Сколько судей в верховном суде

Обновлено: 15.04.2024

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 2)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального конституционного закона
    • Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 3. Состав Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 4. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 5. Пленум Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 6. Президиум Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 7. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 8. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 9. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 10. Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 11. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 12. Председатель Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 13. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 14. Судьи Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 16. Материально-техническое обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 17. Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 18. Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации
    • Статья 19. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации
    • Статья 20. Печатный орган Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 21. Гражданско-правовой статус Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 22. Место постоянного пребывания Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона
    • Статья 24. Особенности материального обеспечения судей, досрочно прекративших полномочия судьи в связи с формированием первоначального состава Верховного Суда Российской Федерации
    • Статья 25. Переходные положения

    Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ
    "О Верховном Суде Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    4 июня, 21 июля, 4 ноября 2014 г., 15 февраля 2016 г., 29 июля, 30 октября 2018 г., 26 июля, 2 августа 2019 г., 16 апреля 2022 г.

    Одобрен Государственной Думой 24 января 2014 года

    Одобрен Советом Федерации 29 января 2014 года

    ГАРАНТ:

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", за исключением положений, для которых статьей 23 установлены иные сроки вступления их в силу

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    5 февраля 2014 г.

    Закон посвящен новому Верховному Суду РФ. Это высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам судебной системы России.

    На него возложен судебный надзор за деятельностью судов в части рассмотрения подсудных им дел в качестве суда надзорной, а также (в пределах компетенции) апелляционной и кассационной инстанций.

    Ведомство также рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

    Кроме того, указано, какие административные дела Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции. В этом качестве Суд рассматривает и дела по разрешению экономических споров между федеральными и региональными органами госвласти, между высшими органами госвласти субъектов Федерации.

    Верховный Суд РФ состоит из 170 судей. Он действует в следующем составе: Пленум, Президиум, Апелляционная и Дисциплинарная коллегии, Судебные коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, экономическим спорам, делам военнослужащих.

    Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации сроком на 6 лет по представлению Президента РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей.

    Место постоянного пребывания Верховного Суда РФ - Санкт-Петербург. В Москве создается его представительство.

    Закон вводится в действие по истечении 180 дней после вступления в силу Закона о поправке к Конституции РФ о Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ, за исключением некоторых положений.

    Прописаны особенности материального обеспечения судей, досрочно прекративших полномочия в связи с формированием первоначального состава нового Верховного Суда РФ.

    Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

    Положения статей 3 и 4 настоящего Федерального конституционного закона, определяющие состав Верховного Суда Российской Федерации, вступают в силу со дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"

    Часть 2 статьи 22 настоящего Федерального конституционного закона вступает в силу с даты начала осуществления Верховным Судом Российской Федерации своих полномочий в городе Санкт-Петербурге

    Положения частей 2-4 статьи 24 настоящего Федерального конституционного закона вступают в силу с 15 февраля 2014 г.

    Текст Федерального конституционного закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 февраля 2014 г., в "Российской газете" от 7 февраля 2014 г. N 27, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 6 ст. 550

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. N 6-П положение пункта 1 части 4 статьи 2 настоящего Федерального конституционного закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение по смыслу, приданному ему судебным толкованием, в системе действующего правового регулирования не допускает разрешение судом административных дел об оспаривании таких актов Федеральной налоговой службы, которые не соответствуют формальным требованиям, предъявляемым к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, по форме, субъекту и порядку принятия, регистрации и опубликования, но при этом содержат обязательное для всех налоговых органов разъяснение (нормативное толкование) налоговых законоположений, которое может противоречить их действительному смыслу и тем самым нарушать права налогоплательщиков

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу с 27 апреля 2022 г.

    Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г. и с 1 сентября 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ

    1. Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.

    2. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

    1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

    2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

    3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

    4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

    5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

    6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

    7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;

    8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;

    9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

    3. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

    Статья 18. Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации

    В Верховном Суде Российской Федерации действуют общее собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Совет судей Верховного Суда Российской Федерации, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда Российской Федерации.

    Статья 19. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации

    1. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при Верховном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

    2. Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации определяются положением о нем, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

    Верховный суд России внес в Госдуму законопроект, предлагающий установить новый вид поощрения для судей: наиболее опытным и профессиональным людям в мантиях будут присваивать повышенный квалификационный класс. Это что-то вроде дополнительной звезды на погонах для офицера.

    У людей в мантиях нет чинов. Но есть десять квалификационных классов. / PhotoXPress

    У судей нет чинов. Но есть квалификационные классы, которые очень важны для карьеры. Шагнуть в новый класс для судьи - это как получить новую звезду на погоны для офицера. Событие и значимое, и приятное, и напрямую влияющее на оклад.

    Напомним, для судей предусмотрено 10 квалификационных классов - с девятого (низший) по первый, плюс высший класс. Классы соответствуют определенным уровням судов. Например, судьями Верховного суда России могут быть судьи первого и высшего классов. И чем выше класс, тем больше оклад.

    Если судья работает в мировом суде, то выше седьмого класса не получит. Если переводить на военный язык, останется в вечных лейтенантах. Если же судья перешел в районный суд, то сегодня его потолок - пятый класс. Что-то вроде майора. Хочешь стать полковником - переходи в вышестоящий суд. Таковы правила.

    Однако сравнивать судейскую службу с военной крайне некорректно. Судья не офицер, приказов не выполняет. Он фигура самостоятельная. Что в районном суде, что в Верховном - судит только по совести и закону. А квалификационные классы являются только показателем профессионального уровня судьи. Поэтому систему присвоения квалификационных классов предлагается реформировать, позволив даже нижестоящим судьям высоко расти в чинах.

    "В части совершенствования оплаты труда судей предлагается реформировать порядок присвоения квалификационных классов, предусмотрев возможность присвоения квалификационного класса судье выше предусмотренного уровнем суда, в котором судья осуществляет правосудие, - рассказал председатель Совета судей России Виктор Момотов. - Необходимо разработать критерии, в соответствии с которыми такое повышение квалификационного класса станет возможно, к числу таких критериев могут быть отнесены, например, качество работы, безупречность репутации, отсутствие дисциплинарных взысканий, а также значительный вклад в дело отправления правосудия и особые заслуги перед судебной системой. Это станет дополнительной мотивацией для судей в самосовершенствовании и улучшении качества работы, а кроме того, повысит уровень финансовых гарантий".

    Как подчеркивают авторы законопроекта, новый подход к присвоению судьям квалификационного класса будет способствовать укреплению статуса судей. Также надо напомнить, что за какие-то нарушения судей могут и понижать в квалификационном классе. Такие нормы уже действуют. При этом, подчеркивал Верховный суд России, людей в мантии нельзя наказывать за то, что они вынесли неправильные решения, искренне заблуждаясь или имея свой взгляд на вещи.

    "Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм права", сказано в одном из решений ВС РФ.

    Но если судья, допустим, допускал волокиту или грубил участникам процесса, то может быть поставлен вопрос о его привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

    Кстати, новые предложения по развитию и совершенствованию судебной системы активно обсуждались недавно в ходе семинара-совещания "Судебная власть: история становления и современность", состоявшегося в городе Белокуриха Алтайского края под эгидой Совета судей России.

    Верховный суд РФ

    Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

    24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

    19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

    В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

    11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

    23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

    Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

    В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:

    - в составе постоянного народного судьи;

    - в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

    2) губернский суд;

    3) Верховный Суд РСФСР.

    4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».

    К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

    Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

    Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

    б) пленарного заседания;

    в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

    г) судебной коллегии;

    д) военной коллегии;

    е) военно-транспортной коллегии;

    ж) дисциплинарной коллегии.

    Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.

    В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

    Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

    В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

    По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

    Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

    К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

    30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции "содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

    С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

    Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

    25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

    27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

    В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

    11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей — «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

    20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

    19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

    17 октября 1991 года в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей.

    В мае-июле 1992 года были приняты Законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

    В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

    Место в судебной системе

    Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

    В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

    Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

    Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

    Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

    Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

    В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

    При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

    Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

    Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

    Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

    Итоги-2021: главные судейские назначения и отставки

    В Московском городском суде за год полностью сменился состав зампредов, а столичная апелляция пока работает без председателя. Для административной коллегии ВС пока так и не нашли нового судью, зато впервые за три года председатель появится у Арбитражного суда Московской области. Рассказываем о всех значимых судейских переходах года.

    В 2020 году Ольга Егорова покинула Московский городской суд, который возглавляла 20 лет. Ее место занял выходец из структуры военных судов Михаил Птицын. До этого он был председателем Западно-Сибирского окружного военного суда (2007–2010) и Южного (Северо-Кавказского) окружного военного суда (2010–2020).

    Вслед и бывшие заместители Егоровой подали заявления об отставке. В 2020-м ушли Михаил Панарин и Елена Базькова, у которой закончился срок полномочий. А в марте 2021-го свою должность оставил Михаил Фомин, который работал в городском суде с 2001 года. В последние годы он не рассматривал дела самостоятельно, а только слушал их в составе президиума суда. Ранее Фомин рассматривал «дело Евсюкова», а также дело бывшего руководителя главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ Дмитрия Довгия. В сентябре ушла в отставку последняя из заместителей Егоровой — Наталья Афанасьева. В 2015 году она стала зампредом городского суда, где курировала гражданские дела. С Егоровой судья успела поработать еще в 80-е в Октябрьском районном суде Москвы. Раньше Афанасьева возглавляла Квалификационную коллегию судей Москвы.

    Без заместителей Птицын не остался. В июне 2021-го президент своим указом назначил на эту должность троих судей. Любовь Ишмуратова, которая работает в МГС с 2008 года, а с 2015-го — председатель коллегии суда по уголовным делам, получила должность зампреда по этой же специализации. В последние пять лет Ишмуратова также возглавляла столичную ККС, но оставила эту должность после нового назначения в Мосгорсуде.

    Второй зампред Алексей Иванов пришел из Второго кассационного суда, в котором он работал с первого дня — 1 октября 2019 года. Еще одного заместителя Птицын забрал из «своего» Южного окружного военного суда — Максима Ивченко.



    Московская апелляция без председателя

    Это пока второй случай, когда образованные в 2019 году апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции лишаются своих руководителей. В 2020 году свою должность председателя Второго кассационного суда оставила Ирина Подносова, которая получила предложение возглавить коллегию Верховного суда по экономическим спорам.

    Новые судьи для Верховного суда

    В марте в отставку ушла Тамара Корчашкина, которая входила во второй состав административной коллегии Верховного суда. Корчашкина работала в Верховном суде с 1999 года и успела побывать судьей апелляционной и кассационной коллегий, а еще коллегии по гражданским делам.

    На освободившуюся позицию в админколлегии ВС конкурс объявили дважды, но на первую заявку никто не откликнулся. Зато в повторном конкурсе приняли участие сразу два кандидата. Заявление Сергея Бузмакова, судьи Первого апелляционного СОЮ, рассмотрели еще в сентябре — ВККС тогда без особых вопросов выдала ему рекомендацию. Лариса Головкина, судья Второго апелляционного суда, принимала участие в том же конкурсе, что и Бузмаков. Но в сентябре ее заявление рассматривать не стали, а незадолго до начала декабрьского заседания кандидат отозвала свое заявление и отказалась участвовать в конкурсе.

    На момент публикации Бузмаков еще не был назначен на должность президентским указом.

    Арбитражные суды: Московский округ

    Без председателя может остаться 10-й арбитражный апелляционный суд, что рассматривает дела в Московской области. Инна Воробьева, которая возглавляла его с 2010 года, в сентябре получила от ВККС рекомендацию на председательскую должность в Арбитражный суд Московской области. На этом месте Воробьева должна заменить Вячеслава Кресса, который еще в 2019 году поменял АС Московской области на АС Московского округа. Сейчас у АС Московской области нет председателя, а его обязанности исполняет один из зампредов Олег Смирнов.

    В АСГМ двое судей могут получить повышение до зампредов. Это Лидия Агеева и Юлия Жданова, которые получили рекомендацию от ВККС в середине декабря. Обе уже давно работают в столичном арбитражном суде и возглавляют судебные составы. Поскольку Агеева и Жданова подали документы по разным конкурсам, они не конкурировали друг с другом за одно место, а значит, обе станут зампредами, если смогут пройти «президентский фильтр».

    В 2019 году Агеева обращалась в московское УФСБ и рассказала, что зампред АСГМ Ольга Александрова оказывает на нее давление. Это обращение привело к отставке Александровой, которая в заседании ВККС обвинила коллегу в карьеризме и «грязных методах работы» (подробнее — ВККС лишила полномочий зампреда АСГМ Александрову).

    Ряд судей получили возможность трудиться на прежнем месте на новый срок. Наталья Окулова и Галина Карпова останутся в должности зампредов Арбитражного суда Московского округа еще на шесть лет. Андрей Соловьев продолжит быть заместителем председателя в АС Московской области. Сергей Седов остается зампредом в 9-м ААС.

    Изменился состав президентской комиссии по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, через которую проходят все кандидаты в федеральные судьи, получившие рекомендацию от ВККС. Теперь в состав комиссии входит первый заместитель директора ФСБ Сергей Королев и директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. Бывший министр юстиции Александр Коновалов исключен из состава комиссии.

    Денис Плотников возглавил Арбитражный суд Поволжского округа. Он работал в окружном суде на должности зампреда с августа 2013 года.

    Председателем Арбитражного суда Центрального округа в ближайшие шесть лет останется Александр Орлов, который получил новое назначение на должность в декабре.

    Юлию Мартыненко назначили постоянным председателем Арбитражного суда Республики Крым. На этой должности она сменила Олега Латынина, который возглавил крымский 21-й ААС.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: