Сколько судов в эскадре

Обновлено: 19.04.2024

Уже не раз встречал информацию о составе российских кораблей в Средиземном море. Такого у нас не было давным давно, если вообще когда-либо было.

1. Задачи Средиземноморской эскадры в 2022 г.

Несмотря на проведение СВО на территории Украины, Россия не отказалась от других обязательств. Потому я вижу несколько причин для работы крупной Средиземноморской эскадры в 2022 г.:

2. Турция и проливы;

3. Сдерживание NATO.

2. Состав Средиземноморской эскадры

1-й документ (15-16.4.2022)

2-й документ (22.4.2022).

3-й документ (16-22.4.2022) - никаких изменений.

4-й документ (23-29.4.2022) - никаких изменений.

5-й документ (30.4-6.5.2022) - никаких изменений.

6-й документ (7-13.5.2022) - никаких изменений.

7-й документ (12.5.2022).

9-й документ (21-27.5.2022).

3. Итак, какие 15 кораблей тут у нас?

Корабли Средиземноморской эскадры - без собственно прописки, они - из разных флотов.

От Черноморского флота (их сознательно вывели из акватории Чёрного моря?):

1. ДЭПЛ "Краснодар" проекта 636.3 - носитель 4-18 КР "Калибр" + торпеды;

2. ДЭПЛ "Новороссийск" проекта 636.3 - носитель 4-18 КР "Калибр" + торпеды;

3. СКР "Адмирал Григорович" проекта 1135.6Р - носитель 8 КР "Калибр" и 24 ЗУР "Штиль-1" (корабельный вариант "Бука");

4. РКа "Орехово-Зуево" проекта 2163.1М - носитель 8 КР "Калибр";

5. тральщик "Владимир Емельянов" проекта 1270.0 "Александрит" - противоминная защита порта и постановка собственных минных заграждений;

6. малый морской танкер «Вице-адмирал Паромов» проекта 0318.2 - новейший, принятый в состав флота ровно год назад - обслуживание черноморской группировки кораблей.

От Северного флота (вышли из Североморска 22 января 2022 г.):

7. ракетный крейсер "Маршал Устинов" - "систершип" "Москвы", проекта 1164. 16 больших ПКР "Вулкан" и 64 ЗУР С-300;

8. большой противолодочный корабль "Вице-адмирал Кулаков" проекта 1155. 8 ПЛУР 85-РУ и 64 ЗУР "Кинжал" (корабельная версия "Тор").

9. фрегат "Адмирал Касатонов" проекта 2235.0. 16 КР "Калибр" и 32 ЗУР "Редут" - корабельный вариант С-350;

10. средний морской танкер "Вязьма" проекта РЭФ-675.

От Тихоокеанского флота:

11. ракетный крейсер "Варяг" - "систершип" "Москвы", проекта 1164. 16 больших ПКР "Вулкан" и 64 ЗУР С-300. Находится возле ВМБ Тартус.

12. БПК "Адмирал Трибуц" проекта 1155. 8 ПЛУР 85-РУ и 64 ЗУР "Кинжал";

13. танкер комплексного снабжения "Борис Бутома" проекта 1559-В.

От Балтийского флота:

14. средний разведывательный корабль "Василий Татищев" проекта 864 "Меридиан".

14. плавучая мастерская ПМ-82 необходима для обеспечения срочных ремонтных вопросов у довольно большой группировки флота. Ну, и запасы на ней всякие хранятся. Почему Балтийского, а не других - понятно: с Балтики боевых кораблей нет, а ремонтные возможности там и так неплохие - столько заводов! Тащить тихоходное судно с Тихого океана или Северного флота - та ещё проблема, а черноморские нужны позарез на самом Чёрном море.

4. Интересное размещение

Итак, в военно-морской базе Тартус на территории Сирии - СКР с 8 КР "Калибр" (ударная составляющая) и 24 ЗУР "Штиль-1" (ПВО составляющая), РК "Орехово-Зуево" с 8 КР "Калибр" (ударная составляющая) и 2 ДЭПЛ с КР "Калибр" (ударная составляющая), тральщик "Владимир Емельянов" (минная и противоминная защита), танкер «Вице-адмирал Паромов» (заправка кораблей топливом) и ПМ-82 (ремонт и запасы). Интересно, но группировка в Тартусе построена по принципу ударной составляющей - совокупно 24 КР "Калибр" в одном залпе. На ПВО составляющую уделено очень мало внимания - видимо, эту задачу решают сухопутные комплексы, что логично.

Впрочем, суда этой группы выполняют разные задания. 17 мая 2022 г.
фрегат "Адмирал Григорович" был замечен на спутниковых снимках в центральной части Эгейского моря утром. Скорее всего, он сопровождал танкеры "Сиг" и "Яз" к Дарданеллам.

Возле ВМБ стоят тихоокеанские 4 корабля: РКР "Маршал Устинов" с 16 больших ПКР "Вулкан" (ударная противокорабельная составляющая) и 64 ЗУР С-300 (ПВО составляющая), поддерживающие и защищающие его БПК "Адмирал Трибуц" с 8 ПЛУР (противолодочное прикрытие) и 64 ЗУР "Кинжал" (ПВО составляющая) и фрегат "Адмирал Касатонов" с 16 КР "Калибр" (ударная составляющая) и 32 ЗУР "Редут" (ПВО составляющая). Танкер "Борис Бутома", конечно, по большей части стоит в Тартусе, но когда надо - подходит к своей группе для её обслуживания. Эта группа мигрирует - в апреле она находилась к северу от Кипра, напрямую перекрывая вход в турецкие проливы в Чёрное море. Видимо, сейчас в них больше потребность возле берегов Сирии.

В восточной части Средиземного моря (к югу от Кипра) - 3 корабля Северного флота: пара РКР "Маршал Устинов" (ударная противокорабельная и ПВО составляющие) и БПК "Вице-адмирал Кулаков" (противолодочное прикрытие и ПВО составляющая); СМТ "Вязьма" (обслуживание) тоже по большей части стоит в Тартусе, но когда надо - подходит к своей группе для её обслуживания. На 1-й карте от апреля 2022 г. показана дислокация этой группы.

Возле Сицилии - один разведчик "Василий Татищев". Стоит ровно в центре Средиземноморья и контролирует, судя по всему, всю его акваторию.

Подведём итоги: в Средиземном море сейчас оперативное соединение (эскадра) из 15 кораблей со всех 4-х флотов РФ: 6 - с ЧФ, 4 - с СФ, 3 - с ТОФ и 2 - с БФ. Опираются они на ВМБ Тартус (сколько было безграмотных комментариев в сети - мол, зачем нам эта ВМБ!), 10 кораблей (в основном - ЧФ) стоят там группой, одна группа из 4-х кораблей ТОФ курсирует между Сирией и турецкими проливами вдоль берегов Турции (видимо, охлаждая своим видом боевой дух Эрдогана), ещё одна группа из 3-х кораблей СФ контролирует дальние подходы к Сирии и турецкими проливам, а разведывательное судно стоит себе в центре Средиземноморья, контролируя его полностью. Видимо. именно из=за этой эскадры ни один корабль NATO не рыпается в Чёрное море, а турки не открывают боевым кораблям проливы Босфор и Дарданеллы, о чём писал ранее . Стоит сожалеть только об одном - что у нас только 1 ВМЮ на Средиземноморье, а не 2 - было бы проще.

Бонус для дочитавших: видео ВМб Тартус - для оценки возможностей.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

Эскадра (фр. escadre ) — оперативно-тактическое формирование в военно-морском флоте, предназначенное для решения боевых задач на морских и океанских театрах военных действий.

В эпоху парусных кораблей эскадра была главным боевым соединением флота. Согласно Петровскому морскому уставу 1720 года флот состоял из трёх эскадр:

  • белого флага — кордебаталия
  • синего флага — авангард
  • красного флага — арьергард.

В середине XVIII века основным соединением военно-морского флота была дивизия. Эскадра состояла из трёх дивизий: 1-я дивизия — кордебаталия — находилась в центре боевого порядка, возглавлялась адмиралом (он же командовал всей эскадрой); 2-я — авангард — располагалась в голове боевого порядка, возглавлялась вице-адмиралом; 3-я — арьергард — завершала боевой порядок, возглавлялась контр-адмиралом. Количество кораблей в эскадре зависело от наличия линейных кораблей во флоте. Кроме линейных кораблей в зависимости от поставленных задач эскадре придавались фрегаты, галеры, пинки, гекботы, шнявы, бомбардирские корабли, брандеры и другие военные суда.

В период царствования Павла I в 1797 году был издан новый морской устав, согласно которого были внесены изменения в организационную структуру флотов, прежние эскадры получили название дивизий, а дивизии стали эскадрами.

В эпоху паровых броненосных кораблей эскадры были главными боевыми формированиями действующих флотов. Состояли эскадры из бригад линкоров и крейсеров, миноносной дивизии, отряда заграждения и судов обеспечения.

В современных флотах в состав эскадр могут входить несколько дивизий или бригад, отдельные дивизионы надводных кораблей и подводных лодок различных классов, а также вспомогательные суда. Существуют также отдельные эскадры, в которые входят только надводные корабли или подводные лодки, в некоторых случаях создаются оперативные эскадры как временные формирования. В эскадры могут также объединяться корабли и суда, находящиеся в дальнем плавании.


Эскадра (фр. escadre ) — оперативное объединение в военно-морском флоте, предназначенное для решения оперативных боевых задач на морских и океанских театрах военных действий.

В эпоху парусных кораблей эскадра была главным боевым соединением флота. Согласно Петровскому морскому уставу 1720 года флот состоял из трёх эскадр:

  • белого флага — кордебаталия
  • синего флага — авангард
  • красного флага — арьергард.

В середине XVIII века основным соединением военно-морского флота была дивизия. Эскадра состояла из трёх дивизий: 1-я дивизия — кордебаталия — находилась в центре боевого порядка, возглавлялась адмиралом (он же командовал всей эскадрой); 2-я — авангард — располагалась в голове боевого порядка, возглавлялась вице-адмиралом; 3-я — арьергард — завершала боевой порядок, возглавлялась контр-адмиралом. Количество кораблей в эскадре зависело от наличия линейных кораблей во флоте. Кроме линейных кораблей в зависимости от поставленных задач эскадре придавались фрегаты, галеры, пинки, гекботы, шнявы, бомбардирские корабли, брандеры и другие военные суда.

В период царствования Павла I в 1797 году был издан новый морской устав, согласно которого были внесены изменения в организационную структуру флотов, прежние эскадры получили название дивизий, а дивизии стали эскадрами.

В эпоху паровых броненосных кораблей эскадры были главными боевыми формированиями действующих флотов. Состояли эскадры из бригад линкоров и крейсеров, миноносной дивизии, отряда заграждения и судов обеспечения.

В современных флотах в состав эскадр могут входить несколько дивизий или бригад, отдельные дивизионы надводных кораблей и подводных лодок различных классов, а также вспомогательные суда. Существуют также отдельные эскадры, в которые входят только надводные корабли или подводные лодки, в некоторых случаях создаются оперативные эскадры как временные формирования. В эскадры могут также объединяться корабли и суда, находящиеся в дальнем плавании.

Также, в 1923 году, эскадрой называлось относительно крупное соединение броневых сил РККА состоящее из двух флотилий: тяжелой и легкой.

Год спустя, в начале сентября 1923 года, броневые силы подверглись новым организационным изменениям. Отдельные небольшие автотанковые отряды (бронеотряды) были сведены в относительно крупное соединение — «эскадру» танков, которая состояла из двух флотилий: тяжелой и легкой.

(Squadron) — маневренное соединение, включающее в себя главные надводные силы на данном театре. Э. также называют соединение кораблей, находящееся в отдельном и, как правило, заграничном плавании. В некоторых капиталистических странах Э. называют соединение кораблей 1 ранга. В парусном флоте Э. называлась часть дивизии; каждая дивизия разделялась на три Э., а флот состоял из девяти Э. Кроме того, Э. называлась часть флота, получившая оперативную самостоятельность, или, как говорили, посылаемая в какую-либо экспедицию.

Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

1) оперативно-тактическое соединение (объединение) в ВМФ, (ВМС) некоторых государств, предназначенное для ведения боевых действий в определенных районах морского (океанского) театра военных действий. В состав эскадры могут входить несколько дивизий или бригад и отдельных дивизионов (надводных кораблей и подводных лодок различных классов), а также суда обеспечения. В ВМФ СССР в Великую Отечественную войну в эскадры объединялись главные силы надводных кораблей Балтийского и Черноморского флотов

2) Тактическое соединение в ВМС ряда стран НАТО, состоящее из нескольких дивизионов кораблей одного класса

4) Тактическое соединение самолетов или оперативно-тактических ракет в ВВС ряда государств (ФРГ, Франция и др.).

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

EdwART. Морской словарь , 2010

Полезное

Смотреть что такое "ЭСКАДРА" в других словарях:

ЭСКАДРА — (фр.). Часть флота, соединенного под одним начальством. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭСКАДРА несколько судов, находящихся под ведением одного начальника, или же плавающих в к. н. одном мореи, нпр … Словарь иностранных слов русского языка

эскадра — ы, ж. escadre f., ит. squadra, > гол. esquader, дат. eskadre, eskader, esckvadre, skvader; шв. eskader, squader, нем. Escadre, Geschwader, Schwader, пол.eskadra. Отделенье флота, под своим флагманом; отряд кораблей, судов, под одним… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

эскадра — армада, флот, флотилия Словарь русских синонимов. эскадра см. флот Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ЭСКАДРА — ЭСКАДРА, эскадры, жен. (франц. escadre) (воен. мор.). Часть военного флота из судов, находящихся под командой одного начальника (флагмана). Эскадра крейсеров. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЭСКАДРА — (фрнц. escadre) ..1) оперативно тактическое соединение (объединение) военных кораблей различных классов2)] Соединение самолетов и ракет в ВВС в некоторых иностранных армиях … Большой Энциклопедический словарь

ЭСКАДРА — ЭСКАДРА, ы, ж. Крупное соединение военных судов или самолётов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЭСКАДРА — жен. отделенье флота, под своим флагманом; отряд кораблей, судов, под одним начальством. Эскадренный, ровый, к ней относящийся. Эскадрмайор, дежурный штаб офицер. Эскадрон, рота в коннице, конная рота. ный командир. Толковый словарь Даля. В.И.… … Толковый словарь Даля

эскадра — оперативно тактическое соединение (объединение) в ВМФ некоторых государств, предназначенное для ведения боевых действий в определённых районах морского (океанского) театра военных действий. Группа надводных кораблей и судов, находящихся в дальнем … Морской биографический словарь

Эскадра — У этого термина существуют и другие значения, см. Эскадра (значения). Эскадра Эскадра (фр. escadre) … Википедия

эскадра — ы; ж. [франц. escadre] Крупное соединение военных судов или самолётов. Черноморская э. Э. бомбардировщиков. * * * эскадра (франц. escadre), 1) оперативно тактическое соединение (объединение) военных кораблей различных классов. 2) Соединение… … Энциклопедический словарь

Не только на суше, но и на море вооруженные силы делятся на специфические подвиды («рода»), отличающиеся боевыми единицами. В первой заметке, посвященной флоту, мы рассмотрим главную ударную силу флота: линейный флот. Вы узнаете, что общего у линкоров и эсминцев, почему «вымерли» эти «динозавры морской войны», а также чем прославились адмиралы Нельсон и Ушаков.

Что такое линейный флот? И почему он исчез?

Линейная организация во флоте не сильно отличается по своему смыслу от линейной организации в пехоте и кавалерии. Такой флот состоит из боевых единиц, эффективность которых резко возрастает при занятии ими определенного боевого порядка . Исторически наиболее частой, но не единственной формой такого боевого порядка является боевая линия : корабли выстраиваются последовательно, следуя один за другим и повторяя маневры друг друга. Когда линейные флоты вступают в бой друг с другом, то они плывут параллельными курсами, и каждый корабль обстреливает находящегося напротив врага.

HMS Victory ("Победа") - трехаплубный линкор "первой линии" (т.е. относится к главным силам эскадры). Самый "заслуженный" из находящихся до сих пор на плаву кораблей, да и вообще один из самых известных линкоров в истории. Спущен на воду еще в 1675г., и к самому знаменитому бою в своей истории - Трафальгардской битве 1805г., в которой он был флагманом у адмирала Нельсона (т.е. кораблем, на котором в бою находится командир флота) - уже изрядно устарел. Однако прослужил до "революции дредноутов", после чего был превращен в музей. (Im. Source: Wiki)

HMS Victory ("Победа") - трехаплубный линкор "первой линии" (т.е. относится к главным силам эскадры). Самый "заслуженный" из находящихся до сих пор на плаву кораблей, да и вообще один из самых известных линкоров в истории. Спущен на воду еще в 1675г., и к самому знаменитому бою в своей истории - Трафальгардской битве 1805г., в которой он был флагманом у адмирала Нельсона (т.е. кораблем, на котором в бою находится командир флота) - уже изрядно устарел. Однако прослужил до "революции дредноутов", после чего был превращен в музей. (Im. Source: Wiki)

Линейный флот обычно ассоциируется с «линкорами» 18 века, и это отчасти правильно: линкоры действительно являются кораблями боевой линии. Однако линейная организация на флоте гораздо шире и разнообразней.

Даже линкоры не обязательно использовали боевую линию как боевой порядок. Три великих флотоводца 18в. (Ричард Хау, Федор Ушаков и Горацион Нельсон) создали принципиально новую тактику применения линейного флота: рассекающую атаку . Поворачивая в сторону линии противника, линейные корабли одной или несколькими колоннами рассекали ее на части, что позволяло вести огонь с обоих бортов (фактически удваивая огневую мощь атакующего флота).

"Славное первое июня" - вероятно, первая битва линейных флотов, в которой адмирал Хау использовал рассекающий поворот. Английский флот уступал французскому и в численности, и в огневой мощи, но поворот позволил отсечь треть французского флота и разгромить ее раньше, чем передовые корабли французов сумели развернуться. Маневр был столь иннновационным, что не все британские капитаны кораблей подчинились приказу и выполнили его вовремя. Ричард Хау, командовавший этой битвой - не только выдающийся новатор в тактике, но и важнейшая фигура в военно-морской стратегии (он разработал концепцию дальней морской блокады). Один из самых авторитетных флотоводцев в истории, незаслуженно неизвестный в России. (Im. Source: Wiki; считается, что схема неточна, но общую идею она вполне передает)

"Славное первое июня" - вероятно, первая битва линейных флотов, в которой адмирал Хау использовал рассекающий поворот. Английский флот уступал французскому и в численности, и в огневой мощи, но поворот позволил отсечь треть французского флота и разгромить ее раньше, чем передовые корабли французов сумели развернуться. Маневр был столь иннновационным, что не все британские капитаны кораблей подчинились приказу и выполнили его вовремя. Ричард Хау, командовавший этой битвой - не только выдающийся новатор в тактике, но и важнейшая фигура в военно-морской стратегии (он разработал концепцию дальней морской блокады). Один из самых авторитетных флотоводцев в истории, незаслуженно неизвестный в России. (Im. Source: Wiki; считается, что схема неточна, но общую идею она вполне передает)

Федор Федорович Ушаков - единственный в истории российского флота великий адмирал, вклад которого в морское дело признают даже англичане. И это притом, что прославленный британский адмирал Нельсон лишь на 13 лет младше, и эти адмиралы даже командовали флотом в общей операции. Ушаков, по-видимому, самостоятельно изобрел "поворот Хау" и использовал его во множестве битв против турок. При этом Ушаков добавил в него собственную деталь: поскольку турки всегда отличались слабой дисциплиной, то Ушаков обычно выполнял этот маневр именно против вражеского флагмана. Под огнем всей русской эскадры флагман быстро выводился из строя, после чего развернувшийся было для возвращения в бой турецкий авангард вместо этого просто обращался в бегство. Тот же поворот использовался позднее и Нельсонов, в том числе в знаменитой Трафальгардской битве, но у нас нет данных, однозначно указывающих, у кого Нельсон взял эту тактику: у своего старшего современника Ушакова или у своего предшественника Хау. (Im. Source: Wiki)

Федор Федорович Ушаков - единственный в истории российского флота великий адмирал, вклад которого в морское дело признают даже англичане. И это притом, что прославленный британский адмирал Нельсон лишь на 13 лет младше, и эти адмиралы даже командовали флотом в общей операции. Ушаков, по-видимому, самостоятельно изобрел "поворот Хау" и использовал его во множестве битв против турок. При этом Ушаков добавил в него собственную деталь: поскольку турки всегда отличались слабой дисциплиной, то Ушаков обычно выполнял этот маневр именно против вражеского флагмана. Под огнем всей русской эскадры флагман быстро выводился из строя, после чего развернувшийся было для возвращения в бой турецкий авангард вместо этого просто обращался в бегство. Тот же поворот использовался позднее и Нельсонов, в том числе в знаменитой Трафальгардской битве, но у нас нет данных, однозначно указывающих, у кого Нельсон взял эту тактику: у своего старшего современника Ушакова или у своего предшественника Хау. (Im. Source: Wiki)

«Революция дредноутов» в начале 20 века (замена большого количества близкобойных орудий на несколько сверхтяжелых и дальнобойных) поменяла всю линейную организацию флота . Теперь линейные флоты сражались на большой дистанции, и исход боя определяла не сила залпа, а точность стрельбы . А соотношение скорости, дальнобойности и вмешательство погоды определяло, может ли один из флотов поддерживать оптимальную дистанцию и расстреливать противника без опасности для себя.

HMS Dreadnought ("Неустрашимый"). Дредноут - это как "ксерокс" и "скотч". Когда твоим именем называют всех твоих конкурентов - это о чем-то да говорит. История Дредноута глубоко самоиронична: построив этот корабль в 1906г., англичане собственными руками обнулили все свое военно-морское превосходство. Сочетание высокой скорости, хорошей брони и группы тяжелых орудий калибра 305-мм сделало его "убийцей" всех предшествующих линкоров и броненосцев. Он мог гарантированно выиграть бой с любыми предшественниками, выдерживая в бою дистанцию, на которой его орудия успешно поражали противника, а тот не мог ничем ответить. В результате старые корабли англичан перестали что-либо стоить, и гонка морских вооружений запустилась заново. Так что этот корабль - один из важных "виновников" Первой Мировой Войны. К началу которой он сам уже сильно устарел, ведь новый класс линкоров начал активно развиваться, в строй входили корабли с более тяжелыми орудиями, большей броней и скоростью. (Im. Source: Wiki)

HMS Dreadnought ("Неустрашимый"). Дредноут - это как "ксерокс" и "скотч". Когда твоим именем называют всех твоих конкурентов - это о чем-то да говорит. История Дредноута глубоко самоиронична: построив этот корабль в 1906г., англичане собственными руками обнулили все свое военно-морское превосходство. Сочетание высокой скорости, хорошей брони и группы тяжелых орудий калибра 305-мм сделало его "убийцей" всех предшествующих линкоров и броненосцев. Он мог гарантированно выиграть бой с любыми предшественниками, выдерживая в бою дистанцию, на которой его орудия успешно поражали противника, а тот не мог ничем ответить. В результате старые корабли англичан перестали что-либо стоить, и гонка морских вооружений запустилась заново. Так что этот корабль - один из важных "виновников" Первой Мировой Войны. К началу которой он сам уже сильно устарел, ведь новый класс линкоров начал активно развиваться, в строй входили корабли с более тяжелыми орудиями, большей броней и скоростью. (Im. Source: Wiki)

Многие думают, что линейные корабли «проиграли авианосцам». Это представление сколь распространено, столь и бредово. Всю Вторую Мировую Войну линейные флоты продолжали развиваться , строились все более мощные корабли для линейного боя, активно использовавшиеся в войне. Линейные флоты исчезли лишь в 50-х годах по совсем другой причине: их, как и линейную пехоту, как и тяжелые (а затем и основные) танки, «убило» ракетное оружие. Зачем размещать на корабле сверхтяжелое оружие и ограничивать себя сложной тактикой, когда можно попросту установить на нем ракету, точность и мощь взрыва которой намного больше?

USS Iowa (BB-61) ("Айова") - самый мощный линкор в военно-морской истории. Если французский "Ришелье" был сильнейшим линкором всю первую половину войны, то вступившие в строй в феврале 1943г. корабли класса "Айова" стали вершиной линейной тактики 20в. Хотя формально японские линкоры типа "Ямато" имели три строенных 460-мм орудия, но три строенных 406-мм орудия американского линкора имели ту же эффективную дальность и бронепробиваемость при большей скорострельности. А существенное превосходство в скорости позволяло американским линкорам навязать бой любому противнику. Зенитная артиллерия "Айов" считается одной из лучших в истории, а единственная их слабость - противоторпедная защита. Естественно, калибр и дальность стрельбы делали эти линкоры мощнейшим средством подавления сухопутных целей. Это единственное преимущество артиллерии линкора перед ракетами позволило "Айовам" прослужить до 2011г. (для противокорабельной защиты ему в 1980г. дали установки для запуска крылатых ракет "Томагавк". Сегодня все 4 "Айовы" законсервированы как корабли-музеи по чисто экономическим соображениям (очень дорогая эксплуатация наплаву), но в условиях крупной войны они вполне могут быть расконсервированы: как бы дорого не обходился поход такого линкора, это дешевле, чем отстреливать крылатые ракеты по вражеской пехоте. (Im. Source: Wiki)

USS Iowa (BB-61) ("Айова") - самый мощный линкор в военно-морской истории. Если французский "Ришелье" был сильнейшим линкором всю первую половину войны, то вступившие в строй в феврале 1943г. корабли класса "Айова" стали вершиной линейной тактики 20в. Хотя формально японские линкоры типа "Ямато" имели три строенных 460-мм орудия, но три строенных 406-мм орудия американского линкора имели ту же эффективную дальность и бронепробиваемость при большей скорострельности. А существенное превосходство в скорости позволяло американским линкорам навязать бой любому противнику. Зенитная артиллерия "Айов" считается одной из лучших в истории, а единственная их слабость - противоторпедная защита. Естественно, калибр и дальность стрельбы делали эти линкоры мощнейшим средством подавления сухопутных целей. Это единственное преимущество артиллерии линкора перед ракетами позволило "Айовам" прослужить до 2011г. (для противокорабельной защиты ему в 1980г. дали установки для запуска крылатых ракет "Томагавк". Сегодня все 4 "Айовы" законсервированы как корабли-музеи по чисто экономическим соображениям (очень дорогая эксплуатация наплаву), но в условиях крупной войны они вполне могут быть расконсервированы: как бы дорого не обходился поход такого линкора, это дешевле, чем отстреливать крылатые ракеты по вражеской пехоте. (Im. Source: Wiki)

Подведем итог. Классический «линейный» флот – это корабли, предназначенные для боя с вражескими крупными кораблями в составе организованного боевого порядка. Они обладают максимальной огневой мощью, сосредоточенной в артиллерии. Существуя с древнейших времен (в виде кораблей с катапультами), они пережили расцвет в 17-20 веках, и ушли с арены морской войны после «ракетной революции».

Эскадренный флот (флотилии)

Людям, немного интересующимся военной историей, может показаться странным, что «эсминцы» – это такие же линейные корабли, как и «линкоры». Для начала уточним, что «эсминец» – это специфически русскоязычный термин, расшифровывающийся как «эскадренный миноносец», причем «миноносец» – это корабль, вооруженный торпедами (torpedo boat в английской терминологии) .

Прилагательное «эскадренный» как раз и указывает на линейную организацию : это миноносцы, которые предназначены для действий в составе боевой линии эскадры. Флотилия миноносцев следует в кильватерной колонне так же, как линкоры, затем делает поворот в сторону противника, запускает торпеды в направлении вражеских кораблей, после чего поворачивает обратно и отходит (обычно такой же кильватерной колонной). Линейная организация при этом очень важна: синхронный залп флотилии покрывает большое пространство, поэтому от него крайне тяжело увернуться . Эсминцы задуманы как «убийцы линейных кораблей» , хотя их англоязычное название – «destroyer» («разрушитель/убийца») – восходит к их роли «убийц (обычных) миноносцев».

HMS Daring ("Дерзкий") - первый эскадренный миноносец (torpedo boat destroyer, TBD). Вступил в строй в 1985г. Видно, что этот корабль имеет легкое вооружение и (менее очевидно) несколько торпедных аппаратов. Его артиллерия предназначена для боя с легкими миноносцами того времени. По мере развития эсминцев и появления у них брони, артиллерийское вооружение тоже усиливалось, чтобы эту броню пробивать. Но основной функцией оставался запуск торпед, а главным критерием живучести - способность уклоняться от вражеских торпед. Впрочем, иногда нужно было не только уклоняться, но и, наоборот, перехватывать их своим корпусом. (Im. Source: Wiki)

HMS Daring ("Дерзкий") - первый эскадренный миноносец (torpedo boat destroyer, TBD). Вступил в строй в 1985г. Видно, что этот корабль имеет легкое вооружение и (менее очевидно) несколько торпедных аппаратов. Его артиллерия предназначена для боя с легкими миноносцами того времени. По мере развития эсминцев и появления у них брони, артиллерийское вооружение тоже усиливалось, чтобы эту броню пробивать. Но основной функцией оставался запуск торпед, а главным критерием живучести - способность уклоняться от вражеских торпед. Впрочем, иногда нужно было не только уклоняться, но и, наоборот, перехватывать их своим корпусом. (Im. Source: Wiki)

Со временем эсминцы приобрели еще одну функцию: они стали «живым щитом», прикрывающим собственные линкоры от вражеских торпедных атак. Их стали вооружать артиллерией, достаточной для потопления вражеских эсминцев. Сражения эсминцев все чаще стали происходить с эсминцами противника. Более того, некоторые страны начали создавать специальные особо крупные эсминцы («лидеры») , предназначенные для того, чтобы возглавлять флотилию эсминцев, следуя во главе их строя и уничтожая эсминцы противника.

20И "Ташкент" - один из позднейших "лидеров эсминцев". Построен в Италии для флота СССР, вступил в строй в 1939г. Предполагалось запустить на советских верфях серию клонов, но с началом Великой Отечественной Войны связи с Италией распались, собственная промышленность достаточными технологиями не обладала, да сама по себе задача развития флота стала глубоко второстепенной. Однако сам по себе образ "Ташкента" позволяет оценить эволюцию эсминцев: от легких торпедных кораблей к хорошо бронированным и вооруженным серьезными орудиями (130-мм). Разумеется, 9 торпедных аппаратов тоже присутствует, то есть попадание залпа этого "супер-эсминца" вполне способно утопить линкор. Особенно слабо защищенный от торпед, как "Айова". Впрочем, такой громоздкий корабль попросту не доплыл бы до "Айовы" на дистанцию торпедного залпа: ведь его скорость всего 43 узла против 33 у Айовы. Способной точно стрелять на расстояние 38км. . (Im. Source: Wiki)

20И "Ташкент" - один из позднейших "лидеров эсминцев". Построен в Италии для флота СССР, вступил в строй в 1939г. Предполагалось запустить на советских верфях серию клонов, но с началом Великой Отечественной Войны связи с Италией распались, собственная промышленность достаточными технологиями не обладала, да сама по себе задача развития флота стала глубоко второстепенной. Однако сам по себе образ "Ташкента" позволяет оценить эволюцию эсминцев: от легких торпедных кораблей к хорошо бронированным и вооруженным серьезными орудиями (130-мм). Разумеется, 9 торпедных аппаратов тоже присутствует, то есть попадание залпа этого "супер-эсминца" вполне способно утопить линкор. Особенно слабо защищенный от торпед, как "Айова". Впрочем, такой громоздкий корабль попросту не доплыл бы до "Айовы" на дистанцию торпедного залпа: ведь его скорость всего 43 узла против 33 у Айовы. Способной точно стрелять на расстояние 38км. . (Im. Source: Wiki)

«Лидеры» устарели уже ко Второй Мировой и стали уделом «бедных» стран, не способных создать сильный крейсерских флот (например, это касается СССР). Сильные морские державы просто начали использовать в этом качестве легкие крейсера (представители крейсерского флота, речь о котором пойдет в следующей заметке). Однако эскадренная организация флота дожила до сих пор. Впрочем, чем дальше, тем больше торпедное оружие эсминцев становится второстепенным , а их роль меняется на что-то близкое к кораблям береговой охраны. Это объясняется тем, что торпеды малоэффективны против маневренных целей – а все современные корабли, кроме авианосцев, достаточно маневренны. Так что можно сказать, что это этот класс тоже умирает.

Итак, эскадренные флотилии миноносцев – это линейная организация небольших кораблей, оснащенных дешевыми, но смертоносными торпедами , которые должны выпускаться залпом. Эти флотилии создавались для борьбы с тяжелыми линейными кораблями, но быстро оказались вынуждены бороться друг с другом. Эсминцы прошли эволюцию от кораблей, вооруженных преимущественно торпедами, до кораблей со множеством видов вооружения. Сегодня это «крейсера для бедных» , которые скорее по традиции называются «эскадерными» и по большей части утратили линейную организацию.

В следующей заметке мы поговорим о крейсерском флоте и его предшественниках.

Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @artofwartheory

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: