Сколько построено судов в россии за 2020

Обновлено: 25.04.2024

Данные по наличию морского гражданского флота получены путем обработки базы данных Российского морского регистра судоходства, базы данных Российского международного реестра судов, предоставленной ФГУП « Морсвязьспутник », и статистической формы № 53-М (суд) «Сведения о наличии морских судов в Российской Федерации».

В состав морского флота входят транспортные суда (перевозка грузов и пассажиров), обеспечивающие (ледоколы, аварийно-спасательные суда, бункеровщики, сборщики льяльных вод, плашкоуты и др.), рыбопромысловые и научно-исследовательские суда.

Наличие морского флота под флагом России на начало 2020 года

Морской транспортный флот, контролируемый российскими судоходными компаниями, по состоянию на 01.02.2020 г. составляет:

Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого российскими судоходными компаниями, по состоянию на начало 2020 года составляет 1 423 судна общим дедвейтом 22,4 млн тонн, из которых 65,7% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. По сравнению с 2019 годом наблюдается незначительное увеличение количества и тоннажа судов морского транспортного флота: по количеству судов (+2%), по дедвейту (+3,0%).

Морской флот под флагом России условно можно разделить на три части: морские суда, суда река-море плавания и пассажирские суда.

Морские суда – 296 судов общим дедвейтом 4,7 млн тонн (26% по количеству и 64% по дедвейту).

Суда река-море плавания – 833 судна суммарным дедвейтом 2,5 млн тонн (74% по количеству и 36% по дедвейту).

Пассажирские суда – 47 ед.

В целом в России по данным Российского морского регистра судоходства насчитывается 425 судоходных компаний, в том числе имеющих морские суда – 71 компания (17%).

Анализ структуры отечественного флота по назначениям судов позволяет отметить следующее.

В составе сухогрузного флота имеется 18 контейнеровозов средним возрастом 17 лет, 11 судов навалочников средним возрастом 14 лет, 9 железнодорожных паромов средним возрастом 30 лет, 144 рефрижераторных судна средним возрастом 30 лет, 542 судна универсального назначения средним возрастом 25 лет, 47 пассажирских судов средним возрастом 33 года.

349 судов наливного флота средним возрастом 16,8 года.

В составе морского флота под иностранными флагами, контролируемого российскими судовладельцами, можно выделить 8 контейнеровозов средним возрастом 17 лет, 35 судов навалочников средним возрастом 17 лет. Однако наиболее современными являются 138 судов наливного флота средним возрастом 12 лет.

Можно выделить 10 наиболее крупных судоходных компаний России (по дедвейту): ПАО « Совкомфлот », ООО ЛК «Волга», ООО РПК «Норд», ПАО « Северо-Западное пароходство », АО «Роснефтефлот», ООО «Газпромнефть Шиппинг» , ООО «Новогрейн», АО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ООО «Палмали», ООО «Пола Райз».

В феврале 2020 года АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» было реорганизовано путем присоединения к нему ПАО « Северо-Западное пароходство » и АО «Северо-Западный флот».

Проект ООО ЛК «Волга» - это рейдовый перегрузочный комплекс (РПК) в районе мыса Филинский Кольского залива, предназначен для перевалки сырой нефти из Варандея. Дедвейт танкера-накопителя «Кола» составляет 309 тыс. тонн, длина - 335 м, ширина – 58 м. Проект реализуется с января 2018 года.

«РПК Норд» это рейдовый перегрузочный комплекс на базе плавучего нефтехранилища «Умба». Танкер-накопитель «Умба» дедвейтом 300 тыс. тонн установлен в Кольском заливе в январе 2016 года. «РПК Норд» предназначен для перевалки сырой нефти с Приразломного месторождения и Новопортовского месторождения на Ямале.

Из наиболее значимых событий 2020 года можно отметить ввод в эксплуатацию следующих судов.

Российский рынок судостроения и кораблестроения за год по стоимости вырос на 67%, до 230 млрд рублей. Совокупный тоннаж вырос на 59%, до 542 тысяч тонн. Правда, вот в штуках наблюдается снижение на 8 %, всего в 2020 году было сдано заказчикам 94 судна (тоннажем более 50 тонн) и ещё было построено около 90 мелких судов и катеров (тоннажем менее 50 тонн). В прошлом году особо отличился Судостроительный комплекс «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка), который занял первое место в рейтинге верфей по совокупному тоннажу и второе место (после Балтийского завода) по стоимости сданных судов. Например, они сдали Роснефтефлоту» в 2020 году головной танкер Aframax «Владимир Мономах» дедвейтом 114 тысяч тонн и стоимостью порядка 31,3 млрд рублей.

При этом количество сданных заказов сократилось именно в гражданском судостроении почти на 18%, до 62 единиц, а в военном увеличилось на 18%, до 32 кораблей. Например, входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) «Севмаш» сдал атомную подводную лодку с баллистическими ракетами «Князь Владимир», «Северная верфь» (входит в ОСК) передала флоту корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов», прибалтийский «Янтарь» (входит в ОСК) сдал большой десантный корабль «Петр Моргунов». В гражданском судостроении по количеству сданных судов лидируют сухогрузы (построено 17 штук), баржи (13 штук) и специальные суда обслуживающего флота.

А ещё такой интересный факт, что более 40% совокупной стоимости сданных судов в 2020 году приходится на ледоколы. Так в прошлом году входящий в ОСК Балтийский завод завершил строительство головного атомного ледокола «Арктика» мощностью 60 МВт и стоимостью 37 млрд рублей, плюс «Адмиралтейские верфи» (тоже входят в ОСК) передали «Росморпорту» дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» 25 МВт стоимостью около 12 млрд рублей.

Тройку крупнейших заказов 2020 года по стоимости возглавляет серия из десяти газовозов для проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2», следом за ним идёт контракт на строительство головного атомного ледокола «Лидер» мощностью 120 МВт. Эти оба заказа должна выполнить «Звезда». Замыкает тройку контракт на строительство двух универсальных десантных кораблей «Прибой» за 80-100 млрд рублей, размещенный на судостроительном заводе «Залив» (подконтрольном группе «Ак Барс» Рената Мистахова).

На данный момент я уже лично посетил более 490 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

В России активно продолжается программа и модернизации военно-морского флота. По итогам 2020 года было построено порядка 40 кораблей, подводных лодок, катеров и судов обеспечения. Поэтому в целом, с точки зрения обновления корабельного состава, уходящий год можно смело признать успешным. При этом продолжается строительство атомных подводных крейсеров «Борей-М» и АПЛ «Ясень-М», дизель-электрических подводных лодок, фрегатов, корветов и МРК.

Так, в июне в состав Северного флота был включен новый стратегический подводный ракетоносец «Князь Владимир» пр. 955А «Борей». Это четвертый РПКСН нового проекта в составе ВМФ и второй для КСФ. Кроме того, в июле в состав флота был принят и первый серийный фрегат пр. 22350 - «Адмирал флота Касатонов». А в октябре, но уже Тихоокеанский флот получил свою вторую ДЭПЛ пр. 636.3. Корабль «Волхов», который присоединился к имеющемуся «Петропавловску-Камчатскому». 25 декабря у них появилась ещё одна новинка - новейший корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» пр. 20380. Это уже седьмой корабль данного проекта и третий в составе КТОФ. И уже через день 26 декабря Тихоокеанский флот принял ещё один корабль, но уже противоминной обороны «Яков Баляев», построенный по пр. 12700. Это, между прочим, уже пятый тральщик своего типа - и первый корабль нового поколения в составе КТОФ. В ноябре Балтийскому флоту передали уже третий малый ракетный корабль пр. 22800, «Одинцово». А в конце ноября Черноморский флот принял третий патрульный корабль пр. 22160 «Павел Державин».

В плюсе по итогам 2020 года и вспомогательный флот. Например, в марте Северному флоту передали новое вспомогательное / океанографическое судно «Академик Александров» пр. 20183. Это судно водоизмещением 5,5 тысяч тонн предназначается для проведения исследований и поисково-спасательных работ, способно нести глубоководные аппараты и может перевозить различные грузы. Кстати, одно такое судно уже имеется у КСФ. Гидрографическая служба ВМФ в этом году получила два новых судна. Это малое судно пр. 19910 «Николай Скосырев» и большой гидрографический катер пр. 19920 «Александр Макорта».

В 2021 году российские предприятия судостроительной отрасли передадут флоту еще более 20 кораблей. В их числе несколько подводных лодок - ракетная стратегического назначения, многоцелевая, большая дизельная. А еще военные получат корветы, ракетные корабли, тральщики, катера и 20 вспомогательных судов. В 2022 году на вооружение Военно-морского флота России поступит по 19 боевых кораблей и вспомогательных судов.

На данный момент я уже лично посетил более 490 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Год подходит к концу. Вся отрасль сейчас занята подведением итогов такого сложного 2020-го. Судоходные компании закрывают результаты навигации, порты считают грузооборот, поставщики и производители – число отгрузок. Мы же подведем итоги уходящего года достаточно логично – сколько судов и кораблей построили и передали заказчикам отечественные судостроительные заводы, чтобы собранная в одном месте информация смогла наглядно продемонстрировать темпы реализации контрактов на фоне пандемии.

Пожалуй, самым логичным будет начать подведение итогов года с успехов Объединенной судостроительной корпорации и ее верфей. Все-таки ОСК имеет больше всего заказов, которые размещены на заводах, по сравнению с другими отечественными игроками.

Первыми 2020 год открыли корабелы нижегородского завода «Красное Сормово». В апреле предприятие передало компании «Пола Райз» сухогруз «Пола Мария» проекта RSD59.

Вообще за ушедшие 366 дней верфь передала заказчикам 10 сухогрузов данного проекта: «Пола Анастасия», «Пола Ярослава», «Пола Варвара», «Пола Агата», «Пола Алексия», «Пола Марина», «Пола Миропия» - для «Пола Райз», и два сухогруза для компании «Альфа» - «Альфа Атлант» и «Альфа Меркурий». Венцом трудов судостроителей «Красного Сормово» стала передача круизного лайнера «Мустай Карим» проекта PV300 компании «ВодоходЪ», которая состоялась, по информации пресс-службы Морского инженерного бюро, 3 августа 2020 года.

С самого начала года Дальневосточный «тыл» корпорации прикрывал Амурский судостроительный завод, который передал 30 января судно снабжения «Остап Шеремета» проекта 22420. Заказчиком снабженца выступила компания «Газпром флот». Кульминацией 2020 года для амурских корабелов стала передача корвета «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» проекта 20380. Корабль вошел в состав Тихоокеанского флота.

В Калининграде Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» отличился двумя передачами – одной по военной линии, второй – по гражданской. Предприятие передало Военно-морскому флоту России большой десантный корабль «Петр Моргунов» проекта 11711. По гражданскому направлению ПСЗ «Янтарь» передал траулер «Василий Каплюк» проекта SK-3101R Рыболовецкому колхозу им. Ленина. Известно, что в феврале 2021 года судно начнет вылов рыбы.

Северные верфи ОСК также не отставали.

Центр судоремонта «Звездочка» передал Управлению глубоководных исследований Минобороны РФ океанографическое исследовательское судно «Академик Александров» проекта 20183. Церемония подъема флага состоялась в апреле.

Еще один северодвинский завод «Севмаш» передал Северному флоту атомную подводную лодку «Князь Владимир» проекта 955А «Борей-А». Строительство АПЛ началось на заводе в 2012 году. Церемония передачи состоялась 12 июня 2020 года.

Раз зашла речь о подлодках, то стоит упомянуть «Адмиралтейские верфи», коллектив которого сдал Тихоокеанскому флоту очередную «Варшавянку», подлодку проекта 636.3 «Волхов». Вместе с этим, завод наконец-то передал "Росморпорту" дизель-электрический ледокол "Виктор Черномырдин" проекта 22600. Больше в этом году завод не может похвастаться передачами, однако предприятие реализовало весьма знаковые спуски на воду – траулеры проекта СТ-192 и ЛСП «Северный полюс», что строится для Росгидромета.

По соседству от «Адмиралтейских верфей» располагается Балтийский завод. На его мощностях строится серия самых мощных атомных ледоколов в мире на сегодня – атомоходы проекта 22220. В 2020 году балтийцы передали «Росатомфлоту» долгожданное головное судно – ледокол «Арктика». И первую свою ледокольную проводку атомоход осуществил 24 ноября в порту Сабетта.

Теперь опять о военных заказах. «Северная верфь» передала флоту два корабля – фрегат «Адмирал флота Касатонов» проекта 22350 и корвет «Гремящий» проекта 20385. Церемония подъема Андреевского флага на корвете прошла 29 декабря, в канун нового года, что стало хорошим подарком к новому году для Тихоокеанского флота.

Средне-Невский судостроительный завод тоже отличился передачей корабля в декабре. На Дальнем Востоке в торжественной обстановке был передан композитный корабль противоминной обороны «Яков Баляев» проекта 12700.

Достаточно продуктивно провел свой год Невский судостроительно-судоремонтный завод. Он передал два судна своим заказчикам – многофункциональный буксир-спасатель «Бейсуг» проекта MPSV12 и грузопассажирский паром «Адмирал Невельской» проекта PV22. Спасатель вошел в состав флота Морспасслужбы. Паром же будет бесперебойно курсировать между Сахалином и Курильскими островами. Заказчиком строительства судна выступила компания «Сахалинлизингфлот».

Выборгский судостроительный завод тоже не остался в стороне и может похвастаться передачей весьма сложного заказа – головного траулера «Баренцево море» проекта КМТ01. На заводе он был заложен в 2017 году. Строился в интересах «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума». Передача судна прошла в октябре 2020 года.

На юге корабелы производственной площадки «Красные Баррикады» (входит в Южный центр судостроения и судоремонта) - предприятия, которое возродило свою трудовую деятельность после вступления в ОСК, - передали компании «Белуга Проджектс Лоджистик» два несамоходных грузовых понтона проекта ГРПН – «Белуга-1» и «Белуга-2».

«Сын» Росморпорта

В Петрозаводске, функционирует совершенно уникальное предприятие – Онежский судостроительно-судоремонтный завод. В настоящее время его можно считать успешным, потому что, во-первых, реализует достаточно сложные заказы, во-вторых, регулярно спускает и сдает своему единственному заказчику – Росморпорту – суда.

Несмотря на пандемию, Онежский ССЗ завершает год с четырьмя переданными судами. Речь идет о двух уникальных катерах – гибридных лоцмейстерских судах «Анатолий Климов» и «Виктор Воротыло» проекта ST23WIM-H, которые способны работать как с помощью главного двигателя, так и аккумуляторных батарей.

Еще в 2020 году Онежский судостроительно-судоремонтный завод закрыл серию самоходных грунтоотвозных шаланд проекта HB-600. Предприятие передало Росморпорту в декабре суда «Морская» и «Смелая». Первая шаланда будет работать в порту Новороссийск, а «Смелая» отправится в Астрахань.

Завод «Пелла»

Не будем далеко от северных корабелов отходить, потому что вне корпораций есть весьма заметный частный судостроительный завод «Пелла». Сегодня предприятие успешно реализует большой портфель заказов – как по военной линии, так и по гражданской.

В 2020 году завод «Пелла» передал заказчикам пять различных единиц флота. А основном предприятию удалось закрыть именно гособоронзаказы. Корабелы «Пеллы» передали ВМФ России три «Раптора» - катера со строительными номерами 715, 716 и 717. Вместе с этим, в рамках военной линии, предприятие передало Военно-морскому флоту малый ракетный корабль «Одинцово» проекта 22800.

Знаковым событием не только для завода «Пелла», но и в целом для отечественной рыбопромысловой промышленности, стала передача первого российского краболова «Русь» проекта 03070. Заказчиком строительства выступила компания «Антей».

Сосед «Красного Сормово»

В Нижегородской области помимо завода «Красное Сормово» есть тоже продуктивное судостроительное предприятие. В поселке Навашино располагается «Окская судоверфь», которая может дать фору многим заводам России.

В уходящем году судостроители «Окской судоверфи» передали заказчикам девять судов по гражданской линии и один корабль – по военной. «Гражданку» навашинского завода представляют семь сухогрузов проекта RSD59 – «Петротранс – 5901», «Петротранс – 5902», «Петротранс – 5903», «Петротранс – 5904», «Петротранс – 5905» для «Петротранса», а также «Астрол – 1» и «Астрол – 2» для компании «Астрол». Помимо них, «Окская судоверфь» построила две мелкосидящих баржи «Белмакс 9» и «Белмакс 10» проекта RDB20 для компании «Белмакс».

В ноябре 2020 года коллектив «Окской судоверфи» передал ВМФ России большой гидрографический катер «Александр Макорта» проекта 19920. В настоящее время БГК несет службу в составе Северного флота.

Приволжские корабелы

В Нижегородской области передачами славятся не только «Окская судоверфь» и «Красное Сормово». Там строит и передает катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения «Завод «Нижегородский теплоход». Например, в 2020 году предприятие передало три БГК проекта 23040. Речь идет об «РВК-1264», «Александре Шеремете» и «Павле Симонове». Церемонии подъемов флагов на катерах прошли в конце ноября.

В соседнем регионе – Самарской области функционирует предприятие «Нефтефлот». Сегодня завод занят строительством пассажирских теплоходов проекта PV20S. Однако в уходящем году коллектив «Нефтефлота» передал компании «Петротанкер» трюмную сухогрузную баржу «Самарская – 3» проекта RDB12.

Несмотря на насыщенный год для Зеленодольского судостроительного завода им. Горького, который закладывал корабли и даже спустил на воду первый отечественный речной пассажирский теплоход, работающий на СПГ, предприятие может похвастаться только одной передачей.

27 ноября в Новороссийске состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на патрульном корабле «Павел Державин» проекта 22160, который построил коллектив Зеленодольского СЗ им. Горького. Корабль вошел в состав Черноморского флота.

Центральная часть России

В центре нашей страны сразу несколько судостроительных предприятий отличились передачами. В 2020 году завод «КАМПО», специализирующееся на строительстве модульных катеров, передало Черноморскому флоту гидрографический катер «Александр Фирсов» проекта 23370Г. Церемония подъема флага состоялась 20 ноября.

Рыбинская верфь передала Балтийскому флоту транспортно-десантный катер «БК-16» проекта 02510. Церемония передачи проходила в Приморске.

Совместная работа заводов «Верфи братьев Нобель» и СЗ «Вымпел» дала свои плоды. Предприятия передали заказчику малый рыболовный траулер рефрижераторного типа «Вымпел» проекта Т30В. Заказчиком строительства выступила компания «Карелрыба».

В конце октября компания «Порт Коломна» передала ФГБУ «Канал им. Москвы» многочерпаковый земснаряд «Леонид Быков» проекта 3409. Судно будет эксплуатироваться Рязанским филиалом ФГБУ «Канал им. Москвы» на реке Оке для проведения дноуглубительных работ.

Самым результативным среди всех предприятий оказался судостроительный завод «Вымпел». В 2020 году он передал малое гидрографическое судно «Николай Скосырев» проекта 19910. Сейчас оно несет службу в составе Северного флота.

Помимо этого, «Вымпел» передал Пограничной службе ФСБ России два патрульных катера проекта 1496М1Э «Ламантин» - «Гриф» и «Сарыч». Это четвертый и пятый катера в серии для рыбинского предприятия.

Дальний Восток

Дальневосточное судостроение по церемониям передач представлено тремя заводами – мегаверфью «Звезда», «Восточной верфью» и Судостроительным заводом им. Октябрьской революции.

Последний в сентябре передал заказчику рыболовный сейнер «МРС-777» проекта 1338К. Строительство велось в интересах компании «Дельта Фиш ЛТД». Это первый рыбопромысловый заказ, реализованный на Дальнем Востоке.

Коллектив «Восточной верфи» буквально в канун нового года передал Тихоокеанскому флоту противодиверсионный катер «Грачонок» проекта 21980. Это шестой подобный катер, построенный на предприятии.

Однако триумфом не только дальневосточных корабелов, но и в целом отечественной судостроительной промышленности, стало завершение строительства первого российского супертанкера типа Афрамакс «Владимир Мономах». Заказчиком строительства выступила компания «Роснефтефлот». Церемония передачи состоялась 11 декабря.

Судостроение Сибири

Приятными новостями делятся корабелы Самусьского судостроительно-судоремонтного завода. За 2020 год предприятие построило две баржи-площадки проекта RDB 66.68. Суда были заказаны «Томской судоходной компанией».

Стоит отметить, что компания планирует и дальше сотрудничать с заводом, расширяя портфель заказов Самусьского ССЗ.

Общая сумма переданных заказов российскими судостроительными заводами, как военных, так и гражданских, составляет 64 единицы флота . И уже не очень понятно, насколько логично вновь заговаривать о влиянии пандемии коронавируса на сроки сдачи судов и кораблей.

Дело в том, что в 2019 году, который не был обременен никакими трудностями и ковидом, завершился с интересной цифрой сданных судов и кораблей. За прошлый год отечественные корабелы передали заказчикам 61 единицу флота .

Из этого можно сделать два диаметрально противоположных вывода: либо влияния пандемии не было никакого, и корабелы просто взяли этот объем заказов как оптимальный, сохранив стабильность. Либо, если бы не пандемия в 2020 году, то российские верфи закрыли бы куда больше заказов, а так из-за коронавируса и различных ограничений режим был умеренным, не таким интенсивным.

И все-таки ушедший год стал немного, но продуктивнее 2019-го, как минимум на два реализованных заказа.

Ясно наверняка одно: судостроительная промышленность живет, она адаптировалась к «масочному режиму», к сопутствующим ограничениям, которые оставил за собой уходящий год. Отрасль продолжает сдавать сложные заказы, подтверждая все контрактные сроки с надлежащим качеством. Это не может не радовать. Посмотрим, что нам принесет новый 2021 год.


Отечественное гражданское судостроение в 2020 году, даже несмотря на сданные «долгострои», продемонстрировало приличное падение. Российские верфи сдали на 18% меньше судов, чем в «допандемийном» 2019 году.

В абсолютных цифрах – заказчикам ушли 132 гражданских судна, из них 60 водоизмещением свыше 100 тонн. Суммарный тоннаж всех сданных судов составил около 115 тыс. тонн, а общий объем финансирования – почти 100 млрд рублей.

Приведем небольшой обзор сданных судов, но оговоримся, что пока рассматриваем только суда водоизмещением более 100 тонн.

Сергей Коновалов, председатель ОСА

Морской транспорт

Столь значительных финансовых показателей отечественным верфям удалось добиться за счет сдачи заказов, которые в прошлом пришлось перенести в силу разных причин.

Так, в рамках программы «Развитие транспортной системы России» (2010-2020 годы) и подпрограммы «Морской транспорт» Адмиралтейские верфи в 2020 году передали «Росморпорту» дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» 25 МВт стоимостью около 12 млрд руб. Судно было заложено 10 октября 2012 года, спущено на воду 30 декабря 2016 года. О том, где же будет использоваться ледокол, «Росморпорт» пока не сообщал.

Невский судостроительно-судоремонтный завод передал Морской спасательной службе второй буксир-спасатель мощностью 3 МВт пр. MPSV12 «Бейсуг». Проектантом судна выступало ОАО «МИБ – Дизайн СПб». Заложен буксир был 11 марта 2016 года, 1 июня 2017 года спущен на воду. Стоимость судна на конец 2020 года оценивается в 1,8 млрд руб.

Строительство обоих судов финансировал федеральный бюджет.

Северный морской путь

По плану развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года в части развития ледокольного флота Балтийский завод в 2020 году завершил строительство головного атомного ледокола «Арктика» мощностью 60 МВт для ФГУП «Атомфлот». Стоимость судна составила почти 37 млрд руб. Заложили судно 5 ноября 2013 года, спуск на воду состоялся 16 июня 2016 года. Сдача ледокола несколько раз переносилась. В результате в ноябре 2020 года ледокол отправился из Мурманска в первый рабочий рейс, однако в ходе испытаний на судне сгорел гребной электродвигатель правого борта, из-за чего максимальная мощность ледокола составляет 50 МВт вместо заложенной в проекте 60 МВт. Летом ледокол должен встать в док на Кронштадтском морском заводе, где специалисты заменят аварийный ГЭД. По какой статье пойдут расходы на приведение ледокола в нормальное состояние, пока не ясно.

Сейчас Балтийский завод строит ледоколы серии «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Не так давно Балтийский завод сообщил о том, что сдача первого серийного судна «Сибирь» переносится с августа на декабрь 2021 года.

Внутренний водный транспорт

Самая массовая сдача судов в 2020 году проходила по государственной программе «Развитие транспортной системы».

В части Федерального проекта «Внутренние водные пути» отечественные заводы сдали два судна. Для ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» Восточно-Сибирское речное пароходство построило танкер-бункеровщик пр. RТ37. Проект финансировался из федерального бюджета, стоимость судна 567 млн руб.

Для канала имени Москвы Порт Коломна построил несамоходный земснаряд производительностью 250 м 3 /ч пр. 3409 по проекту ГЦКБ «Речфлота». Финансирование строительства, 475 млн руб., также шло из федерального бюджета.

Внутренний водный транспорт вне бюджета

Это самая массовая по количеству сданных судов программа. Однако в подавляющем большинстве случаев строительство здесь шло по линии лизинга, а значит, без субсидирования ставок компании за свои деньги флот построить бы не смогли. То есть государство в таком случае все равно принимает участие.

Всего в 2020 году по линии ВВТ предприятия сдали 21 судно речное и река – море суммарным водоизмещением почти 35 тыс. тонн и с финансированием в 21,1 млрд руб.

Завод «Красное Сормово» в августе сдал компании «ВодоходЪ» круизный лайнер «Мустай Карим» проекта PV300. Проект судна готовило Морское Инженерное Бюро, средства на строительство в объеме 3,2 млрд руб. выделяло АО «Машпромлизинг».

Также по программе Внутренний водный транспорт сормовичи сдали десять судов проекта RSD59, восемь для компании «Пола Райз» и еще два для СК «Альфа». В обоих случаях заказчиком выступало ПАО «ГТЛК», общий объем выделяемых средств – 7,6 млрд руб. и 1,9 млрд руб. соответственно.

Суда этого же проекта строила Окская судоверфь. Корабелы из Навашино передали заказчикам семь сухогрузов пр. RSD59, пять для компании «Петротранс» и два для «Астрол». Общий объем финансирования составил 4,8 и 1,9 млрд руб. соответственно, деньги выделяло ПАО «ГТЛК».

В подпрограмме «Внутренний водный транспорт» судостроительный завод «Лотос» сдал танкер-продуктовоз-химовоз дедвейтом 5229 тонн типа «Александр Шемагин» проекта RST25 «Волготранс-2501» для одноименной компании. Судно было заложено в марте 2016 года и спущено на воду в конце июня 2019 года. Судно строилось по программе лизинга на средства ОСК, заказчиком выступил «Машпромлизинг». Несмотря на столь долгий срок строительства, танкер стоил 744 млн руб.

Волжский ССЗ в 2020 году сдал наливное судно «Марлин» проекта RST22ТР грузоподъемностью 7000/4600 тонн. Это судно с заводским номером 371 было заложено более 10 лет назад – в конце мая 2010 года. Заказчиком танкера выступила петербургская компания «Тринити шиппинг», которая строила его за собственные средства. Стоимость судна составила 750 млн руб.

И последний заказ по программе ВВТ в 2020 году сдало ЗАО «Нефтефлот» – безэкипажное несамоходное трюмное судно «Волго-Дон-макс» класса смешанного река – море плавания дедвейтом 4800 тонн, проекта RDB12 «Самарская-3». Проектант – Морское Инженерное Бюро, заказчик судна – ПАО «ГТЛК», лизингополучатель – судоходная компания ООО «Петротанкер». Стоимость судна – 330 млн руб.

Обновление флота ФГУП «Росморпорт»

«Росморпорт» продолжает реализацию долгосрочной программы развития, которая была принята еще в 2017 году. По подпрограмме обновления флота ведомство в прошлом году получило пять судов с общим объемом финансирования 3 млрд руб., все постройки Онежского ССЗ. Деньги на строительство судов выделяет федеральный бюджет.

Из них самый крупный заказ как в денежном выражении, так и по водоизмещению – самоотвозной трюмный земснаряд с объемом трюма 2000 куб. м проекта TSHD 2000 «Юрий Маслюков». Разрабатывало проект голландское КБ Damen совместно с ПКБ «Петробалт».

В составе ФГУП «Росморпорт» два земснаряда аналогичного проекта: «Северная Двина» и «Белое море» – уже работают на главном судоходном объекте порта Калининград с ноября 2019 года. Оба этих судна зарубежной постройки.

Серию дноуглубительных судов продолжили две самоходные грунтоотвозные шаланды проекта HB-600, которые Онежский ССЗ передал «Росморпорту» в декабре 2020 года. Первая шаланда будет работать в порту Новороссийск, а «Смелая» отправится в Астрахань. Общая стоимость двух судов составила 1 млрд 40 млн руб.

Также предприятие продолжает строительство серии гибридных лоцмейстерских судов проекта ST23WIM-H по проекту КБ «Морская техника». В прошлом году завод сдал два таких судна: «Анатолий Климов» и «Виктор Воротыло» – стоимостью 310 млн руб.

Программа «Роснефти»

Своя программа развития флота есть и у отечественного нефтяного гиганта ПАО «Роснефть». Он по большей части ориентирована на Судостроительный комплекс «Звезда».

Сегодня в портфеле заказов верфи свыше 50 судов, из них 28 единиц именно от «Роснефти».

В декабре 2020 года ССК «Звезда» сдал первый отечественный танкер типа «Афрамакс» «Владимир Мономах» для дочерней компании «Роснефти» – «Роснефтефлот». Однако надо отдать должное, что пока дальневосточные специалисты занимаются формированием носовой секции и окончательной сборкой судна. Остальные работы выполняли корейские партнеры завода – Hyundai Samho.

Контракт на строительство танкера был заключен ССК в 2017 году, церемония закладки состоялась в сентябре 2018 года, общая стоимость заказа дедвейтом 114 тыс. тонн составила 12 млрд руб. Заказ строится на собственные средства с использованием финансов «ВЭБ-Лизинг».

Всего в портфеле заказов ССК «Звезда» 12 танкеров класса «Арфрамакс», из них семь уже заложены.

Вторым судном по программе обновления флота, которое компания получила в этом году, стал танкер «Приморье» пр. 00211. Проект судна готовило КБ «Вымпел».

Танкер вместе с однотипным «РН Сахалин» были заложены в 2012 (!) году на Дальневосточном заводе «Звезда», но их строительство затянулось.

Заказ был передан на Находкинский судоремонтный завод, где сформировали корпуса и в степени готовности 55% танкеры спущены на воду, а затем перегнаны в Центр судоремонта «Дальзавод» на достройку.

Головной «РН Сахалин» начал доставку нефтепродуктов на Сахалин в 2018 году, «РН Приморье» присоединился к нему лишь сейчас. Финансировался заказ из собственных средств компании, общий объем финансирования строительства – 956 млн руб.

Рыбопромысловый флот

Наиболее активная программа обновления флота и инфраструктуры сейчас у рыбаков. По данным Росрыболовства, в 2020 году промысловые компании заключили 78 договоров с общим объемом привлекаемых инвестиций порядка 193 млрд руб., из них 53 договора под строительство рыбопромысловых судов и 25 – новых рыбоперерабатывающих заводов.

Пять судов уже построены и сданы заказчику, на стадии строительства находятся 26 судов. Закладка остальных запланирована до конца 2023 года.

С точки зрения судостроения в России строительство промысловых судов интересно тем, что для реализации программы обновления флота компании пользуются собственными или кредитными деньгами. И второй фактор – это высокая насыщенность самих судов и, как следствие, цена.

До массовых сдач судов пока далеко, однако первые заказы уже работают. Так, в 2020 году верфи сдали четыре рыбопромысловых судна. ЛСЗ «Пелла» передал компании «Антей» среднее добывающее судно для лова краба «Русь» пр. 03070 по проекту ПКБ «Петробалт». Судно длиной 50,5 м и шириной 12,5 м стоило около 1,2 млрд руб.

Камчатский колхоз им. Ленина получил третий в серии сейнер SK-3101R «Василий Каплюк» по проекту Skipskompetanse AS. Первые два судна серии уже работают на путине. Стоимость этого судна, после всех корректировок цен, составила 1,6 млрд руб. Отличие этого проекта еще в том, что при строительстве всех трех судов заказчик привлекал лизинговые деньги.

Выборгский судостроительный завод с некоторой задержкой, которую еще на стадии подписания контракта прогнозировали стороны, сдал первый средний рыболовный траулер морозильный «Баренцево море» пр. ST-118L (КМТ01). Проектными работами здесь занимались норвежское КБ Skipsteknisk AS совместно с Морским Инженерным Бюро, заказчик – Архангельский траловый флот.

Пока это самый крупный траулер, который сдали отечественные предприятия по программе инвестиционных квот. Длина судна – 86 м, соответствующая и стоимость – 3,5 млрд руб.

И четвертое промысловое судно в этом списке – малый рыболовный траулер рефрижераторный проекта Т30В для ПТФ «Карелрыба» постройки СЗ «Вымпел» совместно с Верфью братьев Нобель. Проект готовили КБ «Восток» и инженерный центр СЗ «Вымпел». Стоимость этого судна составила 423 млн руб.

Для Сахалина и Волги

Есть в сдаточной программе 2020 года два судна, которые шли по отдельным программам. По ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов 2016–2025 годов» Невский ССЗ построил головной паром проекта PV22 на 146 пассажиров для АО «Сахалинлизингфлот» «Адмирал Геннадий Невельской». Судно было заложено в марте 2019 года, деньги, 2,3 млрд руб., на его строительство выделил местный бюджет. Предприятие сейчас занимается достройкой второго в этой серии судна «Павел Леонов», его сдача намечена на 2021 год.

Также по отдельной программе на лизинговые деньги Зеленодольский завод им. Горького строил пассажирское судно на СПГ для региональных перевозок типа А-145 «Чайка СПГ» пассажировместимостью 170 человек проекта 03622. Проектантом здесь выступает АО «Зеленодольское ПКБ». Заказчиком выступает ГТЛК, лизингополучателем – «ВолгаТатСудоремонт». Суммарный объем финансирования – 419 млн.

Внебюджетные средства

За внебюджетные деньги в России пока строится не так много судов.

К сожалению, частные заказчики предпочитают обращаться на иностранные верфи (об объеме судостроительных заказов от российских компаний на иностранных верфях обязательно расскажем в следующих материалах).

В 2020 году верфи по линии внебюджетных средств, то есть денег, которые никоим образом не завязаны на программы господдержки, ФЦП и т.д., построили 20 судов суммарным водоизмещением около 8000 тонн и с финансированием в 2,7 млрд руб.

Самый крупный заказ в 725 млн руб. выполнял завод Гидромеханизации, который сдал ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» несамоходный землесос «Гидромех-1700Dhl» производительностью 1000 м 3 /ч пр. RDB 66.43 по проекту РЦПКБ «Стапель».

Также Окская судоверфь на лизинговые деньги ПАО «ГТЛК» для ООО «СК Белмакс» строила две мелкосидящие несамоходные баржи пр. RDB20 дедвейтом 6000 тонн по проекту Морского Инженерного Бюро. Суммарный объем финансирования здесь составил 400 млн руб.

Все остальные суда стоили значительно меньше. Загрузку предприятиям давали, но заметного влияния на итоговый тоннаж и объем средств не оказывали.

Посчитаем и сделаем выводы

Отечественные заводы сдали 60 крупных судов суммарным DVT порожнем 113 тыс. тонн, из которых 20 тыс. тонн пришлось на долю первого отечественного «Афрамакса».

Из этого объема 11 судов финансировались из федерального бюджета – около 52,7 млрд руб., две единицы из бюджета местного – 2,4 млрд руб., плюс на строительство 27 заказов привлекались деньги лизинговых компаний – около 22,9 млрд руб.

Если сравнить стоимость судов и производство одной тонны металлоконструкции судна при строительстве заказов за государственные деньги и внебюджетные в удельных величинах, то можно увидеть существенную разницу. Да, суда разные, отличается насыщение, сложность производства, сравнить можно грубо. Но, например, тонна металлоконструкции в строительстве судна за внебюджетные деньги составляет 326,5 тыс. руб., при этом та же тонна, но по программе обновления флота «Росморпорта» – 1 млн 648 тыс. руб., немногим меньше по линии обновления Морского флота – 953,6 тыс. руб. У промысловых судов, которые строятся по большей части за кредитные деньги, удельная стоимость тонны конструкции – 995,5 тыс. руб.

И тут подходим к тому, что рыночная конкурентоспособность российских верфей страдает. В основном предприятия строят заказы, которые финансируются государством. Либо это деньги, которые напрямую выделяет федеральный или местный бюджет, либо это деньги госкомпаний («Рос­атом», «Росморпорт»), либо деньги лизинговых компаний, ставки по которым также компенсирует государство.

Причин неконкурентоспособности много. Первая и самая главная – общий развал всей российской промышленности в 90-х годах прошлого века. Несмотря на отдельные локальные очаги восстановления, отрасль в целом еще не оправилась. И восстанавливаться будет долго.

Следствие общего развала – это утеря системы подготовки кадров, от управленческого и инженерно-технического состава до рабочих. Пока судостроение идет за счет персонала, воспитанного Советским Союзом. Сказать, что молодежи в отрасли нет, нельзя. Но разрыв по возрасту и квалификации между опытными сотрудниками и молодыми специалистами огромный. И как раз сейчас мы подходим к этой яме, когда дело будет переходить в руки молодежи без навыков и без опыта, который передавать некому.

К сожалению, нынешние руководители отрасли исповедуют принцип, что нужно дать судостроению заказы и оно восстановится и заработает – ведь 30 лет назад все работало! Но с конца 80-х поменялись и технологии, и оборудование, и сам подход к строительству судов. Если завалить предприятия заказами, то все будет так же – срывы сроков строительства, ошибки, высокая стоимость. Сегодняшняя ситуация тому подтверждение. Поэтому для восстановления нужна полная перестройка верфей, и всех технологических процессов, и менталитета.

Последний фактор в большей степени касается руководства отрасли. К сожалению, наши «эффективные менеджеры» не то чтобы никогда не работали в судостроении, но и просто не пересекали проходной завода с утренним гудком. Поэтому верфь и процессы внутри нее для них – квадратик на бумаге с входящим и выходящим денежным ресурсом. Как следствие, руководители не могут ни спланировать результат, ни внести необходимые коррективы в процессе работы над заказом, ни проанализировать ошибки и потери после его выполнения, чтобы не допускать их в будущем.

И наконец еще одна проблема, характерная для сегодняшнего дня, из-за которой проходят постоянные корректировки стоимости заказов, срывы сроков, различные схемы с докапитализацией заводов, – это трудность определения реальной стоимости строительства судна. Особенно при работе с головными и сложными судами. Сейчас невозможно точно определить общие трудозатраты на заказе. Нет технологии, нет документации, есть лишь общие характеристики.

Поэтому оценить общую трудоемкость строительства судна можно только в приближенной, грубой форме, а на головных заказах, как правило, она может вырастать в два раза по сравнению с серийными судами.

Решить эту проблему можно двумя путями. Либо взять практику, которая сейчас существует при работе с гособоронзаказом, когда при подписании договора ставится ориентировочная цена контракта, которая затем в процессе строительства корректируется. Либо взять на вооружение южнокорейскую практику, когда государство постоянно докапитализирует верфи. Потому как одно рабочее место в судостроении на верфи создает множество рабочих мест в смежных отраслях: на фирмах – производителях оборудования, у подрядчиков и смежных предприятий.

В итоге те дополнительные деньги господдержки, которые идут на верфи, компенсируются за счет объемов именно смежных отраслей, которые работают и поставляют оборудование по всему миру.

Но судостроение – это стратегическая отрасль экономики государства. Помимо того, что это статус и определенный престиж, это еще и одна из локомотивных отраслей в нашей несырьевой экономике.

Поэтому уверен, что мы в итоге придем к госрегулированию стоимости заказов и в гражданском судостроении. Иначе пока это выглядит как формальное перекладывание денег из одного кармана в другой, с балансированием на грани банкротства заводов, переносом сроков и т.д.

А о строительстве частных заказов за рубежом и экспортном потенциале российских верфей поговорим в следующих материалах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: