Сколько судов проходит через суэцкий канал в сутки

Обновлено: 27.03.2024

Вышли из канала. Пишу о транзите. Немного приоткрою рутинную часть жизни моряка. Ведь это только в кино, да на картинке суда браво рассекают волны, будучи "сегодня здесь, а завтра там". На самом деле административные барьеры никто не отменял, с властями приходится контактировать постоянно. Ну, а фотки после приезда.

Многие знают о Суэцком канале то, что он разделяет Азию и Африку, что находится в Египте, что к его открытию Верди приурочил свою «Аиду». Я же расскажу здесь, каким канал виден мне, когда я смотрю на него глазами моряка. Опишу проход с юга на север, принципиальных отличий, зависящих от направления транзита нет.
Проход любого канала или пролива, так называемых узкостей, естественно отличается от обычного перехода по морю. Это и напряжение экипажа, и более строгие правила навигации, и повышенное наблюдение за обстановкой, механизмами. Среди иностранных моряков проход Суэца или Панамы даже считается высшим пилотажем. Просто они на наших реках не бывали.
Проход канала занимает обычно около 10-17 часов в зависимости от количества судов, готовых к проводке. Как правило в одном конвое идёт 15-20 крупных контейнеровозов, балкеров и танкеров. В день через канал проходит до 60 судов в обе стороны. Малотоннажные суда редки, так как экономически не очень выгодно везти малое количество груза через канал. Стоимость прохода колеблется от 8 до 12 долларов за тонну так называемого Suez Gross Tonnage , вычисленного специально для целей канала. Судно, на котором работаю я, имеет Suez GT 83000, то есть проход канала в одну сторону стоит до миллиона долларов. Цена зависит от разных факторов, таких как осадка, тоннаж, высота палубного груза, времени подачи заявки и своевременности подхода судна, наличия и количества опасных грузов и т.д.
Ведут судно лоцмана, которые меняются каждые 4-5 часов. Я хожу каналом с 2009 года и ни разу не видел молодых лоцманов. Все предпенсионного или пенсионного возраста. В качестве благодарности за свою работу, они всегда выпрашивают сигареты. С некоторыми из них можно поговорить, а некоторые угрюмы и молчаливы. Почти никто из тех, с кем мне удалось пообщаться, не живёт в Порт Саиде или Суэце, это крайние точки канала. Первый считается холодным городом, а второй грязным из-за промышленности. Хотя вся промышленность Суэца легко поместится на территории любого уфимского завода.
Перед тем, как конвой будет сформирован, суда накапливаются на якорной стоянке в Суэцкой бухте или на рейде Порт Саида (для прохода с севера на юг). За время стоянки на якоре на борт по очереди приезжают инспектор, агент и доктор. Агент это представитель компании-судовладельца или оператора, он забирает с судна пакет документов и отвозит их в офис властей, оформляя проход конкретного судна, он же подписывает там все счета от имени судна. Так же привозит и увозит меняющихся членов экипажа, если такие имеются, встречает и провожает их в аэропорту, селит в отель, если есть нужда. Инспектор приезжает и проверяет все те же документы, что агент отвозит властям. По сути, это представитель порта. Для чего они дублируют процесс проверки документов, мне непонятно. Доктор оформляет “ Free Pratique ” - справку, которая разрешает судну передвигаться по водам Египта, если члены экипажа здоровы. При этом людей никто не проверяет, а справка выдаётся на основании медицинской декларации, поданной капитаном. В этой декларации перечислены даты окончания медкомиссий экипажа, их вакцинаций, а также заявляется капитаном, что больных на судне нет, а лекарства, содержащие наркотические средства, находятся в капитанском сейфе. И доктор, и инспектор всегда выпрашивают сигареты. В час ночи служба портового контроля начинает сообщать по рации судам номера их очерёдности входа в канал и время, в которое на борт прибудет лоцман. Кроме лоцмана на судно поднимается суэцкий электрик и швартовная команда из 2-3 человек с лодкой. Электрик, контролирует прожектор на баке, установленный специально на время транзита, а швартовщики обычно ничего не делают, они необходимы «на всякий пожарный». В случае необходимости они на своей лодке заведут швартовы на берег. По окончании транзита они всегда выпрашивают сигареты, напитки, мыло и прочие мелочи. Проход начинается около 3 часов, суда следуют на расстоянии 1,5-2 мили друг за другом. С севера же идёт встречный конвой, который начал транзит около десяти вечера предыдущего дня. Эти два конвоя будут расходиться в озёрах Биттер, где северный конвой будет пропускать южный, стоя на якорях.
Когда идёшь каналом, то всегда есть ощущение напряжения, так как и канал не шибко широкий, и картины вокруг безрадостные в большинстве своём. О, это совершенно не тот Египет, который можно увидеть в Шарм-эль-Шейхе или Хургаде. Здесь, в Суэцком канале, всегда находишься между двух континентов, двух миров одной страны. С азиатской стороны гигантский пляж под названием Синайская пустыня, с африканской – более зелёный и обжитой берег. Очень часто можно наблюдать какие-то полуразрушенные строения. То ли их не доразбомбили, то ли не достроили. Мусора на песчаных берегах столько, что даже наши свалки меркнут. Не везде так, например, когда проходишь городок Исмаилия, то он выглядит достаточно цивилизовано. Но, это лишь подчёркивает общую угнетающую картину.
Поскольку объект режимный, регулярно попадаются военные части, патрули. Через определённые промежутки расставлены будки часовых, рядом с которой одинокий солдат то бродит, что-то пиная, то сидит и скучает, а если мимо едет машина с офицером, то он тут же вытягивается «во фрунт». Вообще, у меня сложилось впечатление, что, если вся египетская армия похожа на то, что я видел на берегах канала, то израильтянам, начнись война с Египтом, вполне хватит шести дней и в наше время.
Полноценный мост через канал лишь один. Есть ещё поворотный железнодорожный мост, остальные все понтонные. Встречаются и паромные переправы. Вроде, где-то и туннель проходит под каналом.
Сейчас готовят проект по расширению и углублению канала. Инвестиции и проектанты международные, это совместное предприятие египетского правительства, ряда крупнейших судоходных и строительных компаний мира. Точно изменится судопропускаемость, а вот похорошеют ли берега этого сооружения- не знаю. Хотя, для судоходного бизнеса красоты - дело вторичное.
Вот таким предстал Суэцкий канал перед моряком, который уже не один раз бывал здесь.

Фото: Sayed Hassan / dpa / Global Look Press

Последние оставшиеся суда, которые застряли из-за севшего на мель контейнеровоза Ever Given в Суэцком канале, пройдут через судоходный путь в субботу, объявило Управление Суэцкого канала, передает Sky News Arabiya.

Глава Управления Усама Рабийе уточнил, что в субботу в оба направления пройдут 85 судов, включая оставшееся 61 судно, которое ожидало его разблокировки. Всего же в очереди на прохождение через канал оказались 422 судна.

Опрошенные РБК эксперты ранее заявляли, что на прохождение всех судов из очереди у входов в канал может потребоваться несколько дней, и уточняли, что в сутки через Суэцкий канал проходят примерно 50 судов.

Накануне власти начали расследование причин, по которым Ever Given сел на мель. В ближайшее время будут объявлены его результаты, заверил Рабийе.

Об успешной разблокировке Суэцкого канала стало известно в понедельник, 29 марта. Рабийе тогда уточнял, что для ликвидации очереди из судов канал будет работать круглосуточно и предположил, что нормальный пропускной режим может быть восстановлен в течение трех с половиной дней.

Фото:Ahmed Gomaa / XinHua / Global Look Press

Для того чтобы снять судно с мели, власти проводили дноуглубительные работы с использованием земснарядов. Помимо этого, гигантские буксиры пытались стянуть контейнеровоз с мели, а экскаваторы убирали песок от его бортов. Всего за время спасработ было вывезено 27 тыс. куб. м песка. Освободить судно в итоге удалось во время прилива.

Фото: Shutterstock

«Напишу президенту»: куда жаловаться, если нарушили ваши трудовые права

Как компании выигрывали суды с сотрудниками благодаря КЭДО: три кейса

Налоговые споры: на что обратить внимание прямо сейчас

Фото: Unsplash

Китайские электрокары вытесняют лидеров автопрома. Как на этом заработать

Фото: Shutterstock

Инфляция по всему миру выходит из-под контроля. К чему это приведет

Фото: Shutterstock

Как защитить кожу от солнца: подробная инструкция от дерматолога

Что надо учесть компании, создавая корпоративный суперапп для сотрудников

Фото: Christian Burri / Unsplash

Восемь способов загубить отпуск и как этого не допустить

Ever Given отвели на стоянку, и в тот же день возобновилось движение по каналу. Контейнеровоз останется там до завершения расследования обстоятельств, приведших к инциденту. Рабийе уточнял, что расследование займет не менее недели. Суммарный ущерб от блокировки канала может составить около $1 млрд. В итоговую сумму войдут в том числе затраты на работу буксиров и дноуглубительных судов.


Глава администрации Суэцкого канала, советник президента Египта Мохаб Мамиш уже заявил, что, по его мнению, Ever Given сел на мель из-за того, что команда не могла контролировать его при сильном ветре.

Фото: Ahmed Gomaa / XinHua / Global Look Press

Пробка из судов в Суэцком канале исчезнет в течение нескольких суток. Об этом рассказали РБК опрошенные эксперты. Контейнеровоз Ever Given, с 23 марта блокировавший канал, удалось снять с мели утром 29 марта.


«Очередь рассосется очень быстро, в течение суток. Неважно, сколько они стояли до этого. Главное, что фарватер чистый, — сообщил РБК руководитель калининградского отделения Российского профсоюза моряков Вадим Мамонтов, — будут ли какие-то проблемы из-за такого долгого простоя судов, зависит от страхового договора и конкретных претензий».

Контейнеровоз Ever Given

В ближайшие дни в Суэцком канале стоит ждать оживленного движения судов. Об этом в беседе с РБК заявил первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук.

«Время, когда пробка рассосется, очень легко посчитать. Примерно 50 судов проходит в сутки через Суэцкий канал, соответственно, считаем исходя из количества судов, стоящих там сейчас, их, насколько я помню, около 350 скопилось. Пока все не рассосется, там будет достаточно оживленное движение», — добавил он. По словам специалиста, в канале «практически всегда есть очередь», длящаяся от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от количества судов. А инцидент с контейнеровозом Ever Given может привести к потере доверия. «Какие-то судовладельцы, возможно, будут формировать более крупные партии груза и обходить вокруг Африки. Но это намного дороже в силу того, что надо потратить дополнительные 10–15 дней. Риски, связанные с доверием, есть, но небольшие. А связанных с техническим состоянием канала, я думаю, наоборот, нет», — добавил Ковальчук.

Ранее судовое агентство Leth Agencies объяснило успешное снятие контейнеровоза Ever Given с мели полнолунием, вызвавшим прилив.

Египет берёт до

Перед тем как прочитать этот текст, попробуйте проверить свою интуицию, ответив на вопрос:

– Как вы думаете, на чём Египет зарабатывает больше: на ТУРИСТАХ или на СУЭЦКОМ КАНАЛЕ?

Напомню, что туризм в Египте – это десятки курортов, тысячи отелей, миллионы гостей, экскурсии, сувенирка, «Наташа, захады!» и так далее…

А вот что такое Суэцкий канал:

Это водоём, прокопанный прямо в жаркой пустыне между Красным и Средиземным морями:

Даже огромные корабли водоизмещением по 240 000 тонн на фоне канала выглядят просто игрушками из Киндер Сюрприза:

Его длина – 160 км. Ширина – 350 метров. Глубина – 20 метров. Короче, мощное сооружение. Одного только песка пришлось вывезти свыше миллиарда тонн (теперь понятно, откуда взялись Египетские пирамиды).

Причём, вся эта грандиозная стройка происходила без экскаваторов, грузовиков и прочей техники. Но не потому, что египтяне такие бруталы. Просто строительство шло в 19 веке. Длилось оно 10 лет (с 1859 по 1869 год).

И я понимаю, конечно, что батальон советского стройбата вырыл бы такую траншею сапёрными лопатами за месяц (а с пьяными прапорщиками – за неделю), но арабы тоже молодцы. Не будем приуменьшать их заслуги.

Остается только один вопрос – для чего козе фуфайка? Ну, то есть – зачем было всё это затевать?

Думаю, вы и без меня знаете ответ – проход через Суэцкий канал сокращает путь из Китая ( Японии , Индии , Вьетнама , Индонезии и т.д.) в Европу на 5-7 тысяч километров. Кораблям не приходится огибать Африку. Именно поэтому стоило один раз заморочиться и вырыть эту штуку:

И вот, канал готов. Казалось бы, судовладельцы могут выдохнуть с облегчением, но…

Понимая, что, благодаря каналу, корабли нехило так экономят на топливе, Египет установил довольно высокую «плату за проезд». Эта плата соизмерима со стоимостью топлива, которое корабль потратил бы, если бы пошел в обход.

Иными словами, по деньгам кораблю выходит примерно одинаково – идти через Суэц или идти в обход Африки. Некоторая часть кораблей до сих пор ходит вокруг Африки (особенно, когда топливо дешевеет). Так что Египетский канал – это, главным образом, экономия времени.

Так вот. Плата за проход составляет от 7 до 12 долларов за каждую тонну груза. В среднем можно считать – 10 долларов за тонну.

Таким образом, если корабль везет 100 000 тонн, то за проход 160 км по Суэцу от отдаст около 1 миллион долларов. Учитывая, что проход длится всего 12 часов, то стоимость нахождения в канале – 83 000 долларов в час… Конечно, это не такси в Домодедово, но тоже дорого.

В общей сложности за год через канал проходит 16-19 тысяч кораблей. Это порядка 50 судов в сутки. Конечно, не все они платят по миллиону долларов. Кто-то везет мало груза, так что плата может составлять и какие-то позорные $100 000.

И тем не менее, общий доход от Суэцкого канала составляет в районе 5 миллиардов долларов в год. Нашими деньгами это 350 миллиардов рублей. Больше, чем цена Крымского моста.

Много это или мало? Ну… Учитывая, например, что сейчас Россия строит в Египте атомную станцию стоимостью 25 миллиардов долларов, Египту понадобится 5 лет пропускать корабли по Суэцу , чтобы оплатить такую стройку (хотя, там все гораздо сложнее, но об этом в другой раз).

А теперь ответ на вопрос, поставленный в начале.

Средний доход от туризма в Египте составляет 13 миллиардов долларов в год. Это в 2,5 раза больше, чем от Суэцкого канала. Туризм – главная статья доходов Египта . Можно сказать, он сидит на «туристической игле»). Поздравляю, если вы ответили правильно.

Суэцкий канал – искусственный морской путь на территории Египта, отделяющий Евразию от Африки. Почти 150 лет он используется для кратчайшей транспортировки грузов из Средиземноморья в Индийский океан.

Движение по каналу

Суэцкий канал на карте отыскать очень просто. Он соединяет Средиземное море с Красным. С одной стороны Суэцкого канала находится портовый город Порт-Саид (на побережье Средиземного моря), а на другом — Суэц (на побережье Красного моря). Он «разрезает» самую узкую часть Суэцкого перешейка.

С 1956 года Суэцкий канал полностью принадлежит Египту. До этого им владела Всеобщая организация Суэцкого канала, принадлежащая Франции и Англии.

Размеры

В разных источниках можно найти различную информацию о длине, ширине и глубине Суэцкого канала. По последним данным, его длина, включая подходные участки и трассу, равна примерно 193 километрам. На всей протяженности Суэцкий канал имеет неодинаковую ширину и глубину. По официальной информации на глубине 11 метров ширина составляет 205-225 метров. В 2010 году максимальная глубина была 24 метра.

Панорамный снимок

Цена за проход

Роль канала в жизни Египта

Суэцкий канал имеет огромное значение для мирового рынка транспортировки грузов. Через него транспортируется около 20% всей перевозимой нефти и осуществляется около 10% всех мировых торговых грузоперевозок. Кроме того, на Суэцкий канал приезжают посмотреть и сделать фото туристы со всего мира, что тоже способствует увеличению бюджета Египта.

Колонна судов

Модернизация Суэцкого канала

После того, как Суэцкий канал стал принадлежать Египту, правительство стало считать одной из своих основных задач его расширение, ведь его изначальная глубина была равна 8 метрам, а ширина – 21 метру.

Сейчас в планах правительства создание нового русла, которое будет проходит рядом с основным. Его длина составит 72 километра. Это позволит извлекать еще большую прибыль в связи с увеличением проходимость канала. Расширение должно сократить время ожидания прохождения пути до трех часов (сейчас это время составляет 11 часов) и в три раза увеличить количество судов, одновременно проплывающих через канал. Кроме того, появится огромное количество новых рабочих мест. На расширение планируется потратить несколько миллиардов долларов.

Перевозка грузов

Обходные пути

Из-за высокой стоимости прохождения владельцы транспортных судов ищут альтернативные пути транспортировки грузов. Правительство Израиля предложило проложить обходной путь по своей территории. Это так называемое «шунтирование» канала. Однако этот маршрут невозможно сделать полностью водным, поэтому в планах есть строительство железнодорожного пути между городом Эйлат и Средиземноморским побережьем.

Росатомфлот также предложил заменить Суэцкий канал. Предположительно, в качестве замены можно использовать Северный морской путь, который соединяет Европу с Азией. Из-за таяния арктических льдов этот путь открыт более продолжительное время и, возможно, в ближайшем будущем, можно будет транспортировать грузы по территории России.

Парусники

История строительства

Идея о проложении кратчайшего пути в воды Красного моря посещала жителей Египта еще много веков назад. Первые попытки были предприняты фиванскими фараонами в эпоху Среднего царства. Они хотели соединить Красное море с одним из притоков Нила.

История создания самого канала началась в конце VII – начале VI века до нашей эры. Найдены свидетельства Геродота, в которых говорится, что начал строительство фараон Нехо II, но до конца построил канал Дарий I век спустя. Дальше дела шли не очень хорошо. Реконструкция пути произошла в III веке до нашей эры под руководством Птоломея II Филадельфа. Углубление канала произошло через несколько веков по распоряжению императора Траяна, в период его правления в Африке. В VIII веке (в период завоевания Египта арабами) несмотря на то, что этот транспортный путь активно использовался, его засыпали.

В 1854 году французский бизнесмен Фердинанд де Лессепс решает возобновить историю Суэцкого канала. Так как в тот момент Франция имела большое влияние в Египте, ему было разрешено запустить этот процесс. Работы по строительству стартовали в 1859 году, канал был открыт через 10 лет. Большое количество жителей Египта были задействованы в принудительных работах, многие люди погибли от каторжного труда, обезвоживания и болезней.

Мост Эль-Фердан

В результате строительства экономика страны серьезно пострадала, что заставило Исмаила-пашу продать свою часть акций Всемирной организации Суэцкого канала англичанам. В 1882 году в этом месте расположилась британская военная база.

В середине 50-х годов XX века Египет провел национализацию морского пути, и ни Франция, ни Англия, ни Израиль не смогли ему помешать. В 1956 году Суэцкий канал полностью перешел во владения Египта.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: