Сколько всего морских судов в россии

Обновлено: 15.04.2024

Год подходит к концу. Вся отрасль сейчас занята подведением итогов такого сложного 2020-го. Судоходные компании закрывают результаты навигации, порты считают грузооборот, поставщики и производители – число отгрузок. Мы же подведем итоги уходящего года достаточно логично – сколько судов и кораблей построили и передали заказчикам отечественные судостроительные заводы, чтобы собранная в одном месте информация смогла наглядно продемонстрировать темпы реализации контрактов на фоне пандемии.

Пожалуй, самым логичным будет начать подведение итогов года с успехов Объединенной судостроительной корпорации и ее верфей. Все-таки ОСК имеет больше всего заказов, которые размещены на заводах, по сравнению с другими отечественными игроками.

Первыми 2020 год открыли корабелы нижегородского завода «Красное Сормово». В апреле предприятие передало компании «Пола Райз» сухогруз «Пола Мария» проекта RSD59.

Вообще за ушедшие 366 дней верфь передала заказчикам 10 сухогрузов данного проекта: «Пола Анастасия», «Пола Ярослава», «Пола Варвара», «Пола Агата», «Пола Алексия», «Пола Марина», «Пола Миропия» - для «Пола Райз», и два сухогруза для компании «Альфа» - «Альфа Атлант» и «Альфа Меркурий». Венцом трудов судостроителей «Красного Сормово» стала передача круизного лайнера «Мустай Карим» проекта PV300 компании «ВодоходЪ», которая состоялась, по информации пресс-службы Морского инженерного бюро, 3 августа 2020 года.

С самого начала года Дальневосточный «тыл» корпорации прикрывал Амурский судостроительный завод, который передал 30 января судно снабжения «Остап Шеремета» проекта 22420. Заказчиком снабженца выступила компания «Газпром флот». Кульминацией 2020 года для амурских корабелов стала передача корвета «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» проекта 20380. Корабль вошел в состав Тихоокеанского флота.

В Калининграде Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» отличился двумя передачами – одной по военной линии, второй – по гражданской. Предприятие передало Военно-морскому флоту России большой десантный корабль «Петр Моргунов» проекта 11711. По гражданскому направлению ПСЗ «Янтарь» передал траулер «Василий Каплюк» проекта SK-3101R Рыболовецкому колхозу им. Ленина. Известно, что в феврале 2021 года судно начнет вылов рыбы.

Северные верфи ОСК также не отставали.

Центр судоремонта «Звездочка» передал Управлению глубоководных исследований Минобороны РФ океанографическое исследовательское судно «Академик Александров» проекта 20183. Церемония подъема флага состоялась в апреле.

Еще один северодвинский завод «Севмаш» передал Северному флоту атомную подводную лодку «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А». Строительство АПЛ началось на заводе в 2012 году. Церемония передачи состоялась 12 июня 2020 года.

Раз зашла речь о подлодках, то стоит упомянуть «Адмиралтейские верфи», коллектив которого сдал Тихоокеанскому флоту очередную «Варшавянку», подлодку проекта 636.3 «Волхов». Вместе с этим, завод наконец-то передал "Росморпорту" дизель-электрический ледокол "Виктор Черномырдин" проекта 22600. Больше в этом году завод не может похвастаться передачами, однако предприятие реализовало весьма знаковые спуски на воду – траулеры проекта СТ-192 и ЛСП «Северный полюс», что строится для Росгидромета.

По соседству от «Адмиралтейских верфей» располагается Балтийский завод. На его мощностях строится серия самых мощных атомных ледоколов в мире на сегодня – атомоходы проекта 22220. В 2020 году балтийцы передали «Росатомфлоту» долгожданное головное судно – ледокол «Арктика». И первую свою ледокольную проводку атомоход осуществил 24 ноября в порту Сабетта.

Теперь опять о военных заказах. «Северная верфь» передала флоту два корабля – фрегат «Адмирал флота Касатонов» проекта 22350 и корвет «Гремящий» проекта 20385. Церемония подъема Андреевского флага на корвете прошла 29 декабря, в канун нового года, что стало хорошим подарком к новому году для Тихоокеанского флота.

Средне-Невский судостроительный завод тоже отличился передачей корабля в декабре. На Дальнем Востоке в торжественной обстановке был передан композитный корабль противоминной обороны «Яков Баляев» проекта 12700.

Достаточно продуктивно провел свой год Невский судостроительно-судоремонтный завод. Он передал два судна своим заказчикам – многофункциональный буксир-спасатель «Бейсуг» проекта MPSV12 и грузопассажирский паром «Адмирал Невельской» проекта PV22. Спасатель вошел в состав флота Морспасслужбы. Паром же будет бесперебойно курсировать между Сахалином и Курильскими островами. Заказчиком строительства судна выступила компания «Сахалинлизингфлот».

Выборгский судостроительный завод тоже не остался в стороне и может похвастаться передачей весьма сложного заказа – головного траулера «Баренцево море» проекта КМТ01. На заводе он был заложен в 2017 году. Строился в интересах «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума». Передача судна прошла в октябре 2020 года.

На юге корабелы производственной площадки «Красные Баррикады» (входит в Южный центр судостроения и судоремонта) - предприятия, которое возродило свою трудовую деятельность после вступления в ОСК, - передали компании «Белуга Проджектс Лоджистик» два несамоходных грузовых понтона проекта ГРПН – «Белуга-1» и «Белуга-2».

«Сын» Росморпорта

В Петрозаводске, функционирует совершенно уникальное предприятие – Онежский судостроительно-судоремонтный завод. В настоящее время его можно считать успешным, потому что, во-первых, реализует достаточно сложные заказы, во-вторых, регулярно спускает и сдает своему единственному заказчику – Росморпорту – суда.

Несмотря на пандемию, Онежский ССЗ завершает год с четырьмя переданными судами. Речь идет о двух уникальных катерах – гибридных лоцмейстерских судах «Анатолий Климов» и «Виктор Воротыло» проекта ST23WIM-H, которые способны работать как с помощью главного двигателя, так и аккумуляторных батарей.

Еще в 2020 году Онежский судостроительно-судоремонтный завод закрыл серию самоходных грунтоотвозных шаланд проекта HB-600. Предприятие передало Росморпорту в декабре суда «Морская» и «Смелая». Первая шаланда будет работать в порту Новороссийск, а «Смелая» отправится в Астрахань.

Завод «Пелла»

Не будем далеко от северных корабелов отходить, потому что вне корпораций есть весьма заметный частный судостроительный завод «Пелла». Сегодня предприятие успешно реализует большой портфель заказов – как по военной линии, так и по гражданской.

В 2020 году завод «Пелла» передал заказчикам пять различных единиц флота. А основном предприятию удалось закрыть именно гособоронзаказы. Корабелы «Пеллы» передали ВМФ России три «Раптора» - катера со строительными номерами 715, 716 и 717. Вместе с этим, в рамках военной линии, предприятие передало Военно-морскому флоту малый ракетный корабль «Одинцово» проекта 22800.

Знаковым событием не только для завода «Пелла», но и в целом для отечественной рыбопромысловой промышленности, стала передача первого российского краболова «Русь» проекта 03070. Заказчиком строительства выступила компания «Антей».

Сосед «Красного Сормово»

В Нижегородской области помимо завода «Красное Сормово» есть тоже продуктивное судостроительное предприятие. В поселке Навашино располагается «Окская судоверфь», которая может дать фору многим заводам России.

В уходящем году судостроители «Окской судоверфи» передали заказчикам девять судов по гражданской линии и один корабль – по военной. «Гражданку» навашинского завода представляют семь сухогрузов проекта RSD59 – «Петротранс – 5901», «Петротранс – 5902», «Петротранс – 5903», «Петротранс – 5904», «Петротранс – 5905» для «Петротранса», а также «Астрол – 1» и «Астрол – 2» для компании «Астрол». Помимо них, «Окская судоверфь» построила две мелкосидящих баржи «Белмакс 9» и «Белмакс 10» проекта RDB20 для компании «Белмакс».

В ноябре 2020 года коллектив «Окской судоверфи» передал ВМФ России большой гидрографический катер «Александр Макорта» проекта 19920. В настоящее время БГК несет службу в составе Северного флота.

Приволжские корабелы

В Нижегородской области передачами славятся не только «Окская судоверфь» и «Красное Сормово». Там строит и передает катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения «Завод «Нижегородский теплоход». Например, в 2020 году предприятие передало три БГК проекта 23040. Речь идет об «РВК-1264», «Александре Шеремете» и «Павле Симонове». Церемонии подъемов флагов на катерах прошли в конце ноября.

В соседнем регионе – Самарской области функционирует предприятие «Нефтефлот». Сегодня завод занят строительством пассажирских теплоходов проекта PV20S. Однако в уходящем году коллектив «Нефтефлота» передал компании «Петротанкер» трюмную сухогрузную баржу «Самарская – 3» проекта RDB12.

Несмотря на насыщенный год для Зеленодольского судостроительного завода им. Горького, который закладывал корабли и даже спустил на воду первый отечественный речной пассажирский теплоход, работающий на СПГ, предприятие может похвастаться только одной передачей.

27 ноября в Новороссийске состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на патрульном корабле «Павел Державин» проекта 22160, который построил коллектив Зеленодольского СЗ им. Горького. Корабль вошел в состав Черноморского флота.

Центральная часть России

В центре нашей страны сразу несколько судостроительных предприятий отличились передачами. В 2020 году завод «КАМПО», специализирующееся на строительстве модульных катеров, передало Черноморскому флоту гидрографический катер «Александр Фирсов» проекта 23370Г. Церемония подъема флага состоялась 20 ноября.

Рыбинская верфь передала Балтийскому флоту транспортно-десантный катер «БК-16» проекта 02510. Церемония передачи проходила в Приморске.

Совместная работа заводов «Верфи братьев Нобель» и СЗ «Вымпел» дала свои плоды. Предприятия передали заказчику малый рыболовный траулер рефрижераторного типа «Вымпел» проекта Т30В. Заказчиком строительства выступила компания «Карелрыба».

В конце октября компания «Порт Коломна» передала ФГБУ «Канал им. Москвы» многочерпаковый земснаряд «Леонид Быков» проекта 3409. Судно будет эксплуатироваться Рязанским филиалом ФГБУ «Канал им. Москвы» на реке Оке для проведения дноуглубительных работ.

Самым результативным среди всех предприятий оказался судостроительный завод «Вымпел». В 2020 году он передал малое гидрографическое судно «Николай Скосырев» проекта 19910. Сейчас оно несет службу в составе Северного флота.

Помимо этого, «Вымпел» передал Пограничной службе ФСБ России два патрульных катера проекта 1496М1Э «Ламантин» - «Гриф» и «Сарыч». Это четвертый и пятый катера в серии для рыбинского предприятия.

Дальний Восток

Дальневосточное судостроение по церемониям передач представлено тремя заводами – мегаверфью «Звезда», «Восточной верфью» и Судостроительным заводом им. Октябрьской революции.

Последний в сентябре передал заказчику рыболовный сейнер «МРС-777» проекта 1338К. Строительство велось в интересах компании «Дельта Фиш ЛТД». Это первый рыбопромысловый заказ, реализованный на Дальнем Востоке.

Коллектив «Восточной верфи» буквально в канун нового года передал Тихоокеанскому флоту противодиверсионный катер «Грачонок» проекта 21980. Это шестой подобный катер, построенный на предприятии.

Однако триумфом не только дальневосточных корабелов, но и в целом отечественной судостроительной промышленности, стало завершение строительства первого российского супертанкера типа Афрамакс «Владимир Мономах». Заказчиком строительства выступила компания «Роснефтефлот». Церемония передачи состоялась 11 декабря.

Судостроение Сибири

Приятными новостями делятся корабелы Самусьского судостроительно-судоремонтного завода. За 2020 год предприятие построило две баржи-площадки проекта RDB 66.68. Суда были заказаны «Томской судоходной компанией».

Стоит отметить, что компания планирует и дальше сотрудничать с заводом, расширяя портфель заказов Самусьского ССЗ.

Общая сумма переданных заказов российскими судостроительными заводами, как военных, так и гражданских, составляет 64 единицы флота . И уже не очень понятно, насколько логично вновь заговаривать о влиянии пандемии коронавируса на сроки сдачи судов и кораблей.

Дело в том, что в 2019 году, который не был обременен никакими трудностями и ковидом, завершился с интересной цифрой сданных судов и кораблей. За прошлый год отечественные корабелы передали заказчикам 61 единицу флота .

Из этого можно сделать два диаметрально противоположных вывода: либо влияния пандемии не было никакого, и корабелы просто взяли этот объем заказов как оптимальный, сохранив стабильность. Либо, если бы не пандемия в 2020 году, то российские верфи закрыли бы куда больше заказов, а так из-за коронавируса и различных ограничений режим был умеренным, не таким интенсивным.

И все-таки ушедший год стал немного, но продуктивнее 2019-го, как минимум на два реализованных заказа.

Ясно наверняка одно: судостроительная промышленность живет, она адаптировалась к «масочному режиму», к сопутствующим ограничениям, которые оставил за собой уходящий год. Отрасль продолжает сдавать сложные заказы, подтверждая все контрактные сроки с надлежащим качеством. Это не может не радовать. Посмотрим, что нам принесет новый 2021 год.

Данные по наличию морского гражданского флота получены путем обработки базы данных Российского морского регистра судоходства, базы данных Российского международного реестра судов, предоставленной ФГУП « Морсвязьспутник », и статистической формы № 53-М (суд) «Сведения о наличии морских судов в Российской Федерации».

В состав морского флота входят транспортные суда (перевозка грузов и пассажиров), обеспечивающие (ледоколы, аварийно-спасательные суда, бункеровщики, сборщики льяльных вод, плашкоуты и др.), рыбопромысловые и научно-исследовательские суда.

Наличие морского флота под флагом России на начало 2020 года

Морской транспортный флот, контролируемый российскими судоходными компаниями, по состоянию на 01.02.2020 г. составляет:

Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого российскими судоходными компаниями, по состоянию на начало 2020 года составляет 1 423 судна общим дедвейтом 22,4 млн тонн, из которых 65,7% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. По сравнению с 2019 годом наблюдается незначительное увеличение количества и тоннажа судов морского транспортного флота: по количеству судов (+2%), по дедвейту (+3,0%).

Морской флот под флагом России условно можно разделить на три части: морские суда, суда река-море плавания и пассажирские суда.

Морские суда – 296 судов общим дедвейтом 4,7 млн тонн (26% по количеству и 64% по дедвейту).

Суда река-море плавания – 833 судна суммарным дедвейтом 2,5 млн тонн (74% по количеству и 36% по дедвейту).

Пассажирские суда – 47 ед.

В целом в России по данным Российского морского регистра судоходства насчитывается 425 судоходных компаний, в том числе имеющих морские суда – 71 компания (17%).

Анализ структуры отечественного флота по назначениям судов позволяет отметить следующее.

В составе сухогрузного флота имеется 18 контейнеровозов средним возрастом 17 лет, 11 судов навалочников средним возрастом 14 лет, 9 железнодорожных паромов средним возрастом 30 лет, 144 рефрижераторных судна средним возрастом 30 лет, 542 судна универсального назначения средним возрастом 25 лет, 47 пассажирских судов средним возрастом 33 года.

349 судов наливного флота средним возрастом 16,8 года.

В составе морского флота под иностранными флагами, контролируемого российскими судовладельцами, можно выделить 8 контейнеровозов средним возрастом 17 лет, 35 судов навалочников средним возрастом 17 лет. Однако наиболее современными являются 138 судов наливного флота средним возрастом 12 лет.

Можно выделить 10 наиболее крупных судоходных компаний России (по дедвейту): ПАО « Совкомфлот », ООО ЛК «Волга», ООО РПК «Норд», ПАО « Северо-Западное пароходство », АО «Роснефтефлот», ООО «Газпромнефть Шиппинг» , ООО «Новогрейн», АО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ООО «Палмали», ООО «Пола Райз».

В феврале 2020 года АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» было реорганизовано путем присоединения к нему ПАО « Северо-Западное пароходство » и АО «Северо-Западный флот».

Проект ООО ЛК «Волга» - это рейдовый перегрузочный комплекс (РПК) в районе мыса Филинский Кольского залива, предназначен для перевалки сырой нефти из Варандея. Дедвейт танкера-накопителя «Кола» составляет 309 тыс. тонн, длина - 335 м, ширина – 58 м. Проект реализуется с января 2018 года.

«РПК Норд» это рейдовый перегрузочный комплекс на базе плавучего нефтехранилища «Умба». Танкер-накопитель «Умба» дедвейтом 300 тыс. тонн установлен в Кольском заливе в январе 2016 года. «РПК Норд» предназначен для перевалки сырой нефти с Приразломного месторождения и Новопортовского месторождения на Ямале.

Из наиболее значимых событий 2020 года можно отметить ввод в эксплуатацию следующих судов.

Веб-ресурс PоrtNews опубликовал данные о составе российского морского гражданского флота. Данные по наличию морского флота получены путем обработки базы данных Российского морского регистра судоходства, базы данных Российского международного реестра судов, предоставленной ФГУП «Морсвязьспутник», и статистической формы № 53-М (суд) «Сведения о наличии морских судов в Российской Федерации».

gpn-umba-19

В состав морского флота входят транспортные суда (перевозка грузов и пассажиров), обеспечивающие (ледоколы, аварийно-спасательные суда, бункеровщики, сборщики льяльных вод, плашкоуты и др.), рыбопромысловые и научно-исследовательские суда.

Морфлот

Морской транспортный флот, контролируемый российскими судоходными компаниями, по состоянию на 01.02.2020 г. составляет:

Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого российскими судоходными компаниями, по состоянию на начало 2020 года составляет 1 423 судна общим дедвейтом 22,4 млн тонн, из которых 65,7% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. По сравнению с 2019 годом наблюдается незначительное увеличение количества и тоннажа судов морского транспортного флота: по количеству судов (+2%), по дедвейту (+3,0%).

Морской флот под флагом России условно можно разделить на три части: морские суда, суда река-море плавания и пассажирские суда.

Морские суда – 296 судов общим дедвейтом 4,7 млн тонн (26% по количеству и 64% по дедвейту).

Суда река-море плавания – 833 судна суммарным дедвейтом 2,5 млн тонн (74% по количеству и 36% по дедвейту).

Пассажирские суда – 47 ед.

В целом в России по данным Российского морского регистра судоходства насчитывается 425 судоходных компаний, в том числе имеющих морские суда – 71 компания (17%).

Анализ структуры отечественного флота по назначениям судов позволяет отметить следующее.

В составе сухогрузного флота имеется 18 контейнеровозов средним возрастом 17 лет, 11 судов навалочников средним возрастом 14 лет, 9 железнодорожных паромов средним возрастом 30 лет, 144 рефрижераторных судна средним возрастом 30 лет, 542 судна универсального назначения средним возрастом 25 лет, 47 пассажирских судов средним возрастом 33 года.

349 судов наливного флота средним возрастом 16,8 года.

В составе морского флота под иностранными флагами, контролируемого российскими судовладельцами, можно выделить 8 контейнеровозов средним возрастом 17 лет, 35 судов навалочников средним возрастом 17 лет. Однако наиболее современными являются 138 судов наливного флота средним возрастом 12 лет.

Можно выделить 10 наиболее крупных судоходных компаний России (по дедвейту): ПАО «Совкомфлот», ООО ЛК «Волга», ООО РПК «Норд», ПАО «Северо-Западное пароходство», АО «Роснефтефлот», ООО «Газпромнефть Шиппинг», ООО «Новогрейн», АО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ООО «Палмали», ООО «Пола Райз».

В феврале 2020 года АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» было реорганизовано путем присоединения к нему ПАО «Северо-Западное пароходство» и АО «Северо-Западный флот».

Проект ООО ЛК «Волга» - это рейдовый перегрузочный комплекс (РПК) в районе мыса Филинский Кольского залива, предназначен для перевалки сырой нефти из Варандея. Дедвейт танкера-накопителя «Кола» составляет 309 тыс. тонн, длина - 335 м, ширина – 58 м. Проект реализуется с января 2018 года.

«РПК Норд» это рейдовый перегрузочный комплекс на базе плавучего нефтехранилища «Умба». Танкер-накопитель «Умба» дедвейтом 300 тыс. тонн установлен в Кольском заливе в январе 2016 года. «РПК Норд» предназначен для перевалки сырой нефти с Приразломного месторождения и Новопортовского месторождения на Ямале.

Морской флот отечественных компаний

Более половины тоннажа (62,2%) приходится на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами – 255 судов общим дедвейтом 14,4 млн т. Из них сухогрузных – 116 суммарным дедвейтом 2,1 млн т, наливных – 139 общим дедвейтом 12,3 млн т (рис. 1-2).

Флот под флагом России составил 1191 судно общим дедвейтом 8,7 млн т, из них сухогрузных – 786 суммарным дедвейтом 4,1 млн т, наливных – 346 общим дедвейтом 4,6 млн т.

Рис. 1. Наличие морского транспортного флота, контролируемого Россией на начало 2021 года


Рис. 2. Структура морского транспортного флота, контролируемого Россией на начало 2021 года


Структура флота

Крупнейшими компаниями, эксплуатирующими флот под флагом России, являются ГК ПАО «Совкомфлот» (9 судов суммарным дедвейтом 524 тыс. т) и АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» (87 судов суммарным дедвейтом 480 тыс. т).

После объединения судоходных активов ООО «В.Ф. Танкер» и ПАО «Северо-Западное пароходство» судоходная компания «Волжское пароходство» стала крупнейшим в России оператором флота «река-море» плавания.

Рис. 3. Структура морского транспортного флота, контролируемого Россией на начало 2021 года


Средний возраст морского транспортного флота, контролируемого Россией, составляет 15,9 лет (рис. 4), при этом средний возраст судов под флагом России – 20,3 лет, а судов под иностранными флагами – 13,2 лет. Наиболее молодым является наливной флот.

Рис. 4. Средний возраст морского транспортного флота, контролируемого Россией на начало 2021 года


Пополнение флота

За последние десять лет российские судовладельцы получили 257 новых морских транспортных судов общим дедвейтом 5,5 млн т (рис. 5).

Рис. 5. Динамика поставок морских транспортных судов для отечественных судовладельцев в период 2011-2020 годов (по количеству)


В 2020 году российские судовладельцы получили 30 новых морских и смешанного «река-море» плавания транспортных судов суммарным дедвейтом 483,3 тыс. т, из них доля судов, построенных на отечественных верфях, составила 73% (рис. 6).

Рис. 6. Структура поставок морских транспортных судов по странам постройки


По сравнению с 2019 годом объемы поставок судов рассматриваемого типа незначительно снизились по количеству, отмечается небольшой спад по дедвейту (-70,7 тыс. т) (рис. 7).

Рис. 7. Поставки судов транспортного флота для отечественных судовладельцев в 2019-2020 годах


География судостроительных предприятий, сдавших в эксплуатацию морские транспортные суда в 2020 году для российских судоходных компаний представлена на карте (рис. 8).

Рис. 8. География морского транспортного судостроения за 2020 год (для российских судовладельцев)


В 2020 году в структуре поставок судов по назначению преобладали: универсальные – 21 (70%), танкеры – 4 (13%), газовозы – 2 (7%), пассажирские – 3 новых судна (рис. 9).

Рис. 9. Структура поставок морских транспортных судов по назначению за 2020 год


Таблица 1. Перечень и основные характеристики морских транспортных судов, принятых в эксплуатацию в 2020 году

Назначение и проект

Осадка, м (река/море)

Дедвейт, т (река/море)

Универсальные сухогрузные суда

Сухогрузное судно «река-море» плавания проекта RSD59 дедвейтом 8 тыс. т

«Пола Агата», «Пола Алексия», «Пола Анастасия», «Пола Варвара», «Пола Марина», «Пола Мария», «Пола Миропия»,«Пола Ярослава», «Петротранс-5901», «Петротранс-5902», «Петротранс-5903», «Петротранс-5904», «Петротранс-5905», «Астрол-1», «Астрол-2», «Альфа Атлант»,«Альфа Меркурий»

«Алиса В», «Екатерина», «Лидия В»

Всего 21 судно общим дедвейтом 171,6 тыс. т

Всего 4 судна общим дедвейтом 126,1 тыс. т

SCF La Perouse, SCF Barents

Всего 2 судна общим дедвейтом 185,9 тыс. т

Пассажирские суда

Итого 30 судов общим дедвейтом 483,2 тыс. т

Все суда, пополнившие сухогрузный флот российских компаний в 2020 году, являлись судами смешанного «река-море» плавания. Наиболее востребованными стали проекты RSD59. В эксплуатацию было принято 17 судов.

Проект RSD59 – многоцелевое сухогрузное однопалубное судно «Волго-Дон макс» класса. Предназначено для перевозки генеральных и навалочных грузов (в том числе зерна), пакетированных пиломатериалов, круглого леса, металлолома, металла в связках и рулонах, крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов, угля, опасных грузов и грузов категории В.

В 2020 году ПАО «Завод «Красное Сормово» передало заказчикам десять сухогрузов проекта RSD59, построенных по контрактам с ПАО «ГТЛК». Для судоходной компании ООО «Пола Райз» сдано восемь судов, для ООО «Альфа» – два судна: «Альфа Меркурий» и «Альфа Атлант». Всего к началу 2021 года завод построил и передал заказчикам 22 сухогруза проекта RSD59. Верфь является лидером по количеству построенных судов данного проекта.

АО «Окская судоверфь» за 2020 год сдало в эксплуатацию пять судов для ООО «ПетроТранс» (по трехстороннему контракту с ПАО «ГТЛК»), а также первые два судна в серии из десяти для ООО «СК «Астрол».

Универсальное судно «Камилла» проекта U-type является головным. Построено в Турции на верфи Epic Shipping & Shipbuilding JSC в сентябре 2020 года. Это инновационное многоцелевое судно класса «Волго-Дон макс» для морских и «река-море» перевозок, спроектированное по техническому заданию судоходного подразделения ООО «МТ-Групп».

Суда данного проекта предназначены для перевозки проектных грузов и контейнеров, а также всех видов навалочных грузов. Инновационное судно имеет двойную бортовую обшивку, проходящую по всей длине и по всей высоте грузового трюма до верхней палубы. Эксплуатация возможна только в географических пределах летних зон.

Многоцелевые суда проекта U-type отличаются энергоэффективностью и техническими решениями: надстройка на носу, подходящая для перевозки негабаритных грузов, возможность перевозки с открытым трюмом, большой трюм с твиндеком и длиной более 70 м, контейнеровместимость более 500 TEU, увеличенная грузоподъемность, улучшенная гидродинамика и высокий уровень комфорта жилых помещений для экипажа.

Судно «Камилла» планируется использовать на перевозках в бассейнах Балтийского, Черного, Средиземного, Каспийского морей, а также по внутренним водным путям Российской Федерации.

Сухогрузные суда «река-море» плавания дедвейтом 8 тыс. т имеют максимальный дедвейт для захода в донские порты. Контракт на строительство серии для ГК «Астон» был подписан в первой половине 2018 года. В настоящее время на верфи Jiangsu Dajin Heavy Industry в Китае построено четыре судна. Головное сдано в 2019 году. В 2020 году заказчику передано три судна: «Екатерина», «Лидия В» и «Алиса В».

Всего новый флот «Астона» должен насчитывать 10 судов, причем к их строительству планируют привлекать как китайские, так и российские компании с использованием мощностей ростовских судостроителей. Ожидается, что новые суда позволят увеличить грузооборот группы, улучшить ее логистику, сократить издержки и расширить экспортные возможности.

В 2020 году газовый флот ПАО «Совкомфлот» пополнился первыми двумя судами в серии из трех, заказанных в 2018 году. Головное судно серии SCF La Perouse было принято в состав флота компании в феврале, эксплуатируется по долгосрочному чартеру с концерном Total. Второй газовоз серии SCF Barents принят в сентябре, эксплуатируется по долгосрочному чартеру с Shell.

Газовозы строились в Южной Корее на верфях Hyundai Heavy Industries и Hyundai Samho Heavy. Это суда нового поколения, построенные в соответствии с современными нормами экологичности и энергоэффективности, расход топлива значительно снижен по сравнению с судами предыдущего поколения. Газовозы оснащены низкооборотными трехтопливными дизельными двигателями с прямым приводом на винт. Также на судах установлена система частичного повторного сжижения отпарного газа, что крайне важно при транспортировке СПГ на дальние расстояния для сохранения контрактного состава газа. Грузовместимость танкеров – 174 тыс. м 3 СПГ.

Прошедший год ознаменован сдачей в эксплуатацию первого российского нефтеналивного танкера типа «Афрамакс» – «Владимир Мономах».Судно является головным, заказчик – АО «Роснефтефлот». Судно построено на ООО «ССК «Звезда» при участии судоверфи Hyundai Samho Heavy. Строительство танкера велось с 2018 года. Технически сложные носовая и кормовая секции построены на зарубежной верфи. Секции доставлены морским путем на российскую верфь, где были собраны только грузовые секции танкера.

Полная локализация производства танкеров типа «Афрамакс» проекта 114К, как ожидается, произойдет не раньше 2024-2025 годов. В настоящий момент в портфеле заказов комплекса «Звезда» находится 11 танкеров данного типа.

Танкеры проекта 114К спроектированы с соблюдением высоких стандартов по экологической безопасности. Главная и вспомогательная энергетические установки могут работать как на традиционном, так и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе.

Господство на море всегда позволяло сильным странам диктовать свои условия. Государства открывали и завоевывали новые территории, несли свои порядки и веру. В XXI веке дела обстоят несколько иначе, но большой флот остается огромным преимуществом.

Узнаем, какие державы имеют самый большой флот в мире, сколько судов они насчитывают и какова история развития кораблестроения.

Самые большие флоты в мире на 2022 год

Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.

подлодки

Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет

Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.

1. ВМС США

По состоянию на начало 2022 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».

авианосец

Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США

В составе ВМС США:

  • авианосцы типа «Nimitz» — 10;
  • авианосец «Джеральд Р. Форд» — 1;
  • миноносцы эскадры УРО — 69;
  • ракетные крейсеры «Тикондерога» — 22;
  • патрульные и иные суда — 31;
  • подводные лодки — 71 и другие.

Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.

Гюйс военного флота США

2. ВМС КНР

Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:

Флот Китая

Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста

Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск — более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:

  • дизельных подводных лодок;
  • ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
  • десантных кораблей.

Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане. Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.

3. ВМФ Россия

Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года — 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет — еще более 100. Приоритетное направление — подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.

подводная лодка

Российская подлодка «Дмитрий Донской» — крупнейшая в мире

Основная проблема ВМФ РФ — нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.

Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.

4. Морские силы самообороны Японии

Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:

  • учебная;
  • эскортная;
  • подводная;
  • авиационная.

флот Японии

Новый японский эсминец типа «Ширануи»

Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск — обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.

В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.

5. ВМС Индии

Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:

  • авианосец — 1;
  • дизельные подводные лодки — 13;
  • фрегаты — 14;
  • легкий авианосец — 1;
  • эсминцы — 11 и так далее.

В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск — 58350 человек.

флот Индии

Новый индийский корвет «Килтан»

В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.

Военно-морские флоты Российской Федерации

Поговорим подробнее о флоте России. Помимо четкого разделения на подводные, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, существует разделение по территориальному признаку. В каждом флоте есть собственный штаб, подчиняющийся главнокомандующему ВМФ. Рассмотрим список флотских объединений, их боевую мощь и задачи. Главнокомандующий ВМФ — адмирал Евменов М.А.

Краснознаменный Северный флот

Крупнейший из пяти военных морских округов по составу — Северный. Штаб расположен в Североморске, командует войсками вице-адмирал Моисеев А.А.

Северный флот

«Петр Великий» на страже северных берегов страны

История северных морских сил началась в 1933 году, хотя Петр I строил корабли в условиях холода еще в конце XVII века. Это наиболее «молодое» объединение. В основе боевой силы — торпедные и атомные подлодки, противолодочные, ракетные и авианесущие корабли с флагманом «Петром Великим», являющимся тяжелым ракетным крейсером.

С 2014 года вошел в состав пятого военного округа РФ — «Север», под его защитой Ненецкий АО, Республика Коми и Мурманская, Архангельская области. Приоритетная задача — защита интересов страны в Арктике.

Краснознаменный Черноморский флот

Обеспечивает безопасность страны в зонах Черного и Средиземного морей и существует с 1783 года. После присоединения Крыма императрица Екатерина II издала указ о создании объединения войск в регионе. В том же году 11 судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, где позже был заложен город Севастополь.

Черноморский флот

Флагманский корабль «Москва» в 2018 г. покинул Севастополь для планового ремонта

  • дизельные подлодки типа «Варшавянка», прекрасно показавшие себя в боевой операции в Сирии;
  • большие десантные корабли проектов 775, 1171;
  • тральщики и противолодочные корабли и другие.

К 2022 году дополнительно будет поставлены малый ракетный корабль «Козельск», пять патрульных судов, топливные танкеры.

Тихоокеанский флот

Штаб ТОФ расположен во Владивостоке, им командует адмирал С.И. Авакянц. В состав входят:

  • флагман проекта 1164, крейсер «Варяг»;
  • противолодочные корабли проекта 1155;
  • эскадренные миноносцы;
  • корветы;
  • малые ракетные и противолодочные суда и т.д.

Основная задача — обеспечение безопасности РФ в Тихом океане. По итогам проверки 2017 года Тихоокеанское объединение признано лучшим по качеству боевой подготовки.

Тихоокеанский флот

Ракетный крейсер «Варяг» в Средиземном море

Первый выход в море русских кораблей с Дальнего Востока относится к XVII веку. В 1716 г. в Охотске был основан порт, являвшийся судостроительной базой. Первым исследователем восточных берегов и ближайших территорий был казак Иван Москвитин. Позже маршрутом стали пользоваться сибирские купцы, торговавшие пушниной.

Сегодня состав флота модернизируется и пополняется.

Дважды Краснознаменный Балтийский флот

Базирующийся в Калининграде дважды краснознаменный БФ имеет важное стратегическое значение. Командующий — адмирал Носатов А.М. Первый корабль был заложен в 1703 году по приказу Петра I и носил имя «Штандарт». Базой считался Кронштадт.

Эскадренный миноносец «Настойчивый»

История БФ знает сотни победных сражений. Современное состояние — это крупное объединение, включающее в себя как береговые и корабельные силы, так и морскую авиацию. Флагман — миноносец «Настойчивый».

БФ активно взаимодействует с силами «Север», здесь проходят службу 33200 человек.

Каспийская флотилия

В Астрахани под командованием контр-адмирала С.М. Пинчука базируется флотилия на замкнутом Каспийском море. Это самое мощное объединение данной зоны ответственности. В состав входят:

  • сторожевые суда;
  • малые боевые катера;
  • десантные и крупные боевые катера;
  • тральщики.

Каспий

Мощная Каспийская флотилия

В зоне Каспийского моря существует террористическая угроза, поэтому бойцы должны быть всегда наготове. 85% флотилии представлены новыми техническими средствами. Катера на воздушной подушке имеют две базы: в Каспийске, в Махачкале.

Самый большой торговый флот

Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.

Панама

Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.

удобный флаг

Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира

Либерия

Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно. Либерия — одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага».

флот

В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии

Китай

Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.

торговые суда

Китаю принадлежит крупнейший в мире танкер-рудовоз

Япония

После 2010 г. отмечен рост грузоперевозок Японии. Количество кораблей под флагом страны возросло с 673 до 2070 единиц. Основной маршрут пролегает в Тихом океане.

самый большой флот

Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries

Сингапур

Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре — удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: