образования, обращение к адвокату и юристу равнозначны. Пока еще вашим представителем в суде может быть не только юрист, который не является адвокатом, но и даже лицо не имеющие юридического образования. Однако, сейчас уже четко просматривается тенденция в законодательстве к запрету участия в качестве представителей перед государственными органами всех лиц кроме адвокатов. Что значит либо сам защищаешь свои интересы, либо поручаешь это адвокату, третьего не дано. Такой порядок в большинстве стран мира. А во многих странах Европы вообще невозможно обратиться в суд без адвоката. И стоит это очень не дешево. Без адвоката у вас просто не возьмут документы. Вот вам права человека, и гарантии их судебной защиты в действии!

Во-вторых, адвокат это не просто юрист со стажем практической работы, который сдал экзамен. Это лицо, наделенное особыми правами и обязанностями. Практически, такими, как следователь в уголовных делах. Адвокат является единственным лицом уполномоченным законом вести в интересах того, кто к нему обратился, сбор доказательств по любым типам дел. Адвокат имеет право даже опрашивать граждан и записывать их пояснения. Не все знают, что по законам, только в уголовных и административных делах сбор доказательств в интересах всех участников процесса (и потерпевшего, и обвиняемого и др.) возложен на государство, в лице следователя или дознавателя. Но это по закону, однако, на практике они собирают доказательства с обвинительным уклоном, поэтому и в этих видах процесса может принимать участие адвокат в качестве защитника, а в некоторых случаях его участие даже является обязательным по закону. Во всех остальных случаях (гражданские, жилищные, трудовые, хозяйственные и др. виды дел), обязанность сбора доказательств возложена на заинтересованных в результате дела лиц (истец, ответчик и др.). Эти люди, как правило, очень далеки от юриспруденции, и не имею ни малейшего представления не только о том, что такое доказательства и какие из них нужны конкретно в их случае, но и вообще не могут даже составить письменное обращение в соответствующий орган.

Тут выявляется третье, очень существенное для клиента отличие адвоката, от других юристов, которое практически не известно большинству людей. В отличие от других участников дела (судьи, прокурора, следователя, инспектора налоговой, представителя ЖЭК, вашего знакомого юриста и др.), адвокат обязан помогать только своему клиенту, и в случае получения доказательств, противоречащих интересам клиента, адвокат обязан и единственный кто имеет право по закону ,не использовать их как доказательства против клиента, в отличии от всех остальных участников процесса. И это не случайность. В каждом виде юридического процесса, на каждого его участника возложены свои функции. На одного полно, всесторонне и объективно рассмотреть все обстоятельства дела, на пример на судью, а на адвоката защитить интересы одного из участников процесса. Поэтому такое лицо и называется защитником в уголовном процессе, и действует исключительно в интересах подзащитного, а не рассматривает объективно все обстоятельства дела. Основные функции адвоката и следователя принципиально различны и не дублируют друг друга. Адвокат не имеет права использовать собранные доказательства против своего клиента, он не может и не должен по закону выполнять работу следователя или прокурора. Мы это объяснили на широко известном и поэтому понятном примере уголовного процесса. Но почему-то практически никому не известно, что этот же принцип касается всех типов дел, которые адвокат ведет в интересах клиента, и даже распространяется на общение адвоката со всеми другими лицами. Более того, адвокат обязан хранить все полученные доказательства в тайне.

Вот и четвертое существенное для клиента отличие адвоката, от других юристов, это адвокатская тайна. То есть обязанность адвоката и всех лиц, работающих у него, хранить в тайне все сведения связанные с предоставлением вам правовой помощи. Тайной является и все содержание общение адвоката с клиентом, включая общение по телефону. Даже сам факт обращения за помощью является тайной. Адвокатская тайна не может быт раскрыта по требованию следователя, прокурора, судьи и других лиц. Все кто ней владеют, не могут быть допрошены, а документы, содержащие адвокатскую тайну, не подлежат осмотру и изъятию. Это прямо запрещено законом. Единственным лицом, которое может раскрыть содержание порученной адвокату работы и ее результатов, является сам клиент. Поскольку тайна его, клиент сам решает кому, в каком объеме, и в каком случае ее может открыть адвокат. Даже в случае расторжения договора с адвокатом, все сведения полученные адвокатом сохраняются в тайне без срока давности.

Пятое существенное отличие для клиента, это право закрепленное в законе использовать научно-технические средства и получать заключения судебных экспертов, а при необходимости привлекать других специалистов для сбора и получения доказательств. Это означает, что адвокат на законных основаниях может использовать видео, аудио запись, фотосъемку, использовать криминалистическую технику и приборы для сбора доказательств в ваших интересах. Самостоятельно назначать экспертные исследования, без которых в современных условиях практически невозможно обойтись. Вспомним ДНК, отпечатки пальцев, телесные повреждений, компьютерные экспертизы, идентификацию по голосу, почерку и т.п. Это очень важная возможность, благодаря которой в случае когда «правоохранительные органы» не хотят, назначать экспертизу, без которой получить доказательства невозможно, ваш адвокат может сделать это и без них. Очень часто возникает необходимость в проверке обоснованности заключений судебных экспертов уже имеющихся в деле. Опровергнуть заключение судебного эксперта, как вы понимаете, может только такой же аттестованный судебный эксперт. И очень часто даже от содержания вопросов поставленных судебному эксперту, зависит судьба всего дела. Все полученные адвокатом доказательства будет иметь такую же силу, как и полученные другими участниками процесса, об этом представители «правоохранительных органов», ну очень и очень не любят вспоминать. В случае получения заключения судебного эксперта не в пользу клиента, адвокат обязан не использовать его против клиента, в силу требований закона. Такое заключение также составляют адвокатскую тайну.

Все первых пять отличия вместе создают шестое, самое существенное, это возможность проведения полноценных адвокатских расследований для сбора доказательств по любым видам дел исключительно в интересах клиента. При этом полученные адвокатом доказательства имеют юридическое значение и могут использоваться по усмотрению клиента, и только в интересах клиента. Если результаты адвокатского расследования не принесли ожидаемых результатов или был получен результат, который противоречит интересам клиента, адвокат это просто обязан сохранить в тайне. При этом адвокат самостоятельно, исходя лишь из интересов клиента и своих знаний и опыта, ведет свою адвокатскую деятельность, расследуя интересные именно клиенту обстоятельства. Никто не имеет право ему мешать в этом. Любое вмешательство или создание препятствий адвокату запрещено под угрозой уголовной ответственности.


Экс-заместитель председателя КС Тамара Морщакова отметила, что профессиональный отбор на судейские должности сейчас невозможен из-за замены объективных конкурсных процедур ограничениями на допуск к судейской деятельности, в том числе в связи с осуществлением кандидатом в прошлом адвокатской деятельности. По ее словам, это объясняется стремлением к управлению судейским корпусом, для чего нужны послушные судьи. Советник ФПА Елена Авакян подчеркнула, что слова судей о том, что адвокаты «обрастают нежелательными связями» и, будучи судьями, могут быть уязвимы к внешнему давлению, не могут не вызывать беспокойства по поводу состояния самого судейского корпуса.

Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге опубликовал аналитическую записку «Источники пополнения судейского корпуса РФ и роль аппарата судов». В работе представлен анализ профессионального и социального состава кандидатов на должность судьи, выявлены закономерности при рассмотрении кандидатур квалификационными коллегиями судей и дана оценка того, как модель назначения судей, сформировавшаяся в России, влияет на судебную систему. Источниками данных стали указы Президента о назначении судей, опросы судей, проведенные институтом, и заключения ККС о рассмотрении кандидатов на судебные должности в 2014–2015 гг.

Согласно результатам анализа заключений, из 959 рассмотренных кандидатур рекомендации ККС получили 59,1%. Исследователи обращают внимание на то, что положительное решение коллегии тесно связано с поддержкой председателя суда. По их мнению, это объясняется тем, что, хотя согласно п. 7 ст. 11 Закона об органах судейского сообщества в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, ст. 21 этого закона позволяет председателям участвовать в заседаниях и влиять на решение ККС.

Было установлено, что почти все кандидаты, о назначении на должность которых ходатайствовал председатель, получили рекомендации на должность. Напротив, более половины из тех, кого не поддержал председатель суда, не получили рекомендации.


В записке отмечено, что на решение ККС влияет также опыт работы кандидата: преимущество в отборе имеют кандидаты с опытом работы в аппарате суда и прокуратуре. Шанс получить рекомендацию для кандидатов из полиции и других госорганов равен 50%, еще меньше шансов у представителей негосударственного сектора.

Исследователи выявили, что около половины кандидатов начали свою карьеру в аппарате суда, не имея другого профессионального опыта после вуза. Наиболее типичная карьера кандидата в судьи – работа в должности секретаря суда или секретаря судебного заседания, затем переход на должность помощника судьи и далее в судьи. Для значительного числа кандидатов в судьи, начинавших карьеру не в аппарате суда, работа в должности помощника судьи становится необходимым карьерным шагом перед подачей заявления на должность судьи. Доля кандидатов, подающих заявления на должность судьи напрямую из другой профессиональной сферы, невелика.


Адвокат АП Владимирской области

Преимущество при отборе отдается кандидатам из аппарата суда, поскольку, во-первых, секретари и помощники знают «кухню» судебного делопроизводства и обладают навыками работы по «типовым» делам. Во-вторых, при крайне низкой заработной плате секретарей и помощников кадровая политика, которая наглядно демонстрирует возможности сотруднику аппарата стать судьей,позволяет избежать дефицита «аппаратных» кадров и удерживает судебную систему в работоспособном состоянии. В-третьих, сотрудник аппарата знаком тем, кто подбирает кадры, в отличие от «человека с улицы». В-четвертых, сотрудники аппарата судов и правоохранительных органов скорее оцениваются теми, кто подбирает кадры, как «свои» и «системные», чем адвокаты и юристы из частного сектора.

Основной опыт работы Число кандидатов Группировка Число кандидатов %
Аппарат суда 628 Только аппарат суда 466 48,5
Преимущественно аппарат суда 162 17
Прокурор 33 Прокуратура 119 12,4
Следователь прокуратуры 26
Аппарат прокурора 60
Следователь МВД 27 Другие правоохранительные органы 46 4,8
Полицейский 4
Оперативный уполномоченный 4
Сотрудник полиции 3
Дознаватель 3
Судебный пристав 5
Адвокат 21 Негосударственный сектор 106 11
Юрисконсульт коммерческого предприятия 71
Преподаватель вуза 13
Юрисконсульт некоммерческой организации 1
Юрист в органах государственной власти 56 Государственные органы 60 6,3
Специалист в органах государственной власти 4
ВСЕГО 959 100

«Преимущество трудового опыта в государственных организациях заключается в том, что кандидат обретает навыки работы в бюрократической системе – то есть дисциплину и умение работать в иерархизированных структурах», – делают вывод исследователи. При этом, поясняя, почему опыт работы в негосударственном секторе является наименее желательным, они указали: «Адвокатский опыт скорее рассматривается как противопоказание к получению рекомендации ККС. В интервью судьи неоднократно говорили о том, что адвокаты в ходе своей профессиональной деятельности “обрастают нежелательными связями” и, следовательно, будучи назначенными на должность судьи, могут быть уязвимы к внешнему давлению».


Советник ФПА РФ, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства»

Слова судей о том, что адвокаты «обрастают нежелательными связями» и, будучи судьями, могут быть уязвимы к внешнему давлению, не могут не вызывать беспокойства по поводу состояния самого судейского корпуса. Адвокаты – соль юридической профессии. Во всем цивилизованном мире судьи, адвокаты и прокуроры составляют единую профессию, и без адвокатуры нет отправления правосудия. На мой взгляд, подобные высказывания со стороны судей недопустимы и могут вызывать только недоумение.

Согласно результатам исследования, структура судейского корпуса претерпела существенные изменения за последние 20 лет.



Адвокат АП Владимирской области

Профессиональный опыт кандидата на должность судьи существенно влияет на две вещи. Во-первых, это ценностные установки. В зависимости от того, какие правовые ценности исповедует правоприменитель, он погружает рассматриваемую им ситуацию в разный правовой контекст. Например, это может быть контекст «вульгарного нормативизма», когда закон рассматривается как всеобъемлющая инструкция, а если в ней чего-то нет – тем хуже для вас. Совсем другой контекст – это «конституционализм в действии» и стандарты справедливого правосудия, задаваемые практикой ЕСПЧ. Правовые ценности влияют и на оценку доказательств: если один правоприменитель следует презумпции невиновности, а другой – презумпции достоверности материалов предварительного следствия, у каждого из них будет свое понимание правосудия и того, «как надо» его отправлять. Во-вторых, профессиональный опыт кандидата влияет на его техническую подготовку, которая, образно говоря, заключается в том, как провести дело процессуально через судебный «конвейер» и «отписать» решение так, чтобы его не отменили.

Исследователи установили, что возраст кандидатов варьируется от 26 до 59 лет. Возраст 90% кандидатов не превышает 42 лет.

Кроме того, было выявлено, что качество продемонстрированных на экзамене знаний не влияет на результаты отбора: «и троечники, и отличники имеют примерно равные шансы получить рекомендацию ККС». Определяющим фактором будет выбор председателя.

Анализ заключений ККС позволил исследователям обнаружить, что характеристики, связанные с дисциплинированностью, встречаются практически в каждом заключении. В то же время указания на независимость и беспристрастность кандидата встречаются только по одному разу. Указание на справедливость кандидата – три раза. Отсюда был сделан вывод: сейчас при приеме в судьи наиболее важными качествами личности считаются исполнительность и дисциплинированность.

В докладе указано, что профессиональный профиль типичного кандидата на должность судьи свидетельствует о том, что в России формируется карьерная модель судьи по континентальному образцу: молодой специалист, начав работу в судебной системе сразу после окончания вуза, постепенно продвигается к судейской должности и достигает ее по прошествии 9–10 лет работы в аппарате суда. Специфической чертой модели является то, что карьеру в аппарате суда может начать любой выпускник вуза независимо от качества полученного образования, а экзаменационный фильтр появляется только накануне назначения на должность.


Заместитель председателя Конституционного Суда РФ в отставке, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Исследования института свидетельствуют о том, что состояние судейского корпуса катастрофично, хотя и упрощает задачи внешнего и внутреннего управления в судебной системе. Винить в этом судей нельзя, как и требовать от них героизма в защите ценностей справедливого правосудия.

Из результатов исследования следует, что идет явный отрицательный кадровый отбор, который обеспечивают реальные наниматели – члены ККС, зависящие от судейской бюрократии, и председатели судов. Притом что даже их благие кадровые пожелания при рекомендации кандидатов часто не проходят из-за засилья представителей исполнительной власти при решении вопроса в администрации Президента. Процесс рассмотрения там непрозрачен, а потому проходящие процедуру назначения судьей остаются неосведомленными и лишены возможностей возражения и обжалования.

СПЧ неоднократно представлял рекомендации по изменению этих процедур в соответствии с общемировыми практиками, чтобы был обеспечен профессиональный, а не бюрократический отбор на судейские должности. Пока же это исключено из-за отсутствия объективного конкурса на должность судьи, замены конкурсных процедур ограничениями на допуск к судейской деятельности – часто по надуманным основаниям, якобы направленным на борьбу с коррупцией, которые рождают запреты на профессию судьи не только из-за нежелательных родственных связей кандидата, но и, например, по причине осуществления в прошлом адвокатской деятельности. Такие явно неправовые практики к жизни вызывает стремление к управлению судейским корпусом. Для этого нужны послушные судьи, а не самостоятельно мыслящие и ориентированные на идеалы справедливого правосудия. Такой судья может забыть о своей главной функции – судебном контроле за правовым содержанием законов, соблюдением прав человека как высшей ценности, тем более в случаях, когда они нарушаются публичными инстанциями, в том числе правоохранительными органами. Такой судья не станет противоречить нормотворцу и правоприменителю, а будет одобрять, легитимировать получаемое от них и оспариваемое гражданами «давальческое сырье» – нарушающие закон и справедливость процедуры, решения и действия представителей власти. Это простой для судьи и судебной системы в целом способ самосохранения и развития судейской карьеры, получения финансовых ресурсов на оснащение судов и заработную плату сотрудников. Это важно не только для поддержания высокого уровня доходов судей – известно, что дешевое правосудие дорого обходится обществу. Вот только при сложившемся облике судейского сословия оказывается недостижимой конституционная задача правосудия – обеспечивать признание и защиту прав личности в ее взаимоотношениях с законодательными, исполнительными и правоохранительными структурами власти.

По просьбе «АГ» Арина Дмитриева, одна из авторов аналитической записки, суммировала статистические сведения для подготовки «портретов» кандидата на должность судьи.


Также на основе статистических данных, предоставленных Ариной Дмитриевой, был подготовлен «портрет» действующего судьи.


В завершение авторы исследования сделали вывод, что в целях повышения авторитета судьи необходимо привлекать кандидатов с широким профессиональным опытом, а для повышения независимости судей следует ограничить роль председателя в процессе отбора и назначения судей.


Советник ФПА РФ, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства»

Отбор у нас зависит во многом от председателей судов, которые должны быть первыми среди равных, но на самом деле являются управляющими менеджерами. Рекомендация председателя является часто определяющей при выборе судей. При этом, понятно, он выбирает кадры из проверенных им людей, однако подобный отбор приводит к деградации профессии.

Судья – это человек, который может судить о жизни, опираясь не только на законы, но и на свой житейский опыт, поскольку знание норм позволяет квалифицировать отношения, а знание жизни помогает разобраться в их сути. Поэтому судья должен быть существенно старше 25 лет и обязательно должен иметь разносторонний опыт. В глазах подсудимого судья должен быть человеком, имеющим право выносить суждение о нем не только потому, что государство его управомочило, а в силу жизненного опыта и лимита уважения, заложенного при назначении его на должность. Тогда будет меньше обжалований, социального недовольства, пренебрежения и недоверия общества – и в этом цель, потому что наши судьи выносят решение именем Российской Федерации, сувереном которой является народ. Думаю, именно в этом русле должны быть изменены правила набора судей.

Судьи часто говорят, что повышение требований к кандидатам повлечет за собой проблему с комплектацией судейского корпуса. Но, на мой взгляд, людей, которые соответствуют этим требованиям, уже сейчас достаточно в адвокатуре и прокуратуре – необходимо лишь «открыть им двери», не опасаясь их привычки к самостоятельности и независимости, поскольку они всегда идут рука об руку с высокой квалификацией. Я убеждена, что это те качества, которые способны «оздоровить» отечественную судебную систему.

Текст: Оксана Оноприенко
Инфографика: Юлия Богатырева, Андрей Тронин


Экс-заместитель председателя КС Тамара Морщакова отметила, что профессиональный отбор на судейские должности сейчас невозможен из-за замены объективных конкурсных процедур ограничениями на допуск к судейской деятельности, в том числе в связи с осуществлением кандидатом в прошлом адвокатской деятельности. По ее словам, это объясняется стремлением к управлению судейским корпусом, для чего нужны послушные судьи. Советник ФПА Елена Авакян подчеркнула, что слова судей о том, что адвокаты «обрастают нежелательными связями» и, будучи судьями, могут быть уязвимы к внешнему давлению, не могут не вызывать беспокойства по поводу состояния самого судейского корпуса.

Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге опубликовал аналитическую записку «Источники пополнения судейского корпуса РФ и роль аппарата судов». В работе представлен анализ профессионального и социального состава кандидатов на должность судьи, выявлены закономерности при рассмотрении кандидатур квалификационными коллегиями судей и дана оценка того, как модель назначения судей, сформировавшаяся в России, влияет на судебную систему. Источниками данных стали указы Президента о назначении судей, опросы судей, проведенные институтом, и заключения ККС о рассмотрении кандидатов на судебные должности в 2014–2015 гг.

Согласно результатам анализа заключений, из 959 рассмотренных кандидатур рекомендации ККС получили 59,1%. Исследователи обращают внимание на то, что положительное решение коллегии тесно связано с поддержкой председателя суда. По их мнению, это объясняется тем, что, хотя согласно п. 7 ст. 11 Закона об органах судейского сообщества в состав квалификационных коллегий не могут быть избраны председатели судов и их заместители, ст. 21 этого закона позволяет председателям участвовать в заседаниях и влиять на решение ККС.

Было установлено, что почти все кандидаты, о назначении на должность которых ходатайствовал председатель, получили рекомендации на должность. Напротив, более половины из тех, кого не поддержал председатель суда, не получили рекомендации.


В записке отмечено, что на решение ККС влияет также опыт работы кандидата: преимущество в отборе имеют кандидаты с опытом работы в аппарате суда и прокуратуре. Шанс получить рекомендацию для кандидатов из полиции и других госорганов равен 50%, еще меньше шансов у представителей негосударственного сектора.

Исследователи выявили, что около половины кандидатов начали свою карьеру в аппарате суда, не имея другого профессионального опыта после вуза. Наиболее типичная карьера кандидата в судьи – работа в должности секретаря суда или секретаря судебного заседания, затем переход на должность помощника судьи и далее в судьи. Для значительного числа кандидатов в судьи, начинавших карьеру не в аппарате суда, работа в должности помощника судьи становится необходимым карьерным шагом перед подачей заявления на должность судьи. Доля кандидатов, подающих заявления на должность судьи напрямую из другой профессиональной сферы, невелика.


Адвокат АП Владимирской области

Преимущество при отборе отдается кандидатам из аппарата суда, поскольку, во-первых, секретари и помощники знают «кухню» судебного делопроизводства и обладают навыками работы по «типовым» делам. Во-вторых, при крайне низкой заработной плате секретарей и помощников кадровая политика, которая наглядно демонстрирует возможности сотруднику аппарата стать судьей,позволяет избежать дефицита «аппаратных» кадров и удерживает судебную систему в работоспособном состоянии. В-третьих, сотрудник аппарата знаком тем, кто подбирает кадры, в отличие от «человека с улицы». В-четвертых, сотрудники аппарата судов и правоохранительных органов скорее оцениваются теми, кто подбирает кадры, как «свои» и «системные», чем адвокаты и юристы из частного сектора.

Основной опыт работы Число кандидатов Группировка Число кандидатов %
Аппарат суда 628 Только аппарат суда 466 48,5
Преимущественно аппарат суда 162 17
Прокурор 33 Прокуратура 119 12,4
Следователь прокуратуры 26
Аппарат прокурора 60
Следователь МВД 27 Другие правоохранительные органы 46 4,8
Полицейский 4
Оперативный уполномоченный 4
Сотрудник полиции 3
Дознаватель 3
Судебный пристав 5
Адвокат 21 Негосударственный сектор 106 11
Юрисконсульт коммерческого предприятия 71
Преподаватель вуза 13
Юрисконсульт некоммерческой организации 1
Юрист в органах государственной власти 56 Государственные органы 60 6,3
Специалист в органах государственной власти 4
ВСЕГО 959 100

«Преимущество трудового опыта в государственных организациях заключается в том, что кандидат обретает навыки работы в бюрократической системе – то есть дисциплину и умение работать в иерархизированных структурах», – делают вывод исследователи. При этом, поясняя, почему опыт работы в негосударственном секторе является наименее желательным, они указали: «Адвокатский опыт скорее рассматривается как противопоказание к получению рекомендации ККС. В интервью судьи неоднократно говорили о том, что адвокаты в ходе своей профессиональной деятельности “обрастают нежелательными связями” и, следовательно, будучи назначенными на должность судьи, могут быть уязвимы к внешнему давлению».


Советник ФПА РФ, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства»

Слова судей о том, что адвокаты «обрастают нежелательными связями» и, будучи судьями, могут быть уязвимы к внешнему давлению, не могут не вызывать беспокойства по поводу состояния самого судейского корпуса. Адвокаты – соль юридической профессии. Во всем цивилизованном мире судьи, адвокаты и прокуроры составляют единую профессию, и без адвокатуры нет отправления правосудия. На мой взгляд, подобные высказывания со стороны судей недопустимы и могут вызывать только недоумение.

Согласно результатам исследования, структура судейского корпуса претерпела существенные изменения за последние 20 лет.



Адвокат АП Владимирской области

Профессиональный опыт кандидата на должность судьи существенно влияет на две вещи. Во-первых, это ценностные установки. В зависимости от того, какие правовые ценности исповедует правоприменитель, он погружает рассматриваемую им ситуацию в разный правовой контекст. Например, это может быть контекст «вульгарного нормативизма», когда закон рассматривается как всеобъемлющая инструкция, а если в ней чего-то нет – тем хуже для вас. Совсем другой контекст – это «конституционализм в действии» и стандарты справедливого правосудия, задаваемые практикой ЕСПЧ. Правовые ценности влияют и на оценку доказательств: если один правоприменитель следует презумпции невиновности, а другой – презумпции достоверности материалов предварительного следствия, у каждого из них будет свое понимание правосудия и того, «как надо» его отправлять. Во-вторых, профессиональный опыт кандидата влияет на его техническую подготовку, которая, образно говоря, заключается в том, как провести дело процессуально через судебный «конвейер» и «отписать» решение так, чтобы его не отменили.

Исследователи установили, что возраст кандидатов варьируется от 26 до 59 лет. Возраст 90% кандидатов не превышает 42 лет.

Кроме того, было выявлено, что качество продемонстрированных на экзамене знаний не влияет на результаты отбора: «и троечники, и отличники имеют примерно равные шансы получить рекомендацию ККС». Определяющим фактором будет выбор председателя.

Анализ заключений ККС позволил исследователям обнаружить, что характеристики, связанные с дисциплинированностью, встречаются практически в каждом заключении. В то же время указания на независимость и беспристрастность кандидата встречаются только по одному разу. Указание на справедливость кандидата – три раза. Отсюда был сделан вывод: сейчас при приеме в судьи наиболее важными качествами личности считаются исполнительность и дисциплинированность.

В докладе указано, что профессиональный профиль типичного кандидата на должность судьи свидетельствует о том, что в России формируется карьерная модель судьи по континентальному образцу: молодой специалист, начав работу в судебной системе сразу после окончания вуза, постепенно продвигается к судейской должности и достигает ее по прошествии 9–10 лет работы в аппарате суда. Специфической чертой модели является то, что карьеру в аппарате суда может начать любой выпускник вуза независимо от качества полученного образования, а экзаменационный фильтр появляется только накануне назначения на должность.


Заместитель председателя Конституционного Суда РФ в отставке, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Исследования института свидетельствуют о том, что состояние судейского корпуса катастрофично, хотя и упрощает задачи внешнего и внутреннего управления в судебной системе. Винить в этом судей нельзя, как и требовать от них героизма в защите ценностей справедливого правосудия.

Из результатов исследования следует, что идет явный отрицательный кадровый отбор, который обеспечивают реальные наниматели – члены ККС, зависящие от судейской бюрократии, и председатели судов. Притом что даже их благие кадровые пожелания при рекомендации кандидатов часто не проходят из-за засилья представителей исполнительной власти при решении вопроса в администрации Президента. Процесс рассмотрения там непрозрачен, а потому проходящие процедуру назначения судьей остаются неосведомленными и лишены возможностей возражения и обжалования.

СПЧ неоднократно представлял рекомендации по изменению этих процедур в соответствии с общемировыми практиками, чтобы был обеспечен профессиональный, а не бюрократический отбор на судейские должности. Пока же это исключено из-за отсутствия объективного конкурса на должность судьи, замены конкурсных процедур ограничениями на допуск к судейской деятельности – часто по надуманным основаниям, якобы направленным на борьбу с коррупцией, которые рождают запреты на профессию судьи не только из-за нежелательных родственных связей кандидата, но и, например, по причине осуществления в прошлом адвокатской деятельности. Такие явно неправовые практики к жизни вызывает стремление к управлению судейским корпусом. Для этого нужны послушные судьи, а не самостоятельно мыслящие и ориентированные на идеалы справедливого правосудия. Такой судья может забыть о своей главной функции – судебном контроле за правовым содержанием законов, соблюдением прав человека как высшей ценности, тем более в случаях, когда они нарушаются публичными инстанциями, в том числе правоохранительными органами. Такой судья не станет противоречить нормотворцу и правоприменителю, а будет одобрять, легитимировать получаемое от них и оспариваемое гражданами «давальческое сырье» – нарушающие закон и справедливость процедуры, решения и действия представителей власти. Это простой для судьи и судебной системы в целом способ самосохранения и развития судейской карьеры, получения финансовых ресурсов на оснащение судов и заработную плату сотрудников. Это важно не только для поддержания высокого уровня доходов судей – известно, что дешевое правосудие дорого обходится обществу. Вот только при сложившемся облике судейского сословия оказывается недостижимой конституционная задача правосудия – обеспечивать признание и защиту прав личности в ее взаимоотношениях с законодательными, исполнительными и правоохранительными структурами власти.

По просьбе «АГ» Арина Дмитриева, одна из авторов аналитической записки, суммировала статистические сведения для подготовки «портретов» кандидата на должность судьи.


Также на основе статистических данных, предоставленных Ариной Дмитриевой, был подготовлен «портрет» действующего судьи.


В завершение авторы исследования сделали вывод, что в целях повышения авторитета судьи необходимо привлекать кандидатов с широким профессиональным опытом, а для повышения независимости судей следует ограничить роль председателя в процессе отбора и назначения судей.


Советник ФПА РФ, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Содействие развитию корпоративного законодательства»

Отбор у нас зависит во многом от председателей судов, которые должны быть первыми среди равных, но на самом деле являются управляющими менеджерами. Рекомендация председателя является часто определяющей при выборе судей. При этом, понятно, он выбирает кадры из проверенных им людей, однако подобный отбор приводит к деградации профессии.

Судья – это человек, который может судить о жизни, опираясь не только на законы, но и на свой житейский опыт, поскольку знание норм позволяет квалифицировать отношения, а знание жизни помогает разобраться в их сути. Поэтому судья должен быть существенно старше 25 лет и обязательно должен иметь разносторонний опыт. В глазах подсудимого судья должен быть человеком, имеющим право выносить суждение о нем не только потому, что государство его управомочило, а в силу жизненного опыта и лимита уважения, заложенного при назначении его на должность. Тогда будет меньше обжалований, социального недовольства, пренебрежения и недоверия общества – и в этом цель, потому что наши судьи выносят решение именем Российской Федерации, сувереном которой является народ. Думаю, именно в этом русле должны быть изменены правила набора судей.

Судьи часто говорят, что повышение требований к кандидатам повлечет за собой проблему с комплектацией судейского корпуса. Но, на мой взгляд, людей, которые соответствуют этим требованиям, уже сейчас достаточно в адвокатуре и прокуратуре – необходимо лишь «открыть им двери», не опасаясь их привычки к самостоятельности и независимости, поскольку они всегда идут рука об руку с высокой квалификацией. Я убеждена, что это те качества, которые способны «оздоровить» отечественную судебную систему.

Текст: Оксана Оноприенко
Инфографика: Юлия Богатырева, Андрей Тронин

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: