Сколько законопроектов было внесено в государственную думу

Обновлено: 28.03.2024

На официальном сайте нижней палаты парламента появился соответствующий материал. В нем поясняется, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит документ и в чем особенности каждой из них, кто подписывает финальный вариант текста.

Так, подчеркивается, что не каждая инициатива становится законом. Также перечисляются лица, которым принадлежит право законодательной инициативы. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации – однако только по вопросам, касающимся их ведения (ст. 104 Конституции Российской Федерации).

Поступающий в Госдуму законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы, регистрируются в Управлении документационного обеспечения Аппарата Госдумы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Госдумы с присвоением уникального регистрационного номера. В свою очередь, в Системе обеспечения законодательной деятельности на документ заводится электронная регистрационная карта, в которой отражается необходимая информации о проекте (начиная с даты его поступления, списка инициаторов и сведений о прохождении в Госдуме и заканчивая данными об одобрении Госдумой или о принятии и рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и о подписании Президентом РФ).

Затем документы направляются в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям, после чего поступают в Совет Госдумы. Последний может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, либо сразу включить его в примерную программу работы Госдумы, назначив при этом ответственный за документ комитет (или несколько комитетов), который проведет основную работу над законопроектом (с привлечением экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, созданием рабочих групп для анализа предложений по совершенствованию инициативы, проведением парламентских слушаний, круглых столов и т. д.). Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению депутатами законопроект подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях.

Процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии:

  • первое чтение (рассматривается концепция законопроекта, оценивается его актуальность и практическая значимость, соответствие Конституции РФ, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении – если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным);
  • второе чтение (предусматривает более детальное обсуждение законопроекта с различными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц, в случае принятия законопроекта во втором чтении он направляется в ответственный комитет для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, а после этого вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы, который включает его в проект порядка работы Госдумы для рассмотрения в третьем чтении);
  • третье чтение (заслушивается доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций, проводится голосование за принятие документа в целом).

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства РФ и иными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Госдумы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.

Наконец, последним этапом является подписание и обнародование закона Президентом РФ в течение 14 дней после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. При этом, если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то Президент должен будет подписать его и обнародовать в течение семи дней.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом. Что касается вступления законов в силу, то, по общему правилу, они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Однако в самом документе может быть указан иной срок вступления его в силу (в виде конкретной даты или периода, по истечении которого нормы закона начнут действовать).


22 января 2021 г. 11:00

На прошлой неделе Государственная дума седьмого созыва завершила свою девятую сессию. Итак сколько законов было принято, кто поработал активно, а кто не очень, и как коронавирус отразился на деятельности парламента.

25 заседаний, 157 больных и 2 умерших

С 15 сентября по 24 декабря в рамках сессии депутаты провели 25 заседаний — на 11 меньше, чем в осеннюю сессию 2019 года. Всего за 2020 год депутаты собирались в парламенте 67 раз — в 1,4 раза реже, чем в 2019 году. В отличие от осенних сессий 2018–2019 годов, на этот раз депутаты завершили работу в третьей декаде декабря, а не во второй.

В марте депутаты сократили количество пленарных заседаний с трех до двух в неделю, а в ноябре закрепили возможность проведения заседаний комитетов, Совета Госдумы и других мероприятий в формате видеоконференций. Были сокращены правительственные часы: вместо запланированных ранее семи министров заслушали двух.

В середине декабря председатель Думы Вячеслав Володин сообщал, что за время пандемии коронавирусом переболели или находятся в больнице более трети депутатов — 157 человек, из которых 5 заболели повторно. От последствий COVID-19 за время сессии скончались двое депутатов: Ваха Агаев и Валентин Шурчанов (оба от КПРФ).

За время сессии в Госдуму были внесены 447 законопроектов. Всего в первом, втором или третьем чтениях депутаты успели рассмотреть 576 законопроектов (в том числе из внесенных в предыдущие сессии) и принять 241 закон. В предыдущую осеннюю сессию депутаты были менее продуктивны: внесли 412 проектов и приняли 206.


По законодательной производительности Госдумы за последние десять лет рекордной была осенняя сессия 2014 года. Тогда было внесено 655 проектов и принято 264 закона.

Владимир Путин подписал 56 законов из принятых Госдумой за время сессии, не отклонив ни одного. Всего за этот период президент подписал 155 законов.

Совет федерации 25 декабря отклонил принятый депутатами законопроект о запрете возбуждать дела о сбыте наркотиков без доказательств их передачи. Ранее 2 декабря сенаторы отклонили еще один одобренный Госдумой законопроект — о званиях для военных преподавателей — но позже доработанный документ был одобрен.

Больше половины законопроектов за сессию (51,4%) внесли в Госдуму сами депутаты, в том числе в составе фракций, а также отдельные сенаторы. Законодательная активность президента России выросла: за прошедшую сессию он внес в Думу 20 законопроектов против 7 в предыдущую зимнюю сессию. Правительство РФ внесло в эту сессию на 15 больше законопроектов, ее доля в общем количестве выросла на 1,7 п. п.


Чаще других законопроекты инициировали депутаты от «Справедливой России», занявшие первые пять мест по количеству внесенных проектов (самостоятельно или в составе группы). Самым плодотворным стал лидер фракции Сергей Миронов — при его участии внесено 37 законопроектов.

В десятку самых активных за сессию вошел только один представитель «Единой России» — Антон Гетта, внесший 18 законопроектов. В прошлую осеннюю сессию представители партии большинства занимали 10 из 10 мест в топе.


Лидер прошлой осенней сессии по количеству внесенных проектов единоросс Сергей Чижов, в 2019 году приложивший руку к 171 законопроекту, в 2020-м инициировал лишь один законопроект во время весенней сессии. Ни один законопроект за прошедшую осеннюю сессию не внесла почти половина депутатов — 215 человек.

В начале года в думский регламент были внесены изменения, ограничившие возможность депутатов включать свои фамилии в список авторов законопроекта после его внесения на рассмотрение палаты. Вячеслав Володин заявлял, что такая мера повысит «качество законопроектов», а их авторство «будет налицо».

Самые упоминаемые и цитируемые

Больше всего в осеннюю сессию СМИ традиционно освещали деятельность председателя Госдумы Вячеслава Володина. Далее следуют лидеры ЛДПР и «Справедливой России» Владимир Жириновский и Сергей Миронов, а также депутат и бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Замыкает топ-5 лидер КПРФ Геннадий Зюганов.


В рейтинге цитируемости в СМИ, как и в предыдущие две сессии, лидирует Вячеслав Володин. На втором месте — Геннадий Онищенко, активно комментировавший ситуацию с коронавирусом. Тройку лидеров замыкает Владимир Жириновский. В отличие от самых упоминаемых, в топ-10 «говорливых» также попали единороссы Виталий Милонов и Наталья Поклонская.


По 65 разрешительных и запретительных законов

Проведенный “Ъ” анализ 241 закона, принятого Госдумой за сессию, показал, что 65 из них можно условно считать «разрешительными» (новые льготы, налоговые послабления, защита прав, оптимизация и упрощение процедуры получения каких-либо услуг и другое). По сравнению с предыдущей осенней сессией доля таких законов уменьшилась на 10,9 п. п.


Такое же количество законов (65) можно отнести к «запретительным». К ним относятся новые налоги, штрафы и требования, ужесточение ответственности, усиление контроля и тому подобное. В сравнении с предыдущей осенней сессией их было принято больше, однако доля таких законов от общего числа принятых за сессию составила 27% и почти не изменилась (в прошлую осеннюю сессию — 27,7%).

Остальные документы (111) — бюджетные и различные уточняющие поправки, появление или исключение новых понятий, наделение полномочиями, регулирование деятельности различных структур и прочее.

Помимо федерального бюджета самыми обсуждаемыми стали законы, принятые по инициативе Владимира Путина в рамках реализации новых положений Конституции, одобренных на общероссийском голосовании 1 июля 2020 года.



Глас народа

По данным ВЦИОМа, за первые два месяца сессии рейтинг одобрения депутатов упал более чем на 4 п. п., однако данные за ноябрь-декабрь еще не публиковались.

На внеочередном заседании Госдумы, состоявшемся 15 июля, депутаты приняли в первом чтении законопроект, вносящий изменения в закон «О рекламе» — о создании единого оператора цифровой наружной рекламы. Документ будет регулировать примерно 4500 цифровых рекламных поверхностей, существующих в России сегодня. Предполагается, что единый оператор — частная компания — позволит создать удобный отечественный сервис, где рекламодатели смогут размещать информацию на улицах и в интернете в рамках экосистемы единого оператора. Именно это смутило парламентариев, которые с критикой обрушились на законопроект. Депутаты указали на возникшую угрозу для существования 90% игроков рынка наружной рекламы. Однако несмотря на скандал, законопроект был принят в первом чтении. Чем же в реальности он грозит рынку и какая компания продвигает через парламентариев свои интересы, «МК» обсудил с источником в Государственной думе, пожелавшим остаться неизвестным.

Внезапность его появления, отсутствие антикоррупционного заключения и других оценок удивили депутатов

Фото: Дмитрий Каторжнов

Представил законопроект парламентариям депутат от партии «Единая Россия» Артём Кирьянов. Известно, что нормативный акт поддержал комитет Госдумы по экономической политике в силу того, что «реклама становится скрытой формой продвижения чьих-то интересов», и рекомендовал принять документ в первом чтении. Однако в ходе обсуждения со стороны депутатов прозвучал ряд претензий к законопроекту. Одни указывали на неизбежную монополизацию рынка, которую вызовет принятие этого законопроекта. Другие посчитали, что 30-летний контракт на размещение и другие преференции для единого оператора — это лоббирование интересов определенных игроков. Смутило парламентариев потенциально возможное размещение рекламы на культурных объектах. Обратили внимание депутаты и на отсутствие консультаций с представителями отрасли. В ходе обсуждения даже назывались частные компании, в чьих интересах может быть принят такой закон. По данным одного из парламентариев, в Госдуме работает депутат, аффилированный с крупнейшим игроком российского рынка рекламы — компанией «Russ Outdoor».

Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что в итоговой форме законопроект не должен «обидеть локальные компании» и должен быть сфокусирован на контроле деятельности компаний из недружественных стран.

— Почему принятый сегодня нормативный акт оказался таким скандальным? — задает «МК» вопрос участнику внеочередного заседания Госдумы, пожелавшему остаться неизвестным.

— Откровенно говоря, принятый закон подловатый. По сути все права на размещение рекламы передаются какой-то непонятной частной компании. С учетом того, что у нас вся наружная реклама принадлежит регионам — доходы от нее идут либо в муниципальные, либо в областные бюджеты — вообще не понятно, как можно было его принять.

— Выходит, что были нарушены права субъектов Российской Федерации.

— Но и это еще не все. Доходы от рекламных конструкций на фасадах домов принадлежат дольщикам жилья. Непонятно, как у них теперь будут забирать это право. В общем, закон непродуманный. Очевидно, что у его инициаторов есть желание все забрать себе, не учитывая интересны многих тысяч людей, которые получали доходы от рекламы.

— Это фактически создание новой монополии на наших глазах?

— Да. Любой монополизм приводит к коррупции и в итоге к загниванию рынка. Самое интересное, что закон выдвинул какой-то неизвестный депутат, который до этого никогда никак себя не проявлял. И вдруг он вносит законопроект на рассмотрение Госдумы накануне вечером, 14 июля, а сегодня его уже рассматривают в первом чтении без официального отзыва правительства, чего практически никогда не бывает.

— Этот парламентарий объяснил свою инициативу?

— Когда этот депутат представлял свой законопроект, он говорил, что это для защиты интересов страны в условиях сложной социально-экономической ситуации. Однако никаких примеров реализации через рекламу какой-то антигосударственной программы или отдельных заявлений, он не представил. И мы понимаем, что их и нет.

— Что следовало сделать, чтобы рассмотрение законопроекта соответствовало установленным правилам?

— Поскольку такой документ затрагивает бюджеты регионов, то и рассылать его нужно было, прежде всего, по регионам, чтобы они высказали свое мнение. Но их даже не спросили. А речь идет о совокупном бюджете в более, чем 70 млрд рублей.

— А антикоррупционный комитет видел этот законопроект?

— Когда депутаты поинтересовались, проводили ли по этому законопроекту антикоррупционную экспертизу, ответ не последовал, из чего стало понятно, что такую экспертизу и не проводил никто. Если бы речь шла о государственной компании, то с законопроектом еще можно было бы как-то согласиться, но когда в нормативном акте прямо прописано, что все полномочия будут переданы частной компании без конкурса, то это вызывает много вопросов.

— Все депутаты поддержали этот документ или были несогласные?

— Против законопроекта выступили коммунисты, партии «Справедливая Россия» и «Новые люди». По-моему, даже ЛДПР была против. Хотели организовать ускоренную процедуру подачи поправок к этому законопроекту, но ее удалось увеличисть с 15 до 30 дней, то есть до одного месяца. Но за этот срок очень мало что можно изменить, по моему мнению. Необходимо больше времени.

— Полагаете, в итоге законопроект примут?

— Сейчас очень сложно оценить, поскольку были депутаты, которые поинтересовались у инициатора законопроекта, обращался ли кто-нибудь в Совет Федераций с этим документом, поскольку данный нормативный акт затрагивает интересы регионов России, а по закону в этих случаях с регионами и нужно проводить согласование. Но от ответа на вопрос все ушли.

— Могут ли документ развернуть на доработку или вообще не принять в Совете Федерации?

— Такой сценарий возможен, потому что законопроект фактически отнимает весомую часть доходов из бюджетов регионов, а Совет Федерации защищает их интересы.

Уже известно, что участники отрасли хотят предложить поправки к законопроекту, но на данный момент они еще не готовы. Многие представители рынка находятся в процессе выработки своих позиций. И хотя срок предложения поправок увеличили с 15 до 30 дней, его все равно может оказаться недостаточно. Монополизация рынка уничтожит отрасль рекламы в нашей стране, а для потребителей услуг обернется дополнительными финансовыми затратами, указывают эксперты.

Госдума соберется на внеочередное пленарное заседание 15 июля в 12.00: такое решение принял в понедельник созванный в срочном порядке Совет Думы. Зачем понадобилось собирать депутатов, которые под государственный гимн торжественно закрыли весеннюю сессию меньше недели назад, доподлинно неизвестно. Но точно не ради введения военного положения.

Ни одна из заявленных тем пятничного заседания не выглядит срочной

Распорядок работы депутатов на весеннюю сессию, утвержденный в январе, предполагал, что последняя «пленарка» пройдет в самом конце июля, но потом передумали и решили поставить точку намного раньше — 6 июля. 7 июля спикер, вице-спикеры и лидеры пяти думских фракций подводили итоги во время встречи с Владимиром Путиным: Вячеслав Володин сообщил тогда, что пленарных заседаний до сентября не планируется, а впереди две региональные недели, которые народные избранники проведут с избирателями. 8 июля Совет Федерации одобрил и направил президенту на подпись почти сотню законопроектов, принятых Госдумой за последние две недели работы, и тоже разъехался до осени.

Ни в Госдуме, ни в СФ о внеочередном сборе на прошлой неделе и речи не шло — по крайней мере публично. И представители президента и правительства в обеих палатах задержаться не просили. А вечером в воскресенье — как снег на голову: «по поручению» спикера Госдумы 11 июля, в понедельник, соберется Совет Думы и решит вопрос о созыве внеочередного заседания палаты 15 июля!

Созывается внеочередное заседание, гласит думский регламент, по предложению президента страны, или одной из фракций, поддержанной 90 депутатами, или спикера. В данном случае инициатором стал именно спикер. На внеочередном заседании «планируется рассмотреть инициативы правительства и депутатов», сообщил он, «в первую очередь речь идет о мерах поддержки экономики, а также социальной защите граждан и военнослужащих». О каких именно законопроектах идет речь, г-н Володин не уточнил.

Участники заседания совета, с которыми говорил «МК», мало что смогли добавить. Будут рассмотрены законы, в том числе правительственные, часть из которых уже внесена, а часть только будет вноситься в ближайшие дни, повторяли они. Окончательно повестку заседания 15 июля определит еще один совет, который соберется 14 июля утром. На момент написания текста известно лишь, что Дума обсудит три из 12 внесенных правительством 7 июля законопроектов. Но даже их назвать первоочередными трудно. В одном речь идет о механизме взаимодействия ЦБ и МВД по вопросам предотвращения хищений с банковских карт: в силу он должен вступить, считает правительство, лишь через год после принятия. Еще два вносят изменения в Уголовный и Уголовно-исполнительной кодексы по вопросам замены колонии строгого режима на колонию-поселение для осужденных за особо тяжкие преступления — сначала профильный Комитет по госстроительству и законодательству предлагал рассмотреть их в сентябре.

Так что если речь идет о срочном принятии каких-то законов — мы о них, скорее всего, еще не знаем. И кто их внесет — президент, правительство или группа депутатов и сенаторов, — не знаем тоже. Но если причина в этом, потребуется созывать и Совет Федерации. Глава Комитета по регламенту и организации парламентской деятельности СФ Вячеслав Тимченко заверил, что если надо — сенаторы, конечно же, соберутся…

Николай Коломейцев (КПРФ) в разговоре с журналистами намекал также на возможность каких-то «кадровых решений», ради которых и собирают Госдуму. Перечень назначений и отставок, которые без депутатов оформить невозможно, есть в Конституции. Госдума утверждает предложенную президентом кандидатуру премьер-министра. Она же по предложению премьер-министра утверждает вице-премьеров и федеральных министров (кроме министров обороны, чрезвычайных ситуаций, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и глав СВР, ФСБ и Росгвардии). Госдума по предложению президента назначает и освобождает от должности главу Центробанка (Эльвира Набиуллина, кстати, была утверждена на новый пятилетний срок в апреле этого года). Госдума назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, а также заместителя главы Счетной палаты и половину аудиторов. Но все решения по таким кадровым вопросам принимает сначала президент, и он о них пока не объявлял.

А вот введение военного положения к данной ситуации отношения иметь не может. Федеральный конституционный закон наделяет Президента РФ правом объявить военное положение своим указом. Указ этот «незамедлительно» доводится до сведения Госдумы и Совета Федерации, и в течение 48 часов сенаторы это решение главы государства должны утвердить.

Любопытный документ обнародован на официальном сайте Государственной Думы. Он фактически пошагово растолковывает гражданам, как появляется закон, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит проект, прежде чем стать законом. В чем особенность всех стадий и кто подписывает финальный вариант текста. Из разъяснения становится понятно - появление закона - сложная процедура, где все расписано по деталям.

iStock

Документ подчеркивает - далеко не каждая инициатива становится законом. Перечислено, кто имеет право законодательной инициативы. Это в первую очередь президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, правительство страны, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать так же Конституционный и Верховный суды, но только по вопросам, касающимся их ведения.

Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.

Потом документы идут в профильный комитет Думы. Там их проверяют "на соответствие установленным требованиям". Оттуда законопроект и все бумаги с его обоснованием идут в Совет Госдумы.

Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Именно комитет и проведет основную работу над законопроектом: привлечет экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, создаст рабочие группы для анализа предложений "по совершенствованию инициативы", проведет парламентские слушания, "круглые столы". Список таких мероприятий по закону может быть не маленький.

Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании. Сам процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.

Сначала проходит первое чтение. Там рассматривается концепция законопроекта, оценивается его важность и практическая значимость, соответствие Конституции, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным.

При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет "для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки". После чего законопроект с заключением Правового управления Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы. И документ включает порядок работы Госдумы для третьего чтения.

Уже при третьем чтении законодатели выслушают доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций и будет голосование за принятие документа в целом.

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями правительства РФ и всеми остальными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации.

Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать - это будет означать согласие с их принятием.

Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. Если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он идет на подпись президенту.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания президентом.

Что касается вступления законов в силу, то по общему правилу они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Но в самом документе может быть указан другой срок.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: