Сколько судов проходит через панамский канал

Обновлено: 28.03.2024

искусственный водный путь на территории Панамы в Центральной Америке, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и Тихий океаны. Один из важнейших транспортных водных путей международного значения. Проходит в пределах особой зоны, находящейся под юрисдикцией США (см. Панамского канала зона).

Идея прорытия канала относится к началу 16 в., но лишь с развитием капитализма возникла реальная возможность его строительства. В 1846 США навязали Колумбии (тогда Новой Гранаде, в состав которой входила территория Панамы) договор, по которому получили право беспошлинного транзита через Панамский перешеек. Вынужденные считаться с влиянием Великобритании в Центральной Америке, США заключили Клейтона - Булвера договор 1850, по которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет. Воспользовавшись англо-американскими противоречиями, Франция в 1879 учредила «Всеобщую компанию межокеанского канала», однако невиданная коррупция превратила строительство П. к. в скандальную авантюру (см. «Панама») и привела к банкротству компании. Испано-американская война 1898 усилила стремление США построить канал в целях борьбы за господство в Западном полушарии. В 1901 они заключили с Великобританией новый договор (см. Хея - Паунсфота договор 1901), согласно которому США получили исключительное право сооружения П. к. Воспользовавшись национально-освободительным движением Панамского народа, США поддержали в 1903 требование Панамы об отделении от Колумбии и в качестве так называемой компенсации получили у Панамы зону для строительства канала. В 1904 военное министерство США приступило к сооружению канала. Первое судно прошло через П. к. 15 августа 1914, но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920, после чего канал фактически вступил в строй.

Длина П. к. 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде), его трасса на атлантическом склоне проходит по долине р. Чагрес, на которой создано искусственное озеро Гатун, а на тихоокеанском занимает долину р. Рио-Гранде. Наименьшая высота водораздельного массива Кулебра 87 м над уровнем океана. Наименьшая ширина по дну после завершения в 1970 работ по расширению Кулебрской выемки увеличилась с 91,5 м почти до 150 м. Гарантийная глубина на шлюзах 12,5 м. Водораздельный участок П. к., большая часть которого проходит по озеру Гатун и Кулебрской выемке, лежит на высоте 25,9 м над средним уровнем океана. На П. к. имеется 6 ступеней (по три на каждом склоне) парных шлюзов с размером камер 305 Х 33,5 м. Проводка судов через шлюзы осуществляется специальными электровозами. Среднее время прохождения через П. к. 7—8 ч, минимальное 4 ч. Средняя пропускная способность 36 судов, максимальная (при использовании двух линий шлюзов) 48 судов в 1 сут.

П. к. избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и коренным образом изменил направления ряда важнейших морских путей. Наибольшее значение он имеет для связей между восточным и западным побережьями США (и Канады), расстояние между которыми сократилось в 2,5—3 раза, между восточными побережьями США и Дальним Востоком, а также между странами Латинской Америки.

В 1971 через него прошло 15,3 тыс. судов, перевёзших 121 млн. т грузов, в том числе из Атлантического в Тихий океан 69 млн. т и из Тихого в Атлантический океан 52 млн. т. Около 70% приходится на грузы, отправляемые из США или поступающие в порты США. Пропускная способность П. к. уже почти исчерпана; к тому же через его шлюзы не могут проходить суда водоизмещением более 40 тыс. т — крупные пассажирские лайнеры, супертанкеры, новейшие авианосцы, в связи с чем неоднократно выдвигались проекты его реконструкции или постройки параллельного канала. Специальная комиссия в своём докладе президенту США в 1970 рекомендовала построить новый канал на уровне океана по трассе Ла-Чоррера — Лагарто, приблизительно в 15 км к З. от существующего П. к. Сроки строительства ещё не определены. Вдоль П. к., между городами Панама и Колон, проходят железная дорога и шоссе.

Панама неоднократно требовала от США пересмотра неравноправного договора 1903 о П. к. и зоне П. к. В 1973 этот вопрос обсуждался на проводившейся в Панаме выездной сессии Совета Безопасности ООН. В 1974 была подписана совместная декларация «Об основных принципах ведения переговоров с целью заключения нового договора о Панамском канале». С подписанием этой декларации переговоры между Панамой и США о П. к., ведущиеся с 1971, вступили в новую фазу.

Лит.: Padelford N. Y., The Panama canal in peace and war, N. Y., 1943; Diplomatic history of the Panama canal, Wash., 1914; Antologia del Canal Panama. 1914—1939, Panama, [1940]. см. также лит. при ст. Панама.

Панамский канал — судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном, расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама. Длина — 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде). Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложных строительных проектов.

История Панамского канала

Панамский канал не зря называют восьмым чудом света. Этот шедевр инженерной мысли – один из самых напряженных, протяженных и сложных в исполнении искусственных водных путей в мире. Да и вряд ли еще какое-либо инженерной сооружение на Земле имеет такую богатую и драматическую историю.

Документальный фильм Discovery

История канала уходит своими корнями гораздо глубже — в 16 век. В 1513 испанский исследователь Васко Нуньес де Бальбоа стал первым европейцем, который обратил внимание на чрезвычайно тонкий Панамский перешеек, отделяющий Атлантический и Тихий океаны. Открытие Бальбоа зажгло поиск естественного водного пути, связывающего два океана. В 1534, после того, как не было найдено никакого естественного пути, император Священной Римской империи Карл V приказал исследовать возможность строительства канала. Инспекторы в конечном счете решили, что строительство судоходного канала в этих местах невозможно.

Король Испании Филипп II наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, поскольку «что Бог соединил, человек разъединить не может». В 1790-е гг. проект канала был разработан Алессандро Маласпиной, его команда даже обследовала трассу строительства канала. В связи с ростом международной торговли интерес к каналу ожил к началу XIX века; в 1814 году Испания приняла закон об устройстве междуокеанского канала; в 1825 году аналогичное решение принимает конгресс центрально-американских государств.

Тем не менее, первая попытка строительства судоходного пути на Панамском перешейке датируется лишь 1879 годом. Проект принадлежал французскому инженеру Фердинанду Лессепсу, который до этого руководил работами по строительству Суэцкого канала в Египте. Под председательством Лессепса была создана «Всеобщая компания межокеанского канала», акции которой приобрело более 800 тыс. человек. Компания выкупила у инженера Уайза концессию на постройку Панамского канала, полученную им у правительства Колумбии в 1878 году.

1 февраля 1881 года началось строительство канала. Он должен был пролегать на уровне моря, без шлюзов и плотин. Через перевал на стыке горных цепей Верагуа и Сан-Блас предполагалось проложить тоннель. Первоначальная стоимость в $200 млн была снижена и составила $120 млн. К 1888 году на строительство канала было истрачено $300 млн, однако выполнена была только треть работ.

Компания постоянно выпускала новые облигации, привлекая инвесторов, однако неверно рассчитанный проект серьезно осложняли строительство. Имеющееся оборудование быстро ржавело в тропическом климате и выходило из строя. Но больше всего доставалось самим рабочим. Живущие в панамских джунглях москиты являлись разносчиками жёлтой лихорадки и малярии. Это привело к заболеваниям и летальным исходам. В общей сложности погибло 22 тыс. человек, что в то время было соизмеримо с потерями во время войны.

В 1889 году компанию решено было распустить, а вокруг ее деятельности во Франции через несколько лет разгорелся скандал, в результате которого обнаружилась грандиозная система подкупа парламентариев, членов правительства и прессы. Скандал привел к политическому кризису и падению правительства во Франции.

В 1894 году образовалась новая французская компания по постройке Панамского канала, начавшая работать над устройством шлюзованного канала.

В 1902 году США заявили о намерениях построить конкурентный канал в Никарагуа и приняли соответствующий билль, после чего французская компания по строительству Панамского канала была продана правительству США за $40 млн.

В начале 1903 года Колумбия и США подписали договор, по которому Колумбия отдавала в аренду Соединенным Штатам сроком на 100 лет полоску земли для сооружения Панамского канала, за что США согласились единовременно выплатить $10 млн и затем по истечении 9 лет ежегодно выплачивать по $250 тыс. при сохранении суверенитета Колумбии над зоной Панамского канала.

4 ноября 1903 года француз Бюно-Варилья, возглавивший сепаратистское движение Панамы за отделение от Колумбии, при содействии военного флота США осуществил восстание в стране. 18 ноября того же года США договорились уже с новообразованным правительством Панамы о вечной аренде зоны канала. 26 февраля 1904 года территория, прилегающая к каналу, в 1422 кв.км и с населением 14,47 тыс. человек была присоединена к Соединенным Штатам и названа «Зоной Панамского канала».

Согласно официальным сведениям, стройка обошлась американцам $375 млн. В ней участвовали 70 тыс. рабочих, около 5,6 тыс. человек погибло при строительстве. Первое судно (океанский пароход SS Ancon) по нитке канала прошло 15 августа 1914 года, но большой оползень в октябре помешал открыть движение в том же 1914.

Для укрепления обороны на подступах к каналу США приобрели расположенные поблизости острова: от Панамы были получены тихоокеанские острова — Маргариты, Перке, Наос, Кулебра и Фламенко; у Дании были куплены в 1917 за 25 млн долларов острова Сент-Джон, Санта-Крус и Сент-Томас; у Никарагуа в 1928 — Кукурузные (Корн) острова и у Колумбии — острова Ронкадор и Китасуеньо.

Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года.

В августе 1945 года Япония планировала осуществить бомбардировку канала.

7 сентября 1977 года в Вашингтоне лидер Панамы О. Торрихос и президент США Д. Картер подписали договор о передаче панамскому правительству контроля над каналом с 2000 года. 23 октября 1977 года соглашение было ратифицировано парламентом Панамы, а 18 апреля 1978 года — сенатом США.

Конфигурация Панамского канала (до расширения)

Со стороны Атлантического океана (северо-западный конец) трёхкамерный шлюз «Gatun» соединяет Лимонскую бухту с озером Гатун. Со стороны Тихого океана (юго-восточный конец) двухкамерный шлюз «Miraflores» и однокамерный шлюз «Pedro Miguel» соединяют Панамскую бухту с руслом канала. Разница между уровнем Мирового океана и уровнем Панамского канала составляет 25,9 метра. Дополнительное водоснабжение обеспечивается ещё одним водохранилищем — Алахуэла.

Все шлюзы канала парные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике, тем не менее, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры шлюзовых камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,55 м. Каждая камера вмещает 101 тыс. м³ воды. Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми мулами (в честь мулов, ранее служивших основной тягловой силой для перемещения барок по рекам).

Администрацией канала были установлены следующие проходные размеры для судов: длина — 294,1 м, ширина — 32,3 м, осадка — 12 м в пресной тропической воде, высота — 57,91 м (размер от ватерлинии до самой высокой точки судна). В исключительных случаях судам могло быть предоставлено разрешение для прохода при высоте 62,5 м, при условии, что проход будет осуществлён с сильной осадкой.

На своём протяжении канал пересекается двумя мостами. Вдоль канала между городами Панама и Колон проложена автомобильная и железная дороги.

Расширение Панамского канала

Восьмое Чудо Света: Как расширяли Панамский канал

В 2006 году стало известно о масштабной реконструкции канала. По ее итогам в канал смогут проходить суда водоизмещением до 170 тыс.тонн. Пропускная способность возрастет до 18,8 тыс. судов в год, грузооборот - до 600 млн PCUMS. Ожидалось, что реконструкция обойдется в $5,25 млрд.

Однако работы по расширению были полностью остановлены в начале 2014 года из-за финансовых затруднений и невозможности достижения соглашения между руководством консорциума GUPS, который 15 июля 2008 года выиграл тендер на строительство, предложив осуществить необходимые работы за 3 миллиарда 118 миллионов долларов и закончить строительство к середине 2014 года, в который входит испанская компания Sacyr и, администрацией Панамского канала.

5 февраля стало известно о возобновлении работ по расширению Панамского канала. Однако, как строительной компании и администрации Панамского канала удалось прийти к консенсусу, не сообщалось.

В апреле 2015 года в ходе реконструкции были установлены новые шлюзовые ворота. В администрации канала это событие назвали историческим.

26 июня 2016 года состоялась церемония, посвященная завершению работ по реконструкции и ремонту Панамского канала. По обновленному и расширенному каналу прошло первое судно, которым стал китайский контейнеровоз Panama, принадлежащий китайской компании Cosco.

Возможность первым пройти новые шлюзы была разыграна в лотерею ещё в апреле. На радостях контейнеровоз-победитель Andronikos был переименован в Panama. Высокая честь не отменила необходимости оплатить транзит – Cosco перечислила администрации канала $586.094,58.

Во время исторического транзита на борту Panama находилось 9.000 контейнеров. К месту своей славы контейнеровоз пришёл из греческого порта Пирей. Пройдя канал, судно направилось в Южную Корею.

На церемонии инаугурации глава администрации Панамского канала Хорхе Кихано сообщил о некоторых нововведениях, связанных с открытием новых шлюзов. Например, уже действует программа лояльности, которая предоставляет скидки контейнеровозам, чьи компании транспортируют через канал достаточно большие объёмы грузов. Более десяти контейнерных линий почувствовали преимущества новой программы с апреля этого года.

Контейнеровоз Panama длиной 300 м, шириной 48,25 м и вместимостью 9.443 TEU был построен в 2015 году. Судно относится к классу NeoPanamax. Примечательно, что строительством судна занималась Hyundai Samho Heavy Industries – эта же компания сконструировала клапаны для регулировки уровня воды при строительстве новых шлюзов Панамского канала.

Панамский канал сегодня

с 1 июня 2018 года в Панамском канале начал действовать новый максимум ширины судов в 51,25 м. Новый класс судна назвали Neopanamax, максимальные габариты которого позволяют ему проходить через расширенный Панамский канал.

На сегодняшний день по Панамскому каналу в одном направлении ежедневно проходит по два судна, предназначенных для перевозки LNG. А с 1 октября 2018 года отменены ограничения на проход по каналу в дневное время. Учитывая навигацию судов по озеру Гатун (Gatun Lake), отмена ограничений даст возможность проходить по каналу двум судам в противоположных направлениях.

Из 4000 судов класса Neopanamax, которые прошли по каналу после расширения шлюзов, 52% составляют контейнеровозы. Еще 27% составили суда, предназначенные для перевозки сжиженного нефтяного газа (LPG). На LNG-перевозчики пока приходится 10% от общего трафика. Оставшуюся часть транзитов совершили балкеры, ро-ро суда и пассажирские круизные лайнеры.

Будущее контейнеровозов класса Panamax

После открытия расширенного Панамского канала весь мир задаётся вопросом: есть ли будущее у контейнеровозов класса Panamax? Ведь канала, на прохождение которого рассчитаны эти суда, больше не существует.

По данным Балтийского и международного морского совета (BIMCO), за первые пять месяцев 2016 года объёмы утилизации контейнеровозов класса Panamax выросли втрое по сравнению с прошлым годом. Речь идёт о судах вместимостью от 3.000 до 5.999 TEU. Общая вместимость контейнеровозов этого класса, утилизированных в 2016 году, составляет 150.863 TEU. Примерно столько же Panamax’ов отправилось на слом с июня 2014 года по декабрь 2015 года. Проще говоря, за полгода было утилизировано столько же судов, сколько за полтора года до этого.

Интересные факты

  • Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, после чего был передан правительству Панамы.
  • Приблизительно 236,4 миллионов литров пресной воды используются для прохода одного судна через панамский канал. Вода прибывает из озера Гатун, сформированного во время строительства канала путем перекрытия реки Чагрес. С площадью в 262 квадратных километра, Гатун был однажды самым большим искусственным озером в мире.

Подборка видео о прохождении судами Панамского Канала

LNG танкер Maria Energy - прохождение юбилейного 4-тысячного судна

29 июля 2018 года Панамский канал зарегистрировал прохождение юбилейного 4-тысячного судна класса Neopanamax - танкер Maria Energy, предназначенный для перевозки сжиженного природного газа (LNG).

Через Панамский канал прошёл самый большой в мире автомобилевоз

Авария в расширенном Панамском канале

Крейсер «Москва» проходит Панамский канал

28 сентября 2013 года Панамский канал проходит крейсер «Москва». Эти уникальные съемки были сделаны во время трехмесячного похода флагмана Черноморского флота гвардейского ракетного крейсера «Москва». Первую систему шлюзов крейсер преодолевал с помощью двух специальных локомотивов. Скорость кораблей в Панамском канале на разных участках варьируется, но в среднем не превышает 5-6 узлов (около 10 км/ч).

Идея объединения двух океанов

После открытия Америки мореплавателей XVI века огорчала особенность материков, разделяющих Тихий и Атлантический океаны. Обидно, что из-за какого-то 50-километрового перешейка кораблям приходилось огибать Южную Америку, чтобы попасть в Северную со стороны Тихого океана.

Обходной путь занимал долгие месяцы, ведь кораблям предстояло пройти более 20 000 км. А за время пути с командой и грузом могло произойти различное бедствие. Пираты или шторма — что-нибудь из этих двух зол обязательно поджидало мореплавателей.

Открыл Панамский перешеек испанский исследователь Васко Нуньез де Бальбоа в 1513 году. В те годы человечество не имело опыта стройки протяжённых каналов. Серьёзное намерение соединить два океана отложили на долгие 366 лет. Оставалось сетовать на ландшафтную особенность материков и мечтать о водной перемычке.

Первое строительство Панамского канала

Инициатива покорить Панамский перешеек появилась у французов в 1879 году. В роли управляющего строительством выступил Фердинанд де Лессепс. Дипломат и юрист, известный по курированию работ над Суэцким каналом. Колумбийский конгресс не смог отказать великому Фердинанду, о котором тогда ходила слава громче, чем сейчас о Билле Гейтсе.

Династия Лессепсев многовековая и постоянно служила в окружении королей. Две ветви рода известны в России как Долгорукие и Голицыны.

В 1880 году инициатор стройки организовал «Всеобщую компанию межокеанского канала». Франция выделила 600 миллионов золотых франков на 12-летнюю реализацию проекта. Начались работы. Расчёты оказались неверными, ландшафт Панамы кардинально не походил на пустыню Ближнего Востока, где Лессепс «рыл» Суэцкий канал. Не учли горы, заболоченные места и густые заросли тропических джунглей.

Стало очевидным, что строительство Панамского канала по утверждённому проекту не удастся довести до конца. При этом силы природы меркли перед алчностью людей. Приближённые к рычагам бюджета методично разворовывали целевые деньги. Впоследствии выяснится, что 2/3 средств были похищены или розданы на взятки.

С 1887 года помощником Лессепса стал ещё один знаменитый человек — Александр Гюстав Эйфель, известный установкой башни в Париже. Эйфель переделал проект, добавив в схему канала шлюзы. Это повлекло удорожание строительства. Потребовалось ещё 1 миллиард 600 миллионов золотых франков, кроме выданного на старте. Французское правительство ахнуло. Их 7 лет «водили за нос».

В 1889 году Парижский трибунал закрыл «Всеобщую компанию межокеанского канала». Работы заморозили на отметке 1/6 части строительства. Лессепса, его сына Шарля и инженера Эйфеля обвинили в махинациях, присвоении и растрате казённых средств и осудили. Но благодаря амнистии махинаторы избежали тюремного заключения. В 1894 году опороченный и затравленный Фердинанд де Лессепс скончался.

Вторая стройка

В 1903 году США отделила Панаму от Колумбии путём переворота. На руководящие посты независимого государства пришли свои люди. Они передали Америке права на безвозмездное пожизненное пользование землями вблизи канала. К стройке приступило Минобороны США.

10 октября 1913 года президент Америки Томас Вудро Вилсон с помощью кнопки телеграфа произвел последний символичный подрыв скальной породы прямо из Вашингтона. Событие носило церемониальный характер и проводилось в присутствии членов правительства. Это было официальное окончание стройки. Первый корабль под названием SS Ancon прошёл через Панамский канал 15 августа 1914 года.

Судоходный Панамский канал соединяет одноименный залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном. Он перерезает Панамский перешеек, имея систему шлюзов на более возвышенной части суши. Его длина в пределах материка составляет 65,2 км, а еще 16,4 км относятся к морской части, где выполнялось углубление дна. Общая ширина канала – 150 м, глубина – 12 м. Ближе к Атлантическому океану находится искусственное озеро (водохранилище) Гатун площадью 262 кв. км, созданное путем перекрытия реки Чагрес. Пресная вода прибывает в Панамский канал из этого озера, и для прохода одного судна через весь канал используется приблизительно 236,4 млн л этой воды.

Идея создания Панамского канала относится еще к началу XVI века, но лишь в 1846 году начались серьезные переговоры на эту тему между разными странами. С 1880 по 1889 год строительство канала вела Франция. После многочисленных политических и экономических пертурбаций строительство продолжилось только в 1904 и закончилось в 1914 году, но уже на деньги США.

Это был один из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществленных человечеством. При этом канал создавался в тяжелейших условиях – в основном вручную и с использованием примитивной техники. Всего в строительстве принимало участие 70 тыс. человек, из которых 27,5 тыс. погибло из-за плохого планирования, технических проблем, несчастных случаев, тяжелого климата и тропических болезней (21,9 тыс. человек погибло во французский период строительства и 5,6 тыс. – в американский).

Забирали человеческие жизни и приносили большие экономические убытки многие крупные разрушения откосов и склонов во время и после строительства Гайлардского (Гайярского) участка Панамского канала, прорезающего континентальный водораздел на протяжении 12,9 км вблизи конечной точки канала у Тихого океана.

Оползень Кукарача объемом 2,2 млн куб. м, сошедший в 1913 году на Гайлардском (Гайярском) участке Панамского канала, когда на его будущем дне еще строились железнодорожные пути для грузовых поездов. Активность этого оползня продолжалась во время и после заполнения канала водой

Оползень Кукарача объемом 2,2 млн куб. м, сошедший в 1913 году на Гайлардском (Гайярском) участке Панамского канала, когда на его будущем дне еще строились железнодорожные пути для грузовых поездов. Активность этого оползня продолжалась во время и после заполнения канала водой

Повторная активизация оползня Кукарача на Гайлардском (Гайярском) участке Панамского канала в октябре 1986 года. На этот раз его объем составил 4,6 млн куб. м и он прошел почти поперек всего канала, но к моменту выполнения данного фотоснимка основная часть подводных оползневых отложений уже была удалена драгами

Повторная активизация оползня Кукарача на Гайлардском (Гайярском) участке Панамского канала в октябре 1986 года. На этот раз его объем составил 4,6 млн куб. м и он прошел почти поперек всего канала, но к моменту выполнения данного фотоснимка основная часть подводных оползневых отложений уже была удалена драгами

Эти разрушения серьезно нарушали ход работ и в сумме задержали завершение строительства почти на 2 года. И даже после начала прохода судов по аналогичным причинам приходилось закрывать канал 7 раз с 1914 по 1920 год.

К сожалению, подробные данные о затратах на ликвидацию ущерба от оползней вдоль Панамского канала за время его строительства и эксплуатации недоступны, однако даже скудная информация, опубликованная «Компанией Панамского канала», указывает на серьезность последствий этих разрушений:

· между началом строительства и 1940 годом из канала было удалено 57 млн куб. м оползневого материала;

· во время строительства земляные работы часто прерывались на недели, поскольку оползни перекрывали железнодорожные пути;

· паровые экскаваторы, буровое оборудование, локомотивы, железнодорожные вагоны и другое оборудование также периодически разрушались оползнями;

· из-за оползневой активности затраты на строительство были увеличены на миллионы долларов (в сегодняшних ценах – на миллиарды);

· многие миллионы (в сегодняшних ценах – миллиарды) долларов от пошлин за морские перевозки по каналу были потеряны из-за задержки открытия канала и периодов его закрытия из-за оползней.

Первое судно прошло через Панамский канал 15 августа 1914 года, но официальное его открытие состоялось лишь 12 июня 1920 года.

С 1 января 2000 года Соединенные Штаты передали Панамский канал под полную юрисдикцию Панамы.

К 2016 году была выполнена реконструкция канала для возможности пропуска более крупных судов.

Время прохода судов по каналу составляет от 4 до 9 часов. Максимальная пропускная способность – 48 судов в сутки, но этого очень сильно не хватает. Поэтому скоро должна появиться альтернатива перегруженному Панамскому каналу – Никарагуанский канал.

Хотя оползни полностью не перекрывали Панамский канал с 1920 года, они по-прежнему представляют большие риски для судоходства по нему и создают дорогостоящие проблемы по его обслуживанию для администрации канала.

Так, чтобы избежать рисков для судов, в декабре 2010 года канал впервые за 95 лет был закрыт из-за сильной непогоды и опасного повышения уровня воды в результате непрекращающихся ливней.

Получить информацию и ссылки на источники по опасным склоновым процессам для США и Канады можно здесь . Для стран Центральной Америки – здесь .

(Panama Canal), искусственный водный путь (с 1914 г., офиц. с 1920 г.) междун. значения в Центр. Америке (Панама); пересекает Панамский перешеек в его наиболее низкой ч. и соединяет порты Карибского моря Атлантического океана (Кристобаль и Колон ) и Тихого океана (Бальбоа и Панама ). Длина 81,6 км, в т. ч. 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамского зал. и бухты Лимон (для прохода судов к глубокой воде); ширина 150–300 м; глубина 12,8–25,9 м; 12 шлюзов; свыше 14 тыс. грузовых судов, более 130 млн. т грузов в год. Первая попытка стр-ва канала предпринята в 1881 г. французской компанией под руководством Ф. де Лессепса. Она сопровождалась финанс. афёрами, которые породили выражение "панама" как символ финанс. авантюр. Стр-во велось США с лета 1904 г. до 15 августа 1914 г., когда по нему началось движение судов. С 1903 по 1979 г. зона П.к. принадлежала США, по американо-панамскому договору 1977 г. признана ч. Республики Панама.

Словарь современных географических названий. — Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Панамский канал

в Центральной Америке (Панама). Пересекает Панамский перешеек в его наиболее низкой части и соединяет порты Атлантического океана (Кристобаль и Колон) и Тихого океана (Бальбоа и Панама). Построен в нач. 20 в. Первое судно прошло в 1914 г., официально открыт в 1920 г. Дл. 81,6 км, в т. ч. 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамского залива и бухты Лимон (для прохода судов к глубокой воде); шир. 150–305 м; глуб. 12,8–25,9 м; 12 шлюзов; ежегодно проходит св. 14 тыс. грузовых судов, объём перевозок превышает 150 млн. т. С 1903 по 1979 г. зона Панамского канала принадлежала США, с 1 октября 1979 г. по 31 декабря 1999 г. продолжался 20-летний переходный период по передаче канала Панаме, с 1 января 2000 г. контроль над каналом полностью перешёл к Панаме. Ныне Панамский канал не справляется с растущим судооборотом. Обсуждаются проекты расширения существующего или строительства нового канала.

Панамский канал

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: