Сколько судей в верховном суде рб

Обновлено: 24.04.2024

В соответствии со статьей 44 Кодекса о судоустройстве и статусе судей Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом.

Основной задачей Верховного Суда является осуществление правосудия по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам, осуществление надзора за судебной деятельностью судов общей юрисдикции и реализация иных полномочий в соответствии с законодательными актами.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе:

Количество заместителей Председателя Верховного Суда определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.

Верховный Суд действует в составе:

ü Пленума Верховного Суда;

ü Президиума Верховного Суда;

ü судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда в Верховном Суде могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.

Порядок формирования Верховного Суда Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей. Так, согласно статье 84 Конституции Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей Республики Беларусь, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.

Компетенция Верховного Суда Республики Беларусь определена в статье 46 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, в соответствии с которой данный орган:

® рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

® может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

® вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

® изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

® осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

® оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;

® разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

® изучает деятельность судов общей юрисдикции, заслушивает информацию председателей, заместителей председателей и судей судов общей юрисдикции о деятельности соответствующих судов;

® решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

® осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВОСУДИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

До последнего времени экономическое правосудие в Республике Беларусь осуществлялось хозяйственными судами, которые являлись органами судебной власти, осуществлявшими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.

Они осуществляли правосудие путем разрешения споров между субъектами хозяйствования в сфере отношений, возникающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, в том числе и с участием международных организаций, иностранных лиц и граждан.

В целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, обеспечения единства судебной практики, повышения качества осуществления правосудия, дальнейшего развития специализации судов и судей при рассмотрении дел, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения судов Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» были объединены Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд в единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам − Верховный Суд Республики Беларусь, возглавляющий систему судов общей юрисдикции страны.




Хозяйственные суды областей и г. Минска были переименованы в экономические суды областей (г. Минска). Указанным Декретом Главы государства было установлено, что система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), а также районных и городских судов. При этом в системе судов общей юрисдикции могут создаваться специализированные суды[27].

Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 установлено, что Верховный Суд, Пленум Верховного Суда и Президиум Верховного Суда помимо полномочий, отнесенных к их компетенции законодательными актами, наделяются полномочиями, предусмотренными законодательными актами соответственно для Высшего Хозяйственного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда и Президиума Высшего Хозяйственного Суда. В соответствии с указанным Декретом в компетенцию Верховного Суда входит рассмотрение экономических споров.

Тема № 19

«КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ»

Конституционно – правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь.

Задачи и направления деятельности прокуратуры Республики Беларусь.

Основные принципы деятельности прокуратуры.

Система органов прокуратуры. Полномочия Генеральной прокуратуры. Коллегии органов прокуратуры. Полномочия Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, районов и городов.

Понятие прокурорского надзора. Предмет надзора за исполнением законодательства. Акты прокурорского надзора.

Конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов: система, структура, основные задачи, функции, принципы деятельности.

Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

Полномочия Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь и комитетов государственного контроля областей.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188.– 1/6032.

2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г.(с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 107. – 2/1236; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 12.01.2014. – 2/2119.

3. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. «О Президенте Республики Беларусь» (в ред. Закона от 7 июля 1997 г. с изм. и доп.) // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 1997. – № 24. – Ст. 463; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 100. – 2/203; 2006. – № 166. – 2/1263.

4. Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь Респ. Беларусь. – 2007. – № 119.– 2/1317; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 14.07.2012. – 2/1952.

5. Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. «О Национальном собрании Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 172. – 2/1467; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 27.11.2013. – 2/2070.

6. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О Совете Министров Республики Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1521; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 16.01.2014. – 2/2122.

7. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 17. – 2/1660; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 23.01.2014. – 2/2128.

8. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 162. – 2/1697; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 17.07.2014. – 2/2175.

9. Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2004. − № 41. − 1/5393.

10. Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2007.− № 2. − 1/8173.

11. Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»//Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2007.− № 146.− 1/8668.

12. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» //Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 3. – 1/12259.

13. Указ Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1996 г. № 510«О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» //Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. − 1996. − №34. − Ст.891.

14. Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2001. − №105. − 1/3169.

15. Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (с изм. и доп.)// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2003. − № 105. − 1/4933; 2006. − № 69. − 1/7501.

16. Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 552 «О совершенствовании системы органов прокуратуры Республики Беларусь» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. − 2005. − № 189. − 1/6953.

17. Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 253. – 1/11062; 2010. – № 66. – 1/11477.

18. Указ Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 157.– 1/11733.

19. Указ Петра 1 от 18 января 1722 г. «Об установлении должности прокуроров в надзорных судах и о пределах компетенции надзорных судов в делах по доносам фискальским и прочих людей» // Российское законодательство в Х-ХХ вв. − В 9 т. − Т. 4. − Законодательство периода становления абсолютизма. − М., 1986. − С. 182 − 186.

20. Указ Петра 1 от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских» // Там же. − С. 186 − 187.

21. Указ Петра 1 от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора» // Там же. − С. 194 − 199.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник / Г.А. Василевич.– Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.

2. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 379 с.

3. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Выш. школа, 2004. – 351 с.

4. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 416 с.

Дополнительная

1. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. − Минск, 1998.

2. Демичев, Д.М. Ветви одного дерева //Беларусская думка. − 2003. − № 12. − С. 100 – 104.

3. Демичев, Д.М. Конституционные основы классификации системы государственных органов в Республике Беларусь // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. − Монография. Минск: Право и экономика, 2006. − С. 147–149.

4. Демичев, Д.М. Государственное строительство как сфера деятельности органов государственной власти Республики Беларусь //Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. − Минск: Право и экономика, 2006. − С. 132 – 230.

5. Демичев, Д.М. Конституция Республики Беларусь и принцип разделения властей // Проблемы реализации норм права в условиях формирования рыночных отношений: Материалы респ. науч.-практ. конф. (Минск, 24 нояб. 2006 г.). – Минск: БГЭУ, 2006. − С. 35 – 41.

6. Демичев, Д.М. Разделение властей: теория и практика // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. − 2007. − № 1 (13). − С. 16 –21.

7. Лукашенко, А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. Доклад Президента Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы 27 марта 2003 г. // Рэспублiка. − 2003. − 29 марта. − С. 1 − 7.

8. Лукашенко, А.Г. Сильная экономика и честная власть – фундамент независимости страны и процветания нации. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию // Советская Белоруссия. – 2014. – 23 апреля. – С. 1 – 8.




Председатель Верховного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь:

руководит деятельностью Верховного Суда Республики Беларусь и организует деятельность иных судов общей юрисдикции;

определяет территориальную подсудность дел специализированных судов;

утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей судов общей юрисдикции и порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

созывает Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, организует работу Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и председательствует в их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь вопросы, отнесенные к их ведению;

вносит Президенту Республики Беларусь представления по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Кодексом;

руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

организует работу по осуществлению контроля за исполнением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

формирует судебные составы Верховного Суда Республики Беларусь для рассмотрения дел;

утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь;

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;

вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь;

вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

утверждает штатное расписание и структуру аппаратов Верховного Суда Республики Беларусь, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), районных (городских), специализированных судов в пределах установленной Президентом Республики Беларусь численности работников аппаратов этих судов;

руководит работой с кадрами в судах общей юрисдикции;

осуществляет общее руководство аппаратом Верховного Суда Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Верховного Суда Республики Беларусь;

выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь представления о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству;

вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь и другие государственные органы предложения о совершенствовании законодательства, а также об устранении нарушений законодательства;

представляет Верховный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;

ведет личный прием, организует работу Верховного Суда Республики Беларусь по личному приему и рассмотрению обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с судопроизводством.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях других государственных органов.

Верховный Суд РБ возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.Верховный Суд РБ состоит из судей Верховного Суда РБ, в том числе Председателя Верховного Суда РБ, первого зам. и зам. Председателя Верховного Суда РБ. Количество зам. Председателя Верховного Суда РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.Верховный Суд РБ действует в составе: Пленума; Президиума; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам; судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности; Военной коллегии.При необходимости могут образовываться кассационная судебная коллегия, апелляционная судебная коллегия и иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.Количественный состав судей Верховного Суда РБ устанавливается Президентом РБ по представлению Председателя Верховного Суда РБ.Статья 46. Компетенция Верховного Суда:

рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;вносит в Конст-ный Суд РБ предложения о даче заключений в соответствии со статьей 112 и 116 Конституции РБ;изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;осуществляет контроль за исполнением судами постановлений Пленума;оказывает помощь судьям общих судов по применению законодательства;разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;изучает деятельность общих судов, заслушивает информацию предс-лей, зам. предс-лей и судей общих судов о деятельности соответствующих судов;

решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РБ, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.Статья 47. Пред-ль Верховного Суда РБ

Пред-ль Верховного Суда РБ назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ из числа судей Верховного Суда РБ сроком на пять лет.Пред-ль Верховного Суда РБ:организует деятельность Верховного Суда РБ и иных общих судов;утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалиф. экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалиф. экзаменов;созывает Пленум Верховного Суда РБ, организует работу Президиума Верховного Суда РБ и пред-льствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Верховного Суда РБ вопросы, отнесенные к их ведению;вносит представления Президенту РБ по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Кодексом;вносит на утверждение Пленума Верховного Суда РБ представления по составу судебных коллегий Верховного Суда РБ;руководит работой по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;организует работу по осуществлению контроля за исполнением постановлений Пленума Верховного Суда РБ;формирует судебные составы для рассмотрения дел;назначает судей в качестве пред-льствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;вправе пред-льствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного Суда РБ;вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

распределяет обязанности между первым зам. и зам.и Председателя Верховного Суда РБ;осуществляет общее руководство аппаратом Верховного Суда РБ, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Верховного Суда РБ;

выносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ представления о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда РБ, содержащих разъяснения, законодательству;вносит Президенту РБ, в Совет Министров РБ и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также по устранению нарушений законодательства;представляет Верховный Суд РБ в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;ведет личный прием граждан, организует работу Верховного Суда по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Пред-ль Верховного Суда РБ издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с судопроизводством.Пред-ль Верховного Суда РБ вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания РБ, их комиссий, заседаниях Совета Министров РБ и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума.

Судебные коллегии обеспечивают специализацию судей при рассмотрении дел. Они формируются из числа судей Верховного Суда и утверждаются его Пленумом (ч. 1 ст. 54 Закона). При этом учитывается как желание самого судьи, так и стаж его работы, предшествующий опыт.

В настоящее время судебная коллегия по уголовным делам насчитывает 20 судей, судебная коллегия по гражданским делам – 12, Военная коллегия – 6, судебная коллегия по патентным делам – 4 судьи.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по патентным делам действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда рассматривает по первой инстанции дела:

· о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства

· подсудные нижестоящим судам и переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника в целях обеспечения объективности судебного разбирательства;

· подсудные нижестоящим судам и принятые к производству по собственной инициативе в связи с их особой сложностью либо особым общественным значением

Судебная коллегия по гражданским деламрассматривает по первой инстанции дела:

· по жалобам на отказ в регистрации республиканских и международных общественных объединений граждан;

· по заявлениям о прекращении деятельности таких объединений;

· по жалобам на отказ в регистрации инициативной группы по проведению республиканского референдума;

· по жалобам на отказ в регистрации политических партий;

· по заявлениям о прекращении деятельности политических партий;

· по жалобам на решения Президента Республики Беларусь по вопросам гражданства;

В кассационном порядке судебные коллегии Верховного Суда рассматривают жалобы и протесты на приговоры, решения, определения и постановления областных, Минского городского судов по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу.

Приговоры и решения Верховного Суда по уголовным и гражданским делам обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат, но могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда. Персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда.

Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения, кассационные и надзорные определения судебных коллегий Верховного суда.

В рассмотрении Президиумом судебных дел принимают участие Генеральный Прокурор Республики Беларусь или его заместители.

Организационная деятельность Президиума имеет два основных направления:

1) рассмотрение вопросов организации работы самого Верховного суда, его подразделений и аппарата;

2) воздействие на деятельность нижестоящих судов в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства.

Подведение итогов и контроль за качеством аналитической работы судей Верховного суда и его аппарата – одна из основных функций Президиума

55) Состав и компетенция Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Пленум Верховного Судаколлегиальный орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству.

Пленум действует в составе Председателя Верховного суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда, председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящих в состав Пленума Верховного Суда по должности.

В заседаниях Пленума могут принимать участие Председатель Высшего Хозяйственного Суда, Генеральный прокурор, Министр юстиции и их заместители.

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в три месяца.

Основное полномочие Пленума Верховного Судадача разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума

Указанные постановления Пленума Верховного Суда обязательны для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение (ст. 47 Закона).

Разъяснения Пленума Верховного Суда не являются источниками права, не могут содержать новых правовых норм, поскольку судебная власть обладает лишь правоприменительной, а не законодательной, правотворческой функцией.

В необходимых случаях проводятся совместные заседания Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хозяйственного Судапо вопросам, имеющим значение как для общих, так и хозяйственных судов, например, о разграничении подведомственности дел.

К организационным полномочиямПленума Верховного Суда относятся:

· утверждение по представлению Председателя Верховного Суда составов судебных коллегий и их председателей, секретаря Пленума из состава его членов;

· избрание квалификационной коллегии судей Верховного Суда из состава членов Пленума, а также ее председателя и заместителя председателя из числа членов этой коллегии, заслушивание отчетов о ее деятельности;

· утверждение по представлению Председателя Верховного Суда состава научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь.

Постановления Пленума Верховного суда по своему содержанию разделяют на:

· руководящие – содержащие разъяснения по вопросам применения действующего законодательства;

· контрольные – по вопросам исполнения ранее принятых постановлений Пленума;

· организационные – по процессуально-организационным вопросам деятельности Верховного Суда;

· кодификационные – вносящие изменения и дополнения в ранее принятые Верховным Судом постановления, а также отменяющие их целиком или в определенной части.

56) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители. Порядок назначения и полномочия.

Председатель Верховного Суда осуществляет процессуальные и организационные функции, обеспечивая надлежащее руководство работой высшего судебного органа в системе общих судов.

Председатель Верховного Суда, выполняя свои процессуальные полномочия:

1. может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2. вправе истребовать из судов Республики Беларусь судебные дела для проверки в порядке надзора;

3. приносит протесты в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие посредством гражданского, уголовного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом.

Компетенция Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь:

  • рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях;
  • рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке;
  • вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью первой статьи 116 1 Конституции Республики Беларусь;
  • изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
  • оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;
  • разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства;
  • осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
  • решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями.

Верховный Суд Республики Беларусь

Местоположение:

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Официальный сайт:

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: