Сколько законопроектов было внесено в государственную думу в январе 2013 года

Обновлено: 24.04.2024

В цивилизованном мире общественную жизнь регулируют законы: они определяют, что и как делать можно, а что нельзя.

Если человек нарушает правила, это приводит к негативным последствиям. Их тоже устанавливает закон. Систему законодательства придумывают ответственные за это люди. Расскажу, как устроен законотворческий процесс в России и могут ли на него повлиять простые граждане.

Сразу оговорюсь, что в разных странах правовые системы сильно различаются. То, что написано в этой статье, совсем не подходит для других государств.

Скидка 35% на все курсы Учебника

Что такое федеральный закон

В целом закон — это обязательный к исполнению официальный документ, который принимают по специальным нормам с помощью голосования в парламенте. То есть это письменное правило, которое обязаны соблюдать граждане, чтобы реализовать свои права и не получить штраф, тюремный срок или другие наказания.

Законы регулируют важные общественные отношения, например устройство государства, ведение бизнеса или институт семьи и брака. Такую же функцию могут выполнять, к примеру, предписания прокуроров, но у законов есть два важных отличия:

  1. Их нужно исполнять не разово и не временно, а постоянно.
  2. Они направлены не на отдельного человека или организацию, а сразу на всех людей, компании или их группы, объединенные каким-либо признаком. Так, есть законы, которые касаются всех банков или всех полицейских.

Законы различаются по юридической силе и географии применения:

  1. Конституция. Это основной закон страны с высшей юридической силой.
  2. Федеральные конституционные законы, ФКЗ. Они детализируют положения Конституции в самых важных сферах — например, в судебной и военной. Также лишь ФКЗ изменяют состав российских регионов.
  3. Федеральные законы, ФЗ. Они раскрывают все остальные положения Конституции. Федеральные законы устанавливают нормы, которые необязательно прямо следуют из основного закона, и распространяют свое действие на всю страну или на любой регион. Именно про них пойдет речь в статье.
  4. Региональные законы. Их принимают соответствующие локальные парламенты.

Законы не могут противоречить друг другу, но если это случилось, приоритетным считается вышестоящий.

Например, федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» распространяется на всю страну и устанавливает общие нормы, направленные на сохранение здоровья граждан. А закон Приморского края о тишине действует только в пределах края и устанавливает региональную норму — не шуметь после 22:00.

Принципы принятия региональных законов и, например, поправок в Конституцию сильно различаются.

Кто рассматривает федеральные законы

Все федеральные законы рассматривает специальный орган государственной власти — парламент. Это его исключительное право: ничто не может стать законом, миновав этот госорган.

В России есть две палаты парламента: Государственная дума и Совет Федерации. Любые законопроекты сначала проходят слушания в Госдуме — нижней палате, а затем их одобряют или отвергают в верхней — Совете Федерации.

Кто может предлагать федеральные законы

Инициатор может внести в Госдуму новый законопроект или предложить поправки к чужим проектам, а также предложить изменить или отменить действующие законы.

Право законодательной инициативы есть:

  1. У президента.
  2. Сенаторов Совета Федерации.
  3. Совета Федерации коллективно.
  4. Депутатов Государственной думы.
  5. Правительства.
  6. Региональных парламентов.
  7. Верховного суда.
  8. Конституционного суда.

В прошлом году в Госдуме заседали и голосовали депутаты разных созывов. Созывами называются собрания депутатов, избранных на определенный срок. С 15 октября 2021 года работает восьмой созыв Госдумы, а до этого, с октября 2016 года, действовал седьмой созыв.

За время работы седьмого созыва в Госдуму внесли 5681 законопроект, из них приняли 2351. В наследство нынешнему созыву передали 1204 проекта, по которым не успели вынести решения: 748 из них до сих пор рассматриваются, а 183 — приняты.

Как выглядит судьба законопроектов

Внесено Принято и опубликовано На рассмотрении Снято с рассмотрения или отклонено
Депутаты 2459 715 472 1272
Правительство 1533 1323 154 56
Президент 150 149 1 0
Верховный суд 41 28 10 3
Совет Федерации 2 2 0 0
Конституционный суд, сенаторы, региональные парламенты 0 0 0 0

Количество принятых законов с 2015 по 2021 год

2015 478
2016 524
2017 512
2018 576
2019 530
2020 553
2021 505

В теории обычные граждане тоже могут предложить законопроект. Для этого нужно письменно обратиться к своему депутату Госдумы или сенатору — они обязаны рассматривать такие обращения, поскольку являются представителями избирателей. Если предложение понравится, депутат или сенатор может вынести его на рассмотрение Госдумы.

С момента создания сайта РОИ по 1 мая 2022 года из 20 041 прошедших модерацию инициатив всего шесть стали законами. Еще тринадцать превратились в другие правовые акты.

Не все поддержанные РОИ и властями инициативы требуют принятия законов — это могут быть постановления, распоряжения или другие правовые акты.

Как выглядит судьба инициатив на сайте РОИ

Инициативы, которые прошли модерацию Инициативы федерального уровня Инициативы регионального уровня Инициативы муниципального уровня
Всего 20 041 16 853 1799 1389
Рассмотрено экспертными рабочими группами 40 32 1 7
Отрицательное решение группы 21 19 0 2
Положительное решение группы 19 13 1 5
Стали законами 6 6 0 0
Стали другими правовыми актами 13 7 1 5

Как вносят законопроекты

Чтобы внести в Госдуму законопроект, нужно составить текст и приложить пояснительную записку. В ней уточняют, зачем нужен закон, на какие действующие правовые акты он повлияет и необходимы ли деньги, чтобы его внедрить и исполнить. Если финансирование понадобится, правительство должно дать отзыв на законопроект.

Также часто нужно приложить другие документы. Например, если законопроект предполагает ввести новые налоги, на него нужно получить отзыв правительства, а если изменяет уголовный кодекс — Верховного суда.

Чаще всего депутаты считают, что никакие бюджетные изменения для новых законов не нужны. Источник: Карточка законопроекта № 134573-8 в СОЗД

Инициатор направляет пакет документов на имя председателя Госдумы. Затем проект регистрируют в нижней палате парламента и в системе обеспечения законодательной деятельности — с помощью этого сервиса удобно следить за новыми законопроектами и узнавать историю старых.

Если закон предложил депутат, который входит во фракцию — объединение депутатов, избиравшихся в Госдуму по предложению партии, — он должен уведомить об инициативе главу фракции.

Как принимают законы

В целом можно выделить семь этапов работы над текстом нового федерального закона.

Этап 1 — комитет. Каждый законопроект попадает в профильный комитет депутатов Госдумы, который специализируется на соответствующем направлении, — всего их 31. Например, есть комитет по культуре, по охране здоровья, по аграрным вопросам.

Комитет проверяет, содержит ли проект все нужные документы, и включает его обсуждение в план работы. Затем уведомляет о законопроекте другие комитеты и фракции Госдумы, президента, Совет Федерации, правительство, счетную и общественную палаты, а также Конституционный и Верховный суды, если требуются их отзывы.

Этап 2 — совет Госдумы и правовая экспертиза. Комитет может включить работу над законопроектом в текущую или следующую сессию Госдумы или же отложить это на неопределенный срок — ограничений нет, поэтому проект закона может лежать на рассмотрении бесконечно долго. Четкие сроки есть только для некоторых проектов — например, для закона о федеральном бюджете.

Комитет предлагает совету Госдумы установить срок для отзывов, замечаний и предложений. В течение этого срока, если совет увидит проблемы, он может вернуть законопроект в комитет или инициатору.

Если проблем и вопросов нет, проект направляют на правовую экспертизу. Она устанавливает, нет ли у законопроекта противоречий с положениями Конституции и другими действующими законами, а также проверяет его внутреннюю логику.

Этап 3 — первое чтение. Чтения — это рассмотрение законопроектов депутатским корпусом Госдумы. Как правило, проект рассматривается в трех чтениях.

На первом чтении депутаты обсуждают концепцию законопроекта, оценивают его соответствие основным положениям Конституции, актуальность и практическую значимость.

Чтение начинается с выступления инициатора законопроекта, где он обосновывает необходимость принятия закона. Затем выступает представитель ответственного комитета и представители комитетов-соисполнителей, если они есть. В этих докладах сообщается об отзывах, которые получил проект, и в итоге выражается позиция комитета: принять или отклонить. Депутаты могут задавать вопросы инициатору и комитетам.

Затем по законопроекту могут выступить представители фракций и другие депутаты, представители президента, правительства, счетной палаты, региональных парламентов и другие приглашенные на чтения люди. После обсуждений инициатор проекта может выступить с заключительным словом, затем начинается голосование.

Всего в Госдуме 450 мест, но депутатов может быть и меньше: например, если с избранным депутатом что-то случится, он передумает быть депутатом или с него снимут этот статус за преступление. Сейчас в Госдуме 448 депутатов, все они имеют право голоса. Если на заседании присутствует больше половины фактического думского состава, оно считается правомочным. Если большинство голосует за, законопроект принимают в первом чтении.

После этого профильный комитет готовит рекомендации — какие правки стоит внести в проект. Все заинтересованные лица могут направлять свои замечания и предложения к законопроекту, а сам комитет может запрашивать экспертизы нужных организаций. Доработанный проект с предложениями правок направляют на второе чтение.

Как ускоряют принятие закона

Есть несколько способов не рассматривать законопроект долго, а принять его за несколько дней. Иногда для этого используют не запрещенные законом хитрости.

Принимают закон сразу в трех чтениях. Депутаты вправе проголосовать за рассмотрение законопроекта одновременно в трех чтениях. Если большинство за, то следующим голосованием они сразу принимают или отклоняют закон.

С начала 2020 по 21 апреля 2022 года депутаты прибегали к такому ускоренному способу принять закон 54 раза, из них в 2022 году — 19 раз.

Добавляют один проект в другой перед вторым чтением. Поправки перед вторым чтением могут стать настолько существенными, что в тексте документа появятся положения фактически отдельного нового закона.

Этап 4 — второе чтение. Ответственный комитет готовит две таблицы правок к законопроекту: рекомендованных к принятию и рекомендованных к отклонению.

Проект вместе с таблицами выносят на второе чтение. На этом этапе общая концепция меняться не должна: все изменения по идее должны распространяться только на те законы и статьи, которые содержались в проекте на первом чтении.

Ко второму чтению депутаты детально прорабатывают разные варианты редакций документа, которые отражены в таблицах правок, и вновь ставят законопроект на голосование. Если его принимают, текст снова направляют в ответственный комитет, чтобы он проверил возможные противоречия и правильную взаимосвязь статей. После этого вместе с заключением правового управления текст закона передают в совет Госдумы, который выносит проект на третье чтение.

Этап 5 — третье чтение. На этом этапе ответственный комитет делает финальный доклад по проекту, выступают представители фракций, и законопроект ставится на голосование. Его могут принять простым большинством и в течение пяти дней передать на рассмотрение верхней палаты парламента — Совета Федерации.

Этап 6 — Совет Федерации. Эта палата состоит из 17 сенаторов. Аппарат Совета регистрирует проект, проверяет укомплектованность пакета документов и передает экземпляры сенаторам. Председатель СФ, в свою очередь, направляет законопроект в профильный комитет, также образованный из сенаторов, и в правовое управление.

Сенаторы могут организовать обсуждение законопроекта в регионах РФ. Также комитет вправе приглашать на предварительное рассмотрение экспертов и обязан предоставить слово представителю Общественной палаты, если закон проходил общественную экспертизу.

В итоге члены комитета голосуют и принимают заключение. В нем они оценивают политико-правовые и социально-экономические последствия реализации закона, отражают заключение антикоррупционной экспертизы и указывают, обязательно ли проект должен рассмотреть Совет Федерации. Если да, то комитет рекомендует законопроект к принятию или к отклонению, а если нет — рекомендует Совету Федерации рассмотреть или не рассматривать закон.

Если проект решили не рассматривать, его сразу передают на подпись президенту. Это невозможно только для законов, которые касаются:

  1. Федерального бюджета.
  2. Федеральных налогов и сборов.
  3. Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.
  4. Ратификации и денонсации международных договоров РФ.
  5. Статуса и защиты государственной границы.
  6. Войны и мира.

Если Совет Федерации рассматривает законопроект, то заседание начинается с доклада профильного комитета. Кроме него слово могут дать представителю правительства, Общественной палаты или президента.

Затем сенаторы голосуют за принятие или отклонение закона. Если больше половины голосов за, он уходит на подписание президенту.

С 2017 года Совет Федерации отклонял законы трижды: проекты вернулись в Госдуму, два из них были позже одобрены и приняты, а один снят с рассмотрения.

У президента есть право вето. В истории современной России президенты пользовались этим правом 430 раз. Последние два раза были в 2016 и в 2021 годах: так, в 2021 году законодатель предлагал освободить СМИ от ответственности, если они нанесли неверную возрастную маркировку по вине заказчика, но президент предложение отклонил.

Как можно повлиять на законопроекты

Самый очевидный способ повлиять на законотворческий процесс — написать своему депутату письмо или встретиться с ним лично. Депутатский корпус — это представительная ветвь власти, все депутаты должны работать в интересах избирателей и обязаны рассматривать их обращения.

Написать можно и сенаторам, они тоже обязаны рассматривать обращения граждан, соответствующая форма есть и на сайте Совета Федерации.

Сайт не самый удобный и на нем часто что-то не грузится, но все же это тоже площадка, на которой можно высказать свое мнение.

На официальном сайте нижней палаты парламента появился соответствующий материал. В нем поясняется, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит документ и в чем особенности каждой из них, кто подписывает финальный вариант текста.

Так, подчеркивается, что не каждая инициатива становится законом. Также перечисляются лица, которым принадлежит право законодательной инициативы. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации – однако только по вопросам, касающимся их ведения (ст. 104 Конституции Российской Федерации).

Поступающий в Госдуму законопроект и материалы к нему направляются на имя Председателя Госдумы, регистрируются в Управлении документационного обеспечения Аппарата Госдумы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Госдумы с присвоением уникального регистрационного номера. В свою очередь, в Системе обеспечения законодательной деятельности на документ заводится электронная регистрационная карта, в которой отражается необходимая информации о проекте (начиная с даты его поступления, списка инициаторов и сведений о прохождении в Госдуме и заканчивая данными об одобрении Госдумой или о принятии и рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и о подписании Президентом РФ).

Затем документы направляются в профильный комитет, который проверяет их на соответствие установленным требованиям, после чего поступают в Совет Госдумы. Последний может вернуть законопроект профильному комитету или инициатору, либо сразу включить его в примерную программу работы Госдумы, назначив при этом ответственный за документ комитет (или несколько комитетов), который проведет основную работу над законопроектом (с привлечением экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, созданием рабочих групп для анализа предложений по совершенствованию инициативы, проведением парламентских слушаний, круглых столов и т. д.). Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению депутатами законопроект подлежит рассмотрению на пленарных заседаниях.

Процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии:

  • первое чтение (рассматривается концепция законопроекта, оценивается его актуальность и практическая значимость, соответствие Конституции РФ, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении – если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным);
  • второе чтение (предусматривает более детальное обсуждение законопроекта с различными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц, в случае принятия законопроекта во втором чтении он направляется в ответственный комитет для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, а после этого вместе с заключением Правового управления Аппарата Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы, который включает его в проект порядка работы Госдумы для рассмотрения в третьем чтении);
  • третье чтение (заслушивается доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций, проводится голосование за принятие документа в целом).

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями Правительства РФ и иными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Госдумы и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать – это будет означать согласие с их принятием.

Наконец, последним этапом является подписание и обнародование закона Президентом РФ в течение 14 дней после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. При этом, если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то Президент должен будет подписать его и обнародовать в течение семи дней.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания Президентом. Что касается вступления законов в силу, то, по общему правилу, они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Однако в самом документе может быть указан иной срок вступления его в силу (в виде конкретной даты или периода, по истечении которого нормы закона начнут действовать).

Эксперты компании "Гарант" провели статистическое исследование динамики федерального законодательства за предыдущие годы. Так, в 2021 году было принято 505 федеральных законов. Юристы "Гаранта" подчеркивают, что это наименьшее значение начиная с 2016 года. Несмотря на это, долгосрочный тренд на постоянный рост ежегодно принимаемых законов пока остается.

Если говорить о базовых законах (которые регулируют определенный пласт отношений, а не вносящие изменения или дополнения), то в 2021 году как и в 2019 их количество достигло минимума с 1994 года – всего семь.

Подавляющее большинство законов 2021 года было направлено на изменение ранее принятых (461 из 505). Так, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за год было внесено 42 поправки, в Налоговый кодекс – 24, в Земельный кодекс – 22, в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" – 20.

При этом в течение трех последних лет (2019–2021 гг.) более десяти изменений внесено в 78 федеральных законов. В числе лидеров изменений – КоАП РФ, НК РФ, УК РФ, УПК РФ, Земельный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и другие.

Из данных о дате принятия кодекса и количества федеральных законов, вносящих в него изменения, можно определить средний срок его постоянства – длительность условного периода, в течение которого не было изменений. Наибольшую стабильность показывают Семейный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, Воздушный кодекс, Водный кодекс. По-прежнему наименее стабильными остаются КоАП РФ и НК РФ, УПК РФ и Земельный кодекс РФ.

В исследовании 2021 года эксперты компании "Гарант" ввели обобщенный показатель – средний период стабильности кодексов по состоянию на последний день года. Если в 2018–2020 годах он составлял 80 дней, то в 2021 году – 77 дней. За последние три года самыми неустойчивыми являются КоАП РФ (изменения в него вносятся в среднем каждые девять дней), НК РФ (период стабильности 12 дней), УК РФ (25 дней).

Интересные данные получены также о статистике постановлений Правительства Российской Федерации, принятых с 1994 по 2021 годы включительно. Тренд на рост количества принимаемых Правительством РФ постановлений начался в 2003 году, при этом начиная с 2015 их ежегодное количество стабильно увеличивается. А в 2020 году произошел резкий рост, что объяснимо: быстрое распространение коронавирусной инфекции стало новым фактором, требующим принятия решений на уровне Правительства РФ.

Подробно ознакомиться с исследованием, посмотреть наглядные графики и таблицы можно в системе ГАРАНТ.

Пленарное заседание Госдумы РФ

"ЗАКОН ДИМЫ ЯКОВЛЕВА"

Федеральный закон от 28 декабря 2012 года "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Закон также называют "законом Димы Яковлева" в честь мальчика, погибшего в июле 2008 года в США после того, как приемный отец на целый день оставил его в закрытой машине. Документ является ответом на принятие в США "закона Магнитского".
10 декабря 2012 года законопроект был внесен в Госдуму. Документом предусматривается составление списка американцев, которым запрещен въезд в РФ, также приостанавливается деятельность на территории России юридических лиц, подконтрольных этим гражданам США.
14 декабря принят Госдумой в первом чтении, 19 декабря — во втором чтении, 21 декабря — в третьем чтении.
26 декабря одобрен Советом Федерации.
28 декабря подписан президентом РФ.
1 января 2013 года вступил в силу.

ОБ НКО

Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".
Внесен на рассмотрение Госдумы 29 июня 2012 года.
Закон предусматривает присвоение российским некоммерческим организациям, финансируемым из-за рубежа и занимающимся политикой, статуса "иностранного агента".
6 июля 2012 года принят Госдумой в первом чтении, 13 июля — во втором и третьем чтении.
18 июля одобрен Советом Федерации.
20 июля подписан президентом РФ.
Вступил в силу 21 ноября 2012 года.

О КЛЕВЕТЕ

Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законопроект внесен в Госдуму 6 июля 2012 года.
В соответствии с законом, за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека, предусмотрены обязательные работы или штраф до пяти миллионов рублей.
Принят Госдумой в первом чтении 11 июля, во втором и третьем чтении — 13 июля.
18 июля 2012 года одобрен Советом Федерации.
30 июля 2012 года подписан президентом РФ.
Вступил в силу 10 августа 2012 года.

"АНТИПИРАТСКИЙ" ЗАКОН

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях".
Закон вводит механизм блокирования интернет-сайтов, незаконно размещающих фильмы и телесериалы.
6 июня 2013 года документ был внесен на рассмотрение в Государственную Думу.
14 июня 2013 года законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении.
21 июня Госдума приняла закон во втором и третьем чтениях.
26 июня документ был одобрен Советом Федерации.
3 июля закон подписал президент РФ.
Закон начнет действовать с 1 августа 2013 года.

О "ЧЕРНОМ СПИСКЕ" ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ

Федеральный закон от 28 июля 2012 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
7 июня 2012 года законопроект внесен в Думу.
Документ, в частности, предусматривает создание единого реестра интернет-сайтов (доменных имен, сетевых адресов, указателей страниц сайтов), содержащих информацию, распространение которой в России запрещено, а также механизмов ограничения доступа к ним.
6 июля принят Госдумой в первом чтении, 11 июля — во втором и третьем чтении.
18 июля одобрен Советом Федерации.
28 июля подписан президентом РФ.
30 июля 2012 года вступил в силу.

О МИТИНГАХ

Федеральный закон РФ от 8 июня 2012 года "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
16 апреля 2012 года проект закона был внесен в Госдуму. Законопроект предусматривал ужесточить административное наказание для организаторов и участников митингов и массовых акций, увеличив максимальный штраф за правонарушения с 5 до 100 тысяч рублей.
11 мая внесена новая редакция законопроекта, предусматривающая увеличение максимального размера денежного взыскания до 1,5 миллиона рублей.
22 мая состоялось первое чтение законопроекта, 5 июня законопроект принят Госдумой во втором и третьем чтениях.
6 июня одобрен Советом Федерации. 8 июня подписан президентом РФ.
Вступил в силу 9 июня 2012 года.

О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ

Федеральный закон от 2 апреля 2012 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях".
Внесен в Госдуму 23 декабря 2011 года.
Закон упрощает процедуру создания политических партий. Он, в частности, предусматривает снижение в 80 раз — с 40 тысяч до 500 человек — минимального количества членов партии, необходимого для ее регистрации.
Принят в первом чтении 28 февраля 2012 года, во втором — 20 марта, в третьем —23 марта.
28 марта одобрен Советом Федерации.
2 апреля подписан президентом РФ.
Вступил в силу 4 апреля 2012 года.

ОБ УСЫНОВЛЕНИИ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ОДНОПОЛЫМИ ПАРАМИ

Федеральный закон от 2 июля 2013 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Закон предусматривает большое количество мер поддержки детей-сирот, упрощает процедуру усыновления в РФ и вводит запрет на международное усыновление российских детей однополыми парами.
26 февраля 2013 года проект закона был внесен в Государственную Думу.
16 апреля принят Госдумой в первом чтении, 18 июня — во втором чтении, 21 июня — в третьем, окончательном чтении.
26 июня одобрен Советом Федерации.
2 июля подписан президентом РФ.
3 июля 2013 года вступил в силу.

О ПРЯМЫХ ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРОВ

Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2012 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
16 января 2012 года внесен в Госдуму.
Законопроект предусматривает прямые выборы губернаторов. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
28 февраля принят Госдумой в первом чтении, 24 апреля — во втором, 25 апреля — в третьем чтении.
27 апреля одобрен Советом Федерации.
2 мая подписан президентом РФ.
1 июня 2012 года вступил в силу.

О ЗАПРЕТЕ ПРОПАГАНДЫ ГОМОСЕКСУАЛИЗМА

Федеральный закон "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей".
Законом вносятся изменения в некоторые законодательные акты РФ, которыми устанавливаются правовые основания и определяются меры административной ответственности за пропаганду среди несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных отношений в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Законопроект внесен в Госдуму 28 марта 2012 года.
Принят в первом чтении 25 января 2013 года, во втором и третьем чтениях — 11 июня.
26 июня одобрен Советом Федерации.
30 июня подписан президентом РФ.
Вступил в силу с 1 июля 2013 года.

Со скоростью президента: путь законопроекта в России

Законодательный процесс в России проходит несколько ступеней: проект вносят в Госдуму, там он проходит (или не проходит) три чтения, направляется в Совет Федерации, а после – на подпись президенту. Так появляется закон. Для одних проектов весь путь может занимать несколько лет, другие принимают всего за пару недель.

Кто вносит законопроекты

Конституция (ст. 104 ч. 1) говорит о том, что проекты вносить может президент, Совет Федерации, члены Совфеда, депутаты Госдумы, правительство и законодательные органы субъектов, а также Конституционный суд и Верховный суд.

Основную массу проектов вносят депутаты, далее – правительство. Часто соавторами депутатских законопроектов становятся сенаторы. При этом сам Совет Федерации проекты вносит исключительно редко. Президент с инициативами выступает, как правило, по знаковым вопросам (например, частичная декриминализация ст. 282 УК) или с ратификациями. Еще реже законопроекты вносит Верховный суд, они касаются судейской деятельности. Конституционный суд за все время существования не внес ни одного проекта.


Законы из проектов ВС становятся в среднем за 205 дней.

Встречаются исключения: закон о новых судах приняли всего за 38 дней. Еще быстрее, за 21 день, определились с уточнением порядка избрания членов Высшей экзаменационной комиссии из числа судей ВС. Закон позволил входить в эту комиссию не только судьям судов общей юрисдикции и судьям арбитражных судов, но и судьям ВС.

Владимир Путин вносит законопроекты, принятие которых занимает в среднем 74 дня, что является абсолютным рекордом. За 22 дня три чтения Госдумы, Совфед и подпись президента прошел проект о специальном пособии для ребенка. Закон устанавливает, что семья, средний доход которой на человека меньше полутора прожиточных минимумов, может получить пособие на ребенка, если он родился после 1 января 2018 года. Размер пособия – детский прожиточный минимум (свой для каждого региона) (законопроект № 333971-7). Один из самых долгих (145 дней) для Путина стал проект, связанный с присоединением Крыма (преобразование документов из-за преобразования Южного федерального округа).

Депутаты и правительство чаще остальных законодателей вносят инициативы. На графиках ниже указана частота, с которой законопроекты от тех или иных инициаторов становятся законами. Чем выше всплеск, тем дольше принимался законопроект. Если посмотреть на их частоту, то можно заметить, что они имеют вид кардиограммы. Отдельные проекты принимаются сравнительно быстро, но в целом законодательный процесс занимает долгое время – 172 дня для правительства и около 217 дней для депутатов Госдумы. Члены Совета Федерации показывают похожие 216 дней. Это объясняется тем, что сенаторы и депутаты чаще всего выступают соавторами проектов.


Партийный вопрос

С расчетом скоростей между партиями есть нюанс: над большинством законопроектов члены разных фракций работают совместно (например, в рамках профильных комитетов). Но тем не менее «скорости» разных партий различаются. За указанный период из 384 проектов, которые были приняты из внесенных депутатами, в 364 участие принимали депутаты партии «Единая Россия», в 91 – КПРФ, в 142 – «Справедливая Россия» и в 74 – ЛДПР. При этом за все время существования Госдумы у ЕР были отклонены 456 проектов, у КПРФ – 605, у «Справедливой России» – 522, а у ЛДПР – 842.


Как мы считали

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: