Сколько судов в китае

Обновлено: 24.04.2024

Два года назад произошло знаменательное и судьбоносное событие планетарного масштаба. Флот Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК) по количеству боевых кораблей стал крупнейшим в мире. Более 300 вымпелов (сейчас уже около 360) против 293 американского флота или 75 британского.

Хотя, безусловно, у китайского флота по сравнению с американцами сейчас и труба пониже и дым пожиже, но уже в этом году флот Поднебесной ожидает очередной скачок-и количественный и качественный.

Такую картину возможностей китайского флота к концу 2021 года представили широкой публике к новому году.

На 2019 год китайский флот уступал американскому почти вдвое по водоизмещению, на целых три миллиона тонн. Однако эпоха председателя Си изменила не только количественные показатели, но и качественные. На ближайшие годы планы руководства КНР грандиозные и флоту там отводится ведущее место.

Первое-это возвращение Тайваня в родную гавань. К 2030 году планируется соединить остров с Большой землей 135-километровым подводным тоннелем. Только нынешнее правительство Тайваня против. Ничего страшного, ответили в Пекине, сами справимся.

Второе- защита китайских инвестиций в различных регионах планеты. Китай критически зависит от торговых коммуникаций- и по импорту и по экспорту.

Лучше всего у китайцев обстоят дела с надводными кораблями. Тогда, в 2019 году, американские аналитики насчитали в китайском флоте 23 эсминца, 59 фрегатов, 37 корветов, а также 76 подлодок, включая атомные.

Отчет американского министерства обороны Конгрессу за 2020 год утверждает-«Китайская Народная Республика в настоящее время имеет самый большой военно-морской флот в мире общей численностью около 350 кораблей и подводных лодок, в том числе более 130 надводных кораблей основных классов», он «становится все более современной и гибкой силой», в настоящее время производится «замена платформ предыдущих поколений с ограниченными возможностями в пользу более крупных и современных многоцелевых боевых единиц».

Мы присутствуем при создании седьмого Великого флота паровой эпохи. Западные аналитики считают, что за несколько последних лет флот Поднебесной уже обогнал Россию и занял второе место в мире.

Темпы строительства боевых кораблей поражают воображение, ничего подобного на планете сейчас ни у кого нет. Только в 2016 году в состав флота вошли 18 новых кораблей, в 2017-минимум 14. В эти же годы ВМС США получили соответственно всего 5 и 8. Общий тоннаж кораблей, спущенных Китаем на воду в 2014 - 2018 годах - 678 тысяч тонн, больше индийского и французского флотов вместе взятых. Такими темпами в 30-е годы в строю флота НОАК будет порядка 430 кораблей и 100 подводных лодок.

Развитие идет по четкому плану, с освоением и внедрением новых технологий, со строительством все более крупных и сложных кораблей. Китайское военное кораблестроение сейчас все больше напоминает конвейеры американских верфей во второй мировой войне, десятками и тысячами штампующие необходимые корабли всех классов.

К концу 2021 года в составе китайского флота планируется иметь 174 современных надводных корабля, от авианосцев до корветов. Это кроме десятков более старых кораблей и вспомогательных судов.

В центре картинки три авианосца(CV). В этом году должен быть достроен третий китайский авианосец, уже собственной разработки. Его водоизмещение всего 20 тысяч тонн уступает американскому "Дж. Р. Форду". Он был заложен только в 2018 году. Предполагается, что на нем будут новейшие электромагнитные катапульты.

Он присоединится к двум уже имеющимся авианосцам - «Ляонин» ( бывший советский "Варяг" , проданный Украиной) и его копия, с небольшими доработками построенная на китайской верфи- «Шаньдун».

К концу года ожидается ввод в строй третьего универсального десантного корабля-вертолетоносца (LHD) типа Yushen ( "Юшань" , проект 075) . Он представляет собой нечто среднее между французским "Мистралем" и американским "Америка". Запланированная серия-8 единиц.

Предыдущая серия универсальных десантных кораблей (LPD) типа Jinggangshan ( «Циньчэньшань» , проект 071 ) из восьми единиц уже построена с 2006 года полностью. Еще один такой корабль строится сейчас для ВМС Таиланда.

Левый фланг "держат" 50 эсминцев. Но здесь китайцы слишком скромны. Самый современный проект эсминцев китайского флота, 055 , по размерам и возможностям-полноценный ракетный крейсер. Он, например, больше наших "Атлантов" проекта 1164 , около 13 000 тонн.

Восемь таких крейсеров УРО должно быть в ВМС НОАК к концу года. На 1 января был один-головной Nanchang ( «Наньчан» ), в начале года добавился второй- Lhasa ( «Лхаса» ). Закладка головного корабля состоялась в 2014 году на судостроительном заводе «Цзяннань-Чансин». Судя по темпам, планы будут выполнены. В дальнейшем серию планируют увеличить до нескольких десятков. Корабль интересный, возможно, стоит потом о нем отдельно и подробно. Кратко-крейсер несет 112 (по другим данным 128) универсальных ракетных пусковых установок, способных запускать крылатые ракеты CJ/YJ/DH-100 с дальностью более 1500 километров. В НАТО тип получил кодовое обозначение "Renhai" .

К началу этого года в строю находилось 15 современных эсминцев типа Kunming («Куньмин» , проект 052D ), строятся еще 10, из них в 2021 году в строю должно прибавиться 5(один уже готов). Классификация НАТО-" Luyang III" . Строят их с 2014 года. На борту у них по 64 универсальные ракетные пусковые установки.

Более мелкие по размерам эсминцы типа Lanzhou ( «Ланчжоу», проект 052C ) построены в 2004-2015 годах в количестве 6 штук. В НАТО обозначаются как Luyang II . Вооружены восемью установками противокорабельных ракет и 48 зенитных.

В строю также остаются 4 эсминца российской постройки проекта 956 "Сарыч" , поставленных в 1999-2006 годах, и 7 эсминцев четырех экспериментальных типов китайской постройки 1994-2007 годов. Старые эсминцы перевооружены на новые сверхзвуковые ракеты с дальностью 285 километров.

Фрегатов китайцы к концу 2021 года планируют иметь в строю 110 штук. Это в основном фрегаты УРО , по натовской классификации типа Jiangkai («Цзянкай»), проекты 054 и 054А . Их с 2005 года построено уже 33, а планируется 52. Это простые и дешевые корабли океанской зоны, но мало пригодные для ответственных задач вдали от берега. Основная задача-создать массовость. Такие фрегаты сейчас строят для пакистанского флота. А для НОАК предназначены новейшие 054B с современной силовой установкой.

Пока эксплуатируются и 14 старых фрегатов постройки 1985-2005 годов.

И, наконец, оборона протяженной береговой зоны страны возложена на многочисленные корветы, простые и дешевые, ставшие пионерами постройки массовых серий кораблей для китайского флота.

18 февраля китайские СМИ сообщили, что китайский флот получил корветы Nanyang и Shangqiu ( с бортовыми номерами 619 и 618) последние два из 72 (. ) заказанных корветов класса Jiangdao ( тип 056 ). С момента первого ввода в эксплуатацию в 2013 году к середине 2018 года было введено в эксплуатацию более 41 корвета типа 056 . Они были построены за десять лет и стали первой массовой серией "нового флота", основной рабочей лошадкой прибрежной обороны. Технологичные, массовые и недорогие.

Ещё восемь подобных кораблей было построено на экспорт (в том числе 4 для Бангладеш и 2 для Нигерии). С 2011 года четыре китайские верфи (Hudong-Zhonghua в Шанхае, Huangpu Shipyard в Гуанчжоу, Liaonan Shipyard в Даляне и Wuchang Shipyard в Ухане) построили 80 кораблей проекта Tип 056 .

Подводный флот для китайцев пока не повод для гордости, в строю числятся 7 подводных лодок с баллистическими ракетами, 12 атомных подводных лодок и 60 ударных подводных лодок. За последние 15 лет китайцы построили 12 атомных субмарин: две – проекта 093 , четыре – проекта 093А (итого шесть многоцелевых) и шесть стратегических – проекта 094 (с 12 пусковыми установками ракет JL-12 на борту). Строятся две из 6 запланированных подводных лодок с баллистическими ядерными ракетами типа 096 и разрабатываются новые ударные атомные подлодки проекта 095 . Для строящихся лодок планируется принять на вооружение новую баллистическую ракету. Из дизельных подводных лодок, составляющих основную часть подводного флота, 12-российского производства проектов 636 и 877ЭКМ .

Возглавивший в 2013 году КНР Си Цзиньпин призвал превратить НОАК в «новую силу, способную побеждать в конфликтах современности, ведущихся по новым концепциям… развивать свое присутствие за рубежом… и выйти на океанский простор».

«Китай должен прорвать блокаду со стороны международных сил против своей морской безопасности. Только когда прорвем её, сможем вести речь о подъёме Китая. Чтобы подъём был стремительным, Китай должен пройти через океаны и выйти из океанов в своем будущем развитии» (генерал Вэнь Цунжень).

Если до начала 21-го века китайский флот влачил довольно скромное существование, перебиваясь эксплуатацией плодов советско-китайской дружбы и копий своего производства разной степени лицензионности, то с этого момента развитие пошло стремительными темпами.

Причины три- растущая экономическая база, позволяющая выделять на оборону больше средств и большего требовать от промышленности; открывшееся окно в "другое измерение"-практически неограниченный доступ к советским военным технологиям после распада СССР, которыми активно барыжили деятели постсоветских России и Украины; и, наконец, главное, опираясь на плановую экономику и долгосрочное стратегическое планирование, китайцы смогли быстро и качественно сформулировать концепцию развития флота.

Очевидно, с момента перехода власти к председателю Си, ставка сделана на достижение такого уровня морской силы, который позволяет на равных противостоять лидеру, США. Для Китая начала 21 века, в отличие от предыдущих эпох, стали критически важны морские коммуникации, обеспечивающие основной поток экспорта и импорта, базу китайской экономики.

Кроме того, на стадию окончательного решения вышла проблема реинтеграции Тайваня. И вопрос защиты протяженной береговой линии страны, где к тому же сосредоточена большая часть промышленности, от геополитического противника тоже никто не отменял.

Современному Китаю очень нужен флот, он ему жизненно необходим. Большой, сильный, способный противостоять ВМС США и его союзников.

Поэтому последние годы стали рекордными по темпам обновления корабельного состава, а 2021 год на этом фоне вообще беспрецедентен.

Надо отметить, что КНР создает свой Большой флот, копируя его создание в СССР в 30-е годы. Первоначально строительство небольших и несложных кораблей береговой зоны, малых подлодок, катеров, корветов. Создание на этих заказах базы отечественного судостроения. Привлечение передовых иностранных технологий, как в чистом виде, так и готовыми кораблями. У СССР донорами здесь были Италия и немного Германия, у Китая-наследники СССР. Затем мелкосерийные проекты, отработка удачных прототипов и , наконец, переход к массовым сериям.

Конечно, несмотря на поражающие воображение темпы роста, китайский флот еще далек от паритета с американским.

У китайского флота вообще нет морской традиции, совсем нет. Нет ни одной победы в активе за последние два столетия. Трудно объективно оценить средний уровень подготовки в условиях такого резкого численного роста. Где взять столько подготовленных командиров и специалистов, особенно по тем направлениям, которые развиваются практически с нуля( палубная авиация, атомные энергоустановки, баллистические ракеты для подлодок и т.д.).

С технической стороны также много вопросов. На авианосцах пока отсутствуют самолеты ДРЛО, китайская АУГ будет слепа и глуха. Китайские подлодки слишком шумные и не смогут преодолеть развитую ПЛО. Ракеты, стоящие на ПЛАРБ, несовершенны. Еще не до конца развернута спутниковая группировка разведки и целеуказания.

Если с обычными корабельными силовыми установками китайцы более-менее освоились, благодаря помощи коллег из Николаева, то атомные установки для них пока слишком сложны. Перевооружение кораблей на дальнобойные крылатые ракеты, позволяющие, в частности, уверенно выносить ближайшие американские базы на Окинаве, Гуаме и т.д., еще не завершено.

Система баз и технических пунктов в Мировом океане -в стадии создания. В 2017 году открыта база в Джибути, на искусственных островах в Южно-Китайском море создаются военные базы. Теоретически мало кто из десятков стран третьего мира- китайских клиентов, сможет отказать Пекину в предоставлении баз. Инфраструктурой в ряде из этих государств китайский флот уже пользуется.

Наличие четкой морской стратегии позволяет китайцам, устраняя недостатки, создавать мощный и сбалансированный флот, в котором появились уже и мощные ледоколы и суда быстрого боевого обеспечения (тип 901). Ибо КНР интересует Северный морской путь (как альтернатива контролируемым англо-саксами южным морям), а также создание АУГ (Авиано́сная уда́рная гру́ппа (группиро́вка), в которой прикрытие авианосцев осуществляют ракетные крейсера проекта 055 , эсминцы проекта 052Д , а за боевое обеспечение отвечают суда быстрого боевого обеспечения тип 901 .

Надо учитывать, что НОАК традиционно относится к одним из самых закрытых структур, информация в том числе о флоте отрывочная и не всегда полная.

Китайский флот за последнее десятилетие вышел из рамок флота береговой обороны и активно осваивает Мировой океан. Триста лет морем правят англо-саксы, с теми, кто оспаривает их первенство, они воюют. Борьба за владение морем неизбежна.

Пока китайцы слабее, но на второе место они выходят уверенно. А там видно будет, воюют не корабли, воюют люди и системы.

Для нас же это пример. Главное-понимание для чего нашей стране нужен флот, концепция, это сразу помогает определиться с требованиями-какой, когда, где, сколько и как.

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам



Вообще, исторически Китаю с флотом не везло всегда, построенный с огромным трудом в конце 19 века паровой флот был уничтожен японцами, а попытки его возрождения упирались в деньги, которых не было. Дальше была вторая японо-китайская война, где флот Китая воевал чисто номинально. Да и в КНР дела шли не то что бы очень хорошо – был, конечно, успешный десант на Хайнань, но флот 40-х–70-х годов 20 века – это набор американских (трофеи от Гоминдана), советских (эсминцы семёрки дотянули аж до 80-х годов) и реплик советских кораблей. И ТКА со средними дизельными субмаринами, которые неплохо смотрелись в 50-е, уже к году этак к 1980 могли вызвать разве жалостливую улыбку. На морях царили ВМФ США и СССР, а Тихоокеанский флот мог разгромить не только флот китайский, но и Китай в целом.

Но всё течёт, все меняется, и крах Страны Советов и её флота стал стартом для ВМФ КНР. Новейшие дизельные субмарины, эсминцы проекта 956, авианосец «Варяг», палубные самолеты Су-33, системы связи, обнаружения и вооружений пошли на экспорт широкой рекой, и китайцы, не страдая желанием избавиться от наследия проклятого прошлого в виде высокотехнологических вооружений и уникальной конструкторской школы, зачерпнули из этой реки сколько могли. И сейчас довольно интересно сравнить ВМФ Китая и РФ. Сравнивать отдельно Тихоокеанский флот, низведённый до флотилии по количеству и исправности кораблей, пожалуй что и не стоит.

И начнём мы с авианосцев, которых у нас ровно одна штука, причём штука довольно неудачная и находящаяся в ремонте. У китайцев ситуация схожая – оба их авианосца это братья нашего «Кузнецова», вся разница в том, что «Ляолин» (экс-Варяг, не везёт нашему флоту с этим именем) брат-близнец, а «Шаньдун» тоже брат, но слегка улучшенный. Самолеты их, J-15 тоже клоны, но непонятного качества, в руках китайцев был только прототип Су-33 с Николаева. Китайцы строят ещё, всего по планам они предполагают постройку шести кораблей, причём с третьего – оснащённые электромагнитными катапультами, но как оно будет на практике, никто не знает. Не исключено, что все остальные тоже будут улучшенными копиями проекта 1143.5. Пока же КНР планирует их использовать совместно с базовой авиацией, что как бы намекает на отсутствие и вовсе глобальных планов. Как бы там ни было, против одного «Кузи» – два в строю, два в постройке. На всю Европу, кстати, полноценных авианосцев три.


Есть у китайцев и свой ракетный подводный крейсер, окружённый завесой тайны. РПКСН проекта 094 «Цзинь» вооружены твердотопливными баллистическими ракетами в количестве 12-16 штук, в зависимости от модификации, их на вооружении – шесть штук. Корабли спорные, особенно первой серии, но, имея дальность применения оружия до 8000 км, могут вполне комфортно действовать недалеко от побережья страны, прикрытые надводным флотом и береговой авиацией. Помимо них идёт строительство РПКСН проекта 096 «Тэнг» с 24 МБР нового типа на вооружении. Данных толком нет, секретность в ВМФ НОАК на уровне лучших советских времён. В любом случае – с оружием Судного дня у РФ получше, пока получше, в случае постройки шести новых РПКСН при сохранении действующих, КНР, не связанная договорами о ограничении стратегических вооружений, получит морской компонент СЯС, сопоставимый с РФ и США. И дело это, с учётом скорости китайских корабелов, максимум десяти лет.

Сложнее с многоцелевыми АПЛ – подводные лодки проекта 093 «Шань», спроектированные с помощью инженеров «Рубина» и несущие крылатые ракеты, есть, неясно сколько это есть в штуках, по планам десять, достоверно известно о шести. Кроме того, проектируется или строится проект 095, опять же в неизвестном количестве и с непонятными характеристиками. Можно осторожно предположить, что в итоге китайцы рассчитывают иметь в строю 20-30 многоцелевых лодок. Просто для справки – США планируют 32 «Вирджинии», Россия – восемь «Ясеней». По качеству, конечно, китайцы будут уступать, особенно в вопросах шумности и вооружения, но сам факт постройки атомного подводного флота, равного США и превосходящего в скором времени российский, говорит о многом. А качество КНР улучшит, школа кораблестроения дело времени.

С дизельными лодками КНР тоже не отстаёт. Помимо 12 русских ДЭПЛ проектов 877 (две штуки) и 636 (10 штук), имеются свои ДЭПЛ пр. 039 «Сун» в количестве 13 штук и уже НАПЛ проекта 041 в количестве 20 штук. На выходе же имеем 45 дизельных субмарин, из них 20 оснащены воздухонезависимыми установками, с чем у нас полный ноль. На ТОФ планируется шесть дизельных субмарин 636 проекта. С учётом разработки китайцами реплики Калибра и ПКР для субмарин – сила грозная и способная в ближней морской зоне уничтожить любого агрессора, или нанести удары КР по типу наших действий в Сирии.


Десантные силы Китая не большие, они просто огромные. Так, запланировано восемь УДК водоизмещением до 40 тысяч тонн, из них два уже в строю. Самолетов они не несут, советские СВВП Як-38 вряд ли заинтересовали китайцев, а доступа к Хариерам они не получили, не считая купленного у коллекционера экземпляра. Работы там ведутся, но на каком этапе и как успешно. Китай хранит свои тайны. Но вертолеты, в том числе вооруженные легкими ПКР и БПЛА, имеют место быть. Пока у нас в 2027 году ПЛАНИРУЮТ (а планы и реальность вещи несколько разные в нашем-то отечестве) сдать два УДК, китайцы сдали пару уже, остальные на подходе. А УДК и есть та самая проекция силы, на которую КНР способна уже, мы – нет. А есть у китайцев ещё УДК поменьше, проект 071, в количестве восьми штук. Четыре вертолета, два ДКА на воздушной подушке и 800 морпехов. Восемь уже в строю. Это дополняется 30 ТДК и 11 СДК. Сравнивать десантный флот Китая можно. с ВМФ США, России такой уровень в обозримом будущем не светит.


Крейсеров у Китая официально нет, но эсминцы проекта 055 водоизмещением 13 000 тонн и 112 ячейками УВП – что угодно, но явно не эсминцы. Восемь штук, между прочим. К ним надо добавить 25 эсминцев (17+8) 052Д по 7500 тонн и 64 ячейки УВП и 15 более старых эсминцев, включая четыре наших 956, которые у китайцев почему-то оказались вполне пригодными к эксплуатации и модернизации. В итоге имеем – 8 крейсеров УРО и 40 эсминцев. Конечно, ЗРК это реплики С-300 и французского Кроталя, конечно, ПКР неидеальны, но у них с каждым разом выходит всё лучше и лучше… опережают наш флот уже на порядок.


В чём Китай особо силён, так в легких силах, с учётом того, что ВМФ НОАК возник и развивался как флот прибрежный. 32 фрегата проекта 054, несущих по 40 ракет (8 ПКР 32 ЗУР), 6 старых фрегатов и 72 корвета проекта 056. В отличие от нас, грешных, китайцы сделали дешёвый и сердитый корабль в 1300 тонн водоизмещения, модульной конструкции и заточенный под противолодочную оборону. Вышло хорошо, много, доступно и эффективно. Глядя же на наши мучения с концептом корвета и постройкой кораблей, которые всё-таки скорее легкие фрегаты, не закрывая нишу именно корвета, можно разве что нецензурно выразиться.

И вишенка на торте ВМФ НОАК – корабли океанского обеспечения проекта 901, пока две штуки, ещё два, кажется мне, активно строят, по количеству авианосцев. Их дополняют 8 кораблей комплексного снабжения и три корабля разведки. А ещё два госпитальных судна, десять транспортов вооружения, 5 океанских и 8 морских буксиров, четыре ледокола-корабля разведки.

Работают китайцы и по стратегическим БПЛА, как разведчикам, так и ударным. В целом с авиацией там спорно – так, китайцы до сих пор держат в строю модернизированные Ту-16, обозванные ими Xian H-6. Но при этом есть свои самолеты ДРЛО, включая проработку палубного и свой флот топливозаправщиков. Дело времени, страна, создавшая атомный подводный и авианосный флоты, справится.

Неплохо у Китая и с базированием – 12 баз в разных районах Индийского океана. В Тихом по понятным причинам пока интересы КНР сильно далеко не распространяются, но это поправимо при наличии денег, политической воли и кораблей. На Тихом и Индийском океанах КНР уже способна бодаться с ВМФ США, о России не говорю, мы от ВМС НОАК отстали безнадёжно. Парадокс в том, что отдельные системы вооружений у нас лучше, школа сильнее, а кораблей мало. Так что 21 век пройдёт под знаком военно-морского противостояния Китая и США, а мы в этой драке (дай Бог холодной) можем разве что примкнуть к одной из сторон. Обиднее всего то, что флот китайский вырос из флота советского, того самого, который мы радостно распилили, ибо неэффективно и ни к чему.



Китай в 2020 году опередил США по количеству боевых кораблей, выйдя по этому показателю на первое место в мире. По опубликованным докладам Минобороны США, общий размер китайского флота оценивался в 350 кораблей против 293 американских. При этом США по-прежнему сохраняют за собой пальму первенства по водоизмещению кораблей, в первую очередь за счёт своих авианосцев.

Учитывая темпы строительства кораблей в КНР, можно предположить, что уже в обозримом будущем падёт и этот показатель. «Дракон» превзойдёт «орла».

При этом на флоте водоизмещение судов играет большое значение, так как позволяет разместить на корабле больше вооружений. Огромное значение водоизмещение имеет и для десантных судов.

За последние 30 лет китайский военный бюджет вырос более чем в два раза. Подъём и развитие экономики позволяют Пекину тратить на свою армию и флот гораздо больше денежных средств, делая основной акцент на развитие средств проецирования силы по всему миру, в том числе на военно-морской флот.

Уже сейчас можно сказать, что в противостоянии орла и дракона последний точно перестал быть бумажным. Хотя китайскому флоту, безусловно, есть куда расти. Но даже в своём сегодняшнем виде китайский флот вызывает большое беспокойство в Пентагоне. Неслучайно совсем недавно на американские подводные лодки спустя практически 30 лет отсутствия вернулись противокорабельные ракеты Harpoon, для которых в море снова нашлись потенциальные цели.

Численность личного состава флотов США и Китая

Для оценки и сравнительного анализа мы будем пользоваться данными из ежегодного бюллетеня «Военный баланс» за 2020 год (The Military Balance 2020), подготовкой которого занимается Международный институт стратегических исследований (IISS). Важно понимать, что данные бюллетеня The Military Balance не претендуют на абсолютную достоверность, но одновременно являются общепризнанным широко используемым статистическим справочником, который позволяет привести исследования к единому знаменателю.


Военно-морской флот НОАК состоит из подводных сил, надводных сил, морской авиации, войск береговой обороны и морской пехоты. В оперативном отношении он разделён на три флота: Флот Северного моря со штабом в Циндао, Флот Восточного моря со штабом в Нинбо и Флот Южного моря со штабом в Чжаньцзян.

Общая численность военнослужащих оценивается примерно в 250 тысяч человек. Морская пехота Китая сведена в отдельный корпус со своим штабом, её численность составляет примерно 25 тысяч человек. Все они сведены в 7 бригад: специальных операций, механизированную, три лёгких и две амфибийных. Численность морской авиации оценивается в 26 тысяч человек.

Военно-морские силы США организационно делятся в оперативно-стратегическом отношении на Тихоокеанский флот и Командование сил флота США (бывший Атлантический флот), а также Военно-морские силы США в Европе и Командование морских перевозок. При этом в оперативном отношении в составе американского флота в настоящее время находится семь флотов, действующих по всему миру: второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой и десятый. Любопытная деталь: Десятый флот представляет собой компоненту Кибернетического командования США в составе ВМС.


Общая численность личного состава американского флота оценивается приблизительно в 337 тысяч человек (без КМП). Из них 98 600 человек служат в морской авиации, что наглядно демонстрирует исторически сложившуюся ещё со времён Второй мировой войны ориентированность американского флота. Численность Корпуса морской пехоты США, который является отдельным родом войск в составе флота, составляет 186 300 человек.

Столь большая численность морских пехотинцев так же является исторически сложившимся положением вещей. В том числе исходя из географического расположения страны, которая не имеет равных противников на континенте, но вынуждена иметь крупные экспедиционные силы, позволяющие при необходимости проецировать силу в разных уголках планеты.

Подводный флот

Подводный флот – это то измерение, где силы КНР и США сравнялись по номинальному количеству субмарин без учёта их качественной составляющей. По количеству ударных/ракетных подводных лодок Китай даже незначительно вырвался вперёд. В составе военно-морского флота НОАК находятся 55 таких лодок, а в составе ВМС США – 53.

Все 53 американских тактических ударных субмарины являются атомными подводными лодками. В ВМС США полностью отсутствуют дизельные подлодки. Последний раз дизель-электрические подводные лодки принимались на вооружение американского флота в 1950-е годы.



Многоцелевая АПЛ SSN-776 «Гавайи» типа «Вирджиния»

Наиболее грозными американскими многоцелевыми АПЛ являются лодки типа «Вирджиния» (17 штук) и «Сивульф» (3 штуки), эти корабли относят к субмаринам 4-го поколения. Причём основными многоцелевыми лодками остаются субмарины третьего поколения типа «Лос-Анджелес», которых по-прежнему эксплуатируется 29 штук. Ещё четыре лодки – это «Огайо», но вооружённые не баллистическими ракетами, а крылатыми ракетами UGM109C/E Tomahawk Block III/IV. При этом лодка превращается в не менее грозное оружие, так как несёт на борту до 154 крылатых ракеты (по 7 в каждой из 22 занятых шахт).

В свою очередь, из 55 китайских тактических подводных лодок 49 являются дизель-электрическими. Данные субмарины обладают ограниченным боевым потенциалом и автономностью. При этом в составе китайского флота имеются две подлодки проекта 877 «Палтус» и две подлодки проекта 636 «Варшавянка», а также 8 субмарин проекта 636М. Все лодки российского производства. Последние восемь подлодок имеют на вооружении и экспортную версию крылатых ракет «Калибр» (до 4 ракет на лодке).

Китайские многоцелевые атомные АПЛ представлены 6 лодками проекта Type-093 «Шань». Основным вооружением данных лодок являются крылатые ракеты YJ-18, способные поражать надводные и наземные цели. Ракеты расположены в установках вертикального пуска. В США считают, что данная ракета по характеристикам схожа с российскими «Калибрами». В варианте подводного базирования её дальность полёта составляет до 540 км.



Многоцелевая китайская АПЛ проекта Type-093 «Шань»

При этом по количеству стратегических атомных ракетоносцев с существенным перевесом выигрывает американский флот, в составе которого находится 14 таких субмарин типа «Огайо», каждая из которых может нести на борту до 24 МБР Trident II. В составе ВМФ Китая в настоящее время всего 4 стратегических атомных подводных лодки проекта Type-094 «Цзинь», каждая из которых может нести на борту до 12 МБР JL-2.

Авианосные корабли

С авианосцами всё более или менее ясно изначально. В этом компоненте США обладают преимуществом, которое не в состоянии оспорить ни один флот мира. В составе ВМС США находятся 11 атомных авианосцев. При этом сама структура американского флота такова, что он строится вокруг этих кораблей, формируя Авианосные ударные группы. 10 из 11 американских авианосцев относятся к типу «Нимиц», типовая авиагруппа которых включает в себя обычно 64 самолёта.

Наиболее совершенным американским авианосцем является USS Gerald R. Ford (CVN-78). Оценочная стоимость корабля приближается к 13 миллиардам долларов без учёта расходов на НИОКР, полное водоизмещение 98 425 тонн. Размер типовой авиагруппы на борту «Джеральда Форда» составляет 75+ летательных аппаратов. Причём при необходимости корабли могут нести на борту и до 90 самолётов, вертолётов и БЛА, в том числе истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35С в палубном варианте исполнения.



Самый современный американский авианосец USS Gerald R. Ford (CVN-78)

Второй авианосец Проект 002 или «Шаньдун» является дальнейшим развитием авианосца «Ляонин». Это первый корабль данного класса, с нуля построенный в КНР. Во многом он повторяет «Ляонин» и его советских предшественников, с тем же размером авиагруппы – до 40 летательных аппаратов, в том числе 24 истребителя J-15.



Первый китайский авианосец «Ляонин»

К 2030 году Китай планирует иметь в составе флота четыре полноценных авианосных ударных группы. Добиться этого КНР рассчитывает за счёт постройки двух новых авианосцев Проекта 003. Водоизмещение кораблей вырастет до 80-85 тысяч тонн, также они получат электромагнитные катапульты, что позволит существенным образом расширить номенклатуру используемых самолётов, в первую очередь за счёт размещения на авианосцах тяжёлых машин.

Крупные надводные боевые корабли

По количеству крупных надводных боевых кораблей Китай уже практически сравнялся с США. И учитывая темпы строительства таких судов, можно предположить, что совсем скоро военно-морской флот НОАК сможет обойти американцев. В составе китайского флота, по данным на 2020 год, числился 81 крупный надводный боевой корабль: один крейсер, 28 эскадренных миноносцев и 52 фрегата.

Американский флот обладает в этих категориях небольшим преимуществом – 110 судов: 22 ракетных крейсера типа «Тикондерога», два эскадренных миноносца типа Zumwalt (наиболее современные и совершенные корабли американского флота), 67 эскадренных миноносцев типа Arleigh Burke и 19 фрегатов.



Американский ракетный крейсер типа «Тикондерога»

И если американский проект Zumwalt, можно сказать, провалился: корабли вышли слишком дорогими даже для США, поэтому серия была ограничена всего лишь тремя судами, из которых два уже приняты в состав флота. То китайские планы развития военно-морских сил более приземлены и осязаемы.

Из крупных боевых кораблей Китай делает ставку на эскадренные миноносцы проекта Type-055. Это крупная серия перспективных больших ракетных эскадренных миноносцев, относящихся к четвёртому поколению. До 2030 года в Китае планируется построить минимум 16 таких судов. При этом американцы относят данный корабль к крейсерам. Один из них уже принят на вооружение и находится в составе Северного флота Китая, там же, по всей видимости, находится и второй из двух построенных и переданных флоту кораблей этого проекта.

Корабль полным водоизмещением около 13 тысяч тонн и длиной 180 метров, что делает его сопоставимым по размерам с эсминцем Zumwalt, будет нести до 112 ячеек вертикального пуска ракет (64 на носу и 48 на корме судна). В этом он превосходит китайские эсминцы проекта 052D, которые имели до 64 ячеек для запуска ракет.



Головной китайский большой эскадренный миноносец проекта Type-055


При этом китайская система вертикального пуска обеспечивает большую гибкость по сравнению с американскими пусковыми установками Mk.41 и Mk-57 и превосходит их по вместительности. На китайских крейсерах можно будет комбинировать противокорабельные, гиперзвуковые и дальнобойные зенитные ракеты. Считается, что основным видом вооружения новых китайских крейсеров может стать сверхзвуковая крылатая ракета большой дальности YJ-100, которая дополнит китайский аналог «Калибров» YJ-18.

Соединенные Штаты Америки бьют тревогу – военно-морской флот Китая по численности боевых кораблей уже превзошел американский. Феноменальные темпы, с которыми Пекин реализует свою военную судостроительную программу, дали свои результаты.

Виктор Кузовков

Таким образом страна, еще в середине прошлого века не имевшая военно-морского флота вообще, сейчас превосходит признанного лидера, на протяжении без малого ста лет имевшего мощный флот и не собиравшегося, судя по всему, отдавать свое первенство. Более того – сейчас ВМФ Китая может похвастаться полной номенклатурой боевых кораблей, от боевых катеров и корветов ближней морской зоны до авианосцев, от дизельных подводных лодок до стратегических атомных подводных ракетоносцев.

Пентагон, оценивший развитие вооруженных сил Китая в 2020 году, признал, что по темпам развития флота Китай опережает все остальные страны, в том числе и США. И все-таки многие эксперты считают, что записывать Пекин в безусловные лидеры по общему состоянию ВМФ все-таки рано. Количество вымпелов и лидерство по этому показателю – серьезная заявка на будущее господство в Мировом океане. Но качество кораблей и, главное, качество оружия, которое на них размещено, имеет едва ли не большее значение. Поэтому с громкими заявлениями пока лучше не спешить, а попытаться разобраться, стоит ли уже сейчас называть Китай хозяином морей, или пока торопиться с этим не следует.

Итак, количество вымпелов. Да, на сегодняшний день это уже свершившийся факт – Пекин по этому показателю обогнал ВМС США. Сейчас в ВМФ КНР насчитывается примерно 360 боевых кораблей, тогда как у американцев их 293. На всякий случай сделаем небольшое уточнение – говорить о точном количестве китайских кораблей довольно сложно, поскольку, с одной стороны, новые суда вводятся в строй так часто, словно их печатают на ксероксе, а с другой стороны, из состава флота часто выводятся устаревшие корабли, построенные во второй половине прошлого века. Причем, часто они выводятся не полностью, а превращаются в учебные корабли или просто временно консервируются, так что бывает сложно понять, стоит ли нам считать данный корабль действующей боевой единицей ВМФ Китая, или все-таки нужно вычеркнуть его из списка. Открытые источники часто просто не успевают обновлять информацию, что вносит некоторую путаницу при попытках количественно оценить китайскую военно-морскую мощь.

Тем не менее, уже можно с уверенностью говорить, что Китай догнал Россию по количеству подводных лодок и уступает по этому показателю только американцам. Примерная оценка на 2018 год – 62 китайские ПЛ разных типов против 68 американских. Правда, тут мы сразу должны оговориться – в составе подводного флота КНР насчитывается 53 дизельные подводные лодки, тогда как США таких лодок не имеют вообще, все их подлодки являются атомными. Отсюда и соответствующий вывод о качестве и мощи подводных сил – у американцев они пока значительно мощнее, что обусловлено как общим тоннажем, так и количеством вооружений, которые несут подводные корабли.

Пока невозможно говорить и о паритете в наиболее важных и крупных надводных кораблях, таких, как авианосцы. У США их 11, причем, речь идет о полноценных кораблях этого типа, отличающихся не только количеством, но и качеством авиакрыла. Речь, прежде всего, о том, что благодаря большой полетной палубе и стартовым катапультам авианосцы типа «Нимиц» и «Джеральд Р. Форд» несут довольно широкую номенклатуру боевых самолетов, в том числе самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Grumman E-2C «Hawkeye», самолеты радиоэлектронной борьбы Grumman EA-6 «Prowler», транспортные самолеты, противолодочные и транспортные вертолеты.

Китайцы же на данный момент располагают двумя боеготовыми авианосцами, боевая мощь которых, при всем уважении, несопоставима с их американскими визави. Авианосец «Ляонин» есть не что иное, как бывший недостроенный советский авианосный крейсер «Варяг», закупленный у Украины после распада СССР. Это родной брат нашего «Адмирала Кузнецова», со всеми детскими болезнями этого типа судов, концептуальными ошибками, продиктованными перманентным маразмом позднесоветского Политбюро, конструктивными и технологическими изъянами, продиктованными слабостью советского судостроения тех лет. Второй китайский авианосец, «Шандонг», является близнецом первого, с небольшими китайскими доработками. В процессе строительства находится третий авианесущий корабль, уже собственной разработки, который, как ожидается, будет гораздо ближе к американцам по водоизмещению и концепции боевого применения. В этом случае, вероятно, уже можно будет вести речь о первом китайском настоящем авианосце. Но вопрос его авиакрыла пока оставим за скобками…

Для понимания ситуации скажем, что «эсминцы» проекта 055 уступают по водоизмещению только американскому же «эсминцу» «Зумвалт», который из-за невероятной сложности и дороговизны так и не пошел в серию. Российский проект «суперэсминца» «Лидер» предполагал примерно такую же размерность. Но, в отличие от КНР, в России строительство таких кораблей как-то не задалось, а вот в Китае, на верфи «Дзяннань-Чансин», «клепают» по два таких гиганта в год, и к настоящему моменту на воду спустили уже 8 штук.

Довольно активно строит Китай десантные корабли разных типов, таких, как большие десантные корабли, прототипами которых стали еще советские БДК, и более современные УДК (универсальные десантные корабли), более характерные для западной школы судостроения. Но этот тип судов пока вряд ли способен подкрепить океанские амбиции Китая, так как их основное предназначение – высадка десанта на Тайване или каких-нибудь спорных островах. Со временем, возможно, ситуация и изменится, но до решения тайваньской проблемы Китай вряд ли отважится на серьезную экспансию в Мировом океане.

То есть, даже количественно китайский флот является лидером весьма условным – превзойти хотя бы только американцев в наиболее важных направлениях военного судостроения им пока не удалось, и при всей китайской промышленной мощи на это потребуются еще десятилетия. Но остается еще вопрос качественного превосходства. Точнее, в данном случае о превосходстве говорить слишком рано – тут хотя бы относительного равенства добиться…

Как уже сказано выше, китайский флот серьезно уступает американскому в количестве авианосцев. Не менее серьезно он уступает и в качестве авиакрыла – основу палубной авиации КНР на данный момент составляет истребитель J-15, являющийся не чем иным, как копией советского палубного истребителя Су-27К. Да, нет сомнений в том, что Пекин сможет «отксерить» еще хоть с десяток авианосцев, и даже в относительно короткий срок. Вероятно, и более совершенный палубный истребитель в КНР создать смогут. Но вот современным самолетом ДРЛО там пока даже не пахнет. Нет специализированных самолетов РЭБ, современной противолодочной авиации. Да много чего еще нет. А в случае гипотетического конфликта США и Китая на море только отсутствие у последнего самолетов ДРЛО уже будет критическим фактором, сводящим шансы китайских АУГ практически к нулю.

Не все гладко и с подводными лодками. Нет, запускать ракеты они могут, и эти ракеты имеют неплохие шансы долететь до территории США. Но шумность китайских АПЛ, даже последних проектов 094 и 093, значительно выше, чем даже у советских АПЛ предыдущего поколения. А раз так, гипотетическая дуэльная ситуация под водой с высокой вероятностью закончится в пользу американской подводной лодки. Да и проскользнуть мимо надводных кораблей США или Японии будет для китайских подводников почти невозможно.

Пока мы можем с полной уверенностью говорить о том, что достигнутая китайским флотом мощь может быть реализована только в относительно небольшом удалении от собственных берегов. В этом нет ничего зазорного – у российского флота, например, дела еще хуже. И все-таки пока (подчеркнем это слово) Китай построил, если можно так выразиться, «огромный флот местного значения».

Другое дело, что морские платформы, как правило, весьма долго живут. И за время своего жизненного цикла успевают претерпеть несколько серьезных модернизаций, каждая из которых, возможно, будет приближать китайский флот к американскому или любому другому, если у нас вдруг сменится лидер. Поэтому относиться к ВМФ КНР снисходительно в любом случае не стоит – однажды количество все-таки может перерасти в качество, и мало тогда не покажется никому…

Китай ударными темпами модернизирует и укрепляет военно-морские силы Народно-освободительной армии. В наступившем году Пекин планирует обзавестись четырьмя авианосцами. А в целом за последнее десятилетие китайские судостроители спустили на воду более ста боевых кораблей, что превосходит темпы строительства ВМС США.

Александр Сычев

В настоящее время у Китая уже есть два авианосца. Авианосец «Ляонин», построенный на базе советского крейсера «Варяг», который китайцы купили у нас в 1998 году. Он стоит на вооружении с 2012 года. Его предполагается использовать, в основном, в качестве учебного корабля, что не исключает применения и по назначению. За время своей службы, например, «Ляонин» три раза пересекал Тайваньский пролив, демонстрируя Тайбэю растущую военно-морскую мощь материкового Китая, и нанес визит в Гонконг. Пусть сегодня это – часть КНР, хоть и со специальными административными правами, но военно-политический смысл сигнала внешнему миру очевиден.

Второй авианосец, который проходит сейчас ходовые испытания, пока не получил названия. Его бортовой номер CV-17. Этот корабль Типа 002 сконструирован китайскими судостроителями и построен всего за два года. Он похож на «Ляонин», но имеет ряд усовершенствований, включая радар с активной сканирующей решеткой (AESA) и большую не оборудованную катапультой взлетно-посадочную палубу. На его борту будут базироваться от 28 до 36 истребителей J-15. Больше, чем на «Ляонине».

Третий корабль строится на верфи Цзяннаньского судостроительного завода в Шанхае, четвертый – в Даляне. Эти два авианосца относятся к новому классу, получившему обозначение Тип 003. Они строятся по современной модульной технологии. Модули, каждый из которых весит сотни тонн, собирают на суше, а затем поднимают и устанавливают на корабле, стоящем в сухом доке. Крупные американские и британские военные корабли, включая такие авианосцы, как USS Gerald R. Ford и HMS Queen Elizabeth, были собраны именно так.

«Размеры и водоизмещение авианосцев Типа 003 пока не известны. Вероятно, они будут несколько больше, чем Тип 002, с более мощным авиакрылом и общим боевым потенциалом, - предполагает обозреватель журнала The National Interest. - Но, едва ли, они смогут сравниться с американскими авианосцами».

В то же время китайские конструкторы работают над четвертым классом авианосцев, сообщает американский журнал The Popular Science, водоизмещением от 90 до ста тысяч тонн. «Он будет иметь катапульты с электромагнитной системой запуска (EMALS). Не исключено, что базирующееся на нем авиакрыло J-15 или даже малозаметных истребителей J-31 будет еще больше. Помимо этого, с него будут взлетать самолеты раннего предупреждения и управления KJ-600, вертолеты противолодочной борьбы и стелс-беспилотники». Не исключается также вероятность оснащения этих авианосцев атомными энергетическими установками. Такие характеристики сделают их равными американским авианосцам.

Что касается авиации, то пока на вооружении Народно-освободительной армии Китая имеется всего 24 многоцелевых истребителя морского базирования J-15. Промежуточным решением проблемы дефицита может стать J-17, усовершенствованный вариант J-15. Он приблизительно сопоставим с американскими F/A-18E/F Super Hornet и EA-18G Growler. А в будущем китайские авианосцы примут многоцелевые Chengdu J-20 и J-31/FC-31, новые китайские истребители пятого поколения.

Столь пристальное внимание Китая к авианосцам, в некоторой степени объясняется историей страны. Авианосцы Императорского флота Японии наносили удары по материковой части Китая в 30-х годах прошлого века в ходе вторжения в Маньчжурию. Авианосцы США поддержали гоминьдан в конце гражданской войны в Китае и наносили авиаудары по китайским добровольцам, участвовавшим в Корейской войне в 50-х годах. В 1996 году, во время Третьего тайваньского кризиса, Соединенные Штаты развернули авианосную боевую группу вблизи Тайваня и произвели на Пекин неизгладимое впечатление. И сегодня американские авианосные соединения частые гости в зонах Тихого океана, которые Пекин считает сферой своих интересов.

Пока в планах Пекина создать шесть авианосных групп, которые должны продемонстрировать не только мощь китайских ВМС и сдерживать США и Японию от посягательств на интересы Китая в непосредственной близости от берегов страны. Китайские руководители смотрят несколько дальше. Они упорно выдвигают Китай на позиции мировой державы, что подкрепляется экономической мощью КНР, которая может и уже имеет законные интересы в других, удаленных от страны, регионах. Именно поэтому, помимо строительства авианосцев, китайское руководство планирует создать до 10 баз для своего авианосного флота по всему миру.

«Какие бы далеко идущие планы ни строил Пекин, сегодня с уверенностью можно сказать, что авианосный флот КНР – быстрорастущая сила, которая превращается в мощный и гибкий инструмент влияния», - признает The National Interest.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: