Сколько судов прошло по северному морскому пути в 2020 году

Обновлено: 25.04.2024

Содержание статьи:

Что такое Северный Морской Путь

Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.

Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.

Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами

северный морской путь на карте с портами

Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).

На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:

  • порт Мурманск
  • порт Архангельск
  • порт Нарьян-Мар
  • порт Варандей
  • порт Саббетта
  • порт Игарка
  • порт Дудинка
  • порт Диксон
  • порт Хатанга
  • порт Тикси
  • порт Певек
  • порт Беринговский
  • порт Петропавловск-Камчатский
  • порт Владивосток

Значение СМП для России и других стран мира

Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:

  • значительная экономия на топливе
  • сокращение времени перевозки
  • сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
  • отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
  • низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
  • отсутствие пиратов

Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.

История освоения Северного Морского Пути

Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.

После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.

Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.

Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».

С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.

Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути

Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.

Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.

Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП

Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.

Для достижения поставленных целей необходимо активно развивать портовую инфраструктуру СМП и развивать ледокольный флот. Так буквально в последний день своего председательства в правительстве Дмитрий Медведев одобрил выделение 127 млрд рублей на строительство атомного ледокола «Лидер». Это будет крупнейший и самый мощный ледокол. Всего к 2035 году планируется построить 3 таких ледокола. Они вместе с другими ледоколами и флотом должны в перспективе обеспечить круглогодичную навигацию по Северному Морскому Пути и значительно увеличить объем грузоперевозок.

Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.

А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.

Караван транспортных судов в сопровождении ледоколов проходит по Северному морскому пути

В результате таяния арктических льдов к 2035 году торговый флот сможет ходить по Северному морскому пути круглый год. Это стратегический вопрос для России, ведь чем активнее прогреваются воды, тем проще другим странам проникнуть в регион. Китайцы уже сообщили о намерении проложить здесь «полярный шелковый путь».

В июне этого года в России вновь были поставлены температурные рекорды: 38°C в Верхоянске за Полярным кругом. Впервые Северный морской путь (СМП), соединяющий порт Мурманск с Беринговым проливом через сибирское побережье, открылся для навигации на два месяца раньше обычного. Уже с 15 мая торговые суда могут проходить этим маршрутом, не боясь оказаться в ледовом плену. Хорошая новость? Не совсем.

Лед больше не препятствует навигации

Таяние льдов открывает ранее невиданные возможности для России. 18 мая судно «Кристоф де Маржери» вышло под кипрским флагом из сибирского порта Сабетта с полными цистернами сжиженного природного газа. Корабль взял курс на Берингов пролив, а его конечный пункт назначения — расположенная в 15 000 км китайская провинция Цзянсу. Обладающий тремя силовыми установками и укрепленным корпусом танкер представляет собой одно из немногих торговых судов, которые могут пройти по сибирским водам в это время года. Его намеченное на август прибытие должно стать первым за год переходом с запада на восток.

Всего около 20 судов ходят по Северному морскому пути в период с июля по декабрь. В России рассчитывают открыть маршрут для круглогодичных торговых перевозок к 2035 году. Министерство транспорта надеется увеличить через четыре года грузопоток по СМП до 80 миллионов тонн с нынешних 10 миллионов. Данный маршрут позволяет сократить путь в Азию на 15 дней, а его стратегический интерес в том, что он избавляет от необходимости идти через Гибралтар на юге и позволяет добраться до Тихого океана меньше, чем за три недели.

До настоящего времени лед был главным препятствием на пути развития региона. Кстати говоря, многие российские ученые обломали зубы об эту проблему. Например, в 1962 году авторитетный советский климатолог Михаил Будько предлагал разбрасывать по льду отходы резиновой промышленности, чтобы тем самым ускорить его таяние и улучшить поглощение солнечного света…

Вотчина российских ледоколов

В настоящий момент только российские ледоколы могут ходить в этих водах в зимний период. У компаний «Росатомфлот» и «Совкомфлот» имеется около 40 ледоколов, в том числе десяток атомных. Эти монстры способны проделать во льду проход в 30 метров для других кораблей, в том числе для танкеров. «В настоящий момент у России вдвое больше ледоколов, чем у всех остальных стран вместе взятых, — объясняет эксперт Микаа Меред. — Но чем активнее прогреваются воды, тем проще другим странам проникнуть в регион». «При температурных аномалиях в 7 градусов выше нормы в Арктике Северный морской путь может оставаться открытым на протяжении восьми месяцев в году, что является беспрецедентным», — добавляет он.

Так, российским властям совершенно не понравилось, что по Севморпути без предупреждения прошел корабль тылового обеспечения ВМС Франции «Рона», как пишут «Известия». В сентябре 2018 года ему действительно удалось пойти этим маршрутом без поддержки России под командованием капитана Филиппа Гена. «Нашей целью изначально было пройти по Северному морскому пути, — говорит он. — Стоит отметить, что российские власти были предупреждены о наших планах».

«Во время плавания нам встречались российские военные, и их реакция была профессиональной, соответствующей тому, как мы сами ведем себя по отношению к идущим вдоль нашего побережья российским судам, — продолжает он. — Настоящей опасностью было столкновение с какой-нибудь льдиной». В сентябре арктическое солнце почти не уходит за горизонт, и экипаж внимательно вглядывался в воды, чтобы не пропустить отколовшиеся от льдины куски.

После этого события россияне требуют от всех судов за 45 дней сообщить им дату, личность людей на борту и цель плавания. Кроме того, на протяжении всего пути на борту должен присутствовать российский эксперт. В Москве называют это простыми мерами безопасности. С тех пор российские власти выдали почти 800 разрешений. Преимущественно для российских судов. Россия считает СМП частью своих территориальных вод, поскольку он расположен на расстоянии менее 200 миль от ее побережья.

Маршрут разжигает аппетиты

«Ощущается, что есть желание использовать Северный морской путь», — говорит Фредерик Аннон, морской инженер Total и один из создателей «Кристофа де Маржери». Этот танкер является частью флота компании «Новатэк», который включает в себя 15 разработанных для движения по СМП судов. «До этого заказа нам и в голову не могло прийти, что мы будем заниматься разработкой судов, которые будут ходить через тонкий слой льда», — продолжает он.

Как и другие иностранные компании, Total уже подключилась к трем проектам на Ямале и одному на соседнем Гыданском полуострове. Ее цель — разработка запасов природного газа в регионе. На СМП поглядывают не только французы: китайцы уже сообщили о намерении провести здесь «полярный шелковый путь». Таким образом, Азия может стать главным рынком сбыта российского газа в ближайшие годы, хотя там Россия все еще существенно отстает от конкурентов из Австралии, Египта и Катара.

Как бы то ни было, на Северном морском пути может возникнуть и другое препятствие. Природное. Речь идет об экологических последствиях активного судоходства в регионе. Оно может ускорить потепление климата в Сибири, что чревато неожиданными последствиями вроде таяния вечной мерзлоты, на которой было возведено немало городов в советский период. По прогнозу географа Дмитрия Стрелецкого, к 2050 году под угрозой может оказаться 20% инфраструктуры и 50% жилых домов.

Кроме того, 29 мая произошло обрушение резервуара компании «Норильский никель», что привело к попаданию дизельного топлива в реку Амбарная и одной из худших промышленных катастроф в Сибири со времен происшествия в Усинске в 1994 году. На фоне этого открытие СМП теряет весь свой блеск. Таяние вечной мерзлоты может обернуться для России убытками в 250 миллиардов долларов. Специалисты МГУ в свою очередь оценивают последствия этого процесса в 8,5% ВВП.

Иначе говоря, Россия, наверное, все-таки не слишком заинтересована в таянии льдов…

Атомный ледокол «Арктика» во главе каравана судов, идущего Северным морским путем - ИноСМИ, 1920, 19.10.2021

Круглогодичная навигация по Северному морскому пути станет возможна уже в 2022 или 2023 годах, говорят в России. Страна вложила большие деньги в инфраструктуру СМП и хочет, чтобы он как можно скорее приобрел исключительное значение. Заменить Суэцкий канал будет трудно, но можно создать крепкую альтернативу ему, важность которой со временем будет расти.

Если Северный морской путь будет доступен в течение всего года, он станет чрезвычайно важным логистическим и геостратегическим звеном, которое, как считают многие, «изменит правила игры». Давайте для начала узнаем, где именно он пролегает и с какими трудностями сопряжен.

По российской классификации Северный морской путь — это путь, который пролегает восточнее острова Новая Земля (на самом деле это архипелаг, состоящий из двух больших островов и множества островков поменьше; находится он в Северном Ледовитом океане и территориально относится к Архангельской области) далее вдоль российского арктического побережья Карского моря (это часть Северного Ледовитого океана к северу от Сибири между Баренцевым морем на западе и морем Лаптевых на востоке) и дальше вдоль побережья Сибири до Берингова пролива (пролив между самой восточной точкой Азии и самой западной точкой Америки; с восточной стороны там — Россия, а с западной — США, штат Аляска).

Вообще Северный морской путь — это часть еще большей трассы под названием Северо-Восточный путь. Таким образом, этот путь вдоль побережья России — неотъемлемая часть протяженной трассы, соединяющей Европу и Азию (для краткости, и чтобы отличать от южного пути, далее я буду называть его северным путем). Конечно, это наиболее выигрышная часть данного пути, поскольку сокращает расстояние между Европой и Азией по морю, если сравнивать с «традиционным» маршрутом через Суэцкий канал.

Насколько этот путь короче? Намного. Рейс грузового корабля из Амстердама (Нидерланды) в Далянь (Китай) продолжается 48 дней, если плыть через Суэцкий канал. Если же выбрать северный путь, то рейс сокращается на 13 дней. Пожалуй, не стоит говорить отдельно, насколько это важно для логистики, особенно сегодня, когда нагрузка на логистические цепочки по всему миру очень возросла.

Насколько загружен этот путь сейчас? Приведу цифры. По северному пути пока прошли всего несколько десятков грузовых кораблей. А через Суэцкий канал? Ежегодно им пользуются около 17 тысяч судов! Как же так? Причина в том, что северный путь все еще не до конца «открыт» с технической точки зрения и сейчас «завис» где-то между теорией и практикой. Почему? Потому что он частично доступен только с июля по ноябрь, а в течение остального года его важнейшие участки скованны льдом. Но даже в теплые месяцы простой грузовой корабль не может проплыть там из-за угрозы ледников. Тем не менее положение быстро меняется благодаря нескольким факторам, два из которых главные. Во-первых, из-за глобального потепления лед тает и отступает, делая Северный морской путь более доступным. Во-вторых, из-за необходимости как можно скорее открыть эту трассу строятся специальные грузовые корабли, которые могут ходить по этому пути даже без помощи ледоколов.

Конечно, чем доступнее будет северный путь, тем оживленнее будет движение по нему, а Суэцкий пролив начнет терять свое значение (ведь главное направление сейчас — это перемещение из Европы в Азию и обратно).

Разумеется, возникнут и более серьезные негативные последствия, особенно для экосистемы, которая и без того страдает по всему миру из-за активной логистики. Открытие Северного морского пути только ухудшит ситуацию, и в Арктике появятся новые проблемы. К сожалению, мы живем в мире, который по-прежнему ориентируется только на спрос и предложение. Поэтому некоторые самые простые вещи, которые легко можно было бы производить намного ближе к потребителям, преодолевают полмира на пути к рынку сбыта. Вызванную этим экологическую катастрофу, кто бы что ни говорил, не остановить, пока в корне не изменится экономическая модель. Но таких изменений, по крайней мере что касается инициатив на уровне государств, не предвидится.

Что касается торговли, то тут главный вопрос: когда Северный морской путь станет доступным в течение всего года? Россия, которая сможет заработать на нем больше всех, сделала на этой неделе очень важное заявление. Заместитель премьера РФ Юрий Трутнев сказал, что круглогодичная навигация по северному пути станет возможна уже в 2022 или 2023 годах.

Россия вложила большие деньги в инфраструктуру Северного морского пути и хочет, чтобы он как можно скорее приобрел исключительное значение. На руку россиянам и тот факт, что в Арктике, согласно последним исследованиям, потепление идет быстрее, чем в других регионах мира. Тем не менее пока северный путь еще нельзя использовать зимой, хотя несколько экспериментальных плаваний уже увенчались успехом.

Пока северный путь используется преимущественно для транспортировки углеводородов, но всего девять месяцев в году. Российские власти надеются, что вскоре загруженность Северного морского пути возрастет с 33 миллионов тонн грузов в год до более чем 80 миллионов тонн. В прошлом месяце российский президент Владимир Путин заявил, что России нужно начать круглогодичные перевозки контейнерных грузов.

Кроме того, Россия планирует строить ледоколы, работающие на СПГ, а также «сверхмощные» ледоколы, которые поддерживали бы проходимость пути на протяжении всего года.

Также существуют специальные корабли класса «Иван Папанин», которые разрабатывает российская компания «Югрефтрансфлот» из Санкт-Петербурга. Это арктический транспортный рефрижератор с усиленным корпусом и электродвигателями, благодаря которым он не нуждается в ледокольном сопровождении.

Член совета директоров компании «Югрефтрансфлот» Виктор Кот прокомментировал этот проект в интервью российскому агентству ТАСС: «Благодаря передовому техническому оснащению транспортный рефрижератор ледового класса ARC-7 типа „Иван Папанин" будет скоростным в своём классе судов и сможет без сопровождения ледоколов обеспечивать инфраструктуру Северного морского пути, научные и военные объекты в арктической зоне. Судно будет способно оперативно доставлять и разгружать собственными кранами грузы, модули с ремонтными мастерскими, медицинскими и жилыми блоками, а также группы специалистов. Для защиты от обледенения носовая часть судна будет защищена капониром. Благодаря новой системе электродвижения Azipod и ледовому усилению кормовой части транспорт сможет преодолевать лед толщиной до 2,1 м, двигаясь также вперед кормой. Такой рефрижератор будет оснащен ледовой радиолокационной станцией для построения оптимального маршрута во льдах».

При этом остается вопрос, сможет ли Россия и ее Северный морской путь уже в ближайшее время составить конкуренцию Суэцкому каналу? Возможно, когда-нибудь и да, но не в ближайшем будущем. А может, и никогда вообще. Ведь проблемы в логистике сохранятся еще довольно долго, да и Египет так просто не позволит отодвинуть Суэцкий канал на второй план (сейчас поговаривают даже о строительстве второго дополнительного канала там). Пока, в 2020 году, по Северному морскому пути прошли всего 62 корабля без российского флага.

WSJ: судовой трафик Северного морского пути достиг рекордного уровня

В этом году в Арктике было самое теплое лето за все время метеонаблюдений. Чем больше тает льда в северных широтах, тем больше кораблей проплывает мимо берегов Сибири и тем оживленнее становится Северный морской путь (СМП).

В январе-июне 2020 года СМП, связывающим Балтику с Аляской, воспользовались 71 судно, пишет The Wall Street Journal (WSJ). В первые полгода зафиксированы 935 проплытий по СМП. Рост показателей по сравнению с тем же периодом прошлого года – двузначный. Еще больше разница по сравнению с 47 судами и 572 проплытиями в первые шесть месяцев 2018 года.

Северным морским путем в теплое время года, когда он свободен от льда, пользуются в основном для перевозки российских энергоносителей, а также других грузов. Его главное достоинство – сокращение времени плавания между Азией и Европой в среднем на 10 дней по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал.

Оживленнее всего на СПМ в июле-ноябре. В Москве рассчитывают, что круглогодичная навигация в арктических водах начнется уже в 2024 году.

«Кораблей сейчас значительно больше, потому что лед тонкий и для плавания не нужны ледоколы,- объясняет Арне Холл, главный редактор норвежского информагентства High North News, которое мониторит СМП.- Северный морской путь нуждается в очень больших инвестициях для привлечения крупных грузовых кораблей, но грузопотоки растут. Если лед продолжит таять с нынешней скоростью, то он станет неплохой альтернативой другим маршрутам для перевозки грузов из северного Китая в Европу».

Американская частная исследовательская организация National Snow and Ice Data Center заявила в сентябре, что это лето было самым теплым за всю историю метеонаблюдений. К концу лета площадь льда в Арктике сократилась до 3,74 млн км². Это почти вдвое меньше 6,7 млн км², средней площади льда в северных широтах в 1979-2000 годах.

В основном СМП сейчас пользуются танкеры, перевозящие нефть и газ НОВАТЭКА и Газпрома европейским и азиатским покупателям. При строительстве этих кораблей учитывается, что они будут плавать по арктическим водам, покрытым льдом. Не удивительно, что они очень дорогие. Нередко такие суда стоят дороже 200 миллионов долларов, т.е. более чем вдвое дороже аналогичных судов, предназначенных для плаваний по обычным океанам.

Президент Путин уверен, что СМП будет играть ключевую роль в развитии Арктики и станет глобальным транспортным маршрутом. В Москве рассчитывают, что в этом году по этому маршруту будут перевезены 32 млн тонн. Это на 78% больше 18 млн тонн, перевезенных в 2018 г. НОВАТЭК, к примеру, прогнозирует, что к 2030 году перевезет по СМП около 52 млн тонн сжиженного газа.

Активно используют Северный морской путь, отмечает WSJ, такие крупные транспортные компании как Cosco Shipping Holdings Co. Ltd., Nordic Bulk Carriers A/S и Golden Ocean Group. Мировой лидер среди контейнерных перевозчиков датская компания Moller-Maersk в конце позапрошлого года отправила из Владивостока в Санкт-Петербург, так сказать, на разведку контейнеровоз с замороженной рыбой.

WSJ считает, что несмотря на всю важность, у СМП имеются и минусы, которые могут не позволить ему стать главным мировым транспортным маршрутом. Обычно грузы между Азией и Европой перевозят огромные грузовые корабли, способные взять на борт более 20 тыс. контейнеров. Однако из-за небольшой глубины на отдельных участках СМП пользоваться ими могут контейнеровозы, берущие на борт не более 5 тыс. контейнеров. К тому же, на СМП нет перевалочных портов.

Явно не сбываются пока и ранние надежды на крупные китайские инвестиции в развитие инфраструктуры СМП. Транспортные гиганты типа Cosco и China Merchants Holdings Ltd. тратят миллиарды на развитие южных портов, связывающих Азию и Европу посредством автомобильных и железных дорог в рамках проекта «Один пояс, один путь», и не очень торопятся инвестировать в развитие Северного морского пути.

Крупнейший французский контейнерный перевозчик CMA CGM SA и немецкий Hapag-Lloyd AG заявили, что не планируют пользоваться СМП, чтобы не нанести ущерб окружающей среде.

«СМП растет и вполне подходит в качестве маршрута, когда нужно быстро перевезти груз в какой-то один порт,- заявил в интервью WSJ высокопоставленный менеджер Cosco.- Однако он не заменит Суэцкий канал».

Транзитный грузопоток по СМП превысил показатели 2020 года на 59%

Северный морской путь наращивает обороты

За 11 месяцев 2021 года по СМП транзитом прошло 86 судов. Из них 11 под российским флагом и 75 — под иностранными, сообщается в справке о мониторинге перевозок с использованием Северного морского пути, а также мировых рынков услуг морских перевозок и логистических услуг, размещённой на сайте Общественного совета Северного морского пути. Транзитный грузопоток по СМП составил более 2 млн тонн, что на 59% выше аналогичного показателя 2020 года.

Международные транзитные перевозки по СМП в 2021 году характеризуются преобладанием сырьевых грузов (железорудный концентрат, древесина и уголь) в восточном направлении. В западном направлении в основном перевозятся генеральные грузы, в том числе контейнеризированные. Железной руды и концентрат было перевезено около 1,4 млн тонн. Самое крупное транзитное судно, прошедшее к настоящему моменту по СМП — сухогруз «в грузу» 118 тыс тонн. В 2020 году это был нефтяной танкер 105 тыс тонн.

Среди иностранцев в 2021 году больше всего рейсов выполнили суда немецких судоходных компаний — 22 в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров, а также угля и железорудного концентрата с запада на восток. Норвежские и швейцарские компании выполнили 18 рейсов судами дедвейтом до 80 000 тонн, из которых 10 из Мурманска и 1 из Канады в порты Китая с железорудным концентратом. Китайские компании выполнили 14 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров. Голландские суда осуществили 6 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров.

Более подробно со справкой можно ознакомиться ниже по тексту. Общественный совет Северного морского пути образован в 2019 году по инициативе Госкорпорации «Росатом», как единого инфраструктурного оператора Северного морского пути. Основной целью деятельности Совета является подготовка рекомендаций и формирование экспертных заключений для выработки решений в сфере развития Северного морского пути, развитие эффективного взаимодействия Госкорпорации «Росатом» с профильными руководителями федеральных органов исполнительной власти, сенаторами и депутатами Федерального Собрания Российской Федерации, губернаторами субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, представителями крупного бизнеса, реализующими свои проекты в Арктике, общественными организациями, средствами массовой информации, деятелями науки, а также представителями иностранных государств, заинтересованных в развитии потенциала СМП.

Сопредседателями являются генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев и председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк. В состав совета входят специалисты российских и иностранных организаций, заинтересованные в арктическом мореплавании и имеющие соответствующую компетенцию.

О мониторинге перевозок с использованием Северного морского пути, а также мировых рынков услуг морских перевозок и логистических услуг (по состоянию на 17.12.2021) по данным Общественного совета Северного морского пути

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: